Творческая деятельность – что это в психологии. Ее виды

Творческая деятельность - это процесс по созданию качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией. Результатом таких действий, как правило, является появление ранее неизвестных направлений искусства, науки или технологий. Итог творчества невозможно вывести из условий начального цикла. В этом его отличие от результатов производственного процесса, которые всегда предсказуемы. Творческая деятельность обладает главным критерием привлекательности - она всегда уникальна.

Возможности

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Прикладное значение

Творческая деятельность человека - это духовно-материальная практика, ориентированная на создание оригинальных, не существовавших ранее культурных ценностей, открытие новых закономерностей, а также методик преобразования мирового пространства. Прикладное значение последней категории трудно переоценить. Это, по сути, познавательно-творческая деятельность, лежащая в основе глубокого практического применения во многих сферах общественной жизни. Результаты ее в большинстве случаев носят глобальный характер.

Новые достижения

Особое место в жизни человека занимает творческая художественная деятельность, когда творец создает ценности в категории изящных изобразительных искусств, литературе, музыке, живописи. Процесс появления новых достижений в сфере высокого искусства различных жанров всегда вызывает бурю положительных эмоций: люди постоянно находятся в ожидании премьерных показов в театре, новинок кинематографа, вернисажей и многих других событий - всего того, чем живет общество. Творческая художественная деятельность мастеров различных жанров нередко объединяет их усилия, и в результате появляется некий синтетический шедевр, который производит настоящий фурор. Великолепные оперные арии могут быть дополнены удачным либретто, замечательное литературное произведение входит в органичное сочетание с неповторимой красоты иллюстрациями.

Многогранность

Творческая деятельность, виды которой бесконечно разнообразны, является благодатной почвой для развития талантов в широких слоях населения. Люди разных возрастов и профессий стремятся реализовать свои способности во всех сферах общественной жизни, и когда это удается, человек получает ни с чем не сравнимое моральное удовлетворение. Особенно радует художественная творческая деятельность, виды которой тоже многочисленны. Это и живопись, и ваяние, и пение, и участие в театральных спектаклях, и чтение стихов, и бальные танцы.

Фактически творческая деятельность человека может отражаться в любой области его жизненных интересов: производственно-технической, научной, политической, художественной. Кроме того, существует целый ряд второстепенных направлений. Творческий процесс может характеризоваться двумя основными течениями:

  • психологией индивидуума, создателя определенных духовных или материальных ценностей;
  • философской составляющей, раскрывающей сущность феномена созидания.

Психология

В разные исторические периоды вопрос о смысле творческого начала ставился неоднозначно. Античная философия увязывала процесс созидания с конкретными результатами, не размещая их в русле вечного бытия. Другими словами, творчество считалось вполне земным делом, без особых созерцательных тонкостей. Однако наряду с практичностью во времена Платона создавались предпосылки к признанию творческих устремлений человека как феноменального явления. Сторонников такого подхода было немало.

Ренессанс

Эпоха Возрождения культивировала понятие феномена творческой деятельности, поскольку в тот период возможности что-то создавать в самых разных сферах были огромны. Философия Ренессанса не предполагала созидания на уровне ремесла или домотворчества. Шедевры Микеланджело или инженерные проекты Леонардо да Винчи нельзя назвать творческим процессом - настолько они грандиозны. Это были мегатворения космической значимости.

Аналитический подход

В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых - это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.

Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.

Критерии

Применительно к творческой деятельности как таковой стремление достичь оригинальных решений всегда будет реализовано при условии четко обозначенной цели. В некоторых случаях цель может подменяться каким-либо стимулом - результат будет тот же. Творческая активность личности определяется следующими критериями:

  1. Настрой в соответствии с поставленными задачами: научной, технической, художественной, управленческой, исследовательской. Гармония задания с психологическими установками. Должна присутствовать социальная, общественно-значимая мотивировка.
  2. Способность автора осмыслить принцип конструкции будущей работы. Понадобится также восприимчивость к новому, творческая инициатива, неприятие стереотипов.
  3. Способность определить рамки собственной инициативы в поисках границ задания. Умение рационально выстраивать очередность творческих приемов.
  4. Высокий уровень интеллекта, пространственное мышление и развитое воображение. Способность к системным ассоциациям и обобщению.

Творческий процесс можно условно разделить на несколько частей:

  • "зачаточная" стадия, когда зарождается замысел, часто расплывчатый;
  • появление контуров идеи - просматривается общий рисунок;
  • следующий этап - это возможность выбора решений, формирующих программу действий;
  • выбор методов и оптимальных действий, нацеленных на результат;
  • появление творческого азарта, часто сопровождаемого "озарениями" и эмоциональным подъемом;
  • стадия завершающая, кристаллизация идеи, оценка уровня проделанной работы и эффективности результата;

Однако распределение и тем более планирование действий носит чисто условный характер, поскольку любой творческий процесс - это достаточно спонтанное явление с неуловимой подсознательной логикой, которая может по ходу дела вносить свои коррективы. Тем не менее творчество - это живой процесс, наиболее интересный в первой своей фазе, когда появляется потребность созидания. Как будет она реализована, всецело зависит от профессионализма индивидуума.

Творческая деятельность детей

Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками - все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. В дошкольных учреждениях существуют специальные программы развития. Воспитательницы и методисты в детских садах отводят несколько часов ежедневно для творческой деятельности своих подопечных. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.

Перспективы на будущее

Творчество в любой форме полезно для развития личности. Ребенок, нарисовавший однажды на листе бумаги "солнечный круг и небо вокруг", может стать в будущем знаменитым художником, а первоклассница, написавшая сочинение на тему "Как я провела лето в деревне" - известной писательницей. Возможности творческой деятельности безграничны!

НАТА ДМИТРИЕВА
Художественно-творческая деятельность.

У детей дошкольного возраста способствует вхождению ребенка в мир литературы, танца, театра, мир музыки и изобразительного искусства. Искусство – является одной из областей духовной жизни человека; можно сказать, что искусство важнейшая область способствующая развитию художественного творчества . В искусстве объединяется все познание мира в художественных образах , создание различных изображений, воплощение духовных качеств, содержание в слове, движениях, пространстве, звуках, во времени. На мой взгляд, именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человека, восстанавливается связь между поколениями.

Художественно – творческая деятельность , или искусство помогает сформировать в сознании детей целостную картину мира, способствующая при этом осознанию собственной значимости. В дошкольном возрасте искусство становится педагогическим ориентиром для детей дошкольников, так как дети дошкольного возраста осваивают и воспроизводят действительность через уникальность систем образов выразительно – изобразительных средств. Здесь можно сказать о таких выразительных средствах как : музыка (рассматривается ритм, мелодия, гармония, динамика) ; движение (поза, жесты, мимика) ; речевая деятельность представляет собой (выразительность слова, интонация, звуки, образные представления и. т. д.); продуктивная деятельность (материал, композиция, цвет, штрих и. т. д.) . Образ в искусстве выступает как-бы центром, объединяющим в себе время, слово, цвет, движение, форму. Такое объединение дает возможность целостного развития ребенка. В художественно – творческой деятельности детей дошкольного возраста основной целью является стремление разглядеть творческий дар в ребенке, создать условия необходимые для его развития.

В возрасте 4-5 лет ребенок уже убежден, что он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, он пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В этом возрасте «самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности». У ребенка 4-5 лет происходит развитие ощущений ребенка, которое в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.) . Одновременно с развитием ощущений у детей продолжается развитие восприятия. Качественным изменениям в развитии восприятия является освоение детьми 4-5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений и др.) . Развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при пере-ходе раннего к дошкольному возрасту. В этом возрасте зрительное восприятие становится одним из ведущих. Формируется акт рассматривания дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Средний дошкольный возраст ребенка – это период развития языка ребенка в процессе речевой практики. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Развитие мышления происходит параллельно с развитием речи ребенка. Начинает развиваться образное мышление. Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в этом возрасте является то, что, его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдения за другими людьми. У детей 4-5 лет преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Таким образом, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольного в произвольное. Наряду с развитием мышления и воображения у ребенка развивается и внимание. К 5 годам внимание носит произвольный характер. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой. Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос иногда одежды. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности . Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображение на бумагу. Вырезать ножницами. Средний дошкольный возраст - это возраст почемучек, в который ребенок стремиться узнать как можно больше об окружающем его мире, это - период расцвета детской познавательной активности. И этому в полной мере способствует развитие всех психических процессов, описанных ранее. Всестороннее познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста происходит в процессе занятий художественно-творческой деятельностью . Большое значение для художественно -творческого развития дошкольников имеет «интерес» . Существует три основных компонента художественно-творческой деятельности детей- дошкольников , которые рассматриваются в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом : восприятие, исполнительство и творчество. При разумном сочетании этих компонентов происходит художественно - творческое развитие ребёнка. Большое значение на развитие познавательных процессов имеет изобразительная деятельность , особенно рисование нетрадиционным способом. Такие занятия направлены на развитие пространственного мышления, снятия детских страхов, развивают уверенность в своих силах, учат детей свободно выражать свой замысел, развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности, развивают мелкую моторику, творческие способности, воображение и полет фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Образы, которые дети создают на бумаге, есть не что иное, как этапы их личностного роста.

Сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками. При создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества : усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.

Ребенок 4-5 лет охотно вовлекается в продуктивную познавательно – творческую деятельность . В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта ; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника – творца .

Поэтому, только от взрослых зависит развитие восприятия ребенка. Каждый воспитатель и родитель при желании и соответствующем умении может вызвать у детей эмоциональный отклик на любое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться солнцу, дождю, туману и ветру. Малыши «ловят» солнечных зайчиков и «собирают» капли дождя, смотрят сквозь листок тополя на знакомый участок и видят его зеленым волшебным царством и многое другое.

Работу по восприятию окружающего мира надо проводить постоянно. Важно, чтобы детскому восприятию предшествовало взволнованное удивление и радостное внимание взрослого. («Какие красивые цветы! Какая замечательная зеленая травка!» .

Детское восприятие должно быть целостно. «Красота сама собой влияет на душу, - замечал В. А. Сухомлинский – и не требует разъяснения.»

Однако работа по развитию восприятия не должна ограничиваться ознакомлением детей с природой. Большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно присутствуют в играх детей.

Особую роль в развитии у детей восприятия играет знакомство с книжной иллюстрацией. Нередко картинки в книгах являются первыми произведениями выразительно искусства, с которыми знакомится ребенок. От того, как организуется и проводится данная работа зависит, полюбят ли дети этот вид изобразительного искусства. Поэтому :

В иллюстрации, с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое. грустное) и характеры героев (добрый, злой) .

Формирование у детей интереса к художественному творчеству происходит посредством игры, которая используется для решения двух основных задач. Во–первых, превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело. Во–вторых, обеспечить малышу естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.

Организация уголка занимательного рисования.

При организации развивающей среды следует опираться на ряд принципов, выделенных в дошкольной педагогике. (Г. Г. Григорьева, 1999г.)

Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта, оформление предметной среды должно удовлетворять возможное желание детей в процессе творчества;

Принцип стимулирования активности, самостоятельности творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и темп рисования;

В любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду по своему усмотрению, если этого требуют их настроение принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы, замысел.

Особое внимание следует уделить организации специального места для рисования и размещения оборудования. Обязательно должны быть бумага разного цвета, фактуры, формата; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель) и т. п; инструменты для рисования (кисти тонкие и толстые, различные по жесткости ворсом, полоск картона, различные по толщине нитки, печатки и шаблоны, розетки для краски, непролевайки для воды, салфетки, подставки под инструменты и т. д.)

Все это оборудование удобно храниться в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводиться постепенно, по мере ознакомления с ним детей на занятиях.

Уголок украшается рисунками детей, которые помещаются на специальный стенд. В уголке для рисования находятся папки с репродукциями картин художников , предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациям к сказкам, рассказам. Оформляется отдельная папка и образцами рисунков, выполненных с помощью традиционных техник выполнения.

На занятиях по изобразительной деятельности рекомендуется использовать музыкальные произведения. Поэтому в группе должен быть магнитофон с музыкой различного характера, настроения.

Для самостоятельного занятия в уголке :

Ребенок должен иметь максимум свободы для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психическое пространство;

Ребенок не может быть ограничен в выборе нужных для рисования материалов (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши и т. д.) ;

Сюжет рисунка не критикуется;

Рисунку (пусть даже не удачному) должно быть уделено внимание со стороны взрослого.

Своеобразие и новизна

В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Новизна заключается в удачной комбинации традиционных техник рисования и аппликации и нетрадиционных техник, и материалов для изображения, в сочетании с современными подходами к воспитанию и обучению детей. Это свободный творческий процесс, когда нет слов «НЕЛЬЗЯ» , «НЕПРАВИЛЬНО» , а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, сочетать разные техники.

Совместная творческая деятельность с воспитанниками основана на системно-деятельностном подходе , который способствует развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своей деятельности , становится субъектом образования, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник и материалов

Познакомить с приемами различных техник рисования и аппликации.

Научить воспитанников комбинировать, экспериментировать с различными техниками и материалами в рисовании и аппликации.

Создавать условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами.

Развивать чувства цвета, формы, композиции.

Развивать образное мышление, воображение, фантазию, эстетическое восприятие.

Использовать техники с учетом возрастных возможностей и интересов детей

Средняя группа

«Рисование пальчиками»

«Отпечаток ладони»

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

«Рисование ватными палочками»

«Аппликация пластилином»

«Оттиск смятой бумагой»

«Восковые мелки + акварель»

«Печатание листьями»

«Обведение ладони»

Анализируя свой опыт, направленный на развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной технике изобразительной деятельности , убедилась в его эффективности. Можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, стали проявлять инициативу создают вещи своими руками и, следовательно, укрепляется вера в собственные силы. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее.

Работая в этом направлении, отметила, что у детей повысился интерес к изобразительной деятельности . По мнению детей занятия, изобразительной деятельностью стали любимыми . Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения. Овладевая различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему. Нетрадиционные материалы и средства изображения : крупа, бисер, перья, песок пробки, листья деревьев, овощные штампы и печати, соломка, поролон любопытны детям как необычная игра-экспериментирование. Это вовлекает их в творческий процесс.

В группе постоянно действует выставка, украшается группа своими картинами и поделками, готовятся подарки взрослым к праздникам, что оказывает положительное влияние на познавательный интерес к творчеству.

Родители познакомились с техниками нетрадиционного рисования, получили новую и полезную информацию. У них возрос интерес к художественной деятельности . Большинство родителей стали использовать предлагаемый материал дома в совместной деятельности с детьми . По мнению родителей, такой вид деятельности дает возможность семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка дошкольника и соответственно развивает интерес к художественно- творческой деятельности .

Творческой деятельностью в собственном смысле называется, как мы уже говорили, деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности. Научное исследование или изобретение, создание художественного произведения, нахождение рабочим-стахановцем способа увеличить производительность труда или новатором-колхозником нового приёма повышения урожайности - типичные примеры творческой деятельности.

Процессы творчества могут протекать очень различно, в зависимости от содержания самой деятельности и от индивидуальных особенностей личности и таланта творца. Однако можно указать некоторые моменты, характерные для большинства случаев творческой деятельности.

1) Вдохновение

Первое, что всегда обращает на себя внимание при анализе процесса творчества, - это то состояние особого напряжения и подъёма всех сил и способностей, человека, которое обозначается словом вдохновение. Оно связано обычно с важнейшими, решающими моментами творческой деятельности - с возникновением замысла и идеи произведения, с нахождением, решения научной проблемы, принципа изобретения или идеи оперативного плана, с созданием центральных образов художественного произведения и самых проникновенных и волнующих моментов его.

Состояние вдохновения характеризуется прежде всего полным сосредоточением внимания на предмете творчества и отвлечением от всего остального.

Один из земляков М. А. Шолохова, товарищ его по рыбной ловле, рассказал такой случай. «Забросив удочки, Шолохов присел на берегу Дона с трубкой в зубах. Он просидел так, не шевелясь, смотря в одну точку, более часа. Напрасно спутник заговаривал с ним,- он не получал ответа. Напряжённая поза, неподвижный, устремлённый в воду взгляд, полное безразличие к окружающему испугали товарища. Он решил следить за каждым шагом Шолохова. Наконец, словно очнувшись от забытья, Шолохов начал собирать снасти и побежал домой. Весь день и всю ночь сидел он затем за столом и писал».

Результатом такого исключительного сосредоточения внимания является максимальное обострение сознания, максимальная ясность его. «Вдохновение,- по выражению Пушкина,- есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных». Это и является причиной необычайной продуктивности работы в состоянии вдохновения.

Но как раз потому, что сознание целиком сосредоточено на предмете творчества, самый процесс творчества очень мало осознаётся в состоянии вдохновения. Художник обычно не может ответить на вопрос, как родились в нём самые вдохновенные образы, учёный не может сказать, как пришла ему на ум в минуту «озарения» решающая идея его открытия. В состоянии вдохновения человек менее чем когда-либо способен следить за тем, как протекают у него процессы мышления и воображения. Поэтому в состоянии вдохновения творческие процессы являются мало осознанными. Но это не значит, что самое творчество в состоянии вдохновения является, как иногда думают, «бессознательным». Как раз наоборот. Неосознанность творческих процессов - следствие максимальной сознательности самого творчества.


Вдохновение характеризуется не только сосредоточением внимания на предмете творчества, но и эмоциональным погружением в него, глубокой захваченностью теми чувствами, которые возбуждаются предметом творчества.

Относящиеся сюда примеры мы приводили в § 42 и 54. Вдохновение - это состояние большого эмоционального подъёма, при котором, однако, сохраняется исключительная ясность сознания.

Одна из важнейших психологических особенностей действительно продуктивного творческого процесса, наиболее ярко проявляющегося в состоянии вдохновения,- совместная работа воображения и мышления. Творчество в равной мере невозможно и без воображения, и без строгой критической мысли. По образному выражению Л. Н. Толстого, «в писателе должен действовать одновременно мыслитель, художник и критик».

2) Подготовительные этапы творческого процесса

Нередко бывает, что основные идеи, дающие решение научной проблемы, или центральные моменты художественного произведения создаются в течение сравнительно коротких периодов большого подъёма вдохновения. Но это не значит, что такими «вспышками вдохновения» исчерпывается весь процесс творчества. Кратковременные периоды исключительной творческой продуктивности всегда представляют собой лишь итог огромной предварительной работы. Если решение сложнейшей научной проблемы иногда приходит в голову учёного как бы внезапно, без всяких усилий, в самый неожиданный момент - на прогулке, в трамвае, в театре, в постели перед засыпанием или после пробуждения,- то на самом деле, конечно, не этот момент даёт решение; он является только конечной точкой длительного процесса творческой работы. Предварительная работа, служащая подготовкой творческого решения задачи, заключается в изучении, обдумывании этой задачи и в собирании необходимых материалов. Такая подготовка имеет место не только в работе учёного, но и в работе писателя, художника. Из материалов, которыми пользовался Толстой при написании «Войны и мира», у него, по его собственным словам, «образовалась целая библиотека».

Однако подготовительная работа не сводится только к собиранию материалов специально для осуществления данного замысла. Не меньшее значение имеет то, что можно назвать собиранием материалов «впрок», которое составляет необходимый момент в творческой деятельности и учёного, и художника. Всякий хороший специалист постоянно занят собиранием фактических данных в области своей специальности и обдумыванием, осмысливанием их. Поэтому, сталкиваясь с какой-либо новой проблемой, он располагает уже значительным запасом подготовительного материала, фактов и идей. Возможность давать быстрые решения новых вопросов и является результатом такой общей подготовки в определённой области творческой деятельности.

В некоторых специальностях такого рода «подготовка себя» к решению творческих задач имеет даже большее значение, чем длительная предварительная работа специально над данной проблемой. Так обстоит дело, например, в деятельности военачальника, который нередко лишён возможности длительно изучать и обдумывать встающую перед ним проблему и поэтому должен заранее подготовить себя, свой ум к тому, чтобы быстро давать творческое решение новых, неожиданных, непредвиденных проблем.

В области искусства творческая деятельность совершенно невозможна без «собирания материала впрок». Вспомним приводившиеся нами слова Горького: «Необходимо очень хорошо присмотреться к сотне, другой попов, лавочников, рабочих, для того, чтобы приблизительно верно написать портрет одного рабочего, попа, лавочника». Если бы писатель впервые начинал «присматриваться» к определённой категории людей только тогда, когда он приступает к работе над произведением, ему понадобилось бы несколько лет для создания каждого отдельного образа. Творческая работа художника предполагает наличие достаточно большого запаса жизненных наблюдений. В непрерывном пополнении этого запаса и сказывается та наблюдательность художника, которая составляет необходимое условие художественного творчества.

Изучая качества ума и волевые качества человека, мы отмечали, что подлинная быстрота мысли, так же как подлинная решительность, не имеет ничего общего с торопливостью. Об отрицательном значении торопливости надо помнить и при анализе творческих процессов. Всякое крупное произведение должно быть не только тщательно подготовлено, но и «выношено». По выражению Алексея Николаевича Толстого, «нетерпеливость нужно сдерживать». Большие деятели искусства и науки умели годами вынашивать свои творческие замыслы и в результате этого создавали действительно значительные произведения.

Очень поучительна с этой точки зрения работа Дарвина над «Происхождением видов».

В 1837 году в его записной книжке впервые появляются отдельные наброски идей, относящихся к теории эволюции. Есть основания думать, что в 1839 году наметились уже общие очертания теории. Однако лишь через три года, в 1842 году, Дарвин набросал на бумаге первый, ещё сравнительно краткий, очерк своей теории. Этот «Очерк 1842 года» содержит уже все основные разделы, все основные идеи «Происхождения видов», но он в 12 раз короче знаменитой книги и имеет характер черновых, неоформленных набросков. Ещё через два года Дарвин пишет уже в четыре раза более подробный и значительно более отделанный «Очерк 1844 года». Прошло, однако, ещё 15 лет, прежде чем Дарвин счёл возможным приступить к писанию самой книги. Эти 15 лет были целиком посвящены дальнейшему собиранию материалов и нахождению новых доказательств основных положений теории. К концу этого периода Дарвин накопил настолько огромный материал черновых заметок, что, по его словам, нужен был целый год, чтобы только просмотреть их и привести в порядок.

Легко понять, что после такой подготовительной работы написание книги могло быть произведено в очень короткий срок: Дарвин начал писать «Происхождение видов» в июле 1858 года, а в апреле 1859 года книга уже стала печататься.

3) Труд и творчество

Творчество есть прежде всего большой, постоянный и напряжённый труд. Только тот может творить, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутомимому, подчас кропотливому труду, к «страшной работе», как называл Л. Н. Толстой творческую работу писателя. Горький утверждал, что своими успехами он обязан прежде всего «умению работать, любовью к труду».

Основным условием продуктивности творческой деятельности является постоянство в труде и систематическая, регулярная работа.

Тот факт, что важнейшие моменты творчества связаны с состоянием вдохновения, может при поверхностном подходе к вопросу создавать такое впечатление, словно творческий труд осуществляется главным образом короткими вспышками и не требует усидчивой и регулярной работы. Это впечатление, однако, глубоко ошибочно. Во-первых, как мы уже видели, богатая творческая продукция в моменты вдохновения создаётся не этими только моментами, но и всей длительной предшествующей работой. Во-вторых, само состояние вдохновения является по большей части результатом систематической, регулярной работы. Нужно уметь заставлять себя работать регулярно и при отсутствии вдохновения; лишь при этом условии можно рассчитывать на сколько-нибудь частое появление и самого вдохновения.

Чрезвычайно поучительно познакомиться с отношением к этому вопросу Чайковского, который может служить образцом подлинно вдохновенного художника. «Работать нужно всегда,- писал он,- и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен. Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её. Весь секрет в том, что я работал ежедневно и аккуратно. В этом отношении я обладаю над собой железной волей, и когда нет особенной охоты к занятиям, то всегда умею заставить себя превозмочь нерасположение и увлечься. Я положил себе во что бы то ни стало каждое утро что-нибудь сделать и добьюсь благоприятного состояния духа для работы».

Такое же отношение к творческой работе имел в виду Тургенев, когда писал одному молодому литератору: «Нечего ждать так называемых благодатных минут вдохновения: придёт оно - тем лучше, а нет - всё-таки работайте».

Вдохновение - это состояние, наиболее благоприятное для творческой работы. Но оно само приходит в результате этой работы. «Мне кажется,- писал Горький,- что вдохновение ошибочно считают возбудителем работы, вероятно, оно является уже в процессе успешной работы, как следствие её».

Вопросы для повторения

1. Какова связь между мотивами и задачами деятельности?

2. Что называется «высотой мотивации»?

3. Что называется навыком?

4. Каково взаимоотношение между навыками и творчеством?

5. Перечислите важнейшие моменты, характеризующие формирование навыков.

6. Чем отличается подлинное мастерство от простого уменья?

7. При каких условиях повторение становится упражнением?

8. Что называется привычкой и в чём её отличие от навыка?

9. Какими признаками характеризуется состояние вдохновения?

10. Какие формы имеют подготовительные этапы творческого процесса в различных видах деятельности?

11. Какие условия способствуют продуктивности творческой работы и, в частности, возникновению состояния вдохновения?

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.

При традиц. формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе нек-рую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает.н. опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется в . курсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиц. пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практич. опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать спец. пед. ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения к-рых уже известны. Поэтому для процесса обучения Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися разл. способами: путём чёткой постановки проблемы учителем; путём создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путём создания ситуации с более или менее чётко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения к-рой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения нек-рой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоят. поиск, что требует определённых исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им , учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. о. закладываются ОСНОВЫ Т. д. СМ Михайлов.

Лит.: Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г., Исследование творчества в науке и обучение творчеству в школе, в кн.: Науч. творчество, под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Яро-шевского, М., 1969; Л с p и с p И. Я., Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей, там же; Капица П. Л., Нек-рые принципы творческого воспитания и образования совр. молодежи, ВФ, 1971, №7; Пономарев Я. А., Психология творчества и , М., 1976; Лук А. Н., Психология творчества, М., 1978.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация... Источник: Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612 1) (ред. от 08.05.2010) ...Творческая деятельность деятельность, порождающая нечто качественно… … Официальная терминология

    Творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование,… … Википедия

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Юридический словарь

    творческая деятельность - сущ., кол во синонимов: 1 искусство (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    творческая деятельность - 3.51 творческая деятельность: Мыслительная деятельность оператора, направленная на образование новой информации, обеспечивающей достижение какой либо цели. 3.52 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - – деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо ее цели, либо способов … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - создание культурных ценностей и их интерпретация (Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г.) … Энциклопедический словарь экономики и права

    творческая деятельность - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. создание культурных ценностей и их интерпретация … Большой юридический словарь

    Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т.д. служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности… … Педагогический терминологический словарь

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612 I, ст.3 … Словарь юридических понятий

Книги

  • Творческая деятельность журналиста , Самарцев О.. Данное пособие соответствует основным разделам курса"Основы творческой деятельности журналиста", рассматривает наиболее сложные в методологическом отношении вопросы создания текста в стиле…

Реферат

по дисциплине:

«Промышленные технологии и инновации»

«Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений»

Выполнил: ст. гр. Б3121 Гайдукова Ксения

Принял: ст. пр. Шаталов П. В.

Воронеж 2017 г.

1. Введение……………………………………………………………………....3

2. Понятие творческой деятельности и её виды…………………………........4

3. Агентство по организации праздников………………………………..…..10

4. Заключение…………………………………………………………...……..14

5. Список использованной литературы..…………………………………..…15

Введение

Каждому человеку в жизни нужно проявлять определённую деятельность в силу разных причин: в силу заработка или из-за любви к своему делу. Причин может быть много. На земле на данный момент около 7 миллиардов людей. Все мы разные, и у каждого из нас своя деятельность. Но всех нас объединяет эта общая нужда что-то делать, нужда цели в жизни. Ведь иначе наша жизнь будет казаться нам бессмысленной. Вернее, не будет казаться, а будет таковой: у тебя нет цели в жизни – значит ты ничего не делаешь, значит не несёшь никакой пользы обществу, значит «прожигаешь» свою жизнь впустую.

Понятие творческой деятельности, её виды и направления.

Творческая деятельность – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое. Творчество – это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно. Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет.

Автор в процессе творческих изысканий может достичь результата, которого он и не предполагал. В этом заключается главное преимущество свободного выражения своих идей художником, литератором или артистом. Творческая деятельность, кроме общеизвестных направлений, может быть реализована в каком-либо особом ключе. Например, музыкант с мировым именем по ряду объективных причин стал чувствовать определенную ограниченность своей концертной деятельности и решил расширить свой потенциал. Используя личный опыт, а также некоторые технические средства, артист создает ранее неизвестный музыкальный инструмент, который совершает переворот в мире музыки. В этом и заключается истинная творческая деятельность. История знает немало подобных примеров.

Среди основных видов творческой деятельности человека мы можем выделить следующие:

1. Социальная творческая деятельность

2. Научная творческая деятельность

3. Техническая творческая деятельность

4. Художественная творческая деятельность

Творчество как социальное действие . Понятие социального действия связано прежде всего с практической деятельностью людей в сфере материального производства и изменением или совершенствованием существующих общественных отношений. Деятельность следует понимать как любое проявление социальной активности, представляющей собой способ существования социальной действительности. Социальное творчество - это добровольное посильное участие группы лиц в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, склады­вающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой человека, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед общественностью. В плане рассматриваемой темы существенно то, что по направленности и результатам (с известной степенью условности) могут быть выделены следующие социальные действия: репродуктивные - направленные на сохранение и поддержание нормального функционирования конкретного социального института (в политической области такой характер, например, носят выборные кампании, в сфере науки - система информации и обучения, в технике - стандартизация). В данном случае истолкование творчества как специфического вида социального действия позволяет сочетать его анализ в психологическом и логическом аспектах с обсуждением проблемы в более широком социологическом плане. Изложенное в полной мере применимо и к пониманию научного творчества.

Творчество в науке. Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Рассмотрение научного творчества в аспекте социального действия требует, как видим, вовлечения в анализ совокупности обусловленных структурой современной науки проблем: соотношение экспериментальных и фундаментальных исследований, управление научной деятельностью, кадры, система информации, финансирование, планирование и организация науки, внедрение результатов научных исследований в производство, социальная ориентация научного действия и др. Подобные вопросы относятся к компетенции формирующейся ныне «науки о науке», к науковедению.

Техническое творчество. Превращение в современных условиях науки в непосредственную производительную силу находит свое выражение в возникновении и функционировании единой системы «наука - техника - производство». Поэтому анализ научного творчества как социального феномена требует также рассмотрения творчества в технике как одного из необходимых компонентов целостного социального действия. Исходным пунктом анализа технического творчества является понимание его как существенного момента социальной практики. Практика - это общественно-историческая деятельность людей, направленная на преобразование природы и совершенствование системы общественных отношений. В практике человек противостоит природе как объекту своей деятельности, целесообразно преобразует ее и удовлетворяет свои потребности. Потребности человека основаны на производстве и определяют производство необходимых продуктов. Практическое действие реализуется на основе осознания социальным субъектом цели деятельности, средств ее достижения, а также особенностей объекта преобразования. В процессе практики потребности человека опредмечиваются, субъективное становится объективным. Объективация - это превращение цели из формы субъективной деятельности в форму объекта. В высшей и завершенной форме объективация предстает в условиях выражения сущностных сил человека: как творца. Универсальным средством творческой деятельности является идея. Отражение в идее свойств объекта совпадает со стремлением человека к преобразованию его в социально значимую ценность. В практике осуществляется преобразование объекта в соответствии с потребностями человека. Содержание идеи здесь переходит в форму деятельности и из нее в форму бытия созданного предмета.

Являясь в социальном плане определенной целостностью, практика обнаруживается в различных видах. Одним из ее существенных проявлений предстает техническая практика. Содержание и уровни этого вида практики образуют эксплуатация, изготовление и проектирование техники. Продукт технической практики - техника, надежность и эффективность функционирования технических устройств. Средствами ее являются различные приборы, промышленное оборудование и испытательные стенды, а с точки зрения идей - научно-технические и естественнонаучные теории. Техническая практика образует непосредственную базу технического творчества. Вне ее, без связи с ней нет и не может быть творчества в области техники. Творческий процесс в технике, охватывает как поиск идеи, так и ее реализацию, как развитие духовных потенций человека, так и создание объекта, есть своеобразный синтез духовного и материального производства.

Сущность художественного творчества. В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Вместе с тем искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства - создание эстетических ценностей. Но при этом всегда в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии. Искусство как вид жизнедеятельности людей отличается, в частности от науки тем, что элементы иллюзорности и фантазирования не только присутствуют в конечных результатах художественного творчества но и имеют такую же большую ценность, чем итоги непосредственного научного анализа, синтеза, эксперимента и наблюдения. Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, и искусство приобретает силу и самостоятельность.

Взаимосвязь видов творчества Анализ социальной природы творчества предполагает рассмотрение его конкретных видов, а вместе с ними и рассмотрение видов деятельности. Можно прежде всего выделить два крупных вида деятельности: материально-практическую и духовно-теоретическую. Та и другая в свою очередь включают ряд более мелких разновидностей. Практическая деятельность связана с различными отраслями производства, управления, обслуживания (промышленность, сельское хозяйство, медицина и др.). Духовно-теоретическая деятельность находит выражение в различных формах общественного сознания (мораль, наука, искусство, правосознание, религия и пр.).

В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности могут быть определены и виды творчества: научное, техническое, художественное, правотворчество и пр. Такой вывод в общем справедлив, но при этом необходимо также учитывать конкретные исторические условия и заинтересованность отдельных классов, социальных групп в прогрессе той или иной конкретной области общественной жизни. В домарксистской социологии понятие творчества относилось лишь к труду деятелей искусства и науки, в то время как остальные виды деятельности объявлялись нетворческими (в особенности физический труд). Но со временем взаимосвязь между различными видами творчества люди начали истолковывать как взаимовлияние, а не в плане вытеснения или полного поглощения одного из них другим.

Творческая деятельность это понятие многозначное. Это может быть и изобразительное искусство, и создание музыкальных композиций, и поэзия, и организация каких-либо творческих вечеров или мастер-классов. И вообще организация чего-либо это и есть творческий процесс.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25