Социальная активность личности. Социально активные люди: мнение психолога

23/09/2016

Социальная активность - это и мировоззрение, и особое состояние души. Быть в центре общественной жизни человека побуждают неравнодушие, обостренное чувство справедливости, невозможность мириться со злоупотреблениями, желание помогать другим, работать на благо села, города, страны… Мы уделим внимание не крупным общественным деятелям, а тем активистам, которые совсем рядом с нами. мы уже писали

Активист со знаком «плюс»

О качествах, которыми должен обладать идеальный общественный деятель, говорили на одном из тренингов, прошедших в Киево-Святошинском центре социально-психологической реабилитации населения (г. Боярка). Предлагаем читателям резюме по мотивам высказываний членов общественных организаций города.

Активист должен быть:

  • патриотом, социальным оптимистом, немного романтиком;
  • неравнодушным, отзывчивым, доброжелательным;
  • спокойным, уравновешенным, самодостаточным;
  • честным, неподкупным, верным своим принципам и идеалам;
  • стойким, смелым, чуть-чуть авантюристом;
  • информированным, компетентным, креативным;
  • организованным, целеустремленным, готовым к действиям;
  • уверенным в себе, коммуникабельным, дипломатичным;
  • открытым к переменам.

Активист должен уметь:

  • вести системную, созидательную и результативную деятельность;
  • взаимодействовать с местной властью, представителями бизнеса и общественных организаций;
  • объединяться с единомышленниками, работать в команде, находить общий язык с представителями разных слоев общества;
  • оформлять свою деятельность в программы и проекты, искать для них финансирование;
    общаться с представителями СМИ, давать интервью, освещать свою деятельность;
  • выбирать сферу деятельности с учетом своих способностей и знаний;
  • соразмерять свои силы, выстраивать приоритеты, дозировать нагрузки;
  • предугадывать результаты своих действий, противостоять попыткам манипулировать собой;
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес, объективно оценивать, в чем она справедлива, учиться на собственных ошибках.

Читайте также:

Активист должен быть готов:

  • постоянно учиться, уважать законы, действовать в правовом поле;
  • вести свою деятельность в русле современных тенденций социального и технического прогресса;
  • корректировать свою позицию в зависимости от изменившихся обстоятельств;
  • переключаться на новые направления, если они значимы для города или страны;
  • быть публичной личностью, объектом несправедливых нападок и даже клеветы;
  • держать удар и защищаться;
  • следить за своим физическим и психическим здоровьем, обращаться при необходимости за помощью к врачу или психологу.

Активист должен обладать:

  • системным мышлением, стратегическим видением, практическими навыками общественной деятельности;
  • позитивным настроем, конструктивным подходом, широтой взглядов;
  • адекватной самооценкой, здоровой самоиронией и чувством юмора.

И это, конечно, далеко не все качества, присущие идеальному активисту, ибо совершенству нет предела.

Активист со знаком «минус»

К сожалению, реальная жизнь далека от идеала. Вот и среди активистов попадаются совершенно разные люди (впрочем, как и среди представителей любых иных сфер деятельности). Болезненной социальной активностью отличаются те, кого нередко называют «городскими сумасшедшими»: люди демонстративные, истеричные, любящие быть в центре внимания, постоянно провоцирующие публичные склоки и свары. Скандальную протестную деятельность ведут также «вечные революционеры», понимающие только язык борьбы, проплаченные провокаторы из числа наемников политических сил или бизнес-структур, работники спецслужб (в том числе зарубежных), всякого рода дельцы, которые решают свои проблемы, прикрываясь красивыми лозунгами. Встречаются также закомплексованные неудачники, стремящиеся самоутвердиться за счет других. К счастью, нормальных, адекватных и просто хороших людей в общественной жизни намного больше. При этом, как ни парадоксально, именно они часто становятся мишенью для нападок и необоснованных обвинений.

Почему нас порой раздражают социально активные люди?

Так уж устроен мир, что двигателем социального прогресса всегда были люди думающие, неравнодушные, идущие впереди своего времени: активисты, общественники, борцы за справедливость, правозащитники, диссиденты. Эти «возмутители спокойствия» не всегда удобны, нарушают привычное течение жизни, так называемую стабильность. К ним чаще всего относятся как к чудакам - с недоумением, раздражением, непониманием. И вместо того, чтобы оказывать активистам посильную помощь в служении обществу, многие, напротив, враждебно настроены против них, обвиняя во всех смертных грехах.

Объяснение лежит в области человеческой психологии. К сожалению, больше всего раздражают те, кто лучше нас, активнее, успешнее. Бесят те, кто нарушают нашу зону комфорта, вскрывают факты несправедливости, заставляют усомниться в правильности нашей жизни, устыдиться собственного бездействия. В результате правозащитники воспринимаются как кляузники, пламенные борцы - как истерики, последовательные - как зацикленные.

Что нужно знать об активистах?

Предлагаем несколько тезисов, которые помогут адекватно воспринимать социально активных людей.

  • Активист - это обычный человек, который часть своего личного времени безвозмездно тратит на нужды сообщества. Он действует по велению души, сердца, собственных принципов, убеждений и представлений о справедливости.
  • Никто не вправе указывать социально активному человеку, чем ему и в каком объеме заниматься. Это его ответственность и его личный выбор – какой сфере деятельности отдавать предпочтение, сколько времени и средств отнимать у своей семьи, какой частью своего досуга жертвовать.
  • Жертвуя свое время и силы, активист не обязан нести еще и материальные потери. Честь ему и хвала, если он умеет хоть частично компенсировать расходы на свою деятельность (программы, проекты, международные гранты, пожертвования).
  • Внимательно следите за тем, кто больше всего настраивает сообщество против конкретных активистов. Спросите себя, что нужно этим людям или силам: прийти/вернуться к власти или сохранить ее; бесконтрольно распоряжаться ресурсами (местным бюджетом, землей и пр.); скрыть факты злоупотребления, свою неэффективность и некомпетентность; решить свои коммерческие вопросы.
  • Перед тем как критиковать активиста, спросите себя: 1) по какому праву вы это делаете; 2) обладаете ли всей полнотой информации относительно его личности, деятельности и собственно сути вопроса; 3) готовы ли сами заняться тем, что советуете ему; 4) чем именно вы можете помочь.

И пусть вы пока не участвуете в общественной жизни, но если при этом вы внимательно следите за деятельностью других и знаете проблемы своего населенного пункта, вас уже можно причислить к начинающим активистам. И даже если вам кажется, что в большинстве своем они занимаются не тем, чем следует, это свидетельствует о том, что вы уже выстраиваете приоритеты и готовы перейти от слов к делу.

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение.

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова – это ее связь с обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.

Социальная активность личности – системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостно, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые она принимает, могут вступить в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность – это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна.

Критерии социальной активности:

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества.

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует, прежде всего, анализа влияния новации общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем различие понятий “человек”, “индивид”, “личность”, «индивид”?

2. Какова структура личности?

3. Что такое “социальный статус” и “социальная роль” личности? Как эти понятия связаны между собой?

4. Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности.

5. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности.

7. Какое значение для социализации личности имеют образование и воспитание?

Что такое активная жизненная позиция, социально активная личность? На этот, казалось бы, простой вопрос простого ответа нет. Эти выражения вбирают в себя много разных смыслов. Поэтому и ответы могут быть разными — в зависимости от позиции, сферы деятельности, опыта отвечающего.

Первым нашим собеседником стал учитель одной из череповецких школ с двадцатилетним педагогическим стажем (по просьбе нашего собеседника его имя называть не станем).

— Активная жизненная позиция — это то, о чем все говорят, но что трудно сформулировать. Нам бы хотелось, чтобы это была всегда позитивная активность, принимающая форму коллективизма, товарищества, способности дружить и быть верным своим друзьям. Может быть, такая социальная активность — это просто и есть доброта, сострадание, человечность. Значит, это мы и должны все вместе воспитывать у наших детей.

Но говорить о доброте и человечности в рамках школьной программы не так-то просто. Ведь, как правило, практически единственный традиционный школьный курс, где вопросы нравственности, гуманизма обсуждаются впрямую и в системе, это курс литературы. А вот с ним-то как раз все время и пытаются разделаться реформаторы образования, то норовят все сократить, то упростить...

Еще нужно учесть контекст: телевидение и Интернет, компьютерные игры и социальные сети. Сами по себе они замечательны и полезны. Но ведь не можем же мы всерьез говорить, что именно человечность прививают компьютерные «стрелялки» и «бродилки»? Мир вокруг предстает жестким, порой жестоким. Готовит ли такой мир к реальным сложностям жизни подростка? Огромный вопрос. Поэтому нам нужны совместные усилия по гуманизации нашего образования, по усилению роли и места тех немногих гуманитарных предметов, которые способны дать образцы поведения или, по крайней мере, заставить задуматься над вечными вопросами добра и зла, ответственности и любви.

Человек, воспринимающий мир сквозь призму этих вопросов, и есть социально активный человек, человек сочувствующий и сопереживающий.

Что же дальше? За стенами школы для большинства нынешних выпускников — вузовские аудитории. Студент — категория особая, в общественном мнении самая активная. Так ли это, спрашиваем мы у нашего следующего собеседника, директора гуманитарного института ЧГУ профессора Александра Чернова.

— Попробую все же сузить проблему. Вероятно, нас интересует не юношеская физиология, рождающая множество активностей, в том числе социальных… Про нее сказать, в целом, нечего. Кроме пожалуй, одного: есть мнение социологов, согласно которому мы живем в эпоху, когда детство вновь исчезает… Не было до XVIII века детства как такового, и ребенка не было, был маленький взрослый, к которому в разных культурах и разных конфессиях относились по-разному. А детство придумали просветители.

Сегодня детство исчезает в другую сторону — оно не хочет прекращаться, и развивается, с одной стороны, социальный инфантилизм, с другой — целые субкультуры, вроде взрослых людей, которые сознательно не хотят взрослеть.

Есть важнейший фактор. Вся современная глобальная индустрия смыслов и знаков направлена на борьбу с возрастом. Потребительской культуре нужны активные потребители с ненасытностью юности и с плотным кошельком и пластиковыми картами людей возрастных.

Университет — это особое место, где как раз переплетаются самые актуальные тренды и нарождающиеся тенденции. Почему о взрослости и детскости? Потому что, на мой взгляд, активная жизненная позиция имеет только одно надежное основание — самостоятельность и самостояние. Самостоятельность — всегда ответственность. Готовность к риску и отказ от излишней опеки. Увлеченные творчеством, хобби, первым своим делом, любовью, свободой и отсутствием школьного родительского контроля, чувством взрослости, наконец, готовы ли ребята сами справляться с тем, что они, пользуясь слэнгом, «накосячили»?

Радует то, что тех, кто готов, — все больше и больше. И полученная пара на госэкзамене оборачивается не «потерянным годом», а успешной карьерой в торговой сети и успешной сдачей госа через год. Или увлеченность профессией заставляет начинать и бросать одну за другой программы и специальности. Но через три-четыре «перепоступления» талантливый парень сумел внутренне дисциплинироваться и успешно совмещать учебу и работу. Это и есть пример позитивной жизненной активности: ответственность за себя, свою судьбу.

А значит, настоящая взрослость. Молодые люди должны иметь право на некоторые ошибки, на самостоятельные решения, на свой собственный свободный выбор. Это их право, и это нормально. Можно ли этому научить? Вряд ли. Но вот содействовать формированию социальной нормы, готовить и помогать, на мой взгляд, система образования просто обязана.

А что же о проблеме социальной активности думают профессиональные социологи? За ответом обратимся к авторитетному исследователю социальных проблем региона, заведующей кафедрой социологии и социальных технологий гуманитарного института ЧГУ Альбине Меховой .

— Активная жизненная позиция значит неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг. То есть не просто принятие, но и активное участие в решении тех проблем, которые возникают не только у себя, а именно в обществе, в окружающем мире. Все начинается с семьи. Но и общество, как макросреда, тоже должно формировать активную жизненную позицию или влиять на ее формирование. То есть должны стимулироваться, поощряться именно те поступки, которые можно обозначить как активную жизненную позицию: проявлять инициативу, не отмалчиваться, не проходить равнодушно мимо социально опасных случаев.

Сейчас приветствуется индивидуальная стилистика жизни. Но эту индивидуальность, внутренний мир необходимо направлять на исправление общества. Необходимы кардинальные изменения: включение молодежи в решение насущных вопросов, не только собственных, а таких как коммунальные проблемы, проблемы образования, то есть речь идет о том, чем они живут, во что включены.

Еще мне хочется отметить такую вещь: школа должна играть в этом вопросе большую роль не только с точки зрении знания, но и с точки зрения создания той среды, где ребенок видит примеры неравнодушия.

К какому же итогу мы приходим? Социальная активность и активная жизненная позиция — признак взросления. Но чтоб они формировались и развивались, нужны условия, нужна позиция общества… Поиск молодого человека должен встречать понимание. Естественно, если он не опасен для окружающих. Здорово, когда есть множество вариантов самореализации. Сложность в том, что формирование это происходит в реальной жизни, среди реальных людей. Но тут уж ничего не поделаешь: ведь на берегу плавать не научишься.

Александр Валентинов

Социальная активность проявляется тогда, когда степень включенности личности в систему общественных отношений высокая. Если же степень включенности личности в решении общественных задач низкая, то имеет место социальная пассивность. Социальная активность характеризует деятельность личности в ее усиленном, основательном виде. Социальная пассивность характеризует бездеятельность или крайне слабо выраженную деятельность.

Социальная активность проявляется в деятельности. А деятельность по своей направленности бывает прогрессивной или консервативной, или сочетающей в себе одновременно элементы прогрессивного и консервативного. Сочетание этих элементов может быть самым различным: могут преобладать элементы прогрессивного порядка, а могут преобладать элементы консервативного порядка. Если преобладают элементы прогрессивного порядка, то деятельность, а вместе с тем и социальная активность, по своей направленности будет прогрессивной, если же преобладают элементы консервативного порядка, то деятельность, а следовательно, и социальная активность, будет консервативной.

Понятие "социальная активность" можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как процесс повседневного взаимодействия человека с окружающей средой, непосредственного участия индивида в создании комфортных условий жизнедеятельности, присутствия инициативы в поиске наиболее приемлемых приемов и средств самореализации, самоутверждения. Во-вторых, как качество, призванное обеспечивать повседневный характер реализации различных форм проявления социальной активности , наиболее типичными из которых являются самодеятельно-творческая, познавательно-трудовая, самообразовательная (самовоспитательная ), самопознавательная, коммуникативная, учебно-просветительская, социально-культурная, общественно-организационная.

Самодеятельно-творческая форма социальной активности находит свое выражение в наличии определенного уровня понимания человеком важности, сущности фактов окружающей действительности, раскрытия причинно-следственных связей и отношений между предметами, явлениями, стремления к освоению системой знаний о мире и о своем "Я", последовательного формирования и развития убежденности в необходимости преобразования социума. Такая форма социальной активности предполагает повседневное участие человека в жизнедеятельности коллектива (группы), учреждения, организации в сочетании с личной ответственностью за достижение позитивных результатов; проявление самостоятельности в принятии решений и готовности к адекватному осмыслению лучшего опыта деятельности; реализацию способности критически оценивать свои успехи и недостатки, умение корректировать практические усилия для решения определенных задач.

Познавательно-трудовая форма социальной активности – это выражение внутренней готовности и способности личности к накоплению знаний в области профессиональной деятельности, совершенствования умений и навыков в применении инновационных подходов к выполнению функциональных обязанностей. Труд воспринимается человеком как процесс и результат освоения новых способов обеспечения успешности решения проблем общественного существования, материального благополучия, перспектив личностного развития. Данная форма социальной активности основана на проявлении важнейшей потребности личности в самоактуализации.

Самообразовательная и самовоспитателъная формы социальной активности личности, по сути, отражают мотивацию любого человека в удовлетворении своих интеллектуальных потребностей. Особенности реализации таких форм заключаются в стремлении индивида к приобретению нового (обновленного) статуса социального бытия, повышения уровня самооценки, расширения возможностей для самоутверждения в социуме. Стимулами в постоянном проявлении подобного рода социальной активности могут быть "вовлечение" воспитанника в совместную, коллективную, учебно-воспитательную, общественную работу; предоставление человеку возможности продемонстрировать лучшие свои поступки и стороны характера.

Самопознавательная форма социальной активности находит отражение в самой сущности человека, в стремлении его к выявлению сильных и слабых сторон своего "Я", потребности в самоидентификации, в профессиональном самоопределении, в поиске смысла жизни. Данная форма активности раскрывает гармоническое сочетание интересов личности с интересами окружающих ее людей, общества в целом. Самопознание неразрывно связано с процессом обучения и воспитания. Более того, познавательная активность обучаемых – непреложный компонент процесса познания самого себя, трансформации этих знаний в область практической общественно-полезной деятельности.

Коммуникативная форма социальной активности связана с наличием умений и навыков установления, поддержания отношений человека с другими людьми, со стремлением принадлежать группе, быть понятым и принятым окружающими, готовностью и желанием сотрудничества, взаимодействия. Данная форма активности выступает важнейшим условием обеспечения успешности совместного решения задач практической деятельности. Коммуникативная активность предусматривает формирование и развитие культуры речи, положительного опыта взаимоотношений.

Учебно-просветительская форма социальной активности личности является выражением побуждений индивида к удовлетворению потребности в получении новых сведений, информации о происходящих событиях, явлениях окружающей действительности. Источником подобного рода активности выступают учебная деятельность; средства массовой информации; самостоятельная работа с печатными источниками (литературой). Данная форма социальной активности характеризуется личностными интересами и запросами человека, реализацией права свободы выбора видов занятий, ярко выраженной индивидуальностью его социально-психологической конституции.

Социально-культурная форма социальной активности личности определяется объективной принадлежностью человека к конкретной историко-культурной общности, которая содержит совокупность духовнонравственных ценностей, норм и правил поведения, приоритетные образы самовыражения, общения. Подобного рода активность отражает соответствующую "возрастную" субкультуру: детей, подростков, родителей, представителей различных видов профессиональной деятельности, и выражает характер отношения индивида к окружающей действительности.

Общественно-организационная форма социальной активности. Большинство людей входят в те или иные объединения, корпоративные союзы. Коллективообразования обладают такими признаками, как общность интересов и потребностей, природно-социальная основа и определенная организационная структура. Именно четкая организация деятельности, общение, взаимоотношения обеспечивают всестороннее формирование личности. В силу таких обстоятельств общественно-организационная форма активности становится одной из ведущей для современного социума.

Одной из наиболее значимых форм проявления общественно-организационной формы социальной активности является гражданская активность личности.

На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов.

Гражданская активность относится к особому типу социальной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно – степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности.

Гражданская активность личности проявляется во всех сферах жизни современного общества. В экономической области она реализуется в форме разрешения трудовых конфликтов, в заключении взаимовыгодных сделок и развитии партнерских отношений. В политической сфере она выступает в форме участия граждан в государственном управлении. В духовно-идеологической области гражданская активность осуществляется в альтернативных формах образовательной, научной, религиозной и художественной деятельности людей. В сфере социального воспроизводства она представлена в форме разнообразных организаций и движений, выступающих за здоровый образ жизни, охрану природы и окружающей среды, права материнства и детства, развитие семьи, поддержку пожилых людей, сохранение этнических меньшинств.

Таким образом, проявляя социальную активность, личность создает или разрушает существующее в мире, способствует утверждению нового или старается сохранить отжившее, старое; отражает, копирует, воспроизводит или, воспроизводя, искажает существующие проявления мира и мир в его целостности.

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение.

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности.

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова – это ее связь с обществом, социальными общностями, человечеством. Социальность может быть раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями: классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне и характере ее реализации.

Социальная активность личности – системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостно, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые она принимает, могут вступить в противоречие с интересами более широких общностей, общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность – это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру и уровню реализации социальная активность многообразна.

Критерии социальной активности:

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на интересы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества.

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует, прежде всего, анализа влияния новации общественной жизни, формирования новых экономических, социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем различие понятий “человек”, “индивид”, “личность”, «индивид”?

2. Какова структура личности?

3. Что такое “социальный статус” и “социальная роль” личности? Как эти понятия связаны между собой?

4. Сформулируйте основные положения статусно-ролевой концепции личности.

5. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? Чем отличаются эти понятия? В чем сущность ролевого конфликта?

6. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности.

7. Какое значение для социализации личности имеют образование и воспитание?