Судебное конституционное право и судебный конституционный процесс. Судебно- конституционное право и процесс

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Казанский филиал

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Конституционное правосудие.

Судебно- конституционное право и процесс

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

(специальность 030501.65 (021100) «Юриспруденция»)

Казань


Метелина О.В. , старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП.

Рецензенты:

Иванишин П.З., к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП.

Сакаев А.И ., к.ю.н., декан юридического факультета Академии управления ТИСБИ.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по специальности 030501.65 (021100) "Юриспруденция".

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 6 от 07.02.2007 г.)

Утвержден Учебно-методическим советом Казанского филиала ГОУ ВПО РАП (протокол № 6 от 28.02.2007 г.).

© Казанский филиал ГОУ ВПО РАП, 2007.

© Метелина О.В., 2007.


Введение……………………………………………………………………………3

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………….3

Тематический план………………………………………………………………...4

Программа………………………………………………………………………….5

Тематический план семинарских занятий……………………………………...13

Планы семинарских занятий…………………………………………………….14

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы…..46

Примерная тематика рефератов и курсовых работ…………………………….50

Примеры тестовых и контрольных заданий для проведения

рубежного контроля……………………………………………………………...51

Литература………………………………………………………………………..53

Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………………60


ВВЕДЕНИЕ

Информация, содержащаяся в объеме специального курса «конституционное судопроизводство» носит важный прикладной характер, в то же время дает теоретическое представление обучающимся о значении формах и способах конституционного контроля как в Российской Федерации так и других странах. Исходя из основного содержания изучаемых норм, можно сделать вывод о том, что они носят в основном процессуальный характер и определенным образом обеспечивают одну из важнейших форм судебной защиты прав и свобод гражданина.



Цели и задачи курса

Цель: Теоретическая подготовка специалистов судебной системы высшего звена по направлению "Юриспруденция".

Задачи курса:

Помочь студентам сформировать целостное теоретическое представление о значении, формах и способах конституционного контроля, получить практические представления о особенностях и содержании норм, регламентирующих конституционный судебный процесс в Российской Федерации.

В результате изучения специального курса конституционное судопроизводство студент должен:

1. Иметь теоретическое представление о сути, формах и особенностях конституционного контроля.

основные нормы, регулирующие конституционный контроль в Российской Федерации.

органы, осуществляющие конституционный контроль.

3. Ориентироваться в процессуальных нормах регламентирующих конституционный судебный процесс.

Объем дисциплины и виды учебной работы


Тематический план

(разделы дисциплины, темы занятий, количество часов)

№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество часов по видам занятий (по учебному плану)
лекции семинары
1. Судебный конституционный контроль: возникновение и основные этапы развития -
2. Судебно-конституционное устройство
3. Конституционное судебное процессуальное право
4. Принципы конституционного судопроизводства - -
5. Подведомственность дел -
6. Участники конституционного судебного процесса. Процессуальные сроки. Судебные расходы и штрафы. -
7. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве - -
8. Внесение обращений и предварительное рассмотрение их в Конституционном Суде.
9. Судебное разбирательство
10. Решения Конституционного Суда
Рассмотрение дел о толковании Конституции РФ
12. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними
13. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
14. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
15. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ
16. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
17. Рассмотрение иных категорий дел -
18. Конституционный судебный процесс в субъектах РФ -
19. Стадии и процедура рассмотрения дел в конституционных (уставных) судах -
20. Взаимоотношения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Взаимоотношения конституционных (уставных) судов субъектов РФ с судами общей и арбитражной юрисдикции, иными органами государственной власти -
Итого

Программа курса



Тема 20. Взаимоотношение Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Взаимоотношения конституционных (уставных) судов РФ с судами общей и арбитражной юрисдикции, иными органами государственной власти

2. Консультативный совет председателей органов конституционного (уставного) контроля в РФ.

3. Разграничение компетенции между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

4. Проблемы и перспективы взаимоотношений.

5. Взаимоотношения конституционных (уставных) судов с судами общей и арбитражной юрисдикции.

6. Взаимоотношения конституционных (уставных) судов с иными органами государственной власти и общественными объединениями.


Тематический план семинарских занятий

№ занятия Тема семинарского занятия Количество часов по учебному плану
семинары
* 1. Судебный конституционный контроль: возникновение и основные этапы развития -
1. 2. Судебно-конституционное устройство
2. 3. Конституционное судебное процессуальное право
* 4. Принципы конституционного судопроизводства -
* 5. Подведомственность дел -
3. 6. Участники конституционного судебного процесса. Процессуальные сроки. Судебные расходы и штрафы.
* 7. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве -
4. 8. Внесение обращений и предварительное рассмотрение их в Конституционном Суде.
5. 9. Судебное разбирательство
6. 10. Решения Конституционного Суда
7. 11. Рассмотрение дел о толковании Конституции РФ
8. 12. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними
9. 13. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан
10. 14. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов
11. 15. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ
12. 16. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
* 17. Рассмотрение иных категорий дел
* 18. Конституционный судебный процесс в субъектах РФ -
* 19. Стадии и процедура рассмотрения дел в конституционных (уставных) судах -
* 20. Взаимоотношения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Взаимоотношения конституционных (уставных) судов субъектов РФ с судами общей и арбитражной юрисдикции, иными органами государственной власти -
итого

* Темы на самостоятельное изучение


Планы семинарских занятий

Семинарские занятия как одна из форм освоения учебного материала направлены на изучение наиболее актуальных и сложных для самостоятельного рассмотрения студентом проблем. При подготовке к практическим занятиям студенты учатся работать с нормативно-правовыми источниками, а также со специальной литературой. Сами же занятия призваны развивать способность студентов логически мыслить, иметь собственное мнение по дискуссионным вопросам, делать самостоятельные выводы.

Тема 1. Судебный конституционный контроль:

Нормативные правовые акты

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 3. Ст.1447.

Ст.607.

4. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №51. Ст.4824.

Ст. 2334.

Основная

Дополнительная

7. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. М., 2001.

8. Арутюнян Г.Г. Конституционный контроль: характер функционирования и развития системы. М., 1997.

9. Бойцова В.В. Конституционная юстиция в посткоммунистических странах// Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997.

10. Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятия, природа, юридическая сила и значение // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. М., 1999.

11. Витрук Н.В., Лазарев Л.В., Эбзеев Б.С. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде российской Федерации». Комментарий. М., 1996.

12. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991-2001гг.): Очерки теории и практики. М., 2001.

13. Митюков М.А. Конституционные суда на постсоветском пространстве. Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. М., 1999.

14. Митюков М.А. К истории конституционного правосудия России. М., 2002.

15. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов н/Д, 1992.

16. Петрухин И.Л. Конституционное правосудие в СССР. М., 1981.

17. Селезнев Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. М., 1998.

18. Топорнин Б.Н. Российский конституционализм на современной этапе // Российский конституционализм: проблемы и решения. М., 1999.

19. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

20. Умнова И.А. Федерализм и конституционное правосудие в Российской Федерации // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М., 1993. № 3.

21. Чиркин В.Е. Органы конституционного контроля: Россия и международный опыт // Журнал российского права. 1998. № 4/5.

22. Шварц Г. Конституционные суда: в общем и в частности // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993. № 2.

23. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.

Семинар 1 (2 часа)

Тема 2. Судебно-конституционное устройство

Вопросы для обсуждения:

1.Конституционно-правовые основы функционирования судебного конституционного контроля в современной России.

2.Конституционный Суд РФ: основные принципы организации и формирования.

3.Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Структура Конституционного Суда РФ.

4.Вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

5.Организационно-технические формы работы Конституционного Суда РФ и его вспомогательные службы. Аппарат Конституционного Суда РФ. Секретариат Конституционного Суда РФ.

6.Статус судьи Конституционного Суда РФ.

Литература

Нормативные правовые акты

3. Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7.

5. Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24.

6. Федеральный конституционный закон от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15.

7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1.

8. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 г. // СЗ Р. 1995. № 26.

9. Постановление Совета Федерации от 25 октября 1994 г. «О порядке приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 28.

10. Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 38.

11. Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 38.

12. Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» в редакции от 24 июня 2002 г. // СЗ РФ. 2000. № 7. 2002. № 26.

13. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. Принят на пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации 1 марта 1995 г. (с доп. и изм. по состоянию на 1 марта 2003 г.) // Сборник нормативных актов о суде и статусе Суда Российской Федерации. Выпуск второй. Книга первая. М., 2000.

Основная

1. * Витрук Н.В. Конституционное судопроизводство. Учебник для ВУЗов.// м. ИНФРА. 2004.

Дополнительная

1. Баишев Ж. Судебная защита Конституции. Алматы, 1994.

3. Бенидзе О. Решения Конституционного Суда и их исполнение // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. Выпуск 3 (5) / Издается Центром конституционного права Республики Армения. Ереван, 1999.

4. Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // ВКС РФ. 1997. № 3.

5. Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятия, природа, юридическая сила и значение // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. М., 1999.

6. Гаджиев Г. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3.

7. Лазарев Л.В. Конституционный Суд России и развитие конституционного права // Журнал российского права. 1997. № 11.

8. Мавчич А. Конституционные суды: модели работы в соответствии с федеральными государственными системами // Сборник материалов научно-практической конференции Конституционных Судов России, Германии, Словении. Петрозаводск, 1998.

9. Селезнев Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации в системе судебной власти. М., 1998.

10. Текущий архив Конституционного Суда Российской Федерации.

11. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 1997.

Семинар 2 (2 часа)

Литература

Нормативные правовые акты

Основная

1. * Витрук Н.В. Конституционное судопроизводство. Учебник для ВУЗов.// м. ИНФРА. 2004.

Дополнительная

2. Барнашов А.М., Митюков М.А. Очерки конституционного правосудия. Сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики. Томск, 1999.

3. Визер Б. Некоторые размышления по поводу иерархии норм в системе конституционного права Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 2.

4. Витрук Н.В., Лазарев Л.В., Эбзеев Б.С. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде российской Федерации». Комментарий. М., 1996.

5. Гаджиев Г. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1999. № 3.

6. Горшенев В.М. О природе процессуального права // Правоведение. 1974. № 2.

7. Гощуляк В.В. Конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации. М., 1999.

8.Заржевская Т.Д. Процессуальные гарантии конституционализма // Российский конституционализм: проблемы и решения. М., 1999.

9. Касумов Ф.З. Процессуальный механизм реализации Конституции СССР: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. М., 1985.

10. Овсепян Ж.И. Конституционный процесс. Критерии и виды отраслевого самоопределения в системе российского права // Ученые записки: Сб. науч. трудов РГУ. Ростов-на-Дону, 2000.

11. Овсепян Ж.И. Конституционное судебно-процессуальное право (конституционная юстиция): у истоков отрасли права, науки и учебной дисциплины // Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. № 2.

12. Пряхина Т.М. Конституционный процесс: интерпретация определения // Конституционное развитие России: Межвуз. Сб. науч. статей. Саратов, 2000. Вып. 3.

13. Саликов М.С. О необходимости создания курса "Конституционно-процессуальное Российской Федерации" // Совершенствование методики преподавания и организации процесса обучения в юридических вузах России: Материалы Всерос. учебно-метод. конф. (16-17 ноября 2000 года). Екатеринбург, 2000.

14. Саликов М.С. Предмет конституционно-процессуального права Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2000. № 1.

15. Саликов М.С. Конституционно-процессуальное право как наука, отрасль и учебная дисциплина // Право и политика. 2000. № 4.

16. Хабриева Т.Я. Процессуальные вопросы толкования Конституции в деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 10.

17. Шульженко Ю.Л., Юдин Ю.А. Конституционное правосудие в федеративном государстве. М., 2000.

Литература

Нормативные правовые акты

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994.№ 13.

3. Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7.

4. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51.

5. Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24.

6. Федеральный конституционный закон от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15.

Основная

1. * Витрук Н.В. Конституционное судопроизводство. Учебник для ВУЗов.// м. ИНФРА. 2004.

Дополнительная

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997.

2. Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // ВКС РФ. 1997. № 3.

3. Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997.

5. Митюков М.А. К истории конституционного правосудия России. М., 2002.

Литература

Нормативные правовые акты

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994.№ 13.

3. Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7.

4. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51.

5. Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24.

6. Федеральный конституционный закон от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15.

7. Федеральный конституционный закон т 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 42.

8. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 27.

Основная

1. * Витрук Н.В. Конституционное судопроизводство. Учебник для ВУЗов.// м. ИНФРА. 2004.

Дополнительная

1. Арутюнян Г.Г. Актуальные проблемы разрешения споров о компетенции // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. Вып. 3 (5) / Издается центром конституционного права Республики Армения. Ереван, 1999.

2. Белкин А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации // ВКС РФ. 1997. № 2.

3. Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // ВКС РФ. 1997. № 3.

4. Витрук Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятия, природа, юридическая сила и значение // Конституционное правосудие в посткоммунистических странах. М., 1999.

5. Витрук Н.В., Лазарев Л.В., Эбзеев Б.С. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде российской Федерации». Комментарий. М., 1996.

6. Гаджиев Г.А. Подведомственность и допустимость обращений в Конституционный Суд Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 6.

7. Лучин В.О. Конституция российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.

8. Морщакова Т.Г. Судебная защита основных прав граждан в общем и конституционном судопроизводстве: соотношение и особенности // Материалы российско-британского семинара. М., 1996.

9. Морщаков Т.Г. Разграничение компетенции между Конституционным Судом и другими судами Российской Федерации // ВКС РФ. 1997. № 3.

10. Овсепян Ж.И. Из опыта Российской Федерации по разрешению конституционных споров о компетенции // Конституционное правосудие. Вопросы теории и практики. Ереван, 2000.

Семинар 3 (2 часа)

Литература

Нормативные правовые акты

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994.№ 13.

3. Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7.

4. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51.

5. Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24.

6. Федеральный конституционный закон от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15.

7. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 г. // СЗ Р. 1995. № 26.

8. Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. «О полномочном представителе президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18.

9. Указ Президента Российской Федерации от 5 июля 1995 г. «Об утверждении Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 28.

Основная

1. * Витрук Н.В. Конституционное судопроизводство. Учебник для ВУЗов.// м. ИНФРА. 2004.

Дополнительная

1. Доронина О.Н., Лучин В.О. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998.

2. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / под ред. С.В. Боботова. М., 1993.


Литература

Нормативные правовые акты

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994.№ 13.

3. Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7.

4. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51.

5. Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24.

6. Федеральный конституционный закон от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15.

Основная

1. * Витрук Н.В. Конституционное судопроизводство. Учебник для ВУЗов.// м. ИНФРА. 2004.

Дополнительная

2. Лучин В.О. Конституция российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.

3. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности / под ред. С.В. Боботова. М., 1993.

4. Морщакова Т.Г. Судебная защита основных прав граждан в общем и конституционном судопроизводстве: соотношение и особенности // Материалы российско-британского семинара. М., 1996.

Семинар 4 (2 часа)

Тема 8. Внесение обращений и предварительное их рассмотрение

В Конституционном Суде РФ

Вопросы для обсуждения:

1. Внесение обращения в Конституционный Суд РФ.

2. Рассмотрение обращения секретариатом Конституционного Суда РФ.

3. Предварительное изучение обращения судьей.

4. Принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению.

Литература

Нормативные правовые акты

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994.№ 13.

3. Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7.

4. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51.

5. Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24.

6. Федеральный конституционный закон от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15.

Основная

1. * Витрук Н.В. Конституционное судопроизводство. Учебник для ВУЗов.// м. ИНФРА. 2004.

Дополнительная

1. Гаджиев Г.А. Подведомственность и допустимость обращений в Конституционный Суд Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 6.

2. Мавчич А. Конституционные суды: модели работы в соответствии с федеральными государственными системами // Сборник материалов научно-практической конференции Конституционных Судов России, Германии, Словении. Петрозаводск, 1998.

3. Овсепян Ж.И. Конституционный процесс. Критерии и виды отраслевого самоопределения в системе российского права // Ученые записки: Сб. науч. трудов РГУ. Ростов-на-Дону, 2000.

4. Овсепян Ж.И. Конституционное судебно-процессуальное право (конституционная юстиция): у истоков отрасли права, науки и учебной дисциплины // Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. № 2.

5. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. М., 1998.

Семинар 5 (2 часа)

Литература

Нормативные правовые акты

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994.№ 13.

3. Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7.

4. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51.

5. Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24.

6. Федеральный конституционный закон от 5 апреля 2005 г. «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15.

Основная

1. * Витрук Н.В. Конституционное судопроизводство. Учебник для ВУЗов.// м. ИНФРА. 2004.

Дополнительная

1. Богданова Н.А. Конституционный Суд Российской Федерации в системе конституционного права // ВКС РФ. 1997. № 3.

2. Гаджиев Г.А. Подведомственность и допустимость обращений в Конституционный Суд Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 6.

3. Доронина О.Н., Лучин В.О. Жалобы граждан в Конституционный Суд Российской Федерации. М., 1998.

4. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. М., 1997.

5. Овсепян Ж.И. Конституционный процесс. Критерии и виды отраслевого самоопределения в системе российского права // Ученые записки: Сб. науч. трудов РГУ. Ростов-на-Дону, 2000.

6. Овсепян Ж.И. Конституционное судебно-процессуальное право (конституционная юстиция): у истоков отрасли права, науки и учебной дисциплины // Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. № 2.

7. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. М., 1998.

8. Саликов М.С. Конституционно-судебная защита прав человека в России // Сборник материалов V Всемирного конгресса ВФАК ЮНЕСКО. Екатеринбург, 1999.

9. Саликов М.С. Критерии допустимости обращений в конституционные суды (уставные) суды // Вестник Уставного Суда Свердловской области. 2000. № 1.

Семинар 6 (2 часа)

Литература

Нормативные правовые акты

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994.№ 13.

3. Федеральный конституционный закон от 8 февраля 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 7.

4. Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 51.

5. Федеральный конституционный закон от 7 июня 2004 г. «О внесении изменения в статью 100 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24.

Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.

Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права - это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства. Предмет является ведущим, определяющим критерием разграничения отраслей права. В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений; их поведение; объекты, на которые направлено поведение субъектов; факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений между субъектами.

Содержание метода правового регулирования охватывает комплекс разнообразных юридических средств, с помощью которых осуществляется воздействие па общественные отношения. Он служит дополнительным критерием разграничения нормативных установлений по отраслям права. Метод правового регулирования характеризуется сочетанием различных по характеру предписаний - императивных, диспозитивных, рекомендательных и иных. Структура: Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) представляет собой единство материального правового

Судебно-конституционное материальное право есть совокупность нормативных установлений, регулирующих устройство, организацию специализированных органов конституционного



правосудия (состав и способ формирования конституционного суда, его структуру, принципы и гарантии деятельности, статус судей и др.) и устанавливающих их юрисдикцию, полномочия.

Судебно-конституционное процессуальное право есть совокупность нормативных установлений, определяющих принципы, общие правила конституционного судопроизводства и регулирующих

процедуру по стадиям конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел в органах конституционного правосудия. Иными словами, предметом

регулирования судебно-конституционного процессуального права является судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство). Судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство)направлен на обеспечение реализации компетенции, юрисдикции органов конституционного правосудия. Одновременно судебный конституционный процесс (конституционное

судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, свою логику развития и закономерности бытия. Конституционное судопроизводство как единство процессуальных

норм, процессуальной деятельности и процессуальных правоотношений в конечном счете выступает как форма, способ существования и реализации норм материального судебно- конституционного права.

или иного субъекта Федерации. Каждая подотрасль судебно-конституционного права и процесса

состоит из правовых институтов, представляющих собой совокупность нормативных установлений, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений, складывающихся

в процессе организации и функционирования органов конституционного правосудия

Судебно-конституционное право и процесс в системе российского права

Современная российская система права восприняла деление права на публичное и частное. Публичное право по своей структуре состоит из конституционного, государственного и муниципального

права. Вершиной (фундаментом, ядром) российского права является конституционное право, имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер.

Предмет: В отечественной науке существует два подхода к определению круга общественных отношений, регулируемых конституционным правом. Согласно первому подходу (традиционному,

преобладающему в науке) предмет конституционного права определяется весьма широко, в него включаются общественные отношения, регулируемые как нормами конституции, так и нормами законов, подзаконных нормативных актов, иных источников права, конкретизирующих и развивающих конституционные положения. Иными словами, в предмет регулирования конституционным правом включаются многие общественные отношения, по существу, объективно подлежащие регулированию либо уже регулируемые иными отраслями российского права. Содержание конституционного права Российской Федерации в основном определяется содержанием

Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Российской Федерации в интерпретации Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерациии в контексте действия общепризнанных принципов и норм международного права при условии признания их Российской Федерацией. Дополнительно в содержание конституционного права России входят нормативные установления, опосредуемые иными его источниками (формами), которые регулируют

отдельные виды общественных отношений конституционного уровня в полном объеме.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль . Такое место и роль конституционного права обусловлены, во-первых, характером

и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. его предметом и содержанием, и, во-вторых, верховенством и высшей юридической силой Конституции как основного (высшего) закона Российского государства, установления которого являются исходными, определяющими для всех

судебный конституционный право

Конституционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют определенную область общественных отношений. Нормы права, образующие отрасль права, характеризуются внутренним единством, общими признаками, и, вместе с тем, отличаются от норм других отраслей права.

Конституционное право является отраслью российского права, которая представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, закрепляющих:

  • - основы конституционного строя;
  • - правовой режим отношений между личностью и государством;
  • - федеральное и административно-территориальное устройство Российской Федерации;
  • - организацию органов государственной власти и управления;
  • - основные принципы организации местного самоуправления.

Предмет является главным материальным критерием разграничения юридических норм по отраслям и подотраслям и делением последних на правовые институты.

В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений, их поведение, объекты, на которые направлено поведение субъектов, факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение отношений между субъектами.

Метод правового регулирования (набор юридического инструментария, посредством которого юридические нормы воздействуют на общественные отношения) служит дополнительным критерием разграничения норм по отраслям и институтам. К методу правового регулирования можно отнести установление целей и пределов правового регулирования общественных отношений, издание специфических нормативных актов, наделение участников общественных отношений специфическими правовыми качествами субъектов права (гражданство, правосубъектность и др.), определение мер юридической ответственности за правонарушения. От метода правового регулирования во многом зависит его результативность, эффективность достижения выдвигаемых при этом целей.

Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства -- конституционного судопроизводства.

Конституционное правосудие имеет своим предметом публичные общественные отношения, характеризуемые как отношения власти и подчинения между их субъектами. Обязательным субъектом этих отношений выступает конституционный суд, который обладает властными контрольными функциями и соответствующими властными полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. В основе конституционного правосудия лежит анализ конституционно-правовых отношений, а также реальных правовых отношений, как конституционных, так и отраслевых, сложившихся между государством в лице государственных органов и другими субъектами права, их соотнесения (соответствия) между собой. Конституционный суд принимает решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и не подлежат обжалованию.

По структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли -- судебное конституционное право и судебный конституционный процесс.

Судебное конституционное право как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, устанавливающих статус конституционного суда и статус его судей, а именно способ формирования конституционного суда, его состав, принципы и гарантии его организации и деятельности, компетенцию конституционного суда, права и обязанности конституционных судей, гарантии их независимости.

Судебный конституционный процесс как подотрасль конституционного правосудия есть система норм права, регулирующих процедуру рассмотрения дел в конституционном суде (принципы конституционного судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел)

Названия "конституционное правосудие" и "судебное конституционное право и процесс" равнозначны по своему содержанию.

Конституционное правосудие представляет собою единство содержания и формы. Реализация компетенции конституционных судов облекается в процессуальную форму. При этом материальное отношение из сферы судебного конституционного права как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями. Реальное состояние механизма правового регулирования можно оценить лишь в единстве материальных юридических норм и правил юридической процедуры их реализации, применения. С одной стороны, процессуальная форма может способствовать повышению эффективности реализации юридических норм материального содержания, а с другой -- свести эту реализацию на нет заблокировать ее, существенно снизить ее эффективность.

Судебное конституционное право включает правовые институты состава конституционного суда, порядка его формирования, структуры, конституционной юрисдикции (компетенции конституционного суда), статуса судей конституционного суда и т.д.

Судебный конституционный процесс включает правовые институты принципов конституционного судопроизводства, его стадий, видов производства по конкретным делам.

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс

(лето 2012, зима 2013)

  1. Судебный конституционный контроль: понятие и модели.
  2. Виды судебного конституционного контроля.
  3. История развития конституционного правосудия в России.
  4. Источники (формы) судебно-конституционного права и процесса.
  5. Конституция Российской Федерации как источник судебно-конституционного права и процесса
  6. Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник судебно-конституционного права и процесса
  7. Природа Конституционного Суда Российской Федерации и его место в системе высших органов государственной власти.
  8. Состав, должностные лица и организационно-правовые формы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
  9. Особенности статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
  10. Принципы статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
  11. Юрисдикционные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.
  12. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.
  13. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, виды, юридическая сила.
  14. Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства, его особенности.
  15. Принципы конституционного судопроизводства: понятие, классификация, содержание.
  16. Классификация участников конституционного судопроизводства. Процессуальное положение участников, содействующих осуществлению конституционного судопроизводства.
  17. Процессуальное положение сторон и их представителей в конституционном судопроизводстве.
  18. Особенности доказательств и доказывания в конституционном судопроизводстве.
  19. Внесение обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.
  20. Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации.
  21. Принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. Назначение и подготовка дел к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации.
  22. Порядок заседания Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела по существу.
  23. Принятие итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации, его оглашение, вступление в силу и опубликование. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
  24. Исправление неточностей в решении Конституционного Суда Российской Федерации. Разъяснение решений Конституционного Суда Российской Федерации.
  25. Действие и исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.
  26. Понятие и виды производств в Конституционном Суде Российской Федерации.
  27. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.
  28. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
  29. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел по спорам о компетенции.
  30. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
  31. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о конституционности законов по запросам судов.
  32. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дел о толковании Конституции Российской Федерации.
  33. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дела о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

34. Производство по рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дела о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

35. Неюрисдикционные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

36. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: этапы учреждения, порядок формирования и полномочия.

37. Особенности судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации.

Зав. кафедрой конституционного права Н.В. Витрук

Создание и функционирование специализированных органов судебного конституционного контроля обусловили формирование новой отрасли права - судебно-конституционного права и процесса. Предметом регулирования данной отрасли права является совокупность однородных общественных отношений, связанных с организацией и функционированием нового вида государственной деятельности - конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами, т. е. конституционного правосудия.

Указанные общественные отношения носят публичный характер. Специализированные судебные органы конституционного контроля обладают надлежащими полномочиями по разрешению дел о проверке конституционности законов и других объектов контрольной деятельности. Они принимают решения властного характера, имеющие обязательную силу для всех субъектов права без исключения. Эти решения окончательны и обжалованию не подлежат.

Отношения в сфере организации и функционирования конституционного правосудия объективно требуют правового регулирования в конституции и на ее основе - в текущем (отраслевом) законодательстве, в иных формах.

Право - это согласованная и взаимосвязанная целостная система, в которой нормативные установления выстраиваются в определенном порядке. Право есть сложное иерархически построенное образование, пронизанное процессами дифференциации и интеграции.

Нормативные установления различаются по предмету и методам регулирования, характеру и сферам действия, целям и задачам, которые они преследуют, осуществляемым функциям, форме выражения, способам обеспечения и т. д. Поэтому право, будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием, одновременно подразделяется на отрасли, каждая из которых играет самостоятельную роль в упорядочении, регулировании общественных отношений. Каждая отрасль права есть подсистема нормативных установлений, осуществляющих регулирование общественных отношений определенного вида и их охрану специфическими, правовыми средствами. Самостоятельность отрасли права в общей нормативно-правовой системе определяется предметом, методом, целью и задачами, принципами и значимостью правового регулирования тех или иных однородных отношений.

Предмет является ведущим, определяющим критерием разграничения отраслей права. В структуру предмета правового регулирования входят: субъекты общественных отношений; их поведение; объекты, на которые направлено поведение субъектов; факты (события, действия и др.), с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений между субъектами.


Он служит дополнительным критерием разграничения нормативных установлений по отраслям права. В число средств входит определение субъектов права с их правовыми качествами, прав и обязанностей субъектов права и правоотношений, гарантий реализации, охраны и защиты от правонарушений, включая меры поощрения и меры юридической ответственности, и др. Метод правового регулирования характеризуется сочетанием различных по характеру предписаний - императивных, диспозитивных, рекомендательных и иных. От метода во многом зависит результативность правового регулирования, эффективность достижения выдвигаемых при этом целей.

Существенными факторами, определяющими однородность общественных отношений, их самостоятельность и потребность в специфическом правовом регулировании, служат также цель задачи, принципы, общественная значимость этих отношений. Несомненно, конституционное правосудие имеет особые цель и задачи,

играет в жизни общества и государства существенную роль.

Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права - это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.

По структуре судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права делится на

две подотрасли: судебно-конституционное материальное право и судебно-конституционное процессуальное право.

Судебно-конституционное материальное право есть совокупность нормативных установлений, регулирующих устройство, организацию специализированных органов конституционного правосудия (состав и способ формирования конституционного суда, его структуру, принципы и гарантии деятельности, статус судей и др.) и устанавливающих их юрисдикцию, полномочия.

Реализация компетенции органов конституционного правосудия облекается в процессуальную форму, при этом материальное отношение как бы отходит на второй план, взаимодействует и переплетается с процессуальными правоотношениями.

Судебно-конституционное процессуальное право есть совокупность нормативных установлений, определяющих принципы, общие правила конституционного судопроизводства и регулирующих процедуру по стадиям конституционного судопроизводства, особенности рассмотрения отдельных категорий дел в органах конституционного правосудия. Иными словами, предметом регулирования судебно-конституционного процессуального права является судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство).

Судебно-конституционный процесс (конституционное судопроизводство) направлен на обеспечение реализации компетенции, юрисдикции органов конституционного правосудия. Одновременно судебный конституционный процесс (конституционное судопроизводство) имеет собственное юридическое содержание, свою логику развития и закономерности бытия.

Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права наряду с вышеназванными подотраслями включает еще одну - судебное конституционно-уставное право и процесс как совокупность нормативных установлений, регулирующих организацию и функционирование органов конституционно-уставного правосудия в субъектах Российской Федерации.

Каждая подотрасль судебно-конституционного права и процесса состоит из правовых институтов, представляющих собой совокупность нормативных установлений, регулирующих качественно

однородные группы общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования органов

конституционного правосудия.