Содержит ли тк коллизионные нормы. Коллизионное регулирование трудовых отношений в МЧП. ТК РФ и КоАП РФ «не договорились» о наказании

Трудовые отношения в МЧП.

Коллизионные нормы регулирования трудовых отношений.

Круг вопросов, к которым обращено МЧП, обширен и обладает разнообразием охватываемых ими отношений. Среди них – отношения казахстанских граждан и иностранных работодателей (нанимателей) в РК и за границей, работа казахстанских граждан в национальном и меж. организациях, работа иностранных гр-н в РК, включая казахстанские организации с иностранным участием, и др. В таких случаях, труд. отношениям присущ иностранный элемент, и соответственно возникает вопрос о том, на основании правопорядка какой страны должны определяться трудовые права и обязанности работника и его нанимателя (организации-работодателя).

В сфере трудовых отношений, с большей силой, чем это свойственно гражданско-правовым отношениям, проявляет себя публично-правовое начало. Об этом свидетельствуют множество Конвенций, принятых МОТ, а также международные договоры, заключаемые заинтересованными странами и направленными на регулирование условий труда за рубежом посредством установления единообразных, унифицированных норм в этой области. Активное вмешательство государства в регулирование трудовых отношений предопределяет ограничение действия коллизионных норм, т.е. ограничение в итоге применения иностранного права. Иными словами, пределы отнесения трудовых отношений к области МЧП предопределяются их частноправовым содержанием.

Практически везде подчинение трудовых отношений общим цивилистическим и коллизионным началам сталкивается с публично-правовыми предписаниями об охране труда, об «увечных» делах, о забастовках и т.п. Особенности трудовых отношений в МЧП - осторожное отношение законодателя к возможности автономии воли сторон, тенденция ее ограничения, ориентирование на защиту интересов «слабой» стороны.

Коллизионное регулирование трудовых отношений предполагает применение общих категорий коллизионного права (но с существенными оговорками). Поскольку трудовой контракт - это договор, то к нему достаточно широко применяется автономия воли ( lex voluntatis ) как генеральная коллизионная привязка всех договорных обязательств.

Законодательство большинства государств предусматривает возможность соглашения сторон о применимом праве при заключении трудового контракта как любого гражданско-правового договора. Однако далеко не все вопросы контракта могут регулироваться автономией

воли сторон. Самое существенное ее ограничение - необходимость соблюдения императивных норм трудового законодательства и страны места работы, и страны места заключения трудового

контракта, и государства гражданства работника.

При отсутствии в контракте соглашения сторон о применимом праве в западных судах производится отыскание «подразумеваемой» воли сторон. В таком случае специальными коллизионными привязками выступают закон места работы ( lex loci laboris ) и закон места

заключения договора ( lex loci contractus ).

Согласно Лунцу, отсылка к lex loci laboris (в случаях, когда выбор применимого права сторонами не осуществлен) занимает основное место в системе коллизионных привязок, принятых в области трудовых отношений. Под законом места работы понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся. В отдельных специальных случаях под lexlocilaboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага и др. Принцип применения закона места работы является основным принципом законодательства о МЧП Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии. Этот же принцип закреплен в Европейской Конвенции 1980 относительно права, применяемого к договорным обязательствам.

Иногда, в случае командирования работника для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется принцип закона страны учреждения, командированного работника lex loci delegationis .

Также Лунц утверждает, что в отношении спец. ситуаций, когда работа выполняется на территории нескольких государств, применяется личный закон сторон ( lex personalis ) – общий домицилий, общее гражданство, в большей степени применяется личный закон работодателя. Трудовая право- и дееспособность определяется на основе личного закона работника, но с некоторыми изъятиями в пользу закона места работы или закона места заключения контракта.

Для трудовых контрактов работников меж. транспорта (воздушного, морского, речного, автомобильного, ж/д) используются дополнительные коллизионные привязки (lexbanderae, закон места регистрации судна, закон перевозчика и т.д.).

Коллизионно-правовые проблемы международных трудовых отношений:

1) возможность регулирования трудового контракта по принципу автономии воли;

2) государственное регулирование трудовых прав и обязанностей иностранцев и апатридов;

3) возможность ограничения трудовых прав граждан по нормам двусторонних меж. договоров. Основные общие и специальные коллизионные привязки:

1) закон места заключения трудового договора;

2) закон места производственной деятельности;

3) закон флага на морском и воздушном транспорте;

4) личный закон работника;

5) закон места нахождения работодателя;

6) закон места постоянной работы;

7) закон места нахождения предприятия, пославшего работника в служебную командировку;

8) закон места регистрации транспортных средств;

9) закон перевозчика.

Однако сколько бы не была детальной дифференциация коллизионных норм в праве конкретного государства, ими все равно нельзя охватить все многообразие труд. ситуаций или все элементы трудовых правоотношений. Тем не менее иностранный правовой опыт в рассматриваемой области может быть использован при разработке системы коллизионных норм в сфере меж. правовых отношений в казахстанском праве.

Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству РК

Исходное начало регулирования труда иностранцев в РК ~ это норма Конституции РК 1995 г. о равном праве на труд. В сфере трудовых отношений установлено применение принципа национального режима (но с широкими изъятиями). Анализ положений казахстанского права позволяет утверждать, что приоритетными правами на труд на территории РК обладают именно казахстанские граждане (аналогичное положение имеется практически во всех трудовых законах других государств).

К труд. отношениям граждан РК за границей возможно применение и казахстанского, и иностранного права. Право РК регулирует труд своих граждан за границей, если трудовые отношения возникли на территории РК, т.е. гражданин РК направлен на работу за границу в порядке служебного задания. Иностранное право определяет правовое положение казахстанского работника по трудовому контракту, заключенному за границей. Условия труда граждан РК за границей, предусматриваемые трудовых контрактом, не должны быть хуже условий, предусматриваемых в трудовых контрактах с гражданами других иностранных государств (режим наибольшего благоприятствования).

Во всех случаях положения трудового контракта не ДОЛЖНЫ нарушать закона государства места заключения контракта и места работы. В законодательстве нет ни одной коллизионной нормы, которая непосредственно относилась бы к сфере действия меж. частного трудового права. Это очень серьезный пробел казахстанского права, которой чрезвычайно осложняет также возможность государственной защиты прав и интересов своих граждан, работающих по контракту в других государственных.

Продолжая мысль о приоритетности прав на труд граждан РК перед иностранцами, нужно отметить, что в законодательстве установлены области трудовых отношений и должностей, в которых запрещено привлечение труда иностранцев: любые выборные должности в органах государственной власти и управления; должности судей, прокуроров, следователей, нотариусов; запрещено входить в состав членов экипажа воздушных судов; быть капитанами водных судов и др. Для иностранцев закреплен общий разрешительный порядок труда на территории РК.

Трудовые отношения с иностранным элементом предполагают возможность коллизионного регулирования. Исходное коллизионное начало - применение права страны места работы, т.е. казахстанского права. Применение иностранного права в основном имеет место при регулировании труд. отношений на предприятиях с иностранными инвестициями. Как и во всех других государствах, в Казахстане не наблюдается тенденция ограничения применения иностранного права к трудовым отношениям.

Законодательное регулирование трудовых отношений с участием иностранцев отстает от меняющихся обстоятельств. Важным этапом в этом процессе могло стать принятие Трудового Кодекса 2007г, а также принятие 19.06.1995г закона о правовом положении иностранцев в РК, с изменениями и дополнениями от 19.06.1997г.

Однако Тр.К РК не уделяет внимание изучаемому нами вопросу, а Закон об иностранцах не формирует целостной картины особенностей трудовых отношений с участием иностранцев. Ни тот, ни другой не касаются вопросов коллизионного метода регулирования изучаемых отношений. К трудовым отношениям с иностранным элементом подлежит применению по аналогии гражданское законодательство. Недостатки и проблемы такого подхода очевидны. В настоящее время очевидна и необходимость кодификации трудовых отношений в МЧП РК.

Для процесса правового осмысления происходящего характерны 2 противоположные тенденции: безоглядное использование западных моделей и образцов, и возврат к идеологии юридического консерватизма, т.е. к попыткам отгородиться от западного правового мира, завысить реальное значение и содержание казахстанско-правовой культуры, ее самобытность и неповторимость.

Коллизионное регулирование международных трудовых отношений предполагает применение общих категорий коллизионного права, но с существенными оговорками. Как правило, трудовые отношения на территории какого‑либо государства подчиняются его праву. Государство может согласиться на изъятие из правила о применении к трудовому договору своего внутреннего права и допустить применение иностранного права. Последнее должно иметь тесную связь с данными трудовыми отношениями, не ухудшать положение работника по сравнению с местным законодательством и не нарушать императивные нормы трудового права (И. Я. Киселев).

В судебной практике Франции, Бельгии, ФРГ, Италии регулирование международных трудовых отношений основано на гражданско‑правовых концепциях. Одновременно Кодекс труда Франции содержит специальный раздел «Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы», нормы которого касаются доступа иностранцев к работе во Франции и имеют административно‑правовой характер (М. М. Богуславский).

Коллизионно‑правовое регулирование международных трудовых отношений затрагивает частно‑правовые аспекты этих отношений, прежде всего вопросы трудового договора. Трудовой контракт – это договор, и к нему применяется автономия воли как генеральная коллизионная привязка всех договорных обязательств. Законодательство большинства государств предусматривает возможность соглашения сторон о применимом праве при заключении трудового контракта (Испания, Чехия, Лихтенштейн, ФРГ). Неограниченная автономия воли сторон признается законодательством и судебной практикой Великобритании и Италии.

В подавляющем большинстве юрисдикций законодатель установил ограничения свободы выбора права по трудовым контрактам:

– стороны могут подчинить трудовые отношения выбранному праву, если оно имеет связь с этими отношениями (ст. 32 Закона о МЧП Польши);

– выбор права принимается во внимание, если он осуществлен прямо выраженным образом; выбор права не принимается во внимание, если он осуществлен в ущерб работнику (ст. 48.3 Закона о МЧП Лихтенштейна);

– выбор права принимается во внимание только в той мере, в какой он не затрагивает императивные нормы права страны:

места обычного выполнения работы (ФРГ, Лихтенштейн, Румыния, Канада);

государства, в котором работодатель имеет свое обычное местопребывание (ФРГ, Лихтенштейн, Канада);

места нахождения предприятия (Румыния);

государства, с которым трудовой договор или трудовое отношение обнаруживает более тесные связи (ФРГ, Румыния);

– выбор права ограничен правопорядками, прямо установленными законодателем: «Стороны могут подчинить трудовой договор праву страны обычного пребывания работника либо праву страны места делового обзаведения, места жительства или обычного пребывания нанимателя» (ст. 121.3 Закона о МЧП Швейцарии).


Основное ограничение автономии воли в трудовых договорах и трудовых отношениях – выбор права сторон не должен вести к тому, чтобы работник был лишен защиты, предоставляемой императивными положениями законодательства, которое является применимым в соответствии с коллизионными нормами страны суда. Законодательство многих стран в принципе не предусматривает автономию воли в качестве привязки к регулированию трудовых отношений (Украина, Тунис, Венгрия).

Коллизионная привязка «закон места работы» (lex loci laboris) – самый распространенный подход при определении права, применимого к трудовым отношениям (Австрия, Нидерланды, Бразилия). В отсутствие выбора права сторонами в основном применяется этот специальный коллизионный принцип: «К обязательствам, вытекающим из трудовых договоров, за неимением прямо выраженного подчинения сторон [какому‑либо закону]… применяется закон места, где выполняются работы» (ст. 10.6 ГК Испании).

В государствах, не допускающих выбор применимого права к трудовым отношениям, закон места работы – основное коллизионное начало: «Трудовой договор регулируется правом государства, в котором работник обычно выполняет свою работу» (ст. 67 Кодекса Туниса). В Польше закон места работы – субсидиарная коллизионная привязка второй степени: применяется в отсутствие выбора права и общего домицилия сторон (ст. 33.2 Закона о МЧП).

Субсидиарные коллизионные привязки трудовых отношений:

1) право государства, в котором стороны имели место жительства или место нахождения в момент возникновения отношения (Польша);

2) право страны места нахождения предприятия, если:

– «работа выполняется, выполнялась или должна была выполняться на предприятии работодателя» (Польша);

– «работник выполняет работу в одном государстве на основании трудового правоотношения с организацией, имеющей место нахождения в другом государстве» (Чехия);

– «работник выполняет работу… в нескольких государствах (Румыния);

3) право государства, в котором работодатель имеет свое обычное местопребывание, если:

– работник обычно выполняет свою работу в более чем одном государстве (Австрия, Лихтенштейн, Швейцария, Тунис, Венгрия, ФРГ);

– работник не имеет обычного места работы (Австрия, Лихтенштейн);

– применимое право не определено сторонами (Канада);

4) право государства, с которым трудовой договор имеет более тесные связи (Тунис, Румыния, ФРГ).

Законодательство отдельных стран выделяет специальные ситуации коллизионного регулирования трудовых отношений:

1) трудовые отношения работников «на осуществляющих перевозки средствах транспорта» регулируются правом государства:

– под флагом или опознавательным знаком которого данное средство транспорта передвигается; трудовые отношения работников иных перевозчиков определяются по личному закону перевозчика (Венгрия);

– «на железнодорожном и автодорожном транспорте – правом места нахождения предприятия, на речном и воздушном транспорте – правом места регистрации, на морском транспорте – правом государства, под флагом которого транспортное средство используется» (Чехия);

2) трудовые отношения работников, направленных в служебную командировку, регулируются правом государства:

– места нахождения работодателя (Венгрия);

– места выполнения работы (Лихтенштейн, Румыния).

В международном частном трудовом праве вопросы конфликта квалификаций, конфликта юрисдикций и применения отсылок разрешаются на основе общих принципов коллизионного регулирования. Оговорка о публичном порядке при рассмотрении споров из международных трудовых отношений применяется довольно широко; в данном случае ее применение не считается правовой аномалией. Трудовая право и дееспособность определяется на основе личного закона работника, но с изъятиями в пользу закона места работы или личного закона работодателя (исходя из применения права, наиболее «благоприятного» для работника).

В отечественной доктрине подчеркивается, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом, исключений из этого принципа не делается (М. М. Богуславский).

Исходя из общих принципов российского права в случаях, прямо не урегулированных законодательством, следует применять аналогию права и аналогию закона – в данной ситуации предписания ст. 1210 и 1211 ГК РФ. Соответственно, договорные трудовые отношения, связанные с иностранным правопорядком, прежде всего должны регулироваться на основе права, избранного сторонами. В отсутствие выбора права применимое право определяется по принципу наиболее тесной связи (прежде всего, на основе критерия характерного предоставления). Самым близким к трудовому контракту является гражданско‑правовой договор о возмездном оказании услуг. Прямо этот контракт в ст. 1211 не упоминается. Исходя из общего смысла статьи, к договору услуг применяется право исполнителя (центральная сторона отношения). Получается, что трудовой контракт в отсутствие выбора права сторонами может регулироваться и правом государства, на территории которого исполнитель имеет свое обычное место жительства, т. е. личным законом работника, если «иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела».

Предписания отечественного законодательства не позволяют сделать однозначный вывод, что к трудовым отношениям следует применять право страны места выполнения работы. Эта привязка может быть выведена российским судом только по собственному усмотрению, если из условий и существа договора либо совокупности обстоятельств дела следует, что трудовое отношение имеет тесную связь с таким государством.


674. В ТК РФ отсутствуют коллизионные нормы, применимые к трудовым отношениям, осложненным иностранным элементом. Нет в нем и норм, сходных с правилами ст. 4 СК РФ о применении к семейным отношениям гражданского законодательства и ст. 5 этого Кодекса о применении гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии. Данное обстоятельство не должно быть интерпретировано как невозможность следования общим положениям, общим подходам коллизионного права, выраженным в разд. VI ГК РФ "Международное частное право", в случаях, когда коллизионные проблемы осложняют трудовые отношения. Как свидетельствует международная практика, обращение к соответствующим подходам оказывается необходимым и в ситуациях, связанных с разрешением трудовых споров. Применение к трудовому договору, осложненному иностранным элементом, норм иностранного права в принципе не исключается и в российском суде, что требует ответа на вопросы об основаниях, условиях и пределах обращения к этим нормам. Согласно ст. 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению. Представляется, что в подобных случаях не должны применяться и нормы иностранного права, санкционирующие введение в трудовой договор таких условий. Сходным образом решается в ст. 416 КТМ РФ вопрос об условиях труда членов экипажа судна: выбор сторонами трудового договора права, подлежащего применению к отношениям между судовладельцем и членами экипажа судна, не должен приводить к ухудшению условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права того государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве. Статья 3 ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда. В этих случаях отказ в применении нормы иностранного права, дискриминирующей работника, будет, очевидно, основываться на сложившейся в отечественном праве концепции оговорки о публичном порядке, современным выражением которой являются правила ст. 1193 ГК РФ ("Оговорка о публичном порядке").
675. В проекте закона о международном частном праве и международном гражданском процессе (ст. 32), разработанном в 1989-1990 гг. ВНИИ советского государственного строительства и законодательства, было предложено следующее решение коллизионных вопросов трудовых отношений*(341):
к трудовым отношениям применяется право страны, в которой (полностью или преимущественно) осуществляется работа, если в трудовом договоре не установлено иное;
трудовые отношения работника на водном и воздушном транспорте подчинены праву страны, под флагом которой транспортное средство используется;
если работа выполняется лицом, командированным за границу советской организацией, к трудовым отношениям этого лица с такой организацией применяется советское право.
В комментарии к ст. 32 "Трудовые отношения" проекта отмечалось, что статья отражает "наиболее распространенный подход к решению этого вопроса, принятый в современном международном частном праве..."*(342).
676. В самом деле, основная формула ст. 32 подчиняет трудовые отношения началу lex voluntatis, а в отсутствие выбора сторонами применимого права - распространенному в практике регулирования трудовых отношений коллизионному правилу lex loci laboris - закону места работы, обозначаемому в правовых актах зарубежных стран как закон страны, в которой выполняется работа (Венгрия, Испания), закон страны, в которой работник обычно выполняет свои трудовые обязанности (Швейцария), закон страны, в которой работник обычно выполняет свою работу (Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г.).
677. Надо заметить, что право ряда стран не только не исключает возможности применения начала lex voluntatis в сфере трудовых отношений, но и минимизирует ограничения в выборе применимого права.
678. И все же заметна тенденция к установлению тех или иных пределов, в которых допускается выбор сторонами применимого права. В США такой выбор предполагает наличие существенной связи между применимым правом и трудовым контрактом. Ограничивается круг правовых систем, которым может быть подчинен трудовой договор, в Польше. Закон Швейцарии 1987 г. дозволяет сторонам подчинить трудовой договор праву страны обычного местопребывания работника или праву страны основного места деятельности, местожительства либо обычного местопребывания работодателя.
Действие права, определяемого по выбору участников трудового договора, может быть ограничено требованием о том, чтобы при этом работник не был лишен защиты, предоставляемой ему началом lex loci laboris. ГК канадской провинции Квебек предусматривает, что указание сторон на право, применимое к трудовому договору, не лишает работника защиты, которая предоставляется ему императивными нормами права страны, где работник обычно выполняет свою работу (даже если он временно выполняет задание в другой стране), или, в отсутствие такой страны, императивными нормами права страны, где его работодатель имеет свой домицилий или постоянное место осуществления деловых операций.
679. Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г., положения которой нашли отражение в законодательстве участвующих в ней стран, подчиняет индивидуальные трудовые контракты (их определение в Конвенции отсутствует) системе коллизионных предписаний, в составе которых выделяется отсылка к праву lex loci laboris. Независимо от положений ст. 3 Конвенции, закрепляющей автономию воли сторон как главное коллизионное начало Конвенции, работник, с которым заключен индивидуальный трудовой контракт, не может быть лишен защиты, предоставляемой ему строго императивными нормами права, подлежащего применению в силу п. 2 ст. 6 в отсутствие выбора применимого права. В соответствии с правилами этого пункта индивидуальный трудовой контракт в отсутствие выбора применимого права подчиняется праву страны, в которой работник обычно выполняет свою работу по этому контракту, даже если он временно работает в другой стране, или, если нет такой страны, праву страны, где находится предприятие, нанявшее работника. Если из обстоятельств следует, что контракт более тесно связан с другой страной, подлежит применению право этой страны.
Согласно Закону Австрии 1978 г. выбор права, применимого к трудовому контракту, не принимается во внимание, если это наносит ущерб работнику.
"Защитные" оговорки, подобные упомянутым, характерны для судебной практики Франции, Бельгии, а также для некоторых латиноамериканских стран. Закон Грузии 1998 г., формулируя "императивные нормы социальной защиты", предписывает считать выбор права недействительным, если он игнорирует императивные нормы, принятые для защиты рабочих и служащих от дискриминации. Это правило подлежит применению также в отношении трудовых договоров, если они согласованы или заключены в стране, где рабочие и служащие имеют место жительства и где действуют такие защитные оговорки. "Защитная" оговорка включена в Закон Эстонии 2002 г.
680. Отсылка к lex loci laboris (в случаях, когда выбор применимого права сторонами не осуществлен) занимает основное место в системе коллизионных привязок, принятых в области трудовых отношений. Другими известными этой области коллизионными привязками являются личный закон сторон (общее гражданство, общий домицилий), место предпринимательской деятельности работодателя, коллизионные начала типа law of the contract и др.
Особенности фактического состава некоторых видов трудовых отношений обусловливают закрепление в праве специальных (по отношению, например, к lex loci laboris) коллизионных правил (в частности, для лиц, работающих на судах водного и воздушного транспорта, - lex flagi, в отношении лиц, выполняющих работу в зарубежной командировке, - lex delegationis). В числе привязок, применимых к случаям, когда согласно трудовому договору работа выполняется на территории нескольких государств, известны привязки к личному закону работодателя (Венгрия), закону основного места деятельности, местожительства или обычного местопребывания работодателя (Швейцария).
681. Раздел Закона Украины 2005 г. о международном частном праве, посвященный коллизионным нормам, действующим в сфере трудовых отношений, краток, и его основная, исходная норма следует началу lex loci laboris: трудовые отношения регулируются по общему правилу правом страны, в которой выполняется работа, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины. Иное выражено в последующих положениях раздела, так или иначе ограничивающих действие указанного начала. Речь идет о трудовых отношениях работающих за границей граждан Украины, которые (отношения) тем не менее регулируются правом Украины, и о не регулируемых правом Украины трудовых отношениях иностранцев и лиц без гражданства, работающих в Украине. Отношения, составляющие первую группу, подпадают под действие украинского права, в частности, если граждане Украины работают в заграничных дипломатических учреждениях Украины или заключили с работодателями - физическими или юридическими лицами Украины трудовые договоры о выполнении работы за границей, поскольку это не противоречит законодательству государства, на территории которого выполняется работа. Вторая группа отношений включает случаи, когда иностранцы и лица без гражданства: 1) работают в составе дипломатических представительств иностранных государств или представительств международных организаций в Украине; 2) заключили за пределами Украины с иностранными работодателями - физическими или юридическими лицами трудовые договоры о выполнении работы в Украине. В указанных случаях иное может быть предусмотрено договорами, законом или международными договорами Украины. Вместе с тем общие положения этого Закона воспроизводят правила, основанные на критерии "наиболее тесной связи". Одно из них следует ст. 15 Закона Швейцарии 1987 г.: в виде исключения право, на применение которого указывает Закон, не применяется, если с учетом всех обстоятельств правоотношения имеют незначительную связь с этим правом и более тесную связь с другим правом. Сходная норма включена в Закон Эстонии 2002 г.
682. А.С. Довгертом предложены следующие рамки решения проблемы lex voluntatis в международных трудовых отношениях*(343):
соблюдение письменной формы выбора сторонами права как в момент заключения трудового договора, так и во время его действия или изменения;
наличие тесной связи выбранного сторонами закона с трудовым контрактом;
выбор сторонами закона, применимого к трудовому контракту, не должен приводить к ухудшению условий труда работника по сравнению с обязательными положениями закона той страны, который был бы применен при отсутствии выбора;
разрешение сторонам трудового контракта подчинять элементы содержания трудовых правоотношений разным правовым системам.

Шестерякова Ирина Владимировна, доцент кафедры трудового права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", кандидат юридических наук.

Наряду с международным рынком товаров и услуг, рынком капиталов все большую силу обретает и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между государствами - членами ЕврАзЭС. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Формирование общего рынка труда - свидетельство того, что процессы интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но и начинают затрагивать более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются совместные предприятия, а также транснациональные корпорации, во множестве возникшие в разных частях мира. Во многих случаях при этом встает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, затрагивать многие направления, и прежде всего следующие: условия труда, способы найма и увольнения работников; оплата труда, включающая системы дополнительных выплат; предоставление отпусков, свободных от работы дней; продолжительность рабочего времени; предоставление льгот, гарантий и т.д.

Немалые трудности возникают также при согласовании социальной политики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.).

Прежде всего необходимо определить принципы, на которых будет строиться система коллизионных норм Основ трудового законодательства ЕврАзЭС. Представляется, что это могут быть следующие принципы:

  • свободы передвижения граждан (свободы передвижения лиц, товаров и услуг);
  • взаимного признания дипломов и иных документов об образовании;
  • свободы предпринимательства (обеспечения права на самозанятость граждан на территории государств);
  • недискриминации в трудовых и социальных отношениях;
  • права на судебную защиту в любом государстве Сообщества;
  • запрещения злоупотребления правом;
  • суммирования всех периодов работы на территории государств Сообщества с целью получения права на достойное пенсионное обеспечение и выплату пособий.

На основе этих принципов можно сформировать отдельные коллизионные нормы в области труда в Основах трудового законодательства ЕврАзЭС. Причем коллизионные нормы можно разграничить для индивидуальных и коллективных трудовых отношений.

Опыт обобщения трудового законодательства стран - членов ЕврАзЭС показал, что трудовое законодательство наших государств имеет общие и особенные черты. Таким образом, необходимо в каждом разделе Основ предусмотреть коллизионные нормы в области регулирования того или иного вопроса, которые будут содержаться вместе с материальными нормами. Хотя в трудовых кодексах наших государств содержатся отдельные коллизионные нормы. Например , в Трудовом кодексе РФ содержится только одна коллизионная норма - в ст. 11, которая предусматривает, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Аналогичные нормы содержатся и в ТК других государств ЕврАзЭС. Статья 3 ТК Республики Беларусь устанавливает, что Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда (МОТ), участницей которых является Республика Беларусь. Следует отметить, что существующие нормы не всегда в состоянии решить все проблемы применения труда работников - неграждан государства, на территории которого протекает работа. Например , следует разграничить работников-мигрантов и членов их семей и работников, направляемых на работу или в командировку, отдельно необходимо будет сформировать коллизионные нормы для работников, труд которых носит подвижной или разъездной характер (в данном случае в первую очередь это необходимо сделать для работников транспорта).

Традиционно в трудовых правоотношениях для решения коллизионных проблем при конфликтах чаще всего применяются следующие коллизионные формулы:

  • закон по договоренности;
  • закон места работы;
  • закон, наиболее подходящий для каждого конкретного случая (трудового договора).

Для работников-мигрантов и членов их семей представляется самым оптимальным вариантом закрепление такой коллизионной формулы, как закон места работы, т.е. "к трудовому правоотношению - если нормативный акт не предусматривает иного - применяется закон того государства, на территории которого выполняется работа". Для государств - членов Сообщества она представляется наиболее удобной. Однако есть ряд вопросов, которые необходимо решать с помощью других норм. Например , следует предусмотреть в отдельном разделе нормы, которые будут регулировать трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения работников совместных предприятий и ТНК, действующих на территории стран Сообщества.

Предлагаем несколько вариантов коллизионных привязок для закрепления их в Основах:

  • если согласно договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, то к трудовому отношению следует применять личный закон работодателя;
  • если работник выполняет работу за границей, находясь в командировке, или направлен на работу в другое договаривающееся государство, то к трудовому отношению следует применять закон страны работодателя;
  • трудовое отношение работника, выполняющего работу на транспортном средстве водного или воздушного перевозчика, следует рассматривать согласно закону государства, под флагом или другим отличительным знаком которого транспортное средство курсирует; при рассмотрении трудового отношения работника другого перевозчика следует руководствоваться личным законом перевозчика.

Возможно в некоторых случаях необходимо предусмотреть и такую формулу, как закон по договоренности, т.е. приоритетное значение придается выбору права (национальной системе права) самими сторонами трудового договора, если они находятся во взаимосвязи с этими правоотношениями. Тогда в трудовом договоре должна содержаться соответствующая запись об этом. Очевидно, что здесь может идти речь о топ-персонале совместных организаций.

Кроме того, в правоприменительной практике отдельных стран все чаще к конкретным делам применяется третья формула, "наиболее подходящий закон для каждого конкретного случая". Она учитывает комплекс факторов или один доминирующий фактор, который связывает стороны трудового договора с определенной страной. Среди факторов, связывающих стороны, могут фигурировать местонахождение рабочего места, руководства предприятия, общее гражданство сторон договора, источник получения работником производственных инструкций, источник выплаты заработной платы и ее валюта, язык трудового договора и т.п. "Тесная связь" может быть выражена в том, что данная страна является местом осуществления трудовой деятельности или местом заключения трудового договора. Однако в случае спора для судьи будет затруднительно определить связывающие факторы, в том случае если стороны не укажут право, применимое в спорной ситуации.

Для работников автомобильного транспорта можно применить такую коллизионную привязку, как место регистрации автотранспортного средства, которая обычно применяется в международном автомобильном транспорте в большинстве стран.

В отношении моряков традиционно применялась коллизионная привязка "закон флага", т.е. страны регистрации судна. Однако повсеместное использование мореходными компаниями "удобного флага" приводит к тому, что ни наниматель, ни работники (моряки) не имеют обычно никакого отношения к "стране флага". В связи с этим в ряде стран наблюдается тенденция к использованию других альтернативных привязок, таких как общее гражданство работников и нанимателей или их общее место жительства. В отдельных случаях контракт моряка с зарубежной компанией рассматривается по аналогии с зарубежной командировкой <1>.

<1> См.: Киселев И.Я. Международный труд: Практическое пособие. М.: Юристъ, 1997. С. 104.

Вместе с тем стороны трудового отношения вправе заранее договориться о том, что их споры будут рассматриваться в определенной стране (пророгационное соглашение). Это может быть любая страна, но чаще всего фигурирует страна, связанная так или иначе с участниками трудового отношения.

Договоренность сторон о выборе юрисдикции в случае спора становится, однако, невозможной, если она противоречит действующему в данной стране законодательству или "общественному порядку".

При отсутствии соглашения сторон о выборе права судья чаще всего принимает решение на основе учета всех или какого-либо одного "связывающего фактора".

В случае когда работник постоянно выполняет работу более чем в одной стране, например в качестве международного менеджера, применяется закон той страны, в которой наниматель работника имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется деятельность работника. Право этой страны будет считаться наиболее подходящим для него правом. Такое решение вносит в правовой статус работника определенную стабильность: переезды из одной страны в другую не ведут к изменениям в правовом регулировании его труда.

Решение конфликтов трудовых законов в значительной мере предопределяется тем, суд какой страны рассматривает и разрешает возникший спор. Поскольку суд обычно применяет действующие в данной стране коллизионные правила, разрешение конфликтов юрисдикции предрешает вопрос и о том, какие конкретно коллизионные правила, т.е. коллизионные правила какой страны будут применяться в случае конфликтов законов.

В данной области практически во всех странах действует следующее правило: гражданское и трудовое дело должен рассматривать суд той страны, с которой отношение, связывающее спор, наиболее тесно связано.

Практика различных стран относительно применения труда иностранцев, занятых на предприятии с иностранными инвестициями, показывает следующее. В странах Евросоюза конфликты трудовых законов разрешаются путем применения двух конвенций, принятых этой организацией: Брюссельской конвенцией (1968 г.) о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским делам (в редакции 1979 г.) <2> и Римской конвенцией 1980 г. относительно права, применяемого к договорным обязательствам <3>.

<2> О признании и исполнении иностранных судебных решений по экономическим спорам (документы и комментарии). Библиотечка Вестника ВАС РФ. М.: ЮРИТ-Вестник, 1999. С. 196 - 208.
<3> Treaty Series. Volume 1605. New York: United Nations, 1997. P. 59 - 156.

Первая из названных Конвенций (Брюссельская) определяет, суды какого государства имеют юрисдикцию по гражданским и трудовым делам с иностранным участием. Согласно указанной Конвенции стороны сами могут решить, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой договоренности действует правило: юрисдикцию по гражданскому трудовому делу осуществляет суд того государства, в котором непосредственно реализуется заключенный договор. В трудовых отношениях место реализации трудового договора - это место, где работник обычно выполняет свою работу. Если он работает в нескольких странах, то подходящей для него юрисдикцией является суд страны, которую можно считать основным местом его работы.

Римская конвенция содержит коллизионные привязки в случаях, когда в отношении сторон трудового договора применяются законы различных стран ЕС. Конвенция весьма гибка по содержанию. Исходное ее положение заключается в том, что сами стороны трудового отношения решают, какая национальная система трудового права должна применяться к отношениям, которые они конституируют. Иными словами, сами стороны избирают подходящее национальное право для своего контракта. Выбор сторон либо выявляется условиями договора, либо вытекает из сопутствующих обстоятельств (конклюдентных действий). Стороны могут избрать закон, применяемый в целом к договору или к его части; в любой момент по общему согласию изменить его.

Выбор сторонами трудового договора страны, законы которой будут применяться к их отношениям, не лишает работника защиты императивных норм закона, которые применялись бы, если бы стороны не сделали свой выбор. Иными словами, императивные нормы трудового законодательства должны применяться к трудовым отношениям с иностранным элементом независимо от решения сторон. Стороны не могут нарушать императивные нормы национального права, "публичный порядок".

По сути, данное положение воспроизводит в коллизионном праве известный принцип национального трудового права: соглашения сторон могут только улучшать положение работника по сравнению с законодательством (принцип in favorem). Если воля сторон не выявлена, то применяется закон государства, с которым данный договор в наибольшей мере связан, а именно один из следующих вариантов:

  • закон того государства, в котором работник обычно осуществляет деятельность по выполнению контракта (даже если в ходе трудовой деятельности он временно направляется на работу в другое государство);
  • если работник в ходе своей работы постоянно переезжает из одной страны в другую, то применяется закон того государства, где находится штаб-квартира работодателя. Однако в этом случае допускается применение законодательства иной страны, если из обстоятельств трудового правоотношения вытекает, что договор наиболее тесно связан с работой в какой-либо иной стране;
  • закон государства, где находится филиал (отделение) предприятия, который нанял работника, если только из совокупности всех обстоятельств не вытекает, что в своих трудовых правоотношениях работник более тесно связан с другим государством. В этом случае применяется закон другого государства.

Римская конвенция толкуется судебными органами стран ЕС следующим образом. Если из всей совокупности обстоятельств вытекает, что трудовой контракт имеет наиболее тесную связь с какой-либо определенной страной, то именно это обстоятельство считается главным для определения подходящего правопорядка. В данном случае вместо всех зафиксированных в Конвенции коллизионных формул действует положение, согласно которому к трудовому договору применяется закон той страны, с которой этот трудовой договор (трудовое отношение) имеет наиболее тесную связь <4>.

<4> См.: Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Дело, 1999. С. 318 - 319.

Особое значение Римской конвенции для хозяйствующих субъектов из третьих стран заключается в ее универсальном характере: она подлежит применению к договорным обязательствам в любой ситуации, при которой возникает выбор между правом различных стран. Используемая судами и арбитражами стран ЕС, Конвенция не ограничивает свою сферу регулирования договорами субъектов, принадлежащих к этим странам. Она действует применительно ко всем договорным отношениям, включая и те, в которых одна сторона или обе стороны договора относятся к третьим странам. Конвенция применяется независимо от национальности сторон договора, но есть определенные ограничения с точки зрения подчиненных ей договоров и договорных условий.

К важным общим положениям коллизионного регулирования, установленного Конвенцией, относится положение об исключении обратной отсылки, согласно которому применение права страны, определенного Конвенцией, означает использование норм права, действующих в этой стране, - иных, чем нормы международного частного права. Конвенция содержит статью о публичном порядке, предусматривающую, что в применении норм права любой страны, определенного ею, может быть отказано, только если такое применение явно несовместимо с публичным порядком страны суда.

Рассмотренные положения Конвенции создали единое коллизионное регулирование, используемое в судах и арбитражах стран ЕС. Оно не только предусматривает принципы определения применимого права, но и содержит ответы на сложные вопросы, которые возникают в процессе использования коллизионных норм и не всегда решаются национальным законодательством. Положения Конвенции обеспечили большую определенность в предложении выбора права судами и международными арбитражами этих стран при рассмотрении конкретного спора, в том числе с участием российских предпринимателей и граждан <5>.

<5> См.: Бардина М. О праве, применимом к договорным обязательствам в странах ЕС // Хозяйство и право. 1997. N 4. С. 3 - 4.

В связи с применением коллизионных норм в международных трудовых отношениях возникает вопрос о возможности, пределах и порядке экстерриториального применения трудового права одной страны на территории другой страны. Этот вопрос решается в теории и на практике в странах Запада следующим образом. Экстерриториальное применение трудового права допустимо в трех случаях:

  • во-первых, с помощью заключения специального соглашения между государствами по поводу выбора иностранного закона для регулирования сделки трудового найма;
  • во-вторых, допустимо дополнение трудового права какой-либо страны путем заимствования определенных элементов из иностранного права;
  • в-третьих, иностранное право применяется во всех случаях, когда коллизионные нормы прямо отсылают к иностранному закону.

Общепринятым является правило, согласно которому любое государство вправе запретить на своей территории определенные элементы иностранного права, если они противоречат государственной политике, "публичному порядку". Последнее расшифровывается обычно как комплекс фундаментальных правовых и этических принципов, на которых основывается национальное сообщество. К ним относятся и фундаментальные положения трудового права, в частности нормы о запрете принудительного труда, дискриминации работников, защите профсоюзных прав, об охране труда, особенно подростков, женщин, инвалидов, о прекращении трудовых отношений, государственном минимуме заработной платы <6>.

<6> См.: Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. С. 319.

Экстерриториальное применение трудового права при регулировании трудового договора с международным фактическим составом, т.е. иностранным участием, вытекает из действующих коллизионных норм и сложившейся во многих странах практики.

Наименее разработан вопрос об экстерриториальном применении трудового права в отношении институтов коллективного трудового права. Однако определенный зарубежный опыт в данной области имеется. Он касается экстерриториального применения коллективных договоров, законодательства о регулировании забастовок и об участии работников в управлении производством.

В юридической литературе отмечается, что теоретически вполне можно представить коллективные договоры, действующие экстерриториально, т.е. регулирующие трудовые отношения, возникающие за рубежом. С этой точки зрения возможно применение национального коллективного договора к гражданам, временно или постоянно работающим за рубежом.

Второй вопрос касается экстерриториального применения законодательства о забастовках. Здесь прежде всего различаются подходы к национальным и международным забастовкам. В данном случае возникает вопрос о том, должен ли в данном случае применяться закон той страны, в которой происходит основная забастовка? В каждой стране существует своя коллизионная норма на этот счет:

  • применение законодательства той страны, где происходит главная забастовка;
  • законодательство страны, на предприятии которого происходит забастовка.

В Основах необходимо отразить коллизионные нормы относительно представителей коллектива работников. Возможно, например, использование опыта зарубежных стран, в большинстве которых используется формула принципа территориального применения права, т.е. национального.

Особый интерес вызывает вопрос о специфике правового положения зарубежных филиалов транснациональных компаний.

На первый взгляд, кажется очевидным, что трудовые отношения работников головного предприятия ТНК входят в сферу трудового права страны базирования компании, а трудовые отношения персонала зарубежных филиалов (предприятий) должны, как правило, регулироваться трудовым правом принимающей страны. Однако на деле все работники, занятые на предприятиях зарубежных филиалов ТНК, подвергаются воздействию норм трудового права страны базирования штаб-квартиры ТНК (система заработной платы, нормирование труда, коллективные договоры и т.д.). В этой связи возникает вопрос о территориальном и экстерриториальном применении трудового права.

Правило ч. 3 ст. 62 Конституции РФ о приравнивании иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в правах и обязанностях к гражданам Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ, распространяется и на область трудовых отношений, в которых участвуют иностранцы и лица без гражданства.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами <7>.

<7> См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

Однако иностранные граждане не могут быть назначены на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российскими законами назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к российскому гражданству. Так, лишь российский гражданин может быть государственным гражданским служащим Российской Федерации, членом экипажа морского судна или летного экипажа гражданского воздушного судна, прокурором, государственным судьей, государственным или частным нотариусом, адвокатом. Однако это не идет вразрез с мировым законодательством по данному вопросу, например, в решениях Европейского суда дается ограничительное толкование ст. 48 Римского договора <8>, который исключает из принципа равенства в области занятости работников-мигрантов и местных работников в отношении занятия государственных должностей. По мнению суда, запрет допуска на государственную службу работников-мигрантов на равных основаниях с местными работниками допустим, но только в отношениях некоторых должностей (армия, полиция, дипломатический персонал, суд).

<8> Имеется в виду Римский договор 1957 г., принятый в рамках ЕС.

В соответствии с вышеизложенным возникает вопрос о причинах возникновения коллизий в международных трудовых отношениях. На наш взгляд, причины возникновения коллизий в трудовых отношениях, осложненных иностранным элементом, заключаются в следующем:

  1. Увеличивающаяся интенсивность процесса миграции населения.
  2. Деятельность ТНК, когда сталкиваются правовые и социальные системы различных стран.
  3. Отсутствие единого нормативного акта, регулирующего трудовые отношения между работодателем и иностранным работником.
  4. Различия в законодательстве государств и в толковании отдельных категорий и понятий, регулирующих трудовые отношения.

Таким образом, включение в Основы трудового законодательства стран - членов ЕврАзЭС коллизионных норм позволит разрешить спорные ситуации с применением труда работников другого государства. Это позволит увеличить социальную защищенность таких работников и членов их семей, что в конечном итоге будет способствовать реализации политики достойного труда на территории наших государств.

  • Глава 5. Коллизионные нормы 135
  • 9. Установления содержания иностранного права
  • 10. Обратная отсылка.
  • 15. Гибкие коллизионные привязки и автономия воли сторон в мчп.
  • 16. Квалификация юридических понятий коллизионной нормы. Установление норм иностранного права.
  • Установление содержания иностранного права
  • 17. Проблема обратной отсылки и её преодоление.
  • 18. Взаимность. Реторсии.
  • 19. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования: понятие, сфера применения.
  • 20. Оговорка о публичном порядке.
  • 21. Императивные (сверхимперативные) нормы в мчп
  • 22. Личный закон физического лица: понятие, критерии его определения, сфера применения.
  • Личный закон физического лица
  • Личный закон юридического лица
  • 23. Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в рф.
  • 3 Основных режима пребывания иностранных граждан
  • 24. Коллизионное регулирование трудовых отношений в мчп.
  • 25. Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности в рф.
  • 26. Личный закон юридического лица: понятие, критерии определения, сфера применения. Национальность юридических лиц в мчп. Личный закон юридического лица
  • Личный Закон и Национальность Юридических Лиц
  • 27. Правовое положение иностранных юридических лиц в рф.
  • Классификация юридических лиц с точки зрения международного частного права
  • 28. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц на территории Российской федерации: правовое положение и порядок аккредитации.
  • 29. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Виды иммунитета.
  • Государства и международные межправительственные организации
  • Концепции абсолютного и ограниченного иммунитета государства
  • 30. Концепции абсолютного и функционального иммунитета государств в мчп.
  • Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения
  • Теория абсолютного иммунитета
  • Теория функционального (ограниченного) иммунитета
  • 1. Национальное законодательство.
  • 2. Международные договоры.
  • Особенности правового регулирования иностранных инвестиции. Инвестиционный режим
  • Понятие и классификация иностранных инвестиции
  • Правовое регулирование инвестиции в снг. Бишкекское и ашгабатское соглашения
  • 33. Понятие иностранного инвестора. Предприятия с иностранными инвестициями.
  • Понятие и классификация иностранных инвесторов
  • Правовое регулирование инвестиции в снг. Бишкекское и ашгабатское соглашения
  • Конвенция снг о защите прав инвестора 1997 г
  • Многосторонние договоры по вопросам инвестиций
  • Порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями
  • 34. Основные гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам в рф.
  • 35. Международный механизм гарантирования иностранных инвестиций.
  • 36. Порядок разрешения инвестиционных споров.
  • 37. Национализация: понятие, правовое регулирование, принципы проведения; экстерриториальное действие актов о национализации.
  • Применение законов о национализации
  • 38. Коллизионное регулирование сделок в мчп. Роль принципа автономии воли сторон и принципа наиболее тесной связи.
  • Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
  • Тема 1. Федеральный закон «Об экспортном контроле» как базовый документ государственного регулирования внешнеторговой деятельности товарами и технологиями двойного примененения.
  • Форма внешнеэкономической сделки
  • 41. Правила оформления внешнеэкономических сделок.
  • Внешнеэкономическая сделка – этапы и способы ее оформления
  • Порядок оформления
  • Способы совершения сделки
  • Соблюдение валютного законодательства
  • Способы обеспечения обязательств
  • 42. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
  • История
  • Страны-участницы Конвенции оон о договорах международной купли-продажи товаров
  • Часть II регламентирует вопросы заключения договора, определяет понятия оферты и акцепта.
  • Часть III разделена на следующие главы:
  • 43. Договоры с участием потребителей в международном частном праве.
  • 44. Представительство и доверенность в международном частном праве.
  • Представительство и доверенность
  • 45. Принципы международных коммерческих договоров унидруа.
  • 46. Инкотермс 2010 г. Безисы поставки exw, cif, fob.
  • 47. Теория lex mercatoria.
  • 48. Международные автомобильные перевозки.
  • Международные автомобильные перевозки
  • 49. Международные железнодорожные перевозки.
  • Международные железнодорожные перевозки
  • 50. Международные воздушные перевозки.
  • Международные воздушные перевозки
  • 51. Международные морские перевозки.
  • Международные морские перевозки
  • 52. Расчёты в международном торговом обороте. Аккредитивная форма платежа.
  • Международные расчеты, валютные и кредитные отношения
  • Формы международных расчетов
  • Международные расчеты с использованием векселя
  • Международные расчеты с использованием чека
  • 54. Коллизионное регулирование обязательств из неосновательного обогащения и обязательства вследствие недобросовестной конкуренции.
  • Национально-правовое регулирование обязательств из причинения вреда
  • 55. Коллизионное регулирование наследственных отношений в мчп.
  • Проблемы наследования в международном частном праве
  • 56. Коллизионное регулирование брачно-семейных отношений: личные неимущественные и имущественные отношения супругов; права и обязанности родителей и детей и других членов семьи.
  • Коллизионное регулирование брачно-семейных отношений по российскому праву
  • Основные проблемы брачносемейных отношений с иностранным элементом
  • Заключение браков
  • Расторжение браков
  • Правоотношения между супругами
  • Правоотношения между родителями и детьми
  • Усыновление (удочерение) в международном частном праве
  • Международный гражданский процесс
  • 14.3. Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве
  • 59. Определение международной подсудности. Конфликт юрисдикций.
  • 60. Процессуальный статус иностранных лиц в рф.
  • 61. Порядок исполнения иностранных судебных поручений и оказание правовой помощи в Российской федерации.
  • Судебные поручения
  • 62. Порядок признания и исполнения решений иностранных судов в Российской Федерации.
  • Признание, приведение в исполнение иностранных судебных решений
  • Легализация документа
  • Легализация иностранных документов
  • Форма апостиля
  • Проставление апостилей в России Органы, проставляющие апостиль
  • Госпошлина
  • Взаимное признание документов
  • Этапы легализации
  • Случаи, когда не требуется легализация документа
  • Международный коммерческий арбитраж: понятие, виды
  • Правовая природа международного коммерческого арбитража
  • Виды международного коммерческого арбитража
  • 66. Компетенция международного коммерческого арбитража. Арбитражное соглашение. Процедура арбитражного разбирательства
  • Арбитражное соглашение
  • Форма и содержание арбитражного соглашения
  • 67. Порядок признания и приведения в исполнение решений международных коммерческих арбитражей на территории рф.
  • Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
  • 15.7. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации
  • 68. Порядок рассмотрения споров в мкас при тпп рф.
  • 24. Коллизионное регулирование трудовых отношений в мчп.

    В ряде государств есть специальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1979 года и Положение 1983 года о применении этого закона.

    Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который называется “Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы”. Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда во Францию с целью поступления на работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен представить трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу и медицинский сертификат.

    В США, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для работы в соответствующей стране. В этой связи определенное значение приобретает заключение Россией межправительственных соглашений о предоставлении нашим гражданам определенных квот. Такие соглашения были заключены Россией с ФРГ, Францией.

    Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему содержанию менее гуманны, чем общие условия, установленные общим трудовым законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т. д.).

    В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris) - это основной принцип законодательства о международном частном праве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии.

    Этот же принцип закреплен в Европейской конвенции 1980 года относительно права, применяемого к договорным обязательствам, а также в проекте Конвенции ЕЭС о единообразном ре1улировании коллизий законов в области трудовых отношений.

    Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

    В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).

    В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, например, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.

    На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройство за границей не допускается (пост. Совета Министров РФ от 8 июня 1993 г. об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской федерации за границей).

    Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами-гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

    Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

    Право, регулирующее трудовые отношения, носит двойственный характер: ему кроме частнопра­вового элемента присущ и элемент публично-правовой. Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на основе принципа автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.

    В отечественной доктрине (А.С. Довгерт) подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Именно поэтому к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.

    Коллизионные принципы, предназначенные для регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, составляют особую группу принципов, правил с учетом состава участников трудового правоотношения. К международным трудовым отношениям в теории частного международного права причисляют отношения, которые осложнены иностранным элементом. В международных трудовых отношениях иностранный элемент может присутствовать как в субъектном составе (иностранный работник, иностранный работодатель ), так и в объекте (трудовая деятельность работника осуществляется за границей)

    В области трудовых отношений сложились следующие основ­ные коллизионные принципы.

    Свобода выбора права (автономия воли - lex voluntatis). Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше. Например, согласно ст. 32 Закона Польши 1965 г. о ме­ждународном частном праве «стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями».

      Закон места работы (lex loci laboris). В соответствии с этим принципом к иностранцам применяется закон страны места рабо­ты. Он закреплен в законодательстве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, России, Швеции и других стран. Из этого же принципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорным обязательствам. Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

      Закон места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, к трудовому отношению применятся закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя.

      . Закон флага судна (lex flagi). Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство.

      Личный закон работодателя - физического или юридического лица (lex personalis или lex societalis). Например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, ток правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип применяется также и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, ввиду командировок)или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

      Закон страны заключения контракта о найме (lex loci contractus). Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется местное право.

    Международные односторонние коллизионные предписания включаются в российское трудовое законодательство в результате одностороннего решения вопроса российским законодателем о выборе закона, регулирующего международные трудовые отношения, реализуемые на территории Российской Федерации. Например, статья 11 Трудового кодекса РФ содержит общее коллизионное нормативное предписание , основанное на критериях территориальности и национального режима (равенства трудовых прав) в регулировании международных трудовых отношений: «На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяютсяна трудовые отношения с участием иностранных граждан , лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».

    Иными словами, если имеют место трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, к их регулированию должно применяться российское трудовое право. Оно распространяется как на работников-иностранцев , работающих у российских работодателей, так и на россиян или иностранцев, работающих у иностранных юридических и физических лиц. Коллизионным предписанием служит принцип закона места работы (lex loci laboris).

    ^ Критерий экстерриториальности применяется к трудовым отношениям, где работодателем и работником выступают определенные категории российских субъектов права , но трудовая деятельность осуществляется за пределами Российской Федерации, за границей. Эти отношения являются результатом дифференциации правового регулирования труда. Так, в Трудовом кодексе РФ этим отношениям посвящена глава 53 "Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей".

    Коллизионное правило lex banderae (закон флага) следует применять и в отношении работников транспортных организаций. В ст. 416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна . Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором , регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

    Таким образом, в качестве альтернативной коллизионной привязки предусматривается правило об автономии воли сторон lex voluntatis (закон по договоренности, принцип автономии воли). Однако с учетом характера трудовых отношений эта «автономия воли сторон», т.е. выбор сторонами трудового договора права той или иной страны, подлежащего применению, ограничена . Таким ограничением выступает запрет ухудшения условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве (ст. 416 КТМ РФ).

    Таким образом, на сегодняшний день только трудовые отношения работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также членов экипажей торгового мореплавания в одностороннем порядке подверглись специальной коллизионно-правовой регламентации. Речь идет о специальных коллизионных нормативных предписаниях.

    В российской доктрине МЧП отсутствует единый подход относительно возможности применения ктрудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд. VI ГК РФ «Международное частное право». Так, по мнению В.П. Звекова, возможность применения общего подхода в соответствующих случаях не исключена. То есть, возможно, применения принципа «автономии воли сторон», при отсутствии соглашения относительно подлежащего применению права, применяется право страны, с которым трудовые отношения наиболее тесно связаны. Лушникова М.В., напротив, считает, что применение положений раздела VI ГК РФ не является обоснованным. В отличие от гражданско-правовых трудовые отношения основаны на единстве частных и публичных начал , неотъемлемой характеристикой трудовых правоотношений является обеспечение охраны трудовых прав работника. На этом основании нельзя применять коллизионные принципы, призванные регулировать частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

    Однако, в ч. 1 ст. 10 ТК РФ содержится правовое положение, аналогичное ст. 15 Конституции РФ : основные принципы и нормы международного права и международные договоры России в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы нашей страны. В ч. 2 ст. 10 ТК РФ конкретизируется, что, если международным договором России установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

    Так, в соответствии со ст. 44 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (1996)стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано , то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа.

    Т.о. международным договором предусмотрено исключение из общего правила, что допускается трудовым законодательством. Несмотря на то, что имеется общая норма, закрепленная в ст. 11 ТК РФ, в случае если стороны выберут законодательство Польши, оно будет применяться к соответствующим отношениям даже на территории России.

    "