Туммо — разжигание внутреннего огня. Тибетская йога туммо

Многим из нас приходилось видеть фотографии и картины, где изображены сидящие в горах голые йоги на снегу. Что это - фокус, результат закаливания или тайное знание? Можно ли этим искусством овладеть, и будет ли нам от него какая-то польза для здоровья?

- Что же изображено на картине Н.К. Рериха «На вершинах»?

На картине мы видим обнаженного монаха-отшельника, сидящего на вершине горы. Снег под ним подтаял. На Тибете эта древняя практика называется туммо, или йога внутреннего тепла (одна из шести йог Наропы, великого наставника буддизма Х! в.). Мы тоже так сидим в Гималаях, в долине Кулу, вблизи от места, где жили Рерихи. Каждый год туда ездим, чтобы изучать это явление на месте. У йогов, конечно, цели были другие - духовные, движение по пути совершенствования. Но туммо входило туда обязательно. Основой йоги внутреннего тепла является особый тип дыхания.

- А что характерно для обычного дыхания?

Обычно мы называем дыханием то, что, строго говоря, служит только обеспечением дыхания (вдох-выдох). А само дыхание - это процесс, при котором вещества пищи сжигаются в клетках нашего тела кислородом. Выделяется углекислый газ, вода и энергия, которая дальше либо используется непосредственно в виде тепла, либо накапливается в молекулах АТФ, служащих источником энергии для всех биохимических процессов в живых организмах. Все это очень похоже на работу автомобиля, только автозапчасти не поменяешь. Регулируется же наш дыхательный процесс не количеством вдыхаемого кислорода, а содержанием углекислого газа в крови. Как только возникает определенный избыток углекислого газа, дыхательный центр в мозгу заставляет нас сделать вдох.

- Почему же регулятором дыхания оказывается углекислый газ?

Если мы выполняем большую работу, например, перетаскиваем рояль с первого этажа на пятый, то начинаем дышать чаще и глубже - так тело реагирует на повышение общего содержания углекислого газа в крови. А в тканях регуляция кровотока может идти только за счет изменения просвета тончайших артериол, которые затем переходят в капилляры. Артериолы расширяются там, где кислорода требуется много, и остаются сдавленными там, где он не нужен. Поэтому к работающим тканям кровь устремляется в большем объеме, к неработающим - в меньшем. А расширяет сосуды на капиллярном уровне именно углекислый газ. Когда его становится много в организме в целом, раскрываются все капилляры на периферии, вплоть до появления покраснения и чувства жара. Именно так действовали угле-кислотные ванны в физиотерапии. Но повысить углекислый газ в организме можно и другим путем. Самое простое - это задержка дыхания, основа пранаямы в йоге.

- Расскажите, пожалуйста, о пранаяме.

Пранаяма включает целый ряд дыхательных техник, но наиболее важной частью является задержка дыхания, или кумбхака. Создателем или, скорее, фиксатором науки йоги считается Патанджали (II век до н.э.), автор книги «Йога-сутра». В этой книге даются строгие определения. Например, асана - это просто прямое устойчивое положение тела. Кумбхака - это задержка дыхания, и в самой йоге описаны эффекты, к которым она должна приводить.

- Какие же это эффекты?

Поскольку цель йоги - духовное развитие человека, то в результате такого развития он должен как минимум стать умнее окружающих. То есть необходимо, чтобы его мозг хорошо снабжался питательными веществами и кислородом. А как улучшить кровоснабжение мозга? Только путем расширения периферических кровеносных сосудов. Для этого надо увеличить концентрацию углекислого газа - с помощью задержек дыхания.

Возможна и обратная ситуация: выведение углекислого газа из организма. К этому приводит гипервентиляция, то есть избыточное дыхание.

Мы обычно разговариваем в режиме гипервентиляции, вот почему неопытные преподаватели, читая лекцию, через какое-то время прямо на глазах у студентов глупеют.

- Что вы имеете в виду?

Они забывают, что сказали, не знают, как закончить фразу. Режим избыточного дыхания позволяет нам говорить, но не дает дышать нормально. У любого человека, который начнет дышать, как паровоз, через некоторое время периферийный кровоток перекрывается, и первым органом, который на это отреагирует, будет головной мозг. Центральная нервная система начнет снижать свою функцию, чтобы снизить потребление кислорода. Первым делом мозг снижает высшую интеллектуальную функцию, и человек глупеет. Потом снижаются другие функции - вплоть до потери сознания, то есть обморока. Это называется «гипервентиляционный синдром».

- А как с помощью дыхания стать умным?

Если мы задержим дыхание, то улучшим ситуацию с периферийным кровообращением, и первым на это отреагирует тоже головной мозг. Как четко сформулировано у Патанджали: «Пранаяма делает ум способным к сосредоточению». Человек инстинктивно задерживает дыхание в момент озарения, открытия, медитации. Это физиологическая остановка дыхания - чтобы повысить содержание углекислого газа в крови и обеспечить наилучшее кровоснабжение мозга.

Почему сегодня дети не усваивают школьную программу? Почему обучение продлили уже до 11 лет и ставят вопрос о 12-летке? Потому что плохо обеспечен интеллектуальный процесс, в том числе запоминание.

- Чего же не хватает?

Одно из условий эффективной работы мозга - это прямое устойчивое положение тела, то есть, по определению Патанджали, асана. Более сотни лет такое положение тела ученика обеспечивалось предметом, который назывался парта. У нее были спинка и место для рук, к тому же она защелкивала учащегося так, что он был там зажат. Такая поза полностью соответствовала определению асаны. Собственно, отличники так сидят до сих пор. Они потому и отличники. Неправильная поза мешает учиться.

А вторая помеха - это болтовня на уроках. Когда люди болтают, они дышат чаще, и у них возникает гипервентиляция, то есть процесс, обратный тому, который обеспечивает достаточное кровоснабжение мозга. Отказались вначале от парт, а потом и от дисциплины, от абсолютного авторитета учителя. Неудивительно, что теперь за 10 лет программа не усваивается! Хотя бы 45 минут учащийся должен сидеть неподвижно, в прямой устойчивой позе и молчать, только тогда он начинает мыслить. А любая попытка нарушать дисциплину должна довольно жестко пресекаться.

- При задержке дыхания, помимо избытка углекислого газа, возникает и недостаток кислорода. Хорошо ли это?

Недостаток кислорода, или гипоксия, может быть вызван и задержкой дыхания, и кровопотерей, и нахождением в разреженном воздухе высоко в горах, и холодом, когда весь кровоток сосредоточивается в центре, а на периферию тела кровь не поступает. Организм можно натренировать легко переносить гипоксию, как, например, мы видим у дайверов или альпинистов. Однако гипоксия должна давать еще какой-то эффект. Именно он стал предметом наших исследований, когда мы занялись туммо, или йогой внутреннего тепла.

- В чем же практическая сторона йоги туммо?

О том, что при обычной пранаяме гипоксия дает жар, йоги знали давно. Но, оказавшись в Гималаях и на Тибете, они заметили, что пранаяма не только приводит к повышенному тепловыделению, но порой даже позволяет выживать в экстремальных ситуациях замерзания. Так, например, знаменитый тибетский йог, учитель буддизма и поэт Миларепа однажды оказался засыпанным в пещере в горах. Когда через месяц монахи откопали пещеру, чтобы его похоронить, они обнаружили исхудавшего, но живого Миларепу, который показал им написанную в пещере поэму о туммо. Он согревался особым дыханием, суть которого - довести процесс гипоксии до максимума. Для этого начинать задержку дыхания надо не на вдохе, как мы делаем, когда хотим получить максимум углекислого газа, а на выдохе. Именно пранаяма на выдохе и дает в пределе то, что называется практикой туммо.

- А откуда берется избыточное тепло?

На этот вопрос ответил советский биофизик К.С. Тринчер. В 1941 г. он был репрессирован и отправлен в лагерь на Урал, где страшные морозы. В лагере Тринчер задумался, как человек дышит на морозе. На улице -40°, а в легких всегда около +37°. За секунды воздух нагревается почти на 80°. Уже на свободе Тринчер доказал, что воздух согревают жиры, которые из крови попадают в альвеолы легких и там сгорают. Легкие - это еще и печка организма, там происходит химический процесс, названный легочным термогенезом. За счет него поддерживается теплокровность, постоянная температура тела. А запускает этот процесс гипоксия. Чем меньше внутри кислорода, тем мы горячее. Вдохнули, задержали дыхание, сделали несколько упражнений, затем медленно выдыхаем, стараясь выдохнуть до конца, делаем быстрый вдох и согреваемся. Продолжаем делать это упражнение, пока не ушли с холода. Даже в упрощенном виде оно может помочь, например, согреться зимой при долгом ожидании автобуса. Только лучше не сидеть, а ходить неподалеку.

- Давайте вернемся к вопросам здоровья. Может ли практика туммо чем-то реально помочь?

Этот древний метод можно применять для повышения холодоустойчивости, например, альпинистов, спасателей, военных и т.д. А еще при туммо происходят изменения в составе жиров в крови. Анализируя их, мы выяснили, что туммо не только согревает, но и лечит. Снижается уровень «плохого» холестерина (липопротеинов низкой плотности), а уровень «хорошего» холестерина возрастает. Уже можно сделать вывод, что йога внутреннего тепла будет помогать при атеросклерозе. Еще быстрее, чем на морозе, «плохой» холестерин снижается при сидении в водопадах под ледяной водой.

И еще одно интересное явление. Известно, что холод вызывает стресс и, соответственно, должно возрастать содержание в крови кортизола - главного гормона стресса. Однако нами доказано, что при туммо кортизол снижается прямо в момент холодовых испытаний. Это уникальный и самый эффективный сегодня метод борьбы со стрессом. На Тибете это явление назвали «блаженством, которое переходит в мудрость».

Текст: Наталия Нижегородцева.
Фото: Flickr.com, BRP.

Европейские путешественники с восторгом описывают, как проводится обряд посвящения. Холодной тибетской ночью ученики отправляются на замерзшую реку. В прорубь опускают простынь, которой оборачивают йога. Его задача - высушить ткань теплом собственного тела. Минимальное количество для присвоения категории - три простыни. И вот результат: из одежды опытным йогам достаточно одного слоя ткани, причем отнюдь не гортекса!

Называется данная техника «туммо». Конечно, ученые не могли пройти мимо таких необычных способностей. Эксперименты длились долго, и одни из самые экстремальных опытов, конечно же, удавались советским специалистам. Однако, что также не удивительно, большая часть результатов была засекречена. В результате изучения была открыта функция легких по регулированию температуры тела человека. Оказывается, легкие могут генерировать огромное количество энергии, расщепляя жиры. (Особо пытливым читателям посоветую материалы Карла Тринчена, Ринада Минвалеева, Анатолия Иванова и Алексея Васильева.) Если коротко и практично, то суть в том, что организм человека устроен таким чудесным образом, что углекислый газ в крови расширяет сосуды и капилляры, и в ответ на понижение кислорода в крови запускается процесс теплообразования. Кстати говоря, ощущение тепла при физической нагрузке возникает не просто из-за самого движения мышц, а от недостатка кислорода. Йоги также достигают результата за счет дыхательных упражнений в сочетании с общим недостатком кислорода в горах. Глубокое интенсивное дыхание с задержкой на выходе является основой техники. Можно попробовать во время задержки дыхания сделать некоторые упражнения, чтобы дополнительно увеличить гипоксию. Потренироваться, конечно, лучше заранее, в идеале в горах, где кислород уже разряжен. Естественно, что для йогов туммо - это духовная практика, при которой физическое согревание можно считать полезным побочным эффектом.

Справедливо заметить, что российские поклонники здорового образа жизни также не лыком шиты. У них популярна такая методика. Считаем до семи, вдыхая воздух через нос, потом задерживаем дыхание, считаем до четырех, выдыхаем ртом, считая также до семи. При выдохе губы складываем в трубочку, отверстие должно быть небольшим, как во время свиста. Для усиления эффекта на вдохе мышцы слегка напрягаем, на выдохе - расслабляем.
Есть еще один способ согреться, многократно описанный различными практиками-эзотериками - просто дышать правой ноздрей, что заодно повысит и работоспособность.

Снимаем усталость

А эта техника поможет вам снять усталость. Пригодится и в походе, и на соревнованиях, и вообще при любых сложностях. Она известна как «Энергетический самомассаж». Время выполнения - одна минута ровно. Правда, вам понадобится доступ к голове, рукам и ногам, придется снять шлем и сапоги, ну и выполнять его лучше в помещении или укрытии.

1. Энергично растираем ладони - 5 секунд.
2. Растираем пальцами щеки - 5 секунд.
3. Расслабленными пальцами стучим по макушке головы - 5 секунд.
4. Кулаком левой руки интенсивно растираем плечо и предплечье правой руки - 8 секунд.
5. Кулаком правой руки интенсивно растираем плечо и предплечье левой руки - 8 секунд.
6. Осторожненько надавливаем четыре раза на щитовидную железу (это ниже кадыка) большим и указательным пальцем правой руки.
7. Поочередно нажимаем с одной, а потом с другой стороны на пульсирующие участки сонной артерии на шее, считая до пяти.
8. Нащупываем большим пальцем впадину в основании черепной коробки, нажимаем, считаем до трех, отпускаем. Проделать три раза.
9. Плотно захватываем большим и указательным пальцами ахиллово сухожилие, надавить и отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.
10. Энергично потереть гребнем кулака, а если не очень удобно, то пяткой, подъемы стоп обеих ног.

Завтрак снегоходчика

Если вам предстоит провести весь день на сильном морозе, попробуйте слегка «разогреть» организм заранее. Это легко сделать, даже если вы живете в спартанских условиях и на завтрак полагается обычная гречневая каша и чай. Нужно всего лишь добавить специй.

К согревающим специям относится перец (чили, черный, белый), корица, кардамон, гвоздика. Прекрасный вариант - орехи: миндаль, фисташки, кешью, грецкий орех - и сухофрукты, к примеру, изюм. Дополните завтрак столовой ложкой меда с щепоткой черного перца. Подобный «допинг» разрешен к употреблению и не займет места в багаже.
Любимую жену при сборах можно попросить приготовить в термосе имбирный чай. Для этого нужно одну чайную ложку сухого имбиря залить двумя стаканами воды, кипятить двадцать минут, процедить и добавить сахар или мед.

Лайфхак для тачскринов

Строго говоря, последний эксперимент не относится к «выживанию», это просто некое дополнение к приятной жизни в мире гаджетов. Большинство тачскрин-экранов рассчитаны на взаимодействие с токопроводящими поверхностями, поэтому пользоваться ими зимой слегка затруднительно. В продаже уже появились специальные перчатки. Их работа построена на том, что в шерсть вплетается небольшое количество токопроводящих нитей. Ассортимент широк, но отражает скорее потребность студенток в разноцветности. Но, зная принцип, можно самостоятельно апгрейдить все что угодно - от высокотехнологичных фирменных горнолыжных перчаток до хэнд-мэйд варежек от любимой бабушки. Понадобится небольшое количество токопроводящей нити. Я купила в швейном магазине металлизированную нить для вышивки. Работает! Рекомендую!

Йога туммо (санскр. Чандали-Йога, тиб. Туммо) — йога внутреннего огня, одна из «Шести йог Наропы» (ок. X в. н.э) – древнего тантрического учения, переданного Махасиддхой Тилопой своему ученику Наропе. От Наропы практике туммо научился его ученик Марпа, а позже она перешла и к Миларепе, с учениями которого распространилась практически во всех школах тибетского буддизма.

Миларепа — один из самых известных практиков туммо в истории тибетского буддизма, а также тот, кто достиг Просветления в течение одной жизни благодаря медитации.

Текстовая версия:

Намасте, и вас приветствует Илья Кюри. Практика сидха – йоги. Сегодня мы выполняем практику наули крийя, то есть наули для разжигания внутреннего огня. Практически это практика туммо. Выполняется она вот так. Глубокий вдох, выдох. Именно так выполняется практика туммо. То есть мы разжигаем внутренний огонь. И в Тибете, и в Индии есть экзамен для молодых монахов и вообще садху. Их уровень практики кундалини йоги проверяется именно так, что всю ночь в горах, в снегу они должны просидеть и растопить жаром своего тела около трех-пяти мокрых простыней за ночь. Вокруг них тает снег благодаря их огню кундалини. Но так как мы начинающие практики, мы только растираемся снегом, занимаемся йогой, медитируем и вообще пропагандируем здоровый образ жизни. С вами был Илья Кюри. Практика сидха йоги. Добро пожаловать в мир садху. Намасте.

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, - с ледует взять их под контроль.

Тилопа «Устные наставления по Шести йогам»

В наше время всё воспринимается с точки зрения материализма: йога – это фитнес, асаны – путь к здоровью, медитация – способ расслабления, а понятия «духовность» и «духовные практики» — лишь побочное условие в развитии тела и психической устойчивости организма. В поиске материала по «йоге туммо», я в очередной раз столкнулась с довлеющей массой информации, которая отражает лишь физические, материально выгодные стороны изучаемого вопроса. Древняя тибетская практика йоги туммо сейчас представлена лишь как нетрадиционный, но очень эффективный способ согреться на морозе, снизить уровень холестерина в крови и повысить холодоустойчивость организма. Доклады, выступления, конференции, дорогостоящие экспедиции, уйма последователей – всё лишь ради того, чтобы снова и снова разобрать в нюансах физиологическую сторону йоги ради максимально результативной работы с телом. И ни слова в этих многочасовых лекциях, семинарах, видеоматериалах о духовной стороне вопроса. Но ведь в прошлом йогины годами практиковали туммо и передавали тонкости из уст в уста явно не ради возможности обнаженными сидеть на снегу в лютый мороз, закаляться и на пересчёт сушить простыни. А потому стоит разобраться, что же есть йога туммо, где её истоки и какое место она занимает в йогической практике.

В одной из песен Миларепа говорил о туммо:

Уравновесь колебания красного и белого

В пупочном центре,

И ум озарится постижением,

переживая

Тепло как блаженство…

К чему мне благородный шёлк

И тонкая, мягкая шерсть?

Наилучшая одежда - Согревающий огонь блаженства туммо…

Физический аспект туммо

На физическом уровне практикующие йогу туммо в результате работы с внутренними энергиями способны излучать тепло и быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Используется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно – «белая юбка») за то, что они даже в лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые ткани и обходятся без тёплой одежды.

Тилопа в «Устных наставления по Шести йогам» так описывал практику йоги внутреннего огня.:

Тело йогина - собрание больших и малых,

Грубых и тонких каналов, пронизанных энергией, -

Следует взять под контроль.

Метод начинается с физических упражнений.

Жизненные энергии-ветры втягиваются,

Заполняют, удерживаются и растворяются.

В теле два боковых канала: лапана и расана,

Центральный канал авадхути и четыре чакры.

Языки пламени вспыхивают от огня чандали в пупе.

Поток нектара стекает вниз из слога ХАМ в темени,

Порождая четыре восторга.

Четыре результата подобны четырём причинам,

А шесть упражнений усиливают их».

А так описывала самих практикующих йогинов писательница и исследовательница Тибета Александра Давид-Неэль:

«Кандидат «Респа» должен тренироваться каждый день до рассвета и заканчивать относящиеся непосредственно к «тумо» упражнения до восхода солнца. Как бы ни было холодно, он абсолютно наг, или же имеет на себе один единственный покров из очень легкой бумажной материи. Разрешаются две позы - либо обычная поза медитации со скрещенными ногами, либо сидячая поза на западный лад, при этом руки лежат на коленях. В качестве вступления служат несколько дыхательных упражнений. Одна из преследуемых ими целей - обеспечить свободный проход воздуха через ноздри. Затем вместе с выдыханием мысленно извергаются гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекаются и усваиваются благословения святых, дух Будды, пять мудростей, все, что существует в мире благородного и высокого. Сосредоточившись на некоторое время, нужно отрешиться от всех забот и размышлений, погрузиться в глубокое созерцание и покой, затем вообразить в своем теле на месте пупка золотой лотос. В центре лотоса стоит сияющий слог «рам». Над ним находится слог «ма». Из этого последнего слога появляется богиня Дорджи Налджорма. Как только вы представили себе образ Дорджи Налджормы, возникающий из слога «ма», нужно отождествиться с ней. Медленные глубокие вдыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь. Каждый вдох дает ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь. За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причём продолжительность её постепенно возрастает. Мысль продолжает сосредоточенно следить за рождением пламени, поднимающимся по вене «ума», проходящей вертикально в центре тела. Все упражнение состоит из десяти этапов, следующих один за другим без перерыва».

Технически практика йоги туммо представляет собой комплекс из активных физических и дыхательных упражнений, концентрации, визуализации мантрических слогов и созерцания тела. Переживание состояния внутреннего огня связано с сублимацией праны в пупочном центре в ходе её поднятия из нижних чакр и опускания из верхних чакр по центральному энергетическому каналу, называемому в йоге «сушумна». Через втягивание и растворение тонких физических энергий - ветров в центральном канале зажигается «внутренний жар». Практика внутреннего огня используется для перехода к дальнейшим практикам «Шести йог» - созерцанию иллюзорного тела и йоги ясного света.

Физиологический аспект туммо

Состояние «внутреннего огня» во время практики йоги туммо сопровождается локальным повышением температуры в верхней части тела. Именно этот физиологический эффект сейчас так колоритно демонстрируется и пропагандируется как йога туммо. Практикующие за счёт увеличения температуры сушат на теле мокрые простыни во время минусовых температур во внешней среде.

В 1981 году впервые были проведены научные исследования феномена «туммо». Руководил проектом профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон. Он обследовал трёх тибетских монахов, живущих в предгорьях Гималаев и практикующих туммо. У йогинов измеряли температуру кожи в разных местах тела и ректальную температуру во время практики. По итогу эксперимента было резюмировано, что «монахи обладают способностью повышать температуру пальцев рук и ног более чем на 8,3 0 С».

Многочисленные современные исследования эффекта туммо ссылаются на термоморегуляцию теплокровного человеческого организма за счёт нагревания крови в лёгких посредством специфических дыхательных упражнений во время выполнения практики и отведения разогретой крови на периферию тела.

Однако нужно обратить внимание, что после 1981 года научные эксперименты непосредственно с тибетскими монахами, передающими именно буддийскую традицию Шести йог, не проводились, и официального заключения по феномену туммо на сегодняшний день нет.

Духовный аспект туммо

На духовном уровне йога туммо является подготовительным этапом для дальнейшей тантрической практики «Шести йог», результатом которой является состояние, в буддизме называемое Пробуждением или Просветлением. Конечная цель практики «Шести йог Наропы» — развитие контроля за энергетическими потоками в теле и сохранение в момент смерти ясности сознания йогина при переходе души в промежуточное состояние Бардо.

«Шесть йог можно практиковать с тремя целями: для достижения Пробуждения в этой жизни, для достижения Пробуждения в бардо, и для освобождения в одной из следующих жизней. Независимо от того, какой путь вы изберёте, начинать надо прямо сейчас. Практик с высшими способностями реализует в этой жизни, со средними - освободится в бардо, остальные - через несколько перерождений ».

Чтобы понять место туммо в традиции Шести йог, необходимо рассмотреть, какие этапы для реализации природы ума она включает:

1. Йога внутреннего огня

2. Йога иллюзорного тела — медитация, во время которой практик учится все объекты внешнего мира воспринимать лишь как проявления ума, находящегося в заблуждении. Предназначена для обретения Самбхогакайи — состояния Будды на благо всех живых существ.

3. Йога ясного света – практика очищения от сансарических привязанностей и двойственного восприятия. Предназначена для достижения Дхармакайи – состояния Истины, абсолютной реальности, пустоты, и Рупакайи – состояние всецело просветленного Будды.

4. Йога бардо и йога сновидений – практика достижения Пробуждения в промежуточном состоянии бардо между сном и явью, и бардо между смертью и новым рождением.

5. Йога переноса ума (или пхова) – медитация осознанного умирания в сознании, которая применяется в момент смерти. Предназначено для перенесения сознания в Чистую Землю Будды или в более высокие сферы для более благоприятного воплощения.

6. Йога переселения сознания в другое тело – практика переселения души в новое тело в том случае, если йогин не сумел завершить все практики, ведущие к Пробуждению, а смерть уже близка.

Путь Шести йог направлен на быстрое достижение Пробуждения, чтобы в нынешнем воплощении суметь перенести часть будущего Просветления в сегодняшнее непросветлённое состояние и, таким образом, вызвать полное внутреннее преображение личности. Идея состоит в том, что Пробуждение никогда не бывает вдали от человека, а абсолютная и относительная реальность у него всегда под рукой. Практики Шести йог направлены на переживание тех состояний, которые будут происходить с человеческим сознанием во время умирания и которые наяву возможно намеренно вызывать посредством йоги внутреннего огня и последующих техник обретения иллюзорного тела и достижения состояния ясного света сознания.

Из перечисленных Шести йог главными для достижения Пробуждения в этой жизни являются йога иллюзорного тела и йога ясного света. Но отправной точкой является именно йога внутреннего огня, потому что посредством её постижения йогин обретает контроль над грубыми и тонкими энергиями тела. Во время практики йоги туммо энергии угасают, вызывая появление внутренних и внешних знаков, сопровождаемых соответствующими видениями вплоть до возникновения ума ясного света - совсем как во время умирания.

С точки зрения духовного развития, йога внутреннего огня – не самоцель, не красочная демонстрация повышения температуры организма на морозе, не практика эффективной работы с материальной оболочкой, а лишь первоначальный этап длительного тантрического пути к внутреннему Пробуждению. Йога туммо — это тот двигатель, который заставляет все оставшиеся йоги вращать шестеренки понимания и осознавания природы реальности. Постепенно овладевая грубыми и тонкими энергиями тела, йогин со временем учится проживать стадии умирания, принимать смертность собственного тела, осознавать пустотность и иллюзорность окружающего его мира. Именно поэтому практики Шести йог традиционно передавали из уст в уста, от учителя к ученику. Только под присмотром и чёткими наставлениями гуру ученик был способен адекватно пережить этот опыт преобразования внутреннего мира.

Очень важным моментом в овладении как практики туммо, так и остальных пяти йог было предварительное освоение учеником основ Учения Махаяны: практикующему необходимо было вначале прочно утвердиться в буддизме, созерцать непостоянство, обдумывать драгоценность человеческого рождения, постигать кармический закон, созерцать любовь и сострадание, полностью созреть для выполнения обетов бодхисаттвы, и лишь затем получать или задействовать тантрические посвящения.

В современной йоге практика туммо стоит особняком. Она является специфическим тантрическим течением, и наверное, должна таковым остаться. Можно пытаться объяснять её с физиологической точки зрения, можно пытаться осваивать на уровне тела, проводить эксперименты и исследования, демонстрировать достижения, но получить передачу духовной составляющей от Учителя могут только души, по карме воплотившиеся для такой специфической практики. Во время описания практики Шести йог лейтмотивом прослеживается, что возможность управлять энергиями необходима йогину не ради собственного освобождения, а ради достижения состояния Будды во благо всем живым существам. А на это способны лишь избранные…

Всем практикам, стремящихся постичь Шесть йог Наропы, тибетский Учитель Цонкапа в своем трактате дал драгоценный совет-предупреждение словами йогина Миларепы:

Если не созерцаешь природу закона кармы, который состоит в том,

Что проступки и благодеяния приводят к сходным с ними результатам,

Власть незаметно созревающей неумолимой кармы

Может увлечь в перерождения, полные невыносимого страдания.

Развивай же осознание действия и его последствий.

Если не научишься замечать ошибки потакания чувственному восприятию

И с корнем не вырвешь из самого сердца цепляние за чувственные объекты,

Никогда не разобьёшь оковы сансарной тюрьмы.

Развивай же в себе ум, который воспринимает всё как иллюзию,

И применяй противоядие к источнику страдания.

Если не способен отплатить добром всем обитателям шести миров,

Каждый из которых успел хоть раз побывать твоим родителем,

Застрянешь в узкой колее от Малой колесницы - хинаяны.

Поэтому развивай всеобъемлющую бодхичитту -

Великое сострадание и материнскую заботу ко всем и каждому .

Давайте практиковать на Благо всех живущих! Ом!

Минвалеев Р.С., Иванов А.И.
Санкт-Петербургский государственный университет

Изложены результаты решения задачи управляемого снижения уровня атерогенных липидов сыворотки крови нефармакологическими средствами. Нашей целью была проверка отдельных практик йоги, которые по нашему мнению могли повлиять на снижение уровня липидов сыворотки крови. Из общефизиологических соображений нами выбрана практика ТУММО - специфическая дыхательная техника тибетской йоги. Практика ТУММО - одна из шести йог Наропы (ок. X в. н.э.), неоднократно описанная европейскими этнографами как «йога внутреннего тепла». Основанием для выбора послужили результаты , доказанные К.С. Тринчером: неферментативное экзотермическое окисление липидов и холестерина сыворотки крови в малом круге кровообращения при условии нарастания периферической гипоксии и гипоксемии.

Материалы и методы

Исследование выполнено на отобранной группе из 10 испытуемых мужчин (в возрасте от 35 до 60 лет) в совершенстве владеющих практикой ТУММО на уровне РЕСПА: квалификацию РЕСПА в Тибете присваивают тому, кто способен на морозе высушить на своем обнаженном теле несколько мокрых простыней. Проверка наших испытуемых состояла в том, что они должны были под наблюдением врачей высушить на морозе на верхней части своего обнаженного тела кусок простыни размером около одного квадратного метра. В целях регистрации изменений содержания липидов в периферической крови нами выполнены следующие опыты. Первый забор крови из локтевой вены осуществлялся до выполнения испытуемыми упражнений ТУММО. Далее испытуемые в течение 20 минут выполняли специфические дыхательные упражнения, цель которых состояла в вызывании нарастающей периферической гипоксемии. Сразу после этого осуществлялся второй забор крови. Определение уровня общего холестерина, холестерина липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), холестерина липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), холестерина липопротеинов очень низкой плотности (ЛПОНП) и уровня триглицеридов (стандартная липидограмма) производилось в Клинико-диагностической лаборатории Александровской больницы (СПб). Сравнение результатов измерений содержания липидов выполнялось применением аппарата статистической проверки гипотез: непараметрических критериев и нового метода , предложенного А.И.Ивановым. Все опыты упражнений ТУММО выполнялись под контролем врачей: Сергеевой Т.В. и Николаевой О.Ю. Последующим врачебным долговременным (в течение месяца) контролем за здоровьем испытуемых указанными врачами засвидетельствовано, что никаких патологических изменений в работе организма испытуемых не обнаружено.

Результаты и их обсуждение

Применением непараметрического критерия Вилкоксона доказано, что практика ТУММО вызывает статистически значимое снижение уровня липидов сыворотки крови у здоровых людей. Вероятность ошибки первого рода при проверке гипотезы применением критерия Вилкоксона - p<0.05. Применением параметрического метода, предложенного А.И.Ивановым, доказано, что вероятность снижения количества липидов сыворотки крови в результате практики ТУММО составляет около 0.95. Таким образом, нами найдено экспериментальное подтверждение выводов К.С. Тринчера о нереспираторных функциях легких, опубликованных в . Применение найденного нами немедикаментозного метода позволяет статистически значимо снижать количество атерогенных и иных липидов в периферической крови. Авторы не исключают возможности применение нового метода для решения задачи управляемого снижения количества липидов сыворотки крови в терапевтических и иных целях.

Литература:

Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. - М.: Изд-во АН СССР, 1960 -106 с.
Иванов А.И. Доверительный интервал математического ожидания случайной величины с функцией распределения смесь нормальных распределений // Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти В.И.Зубова, Санкт-Петербург, 12-13 января 2002 г. - СПб., 2002 г. - с. 27-29.

Начинается тренировка с дыхательных движений и одновременно — с морально-психологического настроя. Вместе с выдыхаемым воздухом занимающийся исторгает из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе "втягиваются", вбираются в себя образы святых, дух Будды, пять мудростей — все, что существует в мире благородного, возвышенного и чистого. Следующие за этим упражнения — собственно генерации Тумо — состоят из 10 частей, или этапов, следующих один за другим без перерыва. Дыхание спокойное, ритмичное, желательно беспрерывное повторение поддерживающих дух мантр.

Главное условие — полное сосредоточение на видении огня и связанных с ним ощущений теплоты, исключение всех остальных мыслей или мыслеобразов.

  1. В воображении создается и созерцается образ "центральной вены". Она наполняется вздымающимся по ней пламенем. При дыхании через пламя проходит воздушная струя. Эта " вена" имеет толщину волоса, тончайшей нити...
  2. "Вена" расширяется до толщины мизинца...
  3. Толщина "вены" достигает толщины руки...
  4. "Вена" заполняет собой все тело и имеет теперь вид трубы, вмещающей печную топку...
  5. Ощущение границ тела исчезает... Непомерно раздувшаяся "вена-" вмещает теперь всю Вселенную, и практикующий впадает в состояние экстаза: он чувствует, будто превращается в бушующее, раздуваемое ветром пламя огненного океана...

    Новички, не имеющие еще прочного навыка длительной медитации, проходят эти пять этапов быстрее, чем старшие ученики. Более опытные, погружаясь в созерцание, задерживаются на каждом из них значительно большее время. Но в любом случае для того, чтобы достигнуть пятого этапа, даже начинающему ученику требуется обычно не менее часа. Затем те же самые субъективные образы чередуются в обратном порядке:

  6. Огненная буря стихает, огненные волны постепенно спадают и успокаиваются, пылающий океан уменьшается и, наконец, весь поглощается телом...
  7. "Вена" не превышает толщины руки...
  8. "Вена" суживается до толщины мизинца...
  9. "Вена" теперь не толще волоса...
  10. "Вена" исчезает; видение огня, другие формы и образы уходят. Таким же образом рассеивается представление о каких бы то ни было предметах. Сознание тонет в "Великом Ничто", растворяется в нем, погружается в "Великую пустоту", где двойственности воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта более не существует.

Продолжительность транса в процессе медитации Тумо обусловлена степенью умственного и духовного развития ученика. Эту последовательность упражнений, включая пять последних этапов или без них, можно повторять по нескольку раз в день, но основная тренировка — утром.

Эффект практики Тумо:

Адепты системы генерации Тумо ходят в горах Тибета в любой мороз в тонкой хлопчатобумажной одежде. Однако данное упражнение полезно не только для выживания в условиях холода. Благодаря его практике развивается способность к длительной медитации, возможность контроля психики и ума.

Примечания к медитации Тумо :

  1. Несмотря на то, что упражнение предназначено для развития холодостойкости, разучивать его и тренироваться все же следует в теплом помещении (!).
  2. Местоположение "центральной вены" точно не указывается. Поэтому мы можем предложить два варианта исполнения самых первых стадий медитации: первый — произвольная локализация "вены" в области продольной оси симметрии туловища, второй — если принять за линию "вены" спинномозговой канал. Последний способ тогда будет соответствовать классическим представлениям йоги об астральных каналах (нади), где вся концентрация происходит на Сушумне (соответствующей medula spinalis грубоматериального тела)..Так или иначе, процесс генерации Тумо, несомненно, связан с активизацией силы Кундалини: при пробуждении Кундалини поднимается вверх по Сушумне, и она тогда становится подобной " языкам" восходящего пламени.
  3. Хотя в горах Тибета длительность медитации составляет не менее одного часа, как только что указывалось выше, новичкам в европейских условиях следует начинать с 10-15 минут. Во многом длительность упражнения определяется способностью просидеть в медитативной позе длительное время.
  4. Данное упражнение обязательно (!) следует выполнять в сидячей позе с прямым позвоночником. Тогда риск возникновения разного рода нежелательных последствий практически минимален.
  5. Следует отбрасывать не только посторонние мысли, но и разные побочные видения, которые вдруг могут проявиться в середине медитации, если они не связаны с основной темой — огнем Тумо.
  6. Выходить из медитации, как и входить, следует также постепенно и не торопясь; поэтому возрастает спектр требований к выбору времени для занятия: никто не должен вторгнуться в вашу комнату и отвлечь вас "на полдороге". Лучшее средство для постепенного завершения занятия — многократное исполнение мантр, например АУМ или ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ.
  7. Ни в коем случае нельзя практиковать упражнение в загрязненной атмосфере вблизи промышленных предприятий или сильных источников магнитных полей. Лучшее место для занятий — в каком-либо чистом и красивом уголке природы.