Статья 94 44 фз с последними изменениями. Аналитика публикации. Случаи изменения условий контракта

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты , экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

С 1 января 2014 г. изменилось регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) утратил силу.

Вместо него начал действовать Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Закон № 44-ФЗ) .
Закон № 44-ФЗ стал результатом компромисса между ФАС России и Минэкономразвития России. Проект последнего предусматривал кардинальное реформирование системы государственных и муниципальных закупок, в то время как антимонопольный орган настаивал на сохранении преемственности с Законом № 94-ФЗ.

Усложнение регулирования

Для обеспечения нормального функционирования Закона № 44-ФЗ требуется принятие множества подзаконных нормативных актов, а также ряда документов регионального уровня. Например, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать дополнительные перечни товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме(п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Основная роль в подзаконном регулировании сферы государственных и муниципальных закупок отводится Правительству РФ, которое до вступления Закона № 44-ФЗ в силу должно было принять более 30 конкретизирующих постановлений.
Таким образом, значительный круг вопросов, касающихся контрактной системы в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отнесен к сфере регулирования подзаконных нормативных актов и региональных документов. От их содержания и своевременности принятия будет напрямую зависеть эффективность функционирования контрактной системы в России.

Выбираем поставщика

В отличие от Закона № 94-ФЗ, которым предусматривалось проведение торгов в форме конкурса и аукциона (в т. ч. аукциона в электронной форме), а также закупок без проведения торгов(п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ) , Закон № 44-ФЗ существенно расширяет перечень способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Так, ст. 24 Закона № 44-ФЗ относит к способам определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
_ открытый конкурс;
_ конкурс с ограниченным участием;
_ закрытый конкурс;
_ закрытый конкурс с ограниченным участием;
_ двухэтапный конкурс;
_ закрытый двухэтапный конкурс;
_ электронный аукцион;
_ закрытый аукцион;
_ запрос котировок;
_ запрос предложений.

Вводя новые способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), законодатель стремился учесть специфику отдельных предметов закупки (например, товаров, носящих инновационный характер, научно-исследовательских работ) и обеспечить ее эффективность.

В ходе обсуждения Закона № 44-ФЗ возникли разногласия в отношении основной формы проведения закупок. ФАС России предлагала сохранить указанный статус за аукционом, тем самым сохранив цену контракта в качестве ключевого критерия определения победителя процедуры.

Минэкономразвития России настаивало на том, чтобы основной формой закупок стал конкурс. Возобладала последняя позиция. Закон № 44-ФЗ ограничил сферу применения электронного аукциона только закупкой простых, типовых товаров, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный перечень, определенный субъектом РФ(ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Тем не менее данное нововведение не всеми оценивается позитивно. Так, отдельные представители органов законодательной власти обеспокоены тем, что в рамках конкурсов «субъективная оценка заявок будет осуществляться по субъективным принципам», в результате чего будет потеряна открытость и прозрачность процедуры государственного (муниципального) заказа(см.: Депутаты СР: Новый закон о госзакупках вызывает много вопросов // Госзаказ: портал государственных закупок: сайт. Дата размещения: 17.04.2013. URL: www.pro-goszakaz.ru/news/86372/ (дата обращения: 16.12.2013)) .

Законом № 44-ФЗ изменены последствия признания конкурса несостоявшимся(ст. 55 Закона № 44-ФЗ) . Ранее заказчик имел возможность выбирать между проведением повторного конкурса и заключением контракта с единственным поставщиком. Теперь же он утратил подобное право, и такие последствия зависят только от основания признания конкурса несостоявшимся. Так, в случае если не была подана ни одна заявка либо ни один из участников не был допущен к торгам, закупка у единственного поставщика не допускается.

В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик больше не вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить его. Он может потребовать лишь возмещения убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки(п. 4 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) .

Этапы проведения государственных (муниципальных) закупок

Одно из основных отличий Закона № 44-ФЗ от действовавшего ранее Закона № 94-ФЗ заключается в том, что он регулирует всю сферу государственных (муниципальных) закупок в целом, начиная от их планирования и заканчивая исполнением государственного контракта, а также оценкой эффективности процедуры.

Планирование

Требование об обязательном планировании государственных (муниципальных) закупок вступает в силу с 1 января 2015 г. Такое планирование должно будет осуществляться посредством утверждения заказчиком планов закупок и планов-графиков закупок(ст. 16 Закона № 44-ФЗ) .
План закупки утверждается заказчиком на трехлетний период и содержит информацию о целях, объемах, сроках и обоснованиях закупок. В соответствии с ним каждый год формируются планы-графики, содержащие перечень закупок товаров, работ, услуг и являющиеся основанием для их осуществления. Указанные документы являются публичными – законодательство предусматривает обязанность заказчика размещать их в единой информационной системе в сфере закупок, доступ к которой обеспечивается посредством соответствующего сайта в сети Интернет.

Закон № 44-ФЗ расширяет обязанность заказчика обосновывать закупки. Если ранее от него требовалось обосновывать лишь начальную (максимальную) цену контракта, то теперь он должен устанавливать соответствие планируемой закупки целям ее осуществления, предусмотренным ст. 18 Закона № 44-ФЗ.

Новым для системы государственных (муниципальных) закупок является также введение их нормирования. Оно заключается в установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков(ст. 19 Закона № 44-ФЗ) .

Оценка эффективности

Регулирование процесса оценки эффективности государственных (муниципальных) закупок также претерпело существенные изменения. В дополнение к контролю, являвшемуся единственным способом оценки эффективности закупок по Закону № 94-ФЗ, Законом № 44-ФЗ предусматриваются два новых метода: мониторинг и аудит.
Мониторинг в сфере государственных (муниципальных) закупок осуществляется Минэкономразвития России, а аудит – Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Полномочиями по контролю в сфере государственных (муниципальных) закупок наделяются:
_ ФАС России;
_ Рособоронзаказ;
_ Казначейство России;
_ финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
_ органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
В соответствии со ст. 102 Закона № 44-ФЗ, помимо уполномоченных государственных органов, контроль за государственными (муниципальными) закупками могут осуществлять также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц в рамках осуществления общественного контроля.
Изменилась и направленность мероприятий по оценке эффективности государственных (муниципальных) закупок. Мониторинг, аудит и контроль согласно Закону № 44-ФЗ ориентированы на проверку эффективности закупки, осуществленной заказчиком, а не формального соответствия процедуры законодательству, как это было ранее.

Есть отличия!

Кроме рассмотренных выше отличительных черт Закона № 44-ФЗ, можно выделить и другие нововведения. Так, заметно скорректирован порядок обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Установление обеспечения теперь является обязанностью заказчика независимо от способа определения исполнителя контракта(ст. 96 Закона № 44-ФЗ) . Исключение составляют только отдельные виды контрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в случае с которыми установление обеспечения их исполнения является лишь правом заказчика. В качестве способа обеспечения исполнения контракта могут выступать внесение денежных средств на счет заказчика либо предоставление банковской гарантии. Помимо этого, ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры в отношении участников закупки. В случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена участником закупки на 25% и более, то он может быть заключен только после предоставления таким участником повышенного (в 1,5 раза) обеспечения исполнения контракта. Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 млн руб., то он обязан предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность.
Также ст. 31 Закона № 44-ФЗ введен ряд новых требований к участникам закупок, например:
_ правомочность заключать контракт;
_ отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики.
При проведении конкурсов с ограниченным участием, закрытых конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов предусмотрена возможность Правительства РФ устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Советы по адаптации

1. Проведите обучение сотрудников требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.
2. Обновите внутренние регламенты и процедуры под новые правила.
3. Следите за формирующейся практикой контрольно-надзорных органов и судов по применению Закона № 44-ФЗ.
4. Займите активную общественную позицию, т. к. Закон № 44-ФЗ направлен именно на публичность сферы государственных (муниципальных) закупок и привлечение общественности к регулированию данной сферы.

1. Исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных пунктами 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 25.1, 25.2, 25.3, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 - 48, 50 - 54 части 1 настоящего Федерального закона;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

4.1. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

5. Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

6. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

7. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

7.1. В случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.

8. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

9 - 12. Утратили силу. - Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ.

Положения статьи 94 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
    8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
  • Контракт
    13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
  • Заключительные положения
    29. Требования о проведении экспертизы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 94 настоящего Федерального закона, требования о подготовке отчета заказчика, предусмотренные частью 9 статьи 94 настоящего Федерального закона, не применяются к закупкам товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг или приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

25 марта 2013 года депутатами Государственной Думы принят в третьем чтении Федеральный закон №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Ранее его название было «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».

Ориентировочный срок вступления в силу вновь принятого Федерального закона - 1 января 2014 года. В связи с тем, что с названной даты Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" утрачивает силу, актуальными становятся вопросы о грядущих изменениях в системе закупок товаров, работ, услуг.

Для максимально эффективного перехода заказчиков на новую систему закупок, эксперты подготовили сравнительный анализ Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и пока еще не вступившего в силу Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе")

Принципиально новые институты Закона № 44-ФЗ по сравнению с Законом № 94-ФЗ

Терминология Закона № 44-ФЗ

В отличие от Федерального закона № 94-ФЗ, для упрощения понимания в Законе № 44-ФЗ появилась статья, в которой указаны основные понятия, используемые для целей Закона:

Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ, по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные и учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд; (ч. 1 ст. 3 Закона)

Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; (ч. 2 ст. 3 Закона)

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта; (ч. 3 ст. 3 Закона)

Участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя; (ч. 4 ст. 3 Закона)

Государственный заказчик - государственный орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки; (ч. 5 ст. 3 Закона)

Муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки; (ч. 6 ст. 3 Закона)

Заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки; (ч. 7 ст. 3 Закона)

Государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд; (ч. 8 ст. 3 Закона)

Единая информационная система в сфере закупок - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; (ч. 9 ст. 3 Закона)

Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение - государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона; (ч. 10 ст. 3 Закона)

Специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона; (ч. 11 ст. 3 Закона)

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок; (ч. 12 ст. 3 Закона)

Контрольный орган в сфере закупок - федеральный и региональный орган исполнительной власти РФ, орган местного самоуправления муниципального района и городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну; (ч. 13 ст. 3 Закона)

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок - орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению (во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок) реализации государственной политики в сфере закупок и организации мониторинга закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, а также по методологическому сопровождению деятельности заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд субъекта РФ; (ч. 14 ст. 3 Закона)

Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (ч. 15 ст. 3 Закона)

Сфера регулирования

И Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг" направлены на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Между тем Федеральный закон "О контрактной системе" исключил из сферы действия такие отношения как:

Оказание услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Также, обратите внимание, что отдельные особенности закупок могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе".

1. Планирование: планы-графики перестанут быть формальностью, зачастую не отражающей действительной потребности заказчиков либо отражающей необходимее закупки не в полном объёме, что делало их в конечном счета неинформативными для потенциальных участников размещения заказов.

Федеральный закон

Федеральный закон

Законодательно установленная обязанность заказчика по утверждению документов

Заказчики, уполномоченные органы размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме , установленным нормативным правовым актом министерства экономического развития РФ.

Наряду с планами-графиками размещается план закупок на срок действия соответствующего бюджета.

Планы-графики содержат:

  • наименование закупки ;
  • количество;
  • ориентировочная цена;
  • наличие аванса;
  • срок и форма размещения заказа.

План закупок утверждается в течение 10 рабочих дней с момента доведения до заказчика денежных средств и содержит:

·

· цели осуществления закупок;

· наименование и описание объектов закупок, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

· объемы финансового обеспечения и т.д.

Планы-графики составляются в строгом соответствии с планом закупок и содержит.

· идентификационный код закупки;

· дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

· - способ определения поставщиков и обоснование его выбора;

· - начальная (максимальная) цена контракта и дата начала закупки;

· информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;

· и др.

Особые условия

Закупка, не включенная в план-график , не может быть совершена заказчиком (в случае совершение такая закупка будет ничтожна )!

Вступление в силу

Нормы Закона об обязательном планировании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 114 Закона), требование об осуществлении закупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками - с 1 января 2016 г. (ч. 3 ст. 114 Закона).

2. Обоснование и нормирование закупок

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Цели закупки

В целях обеспечения государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.

Под данными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, муниципальных заказчиков (в том числе для реализации целевых программ) и для исполнения международных обязательств Российской Федерации (для госзаказчиков).

Под нуждами бюджетных учреждений понимается потребность таких учреждений в товарах, работах, услугах вне зависимости от источников финансирования.

Для бюджетных учреждений фактически цели закупки не определяются!

Законом устанавливаются исчерпывающий перечень целей закупок:

1) достижения целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация (за исключением исполняемых в соответствии с государственными программами, перечисленными в предыдущем пункте);

3) выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов (за исключением функций и полномочий, перечисленных в предыдущих пунктах).

Что обосновывается заказчиком?

Начальная (максимальная) цена закупки (лота)

В обосновании к каждой закупке необходимо будет увязывать предмет закупки с конкретной целью, из указанного перечня. Само по себе обоснование закупки определяется как установление соответствия закупки определенным в Законе целям осуществления закупки. Также аналогичная информация должна будет включаться в план закупки, в то время как в планах-графиках будет обосновываться НМЦ и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Ответственность

Специальная ответственность не устанавливалась, формальное наличие документа или указания на расчет/обоснование НМЦ признавалось соблюдением требований закона.

Предполагается введение административной ответственности за совершение закупки, признанной контролирующими органами необоснованной, то есть контролирующий орган будет оценивать соответствие предмета закупки целям размещения заказов.

Нормирование

Не предусматривалось

Вводится в целях достижения баланса, способного при закупке товара с одной стороны обеспечить государственные и муниципальные нужды, а с другой не привести к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши.

Вступление в силу

3. Единая информационная система

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Информационное обеспечение размещения заказов

Официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг z akupki. gov . ru

Единая информационная система, адрес которой определит Правительство РФ

Наполнение

На официальном сайте размещается:

· планы-графики;

· извещения о проведении закупки;

· документация закупки;

· изменения, вносимые в извещения или документацию;

· разъяснения документации;

· протоколы, составляемые в ходе размещения заказа;

· информация о поступлении жалоб участников и их содержании, а также решения и предписания по жалобам;

· реестр недобросовестных поставщиков;

· реестр контрактов.

В ЕИС содержится:

· планы закупок ;

· планы-графики;

· информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;

· информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

· информацию о закупках, об исполнении контракто в;

· реестр контрактов, заключенных заказчиками;

· реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

· библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов ;

· реестр банковских гарантий ;

· реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

· перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

· результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

· отчеты заказчиков о закупках у субъектов малого предпринимательства ;

· каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ;

· нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере размещения заказов;

· информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг ;

· иные информацию и документацию.


4. Требования к участникам размещения заказов

По сравнению с требованиями, установленными Федеральным законом № 94-ФЗ, новые требования к участникам размещения заказа практически не изменились.

Исключение составят следующие обстоятельства:

А) При оценки соответствия участника закупки требованиям об отсутствии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не будут учитываться следующие суммы:

На которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

Которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ;

По которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной;

Которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

Б) Требование о об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), их учредителей, единоличного исполнительного органа и проверка данных лиц станет обязанностью заказчика.

В) При закупке заказчиком прав на результаты интеллектуальной деятельности заказчик обязан включать в требования к участнику обязательность обладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

Новые требования к участникам:

1) правомочность участника закупки заключать контракт;

2) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки - юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением, работ, оказанием услуг, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

Несоответствие вышеуказанным требованиям, а также предоставление недостоверной информации является основанием для отклонения участника от размещения заказа, отказа от заключения контракта, а также ОТКАЗА ОТ УЖЕ ЗАКЛЮЧЕННОГО КОНТРАКТА .

5. Описание объектов госзакупок

Закон устанавливает правила к описанию объекта закупок, соблюдение которых является обязательным для заказчика. В целом требования к описанию во многом схожи с требованиями Закона 94-ФЗ (товар должен быть новым, документация может содержать чертежи, фотографии и схемы), однако есть и дополнительные требования:

· описание объекта закупки должно носить объективный характер, содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. При этом в описание объекта закупок не должны включаться сведения о товарных знаках, знаках обслуживания, фирменных наименованиях и иных способах идентификации конкретного товара или производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупок. Исключение возможно только в случае, когда не имеется другого способа обеспечить точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

· использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей , требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

6. Начальная (максимальная) цена контракта

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Способы обоснования

· данные государственной статистической отчетности;

· официальный сайт;

· реестр контрактов;

· информация о ценах производителей;

· общедоступные результаты изучения рынка;

· исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору;; свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота);

· иные источники информации .

В законе устанавливаются не способы, а методы:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод анализа рынка является предпочтительным перед остальными и сводится получению цены из общедоступной информации либо к запросу коммерческих предложений и иных финансовых условий исполнения контракта на идентичные (имеющие одинаковые характерные для них основные признаки) или однородные (не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемым) товары, работ, услуги.

Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов.. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

При невозможности определения НМЦ указанными методами, заказчик вправе применить иные методы.

Общедоступная информация для применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

Понятие отсутствовало

К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:

1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

7. Способы определения поставщиков в Законе № 44-ФЗ

Открытый конкурс;

Конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования

Конкурс с ограниченным участием;

конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор:

Поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации

Выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Двухэтапный конкурс;

конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1) конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки .

Электронный аукцион;

аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. Извещение не менее чем за 7 дней до окончания подачи заявок при НМЦк <= 3 млн. руб., в иных случаях не менее 15 дней.

Заказчик обязан проводить электронный аукцион по Перечню , установленномуй Правительством Российской Федерации, либо дополнительному перечню , установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Запрос котировок (НМЦк <= 500 тыс. руб)

способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта . Заявки подаются в конверте или электронным документом . Вскрытие конвертов под аудиозапись, участники вправе присутствовать и также записывать/снимать видео. Извещение не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок (4 рабочих дня для НМЦк <= 250 тыс.руб).

Запрос предложений;

способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге . Извещение за 5 дней до даты проведения запроса.

Установлен перечень случаев (договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком, поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, преподавательские услуги*, заключение контракта фед.орг.исп.вл. на лечение гражданина за пределами РФ, закупки дип.представительствами и консульскими учр. до 15 млн. руб., дозакупка в случае одностороннего отказа заказчика от контракта с соответствующим уменьшением объема при частичном исполнении (запрос направляется минимум за 5 раб дней до проведения запроса и только участникам этой закупки), закупка лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, конкурс/аукцион не состоялись по причине недопуска всех участников или отсутствия заявок, закупка изделий народных художественных промыслов)

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;

Это способы определения поставщика, при которых информация о закупке сообщается ограниченному кругу лиц.

Используются в следующих случаях:

1) для закупки товаров (работ, услуг) в целях обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2) для закупки товаров (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, если такие сведения содержатся в документации о закупке либо в проекте контракта;

3) для заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, а также услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим или юридическим лицам (либо принимаемых заказчиками от физических или юридических лиц) во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории России и (или) территориях иностранных государств;

4) для закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Закупка у единственного поставщика.

При закупке у ЕУ заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчёте невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта .

Статья 93 Закона № 44-ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень из 28 оснований. Многие перешли из статьи 55 Закона № 94-ФЗ.

Информация о некоторых закупках размещается в ЕИС за 5 дней до заключения контракта.

Уточнена закупка: для ликвидации последствий аварий, ЧС, ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для срочного медицинского вмешательства - только если отсутствуют в утверждённом Правительством «Перечне ЧС» (Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2006 N 261-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера»). Если есть в этом перечне, то осуществляется предварительный отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Добавлено: осуществление закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии до 200 тыс.руб. в объеме курса лечения.

Исключены: НИР и гранты бюджетным учреждениям (они теперь по 223-ФЗ размещаются, если есть Положение)

Государственным или муниципальным образовательным учреждениям , государственным или муниципальным учреждениям культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждениям (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) можно закупать до 400 тыс.руб. в размере, не превышающем 50% плана-графика закупок в год, но не более 20 млн.руб .

8. Закупки у субъектов малого предпринимательства

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон № 94-ФЗ, а именно:статья 15, обязывает заказчиков размещать заказы у субъектов малого предпринимательства ежегодно в размере не менее 10 и не более 20 процентов от общего годового объема закупок. При этом перечень товаров, работ, услуг, которые могут быть закуплены у субъектов малого предпринимательства, установлен Правительством РФ.

Помимо субъектов малого предпринимательстваФедеральный закон "О контрактной системе"вводит привилегии для дополнительных участников - социально ориентированных некоммерческих организаций.

У субъектов малого предпринимательства, также у социально ориентированных некоммерческих организаций заказчик будет обязан осуществить закупки в объеме не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

9. Одноименность

Понятие «одноименных товаров, работ, услуг» не предусмотреноФедеральным законом "О контрактной системе". Безусловно, это облегчит работу заказчикам. Больше не возникнет необходимости тратить время на работу с номенклатурой товаров, работ, услуг, чтобы определить необходимый код ОКДП.

10. Наблюдение закупочной деятельности

Дополнительными новациями в системе закупок стали мероприятия по наблюдению за закупочной деятельностью заказчиков. Среди таких мероприятиймониторинг закупок . Мониторинг представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

Следующая вновь введенная процедура наблюдения -аудит в сфере закупок .

В рамках аудита закупок осуществляется анализ и оценка результатов закупок, достижения целей осуществления закупок. Мероприятия по аудиту проводятся Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

Общественный контроль закупок

Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства, а также информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

В рамках общественного контроля граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе:

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Федерального закона «О контрактной системе»;

4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе»;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Закупка у единственного поставщика

Основное отличиеФедерального закона "О контрактной системе" от положенийФедерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов", на которое мы хотим обратить внимание, заключается в следующем.

Как Вы помните согласноп.14 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗзаказчики вправе закупать товары, работы, услуги на сумму не более 100 тыс.руб. по одному договору, а также не более чем на 100 тыс.руб. одноименных товаров, работ, услуг в квартал. ВФедеральном законе "О контрактной системе"данное положение претерпело значительное изменение. Ранее мы уже говорили, что понятие «одноименности» уходит из сферы закупок. В связи с чем максимальная сумма, на которую могут быть закуплены товары, работы, услуги по одному договору остается также 100 тыс.руб., при этом максимальный объем средств, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 5 (пять) процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 (пятьдесят) миллионов рублей в год.

Материал подготовлен с использованием ИПС «Кодекс»

С 1 января 2014 года вступил в свою законную силу принятый еще 5 апреля 2013 года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ «О контрактной системе»).

Он не только учитывает существующий российский опыт проведения закупок за бюджетные средства, но также его нормы ориентированы на практику иных стран, имеющих прогрессивную законодательную базу в данной области. При разработке его норм учитывались положения нормативно-правовых актов, принятых Комиссией ООН по праву международной торговли.

Отраженный в документе системный подход к формированию, размещению и исполнению контрактов должен привести к улучшению ситуации в сфере обеспечения нужд государственных и муниципальных органов.

Нормы о планировании отсутствуют

Борьба с демпингом

Определены новые методы ее обоснования, в частности путем сопоставления рыночных цен, а также посредством проектно-сметного, нормативного, тарифного, затратного методов

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта предусмотрено статье 19.1

Случаи изменения условий контракта

Изменение условий контракта возможно при условии, что данный фактор отражен заказчиком в плане закупок, «закупочной» документации, в положениях самого контракта

Изменение контракта допускается в исключительных случаях, предусмотренных самим законом

Варианты расторжения контракта

Право, а также условия и порядок подачи жалоб в суд или контролирующие органы на действия (бездействие) заказчика, комиссии, отдельных должностных лиц, оператора электронной площадки и остальных органов прописаны в статьях 57-62

В приведенной выше таблице отражены основные «закупочные» положения. Однако ряд изменений коснулся различных аспектов непосредственно в процессе реализации тех или иных процедур закупки. В таблице 2 проводится сравнительный анализ положений Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» и Закона 94-ФЗ «О госзакупках» относительно особенностей реализации закупок посредством электронного аукциона и прочие детали, сказывающиеся на итоговом результате проводимых торгов.

Таблица 2. Изменения в процессе «электронной» закупки

Положение

Закон 44-ФЗ

«О контрактной системе»

Закон 94-ФЗ

«О госзакупках»

Электронный обмен документами

Нормы статей 5, 49, 51, 52, 60 предусматривают направление электронных заявок с помощью единой информационной системы и операторов «закупочных» площадок

Предусмотрена возможность передачи электронных документов непосредственно заказчику, а при проведении электронных аукционов документооборот осуществляется через оператора «закупочных» площадок (статьи 21, 25, 41.2)

Тип электронно-цифровой подписи

Необходимо использование УЭП - усиленной электронной подписи (статья 5, пункт 2 статьи 60)

Предполагается использование обычной электронно-цифровой подписи (часть 2 статьи 41.2)

Аккредитация на электронных площадках

Аккредитация предусмотрена статьей 60

Аккредитация предусмотрена статьей 41.2

Минимальный размер обеспечения заявки об участии

Пунктами 14,15 статьи 44 установлен диапазон от 0,5% до 5% от начальной (максимальной) цены контракта

Для коротких аукционов (цена до 3 млн. руб.) установлен фиксированный размер обеспечения – 1%.

Для субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций социального направления, организаций инвалидов и учреждений сферы исполнения наказаний – не более 2% начальной (максимальной) цены контракта

Нормы статьи 20 предусматривают, что размер обеспечения не должен превышать 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)

Для субъектов малого предпринимательства размер не может быть более 2%

Доходы участников от суммы обеспечения заявки

Пунктом 8 стать 44 предусмотрена выплата дохода, полученного оператором электронной площадки от размещения денежных средств, полученных как обеспечение заявки, за период размещения данных средств на счете оператора.

Данное положение начнет действовать после нового отбора операторов

Нормы, предусматривающие выплату дохода, полученного от размещения обеспечения заявок, отсутствуют

«Короткий» аукцион (до 3 млн. руб.)

Пунктом 2 статьи 63 установлено, что извещение должно быть размещено минимум за 7 дней до дня окончания срока направления заявок об участии

Частью 2 статьи 41.5 для публикации извещения также предусмотрен минимальный 7-идневный срок, исчисляемый от дня окончания подачи заявок об участии

Часть 6 статьи 41.5 предусматривает возможность отмены электронного аукциона не позднее, чем за 5 дней до установленной даты окончания приема заявок об участии

Часть 6 статьи 63 предусматривает право внесения изменений в извещение о проведении аукциона, но минимум за 2 дня до истечения срока приема заявок об участии

Часть 5 статьи 41.5 дает возможность вносить изменения в извещение с ограничением в 5 дней до даты окончания приема заявок

Согласно пункту 6 статьи 63 продление срока обязательно в случае внесения заказчиком изменений в извещение, срок такого продления должен составлять не менее 7 дней

Часть 5 статьи 41.5 предполагает обязательное продление срока для направления участниками заявок на срок не менее 7 дней в случае внесения изменений

в извещение о проведении аукциона

Срок согласно пункту 2 статьи 67 не может превышать 7 дней со дня приема заявок

Пунктом 2 статьи 41.9 установлено, что заявки должны быть рассмотрены в 7-идневный срок с момента окончания их принятия

День для проведения аукциона

Аукцион проводится в первый рабочий день, который наступает после истечения двух дней, которые следуют за днем окончательного рассмотрения первых частей заявок (пункт 3 статьи 68)

Согласно части 3 статьи 41.10 аукцион проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок, причем в первый же рабочий день

Согласно пункту 5 статьи 69 заявки следует рассмотреть в срок не более 3 рабочих дней со дня размещения протокола проведения аукциона

Пункт 5 статьи 41.11 определяет, что срок не должен быть более 4 дней со дня размещения протокола проведения аукциона

«Длинный» аукцион (от 3 млн. руб.)

Сроки для размещения извещения о проведении аукциона

Пунктом 3 статьи 63 установлено, что извещение должно быть размещено минимум за 15 дней до дня окончания срока направления заявок об участии

Частью 1 статьи 41.5 для публикации извещения предусмотрен минимальный 20-идневный срок, исчисляемый от дня окончания подачи заявок об участии

Возможность и сроки для отмены аукциона

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 возможна отмена проведения аукциона, о чем должно быть сообщено не позднее, чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок об участии

Часть 6 статьи 41.5 предусматривает возможность отмены аукциона не позднее, чем за 10 дней до установленной даты окончания приема заявок об участии

Возможность и сроки для внесения изменений в извещение о проведении аукциона

Часть 6 статьи 63 предусматривает право внесения изменений в извещение о проведении аукциона минимум за 2 дня до истечения срока приема заявок об участии

Часть 5 статьи 41.5 предоставляет возможность внесения изменений в извещение за 5 дней до дня завершения приема заявок об участии

Продление срока для подачи заявок

Согласно пункту 6 статьи 63 продление срока подачи заявок является обязательным, если заказчиком внесены изменения в извещение, срок продлевается минимум на 7 дней

Частью 5 статьи 41.5 установлена обязанность по продлению срока подачи заявок об участии на срок не менее 15 дней в случаях, когда произведено внесение изменений в извещение о проведении закупки

Сроки для рассмотрения первых частей заявок

Согласно пункту 2 статьи 67 первые части заявок должны быть рассмотрены в срок, не превышающий 7 дней со дня приема заявок

Пункт 2 статьи 41.9 предусматривает, что заявки рассматриваются в 7-идневный срок со дня завершения их принятия

День для проведения аукциона

Согласно пункту 3 статьи 68 аукцион следует проводить в первый рабочий день по истечении 2-х дней, следующих за датой окончательного рассмотрения первых частей заявок

Часть 3 статьи 41.10 устанавливает, что аукцион проводится в первый же рабочий день через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок

Сроки для рассмотрения вторых частей заявок

Пунктом 5 статьи 69 установлено, что заявки должны быть рассмотрены в срок до 3 рабочих дней со дня размещения протокола проведения аукциона

Пунктом 5 статьи 41.11 определяет, что срок рассмотрения вторых частей заявок не должен превышать 6 дней с даты размещения протокола проведения аукциона

Возможность запроса разъяснений участником, сроки ответа для заказчика

Пунктом 3 статьи 65 предусмотрено право направления запросов о даче разъяснений относительно положений документации, но не более 3-х раз по одному аукциону

Пункт 4 статьи 63 обязывает заказчика направлять ответы в срок до 2 дней с даты поступления запроса о разъяснении

Согласно части 3 статьи 41.7 участники по одному и тому же аукциону могут трижды направлять запросы о разъяснении положений документации заказчику

Частью 4 статьи 41.7 установлен 2-хневный срок для предоставления ответа

Этап заключения контракта

Место заключения контракта

В соответствии со статьей 70 контракта заключается с помощью электронно-цифровой подписи непосредственно в единой информационной системе

Статья 41.12 устанавливает, что контракт заключается в электронной форме в условиях соответствующей электронной площадки

Сроки размещения проекта контракта

Пункт 2 статьи 70 предполагает размещение проекта контракта

в единой информационной системе в течение 5 дней со дня размещения итогового протокола закупки

Проект направляется оператору в течение 5 дней с момента размещения протокола о закупке (часть 2 статьи 41.12)

Сроки подписания контракта участником

Участник должен подписать контракт в течение 5 дней с момента получения его проекта и размесить его в единой информационной системе (пункт 3 статьи 70)

Согласно части 4 статьи 41.12 контракта должен быть подписан участником и отправлен оператору в 5-идневный срок с момента получения проекта

При наличии протокола разногласий срок сокращается до 3 дней (части 4.4, 4.6. статьи 41.12)

Сроки подписания контракта заказчиком

Пункт 7 статьи 70 обязывает заказчика подписать контракт в течение 3 дней с момента размещения в единой информационной системе

Пункт 6 статьи 41.12 обязывает заказчика подписать контракт в срок до 3 дней с момента получения от оператора подписанного участником контракта

Урегулирование разногласий

Победить при наличии разногласий должен согласно части 4 статьи 70 разместить соответствующий протокол разногласий в единой информационной системе

Участник, с которым заключается контракт, может направить протокол разногласий заказчику через оператора электронной площадки (часть 4.1. ст. 41.12)

Подписание после протокола разногласий

В соответствии с пунктами 5, 6, 7 статьи 70 заказчик в течение 3 рабочих дней после получения проекта разногласий размещает доработанный (такой же с обоснованием) проект контракта. Затем в течение 3 рабочих дней его подписывает участник. После чего предоставляется 3 рабочих дня для его подписания заказчику

Нормы частей 4.2, 4.4, 4.5 устанавливают следующую схему: заказчик в течение 3 дней после получения проекта разногласий направляет оператору доработанный (такой же с обоснованием) проект контракта. Затем в течение 3 дней его подписывает участник. После чего в течение 3 дней он подписывается заказчиком

Ограничения по срокам заключения контракта

Пункт 9 статьи 70 предусматривает, что контракт нельзя заключать ранее, чем по истечении 10 дней со дня размещения итогового протокола

Согласно пункту 9 статьи 41.12 контракт также можно заключать не ранее, чем через 10 дней после размещения протокола об итогах закупки

Варианты признания аукциона несостоявшимся

Предоставление единственной заявки об участии

Рассматривается в течение 3 рабочих дней, может быть принято решение о несоответствии участника (пункт 3 части 1 статьи 71)

Первая часть рассматривается в сроки, предусмотренные конкурсной документаций, вторая часть – в течение 3 дней, может быть принято решение о несоответствии участника (часть 22 статьи 41.8)

Единственная заявка после рассмотрения первых частей

Вторая часть рассматривается в течение 3 рабочих дней, может быть принято решение о несоответствии участника (пункт 3 части 2 статьи 71)

Часть 11 статьи 41.9 предусматривает рассмотрение второй части заявки в течение 3 дней, может быть принято решение о несоответствии участника

Отсутствие поданных предложений в течение десяти минут

В соответствии с частью 3 статьи 71 аукцион считается несостоявшимся, контракт заключается с участником, первым подавшим заявку

Согласно части 21 статьи 41.10 аукцион признается несостоявшимся, рассмотрение заказчиком заявок не осуществляется

Отсутствие заявок вообще или отклонение всех поданных заявок

Пункт 4 статьи 71 предполагает проведение повторной закупки путем запроса предложений

Частью 21 статьи 41.8 и часть 7 статьи 41.9 установлена необходимость проведения повторного аукциона

Переходные положения, связанные со вступлением в силу Закона 44-ФЗ «О контрактной системе»

Вступление в силу Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» предполагает ряд новшеств в системе осуществления государственных закупок, причем для реализации многих из них требуется определенное время. Поэтому в Заключительных положениях закона прописаны нормы, предусматривающие условия действия ранее заключенных договоров, порядок публикации информации о закупках, права и обязанности субъектов «закупочного» процесса в период становления новой системы.

В первую очередь стоит отметить, что все контракты и договора, заключенные в порядке, предусмотренном Законом 94-ФЗ «О госзакупках» до 1 января 2014 года, продолжают действовать на тех же условиях. Вместе с тем по ранее действующим правилам осуществляется размещение в единой информационной системе (до ввода в эксплуатацию - на официальном сайте в интернете) планов-графиков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в 2014 и 2015 годах. Однако размещение планов-графиков должно осуществляться с учетом правил, которые могут установить федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, на период 2014-2015 годов установлен ряд ограничений, связанных с применением планов-графиков. Так, их не следует принимать во внимание при расчете совокупного годового объема закупок, осуществляемых в соответствии с ч. 1 ст. 30, ч. 1 и ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 72, пп. 4,5 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе». Если осуществляется закупка товаров, работ и услуг согласно нормам ч. 1 ст. 36, ч. 2, 4-6 ст. 55, ч. 4 ст. 71, ч. 4 ст. 79, ч. 19 ст. 83 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» в течение 2014-2015 годов, то в планы-графики не следует вносить изменения. При формировании отчета, предусмотренного п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе» нет необходимости отражать информацию об исполнении контракта относительно его соответствия плану-графику.

Также в 2014-2015 годах установлены несколько иные правила для обжалования действий (бездействия) заказчика. В частности жалоба может быть подана лишь с момента начала процедуры определения контрагента, а не в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, как предусматривает редакция части 3 статьи 105 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе».

Кроме того, в период 2014-2015 годов является обязательным проведение общественного обсуждения закупок, цена контракта по которым превышает 1 миллиард рублей. Порядок такого общественного обсуждения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 578 от 10.10.2013г. Отдельные случаи проведения обязательного общественного обсуждения государственных закупок могут устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных органов. На основании результатов обязательного общественного обсуждения заказчик может не только вносить изменения в документацию о закупке, но и вовсе ее отменить.

Что касается функционирования и эксплуатации единой информационной системы, то конкретные порядок и сроки ее введения в действие должны быть установлены Правительством РФ. До официального внедрения единой информационной системы в систему государственных закупок необходимая информация размещается на официальном интернет-сайте для размещения заказов по правилам, установленным до вступления в силу Закона 44-ФЗ «О контрактной системе».

До утверждения соответствующими государственными органами типовых контрактов в той или иной сфере деятельности и типовых условий их заключения, как того требует часть 11 статьи 34 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», заказчики должны самостоятельно разрабатывать проекты данных документов.

В части проведения электронных аукционов Заключительные положения предусматривают, что до начала работы операторов электронных площадок, которые еще должны пройти соответствующий отбор согласно части 4 статьи 59 Закона 44-ФЗ «О контрактной системе», электронные закупки допустимо осуществлять через электронные площадки, прошедшие отбор по ранее действующим требованиям. Вместе с тем Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» предоставлено право интегрирования своей системы закупок в единую информацию систему после начала ее функционирования.

В срок до 1 января 2017 года определение идентификационного кода проводимой закупки осуществляется, исходя из кодов общероссийских классификаторов и кода бюджетной классификации. Также с момента вступления Закона в силу и до 1 января 2017 года предусмотрена возможность формирования и ведения Минэкономразвития РФ в рамках единой информационной системы каталога товаров, работ и услуг.

Кроме того, в срок до 31 декабря 2016 года заказчикам предоставлено право проведения закупки путем запроса котировок при любой начальной цене, если предметом данной закупки являются работы, связанные со строительством (капитальным ремонтом, реконструкцией) олимпийских объектов. Данное правило распространяется также на возведение жилых домов, предоставляемых гражданам вместо земельных участков, которые использовались под размещение олимпийских объектов.

На протяжении 2014 и 2015 годов будет открыт бесплатный доступ к сведениям, содержащимся в реестре недобросовестных поставщиков, расположенном на официальном сайте для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В течение данного периода заказчикам предоставлено право включения в условия конкурсной документации требования об отсутствии информации об участниках (их учредителях) в реестре недобросовестных поставщиков, сведения которого сформированы на момент вступления в силу 44-ФЗ «О контрактной системе».

Заключительными положениями определяется, что в срок до 1 января 2014 работнику контрактной службы либо контрактному управляющему необходимо иметь либо профессиональное образование, либо дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов, тогда как ч. 6 ст. 38 предполагает уже наличие высшего образования.

Также на срок до 1 января 2016 года предусмотрено право правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований обязывать подчиненные им структуры осуществлять планирование закупок для обеспечения федеральных, муниципальных и нужд субъектов РФ соответственно. При этом созданные региональные и муниципальные информационные «закупочные» системы до начала функционирования единой информационной системы осуществляют обмен информацией с официальным «закупочным» сайтом в интернете.

Источник RTS-TENDERS.RU