Совершенствование управления в таможенных органах. Методы принятия решений в управлении деятельностью таможенных органов

Принятие управленческих решений – отдельная управленческая функция. Управленческое решение – это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.

В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы. Управленческое решение, таким образом, содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта).

Для принятия управленческого решения требуется глубокое знание таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективная оценка, определенный опыт, навыки и творческое отношение к делу.

Управленческие решения
По функциональному содержанию По сфере действия По иерархии системы управления
Плановые Организующие Координирующие Активизирующие Контрольные Регулирующие Экономические Социальные Организационные Технологические Технические Стратегические Оперативные Тактические
По организации разработки По широте проблематики По организационному оформлению
Единоличные Коллегиальные Коллективные Общие Частные Ориентирующие Гибкие Нормативные
По продолжительности осуществления По причинам возникновения и т.д.
Долгосрочные Среднесрочные Текущие Ситуационные По предписанию Инициативные
Рис. 1.3. Классификация управленческих решений


Отсутствие инициативных решений характеризует догматический стиль руководителя к своим обязанностям, а большое количество ситу­а­ци­онных решений свидетельствует о неустойчивости функционирования объекта и субъекта управления, вызванной недостатками управления.

Разработка управленческого решения представляет собой процедуру нахождения возможных вариантов достижения поставленных перед таможенной системой целей, выбор одного из них и подготовку организационно-технических мероприятий по обеспечению его выполнения.

При разработке управленческих решений используются различные методы, основными из которых в таможенных органах являются: инту­и­тив­ные; основанные на суждениях (адаптивные) и рациональные.

Интуитивные решения основываются на собственном ощущении руководителя, что их выбор правилен. Решение принимается как бы без участия сознания (рассуждений), практически мгновенно. Сознательная часть этого процесса перешла на уровень бессознательного и скрыта от непосредственного самонаблюдения.

Решения, основанные на суждениях, во многом сходны с интуитив­ными, поскольку их логика может слабо просматриваться. Но все же в их основе лежат явные рассуждения и осмысленные, в отличие от пре­ды­дущего случая, знания и опыт руководителя, его подчиненных и других руководителей.

Рациональные решения основаны наметодах, важнейшими из которых являются экспертное, физическое и экономико-математическое моделирование.

Управленческое решение – это основа управления. Отсюда постоянно растущие требования к их обоснованности, сбалансированности и действенности.

Оптимальность решения означает, что оно в целом должно соответствовать данной конкретной ситуации. Оптимальность решения достигается применением при его принятии соответствующих методов.

Решения должны быть конкретными и гибкими.

Конкретность – это четкая определенность содержания решения. Особенно важна четкость в определении задач, которые ставятся перед исполнителями. Конкретность решения не исключает, а предполагает его гибкость, т.е. возможность его корректив, в связи изменениями ТОСО.

Последовательность принятия решения (процесс) может быть представлена в виде схемы (рис. 1.4).

При подготовке решения, прежде всего, необходимо:

1) выявить и проанализировать проблему.

Рис. 1.4. Процесс принятия управленческого решения

2) формируются цели.

Вслед за этим разрабатываются варианты решения, удовлетворяющие заданным ограничениям (по срокам разрешения проблемной ситуации, по формам реализации таможенного дела, по материальным ресурсам, кадрам и др.). Необходимость в разработке одновременно нескольких взаимозаменяемых вариантов (альтернатив) в разрешении проблемных ситуаций позволяет найти наиболее оптимальные пути в деятельности таможенных органов.

Выбор наилучшего варианта и принятие решения проводится на ос­нове оценки по группе взаимосвязанных критериев, число и содержание которых всякий раз задается конкретной проблемной ситуацией.

К числу наиболее очевидных критериев относятся: количество необходимых сил и средств, уровень их подготовленности для данных действий, степень материальных затрат, лимитированный срок решения проблемы и др.

Для выбора окончательного варианта необходимы волевые усилия, как бы стимулирующие и организующие процесс формирования решения и имеющие особое значение на его конечной стадии.

Воля субъекта управления помогает побороть нерешительность и колебание в выборе одного из проектов решения и осуществить его принятие.

Управленческие решения выражаются в письменной или устной форме. Письменная форма обеспечивает лучшую преемственность решений, облегчает контроль за исполнителями, последующий анализ дел.

В таможенных органах распространено письменное санкционирование различных действий сотрудников, утверждение и подписание под­готовленных или формализованных и произвольно составленных документов, наложение резолюций на различных материалах, а также устное доведение указаний, распоряжений и др.

Одним из видов управленческого решения является программа (до­кумент долгосрочного и среднесрочного планирования).

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможня, таможенный пост); операционном (отдел, отделение); к этому виду решений относятся и личные планы работы должностных лиц.

Организация процесса принятия управленческих решений является важнейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позволяет компенсировать определенные недостатки в реализации других компонентов управления таможенными органами, оценить и спо­собствовать реализации основных путей совершенствования управления.

Таким образом, процесс принятия управленческих решений – это деятельность всех уровней управления по достижению целей управления. Будучи важнейшей стадией управления, процесс принятия управленческих решений является циклическим и повторяющимся.

5. Качество и безопасность товаров. Понятие, показатели качества,

виды безопасности.

Качество- совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности, в соответствие с его назначением.

Свойство - объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации)

Показатель качества - количественное и качественное выражение свойств продукции. Различают показатели качества единичные, комплексные и определяющие.

Единичный показатель характеризует одно из свойств (влажность крупы, пористость хлеба, кислотность молока, соответствие швейного изделия основному функциональному назначению).

Комплексный показатель характеризует несколько свойств продукции. Например, показатель «внешний вид» для хлеба включает форму, поверхность и цвет. Для швейных изделий эргономические показатели включают: удобство пользования, воздухопроницаемость и др.

Показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать ее качество, называют определяющим.

В зависимости от способов определения показатели качества могут быть: органолептические и инструментальные (физико-химические, микробиологические, физико-механические).

Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.

При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной?еред социально-экономической системой, в том числе?еред таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (адми???тративных) методов формируются отношения, которые включают такие ас?екты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др. Особенность организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как государственных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов. В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные.

Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим?ервую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование - это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенным и органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования. Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на ус?ешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном о?еративном обес?ечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия.

В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме. Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения - их заместители и руководители функциональных служб в пределах деле???ованных им прав и полномочий. В России правом подписи приказов пользуются и заместители руководителя в пределах своих полномочий.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность. Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления. К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов. Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями. Основными такими правовыми нормами являются: ТК РФ, Закон "О службе в таможенных органах РФ", Положение о ФТС России, положения о других таможенных органах РФ и ряд других. Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некото?ы? других законодательств.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, в связи с этим существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его. Целью социальных и психологических методов является обес?ечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные ас?екты. Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и мотивирования. Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения. Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обес?ечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два ас?екта: ?ервый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы. Метод экономического стимулирования базируется на втором ас?екте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные требования к управленческим решениям и факторы, которые влияют на принятие решений. Методы и модели принятия управленческих решений. Совершенствование информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в таможенных органах.

    дипломная работа , добавлен 07.01.2017

    Сущность, функции, структура и принципы организации управления в таможенных органах. Современное состояние и пути совершенствования управленческой деятельности. Общая формальная постановка задачи формирования решений при управлении в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Функции и цели деятельности таможенных органов. Перспективы развития таможенных органов Российской Федерации. Работа Центрального таможенного управления (ЦТУ), структура его органов. Характеристика путей решения проблемы коррупции в таможенных органах.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Сущность и функции управления в таможенных органах. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах. Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов РФ.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2013

    Изучение коммуникационного процесса: его элементов и этапов. Организационные внутренние и внешние коммуникации в таможенных органах: виды, особенности, роль и значение. Основные проблемы коммуникаций в таможенных органах и возможные пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2016

    Анализ деятельности таможенных органов РФ. Процедура дознания в таможенных органах, ее организация и управление. Характеристика борьбы таможенных органов с нарушениями таможенных правил и с контрабандой. Методы обеспечения экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Порядок рассмотрения обращений граждан в таможенных органах. Общий и упрощенный порядок административного обжалования решений таможенных органов и должностных лиц. Административное судопроизводство в Высшем Арбитражном Суде РФ, в арбитражных судах.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2015

Организация процесса управления в таможенных органах. Процесс управления в системе таможенных органов. Принципы организации процессов управления в таможенных органах. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера но и других людей и во многих случаях всей организации понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого кто хочет добиться успеха в области управления.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1606. Особенности разработки и принятия управленческих решений в сфере торговли 44.72 KB
Процесс принятия решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
10567. Технология разработки и принятия управленческих решений 124.08 KB
Методы моделирования и оптимизации решений Методы моделирования называемые также методами исследования операций базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Количество конкретных всевозможных моделей почти также велико как и число проблем для решения которых они разработаны. Очевидно что возможность прогнозировать действия конкурентов существенное преимущество для любой коммерческой организации. Первоначально разработанные для военностратегических целей модели...
7980. Процесс принятия и реализации управленческих решений 24.35 KB
При возникновении и определении проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: В чем суть проблемы Где возникла проблема объект проблемы бригада оборудование коллектив С кем связана проблема субъект проблемы социальный или интеллектуальный ее элемент С чем связана проблема связи проблемы Для чего необходимо решать проблему цель решения проблемы Понятие решение в научной литературе трактуется поразному. Основные компоненты управленческого решения: множество возможных вариантов; нормативный документ...
11100. Анализ процесса принятия управленческих решений 15.26 KB
Принятие управленческих решений в условиях активизации управленческого мышления. Анализ процесса принятия управленческих решений. Деятельность руководителя в повышении эффективности принятия решений. Проанализировать процесс принятия управленческих решений.
17937. Информационная база принятия краткосрочных управленческих решений 54.22 KB
Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают что до 25 всех управленческих решений еще до их принятия можно было оценить как невыполнимые и тем самым избежать затрат управленческого труда на разработку и принятие решений. Такой высокий брак в управленческой деятельности свидетельствует о крайне неэффективной организации процесса проработки решений в практике хозяйствующих субъектов. Поэтому реализация на практике научно обоснованных подходов именно в подготовке управленческих решений и на современном этапе развития имеет...
13144. Система подготовки, принятия и реализации управленческих решений в организации 43.79 KB
Выработка и принятие решений это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности результативности и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы задачи; выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей. На стадии реализации решения принимаются меры для...
16374. тематические модели для поддержки принятия оптимальных управленческих решений в социально- экономических с 42.8 KB
Чебоксары Математические модели для поддержки принятия оптимальных управленческих решений в социально- экономических системах Введение В социально- экономической сфере большое значение имеет построение математических моделей с помощью которых можно адекватно описать многообразие процессов протекающих в них. Модель отражает гипотезу об основных факторах развития социальной системы выраженных в частности в показателях удовлетворенности социальными потребностями. Важность таких моделей заключается в возможности прогнозирования на их основе...
1203. Основные направления борьбы с корупцией в таможенных органах на основе анализа международного опыта 255.72 KB
Понятие коррупции и история ее возникновения в таможенных органах. Требования по предупреждению коррупционных правонарушений Основные направления по противодействию коррупции. Причины возникновения коррупции модели и индексы. Основные принципы противодействия коррупции.
10569. Классификация управленческих решений 266.22 KB
Классификация управленческих решений. Разработка управленческого решения. Особенности управленческих решений Обыденные и управленческие решения. Обыденные решения это решения принимаемые людьми в повседневной жизни.
1828. Критерий принятия решений 116.95 KB
Критерий принятия решений – это функция, выражающая предпочтения лица, принимающего решения (ЛПР), и определяющая правило, по которому выбирается приемлемый или оптимальный вариант решения.