Свободное использование результатов интеллектуальной деятельности. Общественное достояние: что это и как им пользоваться Правило исчерпания прав

Решил я намедни найти роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» - думаю, пора уже без спешки его перечитать, вникнуть в каждую деталь. Ну, а заодно - разыскать для подрастающего поколения такую версию, где кроме номера главы есть ещё её краткое содержание типа «Глава такая-то, где...» (незаменимая вещь для школьников, которым задают найти и разобрать тот или иной эпизод). Помню, у бабушки моей, учителя русского языка и литературы, был такой двухтомник - правда, до меня дошел только второй том (о первом её ученики «позаботились»). Не долго думая, вбил в поисковик запрос, прошёл по ссылке в библиотеку, нашёл полное собрание сочинений, в нём - нужный том, и вдруг… (На скриншоте - другое произведение Л.Н. Толстого. На самом деле, конкретно в том списке я прошёл по многим произведениям - все они оказались «обжалованы правообладателем». Когда решил всё-таки начать делать скриншоты и вплотную заняться этой темой, мой выбор пал на «Полное собрание сочинений, запрещённых цензурой» - так сказать, на злобу дня.)

То есть - оказывается, кто-то счёл себя правообладателем произведений Льва Николаевича Толстого (умершего, как известно, в 1910 году)… Это интересно, - подумал я, и начал разбираться. Подробности - под катом.

Первое, что я подумал, - может быть, я чего-то не знаю, и произведения Льва Николаевича всё ещё не стали общественным достоянием? Вроде бы в школе (ох, давно же это было!) нам говорили, что уж много лет как они перешли в эту самую категорию… Проверяю:

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) - совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали… Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.
Выделение жирным шрифтом - моё. И ещё…
В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

То есть произведения Льва Николаевича Толстого перешли в эту категорию с 1981 года. Так… Что же тогда за «правообладатель» такой объявился?


Правообладатель - некий «Библиотечный фонд». Обратился в Литрес с просьбой прокомментировать эту ситуацию (объявление кого-либо правообладателем + «перевод стрелок» ссылки в онлайн-библиотеках на Литрес). Получил от них такой ответ:

Оцифрованная копия книги, в формате pdf-файла, предоставлена из архивов библиотечного фонда Российской Государственной Библиотеки.
Данная копия произведения полностью бесплатна.
Наша компания не может отвечать за работу других сайтов. По каким причинам то или иное произведение «закрыто по просьбе правообладателя» на других ресурсах можно только гадать.

Обратите внимание: "копия произведения полностью бесплатна "! Но ведь «бесплатно» - ещё не есть «свободно», верно? Моё предположение таково: за поиск «раздач» у литреса отвечает робот - ищет соответствия по названиям и (или) авторам, автоматически рассылает «письма счастья» тем, кто, по мнению литреса, раздаёт книги незаконно. Каким образом формируется база? - да скорее всего автоматически: учитывая, сколько книг издаётся только в России (счёт идёт на десятки тысяч), маловероятно, что на эту функцию будет выделен «живой человек». Следовательно - гребут всё и вся, всех под одну гребёнку - и пелевиных, и Пушкина, и Льва Николаевича Толстого… не удивлюсь, если в следующий раз увижу в какой-либо сетевой библиотеке библию, «закрытую» литресом или ещё каким-нибудь «правообладателем». Ну, а то, что кто-то из внимательных читателей, наткнувшись на такое перенаправление, стал копать глубже - чистая случайность. Сказано же вам - «копия бесплатна»! Мол, берите, пользуйтесь… И не задавайте глупых вопросов - ни себе, ни людям… А то, что в распространении этих произведений искусственно создаются какие-либо ограничения (как минимум, необходимость переходить на другие сайты), мол, спрашивайте с владельцев того сайта, где обнаружили сие недоразумение. Хотя вот ведь незадачка - а им какой резон ограничивать доступ к свободным произведениям, уводя своих посетителей на коммерческий ресурс? Разве что часть кода ссылки «from%3D2272045», по которой они туда уходят, помогает самой библиотеке подзаработать? Реферальная программа? Тогда почему представители Литрес о ней ничего не сказали?

На самом деле, в этой сетевой библиотеке есть и другие ветки, из которых всё прекрасно скачивается (правда, возможно, там выложены другие версии - например, упомянутый роман будет представлен не версией из 90-томного полного собрания сочинений, а отдельным изданием - это я уже не проверял).

P.S. Пока разбирался с вопросом, обнаружил . Оказывается, Лев Николаевич Толстой был сторонником «антикопирайта»:

В 1891 году он отправил в редакцию журналов «Русские ведомости» и «Новая жизнь» письмо, в котором написал:

«Милостивый государь, вследствие часто получаемых мною запросов о разрешении издавать, переводить и ставить на сцене мои сочинения, прошу вас поместить в издаваемой вами газете следующее моё заявление:

Предоставляю всем желающим право безвозмездно издавать в России и за границей, по-русски и в переводах, а равно и ставить на сценах все те из моих сочинений, которые были написаны мною с 1881 года и напечатаны в XII томе моих полных сочинений издания 1886 года, и в XIII томе, изданном в нынешнем 1891 году, равно и все мои не изданные в России и могущие вновь появиться после нынешнего дня сочинения».


За то и пострадал?

Так уж сложилось, что чаще всего в наших информационных статьях мы пугаем и рассказываем о разных запретах, строгих правилах и последствиях, если им не следовать. Но в этот раз все не так (почти).


Есть на свете огромное количество музыки, картин и книг, с которыми вы можете делать почти что все. И это произведения, которые относятся к категории общественного состояния (public domain). В эту категорию попадают и изобретения, на которые истек срок патента.

Если кратко, то правила перехода в общественное достояние такие:

  • автор жив-здоров и сам сделал свою работу доступной для использования в любых целях (коммерческих, личных и пр.)
  • автор умер и после его смерти прошло уже 70 лет.
Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. То есть вы можете поместить на обложку своей книги «Мону Лизу» Да Винчи, но вот сказать, что вы ее написали - нет.

Есть несколько интересных нюансов, например, авторское право в США определяет любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории страны как общественное достояние. Очень удобно. Еще в Соединенных Штатах не попадют под защиту авторским правом репродукции двухмерных объектов искусства (картины, фото и пр.). Исключением будут случаи, если в репродукцию было внесено творческое изменение. Например, вы можете сделать фотографию «Моны Лизы» Да Винчи, но ваша фотография будет таким же общественным достоянием, как и сама картина. Но вот если вы сделаете художественную обработку репродукции, добавите ретушь, какие элементы, то тогда ваше творение может считаться самостоятельным произведением.

Если вы сделаете такое фото Венеры Ботичелли (слева), то прав на него вы не получите. А если вы внесете в фото что-то свое, какой-то художественный вклад, то тогда авторское право будет действовать. Справа Венера Ботичелли, но в исполнении Энди Уорхола.

Но тут однозначной устоявшейся позиции нет, поэтому с чужими фотографиями картин надо тоже быть аккуратно.

В странах Евросоюза срок действия авторского права - 70 лет после смерти автора . Раньше почти во всех странах срок составлял 50 лет, но Германию уговорить не удалось, так что все остальные тоже увеличили. И здесь тоже есть интересные примеры. Во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». Музыка, написанная таким автором, переходит в общественное достояние через сто лет после публикации. Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, то срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны - 108 лет 120 дней. Но все музыка. Для других произведений искусства срок охраны однозначно не определён. Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, - Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.

В России произведение становится достоянием общественности через 70 лет после смерти автора. Если он работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Помимо неимущественных прав автора (действующих бессрочно), важно помнить о так называемом «музейном праве» . Это принадлежащее музею, за которым закреплены музейные предметы и коллекции, право их первой публикации, а также право разрешать или запрещать производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев. Например, Эрмитаж может запретить использование картины, находящейся в его фондах, в качестве иллюстрации на обложке книги, несмотря на то, что картина находится в общественном достоянии. Поэтому перед использованием произведений, включённых в музейный фонд РФ, необходимо получить разрешение от дирекции соответствующего музея.

Произведения, которые стали общественным достоянием, можно печатать и распространять без приобретения лицензии или другого разрешения. То есть вы можете заказать себе печать любой книги Пушкина, поместить на обложку вашей книги классическую картину или использовать классическую музыку в своих роликах на Youtube. Пользование общественным достоянием позволяет забыть о страхе быть пойманным на нарушении чьих-то авторских прав.

  • Проект

Переход произведения в общественное достояние позволяет любому лицу использовать данное произведение без выплаты вознаграждения правообладателям, без их разрешения и в любых целях. Момент перехода произведения в общественное достояние связан с истечением срока действия исключительных прав. Произведение, как обнародованное, так и необнародованное, может быть признано общественным достоянием. Но, несмотря на разрешение использовать произведение, такие права как: авторство, имя автора и неприкосновенность произведения, продолжают охраняются бессрочно, т.е. это предполагает наличие обязательной ссылки на автора данного произведения и невозможность изменения используемого произведения.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, которое должно быть однозначно выражено им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

Гражданин, который правомерно обнародовал такое произведение, приобретает статус публикатора и у него появляются только исключительные права на опубликованное произведение, в то время как неимущественные права продолжают сохраняться за автором, произведение которого не было опубликовано.

Служебное произведение

В соответствии со ст. 1295 ГК РФ авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. В соответствии со ст. 1255 ГК РФ к авторским правам относятся интеллектуальные права, кроме того, автору произведения принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Неимущественные права продолжают сохраняться за автором служебного произведения.

Исключительные права принадлежат работодателю, если работником создано произведение в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), однако трудовым или иным договором между работодателем и автором может быть предусмотрено иное. Автор может сам распорядиться своими имущественными правами, передав их на основании договора, если это предусмотрено отношениями с работодателем.

В случае если исключительные права принадлежат работодателю, то на него возлагаются обязательства – в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начать использование этого произведения, либо передать исключительное право на него другому лицу, либо сообщить автору о сохранении произведения в тайне. Если работодатель в трехлетний срок совершил данные действия, то автор имеет право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае возникновения спора – судом.

Однако если в этот период работодатель не начнет использование произведения, то исключительное право на служебное произведение переходит к автору.

Если исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из него пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом автор имеет право использовать служебное произведение способом, как обусловленным, так и не обусловленным целью служебного задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

Работодатель при использовании служебного произведения может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Так, например, в соответствии с и. 2 ст. 1295 ГК РФ право на вознаграждение имеет и автор созданных по заказу программ для ЭВМ или баз данных или при выполнении работ по договору, которому не принадлежит исключительное право на такую программу или базу данных.

Данное авторское вознаграждение не является оплатой труда, поэтому положение о дополнительном вознаграждении должно быть прописано отдельным пунктом либо в трудовом договоре, либо в служебном задании, либо в договоре с сотрудником в авторском договоре и т.д.

Для полноценной защиты приобретаемых прав работодатель должен иметь комплекс локальных нормативных актов по организации служебной интеллектуальной деятельности, служебных заданий и отчетов о результатах служебной интеллектуальной деятельности, отчетов об оценке соответствия (признании наличия и использования интеллектуальной собственности без нарушения интеллектуальных прав), учетных документов по нематериальным активам и производственному использованию служебной интеллектуальной собственности и т.д. Необходимо осуществлять авторский надзор.

Законодательно закрепление прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении работ по контракту, определены в ст. 1298 ГК РФ. Так, исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом. Однако контрактом может быть предусмотрено иное.

В случае получения РИД, относящихся к технической сфере, ст. 1373 ГК РФ определяет, что право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежат организации, выполняющей государственный или муниципальный контракт (исполнителю).

В такой ситуации на патентообладателя по требованию государственного или муниципального заказчика возлагается обязанность предоставить указанному заказчиком лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных или муниципальных нужд.

Если исполнитель, получивший патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, примет решение о досрочном прекращении действия патента, то он обязан уведомить об этом государственного или муниципального заказчика и по его требованию передать патент на безвозмездной основе Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Государственным или муниципальным контрактом может быть предусмотрено, что право на получение патента и исключительное право принадлежат совместно указанным субъектам. В случае если патент получен совместно на имя исполнителя и Российской Федерации, исполнителя и субъекта РФ или исполнителя и муниципального образования, то государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование таких изобретения, полезной модели или промышленного образца в целях выполнения работ или осуществления поставок продукции для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

    «Иракское досье » (англ. Iraq War logs; Baghdad War Diary) – это общее название для 391 832 документов, опубликованных 22 октября 2010 года международной некоммерческой организацией WikiLeaks и содержащих секретные сведения о войне в Ираке и его оккупации американскими войсками с 1 января 2004 по 31 декабря 2009 (за исключением мая 2004 и марта 2009). Публикация этих документов является самой крупной утечкой засекреченных военных документов в истории. «Иракское досье» представляет собою отчёты американских...

    Компромат обычно представляет собой документы (бумаги, фотографии, видео и звукозапись), содержащие информацию, разоблачающие тёмные стороны деятельности человека или организации - те, которые он/они старались не разглашать.

    Также известное как конфиденциальность информации, или журналистские привилегии (амер.) – это право журналиста, гарантированное ему национальным и государственным законодательством. Иначе говоря, властные структуры, включая судебные, не в праве требовать от журналиста сообщать данные об источнике поступления информации. Данное право основано на признании того факта, что в случае несоблюдения конфиденциальности источников многие люди откажутся сообщать общественно...

    А́утинг (англ. Outing) - предание гласности, публичное разглашение информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека без его на то согласия. Аутинг противоположен по смыслу каминг-ауту - добровольному раскрытию собственной сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Аутинг может быть расцененен как нарушение права на неприкосновенность частной жизни и может быть использован для компрометирования человека и нанесения вреда его репутации. Иногда аутинг используется в политической...

    Информатор (англ. Whistleblower букв. «дующий в свисток») - активный гражданин, предающий гласности имеющую место или предполагаемую мошенническую или незаконную деятельность внутри правительственного учреждения, общественной или частной организации или коммерческой организации. Информаторы сообщают о нарушениях либо внутри (к примеру, другим членам внутри обвиняемой организации) либо вне (то есть инспекторам, правоохранительным органам, средствам массовой информации или группе заинтересованных лиц...

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. 2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. 3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Консультации юриста по ст. 1282 ГК РФ

    Алла Панина

    Здравствуйте! С праздником Победы! Будьте добры, через сколько лет произведение искусства становится народным достоянием? 60? 70? : 15:00 - 17:00

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Ольга Мельникова

    Чем может подтверждаться авторское право умершего художника на произведение?. Доброго времени суток, уважаемые участники проекта! Художник времен СССР Иванов Виктор Семенович нарисовал плакат про Сталина "За народное счастье", сам художник умер в 1968 году. Чем на данный момент может подтверждаться авторство Иванова В. С. на этот плакат и у кого сейчас спрашивать разрешение на его использование, если нет наследников и плакат по срокам не стал еще общественным достоянием (станет только в 2043 году)? !

    • Ответ юриста:
  • Александр Безхлебицын

    • Ответ юриста:
  • Диана Кузьмина

    Если на сайте разместить текст классической книги (достоевского, например), то это будет нарушением авторских прав?. Да это понятно все про контакт и т. д. и т. п. Меня интересует именно ответственность сайта за добавленный администратором контент.

    • Ответ юриста:
  • Леонид Тарханов

    Как обойти закон об авторском праве?. Как обойти закон об авторском праве? Речь идёт о печати (в коммерческих целях) известных мировых картин, авторы которых умерли более 70 лет назад. Если частично изменить картину это не поможет?

    • 1. Обходить ни чего не надо. Исключительные права на такие картины уже не действуют 2. На будущее - частичное изменение картины, срок исключительных прав на которые еще не прошел, как раз таки и влечет за собой нарушение.

  • Виктория Калинина

    изменение концовки произведения это законно? в школе задали написать 6 эпизод к ревизору.

    • Пускай он особо не парится, пускай пишет от болды. А если учитель начнет ныть, вы так и скажите ему -А ты сможешь лучше?

    Олеся Соболева

    • Ответ юриста:
  • Маргарита Калинина

    Размещение песен на проекте Мой Мир. нарушаю ли я авторские права, разместив песни из старых русских фильмов? Я должна их удалить?

    • Ответ юриста:

      Нарушаете. Думаю к ответственности за это Вас привлекать не будут, т. к. Вы только воспользовыались сервисом, созданным не Вами. Но формально ведь права на публичное опубликование произведений Вы не приобретали. Даже если это старые фильмы и авторов нет в живых, то скорее всего права принадлежат Госфильмофонду.

  • Юрий Коренев

    Дамы и господа, дадите консультацию (или совет) по авторскому праву?!. Если опубликовать свою «писанину» на сайте На этом сайте опубликованы "Правовые нормы" Соответствует ли это действительности и с юридической точки зрения - то, что они предлагают, этого достаточно (Свидетельство о публикации в электронной форме и выдача по необходимости копии всех необходимых свидетельств в бумажной форме с подписью и печатью) или всё-таки необходимо регистрация авторских прав у нотариуса или в Агентстве по авторским правам.Заранее благодарен.

    • Ответ юриста:

      Уважаемый автор вопроса! Как Вам известно, действует презумпция авторства: право возникает при создании.Закон действует во времени и в пространстве, поэтому при разрешении споров и разногласий юридическое значение имеет место создания произведения и время его создания. Вы можете встретить распространённое заблуждение, что имеет значение только дата создания произведения. Это - не так. Когда мы определяем событие, доказываем совершение поступка, ведем речь о доказательствах факта, применяем законодательство имеет значение и время, и место.При этом, существует как система норм права, так иерархия норм права. Первое означает, что данная отрасль законодательства, как и иные не существует сама по себе в отрыве от иных норм законодательства (поэтому, бездумное выхватывание цитат бессмысленная и вредная затея) , второе, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ признается приоритет норм международного права (см. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации)К таковым относится Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и т. д. Это полезно знать, хотя бы с тем, чтобы понимать значение не только даты создания, как это предусмотрено федеральным законодательством РФ Гражданским кодексом РФ его Главой 70), но и времени создания произведения. Если говорить о перспективах судебного разбирательства, то следует помнить, что в судах действует принцип, нашедший воплощение в многочисленных нормах права, общепризнанная гарантия независимости и объективности суда (т. е. находящаяся в диспозиции со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и т. д. :НИКАКИЕ доказательства для суда не имеют заранее установленной силы.В процессуальном праве, также есть принципы: относимости и допустимости средств доказывания и т. д.Если говорить об электронной форме, то существует специальная норма права ФЗ РФ "Об электронной цифровой подписи".О самом главном для целей защиты ИС и авторского права. Точные время и дату создания произведения указывать опасно. Это очень просто понять, если вспомнить, что лицу, похитившему произведение, или пользующемуся похищенным ЛЕГЧЕ можно обеспечить "доказательства" того, что похищенное было создано им, третьими лицами, но не действительным автором, если известно когда оно было создано на самом деле. Год не создания, а первого ОПУБЛИКОВАНИЯ, автор указывает по ЖЕЛАНИЮ, для оповещения третьих лиц о том, что произведение под охраной авторского права (ст. 1271 ГК РФ) Это - не обязательно. Авторское право будет подлежать защите и без такого обозначения.Теперь пару слов об организации. Организационно- правовая форма - коммерческая организация (ООО) , т. е. созданная для целей извлечения прибыли. В любой момент к ней могут возникнуть претензии у налоговых органов по поводу "безвозмездных услуг" . Свидетельство, о котором идет речь, никоим образом не будет являться допустимым доказательством авторского права. Они свидетельствовать могут и заявляют что готовы, лишь о времени поступления произведения к ним на сервер. Опубликованная оферта недействительна в силу ничтожности. Согласно п. 10.3 Организация не несет ответственности за убытки и нежелательные последствия в результате пользования услугой. Могут нести, в соответствии со ст. 15 ГК РФ и т. д. в т. ч. нормами уголовного права.И так дальше, практически по каждому пункту. .Если Вы опубликуете свои стихи на то такая публикация будет не меньшим, а значительно большим доказательством авторства, и лучше будет обеспечена его защита, т. к. аудитория неизмеримо больше, иностр. инвесторы и т. д. = см. комментарии

    Инна Маркова

    Является ли публичное выступление политического деятеля объектом авторского права(см.прим.)?. Прикладной аспект - может ли сам политик или его наследники и т. п. имея авторские права и права обладателя "заблокировать" любую публикацию по своему усмотрению, в т. ч. если публикация делается в научных целях (история)?