Состав лиц, участвующих в исполнительном производстве. Лица, участвующие в исполнительном производстве Несовершеннолетние в исполнительном производстве

К лицам, участвующим в исполнительном производстве, относят:

  • 1) стороны исполнительного производства - взыскателя и должника;
  • 2) лиц, непосредственно исполняющих требования, содержащиеся в исполнительном документе;
  • 3) иных лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (их перечень не исчерпывающий).

В качестве лиц, содействующих исполнительному производству, могут выступать:

  • - представители сторон,
  • - переводчики,
  • - специалисты,
  • - понятые,
  • - лица, которым судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество.

Правовое положение всех лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируется главой 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Стороны исполнительного производства.

Сторон в исполнительном производстве всегда две - взыскатель и должник.

Взыскателем являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должник - это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Права сторон делятся на специальные (диспозитивные) и общие.

К специальным (диспозитивным) относят права, которые принадлежат исключительно соответствующей стороне исполнительного производства и могут влиять на возникновение, изменение и прекращение исполнительных правоотношений.

В соответствии с принципом диспозитивности возбуждение исполнительного производства определяется главным образом волей заинтересованных в исполнении лиц - взыскателей. Взыскатель может отказаться от взыскания, а также от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю. Взыскатель и должник вправе в ходе исполнительного производства заключить мировое соглашение, которое после его утверждения судом также ведет к прекращению исполнительного процесса.

К диспозитивным правам взыскателя, влияющим на движение исполнительного производства, относится также упоминаемое в ст. 57 Федерального закона «Об исполнительном производстве» право на отзыв исполнительного листа.

Что касается должника, то он вправе в установленный срок исполнить юрисдикционный акт добровольно, указывать виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Между тем эти правомочия должника практически дискредитированы за счет полномочий судебного пристава-исполнителя, от субъективного усмотрения которого зависит их реализация.

К общим правам сторон относят те, которые принадлежат и взыскателю, и должнику в равной мере, а именно:

знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии,

представлять дополнительные материалы,

заявлять ходатайства,

участвовать в совершении исполнительных действий,

давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий,

приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства,

возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве,

заявлять отводы,

обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие).

Центральная фигура органа принудительного исполнения - судебный пристав. Судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности».

В ходе исполнения своих служебных обязанностей судебный пристав - исполнитель имеет право: получать необходимую информацию, объяснения и справки; проводить проверки исполнения исполнительных документов у работодателей на работающих у них должников; «входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их»; производить аресты, изъятия имущества; «налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе» и др.

Судебному приставу-исполнителю предоставлено право - обращаться в суд за разъяснением порядка исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе.

Представительство в исполнительном производстве.

Граждане по достижении ими возраста 18 лет могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Стороны исполнительного производства могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей, при этом личное участие взыскателя или должника в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Однако если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должником ст. 53 Федерального закона «Об исполнительном производстве» запрещает должнику действовать через представителя.

Так, в силу ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы, организации и лица, не являющиеся органами принудительного исполнения, могут быть участниками исполнительного производства. Так банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя. При этом неисполнение указанных требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом (далее - суд) на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом.

Если сведений о наличии или отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов. Налоговые органы обязаны в срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию. Такая же информация в порядке, определяемом Федеральной налоговой службой Российской Федерации, может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

Сюда же относятся все иные органы и организации, которые предоставляют информацию об имущественном положении должника, а также специализированные организации, осуществляющие, например, оценку, хранение или реализацию арестованного (конфискованного) имущества должника.

К лицам и организациям, непосредственно способствующим свершению исполнительных действий, фиксации их результатов, соблюдению прав субъектов гражданского исполнительного правоотношения относятся:

  • - переводчик. В силу ст. 58 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при совершении исполнительных действий стороны могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода. Лицу, которому необходимы услуги переводчика, предоставляется срок для его приглашения. В случае если указанное лицо не обеспечит участие переводчика в установленный судебным приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя. Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
  • - понятые. В частности, присутствие понятых обязательно при совершении исполнительных действий, связанных с вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника. В других случаях понятые вызываются по усмотрению судебного пристава-исполнителя (ст. 59 Закона).

Законом предусмотрены конкретные требования к понятым: в качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие между собой или с участниками исполнительного производства в родстве, подчиненности или подконтрольности.

В соответствии со ст. 60 ФЗ «Об исполнительном производстве» понятой обязан удостоверить своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий, при совершении которых он присутствовал.

Специалист. ФЗ «Об исполнительном производстве» в ст. 61 предусматривает, что для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, требующих специальных знаний, судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалиста, а при необходимости - нескольких специалистов. В качестве специалиста может быть назначено лицо, обладающее необходимыми знаниями. Специалист дает заключение в письменной форме. Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава, дать объективное заключение по поставленным вопросам, давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу, проводимую в связи с совершением исполнительных действий. Это вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

Судебный пристав-исполнитель с целью установления наличия у должника имущества вправе получить объяснения родственников последнего, в связи с чем они также становятся участниками данного исполнительного процесса, конкретного исполнительного правоотношения.

Гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. По достижении возраста 18 лет граждане могут осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя.

Выделяют несколько видов представительства :

Права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель (ст. 51 Закона).

    Уставное представительство возникает в отношении юридических лиц и их органов, выступающих сторонами исполнительного производства.

Организации участвуют в исполнительном производстве через свои органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц. Уставными представителями выступают руководители организации (органа). Такие представители для допуска их в исполнительное производство обязаны иметь документы, подтверждающие их служебное положение, а также учредительные и иные документы.

    Договорное представительство возникает на основании договора. Полномочия такого представителя подтверждаются доверенностью. Договорной представитель имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством. Однако ч. 3 ст. 57 Закона указывает ряд полномочий, которые должны быть особо оговорены в доверенности, при отсутствии их прямого закрепления в доверенности, договорной представитель не может совершать указанные в статье действия.

Представителями сторон исполнительного производстване могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью.

Судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.

17. Третьи лица в исполнительном производстве.

Бывают не только лица, непосредственно участвующих в исполнительном производстве, но и иные (третьи) лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями судебного пристава-исполнителя при проведении исполнительных действий . Иначе говоря, это те лица, которые могут иметь какой-либо материально-правовой и (или) процессуальный интерес по отношению к должнику, либо к его имуществу, но наряду с этим могут не иметь ни юридической, ни какой либо другой заинтересованности в самом исполнительном производстве, и при этом не являются стороной исполнительного производства – третьи лица в исполнительном производстве .

Их правовой статус до настоящего времени в необходимой мере не определен. Не являясь стороной в исполнительном производстве, данные лица не имеют законных оснований для получения акта описи и ареста имущества, не говоря уже о возможности ознакомления с материалами исполнительного производства. Основным критерием выделения третьих лиц среди других субъектов исполнительного производства является цель их участия в исполнительном производстве – а именно: защита своих законных прав и интересов . Отсюда следует не менее важный критерий выделения третьих лиц – их права и интересы затрагиваются лишь в результате действий судебного пристава-исполнителя, т.е. в процессе исполнения требований конкретного исполнительного документа . Наиболее важным средством защиты прав в исполнительном производстве является возможность обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и право подачи исков об освобождении имущества от ареста и исключении его из описи. Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит ст. 119 «Защита прав других лиц при совершении исполнительных действий», однако, на практике, каким-либо образом повлиять на действия судебного пристава-исполнителя третье лицо практически не может. Думается, что правовое положение третьих лиц в исполнительном производстве должно соответствовать правовому положению должника и взыскателя имеющих целый комплекс прав, принадлежащих в равной степени обеим сторонам при совершении исполнительных действий. При этом, безусловно, необходимо исключить права и обязанности присущие непосредственно должнику и взыскателю, которые связаны с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства. Третьи лица должны обладать своим определенным статусом в процессе исполнительного производства, который обеспечит использование необходимого набора внутриотраслевых процессуально-правовых средств воздействия.

В исполнительном производстве помимо судебного пристава - исполнителя участвуют: суд, стороны, их представители, перево­дчики, понятые, специалисты.

С принятием законов "О судебных приставах" и "Об испол­нительном производстве" и возложением функций по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов на службу судебных приставов, организационно входящею в систему органов Министерства юстиции России, суд стал играть иную роль в исполнительном производстве. За ним сохранен ряд важных полномочий: выдает исполнительные листы (ст.428 ГПК), рассматривает заявления взыскателей о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока на предъявление исполнительного листа к исполнению (ст.432 ГПК), разъясняет судебные постановления, подлежащие исполнению (ст.433 ГПК), решает вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм (ст.434 ГПК), об отложении, приостановлении и прекращении исполнительного производства (ст.435, 436, 439 ГПК) и др.

Все полномочия суда в исполнительном производстве можно подразделять на четыре группы:

1. полномочия, связанные с выдачей исполнительных документов (выдача исполнительного листа, его дубликата, восстановление пропущенного срока на предъявление исполнительного документа к исполнению);

2. полномочия, связанные с движением исполнительного производства (отложение исполнительных действий, приостановление и прекращение исполнительного производства);

3. полномочия, представленные суду для исправления выявленных при исполнении недостатков собственного решения (разъяснение решения, изменение способа и порядка исполнения, исправления описок и явных арифметических ошибок);

4. полномочия по контролю за деятельностью судебного пристава - исполнителя.

Они реализуются путем рассмотрения и разрешения жалоб на действия судебного пристава - исполнителя (ст.90 Закона) и путем рассмотрения исков об освобождении имущества от ареста (ст.92 Закона).

Стороны в исполнительном производстве - это взыскатель и должник. Стороны - основные участники исполнительного производства, так как без них никакого исполнительного производства не может быть. Они, как лица материально заинтересованные в результатах исполнительных действий, наделяются распорядительными правами, связанные с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства."

Взыскатель - это гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, а должник -это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершать определенные действия или воздержаться от их совершения.

В исполнительном производстве понятие "взыскатель" значительно шире понятия "истец". Это объясняется тем, что в исполнительном производстве исполняются не только судебные акты, но и акты других органов (постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, постановления судебного пристава - исполнителя и др.). Обычно взыскателем становится истец, а должником - ответчик. Вместе с тем, возможна и обратная ситуация - например, когда в иске отказано и с истца в пользу ответчика взысканы судебные расходы, удовлетворен встречный иск. В этих случаях взыскателем становится ответчик, а должником - истец.

Должник - гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства или иное имущество и др.).

В исполнительном производстве возможно соучастие. Соучастие в исполнительном производстве - это участие в одном производстве нескольких взыскателей или нескольких должников, права и обязанности которых не исключают друг друга. Соучастие может быть как на стороне взыскателей, так и на стороне должников.

Соучастники независимы друг от друга и могут совершать по своему усмотрению любые предусмотренные законом действия. Помимо общих прав, которые предоставлены сторонам в исполнительном производстве, соучастники дополнительно наделены правом поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников (ч.З ст.29 Закона).

В случае выбытия одной из сторон в исполнительном производстве (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, перевод долга) судебный пристав - исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником. При этом следует учитывать, что при такой замене для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил (ст.32 Закона).

По общему правилу самостоятельное участие граждан в исполнительном производстве связывается с достижением ими 18-летнего возраста. Права несовершеннолетних в исполнительном производстве осуществляются их законными представителями. Однако несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве в случае объявления его полностью дееспособным. Кроме того, в случаях, предусмотренных федеральным законом, при исполнении исполнительных документов, выданных на основании судебных актов и актов других органов по делам, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном про­изводстве.

Стороны исполнительного производства имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки, снимать копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, высказать свои доводы и соображения по поводу совершения исполнительных действий, заявлять отводы и обжаловать действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя (ст.31 Закона).

Стороны исполнительного производства действуют в нем как самостоятельно так и через своих представителей: законных и договорных. К законным представителям относятся родители, опекуны, попечители, усыновители - для физических лиц, орган юридического

лица - для юридических лиц. Законный представитель не лишен возможности поручить участие в исполнительном производстве договорному представителю (адвокату, юрисконсульту, работнику юридической фирмы и др.). Представителем не могут быть лица, не достигшие 18 лет, состоящие под опекой или попечительством, а также судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда, если они не выступают в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратуры и служб судебных приставов или как законные представители.

Представитель, участвующий в исполнительном производстве, имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнением исполнительного документа. Однако в доверенности представителя должны быть специально оговорены следующие действия:

а) предъявление и отзыв исполнительного документа;

б) передача полномочий другому лицу;

в) обжалование действий судебного пристав-исполнителя;

г) получение присужденного имущества (в том числе денег). К лицам, содействующим исполнению исполнительных до­кументов, относятся переводчики, понятие, специалисты.

В законе закреплено, что переводчик может участвовать в исполнительном производстве в случае, когда кто-либо из сторон не владеет языком, на котором ведется принудительное исполнение (ст.38 Закона). Причем, переводчика может пригласить сторона, которой необходимы его услуги, в срок, установленный судебным приставом - исполнителем. Если в этот срок заинтересованная сторона не обеспечит участия переводчика в исполнительном производстве, он может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя.

Вызывает возражение применение в законе оборота "может быть", подразумевающего необязательность для судебного пристава-исполнителя обеспечивать в необходимых случаях участие переводчика в исполнительном производстве. Фактически обеспечение участия переводчика лежит на стороне в исполнительном производстве, что противоречит принципам не только гражданского, но и уголовного процесса.

Следовательно, возложение на лицо, не владеющее языком, на котором ведется исполнение, обязанности обеспечить переводчика в исполнительном производстве и необязательность такого действия для судебного пристава - исполнителя является нарушением процессуальных гарантий защиты права лиц, участвующих в исполнительном производстве. Для исправления ситуации необходимо такое законодательное решение вопроса, при котором приглашать и назначать переводчика являлось бы обязанностью судебного пристава - исполнителя в случае, когда стороны в установленный срок не обеспечили его участие.

Определяя в Законе правовое положение переводчика, законодатель установил, что им может быть любое дееспособное лицо, достигшее 18 летнего возраста и владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Являясь переводчиком в исполнительном производстве, лицо наделено определенными правами и обязанностями. Так, переводчик имеет право на получение вознаграждения за выполненную работу. В то же время, обязанностью переводчика является правильный перевод как устной речи, так и документов (ст.38 Закона).

Специалисты, участвующие в исполнительном производстве, как и переводчики, должны способствовать правильному производству исполнительных действий и защите прав сторон в исполнительном производстве. Специалисты участвуют в исполнительном производстве в тех случаях, когда для разъяснения возникающих при свершении исполнительных действий вопросов требуются специальные знания. Судебный пристав - исполнитель назначает специалиста своим постановлением либо по собственной инициативе, либо по просьбе сторон. Специалист дает заключение в письменной форме (ст.41 Закона).

При совершении исполнительных действий, связанных со вскрытием помещений и хранилищ, осмотром, арестом, изъятием и передачей имущества должника, законодатель предусматривает обязательное участие не менее двух понятых. В качестве понятых могут привлекаться любые дееспособные граждане, достигшее 18 лет. не заинтересованные в совершении исполнительных действий и не состоящие в родстве или служебной зависимости между собой или с кем-либо из участников исполнительного производства. Понятым разъясняется судебным приставом-исполнителем цель их приглашения, их процессуальные права и обязанности, им компенсируются понесенные ими расходы. Понятые удостоверяют своей подписью в акте соответствующего исполнительного действия факт, содержание и результаты исполнительных действий и могут собственноручно вносить замечания в этот акт.

Глава 3. Права взыскателя

В соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве все права и обязанности сторон исполнительного производства можно разделить на две большие группы: общие и субъективные права и обязанности. Общие права сторон закреплены в ст.50 Федерального закона "Об исполнительном производстве". К ним относятся следующие.


    1. знакомиться с материалами исполнительного производства, для этого взыскателю необходимо написать заявление на имя старшего судебного пристава с просьбой об ознакомлении с материалами исполнительного производства. Написание данного заявления обусловлено тем, что судебный пристав-исполнитель в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997ь №118-ФЗ «О судебных приставах» не вправе разглашать информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

    2. делать выписки, снимать копии с материалов исполнительного производства, однако следует помнить, что судебный пристав-исполнитель не должен снимать взыскателю копии каких-либо документов, это осуществляется собственными техническими средствами;

    3. представлять дополнительные материалы, имеющие значение для принудительного исполнения требований исполнительного документа;

    4. заявлять ходатайства,

    5. участвовать в совершении исполнительных действий,

    6. давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий,

    7. приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства,

    8. возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве,

    9. заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие),

    10. до окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.
Ко второй группе прав относятся те субъективные права, которые имеют стороны исполнительного производства при совершении конкретного исполнительного действия. К специальным правам взыскателя следует отнести следующие: право просить судебного пристава-исполнителя о немедленном наложении ареста на имущество и денежные средства должника; право получить информацию, где находится исполнительный документ в данный момент (поскольку судебный пристав-исполнитель обязан извещать взыскателя о передаче исполнительного документа другому судебному приставу-исполнителю); право обращаться с заявлением о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа ко взысканию; право получать от налоговых органов информацию о наличии у должника вкладов на счетах в банках и иных кредитных организациях в соответствии с Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23 "Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю"; право отказаться от взыскания; право отказаться от получения предметов, которые взыскателю должен передать должник на основании исполнительного документа.

Кроме того, отдельно стоит отметить право взыскателя участвовать в исполнительном производстве лично или через представителя. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя.

Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Полномочия представителей в том числе адвокатов, на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, - иным документом.

Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

5) отказ от взыскания по исполнительному документу;

6) заключение мирового соглашения.

Также субъективным правом взыскателя является право оставить за собой имущество, не реализованное в течение месяца. Если имущество должника после снижения цены не было реализовано в течениеодного месяца, то судебный пристав - исполнитель направляет взыскателю предложение оставить это имущество за собой.

Нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечислении) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов. Взыскатель обязан в течение пяти дней со дня получения указанного предложения уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.

Судебный пристав-исполнитель обязан направить не позднее чем за 10 дней до даты проведения торгов залогодателю и должнику извещение с указанием даты, времени и места проведения торгов.

При объявлении торгов несостоявшимися залогодержатель вправе по соглашению с залогодателем приобрести заложенное имущество и зачесть в счет покупной цены свои требования, обеспеченные залогом.

При объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме не более чем на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах. При этом, судебный пристав -исполнитель в течение 2-х дней с момента поступления отчета о признании торгов несостоявшимися направляет в адрес взыскателя (залогодержателя) письменное уведомление о результатах торгов, содержащее предложение взыскателю (залогодержателю) оставить нереализованное заложенное имущество за собой, с оценкой его на 10 % ниже начальной продажной цены на повторных торгах.

Если залогодержатель не воспользуется правом оставить за собой предмет залога в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися, договор о залоге прекращается.

Если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя, он имеет право, при отсутствии иного указания в законе или договоре, получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге.

Если на исполнении находится сводное исполнительное производство о взыскании с должника, - после отказа взыскателя (залогодержателя) от имущества, нереализованного на повторных торгах (либо непоступления ответа о согласии оставить имущество за собой) судебный пристав - исполнитель предлагает нереализованное имущество иным взыскателям в рамках сводного производства.

Сумма, вырученная от реализации имущества, заложенного по договору об ипотеке, после удержания из нее сумм, необходимых для покрытия расходов в связи с обращением взыскания на это имущество и его реализацией, распределяется между заявившими свои требования к взысканию залогодержателями, другими кредиторами залогодателя и самим залогодателем.

Судебный пристав-исполнитель, в течение 3-х дней после получения нереализованного имущества, направляет в адрес взыскателя уведомление с предложением оставить нереализованное имущество за собой в счет погашения задолженности. При этом судебным приставом - исполнителем взыскателю устанавливается срок для принятия решения, предусмотренный ч. 12 ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то есть в срок, составляющий не более пяти дней с момента получения указанного предложения, взыскатель обязан уведомить судебного пристава - исполнителя о согласии оставить имущество за собой.

Уведомление с предложением принять нереализованное имущество направляется сторонам в порядке очередности, предусмотренной ст. 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Нереализованное имущество передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении об оценке арестованного имущества.

При поступлении заявления о согласии принять нереализованное имущество от нескольких взыскателей, судебный пристав - исполнитель передает нереализованное имущество взыскателям в соответствии с установленной очередностью удовлетворения требований взыскателей, с составлением соответствующего акта передачи имущества взыскателю.

О порядке применения ст.157 УК РФ. Ст. 157 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей.

Поводом для возбуждения уголовного дела по ст.157 УК РФ является заявление взыскателя о привлечении к уголовной ответственности.

Для привлечения к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ необходимо два условия:

Наличие судебного решения о взыскании алиментов;

Уклонение от уплаты алиментов должно быть злостным.

Злостность уклонения от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, выражается в:


    1. прямом отказе от уплаты алиментов на детей по судебному решению (например, зафиксированном в объяснении или другом документе);

    2. сокрытии лицом своего действительного заработка с целью избежать удержания по исполнительному листу (об этом могут свидетельствовать объяснения взыскателя, родственников, знакомых и т.п.);

    3. сокрытии лицом своего действительного места работы с целью избежать удержания по исполнительному листу;

    4. изменении места работы или жительства без уведомления судебного пристава-исполнителя с целью избежать удержания по исполнительному листу;

    5. уклонении от трудоустройства с целью избежать удержания по исполнительному листу (например, по данным ГУ ЦЗН не обращался с вопросом о трудоустройстве, либо ему предлагают работу, а он не трудоустраивается и т.п.);

    6. не оказании помощи в содержании детей в течение длительного времени без уважительных причин (не менее 6 месяцев с моментаобразования задолженности);

    7. иных действиях, свидетельствующих об уклонении от уплаты по решению суда средств на содержание детей, которыми на основании судебной практики являются: изменение своей фамилии или иных анкетных данных без уведомления судебного пристава-исполнителя; подделка документов, удостоверяющих личность; сговор с должностным лицом бухгалтерии, от которого зависит удержание алиментов из заработка и т.п.
В каждом конкретном случае может быть как отдельно взятый, из вышеперечисленных, признак злостности, так и несколько признаков в комплексе.
Глава 4. Приостановление, окончание и прекращение исполнительного производства

Приостановление исполнительного производства. Приостановление исполнительного производства регулируется ст.39-42 Федерального закона "Об исполнительном производстве". При возникновении обстоятельств, исключающих возможность совершения исполнительных действий, исполнительное производство судом или судебным приставом-исполнителем приостанавливается.

Приостановление исполнительного производства означает временную остановку в совершении действий и перенос совершения исполнительных действий на неопределенный срок. В случае приостановления исполнительного производства невозможно точно определить срок, когда отпадут обстоятельства, мешающие совершению исполнительных действий, а следовательно, и невозможно определить дату совершения дальнейших исполнительных действий.

Вместе с приостановлением исполнительного производства приостанавливается и течение всех неистекших процессуальных сроков. В данном случае юридическое значение имеет только срок, истекший до возникновения обстоятельств, препятствующих дальнейшему движению дела. Время, в течение которого было производство приостановлено, юридического значения не имеет. После возобновления производства течение срока продолжается в неистекшей его части.

Приостановление исполнительного производства необходимо отличать от переноса исполнительных действий.

1. Исполнительное производство приостанавливается на неопределенный срок, а в случае переноса совершения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель всегда должен точно определить новое время совершения исполнительных действий. При этом течение общего срока исполнительного производства не приостанавливается.

2. Приостановление исполнительного производства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от воли участников исполнительного производства, в то время как перенос исполнительных действий, наоборот, вызван причинами субъективного характера.

3. Перенося совершение исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель сразу назначает новое время совершения исполнительных действий, т.е. для этого не надо выносить специального постановления. А для возобновления приостановленного исполнительного производства суд должен вынести специальное определение, а судебный пристав-исполнитель специальное постановление.

4. Обстоятельства, влекущие приостановление исполнительного производства, указываются в Законе (ст.ст. 39 и 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Перечень этих оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Перечень обстоятельств, влекущих перенос совершения исполнительных действий, в законе не содержится. Это могут быть различные жизненные обстоятельства.

Приостановление срока совершения исполнительного производства также следует отличать и от перерыва срока в исполнительном производстве. Основания, влекущие перерыв срока для исполнительного производства, указаны в законе. Такими основаниями являются: предъявление исполнительного документа к исполнению и частичное исполнение либо неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. При возвращении исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения полностью либо в части трехгодичный срок предъявления исполнительного листа либо судебного приказа к исполнению прерывается и начинает течь заново со следующего дня после вынесения постановления судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного листа.

В новом Федеральном законе "Об исполнительном производстве" законодатель разделил основания приостановления исполнительного производства по субъектам на два вида.

1. Основания, при наступлении которых исполнительное производство приостанавливается судом. Данные основания, в свою очередь, делятся на обязательные (когда производство приостанавливается в обязательном порядке) и факультативные (когда суд вправе, но не обязан приостановить производство).

2. Основания, при наличии которых судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство. Данные основания также бывают обязательные и факультативные.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судом

1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;

2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества;

3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

3) нахождения должника в длительной служебной командировке;

4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

6) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;

2) утраты должником дееспособности;

3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;

5) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;

6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;

7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в п.4 ч.1 ст.94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

1) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;

2) розыска должника-гражданина или розыска ребенка;

3) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в другие подразделения судебных приставов.

Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители вправе приостановить исполнительное производство в случае поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц службы судебных приставов.

Исполнительное производство приостанавливается судом или судебным приставом-исполнителем до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства.

Суд или судебный пристав-исполнитель возобновляет приостановленное исполнительное производство после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.

Приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производится тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. В случае если исполнительное производство возбуждено на основании иного документа, в том числе и выданного судом общей юрисдикции, приостановление происходит по месту нахождения судебного пристава-исполнителя судом общей юрисдикции.

В исполнительном производстве также действует процессуальное правило подведомственности по связи требований. Это означает, что суд общей юрисдикции выносит определение о приостановлении исполнительного производства в том случае, когда в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные документы, выданные как судом общей юрисдикции, так и арбитражным судом.

По результатам рассмотрения вопроса о приостановлении исполнительного производства суд общей юрисдикции и арбитражный суд выносят определение. Вопрос должен быть рассмотрен и определение должно быть вынесено в течение десяти дней со дня поступления в суд. Вынесенное определение направляется судебному приставу-исполнителю, осуществляющему исполнительное производство, а также взыскателю и должнику.

Приостановление исполнительного производства влечет невозможность совершения любых исполнительных действий, пока производство не будет вновь возобновлено.

Отложение исполнительных действий. Отложение исполнительных действий является факультативной стадией исполнительного процесса, что, однако, не умаляет ее значения на практике. Статья 38 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.

Во-первых, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в гражданско-исполнительном праве. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний сам вправе решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий. На практике такие случаи нередки. Например, взыскатель полагает, что в настоящее время должник не может полностью расплатиться или же, если документ будет исполнен в полном объеме, должник окажется в тяжелом финансовом положении, а взыскатель заинтересован в нем как в дальнейшем контрагенте. Взыскатель предполагает улучшение финансового положения должника в дальнейшем и согласен на производство исполнения в полном объеме через определенное время, что, как было отмечено, схоже с отсрочкой исполнения.

В ч.1 ст.38 Закона говорится о том, что судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия. Однако в данном случае речь идет не о правомочии пристава-исполнителя принять позитивное или негативное решение, а о его полномочиях на отложение исполнения. Представляется, в частности, что волю взыскателя он обязан исполнить в любом случае.

Судебный пристав-исполнитель вправе принять такое решение по собственной инициативе. Раньше он мог принять его при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, теперь же - без ограничений, но на практике он будет принимать такое решение опять-таки при наличии указанных обстоятельств.

Отметим лишь два момента. Прежде всего, не направляя просьбу об отсрочке исполнения в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, судебный пристав-исполнитель, как правило, полагает, что обстоятельства, препятствующие исполнению, могут исчезнуть достаточно быстро, т.е. это кратковременные обстоятельства, препятствующие совершению исполнительных действий.

На практике судебный пристав-исполнитель нередко одновременно использует обе нормы: вынося постановление об отложении исполнительных действий, он одновременно обращается в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с ходатайством об отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, а также изменении способа и порядка их исполнения, предполагая, что суд в течение 10-дневного срока отложения рассмотрит заявление судебного пристава-исполнителя.

Понятия "отложение исполнительных действий" и "отсрочка исполнения" схожие, но нетождественные, причем первое более широкое.

Представляется, что в случае отложения исполнительных действий судебный пристав-исполнитель не вправе совершать никакие исполнительные действия, а при отсрочке исполнения судебный пристав-исполнитель может, например, исследовать и уточнять имущественное положение должника (направлять запросы в органы регистрации недвижимости и т.п.).

Во-вторых, в ч.2 ст.38 Закона предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

Законом судебному приставу-исполнителю прямо предписано в случае отложения исполнительных действий выносить соответствующее постановление. В постановлении об отложении исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения.

О принятом решении уведомляются стороны исполнительного производства, а также суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Законом предусмотрена возможность обжалования решения об отложении исполнительных действий.

Прекращение исполнительного производства. Исполнительное производство в зависимости от основания может быть прекращено или окончено.

Если в процессе исполнения исполнительного документа возникают обстоятельства, препятствующие исполнительному производству, и эти обстоятельства имеют постоянный, непрекращающийся характер, в этом случае исполнительное производство подлежит прекращению. Прекращение исполнительного производства означает полное прекращение всех исполнительных действий по данному производству без возможности в дальнейшем их возобновления. При этом главная цель исполнительного производства остается недостигнутой, а предписания исполнительного документа остаются невыполненными. Возникшие объективные обстоятельства предусмотрены законом, и они не позволяют удовлетворить законные интересы взыскателя полностью или частично.

Обстоятельства, которые влекут прекращение исполнительного производства, содержатся в статье 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Законодатель дифференцирует все обстоятельства на две группы в зависимости от субъекта, наделенного правом прекращать исполнительное производство.

В соответствии с ч.1 ст. 43 Закона исполнительное производство прекращается судом в случаях:

1) смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);

3) отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;

4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;

2) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

3) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

4) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

5) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;

6) прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

По прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия в дальнейшем не допускаются. В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения.

Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства в связи с отменой судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ или в связи с отменой самого исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Если после прекращения основного исполнительного производства возбуждено вышеназванное исполнительное производство, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения и о возбуждении исполнительного производства направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.

Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Прекращение исполнительного производства арбитражным судом производятся в случаях исполнения исполнительных документов в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Во всех остальных случаях прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

Заявление о прекращении исполнительного производства рассматривается судебным приставом-исполнителем в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления. По результатам рассмотрения заявления судебный пристав-исполнитель выносит постановление о прекращении исполнительного производства либо об отказе в прекращении исполнительного производства. Судебный акт, акт другого органа или должностного лица о прекращении исполнения исполнительного документа подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем.

Окончание исполнительного производства. Статья 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" регламентирует порядок завершения исполнительного производства путем его окончания. В названной статье законодателем приводятся основания для окончания исполнительного производства. Эти основания могут быть сведены в две группы.

В первую группу входят основания окончания исполнительного производства, связанные с выполнением предписаний исполнительного документа.

1. Окончание исполнительного производства фактическим исполнением требований исполнительного документа. В данном случае предполагается, что требования исполнены в полном объеме.


    1. Окончание исполнительного производства в связи с фактическим исполнением за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

    2. Окончание исполнительного производства в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (наиболее распространенный случай - при взыскании алиментов).
Вторую группу образуют основания окончания исполнительного производства, которые характеризуются признаком "невыполненности" предписаний исполнительного документа.

    1. Окончание исполнительного производства возвращением взыскателю исполнительного документа без исполнения в случаях, указанных в ст.46 Федерального закона "Об исполнительном производстве": по заявлению взыскателя; если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена; если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Федеральным законом «Об исполнительном производстве» предусмотрен розыск должника или его имущества; если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными; если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа; если взыскатель своими действиями препятствует исполнению исполнительного документа.
2. Исполнительное производство может быть окончено в случае возвращения исполнительного документа по требованию суда, органа или должностного лица, выдавшего исполнительный документ.

3. Окончание исполнительного производства направлением исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другие. В этом случае также предписания исполнительного документа не выполнены и цель исполнительного производства не достигнута.

4. Окончание исполнительного производства в связи с ликвидацией должника организации и направлением исполнительного документа в ликвидационную комиссию, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок и о возмещении задолженности по текущим платежам. Во всех вышеперечисленных случаях исполнительное производство не оканчивается до полной ликвидации должника либо до фактического исполнения требований исполнительного документа.

5. Окончание исполнительного производства в связи с признанием должника организации банкротом и направлением исполнительного документа конкурсному управляющему (за исключением исполнительных документов о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок и о возмещении задолженности по текущим платежам).

6. Окончание исполнительного производства в связи с истечением срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа или должностного лица по административным правонарушениям.

Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество. При окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, отмена розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В такой ситуации ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Лицами, участвующими в исполнительном производстве , являются:

1) взыскатель и должник (стороны исполнительного производства);

2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

3) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).

Взыскатель и должник в исполнительном производстве

Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся . К указанному объединению применяются нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

В случаях, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан .

Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия.

Права сторон в исполнительном производстве

Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении , давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные ФЗ «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами.

Несовершеннолетние в исполнительном производстве

Права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель.

Несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа .

Несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно. Судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства.

Несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно.

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.

Представительство

Гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя.

Участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей.

Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации.

Полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Полномочия представителя, являющегося соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, поданном представляемым лицом судебному приставу-исполнителю.

Полномочия представителей, не указанных выше, в том числе , на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, — иным документом.

Права и законные интересы несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в , в исполнительном производстве представляют их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители. Законные представители обязаны представить документы, удостоверяющие их статус.

Законный представитель может поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному им в качестве представителя.

Представителями сторон исполнительного производства не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью.

Судьи, следователи, прокуроры, работники (сотрудники) Федеральной службы судебных приставов и аппаратов судов не могут быть представителями сторон исполнительного производства, за исключением случаев, когда они участвуют в исполнительном производстве в качестве представителей соответствующих организаций или в качестве законных представителей сторон исполнительного производства.

Законные представители совершают от имени недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности, все действия, право на совершение которых принадлежит указанным гражданам, с ограничениями, установленными федеральным законом.

Представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством, если иное не установлено ФЗ «Об исполнительном производстве».

В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

5) отказ от взыскания по исполнительному документу;

6) заключение мирового соглашения.

При совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть дееспособный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода.

Переводчик в исполнительном производстве

Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.

Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.

Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

Понятые в исполнительном производстве

Участие понятых обязательно при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных с вскрытием нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества. В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава-исполнителя.

В качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, не заинтересованные в исходе исполнительного производства, не состоящие с лицами, участвующими в исполнительном производстве, в родстве или свойстве, а также не подчиненные и не подконтрольные указанным лицам. Количество понятых не может быть менее двух.

Специалист в исполнительном производстве

В качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.

Сотрудники органов внутренних дел в исполнительном производстве

Сотрудники органов внутренних дел в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.