Сознание первично, а материя вторична - доказали ученые. Основной вопрос философии

2. По­знаваем ли мир?

Далее необходимо отметить, что обе стороны данного вопроса философии имеют аль­тернативное решение: или-или. В зависимости от того, как философы отвечают на первую сторону ос­новного вопроса философии, они делятся на материа­листов и идеалистов, формируются две принципиаль­но разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Материализм исходит из принципа пер­вичности материи, по отношению к сознанию. Идеа­лизм, в противоположность материализму, доказывает первичность сознания и вторичность материи. Первичность материи означает, что она есть абсолютное начало, существует вне сознания. В принципе, в мире нет ничего, что не являлось бы материей, ее свойством или продуктом развития. Кроме материальной действительности вне материи не существует особой духовной, идеальной субстанции.

Вторичность сознания означает, что оно: 1) возникает лишь на определенном уровне развития материи, 2) не существует вне материи, будучи ее свойством, результатом деятельности высокоорганизованного ма­териального органа – мозга; 3) является отражением материи; содержание сознания определяется внешним миром.

Далее необходимо рассмотреть вопрос о формах материализма и идеализма, каждый из которых про­шел длительный путь своего развития. Различают сле­дующие основные формы материализма: 1) стихийный, наивный материализм древ­них мыслителей (Демокрит, Гераклит, Эпикур); 2) метафизический материализм XVI–XVIII вв. (Бэкон, Спиноза, Дидро, Гольбах, Гельвеции); 3) диалекти­ческий материализм, созданный К. Марксом, Ф. Эн­гельсом, В. И. Лениным.

Идеализм, в свою очередь, утверждает субстанциональность и первичность идеального фактора, сознания и в большинстве своем отрицает возможность познания мира.

Необходимо рассмотреть вопрос о разновидностях идеализма. Различают две основные формы идеализ­ма: объективный и субъективный в зависимости от того, какое сознание принимается за первооснову мира.

Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотоми­сты) за первооснову мира принимает безличное объ­ективно существующее духовное начало, которое превращается в формы внешнего мира, приро­ду, человеческую историю. Такое абсолютизированное сознание и объяв­ляется первичным, оно возносится и над материей, и над отдельным человеком.

Субъективный идеализм первичным считает различные формы сознания отдельного человека, субъ­екта. Субъективные идеалисты объявляют мир сово­купностью ощущений, восприятий, представлений. Они отрицают объективное существование внешнего мира. Но независимо от этих различий, сущность всех форм идеализма остается одной и той же – все они так или иначе признают творение мира духом.

Суть второй стороны основного вопроса филосо­фии, по определению Ф. Энгельса, состоит в том, «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Большинство философов и, прежде всего материали­стов, дают положительный ответ на эти вопросы, т.е. признают принципиальную возможность познания мира.

Но наряду с ними есть философы, которые отри­цают познаваемость мира. Философское учение, отри­цающее принципиальную возможность познания ми­ра, называется агностицизмом. Элементы агностицизма в форме скептицизма возникли еще в древнегреческой филосо­фии, а свое классическое оформление агностицизм получил в философии Д. Юма (1711–1776) и И. Кан­та (1724–1804).

В истории философии существовали и сейчас существуют также большое количество философских школ, представители которых занимают промежуточную, непоследовательную позицию между материализмом и идеализмом, эклектически объединяют элементы того и другого направления, заявляя о ненужности основного вопроса философии и ориентируясь в основном на позитивистскую (конкретно-описательную) методологию. В настоящее время материалистическую линию продолжает современная философия, а идеализм представлен различными философскими течениями: экзистенциализмом, постпозитивизмом, герменевтикой, неотомизмом и другими направлениями. В последние десятилетия на Западе возник постмодернизм как идеология, обобщающая и включающая в себя многие идеалистические течения. Свою сущность постмодернизм проявляет через отрицание объективности мира, роли науки и научного познания, утверждение субъективности результатов познавательной деятельности.

Для современного этапа развития философии характерно взаимодействие материализма и идеализма в форме диалога. Современный материализм признает возможность определяющей роли субъективного фактора в рамках отдельных исторических процессов, тогда как многие идеалистические направления включили в себя элементы диалектики, признание решающей роли социально-экономических условий в развитии общества и другие существенные положения материалистической теории. Итак, из рассмотренного следует, что альтерна­тивное решение основного вопроса философии теоре­тически предопределяет поляризацию философии на материализм и идеализм как два основных направления (см. рис. 1.3).

Основной вопрос философии определяет об­щие принципы философского мировоззрения, процесса познания мира, выступая и основным вопросом гно­сеологии; существенным образом влияет на понима­ние общетеоретических проблем науки, политики, нравственности, искусства и т.д.

Современная философия как новый этап в развитии теоретической мысли отражает состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки. Она является теоретической моделью формирующейся информационно-технологической цивилизации, способствует нахождению решений глобальных проблем человечества, осмыслению глубоких интеграционных процессов в мировом сообществе, правильному пониманию других актуальных проблем.


Рис. 1.3. Основной вопрос философии – об отношении сознания к материи


Философия выступает как всеобщий метод познания. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:

Развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии?

Представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов?

Что является источником развития?

Каково направление развития мира: от низшего к высшему или это простое повторение?

В зависимости от решения этих вопросов в философии различают 2 метода исследования: диалектику и метафизику .

Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила, в конечном счете, устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов. Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины – методологии.

При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения которых наиболее широка. К их числу принадлежит и диалектико-материалистический метод.

2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. Их своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция – на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные или специальные методы, характерные для отдельных наук или областей практической деятельности. Это методы химии или физики, биологии или математики, методы металлообработки или строительного дела.

4. Наконец, особую группу методов образуют методики, представляющие собой приемы и способы, вырабатываемые для решения какой-то особенной, частной проблемы. Выбор верной методики - важное условие успеха исследования.

В XXI веке материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы единого знания об эволюции Вселенной и человека.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение философии.

2. Назовите основные структурные элементы философского знания.

3. Каково соотношение мировоззрения и философии?

4. Какие исторические типы мировоззрения вам известны? Дайте их краткую характеристику. В чем их отличие от философии?

5. Как формулируется основной вопрос философии и в чем состоит его мировоззренческое и методологическое значение?

6. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии?

7. Почему изучение философии необходимо специалисту любой отрасли знания: инженеру, врачу, учителю и т.д.?

Список литературы

1. Алексеев П. В. Философия – наука // Философия: учеб. /
П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Проспект, 1999. – С. 52–55.

2. Алексеев П. В. Философия: учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М., 2003. – 603 с.

3. Аристотель . Соч. в 4-х т. – М., 1975. – Т.1. – С.119.

4. Введение в философию: учеб. для вузов / под ред. Ф. С. Фай-зуллина. – Уфа, 1996.

5. Вильгельм В. Что такое философия? // Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 1998. – С. 45–53.

6. Гегель Г. В. Ф . Условия философствования // Хрестоматия
по философии. – М.: Проспект, 1998. – С.13–20.

7. Горелов А. А. Древо духовной жизни. – М., 1994.

8. Грот Н. Я. Философия как ветвь искусства // Хрестоматия по философии. – М.: Проспект, 1998. – С. 53–57.

9. Коган Л. А. О будущем философии // Вопросы философии. – 1996. – № 7.

10. Краткая философская энциклопедия. – М.,1994.

11. Мерло-Понти М. В защиту философии. – М.,1996. – 240 с.

12. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991. – 403 с.

13. Основы философии: учеб. пособие / под ред. Ф. С. Фай-зуллина. – Уфа, 2002. – 375 с.

14. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1996. – 333 с.

15. Современный философский словарь. – М.: Политиздат, 1998. – 1250 с.

16. Философия : учеб. / под ред. В. И. Лавриненко. – М., 1999. – 584 с.

17. Философия : учеб. для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 1995.

18. Что такое философия? (Материалы «Круглого стола») // Вестник Московского университета. – 1995. – № 2–3.

Темы рефератов и докладов

1. Место и роль философии в системе современного научного знания.

2. Значение изучения философии для специалиста с высшим образованием.

3. Мифология как исторический тип мировоззрения. Мифология и современность.

4. Философия и частные науки.

5. Религия и мифология: сравнительный анализ.

6. Общее и особенное в религии и науке.

7. Соотношение философии и искусства.

ТЕМА 2.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Философия - наука древняя. Она возникла во времена рабовладельческого строя. И что интересно, как-то сразу в таких странах, как Китай, Индия и Греция. История науки насчитывает более 2500 лет. За этот период сформировалось много разнообразных учений, отражавших уровни политического, социального и экономического развития общества. Исследовать всевозможные безусловно, интересно и важно. Но все они ведут к краеугольному камню - проблеме бытия и сознания.

Разные формулировки одной проблемы

Первоначальный вопрос философии, на котором базируются все направления, сформулирован в разных вариантах. Связь бытия и сознания - это проблема соотношения духа и природы, души и тела, мышления и бытия и т. п. Каждая философская школа искала ответы на вопрос: что первично - материя или сознание? Каково касательство мышления к бытию? Такое соотношение у немецких мыслителей Шеллинга и Энгельса получило название

Важность этой проблемы заключается в том, что от её правильного разрешения зависит построение целостной науки о месте человека в окружающем мире. Разум и материя неразрывны. Но одновременно эта пара противоположностей. Сознание часто называют духом.

Две стороны одного вопроса

У главного философского вопроса: «Что первично - материя или сознание?» - существуют моменты - бытийный и познавательный. Бытийный, другими словами, онтологическая сторона, заключается в поиске решения главной проблемы философии. А суть познавательного, или гносеологической стороны, заключается в разрешении вопроса о том, познаваем или не познаваем мир.

В зависимости от данных двух сторон выделяют четыре основных направления. Это физический взгляд (материализм) и идеалистический, опытный (эмпиризм) и рационалистический.

Онтология имеет следующие направления: материализм (классический и вульгарный), дуализм, деизм.

Гносеологическая сторона представлена пятью направлениями. Это гностицизм и возникший позднее агностицизм. Еще три - эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

Линия Демокрита

В литературе материализм часто называют линией Демокрита. Его сторонники считали правильным ответом на вопрос о том, что первично - материя или сознание, материю. В соответствии с этим постулаты материалистов звучат так:

  • материя реально существует, и она независима от сознания;
  • материя - это автономная субстанция; она нуждается только в себе и развивается согласно своему внутреннему закону;
  • сознание - это свойство отражать саму себя, которое принадлежит высокоорганизованной материи;
  • сознание не есть самостоятельная субстанция, оно - бытие.

Среди философов-материалистов, ставящих перед собой главный вопрос о том, что первично - материя или сознание, можно выделить:

  • Демокрита;
  • Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (Милетская школа);
  • Эпикура, Бэкона, Локка, Спинозу, Дидро;
  • Герцена, Чернышевского;
  • Ленина.

Увлечение естественным

Отдельно выделяют вульгарный материализм. Его представляют Фохт, Молешотт. В этом направлении, когда заводят речь о том, что первичнее - материя или сознание, роль материи абсолютизируют.

Философы увлекаются исследованием материального с помощью физики, математики, химии. Они игнорируют сознание как сущность и его возможность влиять на материю. По мнению представителей вульгарного материализма, мозг человека выдаёт мысль, а сознание, подобно печени, выделяет жёлчь. Это направление не признаёт качественного различия между разумом и материей.

По мнению современных исследователей, когда ставится вопрос о том, что первично — материя или сознание, философия материализма, опираясь на точные и естественные науки, логически доказывает свои постулаты. Но есть и слабая сторона - скудное объяснение сути сознания, отсутствие истолкований многих явлений окружающего мира. Материализм господствовал в философии Греции (эпоха демократии), в государствах эллинов, в Англии XVII столетия, во Франции XVIII века, в социалистических странах XX столетия.

Линия Платона

Идеализм называют линией Платона. Сторонники этого направления считали, что сознание первично, материя вторична в решении главной философской проблемы. Идеализм выделяет два автономных направления: объективный и субъективный.

Представители первого направления - Платон, Лейбниц, Гегель и другие. Второе поддерживали такие философы, как Беркли и Юм. Основателем объективного идеализма считают Платона. Взгляды этого направления характеризуются выражением: «Только идея реальна и первична». Объективный идеализм говорит:

  • окружающая действительность - это мир идей и мир вещей;
  • сфера эйдосов (идей) существует изначально в божественном (всемирном) разуме;
  • мир вещей материальный и не имеет отдельного существования, а является воплощением идей;
  • каждая единичная вещь - воплощение эйдоса;
  • важнейшую роль для преобразования идеи в конкретную вещь отводят Богу-Творцу;
  • отдельные эйдосы существуют объективно, независимо от нашего сознания.

Чувства и рассудок

Субъективный идеализм, говоря, что сознание первично, материя вторична, утверждает:

  • всё существует только в разуме субъекта;
  • идеи находятся в человеческом уме;
  • образы физических вещей тоже бытуют только в разуме благодаря чувственным ощущениям;
  • ни материя, ни эйдос не живут отдельно от сознания человека.

Недостаток этой теории заключается в том, что отсутствуют достоверные и логические объяснения самого механизма преобразования эйдосов в конкретную вещь. Философский идеализм господствовал во времена Платона в Греции, в Средние века. И сегодня он распространен в США, Германии и некоторых других странах Западной Европы.

Монизм и дуализм

Материализм, идеализм - относят к монизму, т. е. учению про одно первичное начало. Декарт основал дуализм, суть которого заключается в тезисах:

  • есть две независимых субстанции: физическая и духовная;
  • физическая имеет свойства протяжения;
  • духовная обладает мышлением;
  • в мире все производно либо от одной, либо от второй субстанции;
  • физические вещи происходят из материи, а идеи - от духовной субстанции;
  • материя и дух - взаимосвязанные противоположности единого бытия.

В поисках ответа на основной вопрос философии: «Что первично — материя или сознание?» - кратко можно сформулировать: материя и сознание существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

Другие направления в философии

Плюрализм утверждает, что мир имеет множество первоначал, как монады в теории Г. Лейбница.

Деизм признаёт наличие Бога, который единожды сотворил мир и больше не принимает участия в его дальнейшем развитии, не влияет на поступки и жизнь людей. Деистов представляют французские философы-просветители XVIII века - Вольтер и Руссо. Они не противопоставляли материю сознанию и считали её одухотворённой.

Эклектизм смешивает понятия идеализма и материализма.

Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. В противовес идеалистическому утверждению: «Сознание первично по отношению к материи» - эмпирическая теория говорит, что в основе познания могут быть только опыт и чувства. В разуме (мыслях) нет ничего, что до этого не было добыто опытным путём.

Отрицание познания

Агностицизм - направление, полностью отрицающее даже частичную возможность постижения мира посредством одного субъективного опыта. Это понятие ввел Т. Г. Гексли, а ярким представителем агностицизма был И. Кант, который утверждал, что людской разум имеет большие возможности, но они ограничены. Исходя из этого, человеческий разум рождает загадки и противоречия, которые не имеют шансов на разрешение. Всего таких противоречий, по мнению Канта, бытует четыре. Одно из них: Бог существует - Бога не существует. По Канту даже то, что принадлежит познавательным воз-можностям человеческого рассудка, не может быть позна-но, так как сознание имеет лишь способность отобразить вещи в чувственных ощущениях, но ему не под силу познать внутреннюю суть.

Сегодня сторонников идеи «Материя первична — сознание производно от материи» можно встретить очень редко. Мир стал религиозно ориентирован, несмотря на существенную разницу во взглядах. Но несмотря на многовековые поиски мыслителей, основной вопрос философии однозначно не решён. На него не смогли ответить ни сторонники гностицизма, ни приверженцы онтологии. Эта проблема фактически остаётся для мыслителей неразрешенной. В ХХ веке западная школа философии проявляет тенденции уменьшения внимания в сторону традиционного основного философского вопроса. Он постепенно теряет свою актуальность.

Современное направление

Такие учёные, как Ясперс, Камю, Хайдеггер, говорят о том, что в будущем может стать актуальной новая философская проблема - экзистенциализм. Это вопрос человека и его су-ществования, управления личным духовным миром, внутренних общественных взаимо-отношений, свободы в выборе, смысла жизни, своего места в социуме и ощущения счастья.

С точки зрения экзистенциализма человеческое бытие - совершенно уникальная реальность. К нему нельзя применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Ничто внешнее не имеет власти над людьми, они причина самих себя. Поэтому в экзистенциализме говорят о независимости людей. Экзистенция - это и есть вместилище свободы, основание которой - человек, сам себя создающий и несущий ответственность за все, что делает. Интересно, что в этом направлении наблюдается сплав религиозности с атеизмом.

С древних времён человек пытается познать себя и найти своё место в окружающем мире. Эта проблема всегда интересовала мыслителей. На поиски ответов порой уходила вся жизнь философа. Тема смысла бытия тесно связана с проблемой сущности человека. Эти понятия переплетаются и часто совпадают, так как вместе имеют дело с высшим феноменом материального мира - человеком. Но и сегодня философия не может дать единственно чёткий и правильный ответ на эти вопросы.

Философия - наука древняя. Она возникла во времена рабовладельческого строя. И что интересно, как-то сразу в таких странах, как Китай, Индия и Греция. История науки насчитывает более 2500 лет. За этот период сформировалось много разнообразных учений, отражавших уровни политического, социального и экономического развития общества. Исследовать всевозможные направления философии, безусловно, интересно и важно. Но все они ведут к краеугольному камню - проблеме бытия и сознания.

Разные формулировки одной проблемы

Первоначальный вопрос философии, на котором базируются все направления, сформулирован в разных вариантах. Связь бытия и сознания - это проблема соотношения духа и природы, души и тела, мышления и бытия и т. п. Каждая философская школа искала ответы на вопрос: что первично - материя или сознание? Каково касательство мышления к бытию? Такое соотношение у немецких мыслителей Шеллинга и Энгельса получило название основного вопроса философии.

Две стороны одного вопроса

У главного философского вопроса: «Что первично - материя или сознание?» - существуют моменты - бытийный и познавательный. Бытийный, другими словами, онтологическая сторона, заключается в поиске решения главной проблемы философии. А суть познавательного, или гносеологической стороны, заключается в разрешении вопроса о том, познаваем или не познаваем мир.

В зависимости от данных двух сторон выделяют четыре основных направления. Это физический взгляд (материализм) и идеалистический, опытный (эмпиризм) и рационалистический.

Онтология имеет следующие направления: материализм (классический и вульгарный), идеализм (объективный и субъективный), дуализм, деизм.

Гносеологическая сторона представлена пятью направлениями. Это гностицизм и возникший позднее агностицизм. Еще три - эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

Линия Демокрита

В литературе материализм часто называют линией Демокрита. Его сторонники считали правильным ответом на вопрос о том, что первично - материя или сознание, материю. В соответствии с этим постулаты материалистов звучат так:

  • материя реально существует, и она независима от сознания;
  • материя - это автономная субстанция; она нуждается только в себе и развивается согласно своему внутреннему закону;
  • сознание - это свойство отражать саму себя, которое принадлежит высокоорганизованной материи;
  • сознание не есть самостоятельная субстанция, оно - бытие.

Среди философов-материалистов, ставящих перед собой главный вопрос о том, что первично - материя или сознание, можно выделить:

  • Демокрита;
  • Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (Милетская школа);
  • Эпикура, Бэкона, Локка, Спинозу, Дидро;
  • Герцена, Чернышевского;
  • Маркса, Энгельса, Ленина.

Увлечение естественным

Отдельно выделяют вульгарный материализм. Его представляют Фохт, Молешотт. В этом направлении, когда заводят речь о том, что первичнее - материя или сознание, роль материи абсолютизируют.

Философы увлекаются исследованием материального с помощью точных наук: физики, математики, химии. Они игнорируют сознание как сущность и его возможность влиять на материю. По мнению представителей вульгарного материализма, мозг человека выдаёт мысль, а сознание, подобно печени, выделяет жёлчь. Это направление не признаёт качественного различия между разумом и материей.

По мнению современных исследователей, когда ставится вопрос о том, что первично — материя или сознание, философия материализма, опираясь на точные и естественные науки, логически доказывает свои постулаты. Но есть и слабая сторона - скудное объяснение сути сознания, отсутствие истолкований многих явлений окружающего мира. Материализм господствовал в философии Греции (эпоха демократии), в государствах эллинов, в Англии XVII столетия, во Франции XVIII века, в социалистических странах XX столетия.

Линия Платона

Идеализм называют линией Платона. Сторонники этого направления считали, что сознание первично, материя вторична в решении главной философской проблемы. Идеализм выделяет два автономных направления: объективный и субъективный.

Представители первого направления - Платон, Лейбниц, Гегель и другие. Второе поддерживали такие философы, как Беркли и Юм. Основателем объективного идеализма считают Платона. Взгляды этого направления характеризуются выражением: «Только идея реальна и первична». Объективный идеализм говорит:

  • окружающая действительность - это мир идей и мир вещей;
  • сфера эйдосов (идей) существует изначально в божественном (всемирном) разуме;
  • мир вещей материальный и не имеет отдельного существования, а является воплощением идей;
  • каждая единичная вещь - воплощение эйдоса;
  • важнейшую роль для преобразования идеи в конкретную вещь отводят Богу-Творцу;
  • отдельные эйдосы существуют объективно, независимо от нашего сознания.

Чувства и рассудок

Субъективный идеализм, говоря, что сознание первично, материя вторична, утверждает:

  • всё существует только в разуме субъекта;
  • идеи находятся в человеческом уме;
  • образы физических вещей тоже бытуют только в разуме благодаря чувственным ощущениям;
  • ни материя, ни эйдос не живут отдельно от сознания человека.

Недостаток этой теории заключается в том, что отсутствуют достоверные и логические объяснения самого механизма преобразования эйдосов в конкретную вещь. Философский идеализм господствовал во времена Платона в Греции, в Средние века. И сегодня он распространен в США, Германии и некоторых других странах Западной Европы.

Монизм и дуализм

Материализм, идеализм - относят к монизму, т. е. учению про одно первичное начало. Декарт основал дуализм, суть которого заключается в тезисах:

  • есть две независимых субстанции: физическая и духовная;
  • физическая имеет свойства протяжения;
  • духовная обладает мышлением;
  • в мире все производно либо от одной, либо от второй субстанции;
  • физические вещи происходят из материи, а идеи - от духовной субстанции;
  • материя и дух - взаимосвязанные противоположности единого бытия.

В поисках ответа на основной вопрос философии: «Что первично — материя или сознание?» - кратко можно сформулировать: материя и сознание существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

Другие направления в философии

Плюрализм утверждает, что мир имеет множество первоначал, как монады в теории Г. Лейбница.

Деизм признаёт наличие Бога, который единожды сотворил мир и больше не принимает участия в его дальнейшем развитии, не влияет на поступки и жизнь людей. Деистов представляют французские философы-просветители XVIII века - Вольтер и Руссо. Они не противопоставляли материю сознанию и считали её одухотворённой.

Эклектизм смешивает понятия идеализма и материализма.

Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. В противовес идеалистическому утверждению: «Сознание первично по отношению к материи» - эмпирическая теория говорит, что в основе познания могут быть только опыт и чувства. В разуме (мыслях) нет ничего, что до этого не было добыто опытным путём.

Отрицание познания

Агностицизм - направление, полностью отрицающее даже частичную возможность постижения мира посредством одного субъективного опыта. Это понятие ввел Т. Г. Гексли, а ярким представителем агностицизма был И. Кант, который утверждал, что людской разум имеет большие возможности, но они ограничены. Исходя из этого, человеческий разум рождает загадки и противоречия, которые не имеют шансов на разрешение. Всего таких противоречий, по мнению Канта, бытует четыре. Одно из них: Бог существует - Бога не существует. По Канту даже то, что принадлежит познавательным воз-можностям человеческого рассудка, не может быть позна-но, так как сознание имеет лишь способность отобразить вещи в чувственных ощущениях, но ему не под силу познать внутреннюю суть.

Сегодня сторонников идеи «Материя первична — сознание производно от материи» можно встретить очень редко. Мир стал религиозно ориентирован, несмотря на существенную разницу во взглядах. Но несмотря на многовековые поиски мыслителей, основной вопрос философии однозначно не решён. На него не смогли ответить ни сторонники гностицизма, ни приверженцы онтологии. Эта проблема фактически остаётся для мыслителей неразрешенной. В ХХ веке западная школа философии проявляет тенденции уменьшения внимания в сторону традиционного основного философского вопроса. Он постепенно теряет свою актуальность.

Современное направление

Такие учёные, как Ясперс, Камю, Хайдеггер, говорят о том, что в будущем может стать актуальной новая философская проблема - экзистенциализм. Это вопрос человека и его су-ществования, управления личным духовным миром, внутренних общественных взаимо-отношений, свободы в выборе, смысла жизни, своего места в социуме и ощущения счастья.

С точки зрения экзистенциализма человеческое бытие - совершенно уникальная реальность. К нему нельзя применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Ничто внешнее не имеет власти над людьми, они причина самих себя. Поэтому в экзистенциализме говорят о независимости людей. Экзистенция - это и есть вместилище свободы, основание которой - человек, сам себя создающий и несущий ответственность за все, что делает. Интересно, что в этом направлении наблюдается сплав религиозности с атеизмом.

С древних времён человек пытается познать себя и найти своё место в окружающем мире. Эта проблема всегда интересовала мыслителей. На поиски ответов порой уходила вся жизнь философа. Тема смысла бытия тесно связана с проблемой сущности человека. Эти понятия переплетаются и часто совпадают, так как вместе имеют дело с высшим феноменом материального мира - человеком. Но и сегодня философия не может дать единственно чёткий и правильный ответ на эти вопросы.

Это – основной вопрос философии, на который у меня есть достаточно простой ответ.

Сознание не существует вне материи, и этому есть доказательство. Если бы сознание существовало вне материи, то человек получал бы сознание как некую программу в готовом виде извне. Но такого не происходит. Всякий взрослый человек скажет, что его сознание не было дано ему извне в готовом виде, а оно было сотворено им же самим под воздействием многих факторов: общественных приоритетов (например, в некоторых мусульманских странах люди лишены выбора и они вынуждены выбирать только ислам), своих моральных ценностей, полученных от воспитания; своих собственных интересов; своих собственных способностей; своего темперамента; своей образованности; наличия или отсутствия критического (аналитического) ума. Эволюция (изменение) сознания человека в процессе его взросления доказывает, что сознание существует в человеке и творится им же, а не дано извне в готовом виде. Следовательно, материя первична, а сознание человека вторично.

Но сознание человека влияет на качество материального (внешнего) мира, в котором этот человек живёт. Поэтому сознание человека первично по отношению к качеству внешнего мира. Если сознание у человека качественное, то и внешний мир, который человек создаёт вокруг себя, будет качественным.

В Библии «Богом» назван «Святой Дух», а словосочетание «Святой Дух» с иносказательного переводится как совершенное (качественное) сознание. Библия несёт в себе совершенное сознание («Всё Писание богодухновенно…»), и она для того и создана, чтобы каждый человек обрёл совершенное (качественное) сознание («Святого Духа» = мудрость), с помощью которого он смог бы сотворить вокруг себя качественный материальный мир и качественное (совершенное) общественное устройство – диктатуру Закона (иносказательно: «Божье Царство на земле»).

Рецензии

Исходя из Ваших же слов, я сделал совершенно противоположный вывод. Святой Дух- совершенное сознание. Но Дух не материален, хоть и носитель совершенного сознания. Материя же вторична по отношению к Духу, а значит сознание вселено в человека свыше, и им же определяется уровень его чистоты, то есть мудрости в зависимости от чистоты душевной.
Как- то так получается. Извините. Хотя может я что- то недопонимаю...
Спасибо!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Что первично - материя или сознание?

Есть такой философский вопрос, мучивший умы великих философов и мучащий многих людей по сей день: «что первично - материя или сознание?». Мы будем отвечать на него с позиции наших возвышенных знаний о мире, а не с позиции материализма, который говорит только о физических явлениях. Это две большие разницы. Весь мир не ограничивается физическим, и даже полное знание о нем никак не раскроет вам всех происходящих процессов, а покажет только их проявление в этом мире. Отвечая на данный вопрос, мы будем рассматривать картину в целом, а не в отдельных частях.

Для начала нужно понять, что же такое сознание. Сознание наблюдает, от него исходят все наши порывы, которые отражаются в душе. Все стремления, все чувства. Затем они проявляются в наших тонких телах, вызывая различные ощущения. Сознание - наше истинное Я. Сознание неразрывно связано со всем остальным миром, так как именно оно и лежит в его основе. Сосредоточение внимания сознания и порождает материю в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать. Чем шире сознание человека, тем больше он взаимодействует с остальным миром и может влиять на него.

Сознание не появляется и не исчезает, оно всегда есть. Меняются лишь тела и «широта» сознания, которое есть единое целое, но разделенное на некие «дольки», тесно связанные друг с другом. Сознание можно представить в виде воды в замкнутом сосуде, находящимся в вакууме: вода может быть в трех агрегатных состояниях, но представлять из себя материю разной плотности и формы, а атомы будут всегда взаимодействовать между собой и оставаться одинаковыми. Хоть такое сравнение и слишком грубое, но оно дает примерное представление о сущности сознания.

Даже если говорить о материи тонких миров, то все равно сознание первично - оно воплощается в них. А сама материя - порождение Божественного сознания. Бог - это все вокруг, а мы живем внутри него, как клетки в организме. Если же говорить конкретно о физической материи, то учитывая перевоплощения души, первично не только сознание, но и в некоторых случаях личность. Правда такое встречается не часто: в каждом воплощении существо проходит новый «курс» развития, поэтому личность претерпевает значительные изменения, а память о прошлых жизнях стирается, так как многие люди не готовы ее воспринять.

Но с точки зрения грубого материализма, первична будет материя. Ведь нет сознания без тела. Хотя никто однозначный вердикт вынести не решается, так как не все еще исследовано и изучено до конца, наука постоянно открывает что-то новое, что не всегда вписывается в старые понятия.

Приглашаем к обсуждению