Служебная тайна — ее основные виды и понятия. Чем отличается служебная тайна от профессиональной? Закон о служебной тайне действующая редакция

Такой критерий, как служебная тайна, является неоднозначным, т. к. унифицированное определение этого понятия отсутствует. При этом законами РФ предусмотрена ответственность за распространение служебной тайны и передачи ее третьим лицам. Далее рассмотрим, какие именно нормы предусмотрены законодательством и что вообще представляет собой служебная тайна.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Что представляет собой служебная тайна в организации.
  • В чем разница между служебной и коммерческой тайной.
  • Как выглядит классификация тайн.
  • Какие есть виды служебных тайн.
  • В каких ФЗ упоминается о служебной тайне.
  • Какие сведения составляют служебную тайну.
  • Какая информация не составляет служебную тайну.
  • Как ввести режим служебной тайны.
  • Какая может быть ответственность за разглашение служебной тайны.
  • Какие есть способы защиты служебной тайны.

Что представляет собой служебная тайна в организации

Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, доступные конкретным людям, которые работают непосредственно с ними в силу своих должностных обязанностей, а также доступные их руководителям.

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Само понятие «конфиденциальность» переводится как «доверие» и подразумевает под собой необходимость не допустить несанкционированное распространение информации. Соблюдая это требование, можно предотвратить вмешательство третьих лиц в деятельность коммерческих организаций или государственных органов, а также сохранить секретность документов.

К конфиденциальной информации, сохранность которой обеспечивается законодательством РФ, относятся личные, служебные или коммерческие сведения, относящиеся к физическому или юридическому лицу. Если данная информация поступает в чье-либо распоряжение, то распространение или передача ее посторонним лицам категорически запрещаются законом.

Однако под определение «служебная тайна» попадает не только конфиденциальная информация, но также и те данные, которые не подлежат разглашению или использованию без разрешения на это их владельцев (за исключением судебных запросов при наличии соответствующих оснований). Гражданский кодекс РФ определяет все случаи, в которых возможна передача конфиденциальной информации.

Если обратиться к истории, то еще в Советском Союзе служебная тайна находилась под надежной защитой, в связи с чем выделялись следующие уровни секретности:

  1. сведения под грифом «для служебного пользования»;
  2. служебная тайна с грифом «секретно»;
  3. секретность самого высокого уровня - государственная тайна, имеющая грифы «особой важности» и «совершенно секретно».

В современном мире к секретным данным можно отнести государственную тайну и все ее компоненты. Также не должна разглашаться и информация, которая хранится в государственных органах власти и управления.

К категории служебной тайны также относятся и сведения о гражданско-правовых отношениях, если эта информация не является коммерческой тайной. При этом в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ к служебной тайне также относятся данные о наличии и остатках средств на банковских счетах/вкладах, о заболеваниях и связанном с ними лечении, об усыновлении и т. д. В эту же категорию можно включить сведения о работе компании, передача которых связана со служебной необходимостью.

Основными субъектами исполнения требования законодательства о сохранении служебной тайны являются работники трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также сотрудники подчиненных им компаний. Разглашение данных, которые относятся к судебной, военной тайне или тайне следствия, может повлечь за собой уголовное наказание. В понятие «коммерческая тайна» можно включить информацию из производственной, научной, технологической, финансовой сфер, которая актуальна не только сейчас, но и в перспективе. Законы РФ определяют защиту и служебной, и коммерческой тайны на одном и том же уровне, однако отличия все же имеются.

    l>

    Служебная и коммерческая тайна: в чем разница

    Служебная тайна , о которой говорится в законодательных актах РФ и которая ими же защищается, относится к отдельной категории информации. Далее будут обозначены определения основных типов тайны, их различия между собой, рассмотрены виды нарушений конфиденциального режима и установленная за это ответственность, а также подтверждения, которые могут быть приняты судом.

    Согласно п. 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 г. № 188 служебная тайна - это информация, доступ к которой РФ ограничен в соответствии с законодательством.

    ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ устанавливает, что коммерческой тайной является режим конфиденциальности информации, который используется только в отношении конкретных категорий данных. При этом в ст. 5 закона № 98-ФЗ перечислены сведения, которые ни в какой ситуации не смогут относиться к конфиденциальным.

    Отличие между служебной и коммерческой тайнами состоит в следующем:

  1. Коммерческая тайна - это информация, при использовании которой есть возможность получить коммерческую выгоду.
  2. Служебная тайна чаще всего используется в работе государственных органов власти и местного управления, а также иных государственных учреждений (их сотрудников как высшего руководящего звена, так и рядовых) и несет в себе секретные сведения, связанные непосредственно с деятельностью данного органа.

В юридической практике и правовых нормах отсутствует устоявшееся мнение в отношении понятий коммерческой и служебной тайны, а также лиц, которые могут иметь к ней доступ. К примеру, окончательно не определено, будут ли относиться к служебной тайне интересные в коммерческом отношении сведения, к которым работник имеет доступ в результате исполнения своих прямых обязанностей, или же эта информация может быть отнесена только к разряду коммерческой тайны.

Статья 2 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г . дает следующее определение информации: это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, которые защищаются в законодательном порядке и становятся доступны для сотрудников государственных органов власти и управления в результате выполнения ими своих должностных обязанностей. Также к этой категории можно отнести сведения о работе государственных структур, использование которых определяется законами РФ или служебной необходимостью. Однако конкретного определения служебной тайны в актуальных российских законах не установлено.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ служебная тайна относится к объектам гражданского права. При этом принципы защиты коммерческой и служебной тайн практически совпадают. В некоторых ситуациях за передачу сведений, относящихся к категории служебной тайны, может быть установлена уголовная ответственность. К примеру, такая ответственность возникает, если сотрудник, имеющий доступ к конфиденциальной информации в силу исполнения своих должностных обязанностей, впоследствии передает третьим лицам сведения, относящиеся к банковской, налоговой, коммерческой тайне или тайне усыновления.

К лицам, которые обладают служебной тайной, можно отнести сотрудников государственных учреждений законодательной, судебной, исполнительной власти, а также подчиненных им организаций.

Статья 3 ФЗ № 98 «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. дает следующее определение понятия коммерческой тайны - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Вследствие этого можно сказать, что понятие «служебная тайна» является более обобщенным по отношению к понятию «коммерческая тайна». Дополнительно можно выделить и иные категории различных тайн.

Виды служебных тайн

Правовое регулирование служебной тайны

Документы, определяющие законодательный порядок защиты служебной тайны:

  1. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 г. (в редакции от 31.07.1998 г.) “О банках и банковской деятельности”.
  2. Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 г. (в редакции от 10.02.1999 г.) “О прокуратуре РФ”.
  3. Федеральный закон № 1026-1 от 18.04.1991 г. (в редакции от 15.06.1996 г.) “О милиции”.
  4. Федеральный закон № 15 от 16.02.1995 г. (в редакции от 06.01.1999 г.) “О связи”.
  5. Федеральный закон № 98 от 29.07.2004 г. "О коммерческой ".
  6. Федеральный закон № 144 от 12.08.1995 г. “Об оперативно-розыскной деятельности”.
  7. Федеральный закон № 119 от 31.07.1995 г. “Об основах государственной службы РФ”.
  8. Гражданский кодекс РФ (в редакции от 09.02.1999 г.).
  9. Таможенный кодекс РФ (в редакции от 10.02.1999 г.).

Служебную тайну часто разделяют на две категории:

1. Информация, которая стала доступна сотрудникам государственных учреждений в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей:

  • тайна усыновления;
  • секретные производственные данные или действия организаций в отношении своих конкурентов;
  • сведения о личной жизни физического лица (финансовое положение, сведения об имуществе, вероисповедании и т. д., ставшие известными в ходе рассмотрения уголовного дела).

2. Сведения под грифом «Для служебного пользования», которые касаются работы государственных органов власти и управления:

  • военная тайна;
  • тайна следствия (в т. ч. результаты предварительных следственных действий);
  • судебная тайна (в т. ч. тайна заседания судей).

Сведения, составляющие служебную тайну

Разделяя служебную и коммерческую тайны на целевые и функциональные группы, их можно представить в виде следующих блоков:

  1. Финансовая информация (источники инвестирования, финансовые вложения).
  2. Производственная информация (инновации, производственное оборудование, технологические разработки).
  3. Деловая информация (договоры, контрагенты, документация).
  4. Маркетинговая информация (политика расширения бизнеса, реклама, проведенные исследования).
  5. Данные по разработкам, проведенным в научно-техническом направлении, их структура и порядок внедрения в бизнес-процесс.
  6. Сведения о сотрудниках и их должностных обязанностях (иерархическая система штата, планирование организационных мероприятий, структура организации деятельности).
  7. Программное обеспечение, реквизиты, используемые для входа в учетную запись (логины и пароли).
  8. Данные о конечном продукте производства (описание, свойства, параметры и т. д.).

Любые сведения, которые важны именно по причине своей закрытости для большинства лиц, можно отнести к разряду служебной тайны.

Какая информация не составляет служебную тайну

П. 1.3 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" определяет информацию, которая не является служебной тайной.

К служебной информации, которая имеет ограниченное распространение, не относятся:

  1. Нормы законодательства, определяющие:
  • права, обязанности и свободы граждан РФ, возможность их применения;
  • правовой статус органов государственной власти и управления, общественных объединений, организаций и предприятий.

2. Информация гидрогеологического, гидрометеорологического, экологического, санитарно-эпидемиологического характера.

3. Нормы и порядок рассмотрения жалоб, писем и иных обращений как физических, так и юридических лиц, результаты проведенной работы.

4. Информация о возникновении чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов, несущих угрозу населению.

5. Данные об экономическом положении в стране и нуждах российских граждан, информация по освоению государственных ресурсов.

6. Информация об органах государственной исполнительной власти, их обязанностях, структуре и нормах деятельности, в том числе и адрес местонахождения.

7. Данные из библиотек, открытых архивных фондов, электронных баз данных организаций, которые требуются для возможности использования свободы граждан РФ, их прав и обязанностей.

Также сведения о том, к какой информации доступ не может быть ограничен, дублируются в статье 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Примеры служебной тайны

Более подробно различные виды служебных тайн рассмотрим на конкретных примерах.

Пример 1. Налоговая тайна. Налоговый кодекс РФ определяет, что к налоговой тайне относится вся информация о налогоплательщике, которая стала известна подразделениям налоговой инспекции или внебюджетных фондов, а также таможне. В случае если налогоплательщик относится к категории физических лиц, информация о нем также попадает в разряд личной тайны, т. е. является персональными сведениями.

В статье 102 Налогового кодекса РФ указано, что к налоговой тайне относится любая информация о налогоплательщике, в т. ч.:

  • налоговые декларации по тем видам налогов, которые обязательны к оплате в соответствии с законодательством РФ;
  • документы и информация, требуемая для начисления и оплаты суммы налога (к примеру, это могут быть документы, являющиеся основаниями для получения дохода, сведения из бухгалтерии). При этом для юридических лиц также обязательно подтверждение расходов организации за налоговый период и данные о налоговых отчислениях за три предшествующих года;
  • в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ - документы, дающие возможность проконтролировать корректность начисления и оплаты налогов;
  • другие дополнительные сведения и документация, которые предоставляются в территориальные подразделения налоговых инспекций в случаях, описываемых в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять такие сведения, как:

  • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  • размер уставного капитала юридического лица;
  • информация, переданная самим налогоплательщиком или с его одобрения;
  • данные о неисполнении или нарушении законодательных норм в налоговой сфере, а также предусмотренные за это меры воздействия;
  • информация, передаваемая иностранным правоохранительным или налоговым органам на основании межгосударственных соглашений о взаимодействии, в которых Россия выступает стороной по договору.

Пример 2. Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). На основании Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями), любая информация, которая стала доступна сотруднику органа ЗАГС, относится к персональным сведениям, являющимся конфиденциальной информацией, и не подлежит дальнейшему распространению или передаче третьим лицам. Акты гражданского состояния можно определить как юридические факты, обозначающие действия граждан, или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

На основании статьи 3 ФЗ № 143 "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. соответствующим образом должны быть зарегистрированы следующие события: рождение, смерть, усыновление, изменение имени или фамилии, факт установления отцовства, заключение или расторжение брака. Если гражданин РФ постоянно находится за границей, то регистрация любого из перечисленных выше событий осуществляется государственными консульствами РФ.

Сотрудники ЗАГСа не могут передавать любые сведения об усыновлении и предоставлять документацию, которая может послужить основанием для возникновения сомнений в том, что усыновители не являются биологическими родителями ребенка.

Аналогично не могут быть распространены данные об изменении имени или фамилии. При этом само физическое лицо, которое желает изменить эти сведения, должно сообщить о причинах при оформлении заявления (к примеру, отказ от использования фамилии бывшего мужа, неприятное на слух или труднопроизносимое имя/фамилия и т. д.). Эти причины также не могут разглашаться.

Предоставление конфиденциальных данных, имеющихся в органах ЗАГС, возможно только по соответствующим постановлениям судебных органов, органов следствия и дознания, прокуратуры или Уполномоченного по правам человека в РФ.

Исходя из всего вышеуказанного, тайну записи актов гражданского состояния можно включить как в категорию личной тайны (персональной информации), так и служебной тайны.

Пример 3. Врачебная тайна . В медицинской практике существует такое понятие, как деонтология (от греч. deon - должное и logos - учение), в соответствии с которым определены правила общения сотрудников лечебных учреждений с пациентами и их родными. При этом врачебная тайна отличается от многих других тем, что ее сохранность регулируется законодательными актами, в которых зафиксированы запреты и определена ответственность за нарушение этих норм.

Основные принципы обеспечения сохранности врачебной тайны определены Конституцией РФ. Также параметры врачебной тайны и меры ответственности за ее распространение в ситуациях, в которых предоставление конфиденциальной информации все-таки возможно, зафиксированы в законодательных актах об охране здоровья граждан РФ.

Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый россиянин имеет право на семейную и личную тайны, а также на невмешательство в частную жизнь. В таких обстоятельствах врачебную тайну можно отнести в разряд личной, при этом информация, которую пациент доверяет врачу, определяется таким понятием, как «профессиональная тайна». Право на нераспространение врачебной тайны относится к одним из главных конституционных прав гражданина России.

Пример 4. Тайна совещания судей. Сохранность тайн данной категории обеспечивается тем, что на судебное заседание, а также в помещение, где судьями выносится решение по делу, могут быть допущены только судьи или иные лица, включенные в судейскую коллегию и непосредственно принимающие участие в рассмотрении дела. При этом доступ посторонним лицам на заседания, как и использование других возможностей для общения с судейским составом, запрещены. Также ответственность за неразглашение тайны лежит и на самих судьях, то есть они не имеют права передавать третьим лицам информацию о теме заседания, решении каждого судьи, а также о результатах рассмотрения дела.

Как ввести режим служебной тайны

Режим служебной тайны - это мероприятия, проводимые на предприятии и направленные на сохранность конфиденциальной информации. Это может быть:

  • четкое выделение сведений, которые относятся к конфиденциальным;
  • определение принципов использования такой информации и случаев, при которых возможна ее передача третьим лицам;
  • ведение списка сотрудников, которые будут иметь доступ к служебной тайне;
  • разработка защитных мер;
  • проставление на документации с конфиденциальной информацией штампов с грифом «Коммерческая тайна».
  • распределить информацию на отдельные модули, то есть ограничить доступ сотрудников к данным рамками только того модуля, который им необходим для выполнения должностных обязанностей;
  • проанализировать документооборот на предприятии;
  • ограничить количество сотрудников, имеющих доступ к служебной тайне.

На нашем предприятии произошла ситуация, которая показала важность организации правильного документооборота. Гендиректор компании, которая осуществляла подготовку к тендеру, выявил пропажу важной документации. Первыми подозреваемыми стали конкуренты, поэтому предложение по тендеру было в срочном порядке откорректировано. Коммерческие предложения были полностью изменены с одновременным исправлением документации. Однако позже выяснилось, что исчезнувшие документы просто упали за тумбу.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 98 от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне», если владелец коммерческой тайны предпринял все перечисленные меры, то режим коммерческой тайны считается установленным. Таким образом, все сотрудники организации будут нести ответственность за нарушение такого режима.

В качестве режима служебная тайна вводится в случаях получения сотрудниками конфиденциальной информации, т. к. обязанность по обеспечению ее сохранности наступает в этот же момент. Аналогично может вводиться режим подписи определенной документации.

Мнение эксперта

Сформулируйте соответствующие локальные документы для защиты служебной тайны

Владимир Киселев,

управляющий партнер консалтинговой компании ExDev, Москва; директор Международной школы бизнеса Московской торгово-промышленной палаты

Сотрудники являются самым слабым звеном в цепочке защиты служебной тайны и, соответственно, главным каналом ее несанкционированного распространения. Работники организации могут передавать информацию, являющуюся служебной тайной, из корыстных интересов (получая оплату при ее передаче конкурентам), по неосторожности или просто случайно. Для построения функциональной защиты служебной тайны нужно в первую очередь повышать лояльность сотрудников. Необходимо создать все условия для того, чтобы интересы работников совпадали с интересами компании, а для этого нужно построить соответствующую систему мотивации и разработать оптимальные нормы корпоративного поведения. Как мне кажется, лояльность сотрудников не только играет важную роль в защите служебной тайны, но также является одним из главных принципов успешного ведения бизнеса.

Хороший директор должен уделять достаточно много внимания именно подбору команды сотрудников, которые будут иметь не только высокий профессиональный уровень, но также и высокую мотивацию и преданность интересам предприятия. Необходимо донести до персонала, какая именно информация является служебной тайной и какую ответственность каждый из них будет нести за ее распространение и передачу третьим лицам. Все эти пункты нужно зафиксировать в трудовых договорах или внутренних документах организации, при этом ознакомив с ними всех сотрудников под подпись. Важно также определить список конфиденциальной информации, разграничить доступ к ней, а также выделить основные принципы работы.

Рассказывает практик

Каждый сотрудник нашей компании подписывает обязательство о неразглашении коммерческой тайны

Александр Спарре,

председатель правления группы компаний «АвтоСпецЦентр», Москва

При устройстве на работу в нашу компанию каждый сотрудник подписывает не только трудовой договор, но также и документ, обязывающий его сохранять служебную тайну и не передавать данную информацию третьим лицам. Обо всех возникающих попытках посторонних лиц получить доступ к секретной информации работник организации обязан доложить своему руководителю. При этом устанавливать на рабочие компьютеры несанкционированное программное обеспечение запрещается без согласования данного факта с сотрудниками IT-отдела.

При работе с информационными системами действуют определенные ограничения. Все сотрудники ознакомлены, что, если будет нарушен хоть один из пунктов обязательства о неразглашении служебной тайны, это может повлечь за собой возникновение гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности в рамках законов РФ. При работе с базами данных, содержащими сведения по клиентам или персоналу компании, определены основные принципы, которые перечислены и зафиксированы в соответствующих должностных инструкциях. Эти меры являются вторым уровнем защиты служебной тайны в нашей организации.

Разработка плана по защите служебной тайны

Чтобы ввести режим служебной тайны, необходимо подготовить соответствующий план.

Разработка плана по защите служебной тайны состоит из следующих этапов:

1. Определение целей плана по защите коммерческой тайны:

  • недопущение распространения информации из категории коммерческой или служебной тайны работниками организации, а также устранение любых возможностей распространения данных по каналам связи;
  • недопущение несанкционированной передачи коммерческих, служебных или иных конфиденциальных сведений.

2. Анализ сведений, составляющих коммерческую тайну:

  • выявление информации, которую можно включить в категорию коммерческой или служебной тайны;
  • определение места, где данная информация появляется, аккумулируется и хранится;
  • выявление возможных каналов, по которым конфиденциальная информация может несанкционированно распространяться;
  • разработка мер по предотвращению такого распространения;
  • расчет выгоды по факту анализа расходов и прибыли от использования тех или иных защитных систем;
  • закрепление за каждым блоком обеспечения безопасности служебной тайны определенного сотрудника.

3. Обеспечение реализации деятельности системы безопасности по следующим направлениям:

  • создание буклета о сохранности коммерческой и служебной тайны, разработка правил по его изучению, а также по изучению списка сведений, которые включены в эти категории;
  • доведение до сотрудников компании информации о невозможности разглашения служебной тайны, в том числе проведение вводных инструктажей для новых сотрудников, подписание обязательств о неразглашении служебной тайны как для вновь принятых, так и для увольняющихся работников, разработка стимулирующих мер для неразглашения информации;
  • контроль технического обеспечения предприятия, забота о сохранности копировальной техники, фотоаппаратов и помещений в целом, входной контроль для посетителей компании и т. д.;
  • разработка порядка ведения, контроля и публикаций секретных документов, определение принципов делопроизводства на предприятии, контроль за цифровыми носителями секретной информации, уничтожение, за- и рассекречивание конфиденциальной документации, защита посторонних секретов;
  • разработка способов защиты цифровых каналов возможной утечки служебной тайны, то есть определение принципов работы с конфиденциальными данными, которые находятся в электронном виде;
  • разработка способов защиты технических каналов возможной утечки секретных данных, то есть создание правил работы с конфиденциальной информацией, находящейся в технических каналах, а также в системах, которые обеспечивают выполнение сотрудниками их должностных обязанностей;
  • обеспечение сохранности коммерческой или служебной тайны при подписании договоров с контрагентами и персоналом, работающим как на постоянной основе в штате, так и по трудовым контрактам, а также при решении иных гражданско-правовых вопросов.

Мнение эксперта

От каждой угрозы должна быть своя защита коммерческой тайны

Алексей Раевский,

генеральный директор компании SecurIT, Москва

Основными причинами несанкционированного распространения конфиденциальной информации являются:

  • кража персонального компьютера или иного технического оборудования, а также цифровых носителей с секретными данными;
  • получение правонарушителем прямого доступа к цифровому оборудованию, персональным компьютерам компании;
  • похищение секретной информации у персонала организации с использованием цифровых носителей информации, с помощью которых можно оперативно подключаться к ПК.

Для каждой из перечисленных причин нужно разработать соответствующую защиту. К примеру, на IT-рынке имеются продукты, которые могут блокировать USB-порты и персональные компьютеры, являющиеся возможными источниками утечки служебной тайны.

Рассказывает практик

Нужно определиться со своими приоритетами - экономия или защита коммерческой тайны

Антон Ларин,

эксперт в области безопасности, руководитель проектов по безопасности компании ExDev, Москва; доктор юридических наук

На сегодняшний день уже разработано большое количество способов записи совещаний, телефонных переговоров и т. д. Так, с использованием специальных технических средств можно даже, находясь довольно далеко от монитора компьютера, иметь возможность прочитать выведенную на него информацию. Чтобы защититься от таких высокотехнологичных вторжений, компании нужно будет нести крупные расходы, однако верная расстановка приоритетов (защита служебной тайны или сокращение расходов) помогут решить этот вопрос.

Для дополнительной защиты конфиденциальной информации можно разработать соответствующий документ - Положение о служебной тайне (можно скачать в конце статьи).

Сотрудник организации, который явился причиной разглашения служебной тайны (без привязки к действующим на предприятии способам защиты секретной информации, а также введенному режиму служебной тайны), несет административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Ответственность за разглашение служебной тайны

1. Административная ответственность.

Возможность быть привлеченным к ответственности такого рода присутствует у организаторов публичных торгов (сотрудники компании-госзаказчика) или же лиц, имеющих доступ к информации о внутренних параметрах деятельности предприятия, распространение которой может повлечь за собой уменьшение активов и снижение стоимости ценных бумаг (инсайдерская информация).

В данных ситуациях должностные лица могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 14.24 или статьи 15.21 Кодекса об административных правонарушениях соответственно с оплатой штрафа в сумме от 30 000 рублей до 50 000 рублей или снятием с руководящей должности на период от 1 года до 2 лет.

2. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за разглашение служебной тайны определяется Уголовным кодексом РФ, а именно:

  • статьей 311 Уголовного кодекса РФ: распространение информации о мерах, обеспечивающих безопасность судьи или других участников судебного (уголовного) процесса, влечет наложение штрафа в размере до 200 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев;
  • статьей 320 Уголовного кодекса РФ: распространение информации о мерах, обеспечивающих безопасность сотрудника органов правоохранительных дел, также влечет наложение штрафа в размере до 200 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев;
  • статьей 155 Уголовного кодекса РФ: разглашение тайны усыновления ведет к наложению на виновное лицо штрафа в размере до 80 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев.

Также невозможно назначить на должности в органы внутренних дел или иные государственные органы управления лиц, которые имеют/имели судимость, поэтому можно сделать вывод, что должностные лица, несущие уголовную ответственность по указанным выше основаниям, должны быть уволены по соответствующим статьям Трудового кодекса РФ.

Защита служебной тайны: 3 группы способов

Защита служебной тайны подразумевает под собой разработку и внедрение соответствующих организационных, технических и правовых норм. Чтобы установить режим служебной тайны, необходимо предпринять действия для ограничения доступа к секретным сведениям. В законодательстве РФ устанавливаются лишь основные направления для разработки защитных мер, однако какая-либо конкретика отсутствует.

Можно выделить следующие направления защиты служебной тайны:

  • сохранение конфиденциальности сведений, доступ к которым ограничен;
  • возможность получения соответствующих прав на доступ;
  • принятие мер для защиты от несанкционированного доступа: получения, изменения, уничтожения, блокировки, передачи, дублирования информации и т. д.

Способы

Описание

Правовые

1. Указание в трудовом договоре необходимости сохранения конфиденциальной информации.

2. Создание внутренних нормативных документов о мерах по защите коммерческой тайны. К примеру, можно разработать общее положение о коммерческой тайне (или отдельные документы, содержащие принципы работы с различными категориями информации (персональные данные, делопроизводство и т. д.).

3. Подписание с сотрудниками отдельных обязательств с требованием о неразглашении коммерческой тайны.

Организационные

1. Разработка принципов работы с конфиденциальными данными сотрудников организации, проведение обучающих мероприятий, а также контроль усвоения полученных знаний.

2. Определение и учет сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне.

3. Ведение конфиденциального делопроизводства, а также работа в аналогичном порядке с бумажными и цифровыми носителями информации.

4. Определение основных норм деятельности отделов безопасности и иных подразделений, в обязанности которых входит защита коммерческой тайны.

Технические

Средства криптографической защиты информации, а также иные программные, аппаратные и физические средства защиты.

3 полезных книги о служебной тайне

1. В. В. Погуляев «Постатейный комментарий к Федеральному закону "О коммерческой тайне"» (2005).

В этой книге проводится классификация и анализ законов РФ, имеющих отношение к коммерческой (служебной) тайне, в том числе и ч. 4 Гражданского кодекса РФ в части новейших производственных разработок (ноу-хау).

2. Н. Валюженич «Коммерческая тайна: способы доступа и защиты» (2005).

В данной книге рассматриваются причины возникновения служебной (коммерческой) тайны, основные принципы доступа к секретной информации, закономерности «опасных типов» и способы их выявления, а также таблицы, составленные на основе характерных признаков этих типов. Отдельный блок выделен на разработку норм по защите служебной тайны в организации и сохранении ее конфиденциальности, а также важных направлений в обеспечении безопасности бизнес-структур.

3. Н. Валюженич «Коммерческая: предпринимательство и лояльность персонала» (2005).

В этом исследовании на профессиональном уровне, но достаточно понятно описываются основные проблемы обеспечения безопасности бизнеса в России. Рассматриваются тонкости руководства персоналом, в должностные инструкции которого входит работа с конфиденциальными данными, проверка его надежности, а также предлагаются конкретные меры для обеспечения безопасности структуры предпринимательского бизнеса.

В законодательстве однозначно не определено понятие служебной тайны. Вместе с тем анализ нормативных актов позволяет выявить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне.

Попросту говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента РФ от 06.03.97 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайной состоит в том, что коммерческая тайна - это сведения, связанные с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Для того чтобы разобраться в существе служебной тайны, обратимся к утвержденному Правительством РФ от 03.11.94 (постановление № 1233) Положению о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти.

Положение направлено на урегулирование вопросов, связанных с обращением информации в федеральных органах исполнительной власти, а также в подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Определен гриф конфиденциальности информации - «для служебного пользования». В соответствии с Положением к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Положение предписывает руководителям федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определять категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивать ее защиту и т. д.

Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются, как минимум, все служащие, которые работают в государственных органах, органах законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

В государственных и негосударственных структурах установлен определенный порядок реализации целей и задач, своя система планирования, отчетности, контроля, своя технология документооборота и т. д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне. Перечень данной информации устанавливает руководитель организации.

Некоторые примеры служебной тайны.

Налоговая тайна. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом. Данные о налогоплательщике, если он является физическим лицом, также одновременно являются его личной тайной - персональными данными.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. В данном случае налоговую тайну можно отнести к коммерческой тайне.

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и соответственно организационно-документационные технологии ее защиты. Доступ к информации, составляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым Федеральной налоговой службой России, что законодательно закреплено постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ (с изм. от 25.10.01) сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Акты гражданского состояния (далее - акты) - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

В соответствии с Законом, ст. 3, государственной регистрации подлежат: рождение, усыновление, установление факта отцовства, перемена имени, заключение (расторжение) брака, смерть. Государственная регистрация актов граждан России, проживающих за ее пределами, производится консульскими учреждениями Российской Федерации. Также признаются действительными акты, зарегистрированные до революции в церковных книгах, и акты, зарегистрированные во время войны оккупационными властями.

Работники ЗАГСа не имеют права без согласия усыновителей сообщать какую-либо информацию об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых понятно, что усыновители не являются родителями данного ребенка. Не вправе разглашать информацию о перемене имени (фамилии). В заявлении о перемене имени (фамилии) гражданин должен указать причины, побудившие его просить об этом. Причины могут быть строго конфиденциальными - нежелание носить фамилию бывшего супруга, неблагозвучное имя (фамилия).

Руководитель ЗАГСа обязан представить информацию по актам только по запросу суда, органов прокуратуры, органов дознания или следствия, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Как мы видим, тайну записи актов гражданского состояния также можно отнести и к служебной тайне, и к личной тайне - персональным данным.

Понятие «служебная тайна» должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую в органах государственной власти и управления. Это положение, по нашему мнению, должно распространяться и на негосударственные структуры. Однако для этого необходим закон «О служебной тайне».

В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация предприятия, организации. Соответственно, служебная тайна может быть и у коммерческих структур и иметь соответствующий гриф «для служебного пользования». Для этого необходимо составить перечень такой информации, который бы входил как раздел Сводного перечня конфиденциальной информации предприятия, организации. Примерный сводный перечень приведен в конце статьи.

Гриф конфиденциальности служебной тайны «для служебного пользования» широко используется во многих странах. Так, в Германии факты, сведения, нуждающиеся в сохранении секретности, независимо от формы их оформления (решением государственных учреждений или по их распоряжению) могут иметь гриф секретности «VS nur fur den dienstgebrauch » («для служебного пользования»).

В США под режим служебной тайны подпадают и сведения, составляющие коммерческую тайну, а также информация о различных ноу-хау, получаемая должностным лицом в ходе осуществления своих должностных полномочий, исследований или расследований, из доклада или отчета и т. п.

К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью 1 .

Положением определен перечень информации, которая не может иметь статус ограниченного распространения:

    акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

    сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;

    описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;

    порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

    решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;

    сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;

    документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Некоторые специалисты выражают озабоченность по поводу того, что среди информации, на которую не могут распространяться ограничения по доступу, не указана информация о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Подобное «упущение» позволяет должностным лицам существенно ограничивать доступ к материалам служебных расследований негативной деятельности государственного аппарата и прочим недоработкам. Между тем максимально возможная открытость в данном вопросе является одним из основополагающих моментов оздоровления деятельности органов государственной власти.

В соответствии с Положением руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют категорию должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, обеспечивают организацию ее защиты и т. д.

Перечень информации, составляющей служебную тайну, может, в частности, включать:

    информацию о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);

    информацию о структуре управления производством, методику обучения персонала;

    информацию об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги, на депозитные счета банков;

    информацию об источниках финансирования; сведения о заключенных сделках, применяемых ценах; кредитоспособность данной организации; сведения о системе организации охраны на предприятии; состояние материально-технической базы данной организации и др.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации.

Как видно из примеров, служебная тайна относится к негосударственной тайне (ввиду того, что служебная тайна не является государственной тайной), однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - владельцами и обладателями информации.

Таким образом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, а также иная конфиденциальная информация, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций.

Следовательно, информация может быть отнесена к служебной тайне, если она отвечает следующим требованиям:

    Отнесена федеральным законом (пока такого закона нет) к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости.

    Является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни).

    Не является государственной тайной и не попадает под перечень информации, составляющей государственную тайну.

    Получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права, закрепленных в ст. 139 ГК РФ, в Указе Президента РФ от 06.03.97 № 188, постановлениях Правительства РФ 1994 г. № 1233, 1998 г. № 936 и 1999 г. № 1016, позволяют сделать обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна - это охраняемая законом конфиденциальная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, а также ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законном основании.

Возможны другие варианты: служебная тайна - несекретные сведения, ограничение в распространении которых диктуется служебной необходимостью в органах государственной власти, в подведомственных им предприятиях.

С позиций документоведения служебная тайна - это документированная информация, составляющая негосударственную тайну (т. е. то, что не относится к государственной тайне) ограниченного распространения, доступ к которой ограничен владельцем или обладателем документированной информации, не связанной с предпринимательской (коммерческой) деятельностью.

Как видим, институт служебной тайны практически совпадает со многими видами тайны, например с профессиональной тайной, о которой пойдет речь в следующем номере.

Некоторые сведения считаются конфиденциальными и доступны узкому кругу лиц. К ним могут получить доступ только уполномоченные органы, если это не будет противоречить закону. Ответственность за разглашение служебной тайны накладывается на того человека, который нарушил закон. В лучшем случае гражданин сможет отделаться выговором или замечанием, однако может наступить даже уголовная ответственность.

Что является служебной тайной

Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.

Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:

  1. Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
  2. Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
  3. Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.

Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.

Договор о неразглашении

Для сохранности конфиденциальных сведений сотрудники подписывают договор о неразглашении. Подобный документ составляется для каждого работника, который имеет доступ к служебной тайне. Необходимость в этом может быть у сотрудников правоохранительных органов, ФНС, кредитных компаний и т.д.

Важно! Доступ к служебной тайне может быть только у государственных служащих. В их обязанности входит обеспечивать сохранность сведений.

Обнародование секретных данных может привести к негативным последствиям, как для физического лица, так и для организации. Если человек подпишет соглашение о неразглашении, то при нарушении договора наступит ответственность. Если человек не хочет ставить подпись на данном документе, тогда он не может быть допущен к секретным данным.

Наиболее часто соглашение составляется как приложение к трудовому договору. Конкретного образца нет, но бумага должна содержать следующие пункты:

  1. Вводная часть (название бумаги, место составления, цель).
  2. Предмет соглашения.
  3. Обязательства обеих сторон.
  4. Общие положения.
  5. Ответственность (какие последствия наступят при нарушении конфиденциальности).
  6. Подписи сторон.

Как доказать разглашение сведений

Недостаточно обвинить человека в совершенном нарушении. Потребуется также доказать тот факт, что сотрудник разгласил служебную тайну. Даже для дисциплинарного взыскания понадобится подтвердить, что работник действительно виновен.

Сначала потребуется доказать, что секретные сведения были, и конкретное лицо имело к ним доступ. Делается это с помощью документов, допустим, приказа о защите данных, договора о неразглашении. После этого нужно определить условия обнародования информации, способ, причины и другие обстоятельства.

Следует собрать все доказательства, которые относятся к делу. Они потребуются для того, чтобы призвать нарушителя к ответу за свои действия.

Какая ответственность предусмотрена

Разглашение служебной, профессиональной и коммерческой тайны – наказуемое деяние. В лучшем случае к человеку применят дисциплинарное взыскание, если рассекречивание случилось по неосторожности. Сотрудник может получить выговор, замечание, но также его могут уволить.

Административная ответственность наступит для должностных лиц, которые намеренно допустили утечку данных о юридическом лице. При этом данный поступок привел к снижению стоимости ценных бумаг и падению активов. Наказание будет по статье 15.21 КоАП – человека оштрафуют на сумму до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность наступит в следующих ситуациях:

  1. Разглашена тайна усыновления – штраф до 80 000 рублей, арест до 120 дней.
  2. Обнародованы данные о мерах безопасности для участников уголовного действа – штраф до 200 000 рублей, заключение до 4 месяцев.
  3. Передача сведений, относящихся к безопасности работника правоохранительных органов, – штраф до 200 000 рублей, лишение свободы до 120 дней.

Каждая ситуация будет рассматриваться отдельно. Однако нарушитель, как в Украине, так и в России, будет наказан.


Как ранее говорилось, в действующем законодательстве не определено однозначно понятие служебной тайны. Проект Федерального закона «О служебной тайне» рассматривался в 1осударствеиной Думе с 2004 г., но до настоящего времени не принят.

Необходимость правового регулирования института служебной тайны вызвана рядом причин, в их числе: отсутствие в законодательстве единого подхода к соответствующей категории документированной информации ограниченного доступа: многочисленные примеры незаконного распространения (продажи) информации, аккумулируемой в органах государственной власти и относящейся либо к личности, либо к деятельности хозяйствующих субъектов: ограничения на распространение информации, накладываемые по своему усмотрению руководителями органов государственной власти и государственными (муниципальными) служащими на предоставление информации гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации.

Вместе с тем для служебной тайны как системы защиты сведений появились и другие сферы применения. В частности, ряд органов исполнительной власти в силу выполняемых ими функций получает от различных субъектов значительное количество конфиденциальной информации (налоговые, антимонопольные, правоохранительные органы и т.д.). Речь идет о сведениях, составляющих коммерческую и банковскую тайну персональные данные.

В деятельности государственных структур, помимо всего указанного, образуется значительное количество внутрисистемной информации, которая в силу законодательных ограничений не может быть отнесена к государственной тайне, однако и не может быть свободно распространяемой.

В качестве примера можно привести комплекс мер, предпринимаемых для обеспечения защиты судей, иных работников правоохранительных органов, планы Минфина России и Банка России, связанные с изменениями курса национальной валюты, планы использования подразделений правоохранительных органов для осуществления контртеррористической и иной оперативно-служебной деятельности, а также информацию разнообразного характера, которая в настоящее время не имеет адекватной правовой защиты.

Единственный нормативный акт, регулирующий данную группу правоотношений, - «Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03. 11. 1994 № 1233 (ДСП). Данное Положение распространяется только на деятельность федеральных органов исполнительной власти, хотя образование и поступление аналогичных сведений характерны для любых органов как государственной власти, так и органов местного самоуправления.

Многие условия, определяющие порядок отнесения сведений к категории служебной информации, не установлены в Положении, а определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, что нельзя признать правильным, поскольку введение ограничений на доступ к информации должно устанавливаться только федеральным законом. На уровне Положения выстроить долговременную и стабильную систему защиты информации, имеющей продолжительный срок хранения, невозможно.

Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения информации к служебной тайне, ее защиты и установления санкций за противоправное распространение такой информации, данная категория присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40), в том числе в федеральных законах: «Об основах государственной службы Российской Федерации*. «О Правительстве Российской Федерации», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «Об основах муниципальной службы Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг» и др.

Защита служебной информации не имеет в законодательстве однозначного отражения. По-разному решается в законодательстве вопрос о структуре конфиденциальной информации и соотношении различных видов тайн.

На электронных рынках России и с помощью рассылки сообщений электронной почты бесконтрольно распространяются CD, содержащие базы данных с информацией о персональных данных и организациях. Например, базы данных: «Таможня», ГИБДД, БТИ (Бюро технической инвентаризации). «Прописка», «Внешнеэкономическая деятельность», ЕГРП (Единая государственная регистрация предприятий), «Собственники квартир», «Доходы физических лиц», «Картотека МВД» (судимости и др.), ОВИР (зарегистрированные паспорта) и ряд других баз данных.

Но данным ряда исследований, большинство зарубежных стран используют систему ограничения в доступе к информации с таким (или схожим) названием для защиты внутрисистемной информации в своих государственных администрациях. К таким странам, в частности. относятся Испания. Германия. Франция и США. В этих странах за неправомерное распространение таких сведений установлена уголовная ответственность.

Должностные лица, работники различных учреждений и организаций в силу служебных обязанностей не должны давать информацию, которая подпадает под категорию служебной тайны. Сведения, содержащие служебную тайну, могут относиться к гражданину, его жизни и деятельности (см. разд. 1.2). а могут затрагивать деятельность госучреждения, предприятия, организации.

Для работников соответствующих предприятий, учреждений и организаций сведения о тайне усыновления, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и тл. представляют собой служебную либо профессиональную, например, врачебную тайну, обусловленную выполнением ими своих трудовых и служебных функций (см. разд. 1.5). Служебная тайна не подлежит разглашению, кроме тех случаев, когда те или иные сведения запрашиваются правоохранительными органами.

Согласно Указу Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» разница между служебной и коммерческой тайнами состоит в том. что коммерческая тайна -- это информация, связанная с коммерческой деятельностью, а служебная тайна - это служебная информация, доступ к которой ограничен государственными структурами.

По общему смыслу понятия «служебная тайна» можно предположить то, что ее носителями должны быть субъекты, которые относятся к категории служащих. Таким образом, можно утверждать, что потенциальными носителями служебной тайны являются как минимум все служащие, которые работают в государственных органах. органах законодательной, исполнительной и судебной атастей, а также в подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях.

Лица, получившие незаконными методами информацию, которая составляет служебную тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников или служащих. разгласивших служебную тайну вопреки трудовому договору или служебному контракту, в том числе контракту; и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Между юридическими лицами, а также между юридическими и физическими лицами могут складываться отношения, при которых нежелательно разглашение определенной информации. Иными словами, они должны сохраняться в тайне. Нераспространение физическим лицом информации о другом физическом лице достигается на основе взаимной договоренности, а также нравственного поведения лица, знающего ту или иную информацию о другом лице.

В государственных и негосударственных структурах существует определенный порядок для выполнения целей, функций и задач конкретной организации: система планирования, отчетности, контроля, технологии документооборота и т.д. Информацию такого рода можно отнести к служебной тайне или секретам производства (см. разд. 1.7). Перечень данной информации устанавливается руководителем организации - обладателя информации. Информацией, относящейся к служебной тайне, могут обладать любые организации независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и видов деятельности. Примером служебной тайны является налоговая.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, а также органами внутренних дел, государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Информация о налогоплательщике, если он является физическим лицом, -- это одновременно его личная тайна, т.е. относится к персональным данным. Исключение составляет информация. которая не может быть налоговой тайной (см. приложение 1).

Налоговая гай на не подлежит разглашению налоговыми органами. органами внутренних дел, государственных внебюджетных фондов и таможенными, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Сведения, поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел. государственных внебюджетных фондов или таможенные, со- стааляющие налоговую тапну, имеют специальный режим хранения и доступа (см. разд. 4.2; 7.4).

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов, внутренних дел, таможенного дела.

Утрата документов, содержащих налоговую тайну, либо разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, влечет ответственность. предусмотренную ст. 183 УК РФ (см. приложение 6).

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу секрета производства (ноу-хау), служебного секрета производства или коммерческой тайны налогоплательщика -- юридического и физического лица, а также персональных данных налогоплательщика, т.е. информации, которая стала известна должностному лицу налогового органа, а также органов внутренних дел, государственного внебюджетного фонда или таможенного, привлеченному специалисту или эксперт при исполнении ими своих обязанностей.

В данном случае налоговую тайну можно отнести к информации ограниченного доступа, составляющей служебную, профессиональную и коммерческую тайны, персональные данные, секрет производства (см. разд. 1.2; 1.5-1.7).

Поступившая в налоговые органы информация, составляющая налоговую тайну, имеет специальный режим хранения и доступа и, соответственно, технологии ее защиты. Доступ к информации, со- ставляющей налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням. которые определены Федеральной налоговой службой России (ФНС России).

Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233, к служебной информации ограниченного распространения отнесена несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, <...> ограничения на распространение информации диктуются служебной необходимостью .

Положение определяет общий порядок обращения с доку- ментами и другими материальными носителями информации - документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. Требования Положения распространяются на порядок обращения с иными материальными носителями служебной информации ограниченною распространения (фото-, кино-, видео- и аудиопленки. машинные носители информации и др.).

Положением определен перечень информации, в соответствии с которым служебная информации не может быть ограниченного распространения (см. приложение 1). Руководители федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют:

  • · категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения:
  • · порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям:
  • · порядок снятия пометки: «для служебного пользования- с носителей информации ограниченного распространения:
  • · организацию защиты служебной информации ограниченного распространения.

Должностные лица, принявшие решение об отнесении служебной информации к разряду ограниченного распространения, несут персональную ответственность за обоснованность принятого решения и за соблюдение ограничений, в соответствии с которыми служебная информация не может быть ограниченного распространения. Служебная информация без санкции соответствующего должностного лица не подлежит разглашению (распространению). За разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности (см. приложение 6).

Положения об обязанностях по неразглашению служебной информации ограниченного распространения должны быть включены также в государственные контракты, трудовые и иные договоры, заключаемые государственными органами, органами местного самоуправления или иными организациями, обладающими данной информацией . Обязанности по неразглашению сведений и информации ограниченного распространения возникают:

  • · у должностных лиц и иных работников государственных органов и органов местного самоуправления, подведомственных им организации -- с момента их приема на работу, если не установлен особый порядок допуска к сведениям:
  • · у работников иных организаций, иных лиц. осуществляющих работы по государственному контракту или трудовому договору в органах и организациях. -- с момента заключения государственного контракта, иного договора с соответствующим органом или организацией;
  • · улиц, получивших сведения ограниченного распространения, -- с момента получения таких сведений.

В случае ликвидации федерального органа исполнительной власти (организации) решение о дальнейшем использовании служебной информации ограниченного распространения принимает ликвидационная комиссия. Срок исполнения обязанностей по неразглашению сведений ограниченного распространения устанавливается в положениях о порядке доступа к сведениям, составляющим служебную тайну (см. гл. 4). Срок не может быть ограничен, если такие сведения были получены государственными органами и органами местного самоуправления, а равно подведомственными им организациями в процессе осуществления их деятельности в соответствии с установленной компетенцией и если такие сведения составляют охраняемую законом информацию ограниченного доступа иных лиц.

Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в Интернете, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации и является перечнем ин-

формации, которую нельзя относить к конфиденциальной (см. приложение 1). В субъекте Российской Федерации - Москве утвержден Перечень категорий организаций и предприятий города Москвы, для которых создание и ведение информационных ресурсов о своей деятельности является обязательным, и Перечень сведений о деятельности Правительства Москвы и комплексов городского управления. подлежащих обязательному размещению в общедоступных информационных ресурсах в сети Интернет.

Определение понятий «служебная тайна» и «персональные данные». вероятно, должно распространяться на всю конфиденциальную информацию, циркулирующую не только в государственных структурах, подведомственных им предприятиях, учреждениях и организациях. но и б негосударственных структурах, включая коммерческие организации.

В соответствии с 11осгановлением Правительства Российской Федерации -О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о взаимном обеспечении сохранности засекреченных сведений* , гриф секретности (конфиденциальности) «Для служебного пользования- означает, что это несекретные сведения, касающиеся деятельности предприятий, учреждений и организаций, содержащие служебную информацию . В этом смысле несекретная информация, составляющая служебную тайну, - это конфиденциальная информация учреждения, предприятия, организации вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Соответственно, служебная тайна может быть также у негосударственных структур и иметь соответствующую отметку «Для служебного пользования-. Но для этого необходимо составить перечень информации, составляющей служебную тайну, который бы входил как подраздел в Перечень конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, секрет производства (ноу-хау) и служебный секрет производства организации (см. приложение 2).

Более подробно определение степени ограничения доступа к документам и использование отметки конфиденциальности при оформлении документов рассматривается в разд. 2.2.

Сведения, относящиеся к служебной информации, не являются обычно предметом самостоятельных сделок, однако их разглашение может причинить имущественный ущерб организации и вред ее деловой репутации. Как видно из примеров, служебная тайна не является синонимом государственной тайны, однако ее правовой режим устанавливается государственными и негосударственными структурами - обладателями информации (222].

К служебной тайне, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, относится информация о деятельности государственных органов и их служащих, представляющая государственный интерес, а также иная информация ограниченного доступа, составляющая частную, коммерческую тайну субъекта, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на нею функций. Следовательно, информация может являться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям:

  • · отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограни- чен по закону или в силу служебной необходимости;
  • · является конфиденциальной информацией другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, секрет производства (ноу-хау), служебный секрет производства, персональные данные);
  • · не является государственной тайной и не попадает под перечень сведений, составляющих государственную тайну;
  • · получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, и имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Сопоставление и анализ норм права позволяют предложить обобщающее определение служебной тайны.

Служебная тайна -- это охраняемая законом информация ограниченного доступа о деятельности государственных и негосударственных структур, доступ к которой ограничен в силу служебной необходимости, за исключением информации, составляющей государственную тайну, а также информация ограниченного распространения, ставшая известной в государственных и негосударственных структурах на законном основании, для исполнения служебных обязанностей, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Обладатель информации, составляющей служебную тайну, принимает меры к ее конфиденциальности. незаконному ее получению или разглашению и предоставляет ему право на защиту и охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность любого государства и его органов зависит от большого количества факторов. Прежде всего необходимо отметить важность права. Ведь именно благодаря этому специфическому регулятору общественных отношений деятельность многих ведомств и служб осуществляется в пределах определенных рамок. Помимо этого, юридический режим в государстве помогает упорядочить взаимодействие людей. То есть в данном случае мы говорим о таких незаменимых категориях, как правопорядок и законность. Следует отметить, что эти элементы влияют на многие К числу подобных можно отнести информационную. Ведь ведомости любого характера имеют свою ценность. Конечно, в отдельных случаях она будет совершенно незначительной. Тем не менее информация - это сфера, которая регулируется и в некоторых случаях охраняется законом. Нужно отметить тот факт, что существуют определенные сведения, требования государства к которым завышены. В данном случае мы говорим о таких специфических видах информации, как профессиональная и служебная тайна. Категории имеют не только характерные особенности, но еще и ряд определенных моментов, связанных с правовой защитой. Поэтому специфику служебной профессиональной тайны мы рассмотрим далее в статье, основываясь на положениях действующего законодательства.

Информация: понятие

Охраняемая действующим законодательством тайна любого типа во всех случаях является не чем иным, как информацией с ограниченным доступом. То есть это определенные сведения, известные не всем людям. При этом их нужно изучать на основе классического понятия «информация». Этим термином характеризуются любого рода сведения, если не учитывать форму их непосредственного выражения. Информация в таком понимании может отображаться в идеальном виде, то есть в уме людей, а также на материальных носителях, например, бумаге, компьютере, диктофоне, фотографии, видеофайле и т. п. Помимо этого, нужно учитывать тот факт, что любые сведения появляются исключительно в процессе коммуникации. Что касается информации с ограниченным доступом (служебная и профессиональная тайна), то она является в общем виде конфиденциальной, что обуславливает некоторые её особенности.

Что такое

Любые ведомости с ограниченным доступом являются конфиденциальными по своей сути. Данный термин подразумевает собой недопустимость разглашения или же утечки иным способом конкретной информации. Режим конфиденциальности крайне строго соблюдается в государственных организациях и службах, где работа подразумевает под собой взаимодействие с ограниченными законом ведомостями. Таким образом, конфиденциальная информация - это совокупность определенных сведений, разглашение которых не допускается действующим законодательством. Большую роль данные сведения играют в XXI столетии. Потому что на сегодняшний день информация с ограниченным доступом может стать достоянием общественности благодаря системе интернет и другим технологическим инновациям. Этого, как мы понимаем, случиться не должно. Ведь утечка конфиденциальной информации может нанести неоценимый вред общественности. В данной статье автора интересуют следующие виды сведений с ограниченным доступом, а именно:

Служебная тайна;

Следует отметить, что вторая часть названия конкретной информации содержит слово «тайна» не просто так. Режим данных ведомостей обуславливается отсутствием допуска к ним у большинства граждан Российской Федерации.

Законодательство в сфере профессиональной и служебной информации

В Российской Федерации существует множество правовых механизмов, которые регулируют разную деятельность. Таким образом, можно выделить массу нормативных актов, которыми охраняется служебная и профессиональная тайна. Закон, и судебные НПА являются основанием всей правовой системы этого вопроса. Таким образом, к подобным источникам представленного режима информации относятся следующие, а именно:

1. Нормы законов, например основы законодательства РФ «О нотариате», основы законодательства РФ «Об охране здоровья», Гражданский кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, ФЗ «О психиатрической помощи», ФЗ «О трансплантации органов», ФЗ «О почтовой связи» и т. п.

2. Существует также ряд подзаконных нормативных актов, которые не являются основными, однако оказывают большое влияние на процесс организации и защиты профессиональной и служебной тайны. К таковым можно отнести постановление правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» и т. д.

3. Большое значение для становления и модернизации общественных отношений в сфере служебной и профессиональной тайны имеет судебная практика, даже невзирая на тот факт, что правовой прецедент в юридической системе Российской Федерации, не используется.

Представленные виды нормативных актов являются основой режима конфиденциальности профессиональной и служебной тайны. Следует отметить тот факт, что большинство не различает особенностей двух представленных категорий. При этом служебная и профессиональная тайна являются совершенно разными по своей сути. Это видно не только по каким-либо теоретическим осмыслениям, а и по объектному составу и принципам обращения информации.

Что такое тайна профессионального характера?

Профессиональная тайна является сбором определенных свдений. Но, как мы уже выяснили, сведения подобного рода охраняются законодательством. Однако это не единственный характерный момент. Понятие гласит, что профессиональная тайна - это система инфомации, которая попадает к держателю, то есть лицу, владеющим ею, в силу выполнения последним каких-либо профессиональных функций. При этом человек не должен находиться на муниципальной или же государственной службе, так как это будет уже примером иных сведений. Вдобавок ко всему прочему, тайна профессионального характера, при её непосредственном разглашении, может повлечь наступление негативных последствий, которые, в свою очередь, нанесут ущерб обществу и конкретным лицам. Таким образом, данный тезис раскрывает важность режима конфиденциальности описанной информации.

Сведения получены в процессе деятельности государственного органа или органа местного самоуправления;

Если конкретный перечень сведений отвечают данным характеристикам, то его вполне можно отнести к служебной информации, что будет свидетельствовать о наличие специфического режима её защиты.

Объекты служебной тайны

Защита профессиональной тайны, равно как и служебной, направлена на определенные объекты. Только во втором случае перечень конкретной информации будет отличаться. К объектам служебной тайны на сегодняшний день можно отнести сведения в следующих сферах, например:

Информация о деятельности федеральных государственных органов, военная судебная и следственная тайна;

Информация, содержащая в себе персональные данные о юридических и физических лицах, которая стала известна в силу реализации служебной деятельности;

Таким образом, режим защиты распространяется на информацию лишь в том случае, если она является непосредственным объектом служебной тайны. В иных случаях мы не можем говорить о наличии правовой защиты каких-либо ведомостей.

Заключение

Итак, в статье мы попытались ответить на вопрос о том, что представляет собой информация, составляющая профессиональную тайну и служебную. Следует отметить, что правовая характеристика данных категорий просто необходима, учитывая распространенность цифровых технологий в современном мире, при помощи которых тайна очень часто разглашается не имеющим на это полномочий лицам.