Уголовное дело за недекларирование товаров. Наказание за недекларированный ввоз товаров в Россию. Справка. Как избежать нарушений и штрафов

при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, а о другом сведения не заявляются (когда декларируются мониторы для компьютеров, но кроме них при досмотре обнаруживаются также и системные блоки, имеет место недекларирование системных блоков);

неверно указывается наименование товара, т.е. когда фактически к таможенному оформлению представляется товар, отличный оттого, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (когда таможенному органу заявляются трубы, а при таможенном досмотре обнаруживаются телевизоры, имеет место недекларирование телевизоров). Указание в декларации сведений о трубах не имеет правового значения, поскольку они не перемещаются через таможенную границу и фактических основании для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется.

На практике возможны сочетания этих вариантов.

Таким образом, для отличия состава правонарушения в виде недекларирования от недостоверного декларирования необходимо установить, имел ли место факт заявления сведений о представленном таможенному органу товаре. В этих целях проверяются указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару.

Еще одним критерием отграничения недекларирования от недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным брокером (представителем) соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), то есть не заявляется весь товар либо его часть.

При недостоверном декларировании заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства (например: физические - размер монитора компьютера, химические - наличие в веществе примесей, влияющих на его классификацию по ТН ВЭД, биологические - мясо птицы, животных, и прочие свойства), так и вторичные или общественные свойства (стоимость, происхождение и др.).

Таким образом, если общее количество и общее наименование заявленного товара соответствует действительности, то есть отсутствуют признаки недекларирования товаров, но внутри партии товара обнаруживается пересортица (например, декларируется 40 велосипедов, из которых 30 - с колесами 15 см, 10 - с колесами 20 см, а фактически обнаруживается 40 велосипедов, из которых 10 - с колесами 15 см, 30 - с колесами 20 см), либо несоответствие точного наименования товара (например, декларируется 40 курток женских, а фактически обнаруживается 40 курток детских), влекущие освобождение от уплаты - таможенных пошлин, налогов, либо неприменение запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то лицо подлежит ответственности по частям 2, 3 статьи 16.2 КоАП РФ.


За недекларирование товаров могут быть привлечены лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров, либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (ст. 189 ТКТС). Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Недостоверное декларирование.

Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ - за заявление при декларировании товаров и транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Направление таможенным органом требования декларанту о том, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены, не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении по частям 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ. С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является ненадлежащее исполнение декларантом (таможенным брокером) своих обязанностей по декларированию товаров и представлению в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Аналогичным образом усматриваются признаки состава административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров. Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе - выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения.

Не влечет наступления административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление недостоверных сведений (например, о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД), если в результате их корректировки подлежащая уплате сумма таможенных пошлин, налогов останется неизменной или уменьшится по сравнению с заявленной декларантом, поскольку в данном случае отсутствуют вредные последствия.

Заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара по ТН ВЭД, послужившее основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного административного правонарушения.

В случае сомнения таможенных органов в достоверности заявленной в ГТД таможенной стоимости товара, для принятия решения о наличии в деянии лица признаков правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП РФ, необходимо подтвердить недостоверность сведений, на основе которых определена таможенная стоимость, и (или) документов, представленных в таможенный орган для ее подтверждения, а также влияние именно этих сведений (документов) на занижение размера таможенных платежей. При этом определение таможенным органом таможенной стоимости товаров и размера подлежащих уплате таможенных платежей должны производиться в порядке, предусмотренном ТКТС. Само по себе несогласие таможенного органа с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости не образует объективной стороны рассматриваемого правонарушения.

Возбуждение дела об административном правонарушении будет обоснованным, например, и в случае получения информации о недействительности представленных при таможенном оформлении транспортных и коммерческих документов, на основании которых производился расчет заявленной таможенной стоимости, а также в случае обоснованного включения таможенным органом дополнительных расходов (страховая премия, транспортные расходы) в таможенную стоимость, если они не были включены в нее декларантом, и таможенная стоимость скорректирована на сумму, равную указанным дополнительным расходам.

Кроме того, признаки рассматриваемого правонарушения присутствуют в случае, когда имеет место взаимосвязь между продавцом и покупателем, которая повлияла на цену ввозимого товара, однако декларант производит отметку в декларации таможенной стоимости (ДТС-1) об отсутствии такой взаимосвязи и заявляет таможенную стоимость, определенную по первому методу.

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант. В соответствии со ст. 186 ТКТС, декларантом может быть:

1) лицо государства - члена таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТКТС;

организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лицо, государства-члена таможенного союза, иностранные лица, а также:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.

При определении вины декларанта следует установить использование ими своего права осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы таких товаров.

Статья 16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, выражается в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов или ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ. При этом часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера, часть 2 - носящих экономический характер.

Под ввозом товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТКТС действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ представляет собой подачу таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТКТС действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

Перечень товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на территорию РФ, устанавливается законодательством РФ (например, постановление Правительства РФ от 05.12.2005 № 733 «О дополнительных мерах по регулированию импорта говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах»).

Соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, является обязательным условием выпуска товаров.

Законодательство РФ различает запреты и ограничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характера. При их разграничении необходимо исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и ограничения.

К ограничениям экономического характера относятся такие как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (статьи 21, 23, подпункт 1 пункта 1 статьи 24, статьи 26 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (например, лицензия на ввоз мяса, патоки крахмальной). Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 ФЗ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», независимо от иных положений 5 главы данного закона (например, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создания оружия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию РФ отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию РФ оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера применяются независимо от заявленной таможенной процедуры.

Непредставление при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, за исключение случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров, и товары на этом основании выпущены таможенным органом условно без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, образует состав административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей.

Деяние, выразившееся в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ

Статья 16.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование и недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ.

В соответствии со статьей 179 ТКТС декларирование товаров (в том числе валюты), перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТКТС.

Обязанность декларирования физическими лицами вывозимой иностранной валюты и валюты РФ в письменной форме установлена Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В соответствии со статьей 15 данного закона физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, - вывозимая наличная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ.

Таким образом, при вывозе иностранной валюты и (пли) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, в случае недекларирования физическими лицами в письменной форме всей суммы вывозимой валюты или ее части либо недостоверного декларирования вывозимой иностранной валюты они подлежат ответственности по статье 16.4 КоАП РФ.

Перерасчет иностранной валюты, валюты РФ в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным Банком РФ на день декларирования таможенному органу.

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» единовременный вывоз из РФ физическими лицами маличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию. Таким образом, в случае вывоза физическим лицом иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей 10 000 долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод, деяние должно быть квалифицировано как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством РФ, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Если же у лица имеются (вне зависимости от того, были ли они предъявлены таможенному органу) необходимые документы, дающие ему право на вывоз иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, однако данная сумма им не была задекларирована в письменной форме или задекларирована недостоверно, то деяние подлежит квалификации только по статье 16.4 КоАП РФ.

Соответственно, в случае неуказания (недостоверного указания) физическим лицом в таможенной декларации сведений о вывозимой иностранной валюте и (или) валюте РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, и, одновременно, отсутствия у него разрешительных документов, в деянии такого лица содержатся признаки правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 16.4 и частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Учитывая, что в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассмотрение дел о данных административных правонарушениях отнесено к компетенции разных органов, в отношении этого лица должны быть возбуждены два дела об административных правонарушениях.

Неподача декларации при единовременном ввозе в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США или подача таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения о такой валюте, влекут ответственность по рассматриваемой статье, поскольку согласно статье 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливаются требования об обязательном письменном декларировании всей суммы ввозимой валюты.

При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории РФ или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по части 1 или части 2 статьи 16.1 КоАП РФ (например, физическое лицо прошло через «зеленый» канал, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой одежды).

Статья 16.5. Нарушение режима зоны таможенного контроля

Статья 16.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа:

Перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;

перемещение товаров и транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;

ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Предусмотренный диспозицией статьи перечень противоправных действий является исчерпывающим, поэтому иные деяния, нарушающие режим зоны таможенного контроля, под действие данной статьи не подпадают.

Ответственность по статье 16.5 КоАП РФ наступает за несанкционированное совершение только тех действий, на совершение которых в соответствии с законом разрешение таможенного органа обязательно. Нарушение уведомительного порядка осуществления действий в зоне таможенного контроля административной ответственности не влечет.

Субъектами данного правонарушения являются лица, совершившие действия, перечисленные в диспозиции статьи 16.5 КоАП РФ. Например, лица, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность в зоне таможенного контроля, которые должны были получить для этого соответствующее разрешение. Наличие договорных отношений между лицами, осуществляющими указанную деятельность, и владельцем СВХ, на чьей территории она осуществляется, не снимает с лиц обязанность получения такого разрешения.

Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии пли действия непреодолимой силы

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств в случае аварии, действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих:

доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия после пересечения таможенной границы РФ,

осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах,

перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита,

перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита.

Обязанность перевозчика принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств в случае возникновения аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей по доставке товаров, на этапе прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ распространяется и на перевозку товаров при внутреннем таможенном транзите и международном таможенном транзите.

В таможенном законодательстве понятие «авария» не определено, однако для целей применения настоящей статьи необходимо учитывать как лексическое значение данного слова, так и содержание понятия авария, установленного различными отраслями законодательства и международными договорами, регулирующими отношения, связанные с осуществлением перевозок. Так, к аварии могут быть отнесены существенная неисправность транспортного средства или дорожно-транспортное происшествие. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Правилам дорожного движения РФ, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в редакции от 25.09.2003), под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 года), утвержденное приказом ГТК России от 18.05.1994 № 206, устанавливает, что дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (пункт 13.1).

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (статьи 202, 401 Гражданского кодекса РФ). Как правило, к таким обстоятельствам относятся природные и общественные события (стихийные бедствия, войны и т.п.).

В случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности доставляемых товаров и транспортных средств. Такие меры должны быть адекватными применительно к конкретной ситуации и направленными на реальное исполнение указанных требований.

Следует отметить, что в диспозиции статьи содержится уточнение о том, что гибель или утрата товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, исключает наступление ответственности по данной статье. Таким образом, законодателем подчеркнут принцип виновной ответственности за данное деяние: если по объективно непреодолимым причинам меры по обеспечению сохранности товаров не могли быть приняты перевозчиком или принятые меры, признанные таможенным органом достаточными, не обеспечили сохранность товаров, перевозчик не подлежит привлечению к ответственности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.6 КоАП РФ, выражается в несообщении перевозчиком в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела и о месте нахождения товаров и транспортных средств либо в необеспечении их перевозки (в том числе самостоятельно) в ближайший таможенный орган или иное указанное им место.

Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении

Статья 16.7 КоАП РФ предусматривает ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах.

Состав данного правонарушения охватывает не только этап декларирования, но и этапы прибытия товаров на таможенную территорию РФ, помещения товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита, то есть все этапы таможенного оформления, когда в соответствии с ТКТС таможенному органу заявляются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.

Субъектом ответственности (лицом, передавшим документы) может выступать лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров (на этапе до декларирования), декларант.

Под лицом, которому передаются документы, следует понимать лицо, которое фактически представляет документы в таможенный орган и тем самым заявляет или сообщает таможенному органу недостоверные сведения. Действия указанного лица образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1, частями 2 и 3 статьи 16.2 или статьей 16.17 КоАП. РФ.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.7 КоАП РФ, обнаруживается, как правило, таможенным органом в ходе административного производства в отношении лица, заявившего таможенному органу недостоверные сведения, после чего в зависимости от характера недостоверных сведений, обстоятельств их заявления, вида представленного документа, наличии либо отсутствия причинно-следственной связи между представлением документа и заявлением (сообщением) недостоверных сведений и т.д. таможенный орган принимает одно из следующих решений:

1)о привлечении к административной ответственности лица, заявившего (сообщившего) недостоверные сведения, по части 3 статьи 16.1, части 2, 3 статьи 16.2, или статье 16.17 КоАП РФ;

о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лица, представившего документы, повлекшие заявление (сообщение) таможенному органу недостоверных сведений, по статье 16.7 КоАП РФ;

о привлечении к административной ответственности лица, заявившего (сообщившего) недостоверные сведения, а также о возбуждении дела в отношении лица, представившего документы, повлекшие заявление (сообщение) таких сведений.

Под недостоверными сведениями в контексте данной статьи следует понимать не любые сведения, которые подлежат заявлению (сообщению) таможенному органу, а только те, ответственность за заявление (сообщение) которых предусмотрена частью 3 статьи 16.1, частями 2, 3 статьи 16.2 или статьей 16.17 КоАП РФ.

К ответственности по рассматриваемой статье не могут привлекаться иностранные лица, передающие документы для представления в таможенный орган за пределами территории РФ.

Статьи 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам

Объективная сторона указанного нарушения таможенных правил выражается в причаливании к находящимся под таможенным контролем судну и другим плавучим средствам судов либо других плавучих средств, за исключением случаев, если такое причаливание допускается.

Установление такой ответственности призвано обеспечить исключение возможности доступа лиц на судах и других плавучих транспортных средствах к судам, находящимся под таможенным контролем, в целях обеспечения сохранности перемещаемых на этих судах товаров.

Ограничение доступа лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также

возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, статьей 24 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе РФ», регулирующей порядок пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу РФ лиц и транспортных средств. Согласно той же статье все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспортного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 2 настоящих примечаний.

Комментарий к Ст. 16.2 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц декларировать перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу ТС.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством ТС. Противоправное деяние, выразившееся в недекларировании физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ценные бумаги, денежные обязательства, фьючерсы, опционы и т.п.), не может быть квалифицировано по ч. 1 настоящей статьи. Под декларированием, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларантом, в свою очередь, признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Приведенные положения позволяют признать, что недекларированием товаров является уклонение декларанта или лица, действующего от имени декларанта, от заявления таможенному органу сведений о перемещаемом через таможенную границу ТС товаре, подлежащего декларированию.

Субъекты — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

2. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.

Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений. Причем данная недостоверная информация должна служить или может служить цели освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Это означает, что цель является важным квалификационным признаком объективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения. Классификационный код единой ТН ВЭД представляет собой применяемую таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности систему классификации товаров, предназначенных для их кодирования и идентификации в целях проведения таможенных операций. Страной происхождения товара в соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК ТС считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Таможенной стоимостью признается стоимость товара, определяемая в соответствии с международными соглашениями государств-участников ТС и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.

Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 предусматривает положения о разграничении ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Приведенный документ отмечает, что ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявлен весь товар либо его часть. Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, при условии что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица — декларанты и юридические лица — таможенные представители и их должностные лица. Таможенным представителем признается юридическое лицо государства — члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (п. 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Физические лица — субъекты данного состава административного правонарушения могут быть как граждане РФ, иностранные граждане, так и лица без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

3. Комментируемый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, закрепляет следующий признак объективной стороны, который заключается в противоправности деяния, выраженного в недостоверности внесения в таможенную декларацию сведений о товаре или представления недействительных документов (п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Сообщение недостоверных сведений или предоставление недействительных документов должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, запретов и ограничений (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ).

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

4. Примечание к комментируемой статье посвящено исчислению размера административного наказания в виде административного штрафа. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривает относительно неопределенную санкцию в виде административного штрафа, размер которого зависит от размера стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, или суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин или налогов. Закрепленное в примечании положение касается расчета санкций, закрепленных в ч. 1 комментируемой статьи. Примечание предусматривает правило, в соответствии с которым административный штраф, налагаемый на граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, определяется посредством вычитания из суммы цены товара, являющегося предметом административного правонарушения, стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренных законодательством государств-участников ТС.

Взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ признаны непротиворечащими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают возможность применения более высоких штрафных административных санкций в отношении юридических лиц, устанавливая тем самым для них повышенную ответственность за соблюдение таможенных правил при ввозе на таможенную территорию товаров, подлежащих декларированию, по сравнению с ответственностью физических лиц, ввозящих товары для личного пользования (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2012 N 28-П).

При разграничении составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ и ст.16.16 КоАП РФ, следует исходить из того, что рассматриваемое правонарушение сопряжено с нарушением таможенных правил, предшествующих этапу декларирования, выведением товаров из-под таможенного контроля либо несанкционированным получением его в пользование либо распоряжение до выпуска. Так, объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, охватывается деяние, выразившееся в недекларировании товара, не доставленного в место доставки в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, выданного без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отношении которого имитировалась процедура временного хранения (бестоварная операция). За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст.16.16 КоАП РФ. При этом деяние, выразившееся в недекларировании товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами (например, если при декларировании партии товаров, хранящейся на складе временного хранения и состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре), квалифицируется по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ.

За недекларирование товаров подлежат ответственности лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров (в ст.16 КоАП РФ), либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (ст.286 ТК РФ). Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Недостоверное декларирование. Часть 2 ст.16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление в таможенной декларации или документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске товаров и транспортных средств, в том числе условном, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В соответствии со ст.149 ТК РФ к условиям выпуска товаров относятся:

1) отсутствие нарушений таможенного законодательства (за исключением нарушений, которые не являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении и которые были устранены);

2) представление лицензий, сертификатов, разрешений и иных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или международными договорами;

3) соблюдение требований и условий помещения товаров под избранный таможенный режим или применения избранной таможенной процедуры;

4) уплата таможенных платежей или предоставление обеспечения их уплаты.

Таким образом, сведения, необходимые для помещения товаров под избранный таможенный режим, а также влияющие на размер таможенных платежей, являются одновременно сведениями, необходимыми для выпуска товаров.

Обнаружение факта заявления недостоверных сведений, необходимых для выпуска товаров, на этапе выпуска и уведомление декларанта в соответствии с пп.2 и 4 ст.153 ТК РФ о том, какие конкретно условия выпуска товаров не соблюдены и какие конкретно действия должен совершить декларант для осуществления выпуска товаров, не является препятствием к возбуждению дела об административном правонарушении по ч.2 ст.16.2 КоАП РФ. Аналогичным образом усматривается состав административного правонарушения, если недостоверные сведения обнаружены таможенным органом после выпуска товаров. Возможность привлечения лица к административной ответственности не должна ставиться в зависимость от того, на каком этапе - выпуска товаров или таможенного контроля после выпуска товаров - таможенный орган обнаружил признаки состава административного правонарушения.

Учитывая, что сборы за таможенное оформление отнесены к таможенным платежам (ст.318 ТК РФ), заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на размер сборов за таможенное оформление, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.16.2 КоАП РФ. Однако если суммы неуплаченных сборов являются незначительными и деяние не представляет большой общественной опасности, следует рассматривать вопрос о применении ст.2.9 КоАП РФ и освобождении лица от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Субъектом ответственности за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером - таможенный брокер. Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подп.15 п.1 ст.11 ТК РФ). Устанавливая, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, Кодекс закрепляет, что действия по декларированию совершает таможенный брокер (п.1 ст.124 ТК РФ), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Оговорка Кодекса о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.), но не в процессе его осуществления, в частности обязанность заявлять достоверные сведения.

При доказывании вины таможенного брокера следует учитывать положение п.3 ст.143 ТК РФ, закрепляющее право таможенного брокера требовать от декларанта представления любых документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований таможенного законодательства. Кроме того, на основании п.1 указанной статьи таможенный брокер при декларировании товаров вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы таких товаров. Следовательно, возможный довод таможенных брокеров в обоснование своей невиновности, связанный с тем, что они лишь используют при декларировании те сведения, которые получают от получателя или отправителя товаров, и не отвечают за их достоверность, несостоятелен. Вместе с тем в вину таможенному брокера# не должно вменяться несовершение действий, являющихся чрезмерными, излишними, в обычных условиях делового оборота.

Игорь Сергеевич Полушин, юрист АО «Юнитрейд»

Стенограмма доклада И. С. Полушина на конференции «Таможенные споры», организованной MBS, 29 марта 2019 года.

«Разграничения ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 выступают серьезным камнем преткновения при декларировании товаров. Часто это разграничение не может произвести ни таможенный орган, ни суд. Немного статистики. В 2018 году было возбуждено 143148 дел об административных правонарушениях (АП). Соответственно, 32212 дел (то есть 22,5% от общего количества) – это дела, возбужденные по ст. 16.2 КоАП РФ на общую сумму привлечения к ответственности около 48,5 млрд руб. Статистика омрачающая, и она каждый год растет не в пользу декларантов.

Перейдем к формальной части. Напомню, что ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование товаров по установленной форме и влечет санкцию наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от ½ до двукратного размера стоимости товара, явившегося предметом административного нарушения с конфискацией товара или без таковой. Соответственно, ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании недостоверных сведений о классификационном коде , сопряженное с заявлением при описании товаров неполных и недостоверных сведений о количестве, свойствах, качественных характеристиках, наименовании и т.д. Данная часть предусматривает наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц от ½ до двукратной суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин и налогов с конфискацией товаров при условии, что пошлины и налоги не были уплачены при ввозе товаров. Для целей классификации и описания объективной стороны составов административных правонарушений ФТС России издала о том, как должна описываться объективная сторона того или иного правонарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с соответствующими ссылками на .

Ответственность за административное правонарушение. Субъективная сторона состава характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Точно также предусматривается форма неосторожности, небрежности или самонадеянности. В ходе исследования этого вопроса было выявлено, что в таможенной практике, в практике судов предусматривается 5 основных возможностей освобождения от административной ответственности:

  1. Примечание к ст. 16.2 КоАП РФ – при соблюдении определенных условий.
  2. Отсутствие события правонарушения. Данный тезис представлялся наиболее дискуссионным только по той причине, что в ряде практик судов был замечен такой довод, когда у нас непосредственно были представлены коммерческие или товарораспорядительные документы производителям. В то же время, согласно этим документам, декларант эту информацию отразил в таможенной декларации. Однако таможенный орган посчитал, что этой информации недостаточно и попросил представителя/декларанта допредставить эту информацию. В данном случае возникает вопрос: был ли или нет у декларанта умысел скрыть эту информацию? Казалось бы, он представил все в соответствии с этими документами. Однако, являясь профессиональным участником (речь идет конкретно о таможенных представителях), чаще всего таможенные органы ссылаются на то, что профессиональные участники должны предусмотреть все возможности предоставления полного комплекта документов и полного описания товаров.
  3. »О некоторых вопросах применения таможенного законодательства». Конкретно случай, когда указанный декларант был его представителем. Таможенная декларация неверного кода ТН ВЭД не связана с заявлением при описании неполных и недостоверных сведений о количестве и характеристиках товара.
  4. Классификация совершенного правонарушения как малозначительного.
  5. Отсутствие вины общества в совершении правонарушения, то есть это отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24 и ст. 25 КоАП РФ).

Почему возникают споры по классификации правонарушений по ч. 1 или ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ?

Во многом камнем преткновения в этих спорах является неоднозначная формулировка п. 30 . Пленум сказал, что ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров транспортных средств в том случае, когда органу не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. В то же время, если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но заявлены не соответствующие действительности недостоверные сведения о качественных характеристиках, то тогда для квалификации правонарушения применяется ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Возникает вопрос об однородности товаров. Мы знаем, что если товар/группа товаров соответствует первым четырем цифрам кода ТН ВЭД, и таможенный орган об этом не спорит, то в таком случае у нас явно ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Если же идет спор о первых четырех цифрах классификации, то тогда считается что это ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ. Немного не ясно на чем основана такая практика. На наш взгляд, она несколько ошибочна. И в то же время это не является правилом. В следующих примерах, которые я сегодня буду приводить, даже с учетом согласия таможенного органа по классификации товаров по первым четырем цифрам, они привлекали к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Это говорит о том, что правило не работает.

Перейдем конкретно к недостоверности заявлений количественных характеристик товара. В свое время у нас в определении Верховного Суда была отражена позиция, согласно которой заявление недостоверных сведений о весе и объеме товаров признается элементом состава только при заявлении сведений в меньшем размере и количестве, чем было ввезено на территорию стран ЕАЭС, так как в данном случае присутствует вред общественным отношениям, так как причиняется ущерб публичному порядку. В то же время, если ввоз товара в меньшем объеме, чем задекларировано, при условии оплаты таможенных пошлин и налогов с соблюдением всех ограничений был осуществлен, то объективной стороны состава административного правонарушения не возникает, так как нет ущерба публичному порядку.

Разберем конкретные составы. В ходе анализа практики нами было выделено несколько показательных моментов, когда ошибаются как таможенные органы, так и суды, и почему суд переквалифицирует то или иное административное правонарушение с ч. 1 на ч. 2 ст.16.2 КоАП РФ.

Первый случай – это Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. Фабула дела была следующей. Мы тезисно описали, в чем состоит нарушение ч. 1, и почему ч. 1 не должна была применяться в квалификации в данном случае. В отдел таможенного оформления был ввезен Обществом товар на Новороссийскую таможню. Томаты черри свежие для употребления в пищу. В рамках таможенного контроля был проведен таможенный досмотр. Было установлено, что вес этих товаров на 153 кг превышает заявленный вес. Постановлением Общество было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП, и назначено наказание в размере 30 тысяч. Таможенный орган указал, что в результате Обществом не была заявлена часть товара, которая и составила данный перевес. Что интересно, в рассматриваемом случае характеристики ввезенного товара определялись не весом этого товара, а количеством коробок. По количеству коробок и был составлен контракт. По количеству коробок также осуществлялась оплата товара. В таком случае судом были сделаны выводы, что вес товара не влиял на размер таможенной пошлины. Материалом дела подтвердилось, что по количеству коробок Обществом товар был верно задекларирован, и нет объективной стороны состава нарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП. Потому как таможенные пошлины и налоги были полностью уплачены, суд сказал, что в данном случае стоило бы квалифицировать административное правонарушение по ч. 2 ст. 16.2 КоАП, но так как пошлины уплачены, то привлечь по ч. 2 ст. 16.2 КоАП Общество нельзя.

Контрпример для этого, когда вес товара использовался в качестве квалификации нарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП состоит в следующем. Обществом в Несветайский таможенный пост Ростовской таможни была представлена декларация на товары. Была заявлена обувь мужская и женская, выпуск для внутреннего потребления. В ходе проверки было установлено, что Общество в нарушение установленного порядка неверно указало вес товара в таможенной декларации. В данном случае от веса товара исчислялась таможенная пошлина. Именно Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда было постановлено отменить решение суда первой инстанции. Это было решение Арбитражного суда Московской области. Десятый арбитражный апелляционный суд указал, что если от веса товара в данном случае зависит уплата таможенной пошлины/таможенных сборов, то тогда мы выявляем нет ли декларирования части этого товара. В таком случае Общество должно привлекаться по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Такое решение является одним из показательных случаев, когда суд порекомендовал переквалифицировать нарушение из ч. 2 в ч. 1. Обычно происходит наоборот. Добавлю несколько слов по этому примеру. Это относится к по вопросу применения правил интерпретации ТН ВЭД. Именно в этом случае таможенный орган соглашался с классификацией товаров по первым четырем цифрам, но суд указал, что надо привлекать по ч. 1. Это как раз к вопросу о дискуссии применения этих четырех цифр.

Следующий показательный пример. Если оба товара были задекларированы в установленном законом порядке, но вместо одного товара на территорию Союза был ввезен другой товар, то деяние не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Решение Арбитражного суда города Москва. Компанией для целей последующего выпуска процедуры реэкспорта был задекларирован товар. Это был токосъемник для передачи электроэнергии от бортовой сети переменного тока к нагревательным элементам противообледенительной системы вертолета. В ходе таможенной проверки выяснилось, что были поданы две декларации, по каждому товару. Это были плунжерные насосы для подачи топлива. Соответствующим образом, проводя проверку, таможенный орган выявил, что задекларирован один товар, а по факту вывозится другой товар. Таможенный орган привлек по ч. 1 ст. 16.2 КоАП. Однако, изучая материалы дела, Арбитражный суд Московского округа пришел к выводу о том, что оба товара по количественным характеристикам были полностью задекларированы. Декларантом были заявлены всего лишь несоответствующие недостоверные сведения о наименовании этого товара. Вместо одного товара по факту был вывезен другой товар. Однако на оба товара была подана декларация, то есть у Общества не было умысла скрыть этот товар. Соответствующим образом деяние было квалифицировано по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Я согласен, что это очень спорно, но, если товар соответствовал количественным и всем заявленным характеристикам, то очевидно, что у Общества не было умысла скрывать этот товар. На оба товара была подана декларация.

Следующий показательный пример, связанный с неправильным указанием наименований товаров в декларации на товары при условии предоставления достоверных и полных документов, что не является основанием для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Здесь фабула дела была следующей. Обществом в качестве таможенного представителя был оформлен ввоз товаров на территорию России. Это предметы одежды текстильные из синтетических нитей, а именно комбинезон сноубордический, утепленный, на молнии, с капюшоном из опушки из искусственного меха. В ходе проверки оказалось, что вместо комбинезонов значились куртки той же самой марки, примерно тех же качественных характеристик, но товар был другой. В ходе таможенной проверки таможенным органом общество было привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ как недекларирование товара. Однако в ходе производства по административному делу неоднократно Общество уведомляло таможенные органы, что была фактически допущена ошибка, так как буквально за три дня до этого Общество ввозило аналогичные товары (именно комбинезоны). Таким образом, так как Общество представило все документы и соответствующим образом оформило эти товары, к которым прилагались фотографии, что говорит о том, что у Общества отсутствует умысел на то, чтобы ввезти другой товар, то в ходе производства по административному делу в суде было доказано, что наименование товара не соответствовало ввозимому товару. Однако товар был задекларирован полностью, были уплачены все таможенные пошлины и сборы. Таким образом, не было основания для привлечения общества к ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В завершении. Нами предлагается изменить формулировку п. 30 от 24.10.2006 № 18, в том случае, когда к таможенному оформлению предоставляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. На наш взгляд, именно эта формулировка ведет к ситуациям, когда возникает недекларирование товаров по мнению таможенных органов по сравнению с недостоверным декларированием. В первую очередь при недекларировании товара, таможенный орган отказывает в выпуске этого товара. Декларант, который ввозит эти товары, теряет свою прибыль, особенно, если это сезонный товар. На наш взгляд, такая неоднозначная формулировка приводит к тому, что вынуждены ошибаться и суды, и таможенные органы. Порой нужно пройти несколько инстанций, чтобы доказать, что это была ч. 2, а не ч. 1. На наш взгляд, для декларантов она является ущербной, и мы предлагаем изменить эту формулировку. Стоит отметить, что в научном сообществе предлагались и более радикальные меры. Когда ч. 2 стала содержать более подробное содержание по сравнению с предыдущей редакцией, то предлагалось объединить ч. 1 и ч. 2. Внести соответствующие изменения в ч. 2, а от применения ч. 1 вообще отказаться. К сожалению, такой подход пока не был поддержан. Однако мы считаем, что в этой части Кодекс об административных правонарушениях, а именно ч. 1 нужно либерализировать, так как возникает не мало коллизий».

Заполнение и подача таможенной декларации на товар – сложная процедура, у которой много нюансов и «подводных камней». Если компания раньше не занималась этим и не имеет в штате профессионального специалиста по ВЭД, необходимо тщательно изучить таможенное законодательство, дабы не столкнуться со штрафами и конфискацией груза.

Мы расскажем вам о том, какие нарушения наиболее опасны и о том, как их избежать.

Недостоверное декларирование

Статья 16.2 КоАП РФ – «недекларирование либо недостоверное декларирование товаров». Статья предусматривает 3 возможных вида нарушения:

    Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию

    Фактически, таковое нарушение рассматривается как попытка скрыть от государства факт ввоза товара на территорию страны.

    Предполагает штраф в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой.

    Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений

    Нарушение предполагает указание в декларации сведений, таких как наименование товара, описание, классификационный код ТН ВЭД, страна происхождения и т.д., не соответствующих реальным свойствам товара – если такие сведения могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

    Иными словами, если указанные в декларации сведения как-то влияют на таможенную стоимость товара, любое их искажение, преднамеренное или нет, рассматривается как попытка занижения размера таможенных пошлин и налогов.

    Влечет за собой штраф влечет в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

    Заявление недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения могли послужить основанием для несоблюдения запретов или ограничений, установленных таможенным законодательством.

    Существует перечень товаров, запрещенных или ограниченных ко ввозу на территорию Таможенного Союза.

    Попытка искажения сведений о товаре с целью обойти эти запреты и ограничения влечет за собой штраф в от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений

Статья Статья 16.12 КоАП РФ. Оговаривает ответственность за несоблюдение сроков при подаче декларации и сведений. Статья включает в себя 5 возможных видов нарушения:

    Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации – штраф от 10 до 50 тысяч рублей.

    Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров – штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

    Непредставление в установленный срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля - штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

    Несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления – штраф от 10 до 50 тысяч рублей.

    Неисполнение обязанности по хранению документов, необходимых для проведения таможенного контроля - штраф от 200 до 300 тысяч рублей.

Как избежать нарушений и штрафов

Самая большая сложность заключается в составлении декларации. Даже если не искажать сведения преднамеренно, всегда есть риск допустить ошибку при заполнении. Единственный способ свести риск к минимуму – доверить заполнение документов лицензированному декларанту.

AKFA может выступить в качестве таможенного представителя при оформлении ваших грузов, гарантируя, что все процедуры будут соблюдены и груз выпустят в свободное обращение.

Обратите внимание! Специалисты AKFA заполняют декларацию, основываясь именно на тех исходных данных, которые вы нам предоставляете. Убедительная просьба: пожалуйста, не искажайте данные и удостоверьтесь в их точности! К вы узнали из этого материала, искажение сведений приводит к серьёзным последствиям!