"собачье сердце" как социально-философская сатира на современное общество. “Собачье сердце” как социально-философская сатира на современное общество

Я считаю, что ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира.

Ни одно произведение Булгакова, на мой взгляд, не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества.

Эта повесть, как и все, что написал Булгаков, попала в разряд запрещенных. Я попробую по рассуждать не об объясняющих эти запреты моментах, а об оправдывающих. Лично я понял, что Булгаков солидарен с крамольными, или, как говорит доктор Борменталь, “контрреволюционными” рассуждениями профессора Преображенского, скажем, о разрухе: “Это мираж, дым, фикция!”/…/ Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? /…/ Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет

разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах!” Эти злые тирады профессора Преображенского обнажают неприязнь автора к новой действительности. Но это лишь один момент, когда Булгаков сам себя подставляет цензуре.

Второй момент более серьезный. Я бы сказал, даже более опасный для автора. Он выражает свои “крамольные мысли” через представителей новой действительности в лице домового комитета, в лице его председателя Швондера, а также примкнувшего к ним собакочеловека Шарикова. Мне ясно, что Шариков невозможен без Швондера, автор подчеркивает это гармоничное единение даже схожестью звукописи их фамилий. Они создают поле насилия и безнравственности под прикрытием классовых интересов, поле, которое принесло нашему народу столько бед.

Конечно, я далек от мысли полностью отождествлять мировоззрение автора и его героя профессора Преображенского. Писатель сходится со своим героем только в неприятии организованной разрухи, хамства швондеров и шариковых. Он предлагает читателю разделить с ним восхищение выдающимся умом и одаренностью профессора-медика. Но мы видим, кто использует эти медицинские достижения. Чредою проходят через кабинет Преображенского его, скажем так, клиенты. Это некий фрукт, с совершенно засаленными волосами, омоложенный доктором: “Пароль, д’оннер двадцать пять лет ничего подобного! - субъект взялся за пуговицу брюк, - верите ли, профессор, каждую ночь обнаженные девушки стаями… Я положительно очарован. Вы - кудесник”. Далее - “шуршащая дама” со страшными черными мешками под глазами, желающая омолодиться ради молодого негодяя, карточного шулера. Какой-то известный общественный деятель, увлеченный несовершеннолетней девочкой.

Расхождение в мировоззрении автора со своим героем я заметил и в том, что главный научный подвиг профессора, возможно, рожден его брезгливой уверенностью в превосходстве научной мысли над всем. Преображенский делает все сознательно, он профессионально равнодушен к материалу своих научных опытов, в том числе и к человеческому материалу. Поэтому я не допускаю, что Преображенский где-то оплошал и ситуация вышла из-под его контроля. Не случайно и одиночество профессора. Ведь все окружающие его люди играют лишь роль помощников в достижении его целей. А для души ему нужны опера, вино, обед.

Но и такое резкое отмежевание автора от своего героя не спасло Булгакова от ярлыка “политически вредного автора”. Ведь потребности Преображенского в функционерах, слепо исполняющих его волю и не могущих рассчитывать ни на что более того, что определил им хозяин, очень созвучны правящей верхушке того времени. Поэтому, я считаю, Михаилу Булгакову было просто невозможно угодить большевистской цензуре, разве что бросить писать! Но этого, к счастью, не произошло.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сатира в повести М. Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” является ярчайшим примером отечественной сатирической прозы. Если вдуматься серьезно в ее содержание, то...
  2. 1. Литература в качестве отражения действительности. 2. Символы эпохи в повести Булгакова “Собачье сердце”. 3. Столкновение новой и старой жизни в произведении. 4. Опасность, исходящая...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное образовательное учреждение

Николо-Павловская общеобразовательная средняя школа № 5

по предмету «Литература»

Тема: «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество»

Выполнила: Бызова М.И.,

ученица 9 «Б» класса

Проверила: Маслюкова Л.И.,

преподаватель русского

языка и литературы

Введение

Глава 2. Повесть «Собачье сердце».

Заключение

Литература

Введение

булгаков собачье сердце сатира

«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своему времени.

Внешне Шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. Все самое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда, благодаря вмешательству человека в вечные законы природы с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести «Собачье сердце».

Цель работы: анализ повести М. Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.

Основные вопросы и задачи, подлежащие рассмотрению:

История создания и судьба повести;

Выявить соответствие между «преобразованиями» в России начала 20-х годов и «преобразованиями» в повести «Собачье сердце»;

Сатира на общество «шариковых» и «швондеров»;

Образ профессора Преображенского;

Актуальность повести в наши дни.

При изучении данной темы я пользовалась книгами Яновской Л. «Творческий путь Булгакова», Великановой И.В. «Особенности сатиры М. Булгакова» и других авторов.

Повесть Булгакова "Собачье сердце" и в наши дни сохраняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества великого писателя помогут нам разобраться в хаосе и неразберихе сегодняшней жизни, не допустить прежних ошибок, чтобы шариковы не стали страшным знамением времени.

Повесть “Собачье сердце” воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала.

Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего -- история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам.

Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, “чудовищная история” общества продолжается.

Глава 1. Жизнь и творчество М.А. Булгакова

1.1 Раннее творчество М.А. Булгакова. Сатирическая фантастика

М.А. Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль. В 1916 году он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги «Записки юного врача»). В 1919 году Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А.И. Деникина, служил военным врачом, тогда же начал печататься в газетной периодике Северного Кавказа.

В 1921 году писатель переехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда», как он пишет в автобиографии. Активно публиковался во многих газетах и журналах Москвы. Главным местом работы для писателя стала газета «Гудок», где он познакомился с В. Катаевым, Ю. Олешей, Е. Петровым, И. Ильфом и другими молодыми писателями. В связи с большой занятостью газетной работой заниматься собственным творчеством писателю приходилось урывками. Ведущие жанры его раннего творчества - фельетоны, очерки и рассказы.

Незаурядное дарование писателя проявилось в повестях первой половины 1920 - х гг. «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первый роман «Белая гвардия» публиковался в 1925 году фрагментами на страницах журнала «Россия». Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции: социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.

Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна: время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «Булгаковская Москва», «Булгаковский Киев».

На высшую ступень сатирической фантастики писатель поднимается в социально-философских повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце», в которых много общего.

Все лучшее, написанное Булгаковым в 20-х годах - непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения.

1.2 Драматургия М.А. Булгакова

В 1926 году в Московском Художественном театре была поставлена пьеса «Дни Турбинных», созданная Булгаковым как инсценировка «Белой гвардии. С этого времени писатель большую часть своего времени и сил отдает театру: в 1920 - 1930 годы написаны пьесы «Зойкина квартира», «Бег», «Адам и Ева» и около десятка других пьес и инсценировок. Уже в двадцатые годы Булгаков осознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности - «рукописи не горят». Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип - «сатира не терпит оглядки».

Однако отношения с театральной цензурой у драматурга складывались плохо: после «Дней Турбинных» ни одна из пьес так и не увидела света рампы при жизни автора.

Параллельно с драматургической работой Булгаков с конца 1920-х годов обдумывает замысел своего главного произведения - роман «Мастер и Маргарита». Работа над ним продолжалась вплоть до февраля 1940 года. Этот роман стал творческим завещанием одного из крупнейших мастеров русской литературы ХХ века.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века, оно многогранно, но особое место занимает в нем тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была незаживающей раной писателя. «Дикий мы, темный, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они выражены в статье «Грядущие перспективы», в повести «Собачье сердце» и в других произведениях. В повести «Собачье сердце» по-новому писателем выражается мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.

Глава 2. Повесть «Собачье сердце».\

2.1 История создания и судьба повести. Великий эксперимент

В повести, написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность - советская реальность начала 1920-х годов. Однако воспроизведенная в мельчайших деталях картина отнюдь не становится документальным портретом эпохи. Соединение фантастического допущения с множеством конкретных деталей, сплетение комических подробностей «очеловечивания» Шарика с трагическими последствиями этого эксперимента формируют гротескный образ действительности.

Тема повести - человек, как существо общественное, над которым тоталитарное общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Этому перерождению личности служат «новые» литература и искусство.

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко её можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, посему необходимо страну возвратить, по возможности, в её прежнее естественное состояние.

Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.

В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.

«Собачье сердце» - последняя сатирическая повесть Булгакова. Она избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и растоптана лже-критиками от «советской литературы», т.к. вышла в свет лишь в 1987 году.

2.2 Образ профессора Преображенского

Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. В Обуховском (Чистом) переулке он поселился; здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М. Покровского. Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался «Пречистенкой».

Булгаков считал своим долгом «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Он уважительно - любовно относился к своему герою-ученому, в какой-то степени профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма.

Свою повесть Булгаков вначале назвал «Собачье сердце. Чудовищная история». Но главным её героем сделал не собаку и не Шарикова, а профессора старой школы. Он создавал колоритного Филиппа Филипповича Преображенского, оглядываясь на родного дядю, известного всей Москве врача-гинеколога Николая Михайловича Покровского. Но булгаковский сердитый профессор очень далеко ушел от своего реального прототипа.

Профессор Преображенский - носит сакральную фамилию, указывающую на его роль всесильного божества, «жреца» (так его будет воспринимать Шарик), способного преобразить мир и человека. Профессор живет уединенно, в прекрасной комфортабельной квартире, автор любуется культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и сам любил аристократизм во всем, одно время он даже носил монокль.

Преображенский - крупный ученый-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и высокой культуры. По убеждения это сторонник старых дореволюционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовладельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализирует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказывает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности пролетариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего, нужно научить людей элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок.

Основа повествования - внутренний монолог Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен НЭПа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Весь продрогший, голодный пес, к тому же ошпаренный, наблюдает жизнь улицы, делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистинки. скольким жизнь спас».

Он сочувствует бедной барышне - машинистке, замерзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фельдеперстовых чулках». «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл…».

Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «он умственного труда человек…», «этот не станет пинать ногой». И вот Шарик живет в роскошной профессорской квартире. Автор делает пса симпатичным, дарит ему светлые воспоминания о ранней юности на Преображенской заставе и вольных собаках-бродягах, поэтический сон о веселых розовых псах, плавающих на лодках по озеру. Пес умен, наблюдателен, даже совестлив - задремал от стыда в кабинете гинеколога. К тому же Шарик обладает бесспорным сатирическим даром: увиденная им из подворотни жизнь человеческая чрезвычайно интересна в метко схваченных и высмеянных подробностях тогдашнего быта и характеров. Именно ему принадлежит тонкая мысль, повторенная автором повести неоднократно: «О, Глаза - значительная вещь! Вроде барометра. Всё видно - у кого великая сушь в душе…»

Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев: беспощадна авторская ирония - сарказм в отношении процветающих непманов. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решается посоревноваться с самой Жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Профессор, осуществляющий превращение пса в человека, носит фамилию Преображенский. А само действие происходит в канун Рождества. Между тем, всеми возможными средствами писатель указывает на противоестественность происходящего, что это есть антитворение, пародия на Рождество. И по этим признакам можно сказать, что в «Собачьем сердце» уже просматриваются мотивы последнего и лучшего произведения Булгакова - романа о дьяволе.

Чудесные превращения, совершаемые профессором Преображенским, фиксирует его ученик - доктор Борменталь, выступающий в повести в роли «евангелиста». Особенность фигуры «евангелиста» в произведениях Булгакова - в противоречивом сочетании искренней преданности учителю и полного его непонимания.

Записи доктора Борменталя исполнены искреннего восхищения открытием учителя; документальная «история болезни» Шарика то и дело прерывается восторженными восклицаниями «летописца»6 «изумительный опыт профессора Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга! Отныне загадочная функция гипофиза - мозгового придатка - разъяснена!.. Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу. Профессор Преображенский - вы творец!!».

Однако верный ученик - «евангелист» на самом деле выступает в роли ненадежного рассказчика - рассказчика, неадекватно трактующего слова и поступки учителя, создающего искаженную картину происходящего. Его объяснения и комментарии вступают в противоречие в «правильной» интерпретацией - подкрепленной авторитетом участника события или самого автора. Так, например, удивительная способность Шарика читать справа налево в дневнике Борменталя получает следующее объяснение: «Шарик читал! Читал!!... Именно с конца читал. И я даже знаю, где разрешение этой загадки: в перекресте зрительных нервов у собаки!» Однако истинная причина такого чтения открыта нам еще в начале повести. Она гораздо более прозаична и крылась совсем в другом: к магазину Шарику «подбегать….было удобнее с хвоста слова «рыба», потому, что при начале слова стоял милиционер».

Профессор Преображенский по-прежнему остается в глазах своего ученика всесильным божеством - в то время как «маг» и «чародей» оказался бессилен перед хаосом, внесенным в его жизнь свершившимся чудом. Профессор Преображенский являет собой тип булгаковского героя, который пройдет затем через все творчество писателя: наделенный мощной творческой (преображающей) силой, он одновременно может быть слаб и уязвим. Булгаковский герой вынужден всегда противостоять окружающему его миру - враждебному, агрессивному, абсурдному.

2.4 Сатира на общество «шариковых» и «швондеров»

«Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры, после этой удивительно зрелой вещи возможны были лишь московские сцены «Мастера и Маргариты».

Социально-агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он, в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! - гордо сказала женщина». «Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это - мираж, дым, фикция», - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев.

Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами гомункула Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает повесть в трагические тона. Преображенский не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится.

Подвижники новой веры представлены в резко гротескном освещении. Один из членов домкома - «персиковый юноша в кожаной тужурке» - носит фамилию Вяземская, оказывается женщиной, однако в булгаковском описании неизменно восстанавливается гротескный контекст выяснения личности: «Это неописуемо! - воскликнул юноша, оказавшийся женщиной»; «Я, как заведующий культотделом дома…. - За-ве-ду-ю-щая, - поправил её Филипп Филиппович».

Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в марксистском духе: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построен по контрасту: умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Швондер старается повлиять на Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и своем превосходстве над буржуями. Попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове есть сатирический выпад писателя против Швондера. Натравливая Шарикова на профессора Преображенского, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Стоит отметить, что сатира и юмор в этой повести достигают высшей степени мастерства.

Необъяснимые метаморфозы, происходящие с представителями новой власти, могут, однако, таить себе опасность. Стоило Шарику превратиться в Полиграфа Полиграфовича Шарикова и стать причастным к власть держащим - «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как его пребывание в квартире Преображенского стало смертельной угрозой как для самого профессора (на которого уже был написан донос), так и для всех обитателей его дома. Гротескные превращения, которым в булгаковском мире подвержены ответственные советские чиновники придают новой власти и ее представителям демонический характер, делают их не столько социальной или политической, сколько метафизической силой, которой вынужден сопротивляться булгаковский герой.

Булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак - в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек, естественно. Что ж, преследование своих - характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.

Следующий ход Шарикова - явление в Пречистинскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… - крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков». Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя с ней столь безобразно, что в Пречистинской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные до белого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского. Именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы…

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные хозяева жизни довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская теза «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок.

2.5 Актуальность повести в наши дни

«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своем времени.

Внешне шариковы ни чем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений, осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, это политики, которые при первой же возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность, готовые предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.

Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах. Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении человека изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности, неспособности предвидеть будущее, здесь он воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным, революционным методом вторжения в жизнь, об ответственности ученого и страшной, разрушительной силе самодовольного агрессивного невежества. Эти темы вечны и они не утратили своего значения и теперь.

Заключение

Творчество Булгакова многообразно, но особое в нем место занимает тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. «Дикий мы, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился развить автор в своих произведениях.

В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества Шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверно из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и сейчас среди нас, Россия и переживает тяжелые времена. Шариковы со своей, по истине собачьей живучестью, не смотря ни на что, пройдут везде по головам других.

Сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за пять, ни за десять, ни за двадцать лет - пройдет не одно поколение, прежде чем Шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении.

В «Собачьем сердце» с особой ясностью видно, как автор последовательно изгоняет из своей прозы поверхностную фельетонность и приходит с высокому творчеству, становится замечательным художником, достойным наследником великих сатириков Гоголя и Щедрина, и вдохновенного мыслителя Достоевского. Это путь к «Мастеру и Маргарите». Автор впоследствии назвал повесть «грубой», но она конечно же, просто честная, сильная, глубокая сатира, не знающая запретов и границ, идущая до конца.

Литература

1. Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений / Под ред. Жижиной. - М.: 1987.

2. Великанова И.В. Особенность сатиры М. Булгакова //Литература в школе. 2002.

3. Гудков А.В. Комментарии к повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Булгаков М. Соб. соч. в 5 т. М.: 1990.

4. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Т. Браже. - М., 1971.

5. Красовский В.Е., Леденев А.В. Справочник абитуриента. - М.: 1999.

6. Поэтика художественного текста на уроках литературы. Сб./ Отв. ред. О.Ю. Богданова. - М., 1997.

7. Рыжкова Т.В. Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» на уроках // Литература в школе, 1995.

8. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова, М.: 1983.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Художественный мир повести "Собачье сердце" М.А. Булгакова: анализ критической литературы. Тема еды как отражение быта и нравов жителей Москвы 20-х годов прошлого века в повести "Собачье сердце". Словарик названий блюд, употребляемых в начале XX века.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Повесть "Собачье сердце" в ряду сатирических произведений М. А. Булгакова. Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. Эксперимент профессора Преображенского и социальный эксперимент начала XX века в данной повести.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса. Особенности изучения повести. Вступительное занятие и чтение произведения. Анализ повести "Собачье сердце". Работа с литературоведческими понятиями: юмор, сатира, памфлет, фантастика.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Раскрытие темы дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы в повести Булгакова "Собачье сердце". Ознакомление с философией Преображенского. Оценка влияния воспитания Швондера на становление личности Шарика.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Проблемно-тематический анализ повести Булгакова "Собачье сердце", исследование критической литературы по данной теме. Тема трагедии русского народа в творчестве автора. Отображение и значение тематики эксперимента в произведении "Собачье сердце".

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Основные понятия лингвосоционики. Лингвосоционические портреты героев повести М.А. Булгакова: профессора Преображенского, Шарика-Шарикова. Речевые и авторские характеристики, описание типов личностей персонажей. Интертипные отношения героев повести.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Завязка основного действия, особенности характеров главных персонажей в историческом романе Булгакова "Белая гвардия". Философская проблематика повести "Собачье сердце", художественное композиция и библейский сюжет в романе "Мастер и Маргарита".

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Сатира и юмор, их общее понятие. Сатирическое искусство М. Булгакова в произведениях "Роковые яйца", "Собачье сердце". Анализ художественного своеобразия творчества М. Зощенко. Интерес к творчеству Булгакова в наше время и его судьбе как писателя.

    реферат , добавлен 19.08.2011

    Социальные "метафоры" повести: революция и эволюция. Отражение времени в художественной канве повести. Социальный скепсис Булгакова: "диалог" с Маяковским. Нигилизм революции: "преображение" разрушением. Создание "нового человека": Homo Soveticus.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Ознакомление с биографией М.А. Булгакова. Рассмотрение влияния семьи на будущего писателя; авторитет знания и презрение к невежеству. Работа в госпитале, врачебный опыт. Анализ повести "Собачье сердце", романов "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита".

Тема урока : «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Гуманистическая позиция автора. (Урок-размышление по повести Булгакова)

Цели: Выявить основные идеи повести ; определить жанровое своеобразие; развить умения и навыки анализа прозаических произведений; показать мастерство и гражданское мужество писателя.

Методические приёмы : постановка проблемных вопросов для обсуждения; аналитическая беседа; анализ эпизодов.

Оборудование: портрет М.А. Булгакова; видеофильм ; мультимедийный проектор.

Ход урока .


  1. Повторение
- Что вам особенно запомнилось из биографии писателя?

Каким было отношение Булгакова к революции?

Почему советская критика резко отрицательно относилась к творчеству писателя?

(Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть)


  1. Слово учителя
1 слайд

Сегодня в центре нашего внимания повесть Булгакова «Собачье сердце». Она была написана в 1925 году, а опубликована в нашей стране только в 1987.

Представить, что бы было, если бы повесть попала на страницы печати сразу после её создания, пожалуй, невозможно. В новой России свобода слова и печати была под запретом. Строжайший идеологический отбор литературных произведений вёлся на самом высоком уровне. Показателен отзыв о булгаковской повести Л.Камнева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». (Лев Борисович Камнев – государственный и политический деятель, большевик с 1903г. Памфлет – злободневное публицистическое произведение , цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально – политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой) Посмотрим, каким образом создаёт писатель гротескный образ современной ему жизни. (Гротеск – сочетание реального и фантастического).

Анализируя данное произведение, мы рассмотрим такие вопросы:
1.Жанровое своеобразие повести

2.Как изображается Москва в произведении

3. Почему не удалось превращение Шарикова в личность, как мечтал доктор Борменталь.

3) Аналитическая беседа

Какой главный мотив в основе повести?

(В основе повести лежит мотив превращения. Это фантастическая история о том , как добрый бродячий пёс превратился в злобное человекоподобное существо)

Рассмотрим особенности жанра произведения

Чем по жанру является « Собачье сердце»? (Повестью)

Верно, однако, рассуждая о жанровом своеобразии произведения, следует отметить, что « Собачье сердце» - это социально – философская сатирическая повесть с элементами фантастики.

Верно, приведите примеры (Толстый повар, пациенты профессора , профессор Преображенский и доктор Борменталь, машинистка Васнецова, Швондер и другие).

Социальное содержание повести выражается через описание будней Москвы: в столице, как и прежде, разгуливают преступники (Клим Чугункин), существует проблема продовольственного снабжения.

Привидите примеры;

Драма коммунальных квартир (Какая?), горькое пьянство. Булгаков показывает несоответствие официальной советской пропаганды и реальной жизни.

В повести содержание тесно переплетается с философскими размышлениями о новом, послереволюционном времени и «новом человеке», порождённым этим временем.

В произведении следует выделить 2 философические проблемы:

Первая – об ответственности учёного за его открытие.

Вторая - о соблюдении людьми законов социального развития.

Объясните, почему существует первая проблема

Дети (Свои открытием Преображенский бросил вызов эволюции, естественному положению вещей в природе. А нарушать законы природы весьма опасно. Преображенский в разговоре с Борменталем признал свой опыт практически бесполезным , хотя и блестящим с научной точки зрения.

«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, если любая баба может родить гения, когда угодно?»

Говоря о второй философической проблеме, следует отметить, что Булгаков считал, что нельзя революционным способом излечить социальные болезни. Автор считает, что не революция с её непредсказуемыми взрывами , а великая, неостановимая эволюция действует согласно природе, естественной и человеческой. Именно в результате революции, а не эволюции пришли к власти такие личности, как Швондер и Шариков – необразованные , малокультурные, но самодовольные и решительные.

Расскажите о них. (Рассказ учащихся)

В повести присутствуют элементы фантастики. Для чего? (ответы учащихся)

Слайд №7

Приступим к обсуждению второго вопроса нашего урока.

Слайд №8

« Как изображается Москва в повести?»

(Рассказы учащихся. А) Через восприятие пса Шарика Слайд № 9

Б) Даётся описание квартиры профессора.

Вывод: слайд № 10, 11.

Итак, Слайд № 12. « собачье сердце» средствами сатиры обличаются самодовольство, невежество новых « хозяев» жизни (не революция и не советское государство)

Слайд № 14

Переходим к следующему вопросу:

Слайд № 15

« Почему не удалось превращение Шарикова в личность?»

(Ответы учащихся)

Шариков – органы от алкоголика и вора. Слушать советы Преображенского не хочет, и работать над собой тоже.

Слайд № 16

И профессору ничего не остается, как возвратить Шарикова в первоначальное состояние.

Слайд № 17

Вывод: Булгаков в своем произведении показывает , что человек может измениться эволюционно, путём нравственного совершенствовании.

Слайд №18

И последний вопрос, который нам необходимо обсудить на уроке: « каково авторское отношение к профессору Преображенскому?»

(ответы учащихся)

Слайд № 19, 20


  1. Выводы по уроку.
Завершая наш диалог, заканчивая обсуждение повести, я хотела бы услышать ответ на последний вопрос:

Что вы можете сказать о Булгакове, как о человеке?

Это сильный человек , ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современно общества.

Класс 9

Тема урока: ««Собачье сердце» М.Булгакова как социально-философская сатира на современное общество».

Цель: познакомить со сложной судьбой повести «Собачье сердце»; закрепить понятие о сатире; прояснить цели булгаковской сатиры; познакомить учащихся с системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А.Булгакова; привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи; учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Задачи урока

Предметные – определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести “Собачье сердце”; обеспечение понимание проблематики повести.

Метапредметные – ставить учебные цели и задачи; обучать учащихся работе с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой; развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Личностные – формировать нравственно-этическое оценивание, активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический.

УМК : Литература: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях под ред. Коровиной В.Я. и др. – М.: Просвещение.

Средства обучения: текст художественного произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце», учебник, презентации, видеофрагменты фильма, карточки.

Ход урока

Я писатель, я мыслю… И протестую.

М.Булгаков.

І. Организационный момент.

– Приветствие.

– Проверка подготовки рабочего места к уроку.

На экране появляется портрет М. А. Булгакова (звучит музыка).

Ι I . Актуализация знаний

Учитель. Сегодня мы с вами продолжим работу над повесть М.Булгакова «Собачье сердце». Для начала обратимся к эпиграфу.

1. О чём это Булгаков?

2. Как он может выразить свой протест? (Прибегая к сатире).

3. Что такое сатира? Фантастика?

4. Какую задачу выполняет сатира? (Констатирует факт).

5. … сатирическая фантастика? (Предупреждает общество о грядущей опасности).

6.Какие знаете средства сатиры?

В чём отличие сатиры от сатирической фантастики? Сатира констатирует; сатирическая фантастика предупреждает.

- О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?

На этот вопрос прошу вас ответить в конце урока.

ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя . Начало ХХ века, время глобальных катастроф, мало располагало к созданию сатирических произведений. Революция и гражданская война принудили русскую литературу к духовному аскетизму. Но новая экономическая политика и сопровождавшая ее определенная демократизация общественной жизни позволяли уже не только восхищенно, но и критически осмыслить действительность. Поэтому литературный процесс 20-х гг. с его революционной романтикой, психологическим реализмом пополнился произведениями юмористическими и сатирическими.

М.Булгаков был одним из первых, кто средствами сатиры написал об уродствах новой жизни, о странных, с его точки зрения, для революционной страны контрастах. Его сатирические произведения – «Похождения Чичикова», «Дьяволиада», «Собачье сердце» - рождены фантазией и реальной действительностью.

От кого же «унаследовал» творческий метод М.А.Булгаков?

Предполагаемый ответ: мрачно-весёлую фантастику – от Гоголя, сатиру – от М.Е.Салтыкова-Щедрина.

IΙI . Определение темы урока. Беседа

Сегодня тема нашего урока - «Собачье сердце» М.Булгакова как социально-философская сатира на современное общество.

Каким образом донёс до нас свои взгляды Булгаков? (Аллегория.)

На многие мысли наталкивает уже первый эпизод повести. Как изображена Москва?

ΙV . Работа над художественными деталями.

Учитель :

Представьте и опишите Москву, в которой происходят события повести. Цитатами из текста подтвердите, что в Москве – обстановка хаоса, ненависти, распада. Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу?

    «Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню».

    «Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало её вертеть, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала»

(Москва представляется грязной, холодной, неуютной и мрачной. В этом городе живут озлобленные люди, которые пытаются удержать то, что у них есть, либо – захватить побольше. Человек, ранее бывшим никем, получает власть, но употребляет ее во благо себе, не считаясь с окружающими. В квартире Филиппа Филипповича же жизнь идет по другим законам: там порядок, уют, но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером пытается разрушить ее, переделать по своим законам)

Чьими глазами мы видим Москву?

Глазами собаки. Прием внутреннего монолога. Прием отстранения. Узнать характер наблюдателя через восприятие событий и их оценку, спрятать свою оценку событий. Но она видна в авторской иронии .

1. Индивидуальное сообщение учащегося о времени, изображенном в повести.

Современники М.А.Булгакова находили в «Собачьем сердце» множество узнаваемых примет. Пречистенка, где протекает действие повести была средоточием интеллигентского, художественного и профессорского круга. В переулках московских улиц М.А.Булгаков жил сам и находил своих друзей, но взгляд у него на эту среду был трезво-иронический. Живой злобой дня были приметы жилищного кризиса в Москве, создавшие эпоху «уплотнений» и домкомов. И модные темы 20-х годов, обсуждавшиеся в газетах, - о проблемах «омоложения» и пола, возможности «улучшения» и «исправления» несовершенной человеческой природы.

2. Беседа

Пес Шарик. Какие чувства вызывает? Каким он вам представляется?

Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора.

Каково отношение Шарика к первой категории людей? (ненависть, отвращение)

Ко второй? (уважение, уверенность, что не обидит). Почему?

Что противостоит жизни улицы с ее разрухой? А есть ли в Москве место, где можно отдохнуть душой и телом? (дом проф. Преображенского)

Как Булгаков относится к профессору? (Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта.)

Почему Преображенский неоднократно произносит фразу: «Пропал дом!»

(Мир Преображенского находится под угрозой).

3. Реализация домашнего задания.

О чём говорит фамилия Преображенский? (Говорящая фамилия - преображает ).

Случайна ли фамилия Преображенский? (Превращение, церковная фамилия. Начинается в Сочельник (23 декабря по 6 января) Рождество, заканчивается весной, на Пасху. Реминисценция из Библии. Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно богу.)

Какие еще Библейские символы использует автор? Определите время действия. (Преображение – с 23 декабря по 6 января – от Сочельника до Рождества).

Почему Шарика так изумила кличка, которую дала ему «барышня»?

(Шарик должен быть толстым, упитанным)?

Изменился ли Шарик за неделю? (Профессор-барин – ему почтение; Дарья Петровна-символ тепла и уюта, сытости; друг Борменталь – просто «тяпнутый», не играет роли в жизни пса; Зина – прислуга – Зинка.

- Желание отомстить швейцару: «…Тяпнуть за пролетарскую ногу…»;

- нашёл у себя достоинства: «…Красавец, собачий принц – инкогнито…»;

- изменил отношение к ошейнику: «…Бешенная зависть в глазах встречных псов…».)

С какой целью его подобрал профессор Преображенский? (Совершить научный эксперимент.)

С какой целью проводит эксперимент? (Для эксперимента выбран обычный пёс. А это значит, что он не идеален - лицемерен, способен приспособляться, мстителен).

В чем суть эксперимента профессора Преображенского?

Каким показан профессор Преображенский в сцене подготовки к операции?

Каким предстает Шарик в сцене операции?

4. Работа с текстом. Обратимся к сцене операции (гл. IV).

Представлял ли он, к чему приведет эксперимент? (Тема ответственности ученого за свое открытие.)

Как Булгаков описывает Преображенского в момент операции? (Экспрессивные детали показывают сатанинский смысл насилия над природой, античеловеческий смысл. Дома учащиеся выписывали оценочные слова, характеризующие облик и действия экспериментаторов в момент операции: В IV главе повествование резко убыстряется. Обилие глагольной лексики , звукопись придают сцене динамизм, напряжение и экспрессию.

При помощи эпитетов автор показывает наиболее существенные, значимые качества экспериментаторов в данный момент . Сравнения выразительны, отточены, образны: “оба заволновались, как убийцы”, “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир”.

Что при помощи сравнения хочет показать М.Булгаков? (При помощи сравнения (сопоставление Филиппа Филипповича с разбойником и вампиром ) М. А. Булгаков хочет показать истинный облик экспериментаторов в момент операци и).

Каково авторское отношение к профессору Преображенскому и его эксперименту? (Используя эпитеты и сравнения, писатель подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик и в их действиях проступают хищные, звериные повадки. Следует отметить несоответствие лексики происходящему . Описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. Все это придает данной сцене комический эффект.)

И вот Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры: кто был ничем, тот станет всем .

Зачем использует фантастическую ситуацию? Помогает понять абсурдность идеи.

Каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?

Прочитайте портретное описание искусственно созданного человека. Какую деталь в одежде подчеркивает автор? Какова роль этой детали?

Просмотр видеофрагмента

Какие пороки сконцентрировались в рожденном гением профессора Преображенского двуногом существе?

Каковы жизненные принципы “нового” человека?

Дайте характеристику Шарикова.

Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Гротеск служит созданию типического характера. Шариков – нарицательное, агрессивный тупой невежественный.

Запишите, какие качества Шарика исчезли после операции?

Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина? Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика .

Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.

Какие этапы становления проходит Шариков ? Вспомним ещё раз фразу проф. Преображенского «Пропал дом». Почему?

(Новоявленное существо обругало своего создателя по матери; к Рождеству лексикон пополнился всеми бранными словами; первая осмысленная речь: «Отлезь, гнида!»; курение; балалайка в любое время суток; неприятность и безвкусица; выбор имени; профессор – «папаша», пьянство, воровство, донос, покушение.)

Напишите, какие качества появились в Шарикове после операции?

Сравните Шарикова с Шариком. Заполните таблицу.

Шарик

Шариков

Добродушный

Несчастный

Преданный

Доверчивый

Безграмотный

Невоспитанный

Самонадеянный

Жестокий

Продажный

Кто же виноват в последствиях операции?

Что же унаследовал Шариков от собаки и что - от Клима Чугункина.

Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя:

- Но кто он – Клим, Клим Чугункин – вот что-с: две судимости, алкоголизм, «всё» поделить, «шапка и 2 червонца пропали (тут Ф.Ф. вспомнил юбилейную палку и побагровел) – хам и свинья. Одним словом – гипофиз – скрытая камера, определяющая человеческое, данное лицо. Данное!

Вывод учащихся. Шарик – добрый и хитрый пёс. Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.

Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания?

5.Работа в группах . Составьте сравнительную характеристику героев, используя высказывания, что у вас приведены на карточках .

Учащимся предлагается сравнить Шарикова и профессора Преображенского по следующим пунктам:

Взгляды на жизнь.

Интересы и развлечения.

Отношение к животным.

Отношение к людям.

1.«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»

2. « В театр я не пойду… дуракаваляние… одна контрреволюция.» «В цирк пойдём, лучше всего.»

3. «Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением»

4. «На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»

У учащихся должна получиться следующая таблица:

Взгляды на жизнь

Почему же вы – труженик?

Да уж известно – не нэпман.

«Взять всё, да и поделить»

Интересы и развлечения

«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»

Отношение к животным

«Вчера котов душили, душили»

Отношение к людям

Донос «И произносит контрреволюционные речи»

Почему Шарик не стал человеком?

Вывод в тетради : Для того чтобы быть Человеком мало иметь человеческую внешность. Необходимо обладать рядом морально-этических качеств.

6. Эвристическая беседа

Какое наказание за эксперимент уготовил профессору Преображенскому Шариков? Пишет донос .

Он сам до этого додумался? Какую роль сыграл в судьбе Шарикова Швондер? (Поддержал его социальный статус и вооружил “идейной фразой”. Швондер - идеолог Шарикова, его духовный пастырь. Диалектика социальных отношений - большая путаница.)

Донос как социальное явление - вещь не новая.

Чем он характеризуется в эпоху революционных изменений в обществе?

Чье влияние на формирование Шарикова сильнее? (Ф. Ф. Преображенский – создатель (врач, профессор, всемирно известный ученый). Он действует хирургическим путем, прибегает к физическому насилию. Является носителем культуры.

Швондер – идеолог (экспроприатор). Его девиз – «Грабь награбленное». Действует с помощью слова, прибегает к духовному насилию. Является носителем антикультуры.)

Слово учителя. - Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других. Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.

Какие темы, на ваш взгляд, поднимаются в повести?

Тема преступления и наказания, тема эксперимента, судьба русской интеллигенции в жизни общества, тема добра и зла и другие.

Ради чего написана повесть? (Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше, добрее, гуманнее?)

В чем смысл финала повести? (Булгаков солидарен с Преображенским: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: «На, получай Шарикова и ешь его с кашей».)

Учитель. Эпилог рисует нам ситуацию через 10 дней после повторной операции, превратившей Шарикова снова в собаку. Швондер опять потерпел поражение, а профессор получил возможность спокойно работать. Но почему-то не покидает уверенность в том, что Швондер не оставит своих попыток уничтожить профессора, а Филипп Филиппович искать что-то в мозгах. Только Шарик опять думает, как ему повезло.

Оптимистичен ли эпилог повести?

Что понял пр. Преображенский в конце? («Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей)

Учитель. Профессор приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.

Какова композиция повести?

(Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Почему Булгаков именно так выстраивает произведение?

(Он считает, что обмануть природу невозможно. Всё возвращается на круги своя.)

V . Подведение итогов. Рефлексия.

1. Продолжите предложение: «Шариковщина – это символ…» (хамства, невежественности, стремления к власти любым путём…)

2. Беседа с учащимися.

    Каков же итог наших размышлений над предупреждением писателя? (Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности Учёного за право на эксперимент). Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

    В 1925 году повесть имела подзаголовок «Чудовищная история». Чувствуете ли вы отношение автора ко всему, что произошло с Шариковым? Он называет историю превращения Шарика и в Шарикова чудовищной. (Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе .)

    Какой вы видите себе дальнейшую судьбу профессора Преображенского и доктора Борменталя?

    Вернемся к вопросу начала урока: О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова? (Повесть Булгакова предупреждает о том, что невозможно привить культуру скоропалительным, хирургическим путём. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки ускоренного воспитания “нового человека” и своим произведением вступает в явный спор с краеугольными постулатами новой идеологии: возможно форсированно изменить условия жизни и в итоге - самого человека.)

Слово учителя.

Повесть «Собачье сердце» можно считать самым интересным произведением раннего творчества Булгакова, т.к. здесь полностью проявились главные художественные принципы писателя. В небольшом произведении Булгакову удалось довольно подробно и сатирически изобразить современную жизнь страны Советов, поставить важнейшую нравственную проблему об ответственности ученого за свое открытие и даже изложить собственное видение путей развития человеческого общества. Новые социальные условия порождают «новых» людей, и повесть рассуждает о крушении идеи о том, будто «нового» человека можно создать быстро, например какими-нибудь чудесными педагогическими или хирургическими способами. Смелость профессора Преображенского, вздумавшего улучшить саму природу, была жестоко наказана.

Многоплановость содержания «Собачье сердце» напоминает главное произведение Булгакова – роман «Мастер и Маргарита», так как по жанровым особенностям и роман, и повесть совпадают – социально-философское сатирическое произведение с элементами фантастики.

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

VΙ. Оценивание.

VΙΙ . Домашнее задание (дифференцированное). Дать письменный ответ на вопрос.

1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

2.Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?

3. Почему произведение остаётся актуальным и в наше время?

4.Кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков - «человек с собачьим сердцем»?»

Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...

Социально-философская сатира в повести М. А. Булгакова «Роковые яйца»

Тип работы: Реферат Предмет: Литературоведение

Оригинальная работа

Тема

Выдержка из работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

Целью статьи явилось исследование вопросов истории и поэтики английского «готического» романа XVIII в. Задачи исследования определить специфику развития английского «готического» романа- установить характер влияния эстетики предромантизма на «готику\" — рассмотреть отдельные проблемы ее поэтики и семантики. Английский «готический» роман отразил кризис идеалов Просвещения и противопоставил им «готику» с художественной условностью и авантюрностью повествования, воспринятыми из традиции средневекового рыцарского романа romance.

Presented article dedicated to the problem of intermediality in artistic literature. The author has elicited some theoretical conceptions of intermediality and substantiated her ideas with the examples from Azerbaijani and English literatures. In this article particularly parallels were carried out between the works of literature named «Theater» by W. S. Maugham and «The Woman who Commits Suicide on the Railway» by Afaq Masud.

Анализируется корреляция «Тютчев поэт» и «Тютчев политик» во взаимных связях и противоречиях. Рассматриваются политические статьи и лирика разного направления. В центре рассуждений — отражение в политической лирике поэтических иллюзий и социальных аллюзий Ф. Тютчева. Обосновывается тезис о взаимодействии этих двух тенденций в художественном пространстве поэта. Делается вывод о том, что анализ исторической реальности в творчестве Ф. И. Тютчева закономерно отражался и в публицистических статьях, и в политической лирике.

Статья посвящена выявлению функции имени собственного, его семантической наполняемости в последнем и пока еще недостаточно изученном романе Андрея Белого «Москва» (1926−1932). В данной статье сделан упор на семантике и символике имени главного героя романа, в котором заложена идейно-смысловая и тематическая нагрузка. Метаморфоза, происходящая с Коробкиным, во многом скрыта в самом имени героя. В частности, это путь от кабинетного ученого до человека, воспарившего в эмпиреи Космоса и открывшего высшее «Я».

исследован антропонимический массив произведения французского писателя Анри Труайя «Семья Эглетьер». Выявляно специальное противопоставление, а в некоторых случаях объединение автором героев с именем и без него. В романе четко прослеживается антропонимический реализм.

В статье анализируется пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца», первоначально определенная автором как «драматическая фантазия». В рамках данного жанра наблюдается тенденция выстраивать темы подобно музыкальным. Термин «фантазия» сигнализирует об отсутствии формальных ограничений и указывает на сильное импровизационное начало, свободное развитие мысли автора, его сосредоточение на темах, а не на внешнем действии.

Знакомство с произведениями великого татарского поэта Г. Тукая подталкивает исследователей к интерпретации его творчества средствами различных видов искусства. Выраженные в музыке, песне, танце, опере, спектакле, картинах, скульптурах тукаевские образы приобретают особое, какое-то неожиданное звучание. В своем исследовании мы попытаемся проследить, насколько органично «зазвучит» творчество выдающегося классика татарской литературы в видах и жанрах изобразительного искусства. Familiarity with the works of the great Tatar poet Tukai pushes researchers to interpret his art facilities of various kinds of art. Expressed in music, song, dance, opera, plays, paintings, sculptures Tukai acquires particular, some unexpected sound. In their study, we attempt to trace how organically «resound» outstanding creativity classic of the Tatar literature types and genres of art.

В статье анализируется экзистенциальное содержание повести Анджеевского «Врата рая» в контексте идей Шестова и Бердяева. Сопоставляются философские интерпретации и художественные версии истории грехопадения из Книги Бытия, в связи с чем уточняется специфика влияния Достоевского на экзистенциалистское творчество русских философов и польского писателя.

Статья раскрывает содержания понятия «модернизма» в преобразовании новейшей художественной прозы. Усиление роли и статуса «модернизма» в новейшем литературном процессе должны привести к более динамичным оценкам современных писателей как личностей, способных создать мир, имеющий значение не только для специалистов-филологов. Основное внимание автор акцентирует на изучение В. Пелевина, А. Проханова, А. Иличевского и других современных российских писателей как модернистов, может способствовать интерпретации концепций и образов новейшего сознания, которое именно в литературе достигает значительных высот.

Автором статьи отмечается, что появление сборника под названием «Биография господина Шейха Зайнуллы» в составлении Ризаитдина Фахретдинова именно в 1917 году, после кончины выдающегося башкирского религиозного мыслителя Зайнуллы Расулева, было явлением закономерным и ожидаемым. Следуя традиции, принятой на арабо-мусульманском Востоке, Р. Фахретдинов использует по назначению функциональные возможности некролога (вафиатнаме) при составлении энциклопедий историко-биографического характера, в которых резюмируется весь жизненный путь, определяется место личности в истории культуры. Принцип некролога выступает важным структурообразующим фактором не только био-библиографических энциклопедий, но и отдельных очерков. Соблюдение автором-составителем такого требования жанра наблюдается, например, в серии книг «Асар». В рубрике «Знаменитые люди и великие события» журнала «Шуро» принцип некролога (вафиатнаме) не соблюдается, как нам представляется, по следующим причинам: во-первых, в результате просветительского движения национальная культура в последней четверти XIX — начале XX вв. оказывается под влиянием западных традиций- во-вторых, каждый очерк имеет автономный характер.

В статье рассматривается роль комического в прозе модернистов: Ф. Сологуба, В. Брюсова, М. Кузмина. Делается вывод о том, что главным явлением в прозе является ирония, несущая полифункциональную нагрузку: стилистический прием, мировоззренческая категория, способ игры с читателем. Особенность трагического мироощущения рубежа веков отразилась и на способах отражения комического. Особого внимания заслуживает роль иронии в мифологической репрезентации реальности в литературе начала ХХ века.