Система органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления Каком случае представительный орган не формируется

Представительный орган муниципального образования - это выборный, обязательный, коллегиальный орган, обладающий правом представлять интересы нания.вующие на территории муниципального образоваселения и принимать от его имени решения.

Представительные органы состоят из депутатов, численность которых определяется уставом самоуправляющейся единицы. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ставит коная пропорция выглядит следующим образом:селения муниципального образования (ст. 35). Данличество депутатов в поселениях и городских округах в зависимость от численности на

  • 7 депутатов - при численности населения менее 1 тыс. человек;
  • 10 депутатов - при численности населения от 1 до 10 тыс. человек;
  • 15 депутатов - при 10 до 30 тыс. человек;
  • 20 депутатов - при 30 до 100 тыс. человек;
  • 25 депутатов - при численности населения от 100 до 500 тыс. человек;
  • 35 депутатов - при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Особо оговаривается численность депутатов муниров она должна быть не менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом, муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган формируется на муниципальных выборах и считается правомочным при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов. В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган необразуется. В этом слуного органа или схода граждан.ми. В любом случае недопустима ситуация, когда местное самоуправление остается без представительны быть небольшими и преимущественно сельскинятно, что такие муниципальные образования должвания независимо от количества проживающих. Почае его функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом муниципального образования.

Особо оговаривается формирование представительных органов в муниципальных районах. Они формируются двумя способами:

  • - в результате избрания на муна;пальный район, не может превышать две пятые от установленной численности представительного оргабранных из одного поселения, входящего в мунициниципальных выборах.
  • - в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. При таком варианте представительный орган излений, расположенных в границах муниципального района.мимо депутатов в состав представительного органа района по должности могут включаться главы посева, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма представительства определяется уставом муниципального района. Поселений в составе района по норме представительстбирается из депутатов представительных органов по

Срок полномочий представительного органа месттата не может быть менее двух лет. Конкретные сроки полномочийответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» срок полномочий депуных, в соответствии с Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не может превышать пяти лет; минимальное время осуществления полномочий представительным органом не устанавливается. В сопального образования в соответствии с федеральным законодательством. Максимальный срок полномочий всех властных органов, в том числе и муниципального самоуправления определяется уставом представительных органов муниципальных образований определены на региональном уровне.

В ч. 5 ст. 40 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указыватат.ленности представительного органа, а при численности местной думы менее 10 человек -- один депунове могут работать не более 10% депутатов от чисется, что депутаты выполняют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Полномочия представительных органов прекращаются по истечении срока их деятельности. Случаи досрочного завершения деятельности представительного органа фиксируются ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»:

вступление в силу решения суда субъекта федерации о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий;

принятие самим представительным органом решения о самороспуске (в порядке, определенном муниципальным уставом);

преобразование муниципального образования;

роспуск представительного органа в порядке, предусматривающем ответственность перед государством.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий проводятся досрочные муниципальные выборы в представительный орган.

Структура представительного органа определяется депутатами и закрепляется в принимаемом ими регламенте представительного органа. Представительный орган состоит из председателя, его заместителей, функционально-отраслевых подразделений (постоянные и временные комиссии), территориальных органов, аппарата.

Предсеются из состава депутатов. Возможен вариант,датель представительного органа муниципального образования и его заместители избира когда организацию деятельности представительной власти осуществляет глава муниципального образования, избранный населением. Выбор того или иного варианта находится за уставом муниципального образования.

В зависимости от того, кто возглавляет думу (сотельность постоянных комиссий и депутатов, дает им поручения.ного органа. Он осуществляет руководство подготовкой заседаний думы, созывает их, координирует деятеля связана с организацией работы представительсти: представительские и по руководству думой. Деятельность председачий руководителя представительного органа. Если это председатель, избранный из числа депутатов, его полномочия будут иметь две основные направленновет), устанавливаются содержание и объем полномочий.

Председатель назначает и освобождадов думы.ставительного органа в пределах утвержденной в бюджете муниципального образования сметы расхонии -- распоряжение денежными средствами преддает правом их приема и увольнения.

Постоянные и временные комиссии представительных органов местного самоуправях) представительного органа на срок его полномочий из числа депутатов в составе председателя и членов комиссии. Временные депутатские комиссии действуют в течение определенного срока. Наиболее распространенными являются комиссии по социальной политике, бюджетным отношениям и т.п.ны и перед ним ответственны. Постоянные комиссии, как правило, избираются на заседаниях (сессими. Они образуются по решению представительного органа, ему подчинеления являются их основными вспомогательными депутатскими органами.

Территориальные органы представительного органа муниципального образования представлены депутатскими группами, осуществляющими свои полномочия в избирательных округах.

Аппарат представительного органа муниципального образования создается в целях организационно-правового и материально-технического обеспечения деятельности.

Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизареждений;ции и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Данный перечень не является исчерпывающим. Он не может быть изменен или сокращен, но может быть расширен с закреплением в уставе муниципального образования.

Кроме исключительных полномочий Федеральный закон к компетенции представительных органов муниципальных образований отнес:

установление официальных символов муниципальных образований и порядок их официального использования (ч. 3 ст. 9);

инициирование изменения границ и преобразования муниципального образования, выражения мнения по поводу изменения границ и преобразования муниципального образования (ст. 12, 13),

принятие решения о назначении местного референдума, инициирование местного референдума (ч. 3 ст. 22);

назначение муниципальных выборов (ч. 2 ст. 23), назначение голосования по отзыву выборных лиц муниципального образования (ч. 1 ст. 24);

рассмотрение и принятие решения по проекту муниципального прациативы граждан, установление минимальной численности такой инициативной группы (ст. 26);вового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы;

установление границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (ст. 27);

инициирование и назначение публичных слушаний (ст. 28), собраний граждан (ст. 29), конференций граждан (ст. 30), опроса граждан (ст. 31);

рассмотрение обращений граждан, направленных в представительный орган (ст. 32);

избрание главы муниципального образования из своего состава в случае, предусмотренном уставом муниципального образования, (ч. 2 ст. 36);

назначение на должность главы местной администрации по результатам конкурса (ч. 6 ст. 37),

утверждение структуры местной администрации (ч. 8 ст. 37);

формирование контрольного органа муниципального образования в, соответствии с уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 38);

установление порядка привлечения заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (ст. 64).

Основной организационно-правовойформой работы представительного органа является заседание (сессия), на котором он решает вопросы отнесенные к его ведению законодательством и уставом муниципального образования.

Представительные органы осуществляют свои полномочия непосредсия признается правомочной, а также всех других форм деятельности представительного органа. Во время сессии могут проводиться заседания представительного органа, постоянных комиссий, депутатские слушания, собрания фракций и депутатских групп.вительного органа с участием всех депутатов или как минимум такого числа депутатов, при котором уставом муниципального образования сесственно только на заседаниях (сессиях) и принимают на них решения в коллегиальном порядке. Сессия -- это совокупность заседаний предста

Очередные заседания проводятся в установленные регламентами сроки (прежде в установленные законойянных комиссий или группы депутатов определенсти, в силу возникших обстоятельств. Регламенты дум предусматривают для внеочередных заседаний особый порядок инициирования. Они проводятся по предложению председателя думы, одной из ее посторедные заседания проводятся по мере необходимоном). Они созываются руководителем думы.

Возможность настаивать на провеют также главе муниципального образования.дении внеочередного заседания.

Открытое заседание предполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Именно в таком режиме проходит большинство засеным органом.рактере заседания решается самим представительзыве руководителя думы, досрочного прекращения полномочий кого-либо из депутатов). Вопрос о хаданий. Закрытые заседания организуются в особых случаях.

Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципальна, избираемый этим органом из своего состава.ного образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -- председатель представительного органа.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом или отния и депутатов.ние деятельности представительного органа муниципального образовадельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета.

Периодичность и порядок проведения заседаний (сессий) представипальных образованиях установлено, что сессии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц или, например, не реже 4 раз в год. При этомзования и в регламенте представительного органа. Во многих муницительного органа должны быть определены в уставе муниципального образования.

Предусмотрена возможность созыва внеочередных сессий по инициативе 1/5 от общего числа депутатов, либо одной из постоянных комиссии, либо главы муниципального образования, либо главы местной администрации.

Заседание (сессия) чаще всего признается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для данного представительного органа. Заседания (сессии), как правило, предусматривается проводить открытыми.

Обсуждение вопросов, внесенных на рассмотрение представительного органа, завершается принятием решения в коллегиальном порядке. Эта стадия предполагает в случае принятия решения за основу проведение обсуждения и внесение в него поправок, поддержанных большинством депутатов. Проект решения в соответствии с принятыми поправками стасов от установленной численности депутатов.ципального образования должен приниматься большинством в 2/3 головом может быть установлено принятие решений квалифицированным большинством (2/3) или высококвалифицированным большинством (3/4). В частности, в соответствии с Федеральным законом устав мунидиться в целом или вначале по разделам, статьям, пунктам, а затем -- в целом. Решение следует считать принятым, если за него проголосует большинство избранных депутатов. По наиболее важным вопросам уставится на голосование.

Представительные органы должны создать систему официального опубликования своих решений и правовых актов других органов местноданам, должностным лицам и организациям за неисполнениелирования отношений, применения каких бы то ни было санкций к гражзанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Неопубликованные официально правовые акты не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регубые нормативные правовые акты, затрагивающие права свободы и обяго сообщества.

Исполнение решений представительных органов организует глава меции.стной администрации и подчиненные ему органы местной администрации.

Эффективное функционирование правовой системы, установленной в стране, обеспечивают Представительные, исполнительные, судебные институты осуществляют принятие и реализацию нормативных актов. Также они формируют условия для надлежащей охраны прав и защиты интересов граждан. По мнению многих исследователей, приоритетное значение в системе имеют законодательные (представительные) органы. Такая позиция обусловлена тем, что именно эти институты облекают в нормы главные направления внешней и внутренней политики, обеспечивая верховенство правовых положений в обществе. Рассмотрим далее, какие существуют представительные органы в стране, каковы их задачи и порядок формирования.

Общие сведения

Принцип разделения власти на три направления был закреплен в Конституции, принятой в 1993 году. Его суть заключается в том, что каждой ветви отводятся определенные вопросы, устанавливаются рамки компетенции, в пределах которых она может их решать. Так, в частности, разрешение споров, признание неконституционности тех или иных правовых документов, вынесение приговоров осуществляют судебные Представительные институты разрабатывают и принимают нормативные акты, утверждают бюджет и так далее. Эти вопросы находятся в ведении Федерального Собрания и региональных структур.

Парламент

Он выступает в качестве Высшего нормотворческого института в стране. В Федеральное Собрание входят: Госдума РФ и Совет Федерации. Первая структура осуществляет разработку, обсуждение и принятие норм. В некоторых случаях правовой документ изучается в Совете Федерации. При этом последний может отклонить утвержденный проект. Совет Федерации, таким образом, выступает как координирующий и контролирующий институт. Его деятельность необходима для уменьшения политических разногласий, принятия оптимальной редакции предлагаемой нормы.

Формирование

Образование представительных органов осуществляется на выборной основе. Избрание депутатов происходит по пропорциональной системе. В голосовании участвуют все граждане страны. В ходе предвыборной кампании политические партии предоставляют списки кандидатов. Места в Госдуме распределяются в соответствии с официальными итогами голосования.

Структура

Высшие представительные органы в комплексе формируют единый институт, принимающий ФЗ. В соответствии с ними утверждаются региональные правовые документы. Эта функция возложена на представительные органы субъектов РФ. Они, в свою очередь, именуются по-разному. Это могут быть:

  • Курултаи.
  • Думы (областные, городские и проч.).
  • Хуралы.
  • Советы и так далее.

Кроме этого, функционируют и территориальные органы. Они также наделены правом утверждать нормативные акты. Эти документы могут раскрывать суть ФЗ, регламентирующих решение вопросов совместного ведения регионов и РФ, или касаться проблем, относящихся исключительно к компетенции субъектов.

Палаты парламента

Представительные органы занимают ключевое положение в структуре административного аппарата России. Высшие институты регулируют вопросы, относящиеся к обеспечению нормальной жизнедеятельности всего общества в стране. Правовой статус палат парламента закрепляется в Конституции. В нормотворческой деятельности эти федеральные органы имеют приоритетное значение. Между тем в стране утверждать правовые акты могут и иные, в том числе судебные структуры и президент. Это, однако, нисколько не умаляет силы и значения палат парламента.

Нюансы

Представительные органы - это такие институты, которые формируются по воле народа. ФС имело такой статус с 1993-го по 1995-й. В настоящее время по своей сути не является представительным институтом власти. Это связано с тем, что назначение сенаторов осуществляет президент страны. При этом Госдуму можно назвать представительным органом только частично. Дело в том, что, к примеру, в 6-й ее созыв избрание депутатов осуществлялось по спискам. Таким образом, население голосовало не за конкретного кандидата, а за всю партию. Состав выдвигаемого политического объединения, однако, может измениться и после его избрания. В результате происходит "текучка" депутатов. Одни из них, заявляя самоотвод, уходят, а на их место приходят другие, о которых граждане даже не знают. По мнению ряда специалистов, сомнительной следует считать и исключительно законодательную функцию Думы. Дело в том, что депутаты имеют право опосредованно контролировать работу Счетной Палаты, председателя ЦБ. Они также могут направлять запросы в прокуратуру, назначать уполномоченного по правам, вызывать на заседание министров. Эти нюансы оказывают существенное влияние на зависимость ветвей госвласти друг от друга. Таким образом, Высшие нормотворческие федеральные органы обладают широкими возможностями. Обе палаты парламента наделены контрольными функциями в рамках своей компетенции.

Территориальные органы

Правовой статус этих институтов также закрепляется в Конституции. В полномочия представительного органа региона входит, кроме нормотворческой деятельности, работа по формированию и прочих структур, а также контроль их функционирования. Взаимодействие с институтами других ветвей осуществляется по-разному в той или иной административной единице страны. Существуют также отличия в формах организации самого процесса принятия законов, процедур рассмотрения и разрешения тех или иных проблем.

Специфика

Местные представительные органы самостоятельно решают вопросы, которые касаются информационного, материально-технического, правового, финансового и организационного обеспечения их деятельности. Все необходимые расходы на это утверждаются внутри институтов. Затраты на обеспечение деятельности предусматриваются отдельной строкой регионального бюджета.

Компетенция

Среди основных вопросов, которые решают региональные институты, следует отметить:

  • Формирование порядка, на основании которого будут проводиться выборы в органы самоуправления, осуществляться их деятельность в пределах, установленных в Конституции.
  • Установление сборов и налогов, отнесенных в соответствии с ФЗ к ведению регионов, порядка их удержания.
  • Принятие программ социального и экономического развития, предложенных исполнительными структурами.
  • Утверждение заключения и расторжения соглашений и договоров регионального уровня.
  • Установление режима управления и распоряжения собственностью на подведомственной территории.
  • Определение порядка созыва и проведения референдумов.
  • Утверждение плана по управлению регионом, установление структуры высших исполнительных органов субъекта.

Нормотворческая инициатива

Ее имеют соответствующие органы самоуправления, депутаты и определенные должностные лица. Право на инициативу предоставляется согласно положениям Конституции и Уставам регионов и другим институтам и структурам. В их числе, в частности, могут быть общественные организации и объединения. Это право могут получить и граждане, которые проживают на конкретной территории.

Рассмотрение предложенных проектов

Разработанные нормативные акты, предоставленные лицами, занимающими высшие должности в регионе, изучаются в первоочередном порядке. Рассмотрение законопроектов, в которых предусматриваются расходы, покрытие которых предполагается осуществлять из бюджета субъектов, осуществляется в течение не менее 2 недель (14 календарных дней).

Порядок утверждения актов

Процедура принятия устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Процесс имеет свою специфику. В частности:

  1. Принятие Устава субъекта, дополнений и поправок к нему производится большинством голосов. При этом оно должно составить не меньше 2/3 от всего числа депутатов.
  2. Законопроекты рассматриваются как минимум в 2 чтениях. При принятии или отклонении разработанного акта выносится соответствующее постановление.
  3. Утверждение законов региона производится большинством от всего установленного числа депутатов, а решений - от количества избранных.
  4. В качестве неотъемлемого условия вступления нормативного акта в действие выступает его обнародование (промульгирование) лицами, находящимися на высших постах.
  5. В случае отклонения законопроекта вето может преодолеваться большинством, которое составляет не меньше 2/3 от всего установленного числа депутатов.

Нормативные акты, Уставы вступают в действие непосредственно после опубликования в официальных источниках. Законы, положения, которые касаются защиты свобод и прав, наделяются юридической силой не ранее чем через 10 дней после издания.

Правовой статус

Нормотворческие региональные (местные) органы являются постоянно действующими институтами. Они выступают как единственные структуры административной единицы, обладающей правом принимать официальные юридические акты. В функции институтов включено законодательное регулирование по вопросам исключительного ведения региона, а также совместного ведения с Высшими представительными органами страны. Структуры административных единиц обладают правами юрлиц, имеют гербовые печати. Название представительного органа в каждом субъекте, его внутреннее устройство определяются в соответствии с Уставом (Конституцией) с учетом национальных, исторических и прочих традиций.

Специфика избрания

В ФЗ № 184 определена структура и способы, в соответствии с которыми формируются нормотворческие местные органы. Выбор депутатов осуществляется гражданами, проживающими в пределах данной административной единицы. Для участия в кампании они должны быть наделены избирательным (активным) правом. В качестве кандидата может выступать гражданин России, достигший определенного возраста. Он, согласно законодательству, должен обладать пассивным правом быть избранным. Выборы проводятся путем тайного голосования. Статус депутатов, продолжительность их полномочий, порядок, в соответствии с которым подготавливаются и реализуются утверждаются в Федеральных нормативных актах, Уставе (Конституции) и прочих правовых документах региона. Заседания являются открытыми, однако допускается проведение закрытых совещаний. Порядок созыва последних предусматривается в регламенте, который утверждает региональный или муниципальный представительный орган.

Состав региональных институтов

Большая часть представительных органов в субъектах является однопалатной. Две палаты парламента предусматриваются только в некоторых республиках. Формирование представительных институтов осуществляется в процессе выборов с использованием пропорциональной и мажоритарной систем. Не меньше половины депутатов должны выбираться по единому округу в соответствии с количеством голосов, поданных за списки от избирательных объединений. Количество депутатов в законодательном органе субъекта определяется в Уставе региона. Численность избранников колеблется от 11 (в Таймырском АО) до 194 (в Республике Башкортостан). Продолжительность пребывания гражданина в статусе депутата устанавливается в Уставе. Однако срок полномочий не может быть больше пяти лет. Количество должностных лиц, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, устанавливается соответствующим нормативным актом региона.

Финансирование

Расходы, которые необходимы для обеспечения деятельности представительных региональных органов, предусматриваются отдельно от прочих затрат согласно бюджетной классификации РФ. Распоряжение и контроль распределения средств в ходе реализации доходно-расходных статей отдельными депутатами либо их группами, а также самим нормотворческим институтом не допускаются. Вместе с этим полномочия представительной структуры региона по надзору за распоряжением бюджетными средствами не ограничиваются.

Законы представительного органа региона

Нормативные акты такого типа решают различные вопросы. К ним, в частности, относят:

  1. Утверждение бюджета региона и отчета о его реализации, предоставленные лицом, занимающим высшую должность.
  2. Установление порядка проведения выборов в структуры местного самоуправления в пределах административной единицы.
  3. Утверждение программ по экономическому и социальному развитию региона, которые предоставляются высшим лицом.
  4. Установление сборов и налогов, отнесенных к ведению администрации, порядка их взимания.
  5. Утверждение бюджетов территориальных внебюджетных государственных фондов и отчетов по их реализации.
  6. Определение порядка управления и распоряжения имуществом субъекта, в том числе акциями, паями и прочими долями в капиталах хозяйствующих товариществ, обществ и предприятий иных организационно-правовых типов.
  7. Утверждение расторжения и заключения региональных договоров.
  8. Установление порядка организации и проведения референдумов.
  9. Определение административно-территориального устройства региона и правил его изменения.
  10. Установление структуры институтов иных направлений.
  11. Определение порядка избрания в представительный орган региона.

Постановления

Представительные органы регионов вправе выносить такие нормативные акты по различным текущим, оперативным вопросам. В частности постановлением осуществляется:

  1. Принятие регламента нормотворческого института, решение вопросов, касающихся внутреннего распорядка деятельности.
  2. Оформление передачи высших полномочий в субъекте гражданину по представлению президента России.
  3. Назначение на пост и снятие с него отдельных служащих.
  4. Оформление согласия на получение должности определенными лицами, если данный порядок установлен в Конституции, ФЗ или Уставе региона.
  5. Назначение даты выборов в представительный орган субъекта.
  6. Определение времени проведения референдума в предусмотренных нормативными актами региона случаях.
  7. Оформление решения о доверии/недоверии высшим должностным лицам, в том числе исполнительным органам, в назначении которых участвовал представительный институт.
  8. Утверждение соглашения об изменении границ административной единицы.
  9. Одобрение проекта договора о разделении полномочий.
  10. Назначение
  11. Оформление иных решений по вопросам, которые, согласно Конституции и прочим нормативным актам, отнесены к ведению представительного органа субъекта.

Досрочное прекращение деятельности

Полномочия нормотворческого органа могут останавливаться до истечения установленного срока, в случаях его роспуска по:

  1. Самостоятельно принятому решению депутатами.
  2. Постановлению руководителя региона, если в ходе заседания был принят нормативный акт, противоречащий юридическим документам, обладающим высшей силой. При этом факты несоответствия должны быть установлены в судебном порядке, а представительный орган не устранил выявленные нарушения в течение полугода с даты вступления судебного решения в действие.

При досрочном роспуске должны быть назначены внеочередные выборы. Они проводятся не позже 6 месяцев после вступления в силу постановления о досрочном прекращении полномочий представительного органа. Досрочный роспуск допускается также в случае принятия судебного решения о неправомочности текущего состава депутатов. Такое положение имеет место, кроме прочего, и при сложении избранниками своих полномочий.

Недоверие руководителю региона

Представительный орган наделяется и таким правом. Недоверие лицу, занимающему высшую должность, выражается в случае:

  1. Издания им нормативных актов, не соответствующих положениям ФЗ, Конституции, Уставу региона и прочим правовым документам. При этом противоречия должны быть установлены в рамках судебного заседания, а руководитель высшего исполнительного органа не устранил несоответствие по истечении месяца с даты вступления постановления суда в действие.
  2. Выявления другого грубого нарушения ФЗ, нормативных актов региона, положений Конституции и прочих документов такого характера, если оно повлекло повсеместное нарушение свобод, прав и интересов населения данной административной единицы.

Решение о выражении недоверия руководителю высшего исполнительного органа утверждается, если за него высказалась 1/3 депутатов из установленного их числа при инициативе такого же количества народных избранников. В случае принятия такого постановления лицо, занимающее высший региональный пост, отправляется незамедлительно в отставку с прекращением деятельности института, которым оно управляло. Одновременно должен быть сформирован новый состав исполнительного органа. Если этого не произошло, прежний институт функционирует до момента создания новой структуры.

Особенности формирования представительного органа муниципального района.

Порядок формирования представительного органа

Представительные органы муниципальных образований формируются на основе всеобщего участия населения, прежде всего путем выборов. Порядок формирования представительных органов для поселений и для муниципальных районов может быть различен. Представительный орган поселения всегда состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Единственным исключением из этого правила являются представительные органы малочисленных поселений. Если же в таком малочисленном поселении проживает менее 100 человек, обладающих избирательным правом, то в этом случае представительный орган поселения не формируется и полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 35) предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района.

Основным для большинства муниципальных районов является первый вариант, согласно которому представительный орган избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Следует заметить, что положение, согласно которому число депутатов представительного органа муниципального района, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района, противоречит Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части необходимости соблюдения примерного равенства избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10% (п. 4 ст. 18) и тем самым нарушает принцип равного избирательного права. В данном случае Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исходит из необходимости представительства в выборных коллегиальных органах муниципального района не только избирателей как отдельных лиц, но и муниципальных образований. В этой связи число мандатов в представительном органе муниципального района не обязательно должно полностью соответствовать численности избирателей соответствующих поселений.

Согласно второму варианту, представительный орган муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Так, представительный орган муниципального района формируется, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о таком порядке формирования представительного органа оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с рассмотренным нами первым вариантом.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Численность депутатов представительного органа

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования. При этом в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена минимальная численность депутатов представительного органа поселения, которая жестко привязана к численности населения соответствующего поселения. Такая численность не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек - при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек - при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек - при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

  • 9. Устав муниципального образования: понятие, признаки, структура.
  • 10. Теории местного самоуправления
  • 11. Реформа самоуправления земств и городов в 19 - начале 20 в.В.
  • 12. Основы организации местной власти в период с 1917 до конца 90-х хх века.
  • 13.Местное самоуправление: понятие, содержание, аспекты, система.
  • 14 .Местное самоуправление в системе Конституционного строя. Децентрализация.
  • 15. Местное самоуправление как форма осуществления публичной власти. Позиции кс рф.
  • 16.Принципы местного самоуправления
  • 17. Муниципально-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
  • 18. Функции местного самоуправления.
  • 18.Муниципально-территориальное устройство: понятие, элементы, соотношение с адм-территориальным устройством.
  • 20.Муниципальное образование: понятие, виды, уровни.
  • 21.Преобразование муниципальных образований (виды, порядок).
  • 22.Городское, сельское поселение как мо.
  • 23.Муниципальный район как мо.
  • 24. Городской округ как муниципальное образование.
  • 25.Особенности организации мсу в зато
  • 26. Компетенция муниципальных образований: понятия, структура.
  • 27.Вопросы местного значения: общая характеристика, виды. Символика мо.
  • 28.Наделение омс отдельными государственными полномочиями: понятие, процедура.
  • 29.Компетенция органов местного самоуправления: понятие, содержание.
  • 30. Социально-значимые и общественно-полезные работы: понятие, порядок осуществления.
  • 31.Органы местного самоуправления: понятие, система, структура.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.
  • 33.Правовой статус депутата. Депутатский мандат: понятие, виды, содержание, особенности.
  • 34.Глава мо. Полномочия и акты главы мо.
  • 35.Местная администрация в структуре омс: понятие, структура, полномочия.
  • 36.Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы, виды.
  • 37. Ответственность органов и должностных лиц мс: понятие, виды.
  • Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • 38. Муниципальные выборы: понятие, виды.
  • 40.Местный референдум.
  • 41. Территориальное общественное самоуправление
  • 42. Публичные слушания
  • 42.Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
  • 44. Местный бюджет: понятие, структура, виды.
  • 88.Бюджетный процесс в мо.
  • Тема 1 57
  • Тема 1 Муниципальное право – отрасль российского права. Понятие муниципального права.
  • Особенности муниципально-правовых норм.
  • Тема 3. Местное самоуправление (общие положения).
  • Общественное самоуправление
  • Территориальное с/у
  • 4) Принцип соответствия материально-финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочием.
  • Тема 4. Территориальные основы местного самоуправления.
  • Тема 5. Органы местного самоуправления. Общая характеристика. Понятие органов местного самоуправления
  • Тема 6. Местные представительные органы.
  • Тема 7. Глава муниципального образования и исполнительно-распорядительные органы местной администрации.
  • Тема 8. Муниципальная служба
  • Понятие, признаки, принципы муниципальной службы.
  • Муниципальная должность: понятие, виды.
  • Муниципальные служащие: понятие, классификация.
  • Муниципальные служащие: правовой статус.
  • Прохождение муниципальной службы.
  • Тема 10. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления.
  • Местные референдумы.
  • Муниципальные выборы.
  • Территориальное общественное самоуправление (тос).
  • Раздел: экономические основы местного самоуправления.
  • Тема 2. Финансовые основы.
  • Тема №3. Бюджетный процесс.
  • 1. Понятие бюджетного процесса.
  • Тема № 4. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц и гарантии местного самоуправления.
  • 1) Татарстанское дело
  • 2) Пкс от 31 июля 1995 г. N 10-п по делу о проверке конституционности указа
  • Президента рф от 30 ноября 1994 г. N 2137 "о мероприятиях по восстановлению
  • Постановление кс рф от 31.10.1995 n 12-п "по делу о толковании статьи 136 конституции рф"
  • 5) Постановление кс рф от 28 ноября 1995 г. N 15-п по делу о толковании части 2 статьи 137 конституции рф
  • 6) Пкс от 18 января 1996 г. N 2-п по делу о проверке конституционности ряда положений устава (основного закона) алтайского края
  • 8) Постановление кс рф от 22.04.1996 n 10-п
  • 9) Пкс от 14 июля 1997 г. N 12-п по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 конституции рф положения о вхождении автономного округа в состав края, области
  • 11) Постановление кс рф от 11.12.98г. По делу о толковании положений ч. 4 статьи 111 Конституции рф
  • 12) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.10.1999 № 13-п
  • 14.Пост. Кс рф от 4 апреля 2002 г. №8-п. («1»).
  • 16) Постановление Пленума Верховного Суда рф от 10 октября 2003 г. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров рф.
  • 19.Пост. Кс рф от 3 марта 2004 г. №5-п. («1»).
  • 20. Пост. Кс рф №16-п от 16 ноября 2004 г
  • Особое мнение судьи кс рф в.Г. Ярославцева
  • Особое мнение судьи кс рф а.Л. Кононова
  • 29)Постановление Конституционного Суда рф от 10 октября 2013 г. N 20-п"
  • 30)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2013 г. N 27-п город Санкт-Петербург
  • 31)Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 г. N 6-п г.
  • 32.Представительный орган муниципального образования: понятие, структура, состав.

    Представительный ОМС – это выборный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

    Наличие представительного органа обязательно в МО. В исключительных случаях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.

    Структура определяется населением самостоятельно:

    Руководящие органы представительного органа.

    Функционально-отраслевые структурные элементы (комиссии: постоянные и временные)

    Объединения депутатов (фракции, депутатские группы)

    Аппарат представительного органа.

    Руководящие органы:

    Председатель - им может быть избранный на заседании представительного органа депутат, либо глава муниципального образования, если уставом предусмотрено что он по должности входит в представительный орган и является его председателем.

    Председатель и его заместители работают в составе представительного органа на освобожденной основе и получают вознаграждение на основе местного бюджета. Представительный орган может иметь в своем составе не более 10% депутатов работающих на освобожденной основе.

    Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численный их состав определяется Уставом МО. Численность представительного органа зависит от:

    Размеров МО

    Исторических, религиозных, национальных и иных традиций

    Объёма работы представительного органа и т.д.

    Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

    Срок полномочий представительного органа не более 5-и лет. Как правило, 4 года. Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.

    Порядок формирования представительного органа: общее и особенное. Основания досрочного прекращения.

    Представительный ОМС – это выборный ОМС, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории МО. Наличие представительного органа обязательно в МО.

    Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, представительный орган поселения не формируется. Его полномочия осуществляются сходом граждан.

    2 способа формирования:

    1) Формируется из глав поселений , входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений , избираемых представительными органами поселений из своего состава.

    Он формируется по первому варианту, если такое решение в течение 1 года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем 2/3 поселений , входящих в состав муниципального района.

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

    Приступает к работе представительный орган после избрания 2/3 от установленного числа депутатов – эта норма называется нормой представительства.

    Срок, на который избирается представительный орган, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет . В случае досрочного роспуска не позднее, чем через 3 месяца должны быть назначены новые выборы.

    Досрочное прекращение полномочий:

    1) Если соответствующим судом установлено, что представительным органом принят НПА, противоречащий КРФ, ФЗ, основным и текущим законам субъектов, а так же уставу МО

    2) В случае принятия решения о самороспуске в порядке, установленном уставом муниципального образования

    3) Вступление в силу решения суда субъекта о неправомочности данного состава депутатов в представительном органе.

    4) Преобразование муниципального образования.

    Компетенция представительного органа: понятие, виды. Порядок ее осуществления

    Представительный ОМС – это выборный ОМС, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории МО.

    Компетенция определяется: видом МО и характером вопросом местного значения.

    Исключительной компетенция – входят вопросы, которые могут быть решены только представительным органом на его заседаниях:

    1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений;

    2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов

    4) принятие планов и программ развития муниципального образования

    5) определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом

    6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий

    7) контроль за исполнением ОМС и ДЛ местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

    8) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

    Полномочия общего характера – могут осуществляться как самим представительным органом, так и исполнительными органами на основе принципа разграничения полномочий:

    1) утверждение структуры местной администрации

    2) создание контрольного органа

    3) формирование избирательной комиссии муниципального образования;

    4) назначение муниципальных выборов и местных референдумов;

    7) осуществление финансового контроля;

    8) установление порядка предоставления муниципальных гарантий, порядка предоставления бюджетных кредитов из бюджета МО;

    Порядок деятельности представительного органа. Виды принимаемых актов.

    Основной организационно-правовой формой деятельности представительного органа являются сессии или заседания. Они могут быть:

      Очередными - порядок созыва и проведения устанавливается его регламентом.

      Внеочередными – по мере необходимости, по письменному предложению его председателя, одной из постоянных комиссий, 1/3 депутатов, по письменному предложению главы МО.

      Открытыми

      Закрытыми. Порядок проведения закрытых заседаний предусматривается регламентом представительного органа

    Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более двух третей депутатов - кворумом .

    В начале каждого заседания утверждается его повестка .

    Основной функцией представительного органа является нормотворческая, поскольку все свои полномочия он реализует в форме правовых актов.

    Вопросы, касающиеся наименования актов, порядка их принятия, определяются уставом.

    Екатеринбургская гордума принимает:

      Решения - акты, принятые по общеобязательным вопросам.

      Постановления - по вопросам формирования постоянных и временных органов думы, признания полномочий депутатов, одобрения проектов решений, кадровым вопросам думы и иным вопросам внутренней организации деятельности умы.

    Решения думы направляются на подпись главы думы не позднее 5-дневного срока со дня их принятия.

    Решения, принятые думой, могут быть возвращены главой города для повторного рассмотрения. Если решения принимаются повторно, то глава города подписывает решение либо обращается в суд.

    Постоянные комиссии представительного органа МО.

    Из числа депутатов в представительном органе создаются постоянные или временные комиссии.

    Постоянные комиссии в рамках своих направлений обычно:

      осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов представительного органа

      разрабатывают проекты решений и иных правовых актов;

      организуют проведение депутатских слушаний;

      содействуют депутатам, помощникам депутатов в их деятельности.

    В екатеринбургской городской думе в обязательном порядке создаются следующие постоянные комиссии:

    1. По бюджету и экономической политике

    2. По местному самоуправлению, связям с общественностью и сми

    3. По социальной политике

    4. По городскому хозяйству и муниципальной собственности

    5. По правоохранительной деятельности и вопросам военнослужащих. Предметы ведения:

      Взаимодействие думы с ОВД, судом, прокуратурой

      Программы и нормативные акты, направленные на укрепление правопорядка и

    Борьбу с преступностью

      Контроль за выполнением нормативных актов по вопросам призыва на военную

    Численный состав комиссии не менее трех депутатов . Депутат не может быть членом более чем двух постоянных комиссий. Депутат может быть председателем только одного постоянного комитета комиссии.

    Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комиссия может создавать рабочие группы с привлечением научных учреждений, специалистов и ученых.

    Комиссии вправе запрашивать у ОГВ и ОМС, иных организаций, ДЛ материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит законодательству.

    "

    Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое конституционное право на осуществление власти на уровне местного самоуправления.

    · 1 Порядок формирования

    · 2 Исключительная компетенция

    · 3 Финансирование деятельности

    · 4 Досрочное прекращение полномочий

    · 5 Правовые акты и литература

    Порядок формирования[править | править вики-текст]

    Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (сельское поселение,городское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район).

    Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

    Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

    Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

    1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

    Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

    7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

    10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

    15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

    20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

    25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

    35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.



    Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

    Исключительная компетенция[править | править вики-текст]

    В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

    1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

    2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

    4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

    5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

    7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

    8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

    9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

    10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

    Финансирование деятельности[править | править вики-текст]

    Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

    Досрочное прекращение полномочий[править | править вики-текст]

    Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

    Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

    3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

    Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

    http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052053056.html

    1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

    1 1 . Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

    1 2 . Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

    2. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

    3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

    4. Представительный орган муниципального района:

    1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

    2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

    5. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.

    Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и принимает решение о результатах ее рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.

    Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями части 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.

    Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, может быть выдвинута не позднее чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. В случае принятия в порядке, установленном настоящей частью, решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.

    6. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

    7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

    10 человек – при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

    15 человек – при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

    20 человек – при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

    25 человек – при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

    35 человек – при численности населения свыше 500 000 человек.

    7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

    8. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

    9. Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

    10. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

    2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

    3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

    4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

    5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

    7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

    8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

    9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

    10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

    11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

    11 1 . Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

    12. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

    13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

    14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

    15. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

    Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

    16. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

    1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

    2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

    3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

    4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

    5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

    Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

    17. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

    18. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

    19. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

    1. Представительный орган муниципального образования – коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени.

    У одного муниципального образования не может быть нескольких представительных органов. Главный признак представительного органа в том и состоит, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное население и уполномочен этим населением на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности.

    Однако на практике встречаются и иные примеры. Так, 8 декабря 2008 г. сформирован Совет депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области (на основании п. 1 ч. 4 ст. 35 комментируемого Закона) из глав поселений, входящих в состав муниципального района и депутатов представительных органов данных поселений. 1 марта 2009 г. сформирован Совет депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области (на основании п. 2 ч. 4 ст. 35 этого же Закона) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Воспользовавшись правовой коллизией, оба Совета депутатов приступили к осуществлению своих полномочий. Прокурор Московской области обратился в суд с заявлением о признании неправомочным первого состава Совета депутатов Солнечногорского муниципального района (сформированного в декабре 2008 г.). Прокурор ссылался на незаконность формирования этого состава Совета депутатов, поскольку была нарушена процедура формирования: он был создан раньше предусмотренного Законом двухгодичного срока и не на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.

    20 марта 2009 г. Московский областной суд производство по гражданскому делу по заявлению прокурора области прекратил. По мнению суда, заявление прокурора не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку комментируемым Законом предусмотрен количественный критерий неправомочности состава представительного органа, который является единственным. 13 мая 2009 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила незаконное определение и возвратила гражданское дело в Московский областной суд для рассмотрения по существу. Повторно рассмотрев дело, Мособлсуд удовлетворил требования прокурора и признал неправомочным Совет депутатов Солнечногорского муниципального района, сформированный в декабре 2008 г. Решение суда вступило в законную силу (По материалам сайта: http://www.mosoblproc.ru.) .

    В комментируемых положениях содержатся важные нормы, регулирующие правомочность представительного органа, его заседаний. Так, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% избранных депутатов.

    Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе. Согласно ч. 3 ст. 43 комментируемого Закона решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Законом.

    2-3. В ч. 2, 3 ст. 35 урегулированы особенности формирования представительных органов поселений. Представительный орган поселений состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Этот орган не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Такая норма применяется в 82 муниципальных образованиях на территории 21 субъекта РФ. При этом 34 муниципальных образования расположены в Дальневосточном федеральном округе, а 25 – в Сибирском федеральном округе. Большая часть таких муниципальных образований расположена на территории Республики Саха (Якутия), Красноярского и Хабаровского краев – 14, 13 и 11соответственно (См.: Хромов Д.Р. Реализация реформы местного самоуправления//Практика муниципального управления. 2008. № 3. С. 7.) .

    4-5. Формирование представительного органа муниципального района обладает определенными особенностями. Предпринята попытка сделать равным представительство всех поселений, находящихся в границах муниципального района, независимо от проживающего в поселениях населения. При этом ничего не говорится об особенностях представительства в муниципальном районе населения, проживающего на межселенных территориях, непосредственно входящих в состав муниципальных районов.

    Комментируемым Законом предусмотрены два варианта формирования представительного органа муниципального района:

    – из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов данных поселений (формирование путем делегирования);

    – на муниципальных выборах.

    Причем “по умолчанию” используется второй способ – формирование представительного органа муниципального района на муниципальных выборах. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа муниципального района. Данный порядок может быть изменен, но не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного таким образом представительного органа муниципального района.

    Представительный орган муниципального района формируется из глав поселений и депутатов, если не менее чем две трети поселений, входящих в состав муниципального района, поддержит это решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении представительного органа населения указывается:

    – предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района;

    – день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района.

    Данные решения представительных органов поселений о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района путем делегирования направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учет этих решений и принимает решение о результатах рассмотрения инициативы. В решении представительного органа муниципального района указываются:

    – представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу;

    – количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый путем делегирования;

    – день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.

    По данным Минрегиона России, в 170 муниципальных районах (9,4% муниципальных районов) представительный орган формируется путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений. Такой способ формирования представительного органа муниципального района применяется во всех муниципальных районах Белгородской, Ленинградской областей, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Татарстан, в 25 из 26 муниципальных районах Ставропольского края. В 1631 муниципальном районе (90,6% муниципальных районов) формирование представительного органа муниципального района осуществляется путем избирания на муниципальных выборах. В 60 субъектах РФ представительные органы всех муниципальных районов формируются на муниципальных выборах. Интересной представляется практика Республики Карелия, Тюменской области, в которых в 60% муниципальных районов представительные органы формируются путем делегирования, а в 40% районов – на муниципальных выборах (Информация Минрегиона России “Предварительные итоги переходного периода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации””.) .

    В настоящее время в ряде субъектов РФ начинает проявляться тенденция, связанная с попытками перейти от формирования представительного органа муниципального района на муниципальных выборах к формированию путем делегирования. В большинстве случаев это приводит к судебным разбирательствам.

    Так, суды признавали законной разную последовательность действий. В одних случаях со ссылкой на ст. 44 комментируемого Закона требуют внесения изменений в устав муниципального района, подразумевая, что данные поправки вступают в силу только после истечения полномочий действующего состава представительного органа муниципального района (См. постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 3 мая 2007 г. “По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Решения Суоярвского районного Совета местного самоуправления от 4 июля 2006 г. “Об утверждении изменений и дополнений, внесенных в Устав муниципального образования “Суоярвский район” Республики Карелия” в части внесения изменений в часть 1 статьи 18 этого Устава в связи с обращением Морозовой Галины Георгиевны”.) . В других случаях признается законным сначала проведение преобразований, основанных на инициативе поселений, и только потом внесение изменений в устав, фиксирующих новый способ формирования представительного органа (ст. 35 комментируемого Закона) (См. определение Верховного Суда РФ от 8 октября 2008 г. по делу № 4-Г08-35 (Московская область).) .

    Неоднозначной является позиция судов и при решении вопроса о том, могут ли органы государственной власти субъектов РФ в законах субъектов РФ, регулирующих особенности формирования органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных районов, применять такой способ, как формирование путем делегирования в порядке п. 1 ч. 4 ст. 35 данного Закона (См. определения Верховного Суда РФ от 31 августа 2005 г. по делу № 30-Г05-4 (Карачаево-Черкесская Республика), от 9 марта 2005 г. по делу № 19-Г05-1 (Ставропольский край), от 2 августа 2006 г. по делу № 33-Г06-12 (Ленинградская область).) .

    Эта коллизия была разрешена в конце 2009 г. путем внесения соответствующих поправок в текст комментируемой части. В настоящее время предусматривается, что данный порядок формирования представительного органа муниципального района (т.е. формирование путем делегирования) закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 36 комментируемого Закона.

    Кроме того, предусматривается, что в случае принятия решения о формировании представительного органа муниципального района путем делегирования выборы в представительный орган муниципального района не назначаются. Эта норма позволит избежать коллизий, связанных с появлением двух представительных органов, сформированных по разным процедурам, как это произошло в Солнечногорском районе Московской области.

    6-8. В ч. 6-8 ст. 35 комментируемого Закона содержатся требования к определению численного состава представительных органов. Количество депутатов представительного органа муниципального образования зависит от численности населения муниципального образования и вида муниципального образования.

    При этом комментируемый Закон ограничил количество депутатов, которые могут осуществлять деятельность на постоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек – 1 депутат.

    По данным Минрегиона России, общая численность депутатов представительных органов составляет 251,8 тыс. человек. Из указанного количества на 1 марта 2009 г. избрано 248,4 тыс. депутатов (98,5%). В городских округах избрано 94,9% депутатов от установленной численности, в муниципальных районах – 97,3, в городских поселениях – 96,6, в сельских поселениях – 98,3%. На постоянной основе работают 7968 депутатов, или 3,2% общего количества избранных депутатов (Информация Минрегиона России.) .

    9. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. Более подробно о понятии юридического лица, особенностях правового статуса, наделении правами юридического лица см. комментарий к ст. 41.

    10. Представительный орган муниципального образования всегда наделялся исключительной компетенцией. Причем по сравнению с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” исключительная компетенция представительного органа расширена.

    Вопросы исключительного ведения представительного органа – это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений в СМИ, на собраниях и сходах граждан и которые имеют право решать только представительные органы муниципальных образований и не вправе решать никакой иной орган (См.: Подсумкова А.А., Чанов С.Е.