Стоит ли идти на год в вуз. Высшее образование? А стоит ли? Перспективы дальнейшего трудоустройства

Вчера прошел день знаний. Самое время обсудить вопрос нужности или ненужности высшего образования лично для вас. В обществе есть две диаметрально противоположенные точки зрения относительно того, стоит ли учиться в вузе или нет. 10 лет назад я был человеком без высшего образования, а теперь у меня уже несколько лет как есть диплом экономиста. Давайте разбираться в этом непростом вопросе.

СТОИТ ЛИ ПОЛУЧАТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

Начнем с того, что более высокое образование - это хорошо. Эрудированный человек имеет больше возможностей, чем не эрудированный. С этим мало кто поспорит. Но не стоит забывать, что стены вуза - это далеко не единственный и не самый лучший способ получить какие-то знания. Самым лучшим способом приобретения тех или иных знаний является практика. Но давайте обо всем по-порядку.

ДАЕТ ЛИ ДИПЛОМ КАКИЕ-ТО ПРЕИМУЩЕСТВА

Реально, многие вакансии без наличия высшего обазования будут для вас закрытыми. Для работодателя наличие диплома - это подтверждение того, что вы можете годами ходить к 8 утра и выполнять то, что от вас требуют. Поэтому далеко не всегда требуется именно профильное высшее образование. Намного важнее, что вы смогли пережить десяток сессий, сумели тем или иным способом сдать десятки экзаменов и курсовых работ и можете претендовать на исполнительные должности.

Реально - в государственный технопарк куратором проектов или налоговым инспектором в налоговую инспекцию без профильного диплома сложно попасть (читай - невозможно). Вообще, многое зависит от конкретной организации. Многие фирмы, к примеру, готовы рассматривать кандидатов со средним или средне-специальным образованием. Откройте газету, прозвоните интересные для вас вакансии и узнайте, действительно высшее образование востребовано в этих фирмах или нет. Но практика показывает, что наличие диплома чаще востребовано, чем не востребовано.

Вы должны понять, что диплом - это еще не гарантия хорошего трудоустройства, но неплохое подспорье.

ЧТО МОЖНО УСПЕТЬ СДЕЛАТЬ ВМЕСТО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Прежде чем идти учиться, вы должны задуматься, а что бы вы могли бы успеть за эти 4-5 лет, если бы вы не ходили в университет. Ответ прост - за это время можно стать профессионалом высокого класса в любой области. Задумайтесь об этом, ведь 18-22 года - это самый активный возраст, когда вы в состоянии быстро усваивать знания. С другой стороны, если вы захотите учиться годам к 30, то для вас это будет уже значительн осложнее, так как организм уже более старый и сложнее усваивает новые знания.

ВЫСОКО ЛИ КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Тут мы подошли к ключевому вопросу. А действительно ли высоко качество высшего образования? Тут все зависит от вашего вуза, факультета, кафедры и даже от состава преподавателей, которые у вас ведут те или иные пары. Могу говорить за себя: из приблизительно 50 дисциплин мне очень понравились около 10. Еще 10-15 были не так интересны лично для меня, но полезны для общего развития.

В сухом остатке, я остался доволен. Но если бы мне пришлось платить за это обучение те деньги, которые сегодня запрашивают вузы, я бы усомнился в целосообразности. Но мне удалось поступить на бюджет и учитывая, что учеба досталась мне бесплатно, я остался доволен.

Но давайте говорить откровенно - в программе было полно всякой муры. И это не вина самой программы. Просто каждый преподаватель ведет то, что считает нужным. Кто-то просто отчитывает учебник, чтобы отвести свои часы, а кто-то действительно рассказывает свой предмет, что называется, с душой.

ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Мы очень быстро забываем то, что изучаем. Об этом пишет автор книги «правила мозга». То, что мы не используем в повседневной практике очень быстро вычеркивается нашим с вами мозгом. Имено поэтому 90% всего, что вы будете проходить вы забудете еще до того как успеете защитить дипломный проект. Однозначные рекомендации относительно того, стоит ли вам поступать в вуз или не стоит очень сложно давать, учитывая что у каждого из нас разные условия, разные возможности и разные желания. Например, кто-то в принципе не в состоянии учиться в классической академической среде. Или, к примеру, для предпринимательства особого формального образования и вовсе не требуется. Кому-то диплом понадобится и не раз, а у кого-то он всю жизнь пролежит на полке. Взвешивайте все за и против и принимайте решение.

Что делать, если на бюджет поступить не удалось, а стоимость обучения на платном отделении слишком высока? Для многих подобная ситуация равносильна концу света, годы прилежной учебы кажутся напрасно потраченным временем, а будущее выглядит туманным и бесперспективным. На самом деле выход есть, и он не один!

Что делать, если не поступил в вуз на бюджет

Если на бюджетное отделение поступить не удалось, а контрактное обучение не осилить финансово, но диплом именно этого ВУЗа является целью вашей жизни - попробуйте один из следующих вариантов:

1. Разузнайте о льготах, которые есть в данном учебном заведении. Есть шанс быть зачисленными на грантовое обучение у инвалидов I и II групп, а также некоторых других категорий граждан. Полный перечень можно узнать в приемной комиссии ВУЗа.

2. Не оставляйте надежды ворваться во второй поток. В результате того, что часть абитуриентов отказывается от поступления, при недоборе списки студентов по законодательству допустимо формировать до 1 сентября. Обычно имена последних бюджетников из второй волны становятся известны 6 августа.

3. Держите курс на заочное отделение того же университета. Недобравшие баллов, но успешно сдавшие экзамен абитуриенты, путем перевода могут оказаться на альтернативном отделении желаемого факультета. Возможность работать, быстрее стать независимым и набраться опыта в выбранной сфере дорогого стоит!

Не поступил в институт - что делать

Если стать студентом института все-таки не удалось – есть несколько выходов:

1. Потратьте этот год на подготовку и пересдайте ЕГЭ на следующий год. Возможно пересдать любой предмет, как обязательный, так и не обязательный, а потом выбрать лучший результат из полученных за 2 года. Нет ничего странного или постыдного, что выпускники прошлых лет стремятся улучшить свои результаты. Единственное, что нужно сделать - зарегистрироваться на участие в экзамене и хорошо подготовиться одним из нескольких способов:

  • Самостоятельная подготовка требует целеустремленности, методичных и каждодневных занятий.
  • Групповые курсы для подготовки к ЕГЭ стоят недёшево, но гораздо дешевле, чем учеба на платном отделении. Тем более, что можно выбрать именно те предметы, которые вызывают большие затруднения.
  • Занятия с репетитором стоят еще дороже, но и сулят более серьезную подготовку, особенно если найти преподавателя, знающего тонкости ЕГЭ .

2. Заветное образование не обязательно должно быть высшим. Например, учеба в колледже предполагает профильную подготовку и продолжение образования в университете. По окончании многих колледжей можно без проблем оказаться на втором-третьем курсе партнерского вуза. Поступают в колледж на основании аттестата о девятилетнем образовании.

3. Воспользуйтесь уникальной возможностью заняться чем-то новым. Например, освойте сложную графическую программу или создайте собственный сайт, пройдите курсы фотографов или барменов. Есть множество возможностей, чтобы работать в свободном графике и иметь неплохой доход. Если вы мужчина – отслужите в армии. Без военной подготовки нельзя устроиться в силовые структуры и ряд ведомств, так зачем лишать себя множества возможностей?

Не следует полагать, что ваши шансы реализовать себя меньше, чем у кого-либо. Есть множество путей и у каждого своя дорога!

В наше время поступить в ВУЗ все труднее, а найти высокооплачиваемую работу после его окончания не так уж просто. Диплом в наше время - это не гарантия успеха и хорошего заработка.Так стоит ли игра свеч? В статье от первого лица рассказывается о двух девушках, одно из которых поступила в институт, а другая сразу пошла работать в сферу услуг. Кому из них в жизни удалось добиться большего успеха?

""Я, как одна из лучших учениц, после школы поступила в нефтяной университет. Моя подруга не могла похвастаться хорошим аттестатом, поэтому сразу после выпускного пошла учиться на курсы парикмахеров . Первого сентября я с гордостью вступила в студенческие ряды известного университета. Она, в свою очередь, как раз закончила курсы и стала работать в ближайшем салоне. Прошел год. Мой отец исправно в течении года платил не малую сумму за мое обучение, снимал мне жилье и каждый месяц отправлял средства на проживание. Моя подруга-парикмахерша за год «набила» себе руку, обзавелась постоянными клиентами, сама оплачивает аренду жилья и начала копить на машину. Прошло еще четыре года, я с чувством полного удовлетворения и красным дипломом в руках возвращаюсь в родной город. Мои родители за период моей учебы потратили сумму эквивалентную стоимости однокомнатной квартиры, и теперь очень надеяться на мое перспективное нефтяное будущее. По распределению из института меня берут в крупную нефтегазодобывающую компанию молодым специалистом на рабочую должность. Возможна перспектива карьерного роста, если очень постараться. Я начинаю свою трудовую деятельность. Теперь каждое утро я обязана вставать, натягивать улыбку и полтора часа добираться на производство. Моя подруга утром любит поспать и делает это с удовольствием. За пять лет работы парикмахером она открыла свой собственный салон, купила маленький дом в престижном районе, хорошую иномарку, объездила пол мира и подумывает о расширении своего пока еще небольшого бизнеса.

Мой красный диплом пылится в шкафу, родственники гордятся мной. Через полтора года работы оператором меня повысили до инженера, я наскребла на первоначальный взнос и в этом году смогу взять ипотеку,чтобы купить как раз такую же однокомнатную квартиру в стоимость которой обошлось мое очное обучение в институте. Мама моей подруги-парикмахерши, которая неоднократно выслушивала от знакомых о необходимости в наше время высшего образования, беззаботно нежиться на хорватском побережье, путевку ей на юбилей подарила дочь.

Высшее образование дало мне знания, статус, умение учиться, находить пути решения проблем и самое главное – незабываемые студенческие годы, но какова цена всего вышеперечисленного в наше время торгово-рыночных отношений? Если ваша цель зарабатывать, то стоит ли терять пять лет, просиживая штаны на лекциях?""

Итак, средняя зарплата очень среднего молодого специалиста по сравнению с 2015 годом в 2016 году выросла... аж на 300 рублей. Это если выпускник вуза нашел работу. Недавно опубликованный мониторинг Минобрнауки дает цифры: находят чем заняться только 75% окончивших университеты и институты. В мониторинге, правда, не говорится соответствует ли полученная в высшем учебном заведении специальность тому, за что молодому человеку платят зарплату. Могу предположить: работа продавцом в овощном магазине или приемщиком в химчистке - тоже вариант для выпускников экономических и юридических факультетов.

Вопрос только - нужно ли было просиживать четыре года в аудитории, чтобы потом раскладывать по полкам капусту и укроп? И зачем вообще нужно высшее образование? (Кстати, выпускники экономических и юрфаков в среднем даже недотягивают и до 27 700 - у них зарплаты 27 тысяч и 26 тысяч рублей соответственно.)

Кто молодец

Собственно, мониторинг дал вполне ожидаемые результаты. Находят работу по специальности и неплохо зарабатывают выпускники МГУ , СПбГУ и Национальных исследовательских университетов - такой статус не так давно получили ведущие российские вузы (см. таблицу). Среди нужных специалистов - авиационные и ракетно-космические инженеры, медики, фармацевты, знатоки ядерной энергетики, теплоэнергетики, химических технологий, геологи, горняки и нефтяники (см. таблицу).

Но таких специалистов у нас готовят полсотни вузов. Вопрос - а кого готовят остальные почти девять сотен?

Вуз или не вуз

А-а-а, вот ваши дети университеты пооканчивали, а наших вы в ПТУ запихнуть хотите! - это обычная первая реакция на разговор о том, куда поступать и зачем.

И на следующий вопрос: «А вы уверены, что именно вуз сделает дальнейшую жизнь вашего ребенка счастливой и успешной?» возникает долгое задумчивое молчание.

Школа, вуз, работа - это давно привычная схема. И мало кто из родителей, а тем более бабушек и дедушек готов согласиться, что она устарела. Между тем большинство вузов не столько учат, сколько доращивают детишек. Первые два года минимум. Только где-то лет в 19 у ребят просыпается понимание: «Ой, куда я поступил? Зачем мне это?!»

Главный игрок на рынке профориентации - вуз, - рассказывал на Радио «КП » Владимир Оглоблин , партнер профориентационного портала «Проект Про», эксперт комитета по образованию «Деловой России ». То есть только в вузе, и то не сразу студенты соображают, какую профессию получают. И задумываются.

В итоге выходят условными «специалистами» и не в состоянии выстроить карьеру. Да и какому работодателю нужен вялый специалист, который из-под палки делает нелюбимое дело?

А можно было поступить по-другому? Можно! Вуз - это только одна из возможных траекторий. И не всегда лучшая. Слабый вуз - почти всегда гарантия неуспешности в жизни после его окончания. Знаний мало, перспективы доучиться немного. При этом сегодня вариантов, чтобы выстроить успешную карьеру, множество.

Главный вопрос - не где учиться, а какой набор навыков, умений, знаний ты хочешь получить, чтобы стать успешным и востребованным на рынке труда, - объясняет Оглоблин. - Ты выбираешь учебное заведение по тому, какие компетенции оно тебе дает, как изменится твоя цена после этого на рынке. Это как в компьютерной игре. Занял один уровень, прокачал, набрал силу и иди на следующий. Для этого есть колледжи, курсы, онлайн-обучение, короткие программы, образовательные семинары. В колледже за два-три года можно получить профессию программиста, системного администратора, специалиста по туризму или гостиничному хозяйству, дизайнера, слесаря, оптика. Мерчандайзер (товаровед по-старому) в Москве может рассчитывать максимум на 35 - 40 тысяч рублей. А токарь 5-го разряда, разбирающийся в современных станках и технологиях, будет зарабатывать от 50 тысяч, а то и все 100. Хочешь развиваться дальше - прокачивай следующий уровень.

Выбор вуза в этом смысле - это длинное, сложное и рискованное дело, - продолжает Оглоблин - В советское время можно было за пять лет получить диплом и потом почти всю жизнь его монетизировать. Сегодня надо постоянно развиваться. Помните, в прошлом десятилетии были популярны пейджеры? Их выпускали сотнями тысяч, компании работали. За пять лет индустрия развернулась и исчезла. А скоро исчезнет такая отрасль, как автомобильные перевозки. Вернее, принципиально изменится. Не нужно будет столько водителей, диспетчеров - по дорогам будут ездить машины с автопилотом.

- А если все-таки родители настаивают - надо идти в вуз?

Мой совет: выбирать максимально сложное для себя. Если уж ты тратишь 4 - 5 лет жизни, постарайся выжать из них максимум, пока мозг активный, пока нет нагрузки в виде семьи, ипотеки. Думаю, менеджмент, экономика, юриспруденция, любая гуманитарная специальность, которую можно получить, почитав книги, послушав онлайн-курсы, - это не то, на что стоит тратить время в вузе.

ВАЖНО!

По данным Аналитического центра при правительстве РФ , в ближайшее время каждый десятый выпускник вуза может остаться без работы после завершения обучения. Предложение превышает спрос на рынке труда на 18%.

Для того чтобы получать образование, а не «доращиваться» в вузе, теряя годы, нужно еще в школе понимать, кем хочет стать ребенок. Можно ли определиться еще за партой? Владимир Оглоблин говорит: можно.

У ребенка, вполне естественно, не может быть полного представления о той или иной профессии, - объясняет Владимир. - Поэтому мы употребляем такое слово, как «гипотеза». В каком месте ребенку было бы интересно, комфортно, где бы мог зарабатывать? - рассуждаем мы вместе с родителями. - Ребенок говорит: хочу быть маркетологом. Отлично. Что для этого нужно, чтобы проверить эту его гипотезу? Можно пройти тест, посмотреть, как твои способности коррелируют с этой профессией. Можно сходить в компанию, которая занимается маркетингом, посмотреть на этих людей, понять, хочешь ли ты среди них всю жизнь прожить. Есть вузы, в которые можно сходить. Есть лидеры профессионального мнения, состоявшиеся маркетологи, биографию которых ты можешь изучить и подумать, насколько тебе такой путь в жизни близок. Есть практики и стажировки - не думаю, что какая-то компания откажет, если придет школьник с родителями и попросит посмотреть, как здесь работается сотрудникам.

- Насколько объективны тесты?

Тест позволяет ребенку сориентироваться хотя бы в первых двух-трех гипотезах, кем он хочет стать. Тесты бывают разные. Есть Центр гуманитарных технологий при МГУ с базой, основанной еще на исследованиях советской школы. Причем тест можно пройти дистанционно из любого региона. Он помогает найти свой вуз. У нас тоже есть свой тест - он больше ориентирует на выбор профессии, а не вуза. Чем раньше вы нащупаете, что вашему ребенку интересно, тем больше шанс, что он станет успешным.

Я никогда не была студенткой в прямом смысле этого слова. Я была студенткой в обычном смысле этого слова - обычном для многих, за редким исключением. Никого не хочу обидеть, но судя по собственному опыту обучения в Сельскохозяйственной академии, редкий обучающийся действительно был студентом, т.е. посещал все занятия , выполнял домашние задания и добросовестно готовился ко всем экзаменам, даже не допуская мысли - "авось пронесет"!

Редакция поручила мне разобраться стоит ли вообще поступать в вуз, если стоит, то на какое отделение и стоит ли "из кожи вон лезть", чтобы быть студентом в прямом смысле этого слова. Для начала, я решила разобраться, по какому принципу люди выбирают вуз, опросив для этого дюжину знакомых. Итак -получилось следующее:

А) Мечта стать "кем-то" с детства настолько сильна, что после окончания школы, ты поступаешь в вуз именно того самого профиля. Конечно, столь сильное желание вызывает уважение и, хорошо если все труды "не пошли прахом" и ты поступила. Но сага только началась, и впереди целых пять лет обучения и возможность разочарования еще велика!
Вывод: Не иди напролом, не прислушиваясь к советам, хотя бы родителей, людей, умудренных опытом, и смотрящих на твою будущую профессию через призму твоего будущего существования, т.е. найдешь ли ты работу по профессии своей мечты, сколько будешь зарабатывать и т.д. и т.п.

Б) Ты случайно или нет попала в какой-то специализированный класс при том или ином вузе, т.е. при успешной сдаче выпускных экзаменов, ты автоматически зачисляешься и становишься студенткой без всякого "напряга".
Вывод: Если ты безразлична к тому кем станешь, т.е. неважно, что заканчивать, то спец-класс - самое "теплое" для тебя местечко. Но и тут стоит подумать: человек, не знающий с какой стороны у него находится сердце, вряд ли станет хорошим врачом, да и вообще вряд ли им станет!

В) вуз выбрали родители , а ты не сопротивляешься, или потому что тебе все равно, или потому что понимаешь, что никуда кроме этого учебного заведения ты попасть не сможешь.
Вывод: Не сопротивляйся - родители тебе плохого не пожелают, в конце концов - впереди пять лет, чтобы подумать и, если что, перевестись куда-то еще.

Г) У тебя на руках золотая медаль. Любой вуз примет тебя с распростертыми объятиями.
Вывод: Это, конечно, здорово! Но и тут есть некоторые "НО". Таких как ты тоже много, и шанс "пролететь" тоже есть. Прислушайся к своему сердцу, внутреннему голосу, или еще Бог знает к чему и сконцентрируйся, все таки на чем-то одном - именно на том, что нужно тебе, естественно, это не исключает попыток поступления сразу в несколько учебных заведений.

Д) Ты идешь по стопам своих родителей. Например: твой папа дипломатический работник, и ты направляешь свои стопы в сторону МГИМО - отлично!
Вывод: Тут все дело в твоих родителях. Хорошенько подумай как тот же папа отнесется к тому, что ты не сможешь повторить его ошеломляющей карьеры, и президент Соединенных Штатов так и не пожмет тебе руки. Впрочем, на крайний случай, есть второе высшее образование, например - Высшая школа консульских работников, куда можно поступать после любого высшего образования (если есть желание - можно "убить двух зайцев сразу")

После того как ты решила, куда поступать, нужно определиться с формой обучения - очное или заочное...

Во время опроса бывших и нынешних студентов, я наблюдала некоторое негативное отношение к заочной форме обучения, мол там ни чему не научишься, а только потеряешь 6 лет. Тут самое время рассказать свою историю. У меня, конечно, были мечты и планы кем стать, но менялись они с такой скоростью (думаю, что многие меня поймут), что я не успевала укорениться в своем стремлении.

Как-то летом, в конце каникул мама сказала: "Завтра пойдешь на экзамен в спец-класс". Я посопротивлялась… внутренне и пошла, "как миленькая". Отучившись, поступила в Сельхоз-академию, но после двух лет обучения с ужасом поняла, что ненавижу это место всеми фибрами своей души, и перевелась на заочное отделение. Сейчас я понимаю, если бы тогда мне не хватило смелости сделать это, то сегодня я не была бы тем, кто я сегодня есть!

Т.е. я хочу сказать, что я не начала бы "бить баклуши", и моя мама не нашла бы мне работу, которая стала делом моей жизни. Тут, конечно возможны варианты, но вывод один: если учеба мешает любимой, а главное перспективной работе - не бросай учебу, но переведись на заочное отделение. И там можно "чему-нибудь" научиться и закончить вуз с красным дипломом!

Ещё один вопрос, который я задала аудитории - "Нужно ли хорошо учиться? Или это не важно, т.к. отметки в диплом не "рисуют". Практически все пришли к одному выводу: и те, кто учился на четыре и пять, и те, кто не "парился" по этому поводу, решили, что лучше учиться хорошо, чем плохо или "никак". Почти каждый бывший студент хоть раз, но пожалел, что учился плохо, или не так хорошо как мог бы. Помни это, когда захочется в очередной раз схалявить.

А мой последний вопрос "А стоит ли вообще поступать в Вуз?" вызвал у всех потрясающее единодушие: в ВУЗ поступать стоит! Что ни говори, а людям с дипломом в кармане намного легче чем без него! Например, ты больше понравишься родителям своего парня, если они будут знать, что ты СТУДЕНТКА, тем более, если и твой друг учится в институте, т.е. "ты ему пара"! При устройстве на работу, ты вызовешь большее уважение и интерес при наличии диплома, нежели без оного. Продолжать можно бесконечно.

ВЫВОД: Не зря я получила высшее образование, не зря поделилась опытом, не зря два часа просидела за "компом", пытаясь "выплеснуть" на бумагу все вышеизложенное литературным языком, но не "студенческим"!