Субъект международного права и субъекты отношения. Субъекты международного права: понятие, элементы международной правосубъектности, виды. Государства - основные субъекты международного права. Правосубъектность других участников международного общения

Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят: государство, международные межправительственные организации, и нации и народы, борющиеся за независимость, государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность – это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет. Выделяют международный и внутренний аспект суверенитета. Международный аспект означает, что на международном уровне все действия государственных органов и должностных лиц рассматриваются как действия государства в целом. Основные права государства: право на суверенное равенство, право на самоопределение, право на участие в международных организациях, право на создание норм международного права. Основные обязанности государства: уважение суверенитета других государств.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.

Субъекты международного права понятие, виды, содержание

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты международного права .

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом международного права, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при международных организациях.

Производные субъекты международного права .

1. Международные организации. Существует два вида:

ª международные межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов ме

ª международные неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке международного права является вопрос о международной правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания международной правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом международного права.

3.1.1 Основные понятия

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей; это лицо, поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы.

Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление – это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения.

Нации, борющиеся за независимость (НБН), – это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Нации, борющиеся за независимость, также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в международной жизни, поэтому они являются нетипичными субъектами международного права.

Государствоподобные образования (ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Государствоподобные образования создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами. Объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом, как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

Международные межправительственные организации (ММПО) – традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).

Международные межправительственные организации не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. Международные межправительственные организации – постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММВО – типичные субъекты международного права.

Определяющим качеством субъекта международного права служит наличие у него международной правосубъектности. Элементами международной правосубъектности являются:

· участие в процессе создания и применения норм международного права;

· участие в работе международных конференций и членство в международных организациях;

· право на коллективную и индивидуальную самооборону;

· право защищать свои права в международных органах.

3.1.2 Государства – основные субъекты международного публичного права

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет – это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства. Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств, разрешения международных споров мирными средствами и др.). Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

3.1.3 Международная правосубъектность народов (наций)

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.


Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец ХIХ – начало ХХ вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

В современном международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения – не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции. Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций – нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом. Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности оно свою задачу выполнило.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав:

· право на самостоятельное волеизъявление;

· право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;

· право на участие в международных организациях и конференциях;

· право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств. Права борющейся нации охраняются международным правом. Нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

3.1.4 Правосубъектность международных организаций

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Неправительственные международные организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами

лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основными правами международных организаций являются:

· право участвовать в создании международно-правовых норм;

· право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

· право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

· право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

Субъект международного права - это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

К субъектам международного права, как правило, относят:

  • 1. государство,
  • 2. международные организации,
  • 3. нации и народы, борющиеся за независимость,
  • 4. государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права - это государства.

Производный субъект международного права - это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Международная правосубъектность - это совокупность прав и обязанностей субъектов международного права, предусмотренных нормами международного права.

Международная правосубьекность государств. Государства являются основными субъектами международного права, поскольку только они обладают суверенитетом. Суверенитет основывается на наличии у субъекта территории и населения. Государства могут создавать новые субъекты международного права. Государство обладает всей полнотой власти на своей территории.

Государственный суверенитет - это право самостоятельно разрешать все вопросы внутренней и внешней политики. На территории государства могут быть сделаны исключения из его суверенитета.

От имени унитарного государства в международных отношениях действуют единые органы этого государства. Административно-территориальные единицы в составе унитарного государства обычно не наделяются правом участия в международных отношениях.

От имени федеративных государств в международных отношениях также участвуют единые федеральные органы, но субъекты федерации могут наделяться правом самостоятельно участвовать в международных отношениях. При этом федерация должна оценивать риск участия ее субъекта в международных отношениях. Если субъекты федерации не могут выполнить принятые на себя международные обязательства, то ответственность за них несет федерация в целом. Обычно субъекты федерации наделяются правом участвовать в социально-экономических отношениях. Субъекты федерации не могут открывать своих дипломатических или консульских представительств за рубежом. Но они могут открывать представительство субъекта (например, торгово-экономическое представительство). В РФ наиболее активным субъектом, участвующим в международных отношениях, является Татарстан.

Конфедеративные государства - это объединение суверенных государств для достижения общих для них целей. Субъекты конфедерации делегируют органам конфедерации свои полномочия, но сохраняют за собой право действовать параллельно с этими органами в международных отношениях. У субъектов конфедерации могут быть свои дипломатические и консульские представительства.

Предел распространения суверенитета государства определяется его государственными границами.

Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективный характер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.

Международная правосубъектность международных организаций. Юридическая природа международных организаций состоит в том, что они являются производными субъектами международного права, поэтому их правосубъектность в международных отношениях является ограниченной, она зависит от их учредительных документов.

Виды международных организаций:

  • 1) в зависимости от круга участников выделяют универсальные (для всех стран, например, ООН) и региональные (членами которых могут быть государства одного региона, например, Организация американских государств), и межрегиональные (организации, которые объединяют государства смежных географических регионов, например, НАТО)
  • 2) в зависимости от характера полномочий: межгосударственные (не ограничивающие суверенитет государства) и надгосударственные (частично ограничивающие суверенитет государства; вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице ее органов).
  • 3) В зависимости от выполняемых функций: нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные, информационные
  • 4) По порядку приема новых членов: открытые (любое государство может стать леном по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)
  • 5) По компетенции: общей компетенции (ООН) и специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения, например, Всемирный почтовый союз)
  • 6) Международные параорганизации (клубы) - например, Большая восьмерка. Международные параорганизации, часто играя значительную роль в международных отношениях, не могут быть включены в классификацию международных институтов, так как не имеют официального статуса - не имеют устава, штаб-квартиры и прочего.

Международная правосубъектность государственноподобных образований. Государствоподобные образования являются производными субъектами международного права. Впервые государствоподобные образования образовались в Средние века и к ним относили города Ганзейского союза.

В международном праве выделяют 2 вида государствоподобных образований: политико-территориальные образования и религиозно-территориальные образования. Политико-территориальные образования (Гданьск, Западный Берлин) - образования, которые наделяются экономической свободой в международных отношениях, у них есть своя территория, свое население. Для создания таких государствоподобных образований есть политические причины; они существуют и учреждаются на основании международного договора.

В настоящее время существуют только религиозно-территориальные образования (Ватикан и Мальтийский остров). Они наделяются полномочиями выступать в отношениях культурного характера. Ватикан и Мальтийский остров являются членами ЮНЕСКО. Не так давно Ватикан стал членом Интерпола. Они могут поддерживать отношения с иностранными государствами. Их представительства не носят политический характер. В Ватикане есть 2 представительские должности: нуций и интернуций - лица, которые представляют интересы Ватикана в иностранных государствах. Нуций формально приравнивается к послу, а интернуций - к консулу. РФ поддерживает отношения с Ватиканом и Мальтийским островом через своего постоянного полномочного представителя при Ватикане и Мальтийском ордене. По своему статусу он приравнивается к послу РФ.

Международная правосубъектность нации, борющихся за самоопределение. Нации, борющиеся за самоопределение, не являются ни основными, ни производными субъектами международного права. Они не могут быть основными субъектами, потому что у них нет суверенного государства. И их нельзя относить к производным субъектам, поскольку они существуют не на основании международного договора, не по воле государств, а по историческим причинам.

Для того, чтобы быть субъектом международного права, нация, борющаяся за самоопределение, должна быть признана в качестве такового. Признание осуществляется Генеральной ассамблеей ООН. Таких наций в настоящее время не существуют.

Нации, борющиеся за самоопределение, следует отличать от национально-освободительных движений, от движений сопротивления, потому что национально-освободительные движения и движения сопротивления борются за освобождение оккупированного государства или части государства, которая была оккупирована.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

    постоянное население;

    определенная территория;

    правительство;

    способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть .

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов». В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость . Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

    государства юридически равны;

    каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

    каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

    территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

    каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

    каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

    внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

    внешнеэкономические отношения РФ;

    оборона и безопасность;

    определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ » 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Республики не вправе:

    вступать в отношения с иностранными государствами;

    заключать с ними межправительственные договоры;

    обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;

    быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

А). Дискуссионность вопроса.

Во внутреннем праве государств вопрос о субъектах этого права решен давно и не вызывает особых споров 1 .

В международном праве вопрос о субъектах данного права всегда вызывал и продолжает вызывать споры, в ходе которого его участники продолжают стоять на непримиримых позициях 2 .

В отечественной науке на протяжении длительного времени доминировало мнение, что свойствами международной правосубъектности обладают только государства 3 .

Изменение во второй половине ХХ в. характера и структуры международных отношений, и как следствие - необходимость признания качества международной правосубъектности и за другими международными образованиями. К началу 60-х годов возобладало мнение: качествами субъекта международного права обладают лишь три коллективных образования - государства, международные организации, борющиеся за независимость нации.

Возобновление в последнее время теоретических споров в отечественной литературе. Рост числа сторонников точки зрения, что в свете происходящих радикальных изменений в практике международных отношений круг субъектов международного права и международных правоотношений расширился. К данным субъектам стали относить не только крупные коллективные образования - международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, но и других юридических лиц, а также индивидов.

Возникшая проблема признания / непризнания за юридическими и физическими лицами свойства субъектов международного права вновь обострила спор среди ученых-международников относительно содержания международной правосубъектности.

Перспективность предложений (профессор Г.В. Игнатенко) о необходимости признания как свершившегося факта расширения субъектов международного права. Использование таких предложений в процессе корректировки отечественной доктрины по данному вопросу 4 .

Спор о соотношении категорий «субъект международного права» и «субъект между-народного правоотношения», об их совпадении / несовпадении; являются ли все участники международных правоотношений субъектами международного публичного права?

Общая теория права: доминирующее мнение - субъект права есть физическое лицо или коллективное образование, участвующие или могущие участвовать в правоотношении, наделенные для этого определенными юридическими правами и обязанностями. Проведение различия между субъектами права, наделенных этим статусом правовыми нормами (правом в объективном смысле, т.е. носителей объективных прав), и субъектами правоотношений, реально участвующих в общественных отношениях, регулируемых правом (реализующих право в субъективном смысле, т.е. носителей субъективных прав).



Отсутствие столь однозначных позиций в науке международного права. Традиционный подход в советской и постсоветской научной литературе наиболее полно выражен в академическом «Курсе международного права»: «Субъект международно-правового отношения – лицо, участвующее или могущее участвовать в международно-правовом отношении, – eo ipso является субъектом международного права. … субъекты международного права – это стороны, участвующие или способные участвовать в отношении, урегулированном нормами международного права» 5 . Из этих определений вытекает достаточно широкое понимание объема международной правосубъектности. Под определение «стороны, участвующей или способной участвовать в отношении, урегулированном нормами международного права», может быть подведен широкий круг участников международных общественных отношений. Однако на практике получилось несколько по иному.

Вся советская доктрина международного права практически единодушно пошла по пути ограничения круга потенциальных субъектов. Был определен и основной критерий – участие в создании норм международного права. Субъектами международного права признавались лишь те образования, которые юридически способны создавать нормы права. Господствующее утверждение: «Особенность статуса субъектов международного права в том, что они и создают, и осуществляют нормы международного права» 6 . Такими образованиями считались сначала только государства, а затем - межгосударственные организации, а в период пика национально-освободительной борьбы в 50-70-е годы ХХ века – также и борющиеся за самоопределение нации и народы. И только эти три вида международных образований признавались единственными субъектами международных правоотношений.



Резкая критика позиций западных ученых, признававших субъектами международного права широкий круг физических и юридических лиц – от индивидов до транснациональных корпораций. Объявление этих взглядов антинаучными, враждебными, направленными на размывание суверенитета государств, на создание правовых оснований для «гуманитарной интервенции» крупных империалистических держав во внутренние дела суверенных государств под видом защиты прав человека или защиты прав транснациональных компаний.

Современная отечественная доктрина допускает уже отступление от категоричной привязки круга субъектов к международному правотворчеству 7 . Признается: нормы международных договоров возлагают конкретные юридические права и обязанности и на иных участников международных отношений, не участвующих в создании международно-правовых норм - международные неправительственные организации, международные хозяйствующие объединения, внутригосударственные органы и организации и т. д. Однако продолжается дискуссия: являются ли эти образования субъектами международного права.

Наибольшее число вопросов - в связи с международно-правовой защитой прав человека. Наделение многими международными договорами индивидов конкретными правами как материального, так и процессуального характера, включая право непосредственного обращения за защитой своих прав в международные судебные инстанции и участия в связи с этим в международном судопроизводстве. Естественно, вопросы: каков правовой статус индивида, участвующего в качестве стороны международного судебного разбирательства? Является ли он в данном случае субъектом международного правоотношения? И обязательно ли субъект международного правоотношения должен быть и субъектом международного правотворчества, участвуя в создании норм права? Одинаков ли по объему правовой статус у всех субъектов международных правоотношений и субъектов международного права?

Б). Понятие субъекта международного права.

Определение любого понятия состоит из набора признаков, посредством которых каждый, кто формулирует дефиницию, стремится наиболее точно и лаконично выразить наиболее существенные, на его взгляд, черты исследуемого явления. Естественно, что каждый автор, стремясь максимально точно отразить исследуемые явления объективной действительности, привносит в даваемое им определение свое субъективное его восприятие.

Анализ определений и характеристик, даваемых учеными понятию «субъект международного права», свидетельствует о том, что их авторы приводят самые разные, часто не совпадающие (либо даже взаимоисключающие), признаки (либо их оттенки, полутона), которые, тем не менее, имеют принципиальное значение для понимания исследуемого явления 8 . Субъект международного права (в интерпретации разных авторов) – это:

- лицо

либо

либо

- самостоятельное образование

либо

- участник международных отношений

либо

- член международно-правового сообщества

либо

- сторона международного правоотношения,

который (ое, ая, ые)

- способен участвовать в создании и реализации норм международного права

- способен обладать правами и обязанностями

- способен осуществлять свои права и обязанности по международному праву

- должен быть непосредственно подчинен международному праву

- является носителем международных прав и обязанностей

- должен обладать независимым международным статусом

- участвует или может участвовать в международно-правовом отношении

- вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения

- наделен нормами международного правами субъективными правами и субъективными обязательствами

- поведение которого прямо регулируется международным правом

- подчиняется непосредственному воздействию международного права

- способен в подлежащих случаях нести международно-правовую ответственность

Согласно общей теории права, любые общественные отношения, урегулированные правом - это правоотношения. Любые правоотношения, - это взаимосвязь их участников; данные отношения всегда ipso facto (в силу самого факта) предполагают наличие сторон, устанавливающих и поддерживающих эту взаимосвязь. В любом правоотношении одна из сторон наделяется правами, а другая – обязанностями. Обе стороны именуются «субъектами права». Отсюда «субъект права» – это лицо, способное обладать правами и обязанностями и их осуществлять, участвующее или могущее участвовать в тех или иных правоотношениях.

Для учебных целей данного курса и на основе доминирующих в литературе позиций можно сделать следующий вывод: субъект международного права - это лицо, способное обладать юридическими правами и обязанностями, юридически способное участвовать или участвующее в тех или иных международно-правовых отношениях.

Центральное положение субъектов в международном праве. В отличие от внутреннего права государств в международном праве субъекты сами определяют направления и формы правового регулирования международных отношений, создают нормы права, являются носителями прав и обязанностей и выступают гарантами их осуществления, реализуют эти нормы и, в случае необходимости, сами же применяют санкции за их нарушение. В свою очередь, само международное право служит интересам субъектов, регулирует отношения между ними, определяет их статус, закрепляет права и обязанности, обеспечивает юридическими средствами сотрудничество субъектов во всех сферах их взаимоотношений.

Для разрешения продолжающего научно-практического спора относительно признания / непризнания юридических и физических лиц субъектами международного права, возможно, на мой взгляд, воспользоваться весьма перспективным предложением профессора Г.В. Игнатенко о разграничении субъектов на две группы: правосоздающие субъекты международного права и правореализующие субъекты международного права.

Рассматривая данное предложение как способное не только разрешить затянувшийся спор, но и содействовать дальнейшему развитию теории международной правосубъектности, считаю возможным несколько уточнить предложенную классификацию.

Универсальные субъекты международного права – это международные властные коллективные образования, являющиеся участниками межгосударственных отношений – государства, межгосударственные организации, межгосударственные органы, государственно самоопределяющиеся народы. Эти субъекты обладают универсальной международной правосубъектностью как в правосоздающем, так и в правореализующем процессах. Данные субъекты могут и фактически участвуют во всех формах и на всех этапах возникновения, изменения и прекращения норм международного права: инициировании создания, разработке, принятии, реализации, обеспечении, изменении и прекращении их действия.

Правореализующие субъекты международного права – это юридические и физические лица, которые на основе международного права и в соответствии с нормами их внутреннего права обладают субъективными правами и обязанностями в области международных отношений. Эти субъекты наделены ограниченной международной правосубъектностью: они могут и фактически участвуют лишь в одной из перечисленных выше семи форм: в реализации норм международного права.

Международная правосубъектность есть юридическая способность лица быть субъектом международного права. Для субъекта международного права присущая ему правосубъектность означает одновременно:

Подчинение непосредственному воздействию международного права,

Обладание субъективными правами и обязанностями,

Способность и возможность участвовать в международных правоотношениях,

Осуществление своих международных прав и обязанностей,

Несение, в случае необходимости, юридической ответственности.

Международная правосубъектность и ее качество не зависят от количества прав и обязанностей, возникающих у лица, от большего или меньшего круга правоотношений, в которых оно участвует или может участвовать. Достаточно наличия одного правоотношения, в котором участвует или может участвовать данное лицо, чтобы оно тем самым приобрело качество правосубъектности.

Универсальным субъектом международного права в международных правоотношениях во всех случаях выступает само коллективное образование (государство, международная организация, государственно самоопределяющийся народ), а не представляющие их органы и должностные лица. Так, например, даже если международные договоры заключаются правительствами или министерствами и официально именуются «межправительственное соглашение», «межведомственный договор», то их участниками и тем самым субъектами международных договорных правоотношений будут все равно выступать сами государства, которые несут полную ответственность за действия своих органов и представителей.

Г). Особенности международной правоспособности и дееспособности.

Правосубъектность включает в себя способность лица как обладать субъективными правами и обязанностями (правоспособность), так и способность эти права и обязанности осуществлять (дееспособность). Совокупность этих элементов иногда именуется «праводееспособностью». Академический Курс международного права утверждает: «Субъекты международного права – коллективные общественные образования – праводееспособны. Однако объем правоспособности, т.е. объем юридических прав и обязанностей, различных конкретных субъектов международного права неодинаков. Международные права и обязанности государств и международных организаций явно неодинаковы. Они различны и у разных международных организаций» 9 . В литературе встречаются различные суждения относительно правовой взаимосвязанности правоспособности и дееспособности. Так, профессор Л.Д. Тимченко утверждает: «В отличие от внутригосударственного права, для субъектов международного права характерно органичное сочетание правоспособности и дееспособности, что вместе образует понятие «правосубъектность». Ограниченно дееспособных или недееспособных субъектов современное международное право не знает» 10 .

Однако вопрос не столь однозначен. Например, в случае введения против какого-либо государства международных санкций или оккупации. При правомерной военной оккупации оккупированное государство полностью управляется публичной властью военной администрации оккупирующей стороны (государства, группы государств или международного сообщества). Естественно, на время оккупации международная дееспособность оккупированного государства приостанавливается. Так, государства, оккупированные в период Второй мировой войны Германией, сохраняли свою правоспособность, временно потеряв дееспособность.

Д). Виды субъектов международного права.

Все субъекты международного права принято делить на первичные и производные. Первичные субъекты - это, прежде всего, государства и в некоторых случаях борющиеся за государственное самоопределение народы и нации. Правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер. Производные субъекты международного права создаются первичными.Ими могут быть межправительственные организации, межправительственные органы либо государствоподобные образования типа вольных городов. Юридическими источниками для их учреждения являются международные договоры и, как их разновидность - учредительные акты в форме уставов. Производные субъекты имеют ограниченную правосубъектность: ее объем зависит от намерения и желания их создателей.