Святая тереза малая. Тереза из лизье


Ярким свидетельством католической святости является Катарина Сиенская (+1380), возведенная папой Павлом VI в высший разряд святых - в "Учители Церкви". Зачитаю несколько выписок из католической книги Антонио Сикари "Портреты святых". Цитаты, по-моему, не потребуют комментарий.

Екатерине было около 20 лет. "Она чувствовала, что в ее жизни должен произойти решающий перелом, и продолжала истово молиться Своему Господу Иисусу, повторяя ту прекрасную, нежнейшую формулу, которая стала для нее привычной: "Сочетайся со мной браком в вере!" (Антонио Сикари. Портреты святых. Т. II. - Милан, 1991. - С.11.).

"Однажды Екатерина увидела видение: ее божественный Жених, обнимая, привлекал ее к Себе, но потом взял из ее груди сердце, чтобы дать ей другое сердце, более похожее на Его собственное"(с.12).

Однажды сказали, что она умерла. "Она сама говорила впоследствии, что ее сердце было растерзано силой божественной любви и что она прошла через смерть, "узрев райские врата". Но "вернись, дитя Мое, - сказал мне Господь, тебе нужно вернуться… Я приведу тебя к князьям и властителям Церкви." "И смиренная девушка начала рассылать по всему свету свои послания, длинные письма, которые она диктовала с поразительной быстротой, часто по три или по четыре одновременно и по разным поводам, не сбиваясь и опережая секретарей. Все эти письма завершаются страстной формулой: "Иисус сладчайший, Иисус Любовь" и часто начинаются словами…: "Я, Екатерина, служанка и раба рабов Иисуса, пишу вам в драгоценнейшей Крови Его…" (12).

"В письмах Екатерины бросается в глаза прежде всего частое и настойчивое повторение слов: "Я хочу" (12).

"Некоторые говорят, что решительные слова "я хочу" она в состоянии экстаза обращала даже ко Христу" (13).

Из переписки с Григорием Х1, которого она убеждала вернуться из Авиньона в Рим: "Говорю вам от имени Христа… Я говорю вам, отче, в Иисусе Христе… Ответьте на зов Святого Духа, к вам обращенный" (13).

"А к королю Франции обращается со словами: "Творите волю Божию и мою" (14).

Не менее показательны "откровения" и возведенной также папой Павлом VI в "Учители Церкви" Терезы Авильской (XVI в.). Перед смертью она восклицает: "О, Бог мой, Супруг мой, наконец-то я Тебя увижу!". Этот в высшей степени странный возглас не случаен. Он - закономерное следствие всего "духовного" подвига Терезы, существо которого открывается хотя бы в следующем факте.

После многочисленных своих явлений "христос" говорит Терезе: "С этого дня ты будешь супругой Моей… Я отныне не только Творец твой, Бог, но и Супруг" (Мережковский Д.С. Испанские мистики. - Брюссель, 1988. - С. 88.) "Господи, или страдать с Тобой, или умереть за Тебя!" - молится Тереза и падает в изнеможении под этими ласками…", - пишет Д. Мережковский. Не приходится поэтому удивляться, когда Тереза признается: "Душу зовет Возлюбленный таким пронзительным свистом, что нельзя этого не услышать. Этот зов действует на душу так, что она изнемогает от желания". Не случайно поэтому известный американский психолог Вильям Джеймс, оценивая ее мистический опыт, писал, что "ее представления о религии сводились, если можно так выразиться, к бесконечному любовному флирту между поклонником и его божеством" (Джемс В. Многообразие религиозного опыта. /Пер. с англ. - М., 1910. - С. 337).

Еще одной иллюстрацией представления о святости в католицизме является Тереза из Лизье (Тереза Маленькая, или Тереза Младенца Иисуса), которая, прожив 23 года от роду, в 1997 году, в связи с столетием со дня кончины, "непогрешимым" решением папы Иоанна Павла II была объявлена еще одним Учителем Вселенской Церкви. Вот несколько цитат из духовной автобиографии Терезы "Повесть об одной душе", красноречиво свидетельствующие о ее духовном состоянии (Повесть об одной душе // Символ. 1996. № 36. - Париж. - С.151.)

"Во время собеседования, предварившего мой постриг, я поведала о делании, которое намеревалась совершить в Кармеле: "Я пришла спасать души и прежде всего - молиться за священников " (Не себя спасать, но других!).

Говоря о своем недостоинстве, она тут же пишет: "Я неизменно храню дерзновенное упование на то, что стану великой святой … Я думала, что рождена для славы и искала путей к ее достижению. И вот Господь Бог… открыл мне, что моя слава не будет явлена смертному взору, и суть ее в том, что я стану великой святой !!!" (ср.: Макарий Великий, которого сподвижники за редкую высоту жизни называли "земным богом", лишь молился: "Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою"). Позднее Тереза напишет еще более откровенно: "В сердце моей Матери-Церкви я буду Любовью… тогда я буду всем… и через это моя мечта осуществится!!!"

Тереза Мартен

(1873 - 1897)

Родилась 2 января 1873 года; умерла 30 сентября 1897 года. Причислена к лику святых Римско-католической церковью в 1925 году, в 1997 году провозглашена Учителем Церкви. Память 1 октября.

Тереза родилась 2 января 1873 года в маленьком городке Алансоне на севере Франции. Ее отец - Луи Мартен содержал часовой магазин, мать - Зели Герен занималась производством алансонского кружева. До встречи друг с другом родители Терезы всерьез думали о монашестве, но призвание оказалось иным: у Терезы была большая семья - четыре старшие сестры (еще два брата и две сестры умерли в младенчестве). Все сестры впоследствии станут монахинями.

Мартены - деятельные христиане. Они помогают беднякам, навещают одиноких и умирающих. Воспитанная в благочестивой, но не ханжеской обстановке, Тереза очень рано стремится “угождать Господу”. Став взрослой, она скажет, что “никогда сознательно не говорила “нет” благому Богу с трехлетнего возраста”.

“Я хочу быть монахиней”, - повторяет Тереза вслед за своей сестрой Полиной. Однако она совсем не “безупречный ребенок”, за которого через много лет будут выдавать ее сестры. Своевольная и послушная, веселая и плаксивая, нежная и категоричная, - ее характер слишком противоречив, чтобы быть ангельским. Ее сердце и ум развивались слишком быстро, тогда как восприятие оставалось детским, что обостряло природную чувствительность, развившуюся затем в “ужасную болезнь духовной скрупулезности”.

В четыре года Тереза теряет мать, и, несмотря на то что в семье сохранялась атмосфера нежности, веры и мира, в ее жизни наступает “самое скорбное время”. Этот период продлится девять лет. Характер Терезы резко меняется. Из живой и непосредственной она становится застенчивой, робкой и до крайности чувствительной. Любой, самый невинный, поступок она превращает в муку и наказание. Ей достаточно одного взгляда, чтобы расплакаться, и она довольна, когда никто не обращает на нее внимания. Общество чужих людей становится для Терезы невыносимым, а веселость возвращается к ней лишь в тесном семейном кругу. Она выбирает себе “вторую маму” - сестру Полину, которая занимается ее воспитанием и образованием. Семья переезжает в Лизье - небольшой город почти на самом Ла-Манше.

Когда Терезе исполнилось десять, Полина приняла решение уйти в монастырь кармелиток. Для Терезы это новый удар, однако постепенно она обретает уверенность, что Кармель - это и ее призвание. “Я почувствовала, что Кармель - это пустыня, куда по воле благого Бога я тоже должна укрыться. Я ощутила это с такой силой, что в моем сердце не осталось никакого сомнения”.

Вскоре после ухода сестры в монастырь Тереза переживает “странную болезнь”, во время которой ощущает приступы необъяснимого ужаса и галлюцинации. Доктора не могут поставить диагноз. Семья заказывает девятидневные мессы, молебны в Кармеле; в комнату Терезы приносят статую Пресвятой Богородицы. Однажды, во время приступа “бедная маленькая Тереза обратилась к своей Небесной Матери. Она просила Ее от всего сердца сжалиться, наконец, над ней... Внезапно Пресвятая Богородица показалась мне такой прекрасной, что ничего подобного я никогда не видела. Ее лицо дышало неизъяснимой нежностью и добротой, а пленительная улыбка пронзила мою душу... Сразу все горести куда-то исчезли...”. Двенадцать лет спустя она объяснит эту болезнь действием дьявола, разгневанного поступлением Полины в Кармель: “Он хотел выместить на мне тот ущерб, который наша семья должна была нанести ему в будущем”.

Свое первое причастие 8 мая 1884 года Тереза назвала “поцелуем любви”. Эта встреча с Господом навсегда определила их отношения. Ад, смерть, Страшный Суд - все эти “ужасные” вещи, которые Тереза узнала из катехизиса и рассказов священника во время конфирмации, после причастия больше не пугают ее. Господь открылся Терезе как Бог Любви, ожидающий в ответ не добродетелей и подвигов, а бесконечного доверия к его милосердию.

Во время второго причастия на праздник Вознесения в сердце Терезы рождается “огромная жажда страданий” и уверенность в том, что ей уготовано великое множество крестов: “До сих пор я страдала, но не любила страдание; с этого дня я почувствовала настоящую любовь к нему”. Через два года, в Рождественскую ночь, Господь исцеляет ее от мучительной слабости и детской чувствительности.

Этот день - 25 декабря 1886 года - она считает переломным моментом, открывающим третий, “самый прекрасный” период ее жизни. После девяти мучительных лет Тереза “вновь обрела душевную силу, которую потеряла со смертью матери” и которую ей, как она сама говорила, “теперь уже предстояло сохранить навсегда”.

В 1887 году Тереза принимает окончательное решение поступить в Кармель. Получив благословение своего отца, она обращается к супериору Кармеля священнику Делатройетту но здесь ее ждет отказ: Терезе всего пятнадцать и супериор категорически против поступления в монастырь столь юной послушницы. Вместе с отцом Тереза едет в Рим, чтобы получить благословение Папы Льва XIII.

9 апреля 1888 года Тереза становится послушницей Кармеля в Лизьё. На собеседовании перед принесением обетов она скажет: “Я пришла сюда, чтобы спасать души и, прежде всего, молиться за священников”.

Господь оказал Терезе “милость не иметь ни одной иллюзии при поступлении в Кармель.... Я нашла жизнь в монастыре точно такой, какой я ее себе представляла: ни одна жертва не удивляла меня...”. Терпеливо выносить шум, производимый одной из сестер во время молитвы; не жаловаться, когда невнимательная соседка брызгает ей в лицо грязной водой во время стирки; безропотно питаться остатками пищи, которые ей подают, потому что больше никто не хочет их есть; преданно и радостно повиноваться даже тогда, когда инстинктивно хочется возразить; ласково обращаться с крайне неприятной сестрой, так, что той кажется, будто она особенно любима, - то есть не упускать ни одной маленькой жертвы, взгляда, слова, пользуясь каждой мелочью, - все это становится бесконечно важным, потому что делается во имя Любви.

Но самым большим испытанием для Терезы в это время была болезнь отца. Господин Мартен перенес удар, следствием которого стал паралич и частичное расстройство рассудка. Болезнь была безнадежна и унизительна. “Ее король” теперь походил на бедного безумца. О нем говорил весь город и монастырь, а сестер Мартен называли “дочерьми сумасшедшего”. Тереза страдает, но и в молитве не находит утешения. Обычное ее состояние в эти дни - духовная сухость.

В январе 1889 года Тереза вступает в новициат, а через восемь месяцев принимает постриг. Накануне ее охватывает паника: ей кажется, что она всех обманывает и монашество - совсем не ее призвание. Молодая послушница обращается к настоятельнице, и та, посмеявшись над ее страхами, успокаивает ее.

В Кармеле Тереза живет двумя тайнами: детством Иисуса (требующим послушания и простого, доверчивого предания себя Богу) и Его страстями (требующими сопричастности и жертвы). Поэтому она попросила позволения называться сестрой Терезой Младенца Иисуса и Святого Лика.

29 июля 1894 года умирает отец Терезы, и вскоре в Кармель поступает третья сестра Терезы - Селина. Все имущество отцовского дома, где больше никого не осталось, было продано, исчезли самые дорогие воспоминания. Тереза старается утешить своих сестер и саму себя: “Теперь мы все осиротели, но можем с любовью произнести: “Отче наш, сущий на небесах”. Он Единственный у нас остается, и Он - все для наших душ!”

Когда-то она сказала больному отцу: “Я постараюсь быть твоей славой, став великой святой”. На исповеди Тереза говорит священнику о том, что мечтает о святости. Святой отец предостерегает ее от гордыни, но Тереза уже поняла, что Господь не посылает неосуществимых желаний. Она лишь хочет найти свой путь, понимая, что не похожа на великих аскетов или мучеников. Слишком она несовершенна и мала и потому ищет “лифт”, который поднял бы ее прямо к Иисусу. Однажды в священных текстах ей попались такие слова: “Кто совсем мал, пусть придет ко Мне”. И еще: “Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас: на руках буду носить вас и на коленях ласкать” (Ис 66, 13-12). Руки Господа - вот путь для нее! И для того, чтобы быть носимой на руках Божиих, ей не надо расти, наоборот, надо оставаться маленькой и становиться все меньше, принять свою нищету и бессилие, доверив все одному Богу. Только доверие может привести к любви.

В свободное от монастырских работ время Тереза сочиняет стихи и пьесы, участвует в поставленных ею самой спектаклях. Она не заботится о стиле, но стремится лишь выразить свою любовь к Богу. Мать Агнесса попросила ее написать воспоминания детства, которые позже составят книгу “История одной души”.

В двадцать три года Тереза, уже несколько лет испытывающая боли в горле и груди, заболевает туберкулезом. К физическим страданиям добавляются духовные. Она переживает сильное искушение против веры, чувствует себя одинокой, оставленной: “Я вижу стену, поднявшуюся до неба... Все исчезло... Я верую, потому что хочу верить”. В эти тяжелые дни Тереза пишет сестре: “Если бы ты знала, какие ужасные мысли меня терзают! Молись за меня неустанно, чтобы я не слушала дьявола, который ХОЧЕТ, чтобы я поверила его лживым наветам. В мой ум проникают суждения самых отъявленных материалистов: мысль о том, что в будущем, благодаря постепенному прогрессу, наука найдет естественное объяснение всему и мы узнаем конечную причину всего сущего... Но я приношу в жертву эти жестокие страдания, чтобы уверовали бедные неверующие, все, кто удалился от церковного вероучения”.

Именно сейчас Тереза осознала, что ее страстные желания быть в Церкви апостолом, воином, учителем, мучеником, священником объединяет одно - любовь к ближнему и что это тот самый путь, который непременно приводит к Богу: “Я поняла, что ЛЮБОВЬ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ ВСЕ ПРИЗВАНИЯ, ВСЕ ВРЕМЕНА И ПРОСТРАНСТВА И ЧТО ОНА - ВЕЧНА”.

Беззаветно доверив себя любви, Тереза находит свое призвание: “В сердце Матери моей Церкви я буду любовью”. Не оставляя во время болезни свои воспоминания, Тереза поясняет: сокровища милосердной любви предлагаются ВСЕМ. Она - не исключение, как раз наоборот! Немощная и слабая, она являет собой живое доказательство того, что любовь избирает малых.

Тем временем болезнь необратимо развивалась. Сестры, ухаживавшие за Терезой, стали обращаться с ней, как с ребенком (хотя они признавали ее духовную зрелость и превосходство). Она смиренно принимала их заботы, зная, что ей предстоит последнее, самое трудное испытание: свидетельствовать об истине своего учения о “пути малых душ”, проходя крестный путь страдания и смерти.

Тереза умерла после мучительной агонии вечером 30 сентября 1897 года. Ее последними словами были слова благодарности и любви: “Я бы не хотела страдать меньше... Боже мой... я.... Тебя люблю!”...

[Андрей и Ольга Дьячковы]
в кн. Св. Теререза из Лизье . М., 1999; стр.17-21
(с www.st.teresa.ru/ter-19-05-bio.html, теперь недоступно)

Я. Кротов

ПЕСЧИНКА, БЫВШАЯ СКАЛОЙ

Тереза Мартен, святая Тереза из Лизье прославилась как автор бестселлера. Ее почитание, причисление к лику святых в 1925 году, провозглашение Учителем Церкви в 1997 году, - всё это было бы невозможно, не будь она автором одной-единственной книжки. Небольшая автобиография “История одной души” вышла первый раз через год после смерти Терезы, в 1898-м, к 1915 году была переведена на девять языков, и по сей день публикуется на том или ином языке едва ли не ежегодно. Даже на русском языке вышло три разных перевода этой книги, два из них - в 1997 и 1997 годах.

Сравнительно легко понять, чем Тереза привлекательнее многих других святых: ничего не написавших или писавших только о богословских или практических вопросах церковной жизни. Большинство святых, слава Богу, доживали до седых волос, а Тереза умерла молодой, и ее прозвище “малая” (для отлички от святой Терезы Авильской, жившей в Испании на три столетия раньше) воспринимается как “юная”. Современное общество предпочитает кумиров без седин, это естественно после того, как именно убеленные сединами деятели столетиями ввергали это общество в одно кровопролитие за другим. Но вот на пять лет раньше Терезы к лику святых причислили другую француженку - Жанну д’Арк. Она, конечно, известна большему числу людей. Тереза умерла молодой, в двадцать четыре года, но Жанна умерла вообще в девятнадцать лет. Тереза погибла от мучительно развивавшегося туберкулеза, но Жанна погибла на костре. Жанна спасла Францию, спасла французского короля, а Тереза могла похвастаться разве что цветами, спасенными от сорняков, и совершенно не беспокоилась о спасении монархии - в отличие от многих французских христиан того времени. “Королем” она называла своего отца, и тем не менее ушла в монастырь, оставив несчастного больного на попечение посторонних людей. Жанна д’Арк - скала, Тереза рядом с ней - песчинка. Между прочим, не по своей воле.

Тереза пишет, что мечтала заниматься миссионерством - девятнадцатый век был веком миссионерства, в том числе, и католического, в том числе и женского, Терезе было на кого равняться. Из этого ничего не вышло, кроме переписки с несколькими миссионерами и молитв о них. Ее современницы, из которых многие тоже попали в святцы, основывали конгрегации и монастыри, Тереза не основала даже кружка кройки и шитья. Ее современницам являлась Пресвятая Дева - в Париже святой Катрин Лябуре, в Лурде святой Бернадетте, что-то им говорила, творила чудеса. Терезе никто не являлся, она об этом и не мечтала. Даже болезнь Терезы была для того времени обычной как насморк, не то что стигматы как у некоторых.

Время Терезы было временем прогресса или, по крайней мере, веры в прогресс не только техники, но и человека, человечества. Церковь толкали, отпихивали как силу реакционную, вялую, пассивную. Христиане (христиане в целом, на этом уровне различия конфессий так же второстепенны, как цвет волос) либо начинали ругаться и говорить, что нечего лезть вперед, все и так хорошо (что было попросту неправдой и неправдой остается даже до сего дня), либо начинали делом доказывать, что и верующие тоже делом заняты, творят вовсю и даже больше и лучше неверующих помогают улучшать жизнь. У неверующих хождение в народ, у верующих миссионерство, у неверующих марксизм, у верующих томизм, у неверующих ученые и политики, у верующих тоже ученые и тоже политики, христианские демократы и академик Павлов - церковный староста. Тереза была за бортом корабля современности - словно песчинка на пляже. Она и знала, что она песчинка, а не скала.

Как песчинку ее и полюбили, потому что двадцатый век оказался веком, когда обнаружилась хрупкость скал. Все гениальные проекты обернулись в лучшем случае пшиком, в худшем - Освенцимом и ГУЛагом. Распались великие колониальные империи, с ними испарилось и великое миссионерство, осталась проповедь Евангелия в совершенно частном порядке, без причитаний о великой миссии белого человека - и без пушек, кстати, за что особое благодарение Богу. После двух мировых войн, дюжины революций, опыта тоталитаризма в Германии, России, Китае, Камбодже, Италии (не забыть и другие страны, затормозившие на полпути к пропасти) человечество - кто выжил и кто свободен - словно отдыхает от гонки за всеобщим и в обязательном порядке счастье. Атомная бомба убило множество людей, а еще убила веру в науку и ученых - и за это слава Богу.

Ради счастья будущих поколений положили столько народу, что сегодня большинство людей всем светлым идеям предпочитают пиво и пляж. Это потребительство, это мещанство, но это максимально далеко от газовых камер, а кстати и от костров Средневековья. Главная беда современного христианства - а кстати и вина, если не христианства, то уж христиан точно - что к нему относятся как к одной из идеологий. И еще хорошо, если людям это противно, куда хуже, когда людям нравится делать из христианства идеологию, оправдывающую занудное морализаторство, принудиловку, насилие над чужой совестью и личностью - о, конечно ради спасения этой самой личности. Попытка противопоставить этой этике спасения этику творчества тоже попахивает принудиловкой: твори, а не то погибнешь. А личность не хочет принудиловки ни в виде спасения, ни в виде творчества, она хочет простого, просторного человеческого счастья - здесь, сейчас и как можно больше. Современное человечество решительно предпочитает пляж, а не высоты духа и громадье планов. Апофеоза это достигает у альпинистов, которые доказывают себе и миру, что и самая высокая гора - такой же славный объект отдыха и развлечения, как самая ничтожная песчинка.

О ней (на других сайтах) :

Её (на других сайтах) :

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДУШИ (есть разные переводы на русский язык)

  • перевод Андрея и Ольги Дьячковых


Св. Тереза из Лизье (2 января 1873 года, Алансон, Франция - 30 сентября 1897 года, Лизье) (фр. Thse de Lisieux), Св. Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика (фр. Sainte Thse de l’Enfant sus et de la Sainte Face), Св. Тереза Малая, в миру Тереза Мартен - католическая святая, кармелитская монахиня, одна из трёх женщин, удостоенных титула Учитель церкви. День памяти в Католической церкви - 1 октября.
Биография
Тереза родилась в 1873 году, в Алансоне, в семье часовщика Луи Мартена и его жены Мари-Зели Мартен. Семья была очень религиозная, и с детства Тереза и её четыре сестры (которые также стали монахинями) впитали в себя искреннюю веру родителей.
Когда Терезе было четыре года, её мать умерла от рака. Семья переехала в Лизье. В возрасте девяти лет Тереза тяжело заболела и находилась на грани смерти. После неожиданного выздоровления девочка окончательно решила посвятить свою жизнь служению Богу и Церкви в кармелитском монастыре.
В 1889 году, в возрасте 15 лет Тереза сделала первую попытку поступить в монастырь, однако епископ отказался дать своё согласие, ссылаясь на юный возраст. Не помогла и поездка в Рим, на аудиенцию к папе Льву XIII. Вскоре, однако, епископ, убедившись в том, что желание Терезы не минутная прихоть, изменил своё решение, и Тереза смогла реализовать свою мечту - стать кармелиткой.
Через 7 лет после поступления в монастырь у Терезы начал развиваться туберкулёз. 30 сентября 1897 года Тереза скончалась, оставаясь никому не известной монахиней из удалённого монастыря. Последние годы жизни она посвятила автобиографической книге, где описывала свою жизнь и размышляла над богословскими вопросами.
После смерти
Через год после смерти Терезы настоятельница монастыря выпускает автобиографический труд Терезы под называнием «История одной души» тиражом всего 2 000 экземпляров. Однако, неожиданно для всех, книга имела потрясающий успех - тиражи следовали один за другим, епископы и ведущие богословы Франции выражали своё восхищение наряду с простыми читателями.
В начале XX века «История одной души» была переведена на все ведущие европейские языки.
В 1907 года Папа Пий Х впервые выразил желание, чтобы Тереза была прославлена. На одной частной аудиенции он, предвосхищая будущее, называет её «величайшей святой нашего времени».
Св. Тереза из Лизье была беатифицирована 29 апреля 1923 года и канонизирована 17 мая 1925 года папой Пием XI.
В 1929 году, учитывая всё возрастающие масштабы паломничества на могилу святой, в Лизье была построена великолепная базилика святой Терезы.
Автором книги о Терезе из Лизье («Маленькая Тереза») был русский писатель и христианский мистик Дмитрий Мережковский; он и его жена Зинаида Гиппиус относились к её личности и сочинениям с большим почтением.
В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Малую Учителем Церкви.
Малый путь
Главным понятие в размышлениях святой Терезы - «малый путь». Так она называет путь достижения святости, не подразумевающий совершения героических действий или подвигов во имя веры.
Она писала: «Любовь можно доказать поступками; а как я должна проявлять свою любовь? Я не могу совершить великих деяний. Единственный способ доказать мою любовь - это разбрасывать цветы, и эти цветы будут маленькими пожертвованиями, как и каждый мой взгляд, слово и все мои внешне непримечательные поступки, которые я буду совершать ради любви».
Часто «Малый путь» Терезы упрекают в излишней сентиментальности и ребяческой духовности, на что сторонники Терезы указывают, что она стремилась развить подход к духовной жизни, которая была бы понятной и поддающейся воспроизведению всеми, кто хочет ей следовать, независимо от их уровня образования.

Н О В О С Т И
Французская святая в Израиле - через 104 года после смерти

В Израиль привезены останки французской святой – так называемой Терезы из Лизье, она же Тереза Малая. Гробница католической святой будет выставлена в различных христианских общинах в течение двух месяцев.
В аэропорту гробницу французской монахини-кармелитки, одной из трех женщин, удостоенных Ватиканом звания "Учитель Церкви", встречала представительная делегация священников. После прибытия процессия, возглавляемая папским нунцием Антонио Франко и предстоятелем римско-католической церкви в Святой Земле, Фуадом Тавилем, отправилась в Иерусалим, в Латинский Патриархат.
Антонио Франко сказал, что святая Тереза Малая - в миру Мария Франциска Тереза Мартен - занимает важное место в католической традиции, поскольку она, среди прочего, посвятила свою жизнь достижению мира и понимания среди людей: "Так как она была объявлена святой недавно, во множестве уголков мире просили о получении этой реликвии, чтобы иметь возможность совершить паломничество, выказав ей преданность".
Тереза Малая, получившая это имя за то, что проповедовала малый путь постижения Бога, стала известна во всем католическом мире после того, как спустя год после ее смерти, в 1898 году, вышла в свет ее духовная автобиография «История одной души». В 1944 году папа Пий XII провозгласил её второй, наряду с Жанной д’Арк, покрови­тельницей Франции.
Гробница будет выставлена до 31 мая 2011 года в различных христианских общинах в Израиле и Палестинской автономии, в том числе в секторе Газа.
После пребывания в Иерусалиме христианская реликвия будет перевезена в Храм Благовещения в Нацерете.
Ватикан, организовавший это мероприятие, среди прочего, стремится морально поддержать своих собратьев-христиан на Ближнем Востоке. Католики, как и другие национальные и религиозные меньшинства в нашем регионе, подвергаются все более мощным атакам исламского фундаментализма. В жестоких ближневосточных реалиях проповедь ненасилия и любви к ближнему, возможно, спасет души, но вряд ли спасет тела.

ТЕРЕЗА ИЗ ЛИЗЬЕ,
Маленький Цветок Иисуса


Святая Тереза из Лизье, монахиня-кармелитка, известная как Маленький Цветок Иисуса, жила в девятнадцатом веке во Франции. С детства она хотела стать святой и обрести совершенство в Боге. Глубокое желание быть верной воле Бога, Его мудрости и любви привело Терезу к жизни в самопожертвовании и самоотречении, когда все помышления ее сердца, полного любви, были направлены на то, чтобы привлечь души в Свет Иисуса Христа. Она вознеслась по завершении своей короткой жизни.

Мария-Франсуаза-Тереза Мартен родилась 2 января 1873 года в Алансоне, во Франции. В возрасте четырнадцати лет Тереза имела такое горячее желание
постричься в монахини, что во время паломничества с отцом в Рим, находясь на официальной аудиенции, она смело попросила Папу Льва XIII разрешить ей поступить в Кармель - монастырь кармелиток – в пятнадцать лет. Тот ответил, что она примет постриг, «если это будет угодно Богу». На следующий год епископ из Байе удовлетворил просьбу Терезы, и 9 апреля 1888 года она поступила в Кармель в Лизье, приняв имя Сестры Терезы младенца Иисуса и Святого Лика.

В 1893 году она становится наставницей послушниц, считающей что ее миссия состоит в обучении душ своему «малому пути». Ее путь был путем любви, и она писала: «Именно любовь и только любовь делает нас приемлемыми в глазах Бога». Любимыми книгами Терезы были произведения Святого Иоанна де ла Круса, Евангелия и «Подражание Христу» Фомы Кемпийского. Единственное, чего она желала, это «побудить людей любить Бога так, как я люблю Его, преподавать душам свой малый путь* - путь «духовного детства, путь веры и абсолютной самоотдачи».

С огнем постоянства и апостольским рвением она намеревалась служить примером пути простоты в современном сложном мире. В апреле 1896 года Терезу сочли достойной принять посвящение распятия. Она страдала туберкулезом и в течение года терпела «муки на кресте», подобно Иисус, несшему крест за грехи человечества. Тереза несла свою ношу с той же преданностью и верой в Бога, какие проявлялись с самого начала ее миссии. В июле 1897 года ее, уже охваченную восторгом огней воскресения, отправили в лазарет. День и ночь она повторяла слова: «Боже мой, я люблю Тебя!», - пока 30 сентября 1897 года в возрасте двадцати четырех лет не вернулась в Сердце своей величайшей Любви.

За два года до смерти Терезу попросили написать автобиографию - воспоминания о детстве и о религиозной жизни. Год спустя после ее кончины рукопись была опубликована в книге «История одной души», которая быстро стала одной из самых читаемых духовных книг.

Терезу лучше всего помнят за эти два высказывания: «Я хочу жить на Небе, творя добро на Земле» и «После своей смерти я вызову дождь из роз», ибо она предвидела, что после смерти ее миссия - «побудить людей любить Бога так, как люблю Его я» - продолжится. Статуи изображают эту святую с букетом роз в руках.

После перехода в мир иной Тереза, не теряя времени даром, взялась за исполнение обещанных благих дел на Земле. Монастырь получил тысячи свидетельств о заступничестве, исцелениях и обращениях в веру, приписываемых Терезе. В одной трогательной истории Тереза явилась настоятельнице обедневшего монастыря в Италии, чтобы дать ей пятьсот франков, необходимых для оплаты долга общины. Во время первой мировой войны многие солдаты, читавшие автобиографию Терезы, носили частицы ее мощей и украшали грязные стены окопов ее ликом. Один французский солдат рассказывает о необыкновенном происшествии, случившемся с ним на передовой. Дело было так: он и другие солдаты читали Розарий, и он воззвал к Сестре Терезе. Когда сражение было в самом разгаре, он внезапно увидел ее стоящей около одного из орудий. Улыбаясь, она сказала ему: «Не бойся, я пришла, чтобы защитить тебя». Ни один из солдат, [читавших Розарий], не погиб, и вскоре все они вернулись с поля боя здоровыми и невредимыми.

Тереза была причислена к лику святых 17 мая 1925 года, менее чем через двадцать восемь лет после смерти, а в 1927 году ее провозгласили покровительницей всех миссий и миссионеров на Земле, а также всех дел во благо России. Терезе приписывают множество чудес. День ее поминовения - 1 октября. Нам иногда нравится думать, что святыми рождаются. Жизнь Терезы показывает, что это не так. Часто вспоминают, что Тереза была доброй, любящей и послушной. Однако эти качества не возникли сами по себе. На самом деле, когда Тереза была ребенком, миссис Мартен характеризовала свою дочь как «несгибаемо упрямую».

Тереза училась переплавлять упрямство в железную волю. Она рассказывала, как одержала одну «большую победу» в «определенной битве». Она пишет: «В нашей общине есть сестра, которая обладает даром выводить меня из себя, чтобы она ни делала: своей манерой поведения, словами, характером - все кажется мне очень неприятным. И, тем не менее, она очень религиозна, что должно быть очень приятно Богу. Не желая давать волю той естественной антипатии, которую я испытывала по отношению к ней, я сказала себе, что любовь должна выражаться в делах, а не в словах. И тогда я стала обращаться с этой сестрой как с самым близким человеком... Я не довольствовалась только частыми молитвами о сестре, которая вызывала во мне такое смятение, я заботилась еще и о том, чтобы оказывать ей всевозможные услуги; и когда у меня возникало искушение повернуться к ней спиной в неприветливой манере, я улыбалась ей с самым дружеским видом и меняла тему разговора...

Зачастую, когда... мне доводилось работать вместе с этой сестрой, и я чувствовала, что борения во мне достигают критической точки, я всякий раз убегала, словно дезертир с поля боя. У нее никогда не возникало подозрений относительно [истинных] мотивов моего поведения, и ее убежденность в том, что ее характер мне очень нравится, оставалась неизменной».

Вознесенная Владычица Тереза из Лизье поведала нам некоторые откровения о своих переживаниях в небесном мире: «После вознесения мне была дарована милость посвятить часть моей небесной жизни работе на Земле. Но для другой части Отец поручил мне пройти обучение под руководством трех Владык: Эль Мории, Кутхуми и Джвал Кула. Эти три волхва, адепты Востока, которые пришли засвидетельствовать рождение Господа Христа, теперь следили за рождением и полным проявлением этого Христа в моем существе, многократно ускоряя своим присутствием этот процесс.

Через их сердца я изучала мистерии Востока, постигала глубину посланий Будды и его единство с нашим Господом. Шаг за шагом они помогали мне ткать полное одеяние света, включающее в себя целостное учение Бога для этого века.

Таким образом, возлюбленные, у меня была прекрасная возможность получить наставления, способные восполнить все те [недостающие] священные мистерии, которые не были раскрыты в государственной церкви. Поэтому вы понимаете, что многие учения, которые даны вам сегодня, бы¬ли получены мною на внутренних уровнях после вознесения.
Как я говорила раньше, в церкви есть множество душ, достигших святости, праведности и чистоты [необходимых для достижения святости], но поскольку власть предержащие в этом мире захватили руководящие посты в церковной иерархии и не считают нужным передавать людям Вечное Евангелие, те, кто готов к вознесению и святости, не могут получить это знание и поэтому перевоплощаются.

Благословенные, я не желаю давать вам никакого повода для личной или духовной гордыни. Я здесь для того, чтобы сказать вам, что некоторые из присутствующих здесь оказались в числе тех, кому пришлось перевоплотиться, ибо церковь с ее традициями, как вы бы выразились, «недодала» им.

Посему, возлюбленные, я пришла сказать, что вы можете рассматривать путь ученичества как тысячу ступеней на золотой тысячеуровневой спирали, по которой вы двигаетесь шаг за шагом, подчиняясь порядку и дисциплине. Вознесенные Владыки, покровительствующие вашему Посланнику и этому движению и оказавшие помощь Иисусу в создании истинной Церкви Вселенской и Торжествующей на Земле через этих Посланников, тоже сочли необходимым установить упорядоченный ритуал, ибо всецело осознают, что требуется для восхождения на одну из этих ступеней.

Образ монахини, которая страдает от рака, но скрывает болезнь от всех остальных и исполняет скромную работу, скобля лестницы на территории монастыря, следует рассматривать как архетип души, которая несет свою карму, осознает необходимость удаления грязи с каждой ступени сознания, вычищая ее фиолетовым пламенем до тех пор, пока данный уровень записи и мышления не будет целиком и полностью очищен. В процессе работы она, возможно, поднимется на одну ступень. В прошлые века душе требовалась порой целая жизнь, чтобы подняться на эту одну ступень, ибо единственным способом очищения кармы, записи и себя самого, равно как и проявления этой кармы в виде болезни в теле, была молитва и исполнение епитимьи.

Таким образом, возлюбленные, для того чтобы постичь, «как велик ты, о Бог, Отец мой, Мать моя, как велик дар фиолетового пламени!», вы должны развить в себе чувство соразмерности и реализма, помогающие понять, что дар фиолетового пламени дан в виде эксперимента. Это пламя является диспенсацией - возможностью, предоставленной Вознесенными Существами Седьмого луча, не последним из которых является ваш возлюбленный Сен-Жермен. И по завершении определенных циклов они должны будут дать от-чет Владыкам Кармы и Двадцати Четырем Старцам, стоящим вокруг великого белого престола, и те решат, взяли ли люди это пламя чтобы использовать исключительно для освобождения от личных проблем, или же для достижения более достойной цели - в качестве ускорителя для продвижения по пути посвящений, помогающего душе воссоединиться с Богом.

Поэтому вы должны понять, что являетесь дозорными в ночи, которые стоят на посту в свое время и на своем месте так же, как это делали многие другие, прошедшие впереди вас. В эту темную ночь века Кали Юги, вы, вместе с возлюбленной Матерью - [Богиней] Свободы, несете факелы фиолетового пламени и факелы озарения. Так что, возлюбленные, поймите, что все святые ордена имели свои ритуалы, порядки и правила.

Те, кто решит служить, храня пламя в своей стране или городе, должны прийти в состояние духовного сонастроя, чтобы осознать необходимость исполнения как духа, так и буквы Закона, необходимость самоотдачи и послушания в служении. Именно такой подход быстрее всего приведет [вас] к желанной цели наполнения светом семи чакр, сбалансированных в величайшем благословении Бога Отца-Матери».


"Владыки и их обители" Э.К.Профет и Марк Профет

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ ИЗ ЛИЗЬЕ

1873 Родилась 2 января, в городке Алансон во Франции, в семье была последней из девяти детей.
1876 Она писала: «С трёх лет я начала исполнять всё, о чём Бог просил меня».
1877
Умирает её мать.

Тереза избирает свою старшую сестру Паолину второй матерью.
Их семья переезжает в Лизье, чтобы жить под присмотром дяди Герена.

1879 Получает пророческое видение о ментальном заболевании своего отца в последние годы
его жизни.
1881 Поступает в Бенедиктское аббатство, как полупансионер.

1883
Начало её духовных испытаний.
Её сестра Паолина уходит в Кармелитский монастырь, что ввергает Терезу в агонию.
У неё начинаются непрерывные сильные головные боли, происходят нервные расстройства и галлюцинации.
Получает исцеление через видение улыбающегося ей лика на статуе Матери Марии, находящейся в её комнате.

1884
Первое причастие в аббатстве.
Её внутренние испытания утихают на один год.
С этого мгновения и далее у неё остаётся два желания - 1) принять Бога и 2) не иметь кроме Него никакой другой радости.
В период подготовки к Конформации, обретает силу переносить страдания перед тем, как примет мученичество своей души.

1885 Подготавливает себя ко второму принятию Причастия.
Испытывает начавшийся «кризис сомнения», продлившийся в её жизни два с половиной года.

1886 Вновь заболевает и переходит на обучение у частных преподавателей.

1887&
Получает разрешение епископа на поступление в Кармель в возрасте 15 лет.

Тереза пишет: «Хочу быть святой».
Она никогда не отступала от этой цели.
9 апреля поступает в Кармель.

1889
Облачается в ризы.
В этот день Иисус осыпает Терезу дарами исполнения её желаний.
Её отец госпитализирован.
Она получает особенную милость от благословенной Девы, после чего в течение недели пребывает в её присутствии.
Принимает решение практиковать «маленькие добродетели», постигая уроки, посланные ей её «Руководителем» Иисусом.

1890& Рукоположена в монахини.

1894
Умирает её отец.
Начинает претерпевать страдания от болезни горла.

1895
По указанию своей наставницы Матери Агнессы начинает писать воспоминания детства
(Манускрипт А).
Спонтанно пишет поэму «Любовью Жить».
Во время Мессы получает вдохновение принести себя в жертву «Милосердной любви».
Испытывает интенсивное состояние Любви Бога, «раны Любви».
Становится духовной сестрой отца Бельера, семинариста и в будущем миссионера.

1896
Завершает свою книгу воспоминаний.
Утверждается в роли наставницы сестёр-послушниц.
По причине туберкулёза Тереза начинает во время кашля отхаркивать кровью.
Вступает в период «Тёмной ночи Души», который продлится вплоть до её смерти.
Читает новину мученику Святому Теофану Венару, чтобы получить его покровительство для участия в миссии.
У Терезы вновь обостряется туберкулёз.

1897
30 сентября, в возрасте 24 лет, завершает свой жизненный путь.
Впадает в очень тяжёлое болезненное состояние и в течение двух дней пребывает в агонии.
Её последние слова: «0, я люблю Его! Мой Бог, я люблю Тебя!».

Наиболее важные работы

История её жизни описана в трёх автобиографических очерках, первый из которых был издан под названием «История одной Души».
Упомянутый Манускрипт А, написанный по указанию сестры Агнессы имени Иисуса, в дальнейшем настоятельницы монастыря, описывает ступени её духовного опыта: ранние годы детства (особенно, тот период, когда она принимала своё первое Причастие и Конформацию), юношеский период, поступление в Кармель и принятие первых обетов.
Манускрипт В, написанный в 1985 году по настоянию сестры Марии Священного Сердца, содержит некоторые из наиболее прекрасных, самых известных и содержательных событий из её жизни, во всей полноте раскрывающих взору читателя зрелость этой Святой, по мере того, как она говорит о собственном призвании в Церкви, а о себе, как о Невесте Христа и Матери Душ.
Манускрипт С, составленный ею в течение июня и в первых числах июля 1897 года - всего за несколько месяцев до смерти, и посвященный настоятельнице монастыря Марии Де Гонзак (которая и настояла на его написании) - дополняет воспоминания Терезы о жизни в Кармеле, описанные в Манускрипте А. Его страницы раскрывают необыкновенную мудрость автора.
Двести шестьдесят шесть «Писем», адресованных членам её семьи, верующим женщинам и братьям-миссионерам, в которых Тереза делится своей мудростью и излагает учение, являющееся передачей душам глубокого духовного опыта в их наставничестве на стезе.
54 поэмы; некоторые из них обладают глубочайшим духовным смыслом и вдохновлены Священным Писанием. Среди них: «Любовью жить!» и «Почему я люблю тебя, о Мария!» - подлинная история путешествия Девы Марии, основанная на его описании в Евангелие.
Восемь «Pious Recreations», представляющие поэтические и театральные композиции, специально задуманные для членов её общины и исполнявшиеся ими во время определённых праздничных дней в соответствии с традициями Кармеля, в число которых вошла серия «Двадцати одной молитвы».
Собрание изречений Терезы, сделанных ею в последний месяц её жизни, и известных под названиями «Novissima verba» и «Последние беседы».


Основные черты характера

Жизнь Святой Терезы является для нас одним из величайших вдохновений, которым мы обладаем на Стезе Вознесения.
История её жизни это рассказ о простом и смиренном человеке, не обладавшем какими-то особыми талантами, или духовными качествами. И тем не менее, она стала избранной, потому что подобно маленькому ребёнку отдала себя в руки Бога, сделав себя Его инструментом.
Тереза была убеждена в собственной слабости и немощи, признав которые, она позволила Силе Бога преисполнить её. Такое признание является открытой дверью к единству с Творцом.
Она была благодарна за каждый полученный ею урок.
Одним из самых незабываемых испытаний Терезы были её взаимоотношения с неимоверно раздражавшей её сестрой-монахиней, которой она постоянно улыбалась и во всём пыталась угождать.
Охваченная однажды экстазом радости, она воскликнула: «Иисус, моя любовь! Наконец-то я нашла своё призвание! Моё призвание - Любовь!»
Тереза ощущала, что счастье заключается в «само-умалении».
Духовную поддержку она находила в писаниях о Любви Святого Иоанна Креста.
Её стезёй был «маленький путь духовного детства», который она ощущала, как самый короткий для достижения небес; тот путь, когда Владыка Иисус несёт вас на своих руках.
Два наиболее запомнившихся изречения Терезы: «Я хочу принести свои небеса на землю» и «После смерти я осыплю землю дождём роз». Она предвидела, что её послесмертная деятельность будет гораздо шире и что её миссия «научить людей любить Бога так, как люблю Его я» обретёт своё продолжение. Статуя этой Святой изображает Терезу держащей букет роз.


Другая информация

Святая Тереза имени Младенца Иисуса и Святого Лика, а также известная как Маленький Цветочек Иисуса, была канонизирована 17 мая 1925 года.
19 октября 1997 года ей было присвоено звание Доктора Церкви.
В 1927 году её признали патронессой зарубежных миссий и молитвенницей за Россию.
25 октября 1981 года Тереза из Лизье дала свою первую диктовку через Посланника Элизабет Клэр Профет.