Сравнительный анализ творчества тютчева и фета. Сочинение на тему «сходства и различия с лирике тютчева и фета

Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи. Некрасов ведь тоже близок им по времени, но это совершенно другая поэзия, и его Муза совсем иного, земного происхождения. Она, по мнению поэта, «родная сестра» молодой крестьянки из стихотворения «Вчерашний день часу в шестом...» — страдающая, терпеливая, вся в земных заботах и печалях. Она если и взглянет в небо, так только затем, чтобы узнать, будет ли завтра дождь. Ей нет дела до тайн мироздания, и нет в ее жизни места восторгам и тонким чувствам.

В отличие от Некрасова, Фет и Тютчев утверждают иное, небесное происхождение поэзии.

В стихийном, пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам - Небесная к земным сынам... -

пишет Тютчев в стихотворении «Поэзия». Фет, посвятивший своей Музе несколько стихотворений, также видит ее в небесном одеянии:

Все та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня С задумчивой улыбкой на челе.

По мнению и Тютчева, и Фета, поэзия, творчество есть некое таинство, необъяснимое, не подвластное человеческой воле, рассудку. Поэт, как прилежный ученик, внимает своей Музе.

Счастлив и тревожен Ласкательный твой повторяю стих,

признается Фет в стихотворении «Музе». Фет часто подчеркивает свободу своей музы, свободу творчества поэта:

Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.

Оба поэта понимают творчество, как озарение, как божественный дар. Но назначение, роль поэзии каждый понимает по-своему.

У Тютчева роль поэзии — примирительная. Она должна помочь человеку выжить «среди громов, среди страстей», внести гармонию в его измученную душу, примирить с несовершенством мира. Возвышенная и прекрасная, «с лазурной ясностью во взоре», поэзия у Тютчева «льет примирительный елей» на «бушующее море» жизни.

У Фета свое представление о назначении поэта:

Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец...

Здесь поэзии отводится более активная роль: она должна помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, почувствовать всю красоту и многообразие бытия, раскрасить, оживить все вокруг и заставить нас любить жизнь и восторгаться ею. Материал с сайта

На мой взгляд, Тютчев и Фет очень близки в своем понимании назначения поэта и поэзии. Если убрать «пафос» Фета, то и у него получится то же, что и у Тютчева: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свои маленькие радости. Но восторг Фета настолько заразителен, что от него трудно отказаться. С его умением радоваться жизни, ценить каждое ее мгновение, веселее и ярче жить. Тютчев как бы смотрит на жизнь со стороны и пытается понять ее. Он больше думает о жизни, чем живет. Стихи же Фета воспринимаются как сама жизнь. И в ней больше чувств, эмоций, ощущений, чем раздумий о ней. Поэтому мне ближе и сама поэзия Фета, которая зовет «подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», и суждения поэта о ней.

1.Биография А.А.Фета

Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Насыщенная конкретными приметами лирика природы, мимолетные настроения человеческой души, музыкальность: "Вечерние огни". Многие стихи положены на музыку.

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин, мать - Каролина Шарлотта Фет, приехавшая из Германии. Родители не состояли в браке. Мальчик был записан сыном Шеншина, но когда ему было 14 лет, обнаружилась юридическая незаконность этой записи, что лишало его привилегий, дававшихся потомственным дворянам. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.

Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил в 1844 словесное отделение философского факультета университета, где сдружился с Григорьевым, своим сверстником, товарищем по увлечению поэзией. "Благословение" на серьезную литературную работу Фету дал Гоголь, сказавший: "Это несомненное дарование". Первый сборник стихотворений Фета "Лирический пантеон" вышел в 1840 и получил одобрение Белинского, что вдохновило его на дальнейшее творчество. Его стихи появились во многих изданиях.

С 1842 Фет начал систематически помещать стихи в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки». Талант его был замечен и оценен Белинским.

С 1845 -1853, Фет, находился на военной службе в Кирасирском орденском полку, жил в маленьких городках и деревнях Херсонской губернии, в которой был расквартирован полк. Оторванность от культурных центров, бедность, падение интереса к поэзии в журналах того времени почти лишили Фета возможности печататься. Сборник стихов, разрешенный цензурой в 1847, Фету удалось издать лишь в 1850.

В 1853 Афанасий Афанасьевич был переведен в гвардейский лейб-уланский полк, расквартированный близ Петербурга. Он близко сходится с Тургеневым, входит в круг сотрудников журнала «Современник».

С 1854 он начинает постоянно печататься в этом журнале, а затем и в других поэт испытывает большой творческий подъем.

В 1856 выходит собрание его стихотворений, встреченное сочувственными статьями. Улучшается материальное положение Фета, чему способствует и женитьба на сестре критика В.П. Боткина.

В 1857, Афанасий Афанасьевич пытается стать профессиональным литератором. Это ему не удается. Новая эпоха все настойчивее требует от писателя ясного определения его позиций, эстетических и общественно-политических. Фет, всегда тяготевший к идеям «чистого искусства», активно примкнул к этому направлению; прежде аполитичный, он теперь сомкнулся с лагерем политической реакции. Участие не только в демократических, но и в либеральных изданиях стало невозможным, реакционеров же поэзия Фета отталкивала новаторством, нетрадиционностью.

В 1858 Фет, вышедший в отставку.

В 1860 покупает землю в Мценском уезде Орловской губернии, переселяется в деревню, становится помещиком, уходит из литературной жизни, почти перестает печататься и мало пишет. После итогового собрания стихотворений (1863) Афанасий Афанасьевич двадцать лет не выпускает никаких книг.

Возрождение в 80-е гг. среди части интеллигенции интереса к «чистому искусству» вновь привлекает внимание к поэзии Фета.

В 1883 он издает новый сборник стихотворений «Вечерние огни» , а затем, с промежутками в два-три года, выпускает еще три сборника под тем же заглавием. Достигнув материальной обеспеченности, он перестает заниматься хозяйством, переезжает в Москву, интенсивно занимается переводами, главным образом римских поэтов, пишет мемуары.

В наследии Фета А.А. небольшие поэмы, рассказы, очерки и статьи не имеют существенного значения. Талант его чисто лирический. Большой художественной силой обладают его стихи о природе. Они и в наши дни вызывают восхищение «свежестью, непосредственностью и остротой восприятия природы» (С. Я. Маршак).

Пейзажи поэта отличаются точностью, четкостью, детальностью и богатством наблюдений. В этом сказалось общее движение русской литературы к реализму; пейзажи Фета близки тургеневским. Афанасий Афанасьевич любит описывать приметы сезонов, переходных периодов в жизни природы, точно определимых времен суток, той или иной погоды и т. п. В то же время он изображает внешний мир в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей конкретности описания природы оно, прежде всего, служит средством выражения лирического чувства. Природа у поэта очеловечена, как ни у одного из его предшественников. Фет как бы превращает мир в одно целое, объединенное настроением поэта. Чувство поэта находит отклик во всей природе, оно одушевляет этот мир, «где воздух, степь и думы заодно», где «в воздухе за песнью соловьиной разносится тревога и любовь».

Если природа в его стихах рисуется выразительными деталями, а цельность картине придает общее настроение стихотворения, то в изображении чувства Фет увлекает фиксация деталей, тонких оттенков переживаний, неясных, неопределенных эмоций. Чувство у поэта обычно раскрывается не в обобщенном виде, не как результат более или менее длительных переживаний, единство и смысл которых осознаны; Фет фиксирует сами эти отдельные переживания, отдельные нюансы, отдельные моменты психического процесса - не прочные чувства, не чувства в их развитии, а беглые настроения.

Современников поражала манера Афанасия Афанасьевича говорить не о чувствах, «созревших до совершенной полноты и ясности», но «подмечать задатки зарождающихся чувств, тревоги получувств» (Ап. Григорьев). Зыбкость этих «получувств» подчеркивается характерной, с ранних стихов идущей противоречивостью («Улыбка томительной скуки», «Ты втайне поняла души смешную муку» и т. п.).

В лирике Фета А.А. мы не находим психологических портретов, индивидуальных характеристик, образа любимой женщины, наконец, образа самого поэта, «лирического героя» стихотворений. Фет тонко раскрывает переживания людей, но не характеры людей. И переживания эти как бы абстрагированы от тех конкретных жизненных, социальных условий, в которых они протекают, и от которых они зависят. Однако самое «уменье ловить неуловимое, давать образ и названье тому, что до него было не чем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (Дружинин), чрезвычайно обогатило русскую лирику новыми возможностями познания и изображения чувства. Изображение неясных и противоречивых чувств, несомненно, перекликалось с психологическими достижениями русской реалистической прозы. Но эстетика Фета А.А. в своей основе романтическая. По воззрениям Фета, поэзии наиболее близки такие душевные состояния, которые наиболее далеки от рассудочной стороны человеческой души, которые невыразимы точным, прозаическим словом, но могут быть «навеяны на душу» поэтическим словом - метафорическим, широко использующим ассоциации и эмоциональные ореолы слова, говорящим душе самими звуками речи: «что не выскажешь словами - звуком на душу навей».

Роль звука у Фета исключительно велика. Для его поэзии характерны особая ощутимость подбора звуков, определенность и богатство мелодии стиха, редкая гармония стиховых и синтаксических членений, разнообразие соотношений ритма и синтаксиса, развитие темы стихотворения как музыкальной темы - посредством разнообразных словесных повторов, сложных переплетений повторяющихся мотивов, необычайного разнообразия ритмики и строфики. Фет как будто хочет для каждого нового стихотворения найти свой индивидуальный ритмический рисунок, свой особый музыкальный лад. Он создает новые строфы, новые ритмы, пробует различные формы «свободного стиха».

В области ритмики Фет вместе с Тютчевым - самый смелый экспериментатор в русской поэзии XIX в., прокладывающий путь достижениям XX в.

В истории русской поэзии Фет Афанасий Афанасьевич - ярчайший представитель «мелодической линии», ведущей от Жуковского к Блоку.

Фет- поэт редкой эмоциональности, силы чувства, при этом чувства преимущественно жизнерадостного. Основное настроение поэзии Фета- настроение душевного подъема. Упоение природой, любовью, искусством, воспоминаниями, мечтами - вот основное эмоциональное содержание поэзии Фета. Поздние стихи его окрашены философской мыслью, носят на себе следы влияния идеалистической философии Шопенгауэра, которую поэт считал «откровением, возможным человеческим ответом на те умственные вопросы, которые сами собою возникают в душе каждого».

В стихах 60-90-х гг. нашли выражение мысли о стихийной, органической мудрости природы, о ее «бессознательной силе», о грустной пошлости обыденной жизни и выходе из нее в мир красоты, об умиротворяющей власти прекрасного, о его несвязанности с житейскими стремлениями, о бедности человеческого познания и обычного, «прозаического», слова, о богатстве искусства, превращающего мгновенное в вечное, и о бедности искусства в сравнении с естественной красотой мира.

Природа в поздних стихах поэта уже не столько отвечает настроению лирика, сколько предстает «всемогущей» и «бессознательною силой», перед которой человек со своими горестями и счастьем ничтожен, но которая целительна для измученной человеческой души.

Поэзия Фета тяготеет к субъективности. Его определения часто характеризуют не столько предметы, сколько те ассоциации, которые вызываются этими предметами в сознании поэта. Современников, постоянно упрекавших поэта в «непонятности», поражали такие его эпитеты, как звонкий сад, тающая скрипка, румяная скромность, мертвые грезы, благовонные речи... При таком словоупотреблении стушевывается основное значение слова, а на первый план выступает его эмоциональная окраска. Эпитет уже не столько характеризует предмет, сколько выражает настроение поэта. Стирается грань между внешним миром и душевной жизнью, теряется граница между прямым и переносным значением слова. Так, скажем, в стихотворении «Прости! во мгле воспоминанья...» тепло камина нераздельно с душевным теплом воспоминания о вечере у этого камина. Душевное тепло вызывает контрастные образы метелей и вьюги. Но хотя эта вьюга в душе, она студит и заносит снегом: «Застывший, вьюгой убеленный, стучусь у сердца твоего». Подобные стихотворения ясно показывают, насколько связана с поэзией Фета. блоковская поэзия.

Навсегда вошли в золотой фонд русской поэзии многие стихотворения А.А.Фета, поражающие эмоциональностью, светлым тоном, своеобразной передачей душевной жизни, тонким чувством русской природы, красотой ритмов, звучаний и мелодий.

Умер А. Фет 21 ноября (3 декабря н.с.) 1892 в Москве.

2.Биография Ф.И.Тютчева

Тютчев Фёдор Иванович - русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Отец - Иван Николаевич Тютчев служил смотрителем в «экспедиции Кремлёвского строения». Мать - Екатерина Львовна Толстая. Детство поэта прошло в Овстуге, юношеские годы в Москве. Воспитанием и обучением Тютчева занимался молодой поэт-переводчик С. E. Раич. Он обучал Федора Ивановича латыни и древнеримской поэзии, поощрял первый стихотворный опыт Тютчева.

В ноябре 1814 года написал стих «Любезному папеньке!». Это первое из дошедших до нас стихотворений поэта.

С 1817 года Ф.И. Тютчев начал посещать лекции, в качестве вольнослушателя, на Словесном отделении в Московском университете. А в 1819 году был зачислен в студенты этого университета. В 1821 году окончил университет со степенью кандидата словесных наук.

В начале 1822 года Федор Иванович Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне. Тютчев женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей.С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

Признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836 году, после публикации его стихотворений в пушкинском "Современнике".

В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине.

27 августа 1838 года скончалась жена Тютчева. Её смерть стала большой утратой для поэта.

17 июля 1839 году Ф.И. Тютчев вступил в брак с Эрнестиной Дёрнберг, урожденной баронессой Пфеффель. Из-за самовольного отъезда в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг, Тютчев был исключен из числа чиновников Министерства. Он подал в отставку и поселился в Мюнхене.

В 1844 году переехал с семьей в Россию, а через полгода Федор Иванович Тютчев вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел. В мае 1847 года у Тютчевых рождается сын Иван.

В 1848 - 1849 годах под впечатлениями от событий политической жизни, Тютчев создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др. В 1854 году вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой, его любовнице и ровеснице его дочери.

17 апреля 1858 года Федор Иванович Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. В этот период поэзия Тютчева была подчинена государственным интересам. Он создает много "публицистических статей в стихах": "Гус на костре", "Славянам", "Современное", "Ватиканская годовщина".

В 1860 году Тютчев вместе с Денисьевой много путешествуют по Европе. У них рождается сын Федор.

В 1861 году в свет выходит сборник стихотворений на немецком языке.

С 1864 года Тютчев теряет близких ему людей: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

30 августа 1865 года Ф.И. Тютчев был произведен в тайные советники. Таким образом он достиг третьей, а фактически даже второй степени в государственной иерархии.

В марте 1868 года печатается второе издание стихотворений Тютчева. Последние годы жизни поэта были также омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 июля) 1873 года в Царском Селе скончался Федор Иванович Тютчев.

Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика Тютчева – это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.

Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел прежде всего как певец природы…». Природа Тютчева поэтична и одухотворена. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить:

Сияет солнце, воды блещут,
Во всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Одухотворение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленным шаром», который скатила со своей головы земля; «светлые звезды» у Тютчева приподнимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног
Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем слышится та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест…

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо: «на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья», она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна неизъяснимой притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеющая.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», но и чувствуем его прикосновение. Живое богатство тютчевской природы ограниченно. Да, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему чужды прозаическое обличье поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах» начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.

Поэзия Тютчева всегда стремится ввысь, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения: «А там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет Белая гора, как откровенье неземное». Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Кончен пир, умолкли хоры…» сначала дается обобщенный образ мира:

Кончен пир, мы поздно встали
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины…

Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, только чуть-чуть намеченная вначале, теперь звучит сильно и уверенно:

Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами,
Как над этим дольным чадом,
В горнем выспреннем пределе
Звезды чистые горели,
Отвечая смертным взглядам
Непорочными лучами…

Одна из основных тем лирики природы Тютчева – тема ночи. Многие стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна:

Но меркнет день – настала ночь;
Пришла из мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами
Вот отчего нам ночь страшна!

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождь его струи
По листьям весело звучали…

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически-холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

3.Сравнительная характеристика поэтов

Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается.

Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет - совсем другой.

Его поэзия не только иррациональна, она импрессионистична. В стихах Фета и Тютчева философия совершенно различна. Возьмем, например, мотивы дня и ночи, которые противопоставлены. С одной стороны, и у Фета, и у Тютчева истина открывается человеку ночью, но, с другой стороны, - истина эта разная. У Фета ночь сияет:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.

У Тютчева ночь открывает человеку хаотичность природы, но этим не исчерпывается:

Лишь жить в себе самом умей
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи...

Истина Фета - с крыльями, у нее есть свет... А вот у Тютчева день - это обнаружение природы мира, и человек может наслаждаться мгновенной красотой. Для Фета ночь не только не отменяет человеческого существования, но и позволяет ему чувствовать себя освобожденным. Ночь -момент соединения человека с миром: "сердце цветет" ночью. Ночь и день для Фета едины.

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит...

В лирике Фета герой всегда стремится к прекрасному, независимо от того, несет это прекрасное радость или трагедию. И мгновение прекрасного, импульсы его- как "свет звезды". Ему (Фету) хочется, чтобы свет лился все время. "А счастье где? Не здесь...", и все-таки- "за ним, за ним". В его стихах сохраняется не только потребность, но и надежда на возможность присоединиться к миру, который дает счастье.

У Тютчева же человек всегда на краю бездны, в которую он вглядывается. Это одновременно безмерная бездна космоса и таинственная жизнь Вселенной. Поэта интересует сознание человека, находящегося на границе между жизнью и смертью, сном и пробуждением. Его интересует промежуточное состояние в жизни человека или природы, когда смешиваются краски; что было ясно - ставится под сомнение. Такое промежуточное, неустойчивое состояние он показывает в стихотворении "Тени сизые смесились":

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Очень часто лирику Тютчева называют натурфилософской, так как возникает целая система символов, которые связывают мир человека с миром природы (ветер, радуга, фонтан). Характер описываемой природы часто совпадает с настроениями лирического героя, Тютчев наделяет ее человеческими чувствами. Например, в стихотворении "Фонтан" поэт описывает низвержение воды и параллельно ведет философские рассуждения.

Во многих стихотворениях природа у Тютчева одушевлена; она живет и действует, как человек. Она мыслит, дышит, радуется, грустит. Так, весенние воды в одноименном стихотворении "бегут и будят сонный брег", "гласят во все концы", а зима "злится", "хлопочет", "ворчит".

Природа занимает такое же большое место и в лирике Фета. Он воспринимает ее как живой организм, стремится зафиксировать малейшие изменения в ее состоянии:

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря...

Создается впечатление, будто Фет угадывает каждое движение, различает полутона, блики. Изменения "милого лица" и изменения в природе - такой параллелизм типичен для фетовских стихов. У Фета нет живых и вполне определенных образов, а есть привлекательные, но почти всегда бледные, неясные очертания:

Уноси мое сердце в звенящую даль,
Где, как месяц за рощей печаль....

При всей трагичности многих стихов Фета ощущение счастья бытия для поэта близко. У Фета - при всей дерзости его метафор - перед нами мир, все объединяющий. Образуется как бы бездна мира и счастья. Для Фета характерна тесная связь между природой и любовью, потому что выразить свои чувства, впечатления, с точки зрения его философии, можно только говоря о прекрасном и вечном: любви и природе.


Образы и темы лирических стихотворений Тютчева и Фета во многом схожи. Их объединяет тонкое восприятие природы, мельчайших ее оттенков и переливов. Оба они выступили и как знатоки человеческой души и сердца. Но в то же время можно отметить и различие в подходе к изображению мира, Вселенной, человека.

4. Список использованной литературы

Федор Тютчев был старше Афанасия Фета на семнадцать лет. Разница в возрасте, местах, которые они посещали и в которых жили, наложили отпечаток на произведения великих русский лириков, сумевших как никто выразить в поэтической форме свои мысли и переживания. Массовые читатели-современники достаточно холодно относились к их поэзии, и только время расставило все на свои места. Эти два гения близки трепетным отношением к и любви. Давайте проведем сравнение Тютчева и Фета.

Уникальность поэзии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович написал за свою жизнь немногим более четырехсот стихотворений. делит их на три периода. Мы ограничимся анализом произведений, где отражена жизнь природы с ее глубоким философским подтекстом, и любовной лирикой. Сравнение Тютчева и Фета в этих областях поэзии показывает разность пленительной грации «чистого искусства» А. Фета и наполненность мыслями и неподдельными, хотя скупыми, выражениями чувств у Ф. Тютчева.

Живя в Ницце после смерти Е. Денисьевой, которую он тяжело переживал, поэт пишет горчайшее стихотворение, в котором сравнивает свою жизнь с птицей, у которой обломаны крылья. Она, видя яркий блеск юга, его безмятежную жизнь, хочет и не может подняться. И вся она «дрожит от боли и бессилья». В восьми строках мы видим все: яркую природу Италии, блеск которой не радует, а тревожит, несчастную птицу, которой больше не суждено летать, и Человека, который переживает ее боль, как свою личную. Сравнение Тютчева и Фета, также пережившего личную драму, здесь просто невозможно. Они говорят по-русски, но на разных языках.

Стихотворение «Русской женщине», которое состоит из двух строф, актуально и сегодня.

Кратко обрисовано ее бесцветное и никому не нужное существование на бескрайних, безлюдных, безымянных просторах. Лирический герой сравнивает ее жизнь с облачком дыма, которое постепенно исчезает на тусклом туманном осеннем небе.

А что же любовь? Она только анализируется. Стихотворение «Лето 1854» в начале пронизано восторгом, колдовством любви, которая далась двоим «ни с того и ни с сего». Но на смотрит «тревожными глазами». За что и откуда такая радость? Не умеет рациональный ум просто ее принять. Надо добраться до истины. По мнению лирического героя это лишь бесовское прельщение...

Ф. Тютчев - тонкий психолог, и за какую бы тему он ни взялся, то обязательно предстанет перед нами во всем величии гения.

Музыкальный дар А. Фета

Сравнение Тютчева и Фета показывает, что за какую бы картину оба поэта ни брались, то в ней обязательно отразится лик природы или любви, зачастую переплетенные вместе. Только у А. Фета больше трепета жизни, переходов состояний. Поэт открывает перед нами мир и его красоту, очень точно их воспроизводя и совершенствуя натуру человека. «Майская ночь» - стихотворение, которое Л. Толстой сразу выучил наизусть.

Тут и картина ночного неба с тающими облаками, и обещание любви и счастья на земле, которое оказывается достижимо только в небесах. В целом при всей неоспоримой музыкальности Фет пришел к радостному, почти языческому восприятию бытия.

Взаимоотношения человека и природы у двух поэтов

При сравнении лирики Тютчева и Фета выясняется, что для Тютчева не существует гармонии между человеком и природой. Он упорно старается разгадать ее вечную загадку, которой у этого сфинкса, может быть, и нет. Фет же восхищается ее красотой помимо своей воли, она вливается в него и выплескивается в виде восторженных произведений на листы бумаги.

Что значит любовь для каждого из них

Тютчев считает, что любовь губит человека. Она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь. Она приносит только страдания. Сравнение поэзии Тютчева и Фета показывает, что у последнего и в зрелом возрасте находятся яркие и восторженные краски для описания вспыхнувшего чувства: «Счастию сердце легко предается».

Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма в Alter ego и считает, что для истинной любви есть особенный суд - его с любимой нельзя разлучить.

Мир - это создание Творца. Оба поэта пытаются познать Создателя через природу. Но если Ф. Тютчев смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то А. Фет, как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

  1. Введение. Наш мир многообразен, наполнен разными оттенками событий, вобравшие всю красоту палитры счастливых мгновений. Но, к сожалению, нравственные качества человека перестали иметь значимость в современном обществе . Пламень души, с которым жили наши деды и прадеды, перестал гореть с силой добросовестности, жажды помочь и поддержать других.

Пытаясь догнать последние новинки моды, мы рисуем себе лица, истребляя себя, совсем забывая о нашей внутренней красоте. Мы, словно сумасшедшие, бежим за стандартами общества, пытаясь быть в тренде и выглядеть богато.

В те далекие времена жить было просто. Именно в это время, когда каждый человек ценил миг прожитой жизни, когда каждый мечтал сделать благо во имя народа и совершить благородный подвиг, войдя в историю, стал рассветом серебряного века . Мы живем один раз в жизни, и почему бы не прожить ее в удовольствие себе и всем окружающим, не причиняя боли, страданий, озаряя всех своей улыбкой.

По этому поводу Омар Хайям , пишет следующее в своих «Рубаи» :

Мы больше в этот мир вовек не попадем,

вовек не встретимся с друзьями за столом.

Лови же каждое летящее мгновенье –

его не подстеречь уж никогда потом.

Время несется с огромной скоростью и меняет людей, подчиняя своим правилам. Получается, что, имея плотный график работы, мы превращаемся в рабов времени, оплачивая ее полет драгоценными мечтами, живущими в нашем сердце.

Серебряный век - это не просто период, который раскрыл талантливых писателей и поэтов, а это бесценное богатство, наследие нашей культуры. Произведения, созданные легкой рукой наших собратьев, наделены волшебной силой. Чудеса, таинственность, пропитаны в каждой строчке их творения, пронзая каждую струну нашей души, размягчая материю нашего сердца.

Практически каждый поэт в своих стихотворениях затрагивает важные проблемы нашего общества, но, несмотря на это каждый стих по-своему мил, прелестен и красив. Когда поэт брался за написание стихотворения, он мыслил. Но, мыслил по-своему, представлял определенный образ, картину.

Конечно же, мы задались резонным вопросом, почему разные писатели, такие как А. А. Фет и Ф. И. Тютчев , давали разные качества одному и тому же предмету?

  1. Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является краткая характеристика стихотворений об осени известных русских поэтов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, установить связь между стихотворениями, доказать, что они имеют сходство и различие, убедиться, что красота своеобразия присутствуют у обоих поэтов.

Проблема исследования. В чем сходство и различие в описании осени у разных поэтов, в ее представлении и подаче материала читателю?

Объект и предмет исследования. Стихотворения А. А. Фета «Осень», «Задрожали листы, облетая», «Какая холодная осень!"; стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной», «Обвеян вещею дремотой».

Задача исследования. Провести сравнительный анализ стихотворений поэтов.

Гипотеза исследования. Сделано предположение, что в основу образа осени ложится восприятие каждым отдельным человеком окружающей среды.

Методы исследования. Сравнение и анализ.

Научная и практическая значимость. Данная работа представляет собой оригинальное сравнение и анализ стихотворений об осени указанных поэтов.

  1. Анализ стихотворений Фета А. А. Афанасий Афанасьевич Фет - великий русский поэт, родился в 1820 году в посёлке Новосёлки. Настоящая фамилия Шеншин. Отцом его был Афанасий Шеншин, богатый дворянин. С матерью, Шарлоттой Фет, они поженились заграницей, так как в России это было сделать невозможно.

В 14 лет, документы признали недействительными, и мальчику пришлось взять фамилию мамы. После смены фамилии, вся привилегия богатой жизни были воспоминанием для Фета. Поэтому всю жизнь он ненавидел свою фамилию.

Позже он писал жене: «Ты и представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет. Умоляю тебя никогда мне его не писать, если не хочешь мне опротиветь. Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им - Фет» .

Учился он в немецкой школе, далее поступил в пансион профессора Погодина, чтобы подготовиться к поступлению в университет на факультет филологии. Уже в студенческие годы Фет проявляет свой поэтический талант, и становится знаменит благодаря своим стихам. А романс на стихи 23-летнего Фета «На заре ты её не буди»... (1842 год) был известен даже в Германии и стал, по словам Аполлона Григорьева , «песней, сделавшейся почти народною» .

Внешность поэта была вызывающе антипоэтична: грузный, кряжистый, тяжёлый, с грубым и прихмуренным, часто брюзгливым лицом. Нам кажется, что его характер и душевное состояние отразились на внешности поэта. Дело в том, что с ним случилось несчастье: его жена и единственная любовь всей его жизни погибла. Он очень сильно переживал о потери любимой, тем самым становился черствым человеком, который с трудом находил общий язык с людьми. У него было мрачное представление о жизни, что отразилось в стихах. Поэтому его поэтические шедевры стали печальными и тяжелыми.

Однако, природа всегда была интересна поэту. Возможно, именно в ней он находил силы и помощь жить дальше, после тяжелой утраты. Смотря на шумные реки, бескрайние поля и леса, ему было не так одиноко. Следовательно, если он любил природу и наблюдать за ней, значит, любил передавать её красоту в своих стихах. К таким произведениям относятся все три стихотворения, взятые нами за основу для анализа.

На момент написания стихотворения «Осень» (8 октября 1883 года) , поэту было шестьдесят три года. В своей несчастной и печальной жизни он добился многого. В его жизни наступила та пора, когда можно переосмыслить свой жизненный путь и начать наслаждаться жизнью.

Это стихотворение вторит и показывает нам о его состоянии и настроении в этот период. Хотя автор наслаждался осенью и восхищался ею, стихотворение «Осень» получилось довольно печальным. Хотя, здесь нельзя сказать однозначно. Стихотворение состоит из трёх строф, и каждому свойственно своё настроение, своя тональность. То она вызывает тоску, уныние и печаль - все самые сумрачные чувства, то, наоборот, все внутри возгорается при виде осенней золотой листвы, искрящегося солнца.

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной,

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но, во второй строфе мысль с резкостью меняется, и осень предстает в другом образе, наполняясь цветом, теплом, счастьем. Контраст первой и второй картины, играя чувствами человека, заставляют увидеть ее самобытность, многоликость.

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

В третьей строфе стихотворения нет ни красок, ни печали. Автор рассказывает нейтрально, умеренно, без лишних окрасок. Особенность стихотворения в том, что автор не меняет действия или героев, а меняет эмоции, и стихотворение получается необычным и по-своему прекрасным.

Тропы и эпитеты здесь «сумрачные дни» , осень «беззвучная, хладная» , «золотолиственных» уборов. Также эпитетами являются дни «грустны» , истома «безотрадная» , «сумрачные» дни. Метафоры здесь «в крови золотолиственных уборов» ; градация здесь «золотолиственных уборов» , «горящих взоров» , «и знойных прихотей любви» .

Молчит стыдливая печаль,

Лишь вызывающее слышно,

И, замирающей так пышно,

Ей ничего уже не жаль.

Нас немного удивило и озадачило появление образа любви в этом стихотворении. Нам казалось, что осень - это образ уныния, покоя, так называемая спячка души. Но А. А. Фет пишет «горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви» .

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

Еще одним прекрасным творением служит стихотворение «Задрожали листы, облетая» (13 июля 1887 года) . Образ осени, является для А. А. Фета временем ухода и прощания, тем самым временем, когда можно спокойно предаться размышлениям. Читая это стихотворение, невольно приходят мысли о пустоте и вечности, страхе и волнении, скрывающееся в осеннем пейзаже.

Первые строки посвящены образу бури с метафорами «злая буря» , где глаголы «рвет» и «мечет» , что говорит о неблагоприятной погоде. А. А. Фет сравнивает образ бури с неистовым хищником, жаждущей так и подхватить жертву в любой момент. Таким образом, эпитет «злая» подчеркивает хищную натуру бури, наполняя ее негативом и отвращением. А в роли жертвы выступают зеленые листья. Они молоды, полны энергией и не чувствуют холод наступающей опасности, но узнав ее огненные порывы, пытаются уцепиться за каждую веточки, чтобы выжить.

Автор сопоставляет молодые, наивные листочки осенней поры с бунтующей, властолюбивой бурей, создавая контраст между двумя образами. Этот процесс говорит читателю о том, что за окном царствует поздняя осень, готовящая трон для царствования зимы. Глагол «дрожат» очень точно передает состояние листьев, и, читая такие строки, как бы погружаешься в атмосферу холода, страха и переживания. Все это передано с помощью олицетворений «задрожали» листы, тучи «закрыли» , буря «рвет и мечет и воет» . Эпитет здесь буря «злая».

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшися, злая

Рвет и мечет и воет в лесу .

Во второй строфе А. А. Фет повествует о маленьком, теплом гнездышке, рассказывая о крохотной птичке, которая воплощает в себе образ храбрости, стойкости и мужества. Очень интересным нам показалось то, что по контексту получается, птица не напугана бурей, не боится ее свирепости. Происходит такое ощущение, что страх приравнивается к смерти, а жизнь к мужеству. Если сравнить первую и вторую строфу, то мы увидим изменения в настроении, в подаче информации. Первая строфа строгая, зловещая, от нее веет холодом, мраком, мрачностью. Вторая, наоборот, легкая, как полет птички, теплая и мягкая, как ее гнездо.

Таким образом, гнездышко становится символом защиты и спасения от невзгод. Если глубоко вникнуть, то мы поймем, что под словом гнездышко зашифровано более масштабный смысл, затаено значение дома, крепости, защиты. В описании бури автор использует глаголы («стремительность», «несущее хищническое разрушительное начало») , которые точно передают чувство и эмоции поэта, в описании птички же - краткие прилагательные («светлогруда», «легка», «невеличка») , что способствует созданию светлого, лучезарного образа.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна,

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна .

Третей строфе присуще тоска и одиночество, ну не многие же способны пережить сильную бурю? Несмотря на черные краски осеннего пейзажа, есть маленькая искра цвета, озаряющая стих светом, красотой, легкостью. Нам ее немного жаль, все же, она одна противостоит буре, одна капелька цвета во мраке тьмы, с помощью метафоры «грохочет» громов перекличка. Эпитеты здесь мгла «черна» , гнездышко «теплое» , птичка «светлогруда, легка, невеличка» .

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

Замысел этого стихотворение передается легко, просто и изящно, автор пытается убедить нас, что все трудности, которые мы испытываем, являются мелочами нашей жизни, словно туман над рекой по утрам. Если рано утром густой туман мешает выйти нам из его пелена, то через время, под огненными лучами небесного факела, он рассеется, и все будет еще лучше, чем бывало!

А ведь еще ранее, А. А. Фет в 1847 году пишет стихотворение «Какая холодная осень!" (1847 год) . В первой строфе с первой же строчки, автор восклицает о негреющей, бессердечной, бесчувственной поре. При описании картины суровой и мерзлой осени, в нашей голове, в мгновение ока воспламеняется изображение туч, как с блеском искр, цвета благородного чёрного опала, она так и морщится, показывая свое уныние с неба. Картина, поджигает нас, пробирающим до костей ветром, уносящего в вальс листьев, невольным образом заставляющего листья плясать под его дудку, с помощью эпитета «холодная осень» .

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот .

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает .

Складывается ощущение, что поэт, рассказывая о природе, повествует о внутреннем мире человека. Горящий пожар, является не потухший страстью души, холод осени - болью человека, которого не выслушали, оттолкнули. Конечно, человек будет неловко себя чувствовать, томится, угнетать себя, но свои умения, свое пристрастие бросить не сможет. Как пианист не сможет расстаться с роялем, художник с мольбертом или садовод с огородом. А близкий человек, увидевший такую боль своего друга, и пытаясь разжечь в его душе огонь, стремится показать красоту осеннего мира, чтобы тот, взглянув на окружающее его богатство, поверил в себя и понял, как прекрасен его талант и умение!

Со второй строфы, поэт, яркими словами пишет картину, с помощью эпитета «фосфорные ночи» , метафор «сияние северной ночи» . Олицетворения «светят очи» , «очи не греют» , благодаря такой подборке выразительных средств, стих получился воздушным, насыщенным, хоть и вьется он с запахом мороза и люда.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

Стихи А. А. Фета воспроизвели на нас большое впечатление, его творчество приукрашивает, обогащает стихотворный сборник в нашей истории и литературе, в его стихах отражается сущность природы, внутренний мир человека. Он способен заставить человека глубоко задуматься о многих вещах, окружающие нас каждый день, да еще с такой силой, что прочитав хотя бы одно его произведение, взгляд на какое-либо явление или процесс изменится.

Сам А. А. Фет стал нашим одним из любимых поэтов, его биография показала нам, какая она, настоящая любовь, наверно, не каждый сможет сохранить верность своей возлюбленной. Также он полюбился нам своим умением дарить читателю необычные образы и картины золотой поры!

  1. Анализ стихотворений Тютчева Ф. И. Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование под руководством С. Е. Раича .

Юный Федор интересовался стихосложением и классическими языками, где его поддерживал преподаватель. Изучал древнеримскую поэзию, и уже к двенадцати годам он переводил оды Горация .

Внешность Федора Тютчева была неброской: мужчина астенического телосложения и невысокого роста, чисто выбритый со всклокоченными волосами, небрежно одетый, часто рассеянный талантливый поэт, однако дипломат преображался во время салонного общения. Следовало Тютчеву заговорить, как окружающие замолкали, в его словах настолько было много разумного, образного и оригинального смысла.

Его одухотворенное высокое чело, карие глаза, тонкие губы, складывающиеся в насмешливую улыбку, производило колоссальное впечатление на окружающих. Впрочем, Федору Тютчеву помимо великих достоинств был свойственен нарциссизм, самолюбование, супружеская неверность.

Ф. И. Тютчев был близок с природой, и природа в его творчестве играет важную роль. Описывая пейзажи разных времен года, он оживляет явления, объекты природы, просто и ясно описывая качества, присущие предметам. В его творчестве присутствует философия. День, ночь, зима лето, в бесконечном круговороте заменяют друг друга, представая в новых образах перед читателями, открывая другие стороны своего характера.

Особенно тонко поэт в своих стихотворениях об осени, красиво описывает действия, происходящие в природе, дуновения ветра, хруст листьев, палитру осенних цветов. Но самое главное - это описание чувств. Оживляя предметы, он характеризует его со всех сторон, передает эмоции и чувства. Нежная пустота с холодной лаской осени, струится в порывах воздуха, и, подхватываясь порывами ветерка, одурманивают разум человека.

Именно подобные чувства, когда душа человека начинает снова осмысливать жизнь, когда сердце, успокаиваясь от ярких огней страсти лета, начинает остывать и смотреть на жизнь более глубокомысленно, переставая отдаваться амбициям, рождены в строчках настоящего шедевра.

Одним из таких примеров является стихотворение Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (1830 год) , которое окунает нас в мир удивительной легкости, неназойливой тревоги, прозрачной грусти и теплой надежды. Стихотворение заставляет нас задуматься о жизни. Если мы хорошо поразмыслим, то поймем, что автор сопоставляет различные проявления погоды. Вначале, он описывает тихую, спокойную погоду, а потом тревогу, страх, и заканчивает гармонией.

Нам стоит задуматься о мыслях, которые Ф. И. Тютчев пытался нам передать, а именно, умение верить и надеяться в любую неясную погоду, потому что когда-нибудь она точно прояснится. Пленительностью отмечены первые две строчки, в которых царят покой и тишина осеннего заката, озаряющие светом очаровательности. Он будто ухмыляется увяданием природы, зная, что после теплых, сухих деньков обязательно наступит суровость и дерзость непогоды.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

И на самом деле, уже в третьей строке, настроение поэта меняется. Он чувствует скрытую угрозу от движения воздуха падающей листвы, и для передачи столь тонкого предчувствия страха он использует звукописи, используя свист шипящих и ноющих согласных, а также добавляя контрастные, насыщенные цвета, добавляя капли беспокойства, используя антитезу.

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Создается картина, пропитанная тревогой, страхом того, что можно будет ожидать в последующие минуты. Но вместо ожидаемого ветра, бури и дождя на смену приходит спокойствие, тишина и неподвижность. Все угомонилось. Страх и тревога развеялись вместе с лучами пылкого солнца, и на место багряному и оранжевому цвету пришла лазурь, блеск лучей сменяется легкой дымкой тумана.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Поэт олицетворяет саму жизнь, показывая насколько легко, она может измениться в любую секунду. Из сонного и неподвижного состояния порывы холодного ветра становятся предвестником будущей суровой зимы, хотя автор наполнен позитивом и пишет с чувством теплоты.

Последние строчки уже не вызывают печали, страданья, хотя имеют в наличие слова с таким же смыслом. Но сердце автора спокойно, не волнуется и не переживает, а лишь живет верой, что все закончится, все пройдет. Потому что, как бы ни была ночь темна, и сколько страхов она в себе не таила, пройдет время, и лучи солнца растворят ужас мрака, одаряя всех улыбкой своего света!

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья .

Стихотворный размер текста - пятистопный ямб с двухсложной стопой и ударением на втором слоге, с перекрёстной рифмовкой. Синтаксически это астрофическое стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение. Эпитеты здесь «зловещий блеск» и «пестрота дерев» , «багряных» листьев, «грустно-сиротеющей» землею.

Также эпитетами являются «умильная, таинственная» прелесть, «туманная и тихая» лазурь, «порывистый, холодный» ветер. Имеется в данном стихотворении и аллитерация, при помощи которой создается эффект падающих листьев - «багряных листьев томный шепот» , свежее дыхание ветра - «и, как предчувствие сходящих бурь» , «порывистый, холодный ветер» . Олицетворение здесь - багряных листьев «шелест» .

Еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» (22 августа 1857 года, по дороге из Овстуга в Москву) , которое при чтении вызывает приятное чувство, наслаждение эмоциями. Он любит природу и понимает ее. Стихотворение легкое, приятное. Автор рассуждает о взаимоотношение природы с человеком, о красоте, о необычайности этого времени года, но самое главное, он затрагивает проблему вечности.

Сравнивая дни, когда люди усердно работали на поле и осеннюю пору, когда уже на поле ни одной живой души, показывает, как быстротечно время, как изменчива наша жизнь, что через год, два или три все повторится, и так будет вечно. С первых строк мы убеждаемся его восхищением первой порой осени.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

И лучезарны вечера…

Указывая на красоту осени в этот момент, когда еще сухо, и осень только вступила в свои права, наделяет вечер теплом, и с трепетом использует сравнение «хрустальный день» , показывая чистоту, свежесть этих мгновений.

Большое внимание на себя приковывает поле. Автор показывает тесную связь между природой и человеком, при этом, рассуждая о вечности, о вечных процессах, которые раз за разом выполняется в нашей жизни.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустота. Холод. Первая строчка содержит грусть, будто опустошается, обезвоживается, но к счастью, завершающие три строчки наполняют нас радостью, мы понимаем, что до зимы далеко, и радуемся теплым, летним денькам.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Тема данного стихотворения ранняя осень. Идея - показать особенную прелесть ранней осени, стих написан с помощью средства художественной изобразительности. Например, эпитеты «бодрый» серп, «дивная» пора, «праздная» борозда, день «хрустальный» , вечера «лучезарны» . Метафоры здесь «и льется чистая и теплая лазурь» на отдыхающее поле. Метонимия здесь «бодрый серп» . Олицетворение здесь серп «гулял» . Синекдоха здесь «блестит волос» , «падал колос» . Рифма здесь перекрестная. Звукопись и аллитерация в двух строчках: (1) Весь день стоит как бы хрустальный, и (2) И лучезарны вечера...

Стихотворение «Обвеян вещею дремотой» (15 сентября 1850 года, Петербург) в авторстве Ф. И. Тютчева не менее насыщено чувствами осенних красок. Нестандартное описание заставляет глубоко вникнуть в смысл его стихотворения, он рассматривает красоту через уродство, и возрождение через хаос, хотя первый куплет спокоен и смирён, не предвещает бурных изменений и страстей.

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит…

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветви шелестит.

Словно усмехаясь над явлениями природы, он смеется, не видя повода, грустит и огорчается, несмотря на то, что хочет первых молниевидных туч.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда, пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным,

С их ветхим листьем изнуренным,

Молниевидный брызнет луч!

Третий куплет очень необычен в отличие от остальных. Если мы прочитаем эти строки поверхностно, то не осмыслим его, не поймем глубины этой строфы. Автор, олицетворяя предметы, превращает их в образы людей. Философствуя над жизнью, он сопоставляет совсем разные понятия о красоте и об уродстве. Складывается ощущение, что речь идет о периоде чувств одного человека, который любил, был привязан, и доверял близкому им человеку, но спустя время, он разочаровался в нем.

Вспомнив счастливые моменты, проведенные с этим, близким ему человеком, он осознал его важность в своей жизни. Но понял, как в одно мгновение он стал чужим человеком, как теперь стала отвратительно, мерзко общение с ним, что отзыв его чувств становится примерно таким.

Как увядающее мило!

Какая прелесть в нем для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний улыбнется раз!..

Стих своеобразен, чем и очень интересен с помощью средств художественной выразительности. Метафоры здесь «обвеян вещею дремотой» , «гляжу с участьем умиленным» , «блестя осенней позолотой» . Эпитеты здесь «вещая» дремота, «полураздетый» лес, деревьям «испещренным» , листьям «изнуренным» . Олицетворение здесь лес «грустит» , из летних листьев разве сотой «шелестит» , «брызнет» луч, что так «цвело и жило» , «улыбнется» раз. Размер здесь, это первые две стопы - ямб, а третья стопа - это анапест. Такие размеры придают стихотворению быструю смену событий.

Ф. И. Тютчев имеет очень своеобразный стиль, совмещая разные виды размеров, продевая одни художественные средства в другие. Поверхностно читая его стихотворения, не всегда удается понять замысел автора, прочувствовать атмосферу стихотворения, но это только улучшает его оригинальность и желание читать его стихи.

Мы были рады работать с творчеством Ф. И. Тютчева, именно через его стихи мы открывали осень в другом свете, в других красках. Осенняя пора и образ осенней поры в стихотворениях Ф. И. Тютчева, как яркий отпечаток будет светить в нашем сердце при виде осени, золотого листопада в золотых рощах, и при лазурном небосводе между легкими прикосновениями ветра.

  1. Сходства в описании осени. Украшением русской литературы второй половины XIX века стало творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Эти поэты, представители «чистого искусства» , сумели выразить трогательное романтическое отношение к природе. Она в их понимании как бы многомерна, то есть описывается как пейзаж.

Через картины природы эти авторы передают состояния человеческой души. В частности, природа в творчестве Тютчева многолика, как «хаос» и «бездна» . Если мы сравним по три стихотворения каждого из двух поэтов, то увидим как общие черты написания, так и особые черты. В частности, осень у обоих писателей склонена к раннему периоду, когда еще позолоченные листочки плавно махают нам, в знак приветствия, а небо в лучезарности своей красоты одурманивает людям головы.

По характеру, у А. А. Фета осень давит грузом тяжести угрозы, холода и льда. Несмотря на то, что его стихи словно морозная погода, проникая во все, преображают в белый иней, и до глубины души щиплет сердце, он растворяет в строчках своего стихотворения капельку любви, но не к людям, а к природе, к ее изменениям, и ее объектам.

Нам так и хочется сравнить творчество А. А. Фета в литературе с творчеством Бетховена в музыке. Но это не из-за внешнего грустного, угрюмого вида, а из-за того, что они оба имеют одинаковый стиль, как в музыке, так и в литературе. Своими массивными произведениями они утягивают человека вглубь пространства человеческого сознания, не давая никакого повода для веселья и радости. Точными аккордами, играя на струнах души, оглушают посторонние мысли и звуки, проносящие вокруг, они прямой передачей, простым звуком души доносят до нас свои чувства, которые они хотят нам передать.

Зато Ф. И. Тютчев по характеру более мягок по отношению к природе, она для него в образе легкой красоты, от которой несет обворожительностью. В его стихотворениях больше запутанности, рассеянности и сопоставления. Но, его стихи чудесны, невесомы. Он, в отличие от А. А. Фета, видит красоту в уродстве, и, восхищаясь уродством, видит отблеск прекрасного.

А. А. Фет и Ф. И. Тютчев очень глубоко философствуют в своих стихотворениях, при этом имея как общие, так и особенные черты в своих потрясающих, очаровательных, немыслимо глубоких, сногсшибательных стихотворениях.

  1. Выводы и заключение. А. А. Фет и Тютчев Ф. И. подарили нам незабываемые, бесценные сокровища. Мы должны любить и ценить каждое их произведение. Именно в стихотворениях подобных поэтов мы черпаем бесценные знания и умения.

В этой работе мы выяснили, что по Тютчеву Ф. И. любовь губит человека, она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь, приносящая только страдания. Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма и считает, что для истинной любви есть особенный суд - его с любимой нельзя разлучить.

Оба поэта пытаются познать Создателя через природу, потому что мир - это создание Творца как для первого, так и для второго поэта. Но если Фет А. А. смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то Тютчев Ф. И. как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Мы полагаем, что имеется особенная связь между рассмотренными стихотворениями, они имеют как различия, так и сходства, причем в каждом стихотворении наблюдается свой стиль, своя красота и изюминка.

Поэтому, несмотря на то, что каждый поэт по-своему богат особенным литературным мастерством слова, каждый из них останется на страничках истории и литературы из-за того, что роль каждого поэта велика и огромна. Содержание их стихотворений имеет большую, драгоценную роль для нашего развития и воспитания.

Однако, людей, которые не знают русскую классику очень много. Мы, проделывая подобные исследования и изыскания, учимся не только анализировать и сравнивать, например, стихи. Мы узнаем больше интересного о жизни и творчестве русских поэтов.

Почему? Потому, что стихотворения русских классиков имеют скрытые богатства, одаривающее читателей, позволяют прочувствовать настроение природы, видеть прекрасное во всем окружающем.

Мы горды тем, что наша страна богата такими великими, мудрыми поэтами-философами, которые оставили после себя множество красивых стихотворений.

Поэтому, современной молодежи необходимо больше изучать и читать классику, ибо в ней открываются врата честности, доброты, умение видеть в обыденных вещах маленькое и прекрасное.

Литература:

1. Луков В. А. Процветание общества в свете развития гуманитарного знания.// Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - М.: Издательство «Московский гуманитарный университет», 2008. - № 1. - С.1.

2. Багно В. Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. - СПб.: Издательство «Гиперион», 2005. - 228 с.

3. Омар Хайям. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Омар_Хайям (дата обращения 01.11.2017).

4. Омар Хайям. Рубаи. - М.: Издательство «Новая Нива», 2009. - 112 с.

5. Бухштаб Б. Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. - СПб.: Издательство «Наука. Ленинградское отделение», 1990. - 138 с.

6. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. - М.: Издательство «АН СССР», 1962. - 376 с.

7. Григорьев Аполлон Александрович. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Григорьев,_Аполлон_Александрович (дата обращения 01.11.2017).

8. Фет А. А. Осень. // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.128.

9. Фет А. А. Задрожали листы, облетая. // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.153.

10. Фет А. А. Какая холодная осень! // Стихотворения. Проза. Письма. - М.: Издательство «Советская Россия», 1988. - с.71.

11. Раич Семён Егорович. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Раич,_Семён_Егорович (дата обращения 02.11.2017).

12. Гораций. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гораций (дата обращения 05.11.2017).

13. Тютчев Ф. И. Осенний вечер. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.20.

14. Тютчев Ф. И. Есть в осени первоначальной. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.79.

15. Тютчев Ф. И. Обвеян вещею дремотой. // Весенние воды. Лирика. - М.: Издательство «Детская литература», 1983. - с.93.

16. Людвиг ван Бетховен. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бетховен,_Людвиг_ван (дата обращения 05.11.2017).

ТЕМА: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ЛИРИКИ Ф.ТЮТЧЕВА И А.ФЕТА

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА КЛАСС: 10

ЦЕЛИ: развивать умения учащихся сопоставлять разные художественные

произведения с точки зрения содержания и формы, находить в тексте

Ключевые слова, умение обосновывать свою точку зрения; развивать

Эстетическую культуру учащихся; воспитывать уважительное

Отношение к различным точкам зрения на анализируемые проблемы.

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, карточки с текстами стихотворений и

вопросами к ним

ХОД УРОКА

Вечная красота природы и бесконечная сила любви –

и составляют главное содержание чистой лирики.

В.С. Соловьёв

1. ОРГМОМЕНТ

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Позади уроки, посвящённые творчеству Тютчева и Фета в отдельности. Теперь вы знаете, что в творчестве обоих поэтов есть точки соприкосновения – это темы стихотворений. Сегодня на уроке путём сопоставления и сравнения мы попытаемся выяснить, в чём сходства и различия точек зрения поэтов на ту или иную тему.

Сначала вы будете работать в группах, отвечая на вопросы. Затем каждая группа представит итог своей работы.

3. РАБОТА В ГРУППАХ

1-ая группа анализирует стихотворения любовной темы.

2-ая группа – тема Родины.

3-я группа – тема поэта и поэзии.

4. ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

1) Выразительное чтение стихотворений. Презентация.

2) Ответы на вопросы

5. ОБОЩАЮЩЕЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Итак, подводя итог всему сказанному, сделаем следующие выводы:

А) любовь не обошла стороной ни Фета, ни Тютчева. Оба были счастливы, оба страдали. Для Тютчева характерно изображение любви как трагического чувства. Стихи Фета о любви наоборот наполнены радостью, счастьем (кроме стихотворений, посвящённых Марии Лазич).

Б) Оба поэта сходятся в своём отношении к Родине. Для обоих образ Родины неразрывно связан с образом русской патриархальной деревни, только у Тютчева это крестьянская деревня, а у Фета – помещичья. Однако любовь к России омрачнена необразованностью народа, его смиренностью и долготерпением.

В) И для Тютчева, и для Фета поэзия – это божественный дар, божественная сила, дарованная избранным. А задача поэзии не в том, чтобы решать политические и социальные проблемы времени, а в том, чтобы воспевать прекрасное: природу, любовь, жизнь. Лирика Тютчева и Фета – поэзия чистого искусства.

Есть ещё одна общая тема в творчестве поэтов – это тема природы. Безусловно, и Фет, и Тютчев являются непревзойдёнными мастерами пейзажной лирики.

Но есть и отличительные черты поэтики. Поэзия Фета импрессионистическая: предметы, явления, чувства он изображает обрывками, штрихами, мазками слов, фраз. Тютчеву же свойственна философичность, нежели изобразительность.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить любое стихотворение Тютчева или Фета (не менее 20 строк)

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

« SILENTIUM » * * *

Молчи, скрывайся и таи Как беден наш язык? – Хочу и не могу. -

И чувства и мечты свои – Не передать того ни другу, ни врагу,

Пускай в душевной глубине Что буйствует в груди прозрачною волною,

Встают и заходят оне Напрасно вечное томление сердец,

Безмолвно, как звёзды в ночи, - И клонит голову маститую мудрец

Любуйся ими - и молчи.Пред этой ложью роковой.

Как сердцу высказать себя? Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Другому как понять тебя? Хватает на лету и закрепляет вдруг

Поймёт ли он, чем ты живёшь? И тёмный бред души, и трав неясный запах;

Мысль изречённая есть ложь; Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Взрывая, возмутишь ключи, - Летит за облака Юпитера орёл,

Питайся ими – и молчи. Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

Лишь жить в себе самом умей – 1887 г.

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

1830 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевое слово, на котором строится 1) На какие части можно разделить это стихотворение? всё стихотворение?

Какова основная мысль первой части?

2) Почему поэт призывает молчать, молча любоваться 2) В чём видит автор задачу поэта и

своими чувствами и мечтами? сущность поэзии?

3) Найдите созвучные строчки в этих стихотворениях. Какая мысль роднит эти два произведения?

ТЕМА ЛЮБВИ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

«ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» * * *

Любовь, любовь – гласит преданье – Шёпот, робкое дыханье,

Союз души с душой родной – Трели соловья,

Их съединенье, сочетанье, Серебро и колыханье

И роковое их слиянье, Сонного ручья,

И… поединок роковой…

Свет ночной, ночные тени,

И чем одно из них нежнее Тени без конца,

В борьбе неравной двух сердец, Ряд волшебных изменений

Тем неизбежней и вернее, Милого лица,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец… В дымных тучках пурпур розы,

1851 г. Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!...

1850 г.

ВОПРОСЫ

  1. 1) Выделив ключевые слова, определите общую тональность стихотворений.
  2. 2) Как Тютчев отвечает на вопрос: 2) В стихотворении нет слова «любовь», но мы

что такое любовь? понимаем, что именно об этом чувстве идёт

  1. 3) Кто, по мысли Тютчева, страдает речь. Нет конкретных образов героев. Опишите

сильнее? их чувства и настроения.

  1. 4) Охарактеризуйте авторскую идею стиха.

ТЕМА РОДИНЫ

Ф. ТЮТЧЕВ А. ФЕТ

* * * «ДЕРЕВНЯ»

Эти бедные селенья, Люблю я приют ваш печальный,

Эта скудная природа - И вечер деревни глухой,

Край родной долготерпенья, И за лесом благовест дальний,

Край ты русского народа! И кровлю, и крест золотой.

Не поймёт и не заметит Люблю я немятого луга

Гордый взор иноплеменный, К окну подползающий пар,

Что сквозит и тайно светит И тесного, тихого круга

В наготе твоей смиренной. Не раз долитой самовар.

Удручённый ношей крестной, Люблю я на тех посиделках

Всю тебя, земля родная, Старушки чепец и очки;

В рабском виде царь небесный Люблю на окне на тарелках

Исходил, благословляя. Овса золотые злачки;

1855 г.

На столике близко к окошку

Корзину с узорным чулком,

И по полу резвую кошку

В прыжках за проворным клубком;

И милой застенчивой внучки

Красивый девичий наряд,

Движение бледненькой ручки

И робко опущенный взгляд;

Прощанье смолкающих пташек

И месяца бледный восход,

Дрожанье фарфоровых чашек

И речи замедленный ход;

И собственной выдумки сказки,

Прохлады вечерней струю

И вас, любопытные глазки,

Живую награду мою!

1842 г.

ВОПРОСЫ

1) Выделите ключевые слова. Какова общая тональность стихотворений?

2) Как вы думаете, «что сквозит и тайно светит в наготе твоей смиренной»?

3) Какой образ Родины предстаёт перед читателями в стихотворении Тютчева? Фета?

4) Что общего? В чём различие?