Требования к автозаправке. Как открыть АЗС (автозаправочную станцию) Требования к газовой заправочной станции

    Приложение 1 (обязательное). Термины и определения Приложение 2 (обязательное). Требования к топливозаправочному пункту жидкого моторного топлива Приложение 3 (обязательное). Требования к передвижным автозаправочным станциям жидкого моторного топлива Приложение 4 (обязательное). Требования к АЗС жидкого моторного топлива, на которых предусматривается применение одностенных надземных резервуаров Приложение 5 (рекомендуемое). Примеры систем контроля герметичности одностенных резервуаров или межстенного пространства двустенных резервуаров Приложение 6 (обязательное). Дополнительные требования к многотопливным АЗС, АГНКС И АГЗС Приложение 7 (справочное). Нормативные ссылки

Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98
"Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности"
(утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 23 марта 1998 г. N 25)

Car refueling stations. Fire safety requirements*

I. Общие положения

4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.

При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

II. Требования к размещению

7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

8. АЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой "розе ветров") по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

3. При размещении АЗС рядом с лесными массивами расстояния до лесного массива хвойных и смешанных пород допускается сокращать в два раза, при этом вдоль границ лесного массива и прилегающей территории АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м

68. Крышки, заглушки и соединения фланцев, патрубков, штуцеров и т.п., расположенных на топливном оборудовании АЗС, должны быть снабжены прокладками, выполненными из неискрообразующих материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях эксплуатации, и соединены с обеспечением герметичности.

Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны быть выполнены из неискрообразующих материалов.

69. Стенки технологических шахт резервуаров и колодцев, в которых размещается оборудование с топливом или его парами, а также имеется свободное пространство, должны быть выполнены из негорючего материала. В остальных случаях допускается использование трудногорючих материалов. Устройство крышек технологических шахт или колодцев, в которых имеется указанное оборудование, должно исключать возможность попадания в них атмосферных осадков и искрообразования при открытии-закрытии крышек. Крепление крышек должно обеспечивать сброс избыточного давления при возможном воспламенении паров топлива внутри шахт и колодцев (самооткидывание крышки с исключением возможности ее отрыва). Высота наземной части этих шахт и колодцев должна быть не менее 0,2 м.

70. Конструкция резервуаров для хранения топлива должна исключать необходимость проведения на них сварочных работ при монтаже на строительной площадке.

71. Электрооборудование АЗС должно соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок и Правил эксплуатации электроустановок потребителей.

электроснабжение системы вентиляции должно быть обеспечено по первой категории надежности по ПУЭ.

91. Наружные поверхности оборудования контейнера хранения топлива, не защищенные от прямого воздействия солнечных лучей, должны быть защищены рефлекторными покрытиями.

На боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива должны быть расположены полоса желтого цвета шириной 40 см с надписью "Огнеопасно", выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо).

VII. Требования к средствам пожаротушения

92. Для целей пожаротушения АЗС следует предусматривать:

первичные средства пожаротушения;

стационарные установки пожаротушения (в том числе автоматические);

наружный противопожарный водопровод или водоем.

93. Тип, необходимое количество и размещение первичных средств пожаротушения следует выбирать в соответствии с требованиями ППБ 01-93**.

Контейнерная АЗС (КАЗС) - это комплексное устройство, состоящее из резервуара-хранилища и бензораздаточной колонки, которые позволяют соорудить мобильную автозаправку в любом удобном месте, где существует такая необходимость. Подобная конструкция позволяет установить собственную АЗС на предприятии и удовлетворить спросы его автопарка касаемо топлива.

Модульная автозаправочная станция - это одна из конфигураций КАЗС, характеризующаяся надземным местоположением резервуаров с горючим материалом, при этом технологическая схема представлена топливно-раздаточной колонкой и топливным резервуаром, выполненными как единое заводское решение. Благодаря чему данная автозаправка и получила название «модульная». Отличие модульной контейнерной АЗС в том, что она, как правило, лишена жесткого каркаса, а несущим элементом конструкции считается сам резервуар с горючим материалом с прикрепленным шкафом, в котором располагаются насосы, топливно-раздаточная колонка и автоматика, учитывающая расход топлива.

Размеры контейнерных АЗС могут различаться в зависимости от габаритов встроенного топливного резервуара.

Предназначение контейнерной АЗС

Главное назначение АЗС контейнерного типа - хранение, раздача и учет топлива на предприятии, в местах застройки, а также на участках, где существует потребность в хранении, транспортировке и подаче топлива в местах, где необходимость в заправочной станции носит кратковременный характер. Например, подобная конструкция может быть расположена рядом с местонахождением сельскохозяйственной техники, работающей в поле. В данном случае установка контейнерной АЗС позволит вести раздачу топлива для машинно-тракторных и иных агрегатов, а также его учет (как по виду горючего, так и по объему).

В последнее время подобные конструкции популярны в качестве резервного топливного хранилища преимущественно для дизель-генераторных установок на случай отключения электроэнергии, связанной с проведением аварийных работ либо ремонтом электросети.

Преимущества над другими видами АЗС

Контейнерные мини-АЗС обладают следующим особенностями и преимуществами:

  • благодаря надземному исполнению конструкций необходимость в сооружении дополнительного фундамента сведена к нулю;
  • топливно-раздаточные колонки могут быть установлены непосредственно в топливном хранилище;
  • резервуар с топливом имеет монолитную конструкцию;
  • на объект АЗС поставляется в виде отдельных функциональных блоков, и при наличии соответствующей инструкции собрать и наладить конструкцию можно в кратчайшие сроки;
  • эксплуатация при температуре в диапазоне -40 ... +50 °С;
  • возможность установки средств автоматизации;
  • быстрая окупаемость (до 12 месяцев);
  • защита от утечек;
  • компактность и отсутствие обслуживающего персонала;
  • возможность отпуска топлива в местах, удаленных от населенных пунктов;
  • оборудование полностью отвечает всем нормам и требованиям пожарной безопасности.

Модульную АЗС контейнерного типа можно быстро и легко доставить в любую удобную точку. Транспортировка осуществляется обычным грузовым транспортом. При поставке данная станция уже полностью укомплектована и может практически сразу начать работу. Для установки контейнерной АЗС необходима ровная бетонированная либо выложенная плитами площадка. Она должна быть выровнена по уровню для обеспечения корректной работы насоса и измерительного оборудования.

Проблемы, которые решает контейнерная заправочная станция

АЗС контейнерного типа позволяет избежать следующих ситуаций, возникающих при покупке топлива и заправках собственного автопарка:

  • продукт низкого качества на заправках общего использования;
  • необходимость в перегонке транспорта до расположенной поблизости АЗС;
  • жульничество со стороны обслуживающего персонала, механиков и водителей;
  • переливание топлива из одних резервуаров в другие;
  • лишние временные затраты между продажей и покупкой топлива.

Контейнерные АЗС (в Перми, например, да и в других городах России) используются для удовлетворения личных нужд предприятия при наличии оборота от 3000 литров топлива. Сфера применения данных конструкций охватывается почти все основные отрасли - от предприятий промышленной направленности до геологоразведочных.

Комплектование

АЗС контейнерного типа - это единая система, где все модули связаны между собой. Стандартная комплектация включает следующие оборудования и устройства:

  • двустенный (толщина одной стенки - 4 мм) резервуар требуемого объема;
  • топливно-раздаточную колонку, модификация которой заранее оговаривается с заказчиком;
  • консольно-моноблочный насосный агрегат, предназначенный для перекачки нефтепродукта из бензовозов в топливную емкость контейнерной АЗС (требуемую мощность определяет объем резервуара);
  • поддон для сбора пролитых горючих смесей под топливно-раздаточной колонкой и насосом;
  • обвязку горловины емкости с линией выдачи к топливно-раздаточной колонке и линий наполнения от насоса;
  • механический либо электронный уровнемер для определения уровня, плотности и температуры горючих жидкостей;
  • освещение отсека с топливно-раздаточной колонкой и насосами;
  • самосрабатывающие огнетушители;
  • шкаф для управления электроприводами.
  • оборудование оценки герметичности резервуара.

По желанию заказчика контейнерные АЗС могут оснащаться системой видеонаблюдения и охраны с передачей информации на удаленный операторский пункт. При установке станции для удовлетворения потребностей населения возможен вариант поставки автоматической АЗС с системой безоператорной оплаты и раздачи топлива.

Производство конструкций

Любая АЗС - это объект повышенной опасности, поскольку является хранилищем огромного объёма топлива, поэтому к производству ее элементов выдвигаются высокие требования. Особого внимания удостаивается изготовление топливных резервуаров, ведь от их качественного исполнения и прочности зависит надежность и безопасность последующей эксплуатации контейнерной АЗС.

Производственный процесс в отношении топливного резервуара сопряжен с выполнением ряда технологических мероприятий, способствующих повышению надежности емкости и снижения рисков утечек нефтепродуктов. Особое внимание в данном случае уделяется качеству сварочных работ, прочности резервуара и методу его установки в контейнере.

Для получения качественных сварных швов на предприятиях используются различные технические средства, к примеру установка для резки струей плазмы, позволяющая получать ровные кромки листового металла; гильотина для изготовления довольно больших деталей прямоугольной конфигурации из металла, а также стапели для скручивания.

Производственное помещение требует наличия достаточной площади для размещения самой установки и оборудования для ее изготовления. Производство контейнерных АЗС включает в себя ряд технических и технологических особенностей, направленных на безопасную будущую эксплуатацию автозаправочной станции. Особое внимание уделяется мастерам, участвующим в изготовлении подобных конструкций. При необходимости корпус резервуара может быть утеплен, что позволит создать условия для бесперебойной работы на территориях с низкими температурами. Зачастую утепление требуется на АЗС, работающих с дизельным топливом, загустевающем на сильном холоде.

Материал изготовления

При производстве контейнерных АЗС используется сталь различных марок. На выбор того или иного материала влияют погодные и климатические условия предполагаемой рабочей территории. Чаще всего задействуется стандартный вариант - СТ3Сп5 - обычная углеродистая сталь, обладающая необходимыми показателями при сопротивлении на изгиб, растяжении и ударной вязкости. Также применяется марка 09Г2С - сталь конструкционная низколегированная.

Если эксплуатация контейнерных АЗС подразумевает хранение опасных видов нефтепродуктов, то топливную емкость и сопутствующее оборудование производят из нержавеющей стали. При этом применяется марка AISI321 или же российский аналог 12Х18Н10Т.

Модификации контейнерных автозаправок

Основные различия контейнерных АЗС отдельных модификаций обусловлены следующими факторами:

  • размерами топливных резервуаров;
  • конструктивным исполнением емкостей (одностенные и двустенные);
  • количеством обособленных отсеков, выступающих в качестве хранилищ для различных видов нефтепродуктов;
  • составом группы вспомогательного оборудования, сказывающегося на эксплуатации КАЗС.

На сегодняшний день самыми востребованными считаются модификации, рассчитанные минимум на три вида горючего сырья и оборудованные двустенными резервуарами.

Требования к монтажу

Установка контейнерной автозаправки требует соблюдения ряда требований:

  • Установка должна быть произведена в заводских условиях и в соответствии с утвержденными техническими документами.
  • Оформление проекта привязки АЗС контейнерного типа на территории осуществляется в порядке, установленном для расположения типовых автозаправочных станций.
  • Заземление нетоковедущих элементов конструкции из металла, на которых может оказываться напряжение, осуществляется в соответствии с требованиями «Правил устройства электрических установок».
  • Монтаж контейнерной автозаправки должен производиться на площадях, обладающих твердым негорючим покрытием, устойчивым по отношению к воздействию нефтепродуктов либо их паров.
  • Размещение топливно-раздаточных колонок должно предусматривать организацию свободного доступа специалистов, осуществляющих их техническое обслуживание. Расположение топливно-раздаточных колонок должно обеспечивать беспроблемное управление и обзор информации касаемо расхода горючего сырья. Освещенность рабочего места регламентируется действующей нормативной базой.
  • Насос и топливно-раздаточная колонка обязательно устанавливаются в запирающемся отсеке контейнера.

Требования к контейнерной АЗС касательно норм пожарной безопасности следующие: максимально разрешенный объем для автозаправок контейнерного типа, расположенных в черте населенного пункта, составляет 40 м 3 (при этом объем одного отсека не должен превышать 10 м 3), для установок, размещенных за пределами населенных пунктов - 60 м 3 (с максимальным объемом одного отсека 20 м 3). КАЗС могут быть рассчитаны на хранение и отпуск 1-4 видов топлива.

Факторы, влияющие на конечную стоимость КАЗС

Производитель не может заранее озвучить стоимость каждой конкретной КАЗС. Цена складывается из многих факторов. Сегодня на рынке можно встретить самые разные предложения - от 160 тыс. до 4,5 млн рублей.

Основным фактором является численность резервуаров и их габариты. Емкость объемом 1 м 3 , как правило, рассчитана на один вид горючего, а объемом 40 м 3 - на три.

Второй фактор — это система учета нефтепродуктов и ее автоматизация. ПК, кассовый аппарат, специальное ПО, современные средства связи с центральным офисом по желанию заказчика могут быть установлены на контейнерной автозаправке, что существенно скажется на конечной стоимости.

Не каждый предприниматель готов тратиться и на отдельный пункт управления (диспетчерскую), который занимает отдельный контейнер.

Различна и стоимость контейнерных автозаправок разных климатических исполнений. Ведь чаще всего для производства резервуаров применяются специальные морозоустойчивые стали, помимо этого, нередко такие устройства комплектуются системой подогрева горючего материала в трубопроводах.

Цена на подобные автозаправки также зависит и от комплектности. Топливно-раздаточные колонки могут отличаться конструкцией, способом установки, типом и производителем. Даже, казалось бы, одинаковые контейнерные АЗС, фото которых сделаны в Германии, России и Китае, будут сильно разниться по стоимости.

Мощность насосного агрегата и наличие того или иного уровнемера также важны и играют не последнюю роль в ценообразовании.

Техническое обслуживание

Любая автозаправочная станция, будь то контейнерная или стационарная, нуждается в проведении периодических специальных мероприятий по очистке и визуальному осмотру на предмет возможных утечек. Обслуживание АЗС контейнерного типа определяется составленным графиком с указанием вида работ и ответственных лиц.

Контейнерная автозаправка не требует какого-либо специфического обслуживания. Технологический резервуар такого комплекса оснащен люком, предоставляющим доступ ко внутренней части корпуса емкости для ее механической очистки. Кроме того, в резервуаре предусмотрены места для крепления шлангов, что позволяет устранить осадок со дна емкости.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что автозаправка контейнерного типа - это дешевая, компактная и обладающая небольшим сроком окупаемости установка. Кроме того, она обладает прекрасными эксплуатационными характеристиками, особенно в условиях низких температур и отсутствия бетонного покрытия площадки расположения.

.. 1 2 3 5 10 ..

Требования к размещению АЗС - часть 1

По отношению к жилым, производственным и общественным зданиям АЗС располагается со стороны преобладающего направления ветров. Не допускается размещение на путепроводах, под ними и на плавсредствах. Общий вид стационарной АЗС показан на рис. 1.4.

Планировка должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива на территории и за ее пределы. На въезде и выезде с территории необходимо иметь пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. Планировка должна предусматривать:

Удобный подъезд и стоянку автотехники у колонки во время заправки;

Широкий обзор всей территории из помещения оператора;

Отведение зон под зеленые насаждения;

Санитарно-гигиенические условия для работников станции;

Согласование с общей архитектурной композицией микрорайона.

Расположение обозначается дорожным знаком «АЗС». КАЗС должны устанавливаться на бетонированных площадках, бетонных плитах, в исключительных случаях - на асфальтированных площадках, обеспечивающих сбор топлива при его утечке.

Минимальные расстояния от АЗС до внешних объектов и между ее зданиями и сооружениями, принимаются в соответствии с НПБ 111-98.

Расстояние от края площадки для АЦ до наземно-расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Для технологических шахт подземных резервуаров, заполненных негорючим материалом, указанное расстояние не нормируется.

Ограждение должно быть продуваемым. Не допускается озеленение территории кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена. Вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т. п.), предусматривается наземное покрытие, не распространяющее пламя или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Устанавливаются знаки о расположении пожарного водоема, водозаборных колодцев или пожарного гидранта, габаритные знаки при наличии навесов, плакаты с обязанностями водителя при заправке автомобиля.

Территория должна быть освещена в соответствии с существующими нормами, особенно места заправки и слива горючего. Оборудована телефонной и громкоговорящей связью, и средствами измерений в соответствии с «Табелем оснащенности АЗС средствами измерений».

Устанавливаются таблички с указанием фамилии дежурного оператора, времени работы и расположения ближайшей АЗС. На каждой колонке должны быть нанесены ее порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта.

ПАЗС должна располагаться на специально отведенной площадке, согласованной с административными органами и Госпожнадзором, быть ровной и обеспечивать возможность свободного подъезда автотранспорта для заправки с соблюдением правил пожарной безопасности. Устанавливается соответствующая охранная разметка.

ПАЗС ставится на учет в ГИБДД. Наносятся трафареты «Передвижная АЗС», «Огнеопасно» и знак классификации груза. На внутренней стороне дверки шкафа помещается табличка с указанием отпускаемых марок нефтепродуктов и технологической схемы заправочного оборудования. Комплект оборудования:

Специальное оборудование и инструмент;
одиночный комплект запасных частей;

Мерник образцовый II разряда вместимостью 10 литров;

Два огнетушителя; :

Кошма;
медицинская аптечка;

Средства для сбора и ликвидации проливов разлившегося горючего.

На территории стационарных станций разрешается использовать ПАЗС

Только в случаях ремонта или зачистки резервуаров.

Контейнерная автозаправочная станция - КАЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие. Система нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России

НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ
АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ КОНТЕЙНЕРНОГО (БЛОЧНОГО) ИСПОЛНЕНИЯ. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

НПБ 102-95 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ

РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ и ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России и ВИПТШ МВД России.
УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 31 января 1995 г. № 5.
Дата введения в действие 1 марта 1995 г.
СОГЛАСОВАНЫ с Минстроем России (письмо от 29.12.94 г. № 13/377).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности при проектировании, изготовлении и размещении контейнерных (блочных) автозаправочных станций (далее КАЗС) с наземным расположением резервуаров для топлива (нефтепродуктов) и являются обязательными для исполнения всеми предпри­ятиями, учреждениями, организациями и юридическими лицами не зависимо от ведомственной принадлежности, вида деятельности и формы собственности.

1.2. При проектировании КАЗС наряду с настоящими нормами необходимо руководствоваться другими нормативными докумен­тами, утвержденными в установленном порядке.

1.3. КАЗС до начала их выпуска должны иметь соответствую­щую техническую документацию (ТУ, паспорт, инструкцию по эк­сплуатации и т.п.), согласованную с ГУГПС МВД России, утвер­жденную и зарегистрированную в установленном порядке.

1.4. Общая вместимость резервуаров для хранения топлива, размещаемых на территории КАЗС, должна быть:

  • при размещении КАЗС в городах и других населенных пунктах не более 40 м3;
  • при размещении КАЗС за пределами населенных пунктов не более 60 м3.
1.5. КАЗС подразделяются на два типа: тип А - более 500 заправок в сутки при общей вместимости резервуаров от 20 до 60 м3; тип Б - до 500 заправок в сутки при общей вместимости резервуа­ров менее 20 м3.

1.6. Здания КАЗС должны быть одноэтажными I, II или IIIа степеней огнестойкости. Навесы над местами заправки автомобилей, размещения насосного оборудования (при его наружном ис­полнении) должны выполняться из негорючих материалов.

1.7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства КАЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93 «Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства».

1.8. На территории КАЗС следует размещать только здания, сооружения и оборудование, предназначенные для технологичес­кого обеспечения заправки автомобилей (блоки хранения топлива и операторной, раздаточный колонки, мусоросборники, насосы и другое инженерное оборудование).

Здание операторной должно быть отдельно стоящим. Допуска­ется в здании (блоке) операторной предусматривать помещения для хранения и продажи горючесмазочных материалов (масла, тормоз­ные жидкости и т.п.) в мелкой заводской расфасовке, автозапчас­тей.

На территории КАЗС, расположенных за пределами населен­ных пунктов, могут быть размещены отдельно стоящие киоски и павильоны по продаже продовольственных и других сопутствую­щих товаров. Расстояния от зданий КАЗС до киосков следует при­нимать в соответствии с таблицей настоящих норм. Не допускает­ся на территории КАЗС размещать здания и сооружения общес­твенного питания с использованием в технологии открытого огня (шашлычные и т.п.).

1.9. Категории взрывопожарной и пожарной опасности поме­щений КАЗС определяются по ОНТП 24-86* «Общесоюзные нор­мы технологического проектирования. Определение категорий по­мещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».

1.10. КАЗС должны оснащаться топливораздаточными колон­ками и другим технологическим оборудованием, разрешенными к применению на территории России и имеющими сертификат соот­ветствия.

2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

2.1. КАЗС следует размещать на обособленном участке. При этом необходимо предусматривать функциональное зонирование территории КАЗС на: подъездную территорию (зону), территорию (зону) КАЗС, территорию (зону) мусоросборника.

В зону мусоросборника должен быть предусмотрен обособлен­ный подъезд.

2.2. Площадка КАЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны жилой застройки по «розе ветров».

2.3. Схему движения автотранспорта по территории КАЗС сле­дует принимать односторонней с раздельными подъездными доро­гами.

2.4. Следует предусматривать обрамление территории КАЗС ограждением высотой не менее 200 мм. На въезде и выезде с территории КАЗС необходимо выполнять повышенные участки на дорогах высотой не менее 200 мм.

2.5. На территории КАЗС должны быть предусмотрены мероп­риятия по ограничению розлива нефтепродуктов.

2.6. Площадка КАЗС должна иметь общий уклон к месту расположения резервуара - сборника нефтесодержащих стоков. Вы­воз нефтесодержащих отходов и мусора должен быть централизо­ван.

2.7. Минимальные расстояния от КАЗС до зданий, сооружений и других объектов, не относящихся к комплексу КАЗС, определя­ются в зависимости от типа станций и принимаются по таблице (минимальное расстояние варьируется от 15 до 100 метров)

Примечания: 1. Расстояния следует определять от резервуаров блока хранения топлива и/или раздаточных колонок до границ земельных участков дет­ских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, ле­чебных учреждений со стационаром или до окон жилых и общественных зданий другого назначения.

2. Расстояние от КАЗС до воздушных линий электропередачи принимается по ПУЭ.

3. Расстояния от КАЗС до складов лесных материалов, технологических установок и других объектов, не указанных в таблице, определяются по СНиП 2.11.03-93.

4. Расстояния до жилых и общественных зданий I и II степеней огнестойкос­ти, указанные в таблице, допускается уменьшать не более чем на 25 %.

5. Не допускается размещение КАЗС под железнодорожными и автомобиль­ными мостами.

2.8. При размещении КАЗС на территории автотранспортных, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий расстояние от блока резервуаров до производственных зданий и сооружений этих предприятии I, II, III и IIIа степеней огнестойкости должно быть не менее 12 м, до зданий и сооружений IIIб, IV, IVа и V степеней огнестойкости - 18 м, до административных и бытовых зданий предприятий - 25 м, до открытых площадок и навесов хранения автомобилей и другою подвижного состава - 18 м (расстояния до зданий не нормируются, если стена здания, обращенная в сторону КАЗС, глухая противопожарная), до оси внутренних железнодорожных путей предприятия - по таблице, до края проезжей части автомобильных дорог предприятия - 9 м.

2.9. Расстояния между зданием (блоком) операторной и блока­ми для хранения топлива КАЗС типа А следует принимать не ме­нее 9 м, а для КАЗС типа Б - в соответствии с техническими условиями на КАЗС.

2.10. Покрытие проездов на территории КАЗС и площадок для слива топлива в резервуары должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов, с уклонами в сторону дренажных лотков сбора стоков в дренажную емкость или производственно-ливневую канализацию КАЗС.

Территория обособленной площадки слива должна быть спланирована таким образом, чтобы при проливах топлива из автоцистерн или резервуаров (при переполнении), оно не могло растекать­ся на остальную территорию КАЗС и территории прилегающих объектов, в том числе дорог.

2.11. Для проезда автоцистерн к местам слива нефтепродуктов необходимо предусматривать независимый проезд шириной не менее 3,5 м.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ КАЗС

3.1. Резервуары для нефтепродуктов необходимо изолировать друг от друга перегородками из несгораемых материалов. Отсек раз­мещения насосов для перекачки топлива из топливозаправщиков следует отделять от резервуаров противопожарной перегородкой I типа.

3.2. Блок хранения нефтепродуктов должен быть обеспечен лестницей для подъема на кровлю резервуаров.

На кровле резервуаров следует предусматривать площадку для обслуживания резервуаров с нескользящим настилом и металли­ческим ограждением.

3.3. В блоке хранения под резервуарами должна быть предусмотрена емкость для сбора аварийного пролива нефтепродуктов вместимостью не менее объема наибольшего из резервуаров в бло­ке.

3.4. Один из выходов (если их более одного) из операторного блока КАЗС следует предусматривать в сторону, противоположную площадкам с раздаточными колонками и резервуарами с топливом.

3.5. Все здания и помещения должны быть обеспечены сред­ствами пожаротушения в соответствии с требованиями ППБ 01-93 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

3.6. Сливать топливо в резервуары из топливозаправщиков сле­дует при отсутствии других автомобилей на территории КАЗС.

3.7. Резервуары должны быть оборудованы приборами, не допускающими перелив нефтепродуктов при заполнении резервуаров.

3.8. Конструкции резервуаров должны предусматривать возмож­ность очистки от остатков хранимого топлива, проветривания и де­газации при их ремонте.

3.9. Электрооборудование зданий и помещений должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ.

3.10. Блоки КАЗС должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с выводом звукового или светового сигна­ла в места с круглосуточным пребыванием людей и на фасадную часть операторного блока.

При оборудовании КАЗС охранной сигнализацией следует предусматривать совмещенную охранно-пожарную сигнализацию.

3.11. Операторный блок должен быть обеспечен естественной вентиляцией.

3.12. Здания КАЗС следует оборудовать молниезащитой с уче­том местных условий и в соответствии с требованиями «Инст­рукции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87».

3.13. Резервуары, продуктопроводы и технологическое оборудо­вание должны быть присоединены к заземляющему контуру для за­щиты от зарядов статического электричества. На контуре следует предусматривать устройство для заземления автомобилей-топливо-заправщиков при сливе нефтепродукта. Все соединения токоотводов и заземляющих устройств должны быть сварными.

3.14. Электрооборудование КАЗС следует выполнять взрывозащищенным.

3.15. На участках трубопроводов газоуравнительной системы меж­ду резервуарами, на выходе трубопроводов дыхательной системы и у мест их подсоединения к резервуарам следует предусматривать установку огнепреградителей.

3.16. Для перекрытия трубопроводов подачи топлива к топливораздаточным колонкам следует предусматривать перед резервуа­рами запорные вентили на трубопроводах подачи топлива. Доступ к запорным вентилям должен быть свободным.

3.17. Аварийное отключение электроэнергии на КАЗС, вклю­чая трансформатор (при его наличии), должно осуществляться с помощью общего выключателя комплекса.

3.18. Перед въездом на территорию КАЗС должны быть установлены:

  • предписывающий знак «Обязательная высадка пассажиров»;
  • дорожный знак «Въезд запрещен» (в случае, когда КАЗС закры­та для въезда автотранспорта);
  • дорожный знак «Ограничение максимальной скорости» для движения заправляемого транспорта не более 5 км/ч;
  • указатель «Остановка мототранспорта за 15 м» для предупреж­дения водителей мототранспорта о необходимости выключения дви­гателя за 15 м от колонки.
В числе знаков безопасности на территории КАЗС должны быть знаки, запрещающие курение и пользование открытым огнем, а также регулирующие движение пассажиров и заправляемого транспорта.

3.19. КАЗС, расположенные в населенном пункте, должны размещаться на расстоянии нс более 250 м от пожарного гидранта или противопожарного водоема. При этом расход воды должен быть не менее 10 л/с.

При размещении КАЗС на территориях, не имеющих наружно­го противопожарного водоснабжения, следует предусматривать передвижные огнетушащие водопенные установки, которые должны храниться в специальных помещениях. Выход из них следует предусматривать в сторону, противоположную раздаточным колонкам.

Для получения коммерческого предложения по размещению контейнерной АЗС на Вашем предприятии обратитесь к менеджеру компании "Роснефтеком".

 

Виды заправочных станций

Автозаправочные станции подразделяются на два типа : станции контейнерного типа (КАЗС), а так же на АЗС с подземным и наружным расположением резервуаров предназначенных для хранения топлива.

Отметим, что КАЗС применяются в основном для временного использования. Эксплуатация таких станций, в рамках розничной продажи ГСМ, по определенным объективным причинам считается нецелесообразной, так как к ним применяются очень жесткие требования безопасности со стороны контролирующих органов, в результате исполнения которых затраты по оформлению требуемой документации и монтажу оборудования значительно увеличиваются.

Как зарегистрировать заправку

Немаловажным фактором, для дальнейшего успешного продвижения выбранного направления является выбор системы налогообложения. В обозначенной отрасли практически все организации применяют общую систему, требующую работу с НДС (налог на добавленную стоимость). С предприятиями, которые работают без НДС, поставщики топлива договора заключают крайне неохотно.

Стоит учесть, что крупные поставщики и корпоративные клиенты предпочитают иметь дело с «ООО» (общество с ограниченной ответственностью). Такая форма ведения хозяйственной деятельности позволяет более углубленно подходить к решению определенных юридических и финансовых вопросов, возникающих в процессе взаимного сотрудничества предприятий.

Лицензирование деятельности АЗС отменено .

Выбор земельного участка

Особое внимание следует уделить выбору земельного участка под строительство АЗС, так как выбор места является основным критерием успешности будущей деятельности. Идеальным условием размещения заправочной станции является наличие:

  • автомобильной развязки,
  • дороги федерального значения с интенсивным движением,
  • автостоянки,
  • а так же, по возможности, максимальная приближенность объекта к населенным пунктам.

Хорошим показателем будет являться размещение заправки на территории, где отсутствуют «раскрученные» автозаправочные комплексы. Конечно, получить участок, который соответствует всем перечисленным требованиям, это большая редкость, но хотя бы одно из этих условий должно присутствовать обязательно.

Совет: Для определения пригодности в качестве использования под размещение ОДС (объект дорожного сервиса) требуется провести независимую экспертизу. От этого во многом зависит дальнейшая судьба вашего начинания

Размер участка определяется с учетом выбранного вами проекта АЗС. Но не забываем, что для бесперебойной работы автозаправочной станции необходимо наличие удобных подъездов. Разметка таких подъездов и организация движения по АЗС согласовывается с органами ГИБДД и дорожными службами.

Перед выбором проекта следует провести анализ места размещения АЗС, по результатам которого определяется требуемое количество и комплектация ТРК (топливораздаточная колонка), которыми будет оснащаться заправочная станция.

Регламентирующая документация

Не менее ответственным считается подготовка документации по оформлению земельного участка. Безоговорочно должны выполняться все требования, предъявляемые к условиям размещения АЗС, проектированию, строительству и организации территории автозаправочной станции. Учитывая, что на момент открытия своей первой АЗС вы столкнетесь с рядом неизвестных раннее вам проблем, решение этих вопросов стоит доверить специалистам.

На сегодняшний день существует множество организаций, которые комплексно выполнят все работы, начиная с оформления проектной документации земельного участка и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию с предоставлением всех необходимых сертификатов, одобрений, разрешений и согласований. Нет смысла перечислять все требования и положения с номерами и датами документов, так как принимаются они на региональном уровне и могут значительно отличаться друг от друга.

Общий перечень необходимых требований:

  1. Требование к размещению к АЗС.
  2. Требования к проектированию и строительству заправочной станции.
  3. Основные требования к зданиям, сооружениям и оборудованию автозаправки.
  4. Природоохранные и санитарно-гигиенические требования к проектированию АЗС.

Совет: Вы должны отчетливо понимать, что невыполнение даже самых незначительных, на ваш взгляд, пунктов, приведет впоследствии к проблемам, на решение которых будут потрачены значительная часть времени, финансов и собственных нервов. АЗС является объектом повышенной опасности.

Оборудование

На рынке представлено множество различных моделей как отечественных, так и зарубежных производителей. При выборе следует руководствоваться ценой и качеством предлагаемого товара.

В специализированных магазинах есть практически все комплектующие для обслуживания и ремонта топливораздаточной колонки. С этим проблем в процессе эксплуатации обычно не возникает. Перечислю минимальный набор необходимого оборудования для оснащения небольшой АЗС, с учетом того, что с каждой ТРК будет подаваться по два вида топлива.

  • Резервуар для хранения и отпуска ГСМ - 4шт. объемом по 15м 3 каждый.
  • Резервуар для аварийной перекачки топлива - 1шт. 15м 3
  • Резервуар для ливневой системы, можно любой Б/У - 10м 3
  • ТРК - 2шт. по 2 рукава каждый.

Пульты управления, кабеля и запорная арматура входит в комплект топливораздаточной колонки. Стоимость всего выше перечисленного зависит от выбранной вами модели и производителя.

На всех АЗС применяется надежное программное обеспечение, способное полностью автоматизировать весь цикл процесса отпуска топлива, начиная от слива бензовоза в резервуар и заканчивая сдачей суточного отчета с предварительной отправкой его в бухгалтерию. Тем самым сводя к нулю возможность возникновения непредвиденных ситуаций возникающих вследствие обстоятельств, которые принято называть «человеческий фактор». Такое оборудование и программное обеспечение к нему стоит не дорого и устанавливается за считанные часы.

Персонал

Следующим вопросом, который следует учесть при открытии автозаправки, является подбор персонала. Здесь все просто:

  • Начальник заправки - 1 чел., контроль над работой АЗС, работа с операторами, абсолютное знание программы обеспечивающей работу ТРК.
  • Ремонтник - 1 чел. в его обязанности входит ремонт оборудования и помещений, по возможности разбирающийся в программном обеспечении АЗС.
  • Оператор АЗС - 4 чел., отпуск топлива, контроль над выручкой и сдача ее инкассаторам.

Понадобиться еще и электрик, оформить которого можно по договору. Работников, занимающихся непосредственно заправкой автомашин на территории, я не рассматриваю, так как первое время можно обойтись и без них.

Заключение

В среднем на согласование всей документации требуемой для открытии автозаправки уходит от 3 до 6 месяцев, строительство заправочной станции занимает 6-12 месяцев. Стоимость открытия бюджетной АЗС составляет 12 - 15 мл. рублей. Срок окупаемости проекта 3-5 лет.