Сроки рассмотрения протеста. Чем отличается протест от представления прокурора Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению в срок

Порядок принесения протеста регламентирован ст. 23 Закона о прокуратуре. В соответствии с ней прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Под правовыми актами следует понимать нормативные и ненормативные правовые акты. Легальное определение нормативного правового акта дано в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации». Под ним понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Правовой акт создает норму, правило поведения, распространяющее действие на неопределенный круг лиц. Ненормативный правовой акт - это акт индивидуального действия (постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия). Прокурор может опротестовать как нормативный, так и ненормативный правовой акт.

Протест по правовым актам оперативно-розыскной деятельности может быть принесен только уполномоченным прокурором (заместителем прокурора). Помощник прокурора не обладает правом принесения протестов, хотя по сложившейся практике данные должностные лица осуществляют надзор за оперативно-розыскной деятельностью и готовят тексты протестов.

При надзоре за ОРД прокурор может выбрать альтернативный вариант принесения протеста: должностному лицу (в орган полиции), вышестоящему должностному лицу (вышестоящий орган) либо обратиться в суд. Это право остается за прокурором. Досудебный протест не является обязательным условием последующего обращения прокурора в суд. Практика показывает, что чаще всего прокурор приносит протест в орган полиции (отдел, управление), принявший правовой акт, например, постановление о проведении оперативно-розыскного мероприятия или заведении дела оперативного учета. Если протест прокурора не удовлетворяется, то чаще всего прокуроры направляют в тот же орган повторные протесты, письма с требованием удовлетворить протест либо оказывают на руководителей неправовое воздействие. Что касается обращения прокурора в суд, то такая практика не носит распространенный характер. Это объясняется тем, что прокуроры, чувствуя уязвимость своей позиции и не желая на равных разрешать в суде спорные вопросы, предпочитают методы административного давления на органы полиции. Неудовлетворение протестов прокуроры зачастую воспринимают как личное оскорбление и пытаются добиться результата, что называется «не мытьем, так катаньем». И здесь уже надзор за ОРД увязывается с другими направлениями деятельности прокуратуры, когда неправомерно используются возможности, предоставляемые прокурорам уголовно-процессуальным законодательством: волокита с утверждением обвинительных заключений (актов, постановлений) по уголовным делам; возвращение по надуманным причинам уголовных дел для пересо- ставления обвинительного заключения (акта, постановления) и устранения недостатков; отказ от подписания статистических карточек на раскрытые преступления (формы 1.1), сплошная проверка материалов об отказе в возбуждении уголовных дел и т.п. Руководителям полиции хорошо знакома подобная ситуация (ее отметили почти все опрошенные нами руководители полиции и оперативных подразделений), и часто они вынуждены в угоду прокурорам удовлетворять их требования и наказывать сотрудников.

Конечно, такая прокурорская практика не имеет ничего общего с обеспечением законности, но она существует, и сотрудники оперативных подразделений должны осознавать ее как реальность. Причина такого положения кроется, прежде всего, в критериях оценки деятельности прокуратуры, которые, по нашему мнению, способны нанести существенный вред оперативно-розыскной деятельности и в целом борьбе с преступностью. Гонка за показателями (количество принесенных протестов, представлений, число наказанных сотрудников оперативных подразделений и т.п. ), сравнение их, как мы уже отмечали, с пресловутым «аналогичным периодом прошлого года (АППГ)» и показателями прокуратур соседних регионов способна свести к минимуму результативность ОРД и в целом блокировать действие закона. Здесь вспоминается парафраза классика «формально правильно, а по сути - издевательство».

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Нужно заметить, что протест не обладает абсолютной юридической силой. Он не отменяет и не приостанавливает действие опротестованного правового акта. Закон лишь требует рассмотреть протест не позднее десяти дней. В течение этого времени письменно сообщается прокурору о результатах рассмотрения протеста. Если требования, содержащиеся в протесте, не удовлетворяются, то прокурору направляется мотивированный ответ.

Что касается отзыва прокурором протеста, то здесь нужно учитывать следующее. Первое. Протест может быть отозван только до его рассмотрения. Второе. Закон допускает отзыв протеста исключительно прокурором, принесшим его (вышестоящий прокурор не может отозвать протест нижестоящего). Третье. Ввиду того, что отзыв протеста считается серьезным просчетом в работе прокурора, отзывы протестов крайне редки (нам такие случаи неизвестны). В сложных для себя ситуациях прокуроры просят органы полиции направить им ответ с формальным признанием требований протеста.

Достаточно часто в протестах содержится требование привлечения сотрудников оперативных подразделений полиции к дисциплинарной ответственности за допущенные, по мнению прокурора, нарушения. Такое требование в протестах явно неуместно. Дело в том, что назначение протеста как акта прокурорского реагирования на нарушение закона состоит в опротестовании и последующей отмене противоречащего конституции и закону правового акта. Что же касается привлечения оперативных сотрудников к дисциплинарной ответственности, то это лежит вне юрисдикции протеста.

  • См.: Приложение № 1 к Приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33.

Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования на выявленные нарушения закона. В соответствии с законом «О прокуратуре Российской Федерации»; «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом».

В протесте заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, либо о его отмене. Сфера применения протеста, как следует из Закона, ограничена только правовыми актами. Однако В.И. Басков считает, что предметом опротестования могут быть не только правовые акты, но и любое незаконное действие должностного лица. Но большинство ученых-юристов считают эту теорию несостоятельной, и эта точка зрения представляется обоснованной, так как незаконные действия органов власти и должностных лиц устраняются с помощью иных средств правового воздействия (например, административная юстиция).

Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Опротестование актов осуществляется в пределах компетенции прокуроров соответствующих уровней. Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Прокуроры субъектов РФ обладают правом опротестования правовых актов представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов контроля соответствующего звена. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже.

В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы.

Протест приносится в органы или должностному лицу, издавшим незаконный или необоснованный правовой акт. Прокурор вправе принести протест в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Это определяет прокурор приносящий протест в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора, не требуется вмешательство вышестоящего органа или должностного лица, протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт.

Необходимость обращения прокурора в суд с заявлением о признании акта противоречащим закону возникает в условиях свидетельствующих о заведомой предумышленности нарушения закона, о неспособности принятия правильного решения органом, издавшим правовой акт, в ситуациях повышенной общественной значимости отмены незаконного акта, либо требующих профессионального юридического анализа обстоятельств, обусловивших противоречие акта закону.

Форма протеста не определяется, но в практике прокурорского надзора по существу единственной признается письменная форма. Бесспорное значение для серьезного восприятия протеста имеет его оформление и стилистическое исполнение. Протест должен демонстрировать высокую юридическую культуру прокурора. Его обязательными реквизитами являются:

  • - точное название органа, в который приносится протест;
  • - наличие акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;
  • - конкретное название закона и его положений, в противоречие с которым вступил опротестованный акт;
  • - обстоятельства, дающие основание для вывода о его незаконности;
  • - четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;
  • - подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Законом установлен предельный 10-дневный с момента поступления срок рассмотрения протеста для органов, имеющих общий повседневный режим работы, т.е. прежде всего для исполнительно-распорядительных органов.

По мнению В.И. Баскова, принесение протеста на противоречащий закону правовой акта приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта.

По действующему законодательству, как считает В.Б. Ястребов, принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Тем не менее, имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта. Именно из этих соображений, прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступлений опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор жестко не связан с позицией, изложенной в протесте. Мнение прокурора может измениться в результате установления новых ранее неизвестных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван. Права отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.

Опротестование прокурором незаконных правовых актов стало играть важную роль в сфере надзора за законностью правовых актов субъектов РФ. Прокурорская деятельность все чаще обнажает серьезные государственные проблемы. В ряде регионов четко обозначилось стремление к присвоению полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Российской Федерации. О совершенствовании деятельности прокуроров по надзору за законностью правовых актов свидетельствует приказ Генерального прокурора РФ № 42 от 18 июля 1997 г. «Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов РФ». Главная цель этого приказа, по мнению А. Мельникова, во-первых, в том, чтобы напомнить прокурорам, что опротестовываться должны все без исключения незаконные акты субъектов РФ, несмотря на наличие процедур Конституционного Суда. Во-вторых, нужно отказаться от практики принесения протестов на такие акты, если очевидно, что соответствующий представительный или исполнительный орган добровольно не удовлетворит требование прокурора. В этом случае единственно правильный способ устранения нарушений - обращение прокурора в суд. Причем не только в суд общей юрисдикции, но и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Таким образом, протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена только правовыми актами.

Прокурорский надзор. Шпаргалки Смирнов Павел Юрьевич

63. Порядок внесения и рассмотрения протеста прокурора

Выявляя несоответствие или противоречие правового акта закону, прокурор вносит протест в один из следующих адресатов:

1. Орган или должностное лицо , издавшие противоречащий закону акт. Это наиболее прямой путь разрешения вопроса, поэтому по нему следуют чаще всего. Но здесь нужно, чтобы адресат был готов признать ошибочность изданного акта и согласиться с требованиями прокурора.

2. Вышестоящий орган или вышестоящее должностное лицо. Выбираются в ка честве адресата протеста в том случае, когда сами органы или должностные лица, издавшие незаконный акт, отказываются соглашаться с требованиями прокурора и отклоняют его протест. В этой ситуации прокурор действует через вышестоящего прокурора.

3. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Прокурор вносит протест в этот адресат в том случае, когда решение вопроса об опротестовывании незаконного акта оказывается невозможным или крайне затруднительным во взаимодействии с дву мя вышеуказанными адресатами. Обращение прокурора в суд с требованием признать недействительными противоречащие закону акты регулируется процессуальным законодательством РФ, в котором не предусмотрено протеста как формы прокурорского реагирования. Поэтому прокурор направляет в суд заявление с обоснованием своих требований по отмене незаконного акта.

Закон о прокуратуре устанавливает строгий порядок рассмотрения протестов прокурора. Объекты надзора, издавшие противоречащий закону правовой акт, обязываются рассмотреть протест прокурора не в более чем в 10-дневный срок с момента поступления протеста. Сокращенный срок рассмотрения протеста может устанавливаться прокурором в случаях, когда противоречащий закону акт способен привести к значительным отрицательным последствиям.

Прокурор имеет право отозвать протест еще до его рассмотрения: этим правом прокуроры пользуются, когда незаконный акт отменяется до рассмотрения протеста, или в случаях изменения законодательства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача и рассмотрение частной жалобы, представления прокурора происходят в порядке, предусмотренном для обжалования решения мирового

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Статья 373. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, предусмотренном настоящей

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 333. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача и рассмотрение частной жалобы, представления прокурора происходят в порядке, предусмотренном для обжалования решения мирового

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 373. Порядок подачи и рассмотрения частной жалобы, представления прокурора Подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, предусмотренном настоящей

Из книги Настольная книга нотариуса автора Гонгало Бронислав Мичиславович

СТАТЬЯ 386. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 № 330-ФЗ)1. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в

Из книги Гражданское процессуальное право автора

Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки 1. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.2. Основаниями для рассмотрения главой местной

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста 1. По жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста 1. Решение по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста принимается в форме постановления.2. По результатам рассмотрения в порядке надзора

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста 1. В постановлении, принимаемом по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, указываются:1) наименование суда надзорной

Из книги Права потребителей жилищно-коммунальных услуг автора Семенников Александр Григорьевич

Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста Постановление, принятое по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, вступает в законную силу со дня его

Из книги автора

§ 2. Порядок передачи заявления о совершении морского протеста Заявление о морском протесте делается:– в порту Российской Федерации – нотариусу;– в иностранном порту – должностному лицу консульского учреждения РФ или компетентному лицу иностранного государства в

Из книги автора

§ 3 Процессуальный порядок рассмотрения жалобы, представления прокурора Районный судья, принявший к рассмотрению апелляционную жалобу, представление, назначает время и место рассмотрения дела, о чем извещает лиц, участвующих в деле.Лицо, подавшее жалобу (представление),

Из книги автора

Каков порядок рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора? Районный судья, принявший к рассмотрению апелляционную жалобу, представление, назначает время и место рассмотрения дела, о чем извещает лиц, участвующих в деле.Лицо, подавшее жалобу

Из книги автора

Порядок внесения платы за коммунальные услуги Расчетный период для оплаты коммунальных услуг установлен равным календарному месяцу. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной

Из книги автора

14. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию Российской Федерации Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ определяется в главе 9 Конституции РФ. Положения глав 1,2 и 9 в соответствии со ст. 135 Конституции РФ могут быть изменены (пересмотрены)

Из книги автора

Приложение 3 Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (извлечение из Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской

акт прокурорского надзора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок, а если он принесен на решение представительного (законодательного) органа, - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах ему незамедлительно сообщается в письменной форме. См. также Протест кассационный. Протест частный.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА

от лат potestor - заявляю, свидетельствую, публично объявляю) - одно из важных правовых средств реагирования на нарушение закона. Публичный характер П.п. выражается в письменной форме, установленной процессуальным и иным законодательством. Различают П.п., вытекающие из осуществления прокуратурой общественной функции, когда в результате проверок, проводимых по инициативе прокуратуры или по заявлениям граждан и организаций, вскрываются существенные нарушения законности, которые требуют прокурорского реагирования в виде опротестования принятого органом власти и управления, предприятием, учреждением, должностными лицами акта в целях его отмены или изменения либо прекращения незаконных действий, восстановления нарушенного права.

П.п. приносится в орган, издавший противоречащий закону акт, или вышестоящему должностному лицу либо органу. Он подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением прокурора в 10-дневный срок о принятых мерах. Решения по необоснованному отклоненному протесту принимает вышестоящий прокурор.

В отличие от протеста в порядке общего надзора законодательством предусмотрено прокурорское реагирование в форме кассационного, частного. П.п. в порядке надзора при нарушении закона в процессе судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Основание для кассационного П.п. - нарушения, допущенные в суде первой инстанции по не вступившему в силу приговору или решению суда. Срок направления кассационного протеста прокурора по уголовному делу - 7 дней, по гражданскому- 10 дней.

Частный П.п. приносится прокурором на все вступившие в силу определения суда первой инстанции или постановления судьи, т.е. на такие решения, которые затрагивают законность и обоснованность процессуальных действий судей. При этом прокурор в пределах своей компетенции вправе приносить такие протесты независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении дела в суде.

П.п. в порядке надзора может быть принесен на приговор, решение, определение или постановление суда, вступившего в силу, т.е. по истечении 7-дневного срока со дня вынесения приговора по уголовному делу и 10-дневного срока относительно решения по гражданскому делу. Основанием к пересмотру судебного решения в порядке надзора являются как протесты прокурора, так и председателя (заместителя председателя) суда не ниже областного уровня.

Надзорный порядок пересмотра судебных решений часто называют исключительным, поскольку он возможен лишь по инициативе обозначенного в законе узкого круга должностных лиц судебных и прокурорских органов, если они найдут для этого весомые основания. Он также отличается от порядка пересмотра дел в кассационном порядке как процессуальным (процедурным) регламентом, так и более широкими возможностями опротестования любого судебного решения независимо от срока его вынесения. Протест может быть отозван прокурором, принесшим его, но лишь до начала судебного рассмотрения дела. Важно отметить и то, что принесение протеста Генеральным прокурором РФ на приговор суда, которым в качестве меры наказания определена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.

Протест приносится в письменном виде.

Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.

Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания этого органа необходимо сообщить прокурору.

До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.

Если протест не рассмотрен в установленный законом срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.

Представление прокурора об устранении нарушений закона предполагает право и обязанность прокурора или его заместителя требовать устранения выявленных в процессе осуществления прокурорского надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства , обращенное к органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения закона.

Представление имеет письменную форму. Представление должно быть юридически обоснованным, достоверным, грамотным, конкретным, исчерпывающим. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору.