Толкование уголовного закона. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека Объяснение принципов выделения
1.3.3. Способы построения и подтверждения научных теорий
Требования к теории:
Существует ряд требований к научным теориям, которые определяют степень их научности. Среди таких требований можно указать:
определение и четкое указание диапазона объясняемых те орией предметов и явлений - предметную отнесенность теории;
четкую формулировку объяснительных принципов теории;
«объяснительную силу» теории - диапазон объясняемых предметов и явлений, а также диапазон предсказываемых и эмпирически подтверждаемых следствий (прогнозов), логически выводимых из теории.
Какие существуют различия между научными теориями ?
Существует ряд оснований, в соответствии с которыми можно выделять различные способы построения современных научных теорий.
Различают теории: а) аксиоматические: строятся на системе необходимых и достаточных аксиом, которые недоказуемы в рамках теории. Так строятся логико-математические теории (например, вспомните постулаты Эвклида, на которые опирается классическая геометрия); б) гипотети- ко-дедуктивные: строятся на предположениях, выдвигаемых с целью объяснения определенного множества эмпирических фактов. Так строится большинство современных естественно-научных теорий.
Отдельно следует остановиться на объяснениях (теориях), которые используются в математике и математической логике. Такие объяснения по способу построения относят к аксиоматическому типу. Среди основных характеристик математических объяснений и математических теорий чаще всего указываются следующие особенности.
В качестве предметной отнесенности в математических те ориях исходно выступают количественные характеристи ки различных свойств и отношений при абстрагировании от материальных (вещественных) характеристик объектов и явлений.
Для получения таких количественных характеристик не обходимо вводятся конвенциональные эталоны - едини цы измерения.
В последующем путем абстрагирования от всевозможных эталонов и способов измерения собственно математиче ские объекты (предметы) задаются логически и все их
свойства потенциально содержатся в определении (выводимы из него). Исходя из аксиом, строится все здание науки.
Специфика математического мышления во многом опре деляется тем, что оно оперирует не моделями реального мира, а моделями (схемами) количественных отношений и зависимостей, абстрагированных из явлений, объектов в форме предметов и разнообразных моделей (оперирование моделями моделей).
Математические модели могут предметно относиться (ин терпретироваться) на любые объекты и явления при усло вии сохранения заданных количественных отношений и зависимостей между предметами, процессами и их свойст вами.
Развитие математических средств познания, способов объяс нения и их результаты (математические знания) совпадают с развитием «математических объектов» (Берулава, 1993; Руза- вин, 1978).
Достаточно часто современные научные теории различают по степени обобщения:
теории «нижнего уровня» - основу образуют эмпириче ские обобщения, в которых понятия имеют непосредст венную, опытно данную предметную отнесенность;
теории «среднего уровня» - основу образуют понятия, ко торые: а) фиксируют гипотетические характеристики или модели определенного диапазона предметов и явлений;
б) требуют эмпирической верификации - подтверждения следствий, вытекающих из гипотез и предположений, в специально организованных эмпирических исследовани ях;
Теории «верхнего уровня» - основу образуют понятия, ко торые: а) фиксируют гипотетические характеристики предметов и явлений; б) имеют максимальную степень обобщенности, составляют структуру научных категорий;
в) определяют научные представления в образе мира уче ного.
На какие способы построения научных теорий опираются ученые ?
Условно можно выделить четыре основных типа гипоте- пгико-дедуктивного построения теоретических объяснений
(Рузавин, 1978; Ильясов, 1986):
атрибутивные - объяснения одного свойства объекта че рез другое свойство этого же объекта (анализ путем выде ления свойств);
составно-структурные - объяснения предметов и явле ний путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на состав ляющие - анализ путем выделения элементов, компонен тов, состава);
функциональные - объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразо вания предметов и явлений);
генетические - объяснения, основывающиеся на выделе нии исходной «единицы-клеточки» - единицы анализа, потенциально содержащей все основные исходные свой ства, которые определяют последующее развитие-услож нение явления (анализ «путем выделения исходных еди ниц» с последующим выявлением законов и условий их развития).
Каждый из указанных типов объяснений можно представить в операциональной форме, которая обобщенно отражает их способ построения.
Атрибутивные объяснения предполагают:
выделение эмпирических или гипотетических признаков и свойств объекта, предмета, явления;
последующее установление эмпирических или гипотети ческих связей между выделенными признаками и свойст вами, которые позволяют объяснить и предсказать появле-
ние одних свойств через связи с другими свойствами одного и того же объекта, предмета, явления.
Такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретическом уровне могут образовывать «логический круг в объяснениях».
Составно-структурные объяснения предполагают:
эмпирическое или гипотетическое разделение предмета, определенные особенности которого подлежат объясне нию, на составляющие части, элементы, компоненты;
установление свойств и признаков составляющих предмет частей, элементов, компонентов;
эмпирическое или гипотетическое установление отноше ний и связей между выделенными частями, элементами, компонентами;
объяснение определенных свойств предмета путем их вы ведения в качестве следствий из ранее установленных осо бенностей состава и структуры предмета.
Функциональные объяснения предполагают:
установление эмпирических или гипотетических связей предмета или явления, определенные особенности кото рого подлежат объяснению, с другими предметами, явле ниями или объектами;
установление взаимных воздействий и влияний выделен ных предметов, объектов, явлений друг на друга;
объяснение определенных особенностей предметов, объектов и явлений через их место, роль и функцию во внешней, объемлющей их системе, в которую они входят как компоненты.
Механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений. В таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь между двумя взаимодействующими явлениями.
Генетические объяснения предполагают:
объяснение процесса возникновения, формирования и раз вития каких либо объектов, предметов, явлений. Несмотря на то что процессы развития интуитивно выделяются обыч но без особого труда, теоретически определить их достаточ но сложно;
ответы на вопросы, почему и как происходит развитие - направленное усложняющееся изменение структуры и функций объекта, предмета или явления.
При этом существуют разные способы построения таких объяснений. Один из вариантов построения генетического способа объяснения представлен ниже. Так, например, часто строятся объяснения формирования и развития различных психических свойств и способностей.
Сначала эмпирически устанавливаются качественно раз личающиеся этапы, стадии, периоды, уровни какого-либо процесса.
Вслед за этим гипотетически предполагается единое осно вание (причина), которая лежит в основе установленных качественных различий этапов, стадий и т. д. Таким осно ванием может быть достаточно сложное гипотетическое структурно-функциональное образование. Соответствен но объяснение может строиться путем установления зако нов, в соответствии с которыми объясняется:
усложнение или развитие с течением времени внут ренней структуры данного явления;
изменение с течением времени или усложнение функ циональных связей явления: а) с внешними фактора ми, б) между структурными элементами явления.
Таким образом, объясняется структурно-функциональное усложнение - развитие - явления с течением времени.
Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития психики А. Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиаже, теория формирования и развития высших психических функций человека Л. С. Выготского, теория формирования
умственных действий человека П. Я. Гальперина (изложение объяснительных принципов различных теорий представлено в части 2 пособия). Перечисление современных научно-психологических теорий, в основу которых положены генетические основания, может быть продолжено.
Заметим, что генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т. к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.
Что выступает критериями относительной истинности научных теорий ?
Вопрос об истинности знаний, получаемых в научных исследованиях, один из центральных для методологии науки. В истории науки выдвигались различные критерии для отнесения определенных знаний к категории «научных» или «ненаучных». При этом «научность» эмпирически регистрируемых данных не вызывает у ученых особых противоречий, если такие данные потенциально воспроизводимы в определенных экспериментальных или «приборных» ситуациях. Противоречия между учеными чаще всего возникают при объяснении одних и тех же фактов с разных теоретических позиций. Поэтому установление истинности, обоснованность научных теорий является постоянной и неизбежной методологической проблемой. История развития методологии науки показала, что обсуждение этой проблемы может быть плодотворным, когда речь идет об установлении относительной, а не абсолютной истинности теорий. Для установления относительной научной достоверности (относительной истинности) теоретических объяснительных принципов в качестве критериев принимались следующие процедуры.
Принцип верификации (Огюст Конт): теория считается относительно истинной, если ее положения и предсказания подтверждаются, согласуются с фактами.
Последующее развитие научного знания и накопление научных теорий, которые альтернативно объясняли одни и те же факты и явления, показало, что этот принцип недостаточно надежен. Альтернативный принцип был выдвинут Карлом Поппером.
Принцип фальсификации: научным признается только такое теоретическое знание, которое потенциально может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. При этом следует считать, что для опровержения теории достаточно одного опровергающего факта. Научной не признается теория, содержание которой невозможно эмпирически проверить.
О причинах, лежащих в основе различных явлений, воз можно выдвижение бесконечного числа объяснительных гипотез.
Ученый заранее не знает, какие объяснительные гипотезы верны, а какие ошибочны.
Проблема разрешается путем эмпирического исключения (опровержения) гипотез.
В последующем принцип фальсификации в различных методологических подходах формулировался более мягко. Так, развивая и обобщая идеи К. Поппера, И. Лакатос сформулировал методологию исследовательских программ:
1. Научное исследование реализуется в рамках исследовательской программы, которая включает:
ядро программы - совокупность основных теоретических принципов, принимаемых конвенционально;
совокупность методологических правил, которые ориен тируют исследователя в выборе проблем и путей их реше ния (позитивная эвристика);
совокупность правил, направленных на предохранение те оретических принципов от опровержения путем выдвиже ния вспомогательных гипотез (негативная эвристика).
Исследовательская программа находит свое осуществ ление в серии взаимосвязанных теорий разного уровня обобщенности, возникающих на основе исходных тео ретических принципов (ядра программы) по конвенци ональным правилам эвристики.
Теории, реализующие исследовательскую программу, могут обеспечивать:
«прогрессивный сдвиг» в решении проблем, когда каждая новая теория позволяет прогнозировать новые факты, су ществование которых подтверждается экспериментально;
«регрессивный сдвиг» в решении проблем, когда строится вспомогательная теория для объяснения фактов, опровер гающих исходную теорию. При этом вспомогательная тео рия, как правило, не позволяет предсказывать и прогнози ровать новые факты.
4. Фальсификация теории возможна только при появлении новой теории, а не на основе эмпирических опроверже ний.
В науке существуют другие, еще более мягкие позиции. Например, принцип «взаимного прояснения» (Лоренц, 1998): научная теория - это система тщательно проверенных гипотез, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения». Гипотезы могут опровергаться только другими гипотезами, которым подчиняется большее число фактов, а не единичными не согласующимися с ней фактами.
Какова обобщенная логика смены научных теорий ?
С того момента, когда в область наблюдений и описаний (область эмпирических исследований) начинают включаться попытки объяснить явления через недоступные непосредственному наблюдению причинные основания - через внутренние структурно-функциональные или генетические особенности явлений, - можно говорить об элементах теоретического исследования. В основе процедуры теоретического объяснения эмпирических фактов и
зависимостей лежит введение гипотез (предполагаемых связей, отношений, абстрактных теоретических предметов - конструктов), выступающих в роли объяснительных оснований, принципов, объяснительных моделей. После этого эмпирические зависимости начинают пониматься (и представляться) через скрытые от непосредственного наблюдения «связи» за счет мыслительной конструкции (Щедровицкий, 1995). Таким образом, абстрактные теоретические объекты, которые конструируются для объяснения явлений в научном познании, характеризуются гипотетичностью, условностью допущений.
Введение абстрактных предметов в теорию характеризуется единством процессов абстрагирования и интерпретации. Процессы абстрагирования могут иметь много уровней. Возможно построение новых абстрактных предметов и моделей, относящихся не к реальным объектам, явлениям, а к уже имеющимся абстрактным предметам. Например, современные теории строения вещества основываются на моделях, фиксирующих структуру кристаллов, молекулярную структуру, структуру атомов, структуру образующих атомы частиц. Процессы интерпретации теоретических предметов могут осуществляться: а) путем прямого соотнесения с эмпирическими данными; б) путем соотнесения абстрактных предметов с другими абстрактными предметами, а через них - с эмпирическими данными. Рассуждения относительно абстрактных предметов в теории строятся как рассуждения о реальных свойствах явлений, но в заданном интервале абстракции - в диапазоне предметной отнесенности теории (см. выше).
По мере развития науки ее теории принимают все более абстрактный характер, что ведет к возрастанию роли знаков и символов, с опорой на которые создаются и фиксируются научные абстракции и теоретические предметы.
Появление нового теоретического предмета, конструкта, представления в сознании исследователя не может быть: а) формально-логически выведено из старой теории (имею-
щихся представлений), т. к. оно в них имплицитно не содержится; б) получено прямым формальным обобщением эмпирического материала. Новое теоретическое представление возникает в поисковой интеллектуальной деятельности в виде гипотезы (предположения) о сущности исследуемого предмета познания. Сущность выступает как «механизм», которым внутренне необходимо связаны стороны, отношения предметов или явлений. Сущность качественно выражается в мысленных представлениях гипотетического предметного содержания теории и выступает, таким образом, преимущественно своей мировоззренческой стороной. Количественно сущность может выражаться через законы, которые фиксируются формальным аппаратом, включающим логические и математические отношения. При этом формальный аппарат прежде всего играет роль инструмента предсказания и вычисления количественных аспектов тех или иных явлений.
В развитии теорий существует момент, когда формальный аппарат или способ объяснения начинают приводить к результатам, не согласующимся с опытом. Осмысление таких фактов в сфере предметного содержания теории ведет к «разложению» представления о сущности: новые эмпирически установленные факты оказываются несовместимыми с лежащим в основе теории понятием сущности. Дальнейшее движение познания становится невозможным в дискурсивной форме. Такое затруднение познания разрешается путем выдвижения гипотез: мысленного «конструирования» нового теоретического предмета. К новому теоретическому понятию о сущности предъявляется ряд требований. Оно должно: а) разрешать противоречия старой теории и б) обеспечивать в границах новой теории объяснение совокупности явлений и фактов, которые объяснялись и предсказывались старой теорией.
Таким образом, развитие науки заключается: а) в регистрации явлений и фактов с последующим установлением эмпирических и теоретических законов, которым явления и 30
факты подчиняются; б) в установлении диапазона применения таких законов путем распространения их действия на новые условия; в) в установлении диапазона условий, ограничивающих имеющиеся законы (Арсеньев, 1967).
Анализируя процессы развития направлений научных исследований в различных предметных областях, Т. Кун (1977) в книге «Структура научных революций» подчеркнул, что в основе смены организационных форм современного научного исследования и научной методологии лежат не столько процессы переосмысления теоретических представлений о мире и явлениях, сколько изменения в организации всей системы научного познания:
Эволюция научного знания протекает как формирова ние, конкуренция и смена парадигм.
Парадигма (образец, модель, пример) в науке - тип ор ганизации научного исследования, принятый опреде ленной группой авторитетных ученых за образец.
Парадигма определяется:
обобщенными целями исследований, которые формули руются по отношению к законам, закономерностям, фак там, которые должны быть установлены, исследованы и объяснены;
способами достижения таких целей, которые зависят от приоритетных гипотез и объяснений (теорий), методов по лучения эмпирических данных, изобретения новых средств (аппаратуры) и приемов обработки данных;
системой определенных требований к методам получения научных знаний и критериев для их обоснования и оценки.
- Докажите, что природная зона - это природный комплекс.
- Кто из русских ученых был основоположником учения о природных зонах?
- Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются закономерно.
- Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены? В чем их сходство и в чем различие?
- Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в ее пределах неодинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это объясняется.
- Какие природные зоны есть в вашей республике (крае, области)? Дайте оценку агроклиматических ресурсов своей республики (края, области).
- Оцените, какая из природных зон России имеет наибольшую продуктивность при условии, что человек своей деятельностью не нарушил природные связи.
- Определите, о какой природной зоне идет речь, если в ней растут:
- карликовая береза, кедровый стланик, ягель;
- лиственница, кедр, береза, осина, ольха. Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных животных.
- Назовите оптимальные природные условия, необходимые для успешного занятия сельским хозяйством. В какой из известных вам природных зон есть такие условия?
Практическая работа № 9
Сравнительная харатеристика двух природных зон России (по выбору).
Составьте характеристику двух природных зон по плану:
- особенности географического положения;
- особенности климата: средние температуры января и июля, суммарная радиация, продолжительность теплого и холодного периодов, количество осадков и их распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;
- особенности рельефа;
- особенности годового стока;
- почвы, их основные свойства;
- растительный и животный мир, их приспособленность к данным природным условиям;
- особенности сельского хозяйства;
- особо охраняемые компоненты природы. Используйте различные источники географической информации.
Сделайте вывод о чертах сходства и различия этих зон. Объясните, чем обусловлены различия.
Рис. 81. Природные регионы России
Практическая работа № 10
.Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. Сравните картосхему (рис. 81) с физической и климатической картами России в атласе.
С какими природными рубежами совпадают границы природных районов?
Влияют ли климатические показатели на проведение границ?
Сделайте вывод о том, какие компоненты природы являются главными при районировании территории.
Научное объяснение - это метод и основная функция науки, которые прuзваны вскрыть сущность явления или объекта средствами имеющегося научного знания и принятой в науке методологии научного исследования. Основой научного объяснения является научная теория, поскольку она представляет собой систематизированную форму отражения различных существенных связей и отношений действительности языком различных утверждений, принципов, законов, понятий и категорий.
В науке используются самые разнообразные способы объяснения. Первое обобщение видов научного объяснения в отечественной философии науки было осуществлено Е.П. Никитиным (см.: Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970), который ответил на такие вопросы, как сущность объяснения, его основные типы и структуры, характер соотношения объяснения с другими научно-исследовательскими функциями, дал характеристики различным типам систем объяснения.
Общая познавательная характеристика научного объяснения, предложенная Е.П. Никитиным, логически развертывается от наиболее общих положений (принципов) объяснения объекта к конкретно-общему, механизмам и типам объяснения. Эта схема рассуждения о природе объяснения может быть представлена в следующей структуре:
1. Объяснение есть раскрытие сущности объясняемого объекта. Раскрытие сущности выступает как конечная цель объяснительного процесс а, взятого во всем многообразии его исследовательских этапов.
2. Раскрытие сущности объясняемого объекта может быть осуществлено лишь через познание ее, отношений и связей с другими сущностями или ее внутренних отношений и связей.
3. Из 1 и 2 следует, что объяснение может быть осуществлено лишь через познание отношений и связей сущности объясняемого объекта с другими сущностями или ее внутренних отношений и связей. Иными словами: объяснение устанавливает логическую связь между отображением объясняемого объекта в языке и языковыми отображениями других объектов (уже ранее установленными наукой или открываемыми в процессе самого объяснительного исследования).
4. Отношения и связи между сущностями и внутренние отношения и связи сущности представляют собой закон.
5. Объяснение может быть осуществлено лишь через познание законов объясняемого объекта. Объяснить объект - значит показать, что он подчиняется определенному объективному закону или совокупности законов. Объяснение устанавливает логическую связь между отображением объясняемого объекта в языке и законом науки.
6. Характер объяснения зависит от характера тех отношений и связей объясняемого объекта, которые отображаются посредством объясняющего закона науки. Законы науки могут отображать субстанциальные, атрибутивные (связь объекта с определенным свойством, атрибутом), причинные, следственные (функциональные), структурные и др. отношения и связи объекта. Соответственно объяснения могут быть субстанциальными, атрибутивными, причинными, следственными (функциональными), структурными и т.д.
Если категория «сущность» позволяет охарактеризовать объект объяснения, то категория «закон» раскрывает принципиальный механизм этой процедуры. В результате категориальный аппарат познавательной теории научного объяснения распадается на три уровня: 1) «сущность»; 2) «закон»; 3) «причина», «функция», «атрибут», «структура», «субстрат» и др. Эти уровни различаются не только по степени абстрактности, но и по содержанию этих характеристик: на первом уровне характеризуется объект объяснения, на втором - его общий механизм, на третьем - типы (подробнее см.: Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970. - С.11-31).
Под сущностью имеют в виду все многообразие существенных, т.е. определяющих, обусловливающих, детерминирующих данное явление, систему связей и отношений. Поэтому объяснение как раскрытие сущности сводится к всестороннему анализу этих связей и отношений и на этой основе - к мысленному воспроизведению, синтезу объясняемых объектов. Сферу сущности можно представить как некоторую систему или иерархию «типичных» связей и отношений: причинных, закономерных, структурных, функциональных, генетических (исторических). На этой основе строится вариант наиболее популярной типологии научного объяснения (см.: Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. - М., 1978. - с. 250-254).
1. Причинное, или каузальное (от лат. cause - причина), объяснение сводится к нахождению причин, обусловливающих или возникновение данного явления, или существование некоторого закона или вообще какой-нибудь существенной связи.
Так, метеоролог объясняет определенное состояние погоды в данное время в конкретном районе земного шара путем указания метеорологических условий, имеющих место в этом и других районах в некоторый предыдущий период времени, используя при этом определенные законы метеорологии. Как видно, явление (состояние погоды в данном месте и в данное время) объясняется посредством указания его причины (состояние погоды в предшествующее время) и некоторых общих законов данной науки.
2. Номологическое (от. греч. nomos - закон) объяснение, объяснение через закон. Объяснить объект или явление - значит, показать их подчиненность определенному объективному закону (законам), т.е. установить, по какому закону возникло или происходит объясняемое явление.
Ранее биологи-исследователи иногда обнаруживали, что при моногибридном скрещивании растений в первом гибридном поколения у полученных особей проявляется только доминантный признак одного из родителей. Далее, при самоопылении гибридов, наряду с доминантным признаком, возникают рецессивные признаки другого родителя примерно в отношении 3:1. Ныне такое явление не удивляет, поскольку первый и второй· случай объясняются, с одной стороны, действием закона единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя), а с другой - подчинением закону расщепления гибридов второго поколения или второго закона Менделя.
В технике, например, патентные организации не регистрируют заявки на самые остроумные, казалось бы, проекты устройств (механизмов), которые представляют по сути проекты «вечных двигателей». Мотивация отказа в регистрации - нарушение фундаментального закона сохранения энергии или закона сохранения момента количества движения.
3. Структурное объяснение. структурное объяснение состоит в выяснении структуры, т.е. способа связи элементов некоторой системы, который обусловливает объясняемые качественно-количественные свойства, поведение или результат функционирования системы. Эффективность структурного· анализа и объяснения зависит от установления необходимых и достаточных связей, выяснения специфики и характера отношений субординации и координации, пространственных (архитектоники), временных (хроноструктуры), функциональных и других отношений и связей элементов системного объекта (подробнее см. тему «Структурный подход»).
Например, антропологи, историки и философы без достаточных оснований утверждали, что неандерталец - это уже человек с членораздельной речью, но конкретное структурное объяснение приводит к другим выводам. Так, в своей работе «Эволюция звука» (1976), в результате исследования структуры ископаемого черепа неандертальца, А.А. Леонтьев пишет: «неандерталец «уже имел голосовой мускул, но его функции были ограничены; закрепление краев голосовых связок еще не завершилось; проход между гортанью и полостью рта был узок; небная занавеска отстояла дальше от задней стенки гортани, чем у современного человека. Все это означает, что произношение любого звука вызывало гласный звук». Но это также означает, что способность неандертальца, по сути, только к мычанию не могла ему обеспечить членораздельной речи и отражения внешнего мира в человеческом языке. Все минимально необходимые человеческие качества приобрели кроманьонцы, которые несколько тысячелетий сосуществовали с неандертальцами.
4. Функциональное объяснение. Функциональное объяснение состоит в раскрытии функций, выполняемых некоторой частью целого в объяснении его существования или какой-либо формы проявления. Функции характеризуют активные, целевые системы, к которым относятся объекты организованной природы: живые организмы (растения и животные), люди, социальные организации, человеко-машинные, технико-технологические объекты и их ассоциации. Наиболее важные задачи, решаемые функциональным объяснением, касаются проблем адаптации активных систем в среде, их организации и самоорганизации, передачи информации, управления и самоуправления и т.д. (подробнее см. в теме «Функциональный подход»).
Функциональное объяснение объектов техносферы заранее обусловлено и детерминировано их целевым назначением. Что касается собственно социальных объектов (субъектов и социальных групп), то их функциональное объяснение состоит в том, чтобы раскрыть различные механизмы их адаптации в социальной и природной среде. В живой природе, где ключевую роль играют борьба за выживание в природной среде, естественный отбор, наследственность и изменчивость, функциональное объяснение может быть сведено к выяснению различных функций компонентов сохранившихся живых систем. Так, например, различные формы мимикрии у животных и растений, т.е. подражательное сходство незащищенного организма с защищенным или с несъедобным, типы покровительственной окраски, формы и др. объясняют посредством апелляции к функции этого явления - спасать от врага.
5. Генетическое (историческое) объяснение. Здесь объяснение идет путем выяснения всей совокупности условий, причин и законов, действие которых привело к превращению ранее существовавшей системы в систему, более позднюю во времени. При этом осмысление генезиса и истории объясняемой системы опирается на изучение событий прошлого, повлиявших на ее нынешнее состояние. «Для выделения такого рода объяснения в самостоятельный тип основанием является принцип развития и вытекающее из этого принципа методологическое положение диалектики о соотношении логического и исторического метода, согласно которому логическая последовательность построения теории развивающихся объектов отражает ход их исторического развития, но в форме, освобожденной от случайностей» (Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. - М., 1978. - С. 254). Так, например, геолог объясняет существование тех или иных горных пород в определенном районе путем построения мысленной картины состояния данного участка земной коры в прошлом и мысленного восстановления процессов образования данной породы по аналогии с соответствующими современными геологическими процессами. Исследователь здесь обращается к установлению причин, генезиса объясняемого явления (горной породы) не непосредственно, а через посредство аналогии с другими (современными) процессами.
Задачи:
Сделать описание природы одной из природных зон нашей страны ;
Выявить, какими природными ресурсами богата данная зона;
Составить прогноз изменения природной среды при интенсивном использовании ресурсов данной природной зоны.
Задание 1. Составьте характеристику одной из природных зон (по вашему выбору), используя данный план:
Географическое положение, границы.
Рельеф.
Климат.
Внутренние воды.
Почва.
Растительный мир.
Животный мир.
Задание 2.
По картам атласа определите, какими природными ресурсами богата данная природная зона. К ресурсам природной зоны относят минеральные ресурсы, добываемые в ее пределах , лесные (наличие большого количества промышленно пригодного леса), водные (наличие крупных рек, пригодных для использования в хозяйственной деятельности человека), биологические (наличие промысловых рыб, пушного зверя и т.д.), рекреационные (используемые для оздоровления и отдыха человека – теплый климат (курорты), целебные источники и грязи (оздоровление), крупные реки, горы (создание спортивных баз, баз отдыха, горнолыжных трасс).
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Составьте прогноз об изменении облика характеризуемой вами природной зоны, если ресурсы данной зоны начнут интенсивно использоваться человеком. Ответ обосновать. Предложите, каким образом можно использовать ресурсы природной зоны при наименьшем разрушительном воздействии на нее.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. По атласу Кемеровской области определите, какие природные зоны расположены на территории Кемеровской области. В пределах какой природной зоны располагается наш населенный пункт. Какими природными ресурсами она обеспечена? На основе собственных наблюдений опишите, как изменяется облик природной зоны под воздействием хозяйственной деятельности человека.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №13
Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение внутри них более мелких составных частей на основе ярких, специфичных черт географического положения, природы, природных ресурсов и условий их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов
Задачи:
Выявить принципы, на основании которых составлено природное районирование нашей страны;
Задание 1.
На основании дополнительной информации и материалов учебника выделите, какие региональные единицы приняты в физико-географическом районировании. Выпишите их определения. Приведите примеры наиболее крупных природных комплексов, выделенных на территории нашей страны.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Используя приведенный дополнительный материал, объясните, для каких целей используются знания о физико-географическом районировании страны.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
Используя материал учебника, приведите примеры антропогенных ПТК. Какие антропогенные ПТК можно выделить вблизи нашего населенного пункта?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительный материал
Огромная протяженность России с севера на юг и с запада на восток обусловила большое разнообразие ее природы. При рассмотрении различных компонентов природы четко прослеживаются их пространственная неоднородность, взаимосвязи и взаимодействия между ними, следствием чего явилось обособление на территории России различных природных территориальных комплексов (ПТК). Поэтому для глубокого познания природы всей страны требуется изучение отдельных компонентов и их пространственных сочетаний, т. е. обязательное рассмотрение различных ПТК в сравнении .
Основные таксономические единицы. До настоящего времени сложным остается вопрос о таксономическом положении страны и зоны.
Зона в широком смысле представляет собой область преобладания ландшафтов одного типа (тундрового, лесного, лесостепного, пустынного и т. д.). Для того чтобы однотипные ландшафты сформировались на всем ее пространстве, зона должна обладать некоторыми общими чертами.
Основным объектом изучения в курсе физической географии России является физико-географическая страна - крупный природный территориальный комплекс, занимающий узловое положение на стыке планетарного и регионального уровней дифференциации географической оболочки. Страна является самым мелким ПТК из рассматриваемых в курсе физической географии материков и самым крупным ПТК, изучаемым в физической географии России. Физико-географическая страна - это обширная часть мате рика, соответствующая крупной тектонической структуре и достаточно единая в орографическом отношении , характеризую щаяся общностью макроциркуляционных процессов и своеобраз ной структурой географической зональности (набором природных зон или спектром высотных поясов). Примерами физико-географических стран можно считать страны Балтийского кристаллического щита, Восточно-Европейской равнины; Крымско-Кавказская горная страна, страна Западно-Сибирской низменности, Саяно-Алтайская горная страна, Среднесибирская плоско-возвышенная страна, Кольско-Охотская горно-низменная страна, Корякско-Камчатская горная страна.
Все страны объединяются в две группы: горные и равнинные, но некоторые из них не могут быть отнесены ни к той , ни к другой группе (Северо-Восток, Амурско-Сахалинская), так как включают наряду с горами и крупные равнинные участки.
Следующей таксономической единицей является провинция - часть зоны или горной области, характеризующаяся общно стью рельефа и геологического строения, а также биоклима тическими особенностями. Обычно провинция территориально совпадает с крупной орографической единицей - возвышенностью, низменностью, группой хребтов или крупной межгорной котловиной. Примерами провинций являются Окско-Донская, Бугульмино-Белебеевская, Чулымо-Енисейская, Путорана, Центральный Алтай, Момско-Селенняхская и т.д. Горные провинции отличаются от соседних типом структуры высотной поясности.
При районировании в среднем и крупном масштабе, которое производится уже не для всей территории, а для отдельных частей России, выделяют более мелкие единицы регионального уровня - районы. В некоторых схемах районирования эти единицы называются округами, в других округ выделяется как ПТК более высокого ранга, чем район. Физико-географический (ландшафтный) район
- сравни
тельно крупная геоморфологически обособленная
часть провинции, в пределах которой сохраняется целостность и специфи
ка ландшафтной структуры.
Каждый район отличается определенным сочетанием форм мезорельефа с характерными для них микроклиматами, почвенными разностями и растительными сообществами. Район - низшая единица регионального уровня дифференциации географической оболочки.
Прикладное значение работ по физико-географическому
районированию
заключается в том, что отдельные природные комплексы отличаются друг от друга своеобразием природных условий и естественных ресурсов, знание которых позволяет наметить пути их оптимального использования, обеспечивающего сохранение экологического равновесия. Этим целям служат и схемы прикладного районирования для сельского хозяйства, градостроительства, районной планировки, организации отдыха населения и т. д. Территориальные различия природы учитывались при определении очередности освоения территорий и установлении поясных коэффициентов заработной платы , при определении дифференцированных заготовительных цен на сельхозпродукты и зональных норм выработки сельскохозяйственных машин, для проведения профилактических медицинских мероприятий (например, противоэнцефалитных прививок) и определения районов различной категории сложности по условиям транспортного строительства и т. д.
Практическая работа №14
При толковании норм права также необходимо исходить из конституционного положения, закрепляющего приоритет международного права перед нормами национального законодательства, что имеет особенно существенное значение, когда речь идет о защите прав и свобод личности.
Интерпретация права, как и любое юридическое явление, обязано иметь свои собственные принципы. Понятие "принцип" в общетеоретическом понимании означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки и т.д.Пиголкин А. С. Толкование норм права и правотворчество: проблемы соотношения // Закон: создание и толкование / Под.ред. А. С. Пиголкина. - М., 2003. С философской точки зрения под принципом понимается первоначально руководящая идея, основное правило поведения. В логическом смысле философия определяет, что принцип - это центральное понятие, основа системы, которая представляет собой обобщение какого-либо положения на все явления той отрасли, с которой данный принцип абстрагирован.
Исследование принципов толкования важно с точки зрения повышения результативности интерпретационной деятельности и, прежде всего, его влияния на юридическую практику. Знание принципов права и его толкования позволяет влиять на правотворческую и правоприменительную деятельность. Игнорирование принципов толкования не способствует адекватному уяснению и разъяснению правовых нормХёффе О. Политика. Право. Справедливость.- М.: ГНОЗИС, 2004..
В советское время, как известно, официальная доктрина права требовала, чтобы интерпретация правовых предписаний осуществлялась с позиций марксизма-ленинизма, на основе марксистско-ленинской методологии. Законы и иные нормативные правовые акты того периода были призваны, как, например, было записано в преамбуле к Гражданскому кодексу РСФСР, «активно содействовать разрешению задач строительства коммунизма». Соответственно в них отстаивались коммунистические идеалы (коммунистическая идейность, коммунистическое отношение к труду и общественному хозяйству и т. п.) во всех сферах общественной жизни. На это же, естественно, ориентировались и субъекты толкования права. "Толкование норм права, - гласил один из наиболее фундаментальных курсов того времени по теории государства и права "Марксистско-ленинская общая теория государства и права", - обусловлено политикой и правосознанием классов и других общественных групп, всего народа в обществе, строящем коммунизм". В качестве важнейшего принципа научного познания в социалистическую эпоху провозглашалась пролетарская, социалистическая партийность, которая понималась как "направленность науки на обслуживание классовых интересов - такая ее нацеленность, в соответствии с которой государственно-правовые явления оцениваются со строго определенных классовых позиций". Данный принцип предъявлял такие же требования и к практической деятельности. Не отвергая абсолютно все, что было наработано советской юридической наукой в области методологии правоведения, следует вместе с тем сказать, что в целом методологические подходы того времени к толкованию права неприемлемы. В частности, нельзя толковать нормы права с позиций какой-то одной идеологии, исходить из их исключительно государственного происхождения, видеть в них главным образом выражение государственной воли и инструмент государственной власти. Разумеется, и наука не должна быть партийной. Вообще, как мы думаем, по самому своему определению она призвана быть беспартийной. Только беспартийная наука может дать обществу объективные знания о праве и связанных с ним явлениях общественной жизни. Такой же должна быть и юридическая деятельность. Названные выше и им подобные положения, на которые опирались юридическая наука и юридическая практика советского периода, входят в противоречие с доминирующей в современном мире и нашедшей свое закрепление в актах международного права доктриной права, в центре которой находятся идеи естественного происхождения и неотчуждаемости прав человека, идут вразрез с формирующимся в стране новым правовым мышлением и не согласуются с действующим российским законодательством, особенно с Конституцией РФ, ч. 2 ст. 13 которой провозглашает: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной"Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445..
Учеными выделяются следующие принципы толкования:
- 1) принцип законности представляет собой неукоснительное следование нормативно-правовым актам в процессе применения права (и духу, и букве). Этот принцип устанавливает для толкователя границы, в пределах которых он правомочен осуществлять интерпретационную деятельность. Занимаясь толкованием, интерпретатор должен соблюдать законы и подзаконные акты, не нарушать установленных ними норм. Это один из важнейших принципов не только интерпретационной, но и всей юридической деятельности. Он нашел свое юридическое закрепление в Конституции Российской Федерации.
- 2) принцип добросовестности толкования выражается в проведении интерпретационной деятельности в соответствии с ценностными ориентирами общества, осознании человеком необходимости добросовестно относиться к любым процессам или явлениям. Понятие добросовестности является философской категорией, которая означает сознательное отношение к своим обязанностям. Этот принцип закреплен в Венской Конвенции о праве международных договоров от 23. 05. 1969.
- 3) принцип обоснованности означает, что решение должно приниматься лишь на основании достоверных исходных данных. Для того чтобы толкователь получил правильный, логично последовательный результат, ему необходимо обратиться прежде всего ко всему массиву способов толкования права, как совокупности однородных приемов и правил толкования.
- 4) принцип непредвзятости означает, что интерпретатор не должен проявлять заинтересованности сверх меры как в процессе толкования, так и в получении его результата. Непредвзятость - это отсутствие необъективности к какому-либо процессу, явлению; справедливость. Содержание этого принципа можно раскрыть так: если лицо имеет намерение проанализировать определенный нормативный акт, толкуя его, оно всегда должно брать во внимание не только языковую форму, генезис акта, его системные связи, цель принятия, но и основные моральные устои, такие как справедливость, безучастность, объективность.
- 5) принцип точности и понятности правотолковательной деятельности представляет собой качество уяснения и разъяснения правовых норм субъектами интерпретации. Этот принцип имеет существенную функциональную нагрузку, так как слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово.
- 6) принцип диалектической связи объективного с субъективным. Предметом познания в процессе толкования являются нормы права, их содержание. Но, чтобы они были предметом познания, они должны быть объективно реальными, чувственно воспринимаемыми, то есть выраженными в форме, доступной органам чувств, ведь мысли законодателя, которые не имеют материальной формы, не доступны субъектам права. Субъективный же характер толкования определяется тем, что оно осуществляется определенным субъектом, который является носителем различных личностных качеств (умственные способности, уровень правосознания, опыта), а также тем, что объект толкования выражается в мышлении разных субъектов в различных условиях, при различных обстоятельствах, с различной степенью проникновения в смысл нормы права Сорокин В.В. Толкование современного права: поиск предмета // Российская юстиция. 2010. N 6. С. 46 - 49..
- 7) принцип детализирующей природы толкования - интерпретационная деятельность является посредником между обобщенной абстрактной нормой и определенной жизненной ситуацией, в которой эта норма реализуется. Конкретизация выступает особенной основой, при помощи которой абстрактная норма становится конкретной, а соответственно, более точным и понятным становится ее содержание в результате толкования.
- 8) принцип целесообразности означает выбор оптимального варианта реализации правовых требований к конкретным обстоятельствам. Этот принцип выражается через такую категорию, как правоприменительное усмотрение, то есть возможность для правоприменителя выбрать для использования именно ту норму, которая, на его взгляд, будет наиболее верно регулировать общественные отношения и будет наиболее эффективной при определенных условиях.
- 9) принцип единообразия толкования. Понятие "единообразие" имеет 2 значения: во-первых, это устроенность чего-либо по единому образцу; во-вторых, это схожесть с чем-либо другим. Данный принцип раскрывается в использовании всего интерпретационного инструментария в одной площади при помощи одинаковых приемов и способов. В одинаковых условиях, по одному и тому же вопросу толкователю необходимо применять подобные методы для достижения цели. Чтобы построить качественно действующую систему толкования права, необходимо создать совокупность общерекомендательных основ, которые бы имели своим началом принцип единообразия толкования.
Таким образом, принципы толкования права представляют собой целостную взаимосвязанную систему, применение которой в совокупности позволяет на высоком уровне осуществлять официальное и неофициальное толкование правовых норм.
Некоторые общие принципы толкования:
- - всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого;
- - закон обратной силы не имеет;
- - что законом не запрещено, то разрешено;
- - чрезвычайные законы толкуются ограничительно;
- - законы, смягчающие наказание, толкуются расширительно;
- -исключения из общего правила подлежат ограничительному толкованию;
- - позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится;
- - толкование не должно отменять, изменять или создавать новую норму права.
Указанные постулаты выработаны мировой юридической практикой. Их важно иметь в виду как общие ориентиры во всем процессе толкования и применения права, в утверждении идей законности и правопорядка в данной сфере.
Принципы толкования имеют важное регулятивное значение. Как пишет профессор В.Л. Кулапов: "Они являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения. " Кулапов В.Л. Проблемы теории государства и права: учебное пособие / В.Л. Кулапов; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. - с.180. Так, простые граждане недостаточно хорошо информированы о содержании нормативно-правовых актов. Однако их правовое сознание достаточно хорошо усвоило общие начала взаимоотношения людей (справедливость, равноправие). Кроме того, данные принципы используются правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.