Структуру органов местного самоуправления вправе определять. Что такое органы местного самоуправления муниципального образования. Права территориальных структур

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • место каждого органа местного самоуправления в системе органов местного самоуправления;
  • особенности правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа муниципального образования, выборного должностного лица муниципального образования;

уметь

  • на основе анализа Конституции, Закона о местном самоуправлении 2003 г. давать общую характеристику правового статуса органов местного самоуправления;
  • охарактеризовать порядок формирования и основные полномочия органов местного самоуправления;
  • соотносить их полномочия между собой;
  • анализировать и обобщать правоприменительную практику по организации местного самоуправления в современной России;

владеть навыками

  • профессиональной деятельности в органах местного самоуправления;
  • участия в разработке и проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, закрепляющих правовой статус органов местного самоуправления;
  • юридической консультации граждан по вопросам деятельности органов местного самоуправления.

Понятие и система органов местного самоуправления

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции народ осуществляет свою власть не только непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

По мнению Конституционного Суда РФ, понятия "органы местного самоуправления" и "должностные лица местного самоуправления" не являются взаимоисключающими. Должностное лицо, отмечает Конституционный Суд РФ, в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве муниципального органа (Определение Конституционного Суда РФ от 26.09.1996 № 92-0).

Органы местного самоуправления обладают рядом специфических юридических признаков:

  • – муниципальные органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции);
  • – осуществляют полномочия в пределах территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции);
  • – представляют интересы населения, проживающего в границах территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ч. 2 ст. 130 Конституции);
  • – обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции);
  • – наделены комплексом муниципально-властных полномочий, обеспечивающим решение вопросов местного значения (ст. 130 Конституции).

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, и ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, запрещено (ч. 1 ст. 131, ст. 133 Конституции).

Закон о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет процедуру определения структуры местных органов при образовании на межселенных территориях нового муниципального образования или в случаях его преобразования населением на местном референдуме, сходе граждан (на территориях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек) либо представительным органом местного самоуправления. Тот или иной вариант решения такого вопроса отражается в муниципальном уставе.

Местный референдум или сход граждан организуются региональными органами власти в том случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границы соответствующего муниципального образования с инициативой референдума (схода) выступила группа избирателей численностью не менее 3% от общей численности избирателей данного муниципального образования. Инициативная группа организует сбор подписей и представление подписных листов в избирательную комиссию субъекта РФ. Процедура сбора подписей устанавливается федеральными законами, регламентирующими проведение местного референдума. На избирательную комиссию субъекта РФ возлагается функция проверки подлинности собранных подписей граждан, назначения даты проведения референдума (схода). Полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению процедуры референдума (схода) осуществляет исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

При отсутствии инициативы граждан структура органов местного самоуправления определяется представительным органом муниципального образования после его избрания. Уставом самоуправляющейся единицы, решением, принятым на референдуме, определяются не только структура и наименование муниципальных органов, но и порядок формирования представительного органа муниципального района, а также полномочия главы муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение местного представительного органа об изменении структуры муниципальных органов вступает в силу не ранее чем по истечении срока его полномочий.

В соответствии со ст. 34 Закона о местном самоуправлении 2003 г. структуру органов местного самоуправления составляют:

  • – представительный орган муниципального образования;
  • – глава муниципального образования;
  • – местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • – контрольно-счетный орган муниципального образования;
  • – иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Классификацию органов местного самоуправления можно провести по четырем основаниям:

  • 1) по способу формирования – на выборные (образуемые в результате муниципальных выборов, проводимых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) и создаваемые в ином порядке (путем назначения, формирования и пр.);
  • 2) по способу принятия решений – на коллегиальные (в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются коллегиально, на заседаниях членов этих органов посредством голосования с принятием соответствующих нормативных или индивидуальных правовых актов) и единоличные (в которых подведомственные им вопросы рассматриваются и решаются единолично руководителями этих органов с принятием (изданием) соответствующих нормативных или индивидуальных правовых актов);
  • 3) по степени необходимости – на обязательные и факультативные. Обязательными в соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. являются представительный орган муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и глава муниципального образования. Другие органы местного самоуправления являются факультативными (например, контрольный орган местного самоуправления);
  • 4) по характеру компетенции – на органы общей компетенции (представительный орган, местная администрация, глава муниципального образования, глава местной администрации) и органы специальной компетенции (контрольные и иные органы муниципальных образований).

Уставом муниципального образования определяются порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов.

В Законе о местном самоуправлении 2003 г. нашли отражение две основные модели организации местной власти .

Первая модель: избранный населением глава муниципального образования возглавляет деятельность местной администрации, а представительный орган действует под руководством председателя, избранного из числа депутатов.

Вторая модель: избранный населением глава муниципального образования входит в состав представительного органа и является его председателем, а местной администрацией руководит глава, назначенный на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение должности главы местной администрации.

Кроме того, для муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, предусмотрена своеобразная модель, которая заключается в том, что глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя представительного органа муниципального образования, возглавляет администрацию сельского поселения.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром данного муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Так, в Ростовской области для органов местного самоуправления поселений устанавливаются следующие наименования: для представительного органа поселения – собрание депутатов поселения, собрание депутатов муниципального района или районное собрание депутатов, городская дума; для главы муниципального образования – глава поселения (муниципального района), мэр города; для местной администрации – администрация соответствующего поселения (муниципального района, округа) (Областной закон от 28.12.2005 № 436-3C "О местном самоуправлении в Ростовской области"). В Ставропольском крае представительный орган в поселениях и муниципальных районах именуется советом соответствующего муниципального образования (Закон Ставропольского края от 22.07.2004 № 60-кз "О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территориях районов Ставропольского края", Закон Ставропольского края "О местном самоуправлении в Ставропольском крае").

Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Смета расходов на содержание органов местного самоуправления предусматривается в местном бюджете отдельной строкой. В условиях дефицита средств местного бюджета важно обеспечить установление оптимальной структуры и численности органов местного самоуправления, не допуская необоснованного их расширения.

Особым правовым статусом обладает избирательная комиссия муниципального образования, которая является муниципальным органом, однако не входит в структуру органов местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ, а также уставами муниципальных образований.

· К исполнительной власти

· К законодательной власти

· К судебной власти

· Ни к какой

286. На каких территориях осуществляется местное самоуправление:

· в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций

· в населенный пунктах, где нет территориально-административного деления

· во всех населенных пунктах с численностью до 10 тысяч жителей

· в населенных пунктах с численностью до 5 тысяч жителей

287. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

· Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации

· Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации

· Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, органы местного самоуправления

· Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума)

288. Основной функцией какого ведомства является защита и обеспечение устойчивости рубля:

· Центрального банка Российской Федерации

· Правительства Российской Федерации

· Министерства финансов Российской Федерации

· Министерство экономического развития Российской Федерации

289. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается:

· Российской Федерацией

· Субъектами Российской Федерации

290. Передача полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

· Допускается по договорам между Председателем Правительством Российской Федерации и главами субъектов Российской Федерации, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам

· Допускается при условии, если органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации передадут часть своих полномочий федеральным органам исполнительной власти

· Допускается, если передается часть полномочий федеральных органов исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам

· Не допускается

Каким образом подчинены друг другу нижеперечисленные государственные органы?

· Органы исполнительной власти подчинены органам законодательной власти

· Органы судебной власти подчинены органам законодательной власти

· Органы исполнительной власти подчинены органам судебной власти

· Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны

Сколько субъектов в составе Российской Федерации?

293. Субъектом Российской Федерации не является:

· федеральный округ

· автономный округ

· область

· город федерального значения

Какой из субъектов Российской Федерации имеет приоритет во взаимоотношениях с федеральными государственными органами?

· республика

· область

· автономный округ

· все перечисленные субъекты равноправны

Чем определяется статус республики, входящей в состав Российской Федерации?

· Конституцией Российской Федерации и федеральным законом о республике

· Конституцией Российской Федерации и конституцией республики

· Конституцией Российской Федерации и уставом республики

Как определяется статус края, входящего в состав Российской Федерации?

· Конституцией Российской Федерации

· Конституцией Российской Федерации и федеральным законом о крае

· Конституцией Российской Федерации и конституцией края

· Конституцией Российской Федерации и уставом края

297. Устанавливать свои государственные языки наряду с русским языком как государственным языком Российской Федерации вправе:

· республики Российской Федерации

· все субъекты Российской Федерации

· субъекты Российской Федерации, имеющие в своем составе этническое большинство, являющееся носителем иного (не русского) языка

· не имеет права ни один субъект Российской Федерации

298. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта решается:

· на референдуме заинтересованных субъектов Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации

· Президентом Российской Федерации

· Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

· законодательными (представительными) органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации

299. В соответствии с Конституцией Российской Федерации границы между субъектами Российской Федерации:

· могут быть изменены с согласия одного из субъектов Российской Федерации

· могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов Российской Федерации

· могут быть изменены по решению Российской Федерации

· не могут быть изменены

300. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют:

· образуемые субъектами Российской Федерации органы государственной власти

· федеральные органы государственной власти

· органы местного самоуправления

· образуемые субъектами Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления

301. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации формируется:

· Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Федеральным Собранием

· высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации

302. В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются:

· федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

· федеральные законы

· федеральные конституционные законы и федеральные законы

· законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

303. В соответствии с Конституцией Российской Федерации устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается:

· населением соответствующего субъекта Российской Федерации на референдуме

· исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации

· законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации

· Президентом Российской Федерации

304. Создание системы судебных и правоохранительных органов направлено на:

· исполнение силовых функций государства

· обеспечение соблюдения и защиты прав и свобод человека

· урегулирование спорных вопросов

· обеспечение состязательности судебного процесса

305. В соответствии с Конституцией Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется:

· правоохранительными органами

· судом и правоохранительными органами

· только судом

· судом и создаваемыми в соответствии с законом внесудебными органами

306. Какой орган является высшим судебным органом по разрешению экономических споров:

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

· Верховный Суд Российской Федерации

· Конституционный Суд Российской Федерации

· Экономические споры разрешаются международными судами

307. В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи:

· подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону

· подчиняются главе Верховного Суда Российской Федерации

· подчиняются судьям вышестоящих судов

· подчиняются Президенту Российской Федерации

В ГК РФ установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. “Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципального образования возлагаются только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей ни в Конституции РФ, ни в ГК РФ не предусмотрено”.

Органы местного самоуправления – это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти, осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому, принимаемые ими в пределах своих полномочий, решения обязательны на территории муниципального образования для всех юридических, физических и должностных лиц

По Конституции, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от действующих в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты являются для них обязательными.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольны государству.

Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления. Это проявляется также и в том, что все организационные формы системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно – правовая связь.


Согласно закону наличие выборных органов местного самоуправления муниципального образования является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориально общественного самоуправления (ТОС).

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включает требования к должности, статус муниципальных служащих, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяются уставом муниципального образования.

Органы и должностные лица местного самоуправления принимают или издают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Виды органов местного самоуправления:

1) Представительные органы являются ведущими в системе всех органов местного самоуправления, ими являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы и т.п. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения муниципального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, муниципальную власть (которую реализуют в пределах своих полномочий и другие органы местного самоуправления).

2) Главное должностное лицо муниципального образования может избираться населением, на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избираться представительным органом из своего состава, либо наниматься представительным органом на контрактной основе.

Главное должностное лицо муниципального образования: наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования; осуществляет оперативно-распорядительные функции, представляет муниципальное образование, руководит исполнительным органом; подотчетно как населению, так и представительному органу, свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

3) Исполнительный орган местного самоуправления является неотъемлемой частью системы органов муниципального управления. Именно на эти органы возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, по выполнению законов и решений представительных органов местного самоуправления. В системе местного самоуправления, как и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы являются звеном цепи, обеспечивающим выполнение принятых решений.

В каждом регионе России, в каждой области, городе, селе есть местное самоуправление. Это местная власть, неподотчетная государству, которая существует для улучшения жизни народа и им избирается. Органы местной власти разделены на исполнительно-организационные и представительные (законодательные).

Органы местного самоуправления есть в каждом регионе, области, городе, селе и т. д. Они не являются государственными, но также обладают властью и полномочиями. Можно сказать, что все вопросы управления определенной единицей страны ложатся на плечи местных властей. Конечно, органы местного самоуправления подчиняются всем государственным законам и Конституции.

Однако они имеют право по собственному усмотрению вводить законы конкретного региона.

Понятно, что местные депутаты или главы администраций стоят несравнимо ближе к народу, чем Госдума и президент. Благополучие жителей каждого населенного пункта зависит от местной власти. Поэтому так важно разбираться в устройстве системы местного самоуправления, знать, какие в ней существуют органы, чтобы иметь представление, куда обратиться.

Местные органы решают вопросы благоустройства городских территорий. Даже за асфальт во дворе дома ответственен муниципалитет, в то время как за состояние дома отвечает управляющая компания. Вопросов, которые граждане хотели бы задать местным управленцам, действительно бывает очень много.

Какими органами представлено местное самоуправление

В каждом муниципальном образовании местная власть обязательно включает следующие органы:

1) представительный орган (городская дума), состоящая из депутатов, которых выбирает народ;

2) глава муниципального образования (высшее должностное лицо, которого выбирает народ);

3) исполнительно-распорядительный орган (местная администрация), выполняет распоряжения главы администрации и государственной власти;

4) возможно наличие других местных органов, если об этом говорится в уставе муниципального образования.

Главы думы и администрации являются должностными лицами местного самоуправления. У них есть полномочия принимать решения о том, как будет организована деятельность каждого такого органа, управляющего муниципалитетом. Городская дума формируется из депутатов, за которых на выборах голосует местное население. Таким образом оно непосредственно решает, кому доверить благополучие своей жизни.

За что ответственен представительный орган (дума) власти

Самое, пожалуй, важное, что нужно знать об этом органе - его работа контролируется самим населением, перед населением он должен отчитываться о своей деятельности. Этим местная дума отличается от Государственной, которая подотчетна правительству России.

Городская дума занимается распределением местного бюджета, а также принимает решение о его размере. При этом дума должна руководствоваться тем соображением, что местный бюджет не может быть ниже минимального, установленного государством, но и при слишком завышенной планке суммы могут возникнуть трудности. Дума решает, какие будут муниципальные предприятия, сколько денег они будут брать за свои услуги. Полный перечень полномочий местного представительного органа в каждом конкретном муниципалитете будет свой.

Представительный орган управляет жизнью поселения, опираясь на местный устав. В каждом муниципальном образовании России есть свой устав, в котором прописаны основные законы и порядок местного самоуправления. В этот главный документ региона могут вноситься изменения, касающиеся даже самой структуры органов. Структура органов может быть изменена, если такое решение примет городская дума. Прописан в уставе и может изменяться и срок полномочий местных органов власти. Вступить в силу такое решение может только начиная с нового созыва муниципальной думы.

Что делает местная администрация

Местный исполнительно-распорядительный орган (администрация) формирует ее глава. Его задачей, в первую очередь, становится контроль за соблюдением в муниципальном образовании законов РФ и законов вышестоящих органов субъекта страны, к которому принадлежит (например, город должен подчиняться общим для области законом, утвержденным областными властями).

Председатель ответственен за качественное выполнение тех полномочий, которые в муниципалитет делегировало государство. Он организует работу администрации, ведет статистику подведомственного региона, встречается в приемные часы с населением и многое другое.

Примеры органов местного самоуправления

В разных городах РФ органы местного самоуправления, сохраняя в целом одинаковую структуру, подчас имеют разные названия. Поэтому местным жителям бывает затруднительно определить, что есть что. Попробуем разобраться на конкретных примерах некоторых городов. Возьмем, допустим, Нижний Новгород. Здесь местные власти решили не изобретать велосипед, поэтому представительный орган в древнерусском городе называется Городская дума, а исполнительно-распорядительный - Администрация Нижнего Новгорода.

В другом городе с древней историей, Ярославле, отличились большей оригинальностью. Представительный орган назвали Муниципалитет. То есть горожанин, пытаясь найти городскую думу, может не догадаться, что ярославские депутаты заседают в Муниципалитете. Вообще же это слово является синонимом определения «муниципальное образование».

Принципы местного самоуправления

Если местное самоуправление так самостоятельно, имеет свой устав, который способно подвергать изменениям, то что составляет общие и единые начала для самоуправления во всей стране? Оказывается, наличие общих принципов.

Принципы эти закреплены в Конституции и являются базисом для местного самоуправления. Принципы организации местного самоуправления подробно рассматриваются нами в отдельной статье.

Местное самоуправление — это гарантируемая конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления - структура и полномочия

Понятие основ местного самоуправления.

Основы местного самоуправления — это совокупность экономических, социальных и правовых условий для деятельности местного самоуправления и реализации права граждан в сфере решения вопросов местного значения.

Экономические основы местного самоуправления — это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере финансового и бюджетного планирования в деятельности по решению вопросов местного значения.

Социальные основы местного самоуправления — это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения населения муниципальных образований.

— общепризнанные принципы и нормы международного права

— международные договоры Российской Федерации

— Конституция РФ

— федеральные конституционные законы

— федеральные законы

— подзаконные нормативные правовые акты

— конституции (уставы) субъектов РФ

— законы субъектов РФ

— уставы муниципальных образований

— решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан

Организационная основа местного самоуправления — это совокупность норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, в сфере реализации прав граждан на местное самоуправление.

3. Правовые основы местного самоуправления.

Правовые основы местного самоуправления — это совокупность норм права, осуществляющих юридическую регламентацию вопросом местного самоуправления.

Правовую основу местного самоуправления составляют:

— Общепризнанные принципы и нормы международного права

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ закрепляет то, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

— Международные договоры Российской Федерации

К международным договорам Российской Федерации в сфере местного самоуправления можно отнести Европейскую хартию местного самоуправления, Декларацию о принципах местного самоуправления.

— Конституция РФ

Регулированию вопросов местного самоуправления посвящены нормы права, описанные в таких статьях, как 3,8,9,12,15,18,24,32-33,40-41,43,46,72,130-133.

— Федеральные конституционные законы

— Федеральные законы

Наиболее обширным документом, регулирующим вопросы в сфере местного самоуправления, является ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Также необходимо отметить ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и многие другие.

— Подзаконные нормативные правовые акты

Прежде всего, это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

— Конституции (уставы) субъектов РФ

— Законы субъектов РФ

— Уставы муниципальных образований

— Решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан

Твои права, избирательница

I. Что такое местное самоуправление и как мы, граждане Российской Федерации, можем осуществлять свое право на местное самоуправление

1. Что же такое местное самоуправление и какие вопросы относятся к вопросам местного значения?

Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей.

Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице — все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления. Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.

Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).

2. Что такое муниципальное образование?

В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа. Местное самоуправление осуществляется на территории отдельного поселения городского, сельского несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселения. Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную.

Органы местного самоуправления Понятие и структура органов местного самоуправления

Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная , а на уровне муниципального образования — местная . Здесь есть принципиальное различие. Обязательным атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?

Устав — это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимают его представительные органы местного самоуправления или население непосредственно.

С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в любой городской или районной библиотеке, представительном органе местного самоуправления (Городском Совете, районном Совете). А ознакомиться с ним просто необходимо, если Вам небезразличны Ваши права и свободы.

4. Что такое органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения (см. п. 1) Они не входят в систему органов государственной власти.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Так, в городе Пионерском представительный орган местного самоуправления — городской Совет, возглавляемый главой местного самоуправления (мэром) и состоящий из 9 депутатов, в муниципальном образовании «Гурьевский район» — районный Совет депутатов, в который входит 19 депутатов.

5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?

Конституцией РФ в статьей 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России. Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления. То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.

В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.

Первый — охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:

    — участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц — главы администрации, мэра;

    — участие граждан в местных референдумах;

    — участие граждан в собраниях (сходах) граждан;

    — обращение граждан в органы местного самоуправления;

    — самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;

    — иные формы, предусмотренные законами Калининградской области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).

Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление — это опосредованное участие — через выборные и иные органы местного самоуправления. Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с общественностью, выступать с отчетами. Если органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе администрации (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.

6. Зачем нужны представительные органы местного самоуправления, и что они делают?

Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения. Решения этого органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представительный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления. Именно представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.

7. Кто такой глава муниципального образования?

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

В Калининградской области в каждом из 22 муниципальных образований такая должность установлена. Наименование и компетенция глав муниципальных образований устанавливаются уставами.

Так, в городе Пионерском, это -глава местного самоуправления — мэр; в Гурьевском районе — глава района. В уставах этих муниципальных образований записано, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местный исполнительный орган и осуществляет контроль за реализацией принятых представительным органом решений.

8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа. Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета. Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Глава местного самоуправления города Пионерского осуществляет полномочия городского Совета в случае досрочного прекращения деятельности Совета до первого заседания вновь избранного городского Совета.

Глава местного самоуправления города Пионерского имеет право отлагательного вето на решения городского Совета в течение 15 дней с момента принятия решения. Вето может быть преодолено 2/3 голосов избранного состава депутатов городского Совета.

Глава Гурьевского района согласно Уставу обладает широкими полномочиями по отношению к районному Совету депутатов.

Надо отметить, что должность главы муниципального образования — одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

9. Можете ли Вы контролировать работу представительного и исполнительного органов местного самоуправления?

В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования. Население наделяется правом отозвать депутата представительного органа или выразить недоверие главе образования. Эти процедуры регулируются законами Калининградской области об отзыве депутатов представительного органа и главы муниципального образования. В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.

Вы не вошли.Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Активные темыТемы без ответов

Страницы1

1Тема от VincentTen2017-03-12 11:43:57

Я слышал что слово ОМСК расшифровывается как — Отдаленное Место Ссылки Каторжников. Это правда?

2Ответ от admin2017-03-12 14:14:17

Наш город получил свое название по имени реки Омь, в устье которой в 1716 году была заложена крепость, ставшая в последствии городом Омском.
Подобные "расшифровки" названия города — это местечковый фольклор, легенда, основанная на том что в Омск в XIX веке ссылались уголовные и политические преступники, также была каторга.

3Ответ от ДАС2017-03-18 14:20:43

  • Откуда: Омск, ул. Дианова

4Ответ от StepanTop2017-03-24 12:09:41

admin пишет:

— это местечковый фольклор

Вы правильно заметили что это фольклор.

Местное самоуправление

Придумывают много что, но не все становится так распространено и популярно в народе.
Я считаю что это уже типичная поговорка отражающая какое-то явление жизни, в данном случае — каторжные условия жизни в городе Омск.

5Ответ от Кот Матроскин2017-03-27 12:35:53

  • Откуда: Омск, улица Маяковского

Ещё вот такие есть варианты расшифровки:

6Ответ от Jeffreygen2017-09-10 10:30:50

ОМСК - город на реке Омь, а Омь, в свою очередь - это трансцендентальная мантра «Ом».

7Ответ от alla2017-10-09 16:51:11

Город назван в честь немецкого учёного Ома, Георга Симона.

Сообщений 7

Страницы1

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

© 2011 — «Погода в Омске» | Наша электронная почта (E-mail): ur.ksmoadogopliam
Все права на контент, опубликованные на сайте PogodaOmsk.ru, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При полном либо частичном использовании материалов прямая гиперссылка на страницу, с которой заимствован материал обязательна.

Органы местного самоуправления - представительные и другие органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане осуществляют свое право на путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. См. .

Согласно конституционным положениям органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а их структура определяется населением самостоятельно. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют , устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие положения о порядке формирования, организации и деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Структура и статус органов местного самоуправления закрепляется в уставах и других нормативных правовых актах муниципальных образований, издаваемых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон выделяет два вида органов местного самоуправления. К первому относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Их наличие в муниципальном образовании является обязательным. Ко второму виду отнесены другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Наименования органов местного самоуправления, численный состав устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставами муниципальных образований.

К выборным органам относится представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие и обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

Федеральный "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления: а) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; б) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; в) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; г) установление местных налогов и сборов; д) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; е) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 названного закона в муниципальном образовании кроме представительного могут формироваться иные органы местного самоуправления. Их наименование, порядок формирования, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. При этом устанавливается запрет на образование органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами.

Органы местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Их наименование и виды, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования Решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены только органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления влечет установленную законодательством ответственность.

Органы местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Обращения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Ответственность органов местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .