Теоретические основы изучения проблемы формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Абота по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям при обучении грамоте. Ребёнку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов коррекционной работы. Одновременно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти – на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в процессе специальных игр и упражнений.

Эта работа начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему родного языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений Учитель-логопед Высшей категории МКОУ «Форносовская СОШ» Дубинина Татьяна Алексеевна

ЦЕЛЬ: формирование фонетико-фонематического восприятия и навыков элементарного языкового анализа слов ЗАДАЧИ: Развитие у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе русского языка; Введение понятий о различительной роли звука, основных качественных его характеристиках. Формирование навыков элементарного языкового анализа и синтеза слов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчёт количества звуков в слове.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Развитие неречевого слуха; Развитие речевого слуха; Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.

I этап Цель: Развитие неречевого слуха Задачи: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Предлагаемые игры: « Что звучало?» « Где звучало?» (индивидуально) «Колокольчик» «Хлопни, как я!» (индивидуально) «Дятел» (индивидуально)

«ЧТО ЗВУЧАЛО?» Логопед показывает ребёнку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Логопед издаёт звуки, а ребёнок говорит, что звучало.

«ГДЕ ЗВУЧАЛО?» Используется на индивидуальных занятиях. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звонит колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук.

«КОЛОКОЛЬЧИК» Дети встают в круг. «Водящий» с закрытыми глазами находится в центре круга. Дети поочерёдно звонят колокольчиком. «Водящий» должен угадать и показать, у кого из детей звонит колокольчик.

«ХЛОПНИ, КАК Я!»

«ДЯТЕЛ» Логопед отстукивает карандашом различные ритмы (I II III , II I II и т.д.), а ребёнок повторяет за ним.

II этап Цель: Развитие речевого слуха Задачи: Развивать способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу; Дифференциация слогов и фонем.

Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса «Далеко – близко» «Большой – средний – маленький» «Взрослый или детёныш?» «Телефон»

«ДАЛЕКО – БЛИЗКО»

«БОЛЬШОЙ – СРЕДНИЙ – МАЛЕНЬКИЙ» Логопед выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

«Взрослый или детёныш?» Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Логопед произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.

«ТЕЛЕФОН» Логопед тихо «на ушко» говорит слово (по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

Игры на различение слов, близких по звуковому составу «Красный – зелёный» «Цепочка» «Подбери картинку» «Какое слово лишнее?» «Самое короткое слово» «Самое длинное слово» «Подскажи словечко!»

«КРАСНЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ» Логопед показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания: «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

«ЦЕПОЧКА» Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем - по три) : Примечание: При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков. МАК – БАК ТОК – ТУК БЫК – БОК ДОМ – ДЫМ КОМ – СОМ МОТОК – КАТОК – ПОТОК БАТОН – БУТОН – БЕТОН ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА

«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ» Логопед выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: « Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

«Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

«САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО» Логопед произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

«САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО» Логопед произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Логопед произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово. «Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Винтокрылый … (вертолёт)».

Игры на дифференциацию слогов и фонем «Назови по порядку слоги» «Бабочки» «Девочки – гласные» «Мальчики – согласные» «Флажки» «Наушник – колокольчик»

«Назови по порядку слоги» Логопед произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

«БАБОЧКИ» Логопед предлагает ребёнку усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки – это гласные звуки: [а, о, у, и, ы, э]. Логопед произносит разные звуки, а ребёнок усаживает бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.

«ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ» Перед ребёнком лежат картинки с изображением девочек в красных платьях, губы каждой девочки имеют определённую артикуляцию, над головой – графическое изображение гласного звука. Логопед произносит гласные звуки, а ребёнок показывает соответствующую девочку.

«Мальчики – согласные» Твёрдые звуки носят одежду синего цвета и живут в синем домике, а мягкие – одежду зелёного цвета и живут в зелёном домике. Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик, когда мы их произносим – горлышко «звенит». Глухие звуки «носят» наушники, они ничего не слышат.

«ФЛАЖКИ» Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета.

«Наушник – колокольчик» Ребёнок, называя картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук. Если первый звук – глухой, то картинку нужно положить под «наушником», а если – звонкий, то – под «колокольчиком».

III этап Цель: Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов Задачи: Определять количество слогов в словах разной сложности; Выделять первый и последний звук в слове; Определять место, количество, последовательность звуков в слове; Развивать фонематические представления.

Игры на определение количества слогов в словах разной сложности «Отбей слоги мячом» «Паровоз и вагончики» «Гусеница» «Тучка и зонтик»

«Отбей слоги мячом» Логопед говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

«ГУСЕНИЦА» Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

«ТУЧКА И ЗОНТИК» На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове «Рыбалка» «Звуковые человечки» «Тарелочки» «Кепки» «Двухэтажный дом»

«РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию логопеда нужно выделить из слова последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.

«ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» Логопед ставит на стол 3 звука - яйца, у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки.

«ТАРЕЛОЧКИ» На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова.

«КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Логопед показывает детям картинки, спрашивая: «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает: «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [ в ’] ».

«ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ» Логопед даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна: синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.

Игры на определение примерного места звука в слове «В каком вагоне едет Звук?» «Застегни пуговицу на рубашке» «Грибочек» «Клумба

«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?» Логопед показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

«Застегни пуговицу на рубашке» На рубашке появляется карман – картинка. Логопед просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

«Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Логопед просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук.

«Клумба» Логопед показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове «Фишки» «Схема слова» «Экран телевизора» «Звёздное небо»

«ФИШКИ» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.

«СХЕМА СЛОВА» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

«Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

«Звёздное небо»

Упражнения и игры на развитие фонематических представлений «Стаканчики» «Цветик – семицветик» «Подбери и раскрась картинки на заданный звук»

«СТАКАНЧИКИ» Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божей коровкой.

«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [ З ]). Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука.

«Подбери и раскрась картинки на заданный звук» Раскрасить синим цветом картинки, названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.

Таким образом, проведение специальных игр и упражнений будет способствовать успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА: Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М.: Гном и Д. – 2000. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения .

В научной литературе существуют противоречивые взгляды на сущность и функции речи: долгое время (примерно до 1928г.) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и из комбинаций. Фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания.

Впервые Л.С.Выготский ввел понятия "фонема": доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков .

Фонема - это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что "всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи". Основной закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи.

«Фонематические процессы» включают в себя такие понятия как:

  • -фонематический слух
  • -фонематическое восприятие
  • -фонематический анализ и синтез
  • - фонематические представления

«Фонематический слух» - это способность к слуховому восприятию речи, фонем.

Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

  • - способность слышать есть данный звук в слове или нет;
  • - способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
  • - способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Несколько позже Д.Б.Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие» - «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию,

которое включает в себя 3 операции:

  • - умение определять линейную последовательность звуков в слове;
  • - осознание или подсчет количества звуков в слове;
  • -умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.

Позже Д.Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия «фонематический анализ» - мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение - слова - слоги - звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.

При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Кроме этого необходимо отметить роль Н.Х. Швачкина, который опытным путем установил последовательность освоения детьми фонематических различений. Экспериментатор добивался того, чтобы ребенок усвоил соотнесенность звукового комплекса с предметом, а затем просил показать или дать бак, мак и т.д. Таким образом, выявлялись важные закономерности восприятия фонем.

Необходимо отметить и роль Н.И. Жинкина, который выдвинул гипотезу о том, что все фонемы хранятся в человеческой памяти упорядоченным образом и образуют так называемую "фонемную решетку" (1952г.). Эта гипотеза и сейчас подтверждается многими педагогами, психологами и лингвистами.

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие "фонематического слуха" как "…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова".

Фонематическое восприятие по её мнению, это "специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова". В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом понимаются умственные действия по анализу звуковой структуры слова - разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под «фонематическим синтезом» мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова - слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

На основе фонематического восприятия и анализа формируются «фонематические представления» о звуковом составе языка - это звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств, то есть правильное использование звуков для различения слов (результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов), в развитии которых существенную роль играют также память и внимание.

В настоящее время считается установленным, что процесс фонематического восприятия и анализа, формирование фонематических представлений происходят при совместном участии слухового и речедвигательного анализаторов.

На основе понятия «представления», данного И. М. Онищенко, как одного из психических процессов, фонематическим представлениям можно дать следующее определение - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Многие ученые, такие как А. Р. Лурия, П. К. Анохин, пытались ответить на вопрос, благодаря каким отделам центральной нервной системы, благодаря каким механизмам её функционирования, осуществляется процесс восприятия речи, в частности фонем. Эти ученые также устанавливали и развитие соответствующих структур мозга на разных возрастных этапах. Уже в 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга в левом полушарии, на границе височной и теменной долей, имеется зона сенсорной речи. При её поражении человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в ней хранятся звуковые образы слов.

Аннотация: В статье рассмотрено развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Особое внимание авторы уделяют этапам развития фонематических процессов, задачам развития фонематических процессов, основываясь на опыте Н. В. Нищевой. Коррекционная работа с детьми начинается с неречевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся, также развиваются слуховое внимание и слуховая память.

При недоразвитии фонематических процессов у детей отмечается затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками – дифференциация звонких и глухих (та-да, па-ба..), мягких и твердых (ла-ля, ма-мя..), свистящих и шипящих (са-ша…), соноров (ла-ра). В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения, а недостатки в произношении звуков могут затруднять формирование фонематических процессов и в дальнейшем стать причиной нарушения процессов письма и чтения.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематических процессов, которое проводятся в игровой форме. В фонематические процессы включаются фонематический слух (способность опознавать и дифференцировать звуки речи по акустическим признакам) и фонематическое восприятие (умственное действие по звукослоговому анализу и синтезу).

Начинается эта работа на материале не речевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся. Также развиваются слуховое внимание и слуховая память. Постепенно наблюдаются положительные результаты в развитии фонематических процессов.

Коррекционную работу по дифференциации фонем можно разделить на шесть этапов:

1. Узнавание неречевых звуков.

На данном этапе мы учим детей узнавать и различать неречевые звуки. Параллельно развивается слуховое внимание и слуховая память.

Вначале предлагается задание «услышать» звуки природы с опорой на картинку (стук дождя по крыше, свист ветра, шум деревьев); далее называем звуки, которые слышим в доме с опорой на картинку (тиканье часов, мяуканье кошки, шум пылесоса); затем вспоминаем звуки с улицы и двора (визг тормозов, сигналы машин, шум и грохот строительной техники).
Можно продемонстрировать детям, какие звуки издают различные предметы: стук по столу карандашом, хлопок в ладоши, звон колокольчика, шуршание бумагой. Затем эти движения можно повторить за экраном, а дети должны определить, что слышат.

2. Различение одинаковых слов, звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса.

Использовать можно такие игры: водящий, стоя спиной к детям, определяет, кто назвал его имя. Задание усложняется – дети произносят слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. Водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

По различению тембра голоса, силы и высоты звука можно проводить такие игры. Например, мычание коровы – «му-му-му», гудение самолета – «далеко» или «близко», тихий и громкий звук «у-у-у»; какой барабан играет – большой или маленький, низкий и высокий звук «бум-бум-бум»; плачет младенец и ребенок, высокий и низкий звук «а-а-а».
Выдаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Логопед произносит звукоподражание животных и детенышей то низким, то высоким голосом. Дети должны показать соответствующую картинку.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Можно провести такую игру: логопед показывает картинку и четко произносит: «Книга». Затем говорит: «Я называю слова, а вы должны определить правильно ли оно произнесено. Если не правильно — хлопните в ладоши». Произносит: «Книга – кмига – пнига – книга – кмика – гмика». Дети, услышав неверное произнесенное слово, хлопают в ладошки.

Затем игры усложняются: логопед предлагает картинки, названия которых близки по звучанию. Например:

бочка-почка,
зуб-суп,
жар-шар,
коза-коса,
лук–люк,
мышка–мишка.

Затем логопед произносит три-четыре слова, а дети должны отобрать соответствующие картинки в порядке называния.

Логопед выставляет следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Ребенок подходит к полотну, ему дается картинка, которую он должен поместить под той картинкой, название которой близко по звучанию.

К картинке подбираются слова:

«СОМ» дом, ком, лом;
«МАК» — рак, бак, лак;
«ЖУК» — лук, сук, тук;
«СЕТКА» — клетка, ветка, пятка;
«МОТОК» — платок, листок, каток.

4. Различение слогов.

Логопед называет слоговой ряд, например, «ма-ма-ма-ба»; дети выделяют лишний слог. Задание усложняется: «ма-мо-ма, та-та-да-та, фа-ва-фа».

5. Различение фонем родного языка.

Начинаем работу с дифференциации гласных звуков. Предлагается игра: детям раздаются картинки с изображением самолета, малыш, ослик, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик кричит: и-и-и». Далее логопед произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки. Далее проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, «ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».

6. Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Определение количества слогов в слове, отхлопывая двух и трех сложные слова. Взрослый должен показать детям, как отхлопывать слова и выделять ударный слог. Затем дети практикуются самостоятельно.

  • Анализ гласных звуков. У детей на столах фишки, например красного цвета. Взрослый произносит разное количество гласных звуков, дети выкладывают соответствующее количество фишек.
  • Выделение ударного гласного звука из начала слова. Эта наиболее легкая форма анализа, в норме доступна с 4-5 лет. Для выделения звуков предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.
  • Выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. Детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношение фонем) это в большинстве случаев недоступно. Они или называют слог, или не понимают вопроса. Для выделения первого звука предлагаются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша.
  • Выделение последнего согласного из легких слов, типа: мак, кот, лук, нос, душ. Это упражнение можно усложнять, например:

А) дети раскладывают картинки на наборном полотне на две колонки – предметы, названия которых оканчиваются на звук «т» и «к»;

Б) взрослый показывает картинки и называет их, опуская последний звук. Например, «тан…, пау…, вени…, ко…». Ребенок называет слово целиком и пропущенный звук.

  • Выделение последнего гласного (ударного) из слов типа «мука, луна, шары».
  • Далее ребенку предлагается игра «Найди место звука в слове». Подбираются картинки, в названии которых есть нужный звук в начале, в середине и в конце слова. Ребенку следует отметить в схеме слова под картинкой место нужного звука определенным цветом.
  • Следующая игра «Подбери картинку к схеме». Предлагаются схемы, показывающие место звука в слове и картинки. Ребенку нужно разложить картинки так, чтобы место звука в слове совпадало с местом звука в схеме.
  • Игровое упражнение «Раскрась схему». Под каждой картинкой ребенку нужно составить схему слова, то есть провести звуковой анализ (гласный звук обозначаем красным цветом, согласный твердый – синим, а мягкий – зеленым).

Логопед, старший преподаватель кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии, Н. В. Нищева ставит следующие задачи по развитию фонематических процессов:

1. В старшей группе:

  • Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
  • Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.
  • Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
  • Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

2. В подготовительной группе:

  • Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Закрепить представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Таким образом, развитие фонематических процессов является длительной и трудоемкой работой всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).

1) Пиджакова Екатерина Игоревна,
учитель-логопед,
МБДОУ №177,
г. Екатеринбург
2) Самофеева Надежда Павловна,
учитель-логопед,
МБДОУ №177,
г. Екатеринбург

дним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят: - фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. - фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. -фонематический анализ - мысленный процесс выделение отдельных фонем.

фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.

Фонематические представления - звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Признаками нарушения фонематических процессов являются:

арушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

арушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

арушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

реодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие: -Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи. - Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза. - Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков. В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы: I этап - узнавание неречевых звуков; II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу; IV этап - дифференциация слогов; V этап - дифференциация фонем; VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза. Остановимся подробнее на том как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов. На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы). На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу. На IV этапе дети учатся различать слоги. На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Задачей последнего VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза. Данная работа проводится в следующей последовательности: 1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове. 2 Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). 3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове). При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

тапы развития речи детей.

От 0 до 12 месяцев


2 – 3 месяца - ребенок гулит. Гуление – это протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы). На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет.

5 – 7 месяцев – появляется лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу).

8 – 10 месяцев - формируется понимание обращенной речи.

10 – 12 месяцев - говорит первые слова. Переход к словам осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова - мама, папа, бобо, бах, ам, дай.

К 1 году словарь состоит примерно из 10 слов. Имеются звуки А, У, И, П, Б, М.

От 1 года до 2-х лет

Ребенок пользуется упрощенными или звукоподражательными словами.

Понимание речи резко опережает активную сторону речи - говорение. Ребенок уже может по просьбе найти среди предметов знакомую ему игрушку, а к 1 году и 3 месяцам в состоянии выполнять по поручению простые действия.


В полтора года активный словарь состоит примерно из 40-70 слов, в основном это существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, прилагательные (большой, маленький), реже - глаголы, личные местоимения (ты, он, она).

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. После полутора лет ребенок все чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (например: Мама, дай!), а в один год и десять месяцев употребляет двух-, трехсловные предложения, но слова в них еще не связаны грамматически.

К концу второго года ребенок использует в речи от 100 до 300 слов.

В норме должны быть сформированы звуки О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф.

От 2-х до 3-х лет

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развернутых фраз из 3 - 4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах (например: иду – идет – не пойду, папа – папу – папе.

Ребенок уже хорошо понимает обращенную к нему речь и содержание сказок («Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба»). Может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Небольшие тексты, многократно прочитанные, дети почти полностью запоминают наизусть, но самостоятельно построить связный пересказ, как правило, не могут. Интерес к окружающим предметам, потребность в общении побуждает обращаться ко взрослым с вопросами: Что это?, Куда?, Когда?, и т.д.

В конце третьего года ребенок использует глаголы, прилагательные, обозначающие размер, цвет, форму, качество предметов. Объем словаря от 200-300 до 800 слов.

Дети еще недостаточно отчетливо и правильно произносят многие звуки, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим. Сложные по артикуляции звуки: Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р заменяются на более простые.

От 3-х до 4-х лет

Дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и окружающих явлениях, делать умозаключения. Велика потребность общения, поэтому активно задаваемы вопросы: Зачем?, Почему?, Для чего?, но из-за неустойчивости внимания не дослушивают ответ взрослого.

Активный словарь представлен уже различными частями речи, однако дети испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись. В их словаре отсутствуют обобщающие слова: одежда, овощи, мебель, и другие. Отсутствуют слова-названия частей предметов. В этот период словарь возрастает от 800 до 1900 слов.

Дети постепенно усваиваю звуковую систему языка, осваиваются свистящие звуки: С, З, Ц. К 4-м годам должны быть сформированы звуки Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц.

От 4-х до 5-ти лет

Увеличение активного словаря дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, излагать мысли, но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети допускают грамматические ошибки (например, не согласовывают слова в роде, числе, падеже, не верно употребляют предлоги). В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится рифмовать слова, придумывать стихи. Такое стремление закономерно и способствует формированию речевого слуха.

Словарь состоит из 1900 – 2200 слов.

Значительно улучшается звукопроизношение, появляются звуки Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь. В 5 лет звуковая система языка в норме должна быть полностью сформирована.

От 5-ти до 7-ми лет

В дальнейшем грамматический строй речи все время совершенствуется, словарь ребенка увеличивается до 3500 и более слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.)

Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.

Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.


Причины и виды речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей; у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей; возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Основные причины патологии детской речи:

Различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;

Родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;

Заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);

Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;

Наследственные факторы;

Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Виды нарушений устной речи:

- афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;

-брадилалия – патологически замедленный темп речи;

- тахилалия – патологически убыстренный темп речи;

-заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

-дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата;

- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;

- алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;

- афазия – полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

а) отстает психическое развитие ребенка;

б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка.

В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.

абота по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы - важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее.

Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы - важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят:

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

Фонематический анализ - мысленный процесс выделения отдельных фонем.

- Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.

Фонематические представления - звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Проблема формирования фонематического слуха у детей стала одной из актуальнейших в современной логопедии. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста будет эффективно, если:

  • Подобрать дидактические игры по тематическому признаку- звук, слог, слово;
  • Строить работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:
    • на развитие фонематического восприятия;
    • на развитие фонематических представлений;
    • на развитие элементарных навыков фонематического анализа и синтеза.

Система игровых приёмов работы, построенной с учетом развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, может применяться на всех этапах фронтальных и индивидуальных логопедических занятий, включая те этапы, которые обычно не используются для развития фонематического восприятия (организационный момент, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы).

Игры по развитию фонематического восприятия у детей

1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ

Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование : стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

С этой игры можно начать занятие на тему «Формирование представления о звуках». Логопед может предложить детям определить, что они слышат. Тот, кто ответит правильно, садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

Игра «Украсим ковёр»

Данная игра предназначена для детей 5–7 лет.

Цель игры: развитие фонематического слуха, умение определять в словах первые звуки и находить соответствующие им цветовые обозначения кружков и других геометрических фигур; обогащение словарного запаса и развитие речи.

У детей – пустые коврики (чистые листы ватмана размером 20 х15, разделённые на 12 клеток) и набор кружков 7 цветов (красный, синий, голубой, жёлтый, чёрный, белый, зелёный). Педагог предлагает детям украсить ковёр разноцветным узором из кружков. Он называет слово, а дети на первую клеточку (верхний левый квадрат) кладут тот кружок, цвет которого совпадает начальным или конечным звуком слова, который произносит педагог. Например: слово – сетка – синий круг, земляника – зелёный круг, корова – красный круг и т. д. Узор на коврике составляется по вертикали – сверху вниз или столбиками. После того, как узор на коврике составлен детьми, педагог показывает свой ковер - образец и предлагает сравнить, правильно ли составлен узор. Выигрывает тот, кто составил узор, соответствующий образцу.

Игра «В мире звуков»

Цель : развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Описание игры: логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Этой игрой можно закончить занятие на тему «Формирование представления о звуках». Подводя итог занятия, логопед может предложить детям эту игру, а затем спросить, как можно назвать одним словом, все, что они слышали (это звуки).

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование : игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры : логопед показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Логопед включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия на тему «Развитие речевого восприятия». Логопед предлагает ребенку внимательно послушать и угадать, кто пришел к нам в гости вместе с Машей.

Игра «Встречайте гостей»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация звукоподражаний.

Оборудование : шапочки с ушками разных животных.

Из детей выбираются гости (три-четыре), им даются шапочки с ушками разных животных. Они уходят за ширму, поочерёдно подают звуки за ширмой, а дети угадывают, кто появится. Собравшись, гости под аплодисменты пляшут, как умеют. Затем выбираются новые гости.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном занятии на тему «Знакомство со словом», попросив детей угадать, какие животные к ним пришли. В начале игры логопед просит детей показать, как подают голос те животные, появление которых он запланировал.

Дифференциация по способу воспроизведения

Игра «Солнце или дождик»

Цель : развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование : бубен.

Описание игры : логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

Это задание можно предложить на фронтальном или индивидуальном занятии во время динамической паузы..

Дифференциация по ритму

Игра «Кто стучится?»

Цель

Оборудование : иллюстрация к сказке «Три поросенка».

Описание игры: Логопед говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (логопед отстукивает ритм), второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Логопед предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

Эту игру можно предложить в основной части занятия на тему «Звуки «п», «пь». У нас в гостях поросята Пик, Пак и Пок». Логопед может попросить детей научить Пика определять по стуку, кто к нему пришел.

Игра «Капельки»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование : картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: логопед объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Логопед показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

Эту игру первый раз лучше предложить в основной части индивидуального занятия. Когда дети усвоят правила игры, можно предложить в организационном моменте фронтального занятия для деления детей на команды, если запланировано проведение соревнования. Логопед может положить на столы команд карточки с изображением ритмов. Затем для каждого ребенка логопед отхлопывает ритм. Ребенок должен определить, где карточка с его ритмом и занять свое место.

Дифференциация по силе звучания

Игра «Тихо – громко!»

Цель

Оборудование : музыкальные инструменты.

Логопед играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Логопед может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Игра «Иди-беги»

Цель : развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование : бубен.

Описание игры: логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий - шагом, под очень громкий - бежит.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии.

2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, чей голос?»

Цель

Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Игра «Лягушки»

Цель:

Описание игры: дети встают в круг и произносят «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, закричали: «Ква-ква-ква!». Один ребёнок в центре круга с завязанными глазами. Он должен определить, кто произносит «Ква-ква-ква».

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Знакомство со словом», затем провести психогимнастику, предложив изобразить лягушек, которые охотятся за комарами: они притаились и замерли, поймали комара, довольны.

Игра «Улиточка»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры : водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунь-ка рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Игра «Угадай, кто я»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук). Водящий угадывает, кто произносил.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.

Игра «В лесу»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Оборудование : картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

Игра «Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Оборудование : изображение двух гномов, большого и маленького.

Описание игры: логопед объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия.

Игра «Ветер или ветерок?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Оборудование : картинки с изображением ветра и ветерка (деревья склонились низко и не очень низко).

Описание игры: логопед показывает по очереди картинки, объясняя, что папа-ветер поет громко: «У-У-У», а сынок-ветерок тихо: «у-у-у». Затем предлагает послушать и определить, кто поет: ветер или ветерок? Логопед произносит звук «у» то тихо, то громко.

Эту игру можно предложить после сообщения темы на фронтальном занятии «Звук [у ]и буква “У”» или в основной части идущего после него индивидуального занятия.

Игра «Хорошо»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Оборудование : картинка с изображением мальчика, картинки-схемы, изображающие эмоции.

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением мальчика и говорит, что этот малыш произносит только одно слово – хорошо. Логопед просит ребенка определить по голосу, когда мальчик радуется, когда грустит, когда удивляется, и показать соответствующую картинку.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Если игра проводится на фронтальном занятии, то лучше дать каждому ребенку по набору картинок-схем, для показа.

Игра «Узнай по интонации»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.

Оборудование : картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.

Описание игры: логопед предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Логопед за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Слова-признаки», проведя затем психогимнастику (изобразить усталого, веселого, грустного человека).

Игра «Кто сказал?»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.

Оборудование : картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.

Описание игры: логопед просит ребенка рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит по-разному слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем логопед просит ребенка внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.

Эту игру можно предложить в организационном моменте индивидуального занятия после изучения темы «Звук [а ], буква “А”», проведя после этого психогимнастику (изобразить человека в разных эмоциональных состояниях).

Дифференциация по высоте

Игра «Угадай, кто сказал»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [мь]».

Игра «Малыши»

Цель

Оборудование : экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.

Описание игры: логопед показывает картинки, читает рифмовку.

Наш малыш кричит с утра.

Уа – уа – уа –

Вот и все его слова.

Логопед объясняет, что мальчик кричит низким голосом (показывает), а девочка высоким. Логопед несколько раз произносит звуки, меняя высоту голоса и показывая соответствующие картинки. Затем логопед убирает кукол за ширму, произносит звукоподражания разным по высоте голосом. Ребенок после каждого предъявления должен сказать, кто кричал, мальчик или девочка.

Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия.

Игра «В больнице»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Оборудование : картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.

Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.

Логопед предлагает внимательно послушать и определить, кто вздохнул.

Эту игру можно предложить в начале индивидуального занятия после изучения темы «Звук [о ], буква “О”».

Игра «Медведица и медвежонок»

Цель : развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.

Оборудование: две игрушки – большой и маленький медведи, ширма.

Описание игры : логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:

Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.
(произносит звук низким голосом)
Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.
(произносит звук высоким голосом)

Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия «Звук [ы] и буква “ы”» или в организационном моменте индивидуального занятия, идущего после него. Если игра проводится на фронтальном занятии, ребенок после правильного ответа садится на свое место. Таким образом, каждый ребенок примет участие в игре.

Развитие речевого внимания

Игра «Будь внимателен»

Цель : развитие речевого внимания.

Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».

Игра «Слушай и выполняй»

Цель : развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.

Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Слова-действия».

Игра «Кто внимательнее?»

Цель : развитие устойчивого речевого внимания.

Ход : логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно логопед выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.

Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

Игра «Ригу-рагу»

Цель : развитие речевого внимания.

Описание игры: дети встают полукругом перед логопедом. Он трясет перед собой кулаками, приговаривая: «Ригу-рагу, ригу-рагу», дети повторяют его движения. Внезапно логопед выставляет пред собой указательные пальцы и мизинцы, быстро произнося: «Коза с рогами!», или, например, «Конь с рогами!». Если у названного животного есть рога, дети должны повторить движение логопеда (показать рога). Если у животного нет рогов, повторять движение не надо.

Эту игру можно использовать во время пальчиковой гимнастики на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

Принятые новые Федеральные государственные образовательные стандарты направлены на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Для успешной реализации этих требований нужно обеспечить разностороннее развитие ребёнка с учётом его возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей надо сформировать умение красиво и правильно говорить.