Упрощенная форма регистрации недвижимости действует до. Упрощенный порядок регистрации. Стало ли проще? Особенности и основные нюансы нового законодательства

Возникновение права собственности или иного вещного права на созданный объект недвижимости является первоначальным способом приобретения права. В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на новую вещь, созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).

Федеральный закон от 30.06.2006г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объектынедвижимого имущества» получил широкую известность как Закон «О дачной амнистии». Хотя термин «Дачная амнистия» не совсем верно отражает смысл данного закона. Во-первых, положения данного закона применяются не только к дачным участкам и садовым домикам, сфера его действия намного шире. Во-вторых, амнистия применяется там, где существуют правонарушения, а данный закон регулирует права садоводов, владельцев жилых домов и гаражей, получивших свои земельные участки на законных основаниях, в соответствии с нормами действовавшего на тот момент законодательства, но в связи с рядом объективных обстоятельств, в том числе и в связи с изменением законодательства, не смогли оформить свои земельные участки и строения на них в собственность.

Законом установлен упрощенный порядок проведения государственной регистрации прав граждан на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества. Так, например, для некоторых объектов недвижимости Закон о дачной амнистии исключил необходимость получения застройщиком разрешений на строительство . К таким объектам относятся гаражи, дачные и садовые домики, хозяйственные постройки и т.п. Согласно пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство перестала быть обязательной в случаях:

Строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

Строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

Изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных градостроительным регламентом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документом, подтверждающим факт создание объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства такого объекта недвижимого имущества не требуется, в соответствии с пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта, является декларация о таком объекте недвижимого имущества. Форма декларации утверждена приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 03 ноября 2009г. №447 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества».

Кроме того, существует упрощенный порядок регистрации объектов индивидуального жилищного строительства. По общему правилу основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:

Документы подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

До 1 марта 2018 года правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (пункт 4 статьи 25.3 Закона о регистрации).

Таким образом, упрощенный порядок регистрации можно разделить на два случая:

Первый, в отношении созданных объектов недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества. В данном случае, заявителю необходимо заполнить в двух экземплярах декларацию об объекте недвижимого имущества и предоставить правоустанавливающий документ на земельный участок;

Второй, в отношении созданных объектов индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Кроме правоустанавливающего документа на земельный участок ничего предъявлять не нужно. Но такой объект, в отличии от дачных домиков и гаражей, должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для изготовления технического плана объекта индивидуального жилищного строительства.

Государственная пошлина для физического лица за государственную регистрацию права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, уплачивается в соответствии с пп. 24 п.1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 350 рублей.

Подать заявления о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации прав можно, обратившись в государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь»

Оформление жилого дома в собственность по упрощенной схеме разрешено законодательством. Для этого потребуется только корректно заполненное заявление по форме, и передача всех необходимых бумаг для проведения регистрации в госорган. Важно знать, что в Росреестр понадобится отправить документ, доказывающий право владения территорией. При отсутствии этой бумаги недвижимое имущество не может быть допущено к процедуре регистрации.

Особенности осуществления регистрации по упрощенной программе

Сегодня вопрос оформления регистрацииправа на дом по упрощенной программе остается, как никогда, актуальным. Рассмотрим более подробно суть этой процедуры. Упрощенная программа работает в отношении:

  • Земельных участков, предоставленных частным лицам до ноября 2001 года на правах собственности, в качестве наследства или бессрочной возможности их использования для ведения ЛПХ, содержания огорода, садоводства, для постройки дома, гаража.
  • Построек, на которые в период начала застройки был выдан соответствующий разрешительный документ.
  • Автогаражей, созданных на земле, предоставленной для некоммерческих потребительских нужд.
  • Домиков, предоставленных для ЛДХ (личное дачное хозяйство).
  • Подсобных конструкций.
  • Частных домов, возведенных на участке под жилищное строительство, или в границах территории, расположенной в поселке или городе, и имеющей назначение для ведения ЛДХ.

С конца января 2010 года, госпошлина, которая установлена для проведения процедуры регистрации перевода в собственность территории, предназначенной под ЛПХ, выращивание культур, возведение жилых домов, автогаражей, составляет 200 рублей.

Согласно действующему законодательству, основанием для осуществления процедуры регистрации права на дом, расположенный на территории, определенной под ИЖС, или на земле, находящейся в черте поселка или города, и определенного для ЛПХ, является документация:

  • подтверждающая факт постройки объекта недвижимости, а также имеющая содержательное описание;
  • устанавливающая право на землю, где находится недвижимость.

Важно понимать, что документ об установлении права может не пригодится, если его уже ранее зарегистрировали в соответствующем госоргане.

Согласно ФЗ №122 документами, подтверждающими возведение объекта ИЖС и содержащими подробное описание недвижимости, могут выступить:

  1. Кадастровый паспорт на дом.
  2. Оформленное по всем правилам в администрации разрешение на пользование домом.
  3. Разрешительный документ на застройку, если возведение объекта еще не закончено.

До начала марта 2015 года документацией, доказывающей факт постройки дома на конкретном участке, являлся кадастровый паспорт.

Важно! Если у физлица для проведения регистрационных действий и получения права владения требуют предоставить дополнительную документацию, то это противозаконно. Подобные требования он может не исполнять.

Обязательное межевание земельных участков не требуется, если территория была определена под ЛПХ, садоводство, ИЖС. Межевание - это распределение пограничных линий территории с помощью специальных знаков, а также установления соответствующих координат. Согласно законодательству, отсутствие в госкадастре недвижимости информации о пограничных линиях участка, определенного под ЛПХ, не может стать причиной отказа в госрегистрации.

В этой ситуации в кадастр должны быть включены общие сведения об участке, а его планировка может быть не оформлена.

При отсутствии сведений о граничащих линиях территории, необходимо указать информацию о том, что пограничные линии участка не установлены согласно требованиям ЗК РФ.

С начала сентября 2006 года на практике применяется упрощенная программа оформления домов во владение. Это позволяет перевести недвижимое имущество в собственность без документа о введении его в пользование.

Чтобы оформить в частное владение дом, находящийся на территории, предназначенной под строительство жилья или ведение ЛДХ, потребуется получить кадастры на недвижимое имущество, и на землю.

Эти документы станут официальным подтверждением строительства объекта недвижимости. Для оформления таких бумаг следует обратиться в БТИ, предварительно написав соответствующее заявление по форме. Специалисты госучреждения осуществят инвентаризацию дома, в результате которой подготовят техпланировку объекта.

Во время разработки и оформления планировки, в БТИ потребуется отправить следующую документацию:

  • Выписку , полученную из госкадастра, касаемую этого участка земли.
  • Документ, подтверждающий отсутствие сведений о жилом доме.
  • Решение, выданное администрацией, в котором будет указана информация о прикреплении к дому адреса. Бумага представляет собой документ-постановление.

Если земельный участок уже зарегистрировали, тогда оформлять кадастр на него не потребуется.

С начала марта 2015 года вместе с кадастром на землю нужно обязательно предъявить бумагу, подтверждающую введение дома в пользование.

На следующем шаге потребуется обратиться в службу госрегистрации по месту нахождения жилого дома. При себе необходимо иметь:

  1. Заявление на осуществление госрегистрации права владения.
  2. Чек о внесении госпошлины и его копия.
  3. Паспорт РФ или заверенная доверенность у нотариуса, при условии, если в госорганы обращается третье лицо.
  4. Кадастровый паспорт отдельно на дом и отдельно на землю.
  5. Письменное решение администрации о факте присоединения к участку адреса.
  6. Бумаги, устанавливающие право на участок, где расположен жилой дом с указанием целевых предназначений. В качестве таких документов могут выступить: договор на аренду, бумага, подтверждающая покупку или продажу и другие.

Где оформить дом в собственность?

Для того чтобы перевести дом в собственность, потребуется обратиться со всеми бумагами в службу госрегистрации.

Сама процедура регистрации осуществляется в местном регистрационном госучреждении. Вся информация заносится ЕГРП (Единый госреестр прав), при этом владелец получает свидетельство о госрегистрации.

Преимущества упрощенной программы перевода дома в собственность

Положительным моментом перевода дома в собственность по упрощенной программе является быстрый процесс регистрации постройки на ранее приватизированной территории.

Владельцу не потребуется оформлять специальное разрешение на ввод жилья в использование, а также предоставлять в Росреестр специальное разрешение от местной администрации на возведение дома. Это делает проще процедуру регистрации.

Если у владельца участка отсутствуют документы, подтверждающие право владения землей, то благодаря упрощенной программе, он может отправиться в Росреестр с пакетом другой документации, которая поможет доказать факт владения территорией в течение продолжительного времени.

К таким бумагам можно отнести похозяйственную книгу. Это позволит быстро перевести землю в собственность. В результате после получения документа о праве владения, человек становится полноправным хозяином дома и земельного участка, а значит, в дальнейшем, сможет совершать с ними любые действия.

на объекты недвижимости вступил в силу.

31.07.2019 года начала применяться новая редакция статьи 42 , п.1 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости, которая отменяет нотариальные сделки с долевой собственностью.

Упростил ли он жизнь обывателя? Разберемся подробнее.
Статья обновлена 04.01.2020 г

Упрощенный порядок сделок с недвижимостью с 31.08.2019 года заключается в следующем:

После вышеуказанной даты сделки с недвижимостью, находящейся в долевой собственности можно оформлять договором в простой письменной форме и оплатить госпошлину только 2000 рублей.

(вместо 0.5% от цены договора за удостоверение сделки нотариусом).

И ранее отчуждение недвижимости из единоличной и совместной собственности НЕ требовало удостоверения договора у нотариуса.

Ст.42 в новой редакции: «Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке…»

Обратите внимание!!!

«…всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке..

  1. Сделка должна быть оформлена одним договором. Если, для снижения налоговой нагрузки с применением налогового вычета в 1 000 000 рублей, участники долевой собственности оформляют сделку разными договорами купли-продажи(дкп) — это не одна сделка, значит требуется удостоверение ДКП у нотариуса.
  2. Вторая частая ситуация — сделки дарения или купли-продажи внутри участников долевой собственности.
    Например: квартирой владеют три собственника, один из которых решил подарить свою долю одному из двух других участников. Это нотариальная сделка.
  3. Другая частая ситуация — участников долевой собственности двое, один отчуждает(дарит или продает) свою долю в пользу другого.
    Как в этом случае? Порядок такой сделки в ст. 42 НЕ описан, а значит каждый регистратор будет ее применять по-разному. Пока центральный аппарат Росреестра или Верховный суд не выскажет свою позицию по таким сделка. А ждать придется долго, увы) . Из писем моих читателей сведения неутешительные — регистраторы требуют нотариального документа!
  4. Еще существуют сделки распределения долей (изменение размера долей между участниками долевой собственности.
    То есть состав участников не меняется, изменяется только размер долей.
    Например: было по 1\2 доле, участники перераспределили доли соглашением и стало 99/100 и 1/100 доли. Такие сделки описаны в п.2 статьи 42.
    Они НЕ требуют удостоверения соглашения о распределении у нотариуса.

По-прежнему требуется удостоверить договор отчуждения у нотариуса если:

  1. В числе участников долевой собственности есть несовершеннолетний или недееспособный участник (ст.54, п.2 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости)

Выделение долей детям в упрощенном порядке

После вступления в силу изменений, практически всем родителям теперь можно выделить доли детям без нотариуса.

Упрощенный порядок регистрации

Произошло слияние данных ЕГРП — единого государственного реестра прав и ГКН — государственного кадастра недвижимости.

Теперь есть единый реестр — ЕГРН — единый государственный реестр недвижимости. Хранение данных в нем осуществляется только в электронном виде. Обещают, что информация будет дублироваться и сохраняться на разных электронных носителях, для исключения ее утери. Однако чувство тревоги от этого не уменьшается)))

Упрощенный порядок регистрации прав на недвижимое имущество. В чем же заключается упрощение регистрации?

Лишь в том, что процедуру постановки недвижимости на кадастровый учет и регистрацию прав на нее может осуществляться одновременно и одним специалистом — государственным регистратором.

Упрощенный порядок регистрации. Стало ли проще?

Регистрация недвижимости предполагает — регистрацию объекта недвижимости и регистрацию права на него.

  • объект недвижимости сначала описывается, определяются его технические характеристики, такие как площадь, этажность, наличие подвалов и технических этажей и других.
  • затем объект недвижимости «привязывается» к земельному участку.
  • всем объектам недвижимости присваивается идентификационный номер — кадастровый номер.

Этот номер уникальный и не может быть повторен по другим объектам. Кадастровый номер присваивается объекту навсегда и может быть изменен только в результате изменения объекта, например его разделения или объединения нескольких в один.

Утраченный объект недвижимости — снимается с кадастрового учета.

С 02.01.2017 года без постановки объекта недвижимости на кадастровый учет становится невозможным регистрация прав на него, в том числе и дачных домиков.

Упрощенный порядок регистрации прав на дачные строения по декларации отменен.

Как поставить объект недвижимости на кадастровый учет?

Права выявления и описания объектов недвижимости делегированы кадастровым инженерам.

Реестр сертифицированных кадастровых инженеров ведет Росреестр и с ним можно познакомиться на официальном сайте Росреестра — rosreestr.ru

Кадастровому инженеру можно заказать:

  • Технический план на строение (жилое или нежилое)
  • Межевой план на земельный участок

На основании этих документов и вашего заявления, будет произведен произведен кадастровый учет объекта недвижимости и данные о нем внесены в ЕГРН — единый государственный реестр недвижимости.

Большинство существующих ранее объектов недвижимости уже состоит на кадастровом учете.

Но по старым объектам, построенным до 01.03.2013 года, могут быть ошибки либо они вовсе не состоят на кадастровом учете, что исключает регистрацию прав на них.

Регистрация прав на объект недвижимости

После постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, можно зарегистрировать на него право собственности, т.е определить законного собственника(хозяина), а после — иного правообладателя — арендатора, оперативного управляющего.

Регистрация права осуществляется на основании:

  • Право устанавливающего документа
  • Заявления о регистрации права

Так вот, теперь две эти процедуры можно провести одновременно, обратившись с заявлением в Росреестр.

Срок выполнения — 10 рабочих дней!

Упрощенный порядок регистрации на переходный период

ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости»

статья 70

Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях

7. До 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

статья 71

Особенности подготовки технического плана здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства

1. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.

2. В случае отсутствия разрешения на строительство на объект незавершенного строительства, проектной документации на объект незавершенного строительства сведения о таком объекте недвижимого имущества, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимого имущества на земельном участке, указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимого имущества, изготовленного до 1 января 2013 года.

3. В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, машино-места, изготовленного до 1 января 2013 года, или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение или машино-место.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте (за исключением сведений о местоположении здания, сооружения на земельном участке, об их площади, о площади застройки, сведений о площади и местоположении помещения или машино-места в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Вот и все!

Упрощенный порядок регистрации недвижимости в 2019 -202 г

Информация Росреестра от 09.02.2018 "1 марта 2018 года заканчивается "дачная амнистия" для индивидуальных жилых домов"

В связи с этим Росреестр рекомендует правообладателям земельных участков для индивидуального жилищного строительства или расположенных в населенных пунктах для ведения личного подсобного хозяйства, на которых построены жилые дома, до 1 марта 2018 года обратиться с заявлением о регистрации на них права собственности.

Для проведения этой процедуры необходима оплата государственной пошлины, наличие разрешения на строительство, правоустанавливающих документов на земельный участок и подготовленного кадастровым инженером технического плана жилого дома. В случае если ранее права на земельный участок были зарегистрированы, то предоставлять правоустанавливающие документы на него не требуется.

Росреестр обращает внимание, что изготовить технический план жилого дома вправе только кадастровый инженер, который должен заключить с собственником дома договор подряда на выполнение кадастровых работ. Таким договором может быть установлена возможность оплаты работы только после проведения кадастрового учета и регистрации прав на жилой дом.

Заявления и документы на регистрацию прав можно подать в Росреестр при личном обращении в многофункциональные центры "Мои документы", в электронном виде с помощью специальных сервисов на сайте Росреестра (в том числе в "Личном кабинете правообладателя") или направить по почте.

Следует иметь в виду, что заявления, представленные в Росреестр до 1 марта 2018 года, будут рассматриваться по правилам, действовавшим до указанной даты. После 1 марта 2018 года для регистрации права собственности на жилой дом потребуется ввод жилого дома в эксплуатацию. Для этого необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения такого объекта.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 13.02.2018

Государственная регистрация прав на отдельные объекты недвижимого имущества в упрощенном порядке

Дачная амнистия: как оформить недвижимость в упрощенном порядке

С понятием «дачная амнистия» связано много путаницы. На деле–это возможность оформить в собственность некоторые объекты недвижимости в особом порядке. Разберемся, в чем он заключается, какие документы нужно иметь, и почему лучше зарегистрировать свои права на земельный участок и построенный дом как можно быстрее.

И так, кому облегчает жизнь дачная амнистия, что это такое с юридической точки зрения и что подразумевает срок ее «продления» до 2018 года? Судя по отзывам, не всем понятно, в чем ее суть и какие преимущества она предоставляет.

Прежде всего, не нужно путать ее с бесплатной приватизацией, это совершенно другая тема. Дачная амнистия – для тех, кто уже по факту владеет участком земли, приобретенным до 30 октября 2001 года (принятие Земельного кодекса), и может подтвердить это документами.

В чем суть?

По действующему законодательству, любая недвижимость подлежит государственному учету: земельные участки, жилые помещения, гаражи, бани, хозяйственные постройки. Сведения о них должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и в государственный реестр регистрации прав на недвижимость (ЕГРП). Эти действия осуществляют органы Росреестра: кадастровая и регистрационная палаты. Данные кадастра и реестра являются открытыми. Любой заинтересованный пользователь, например потенциальный покупатель, может запросить выписку из них, чтобы убедиться в добросовестности продавца.

Согласно закону нельзя оформить право собственности на недвижимость, если сведения о ней отсутствуют в ГКН. Их наличие подтверждает кадастровый паспорт. Поставить объект на кадастровый учет можно только на основании технических документов:

  • для земельного участка – это межевой план;
  • для построенного дома– технический план.

Их получение – относительно длительная и дорогостоящая процедура. Суть «дачной амнистии» сводится к тому, что получить свидетельство на землю можно без межевания.Для построенных объектов – условия разные, об этом читайте ниже. Подробнее в теме также поможет разобраться предлагаемый видеоролик.

Какие объекты подпадают под «дачную амнистию»

Земельные наделы, которые получали наши граждане до 2001 года, условно делятся на две основные категории:

  • предоставленные под садоводство, огородничество, дачное хозяйство;
  • выделенные для ИЖС (строительство частного дома) или для ведения подсобного (приусадебного) хозяйства.

Именно такие участки,и построенные на них объекты, можно зарегистрировать в рамках «амнистии».В советское время они предоставлялись на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования.Сначала 90-х годов, при выделении земли, уже выдавали свидетельство о собственности. Это так называемые, документы старого образца, они вполне законны. Но сведений о таких собственниках в ЕГРП – нет. При необходимости подарить завещать, продать имущество – потребуется зарегистрировать переход права, а для этого оно быть зафиксировано в государственном реестре.

Требующиеся документы и порядок оформления

Каждый недвижимый объект оформляется отдельно. Начинать следует с получения свидетельства на землю, поскольку без него невозможно зарегистрировать дом.

Регистрация земельного участка

Нужно обратиться в отделение Росреестра с заявлением (заполняется там же), приложив к нему любые имеющиеся документы, это может быть:

  • свидетельство о собственности старого образца;
  • решение исполкома или другого органа о выделении участка;
  • выписка из похозяйственной книги местных органов власти.

Если из документов не видно, на каком праве была предоставлена земля, то считается, что она была в собственности. Выписка выдается из архива соответствующего государственного или муниципального образования по месту нахождения земли.

Если вы имеете в собственности подаренный или полученный по наследству дом, и хотите получить свидетельство на землю под ним, то нужно дополнительно приложить:

  1. договор дарения, купли-продажи, наследственные документы;
  2. один из вышеперечисленных документов о праве предыдущего владельца.

Если прежний хозяин земельного участка зарегистрировал свою собственность, то п.2 – выполнять не требуется.

Узнать об этом можно, запросив выписку из ЕГРП.

Земля будет поставлена на кадастровый учет одновременно с регистрацией права собственности, а сведения будут внесены на основании имеющихся документов. Когда межевого плана нет, ставится пометка, что границы участка и его площадь точно не определены. Если в первичных документах отсутствуют сведения о характерных индивидуальных признаках объекта – в постановке на кадастровый учет и регистрации будет отказано.

Регистрации домов, других построек

Для регистрации полностью построенного дома нужно представить документы, подтверждающие факт его создания с описанием основных характеристик (ст.25.3, № 122-ФЗ) и свидетельство на земельный участок.

Собирая документы для дачной амнистии обратите внимание на категорию и разрешенное использование земли. От этого зависит порядок последующих действий.

  1. Если земля относится к сельскохозяйственной, выделялась под садоводство, ведение дачного, подсобного хозяйства – то заявитель просто заполняет бланк декларации, в которой описывает строение.Этого достаточно, чтобы дом одновременно внесли в кадастр и зарегистрировали право собственности (письмо Росреестра от 10.04.2015 г).Аналогичный порядок действует в отношении нежилых объектов на землях иного назначения. Их объединяет то, что для строительства не требуется разрешение.
  2. Возведение жилого дома на участке, выделенном под ИЖС и ЛПХ в пределах населенного пункта, можно подтвердить только документом: разрешением на ввод дома в эксплуатацию, а его можно получить, если строительство было разрешено.

Акт ввода в эксплуатацию не требуется представлять до 1 марта 2018 года. Следовательно, для регистрации права на построенный жилой объект не обязательно иметь и разрешение на строительство.

Но кадастровый паспорт получить придется. И дело не столько в нем – регистрационная палата может и сама сведения запросить, важно поставить строение на учет. Во-первых, это единственный документ, которым вы можете подтвердить факт существования дома. Во-вторых, если сведения о нем отсутствуют в кадастре – последует отказ (ссылка на ст.20, п. 1.2, закона № 122-ФЗ), потому что не допускается регистрация права на неучтенный объект.

Что касается технического паспорта (составлялся в БТИ до 2013 года, сейчас составляется технический план) – это промежуточный документ, и требуется он не всегда. Из схемы видно, что для составления технического плана могут использоваться и другие основания.

Регистрация недостроенных объектов

Приобрести право собственности на недостроенный дом можно только при наличии разрешения на строительство (п.5, ст.25.3, №122-ФЗ),что создает много проблем собственникам таких объектов.

Поскольку сроки продлены, то проблема снята. Если разрешение имеется, то незавершенный объект все равно придется поставить на кадастровый учет, для чего потребуется технический план.

Резюме

Дачная амнистия не освобождает от необходимости ставить недвижимость на кадастровый учет. Если в ГКЗ имеются сведения, а проверить это можно, запросив кадастровую выписку или паспорт, то регистрация упрощается. Сведения о большинстве земельных участков были переданы в информационный банк из БТИ, а строительные объекты ставят на учет сами владельцы.

Свидетельство о праве собственности не спасает от обвинения в “самозахвате” земли – при отсутствии межевого плана, а дом – от признания самовольной постройкой, если были нарушены земельные или градостроительные нормы. Но при его наличии все возникающие проблемы решаются только через суд.

Вопросы и ответы по материалу

  • 11.12.2016, Дмитрий: Перевод из недостроя в жилой дом
  • 04.11.2016, Людмила: Категория дома, если проживаем только в летний период
  • 26.06.2016, Валерий: Оформить дополнительные сотки по дачной амнистии
  • 02.04.2016, Галина: Земельный участок в собственность
  • 11.02.2016, Ира: Пристройка к дому по упрощенному режиму
  • 18.01.2016, Юлия Водянова: Можно ли поставить объект на учет построенный на земельном участке 222 кв. м. по дачной амнистии
  • 18.01.2016, Светлана: Оформление дома
  • 30.11.2015, Ирина: Старый дом и новый на одном участке без сноса

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.06.2006 N 93-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ОФОРМЛЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ
ПОРЯДКЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА"

Принятие Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ (далее — Закон N 93-ФЗ) вызвано необходимостью упростить процедуру государственной регистрации сделок с принадлежащими гражданам объектами недвижимости, правоустанавливающие документы на значительную часть которых отсутствуют либо не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этих целях Закон вносит изменения в Земельный, Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и некоторые другие законодательные акты.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2006 года, за исключением норм, устанавливающих размер пошлины за регистрацию некоторых сделок с объектами недвижимости, которые вступают в силу с 1 января 2007 года.

Особенности оформления прав граждан на принадлежащие им земельные участки

Закон N 93-ФЗ регулирует правоотношения, связанные с определением и оформлением статуса земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с Федеральными законами "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Закон о госрегистрации прав) и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" правоустанавливающие документы на принадлежащие гражданам указанные земельные участки, так же, как и на другие объекты недвижимости, выданные до вступления в силу Закона о госрегистрации прав и Земельного кодекса РФ, считаются действительными, однако для совершения сделок с такими объектами недвижимости права на эти объекты необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по правилам Закона о госрегистрации прав.

Закон N 93-ФЗ установил, что гражданин может зарегистрировать право собственности на принадлежащий ему земельный участок, в т.ч. предоставленный ему ранее на праве пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования, либо на праве, вид которого по имеющимся документам невозможно определить, причем принятия специального решения органа власти о предоставлении участка в собственность, в отличие от ранее действовавшего порядка, не требуется.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является какой-либо из следующих документов:

акт о предоставлении гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства; форма выписки должна быть установлена Росрегистрацией);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок.

Обязательным приложением к таким документам является кадастровый план соответствующего земельного участка, причем государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в предоставленном гражданином документе, не соответствуют данным кадастрового плана этого участка.

Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность выделенный ему земельный участок, входящий в состав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Закон N 93-ФЗ отделил предоставление такого земельного участка в собственность гражданина, осуществляемое по новым правилам только в индивидуальном порядке, от процедуры предоставления в собственность указанным некоммерческим объединениям земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования объединения. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления земельных участков, обязаны принять решение о предоставлении таких участков гражданину или, в упомянутых случаях, некоммерческому объединению в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов (ранее — в месячный срок).

Важным элементом порядка оформления прав граждан на земельные участки являются землеустроительные процедуры, предшествующие государственной регистрации прав на земельный участок, в т.ч. кадастровый учет земельного участка и предоставление правообладателю земельного участка кадастрового плана участка.

Закон N 93-ФЗ установил, что в случае несоответствия сведений о площади земельного участка, содержащихся в правоустанавливающем документе, представленном для государственного кадастрового учета участка, сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого участка проводится на основании сведений, содержащихся в документах о межевании; проведение кадастрового учета в таких случаях не приостанавливается, в отличие от иных случаев противоречивости содержащихся в документах сведений. В то же время, если содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка превышает указанную в правоустанавливающем документе более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования, в проведении государственного кадастрового учета должно быть отказано.

В случае, если сведения государственного земельного кадастра о местоположении (об адресе), площади или местоположении границ определенного земельного участка нуждаются в уточнении, или отсутствуют сведения о его разрешенном использовании или принадлежности к категории земель, правообладателю кадастровый план выдается.

Одновременно ему выдается справка о составе документов, которые необходимо подать в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для уточнения указанных сведений. Последующее уточнение осуществляется в порядке, установленном для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.

Особенности оформления прав граждан на иное принадлежащее им недвижимое имущество

Закон N 93-ФЗ регламентировал порядок государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимости.

К таким объектам относятся:

объект недвижимого имущества, для строительства или реконструкции которого не требуется выдачи разрешения на строительство (в соответствии с Градостроительным кодексом РФ выдачи разрешения на строительство не требуется, в частности, в случаях строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства или дачного хозяйства, строительства киосков, навесов, строений и сооружений вспомогательного характера; Закон N 93-ФЗ распространил эти нормы Градостроительного кодекса на объекты, построенные, реконструированные или измененные до введения Кодекса в действие);

объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства;

объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке).

Основаниями для государственной регистрации права собственности на эти объекты являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект. Предоставления документа на земельный участок не требуется, если право заявителя на этот участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о госрегистрации прав.

Упрощенный порядок регистрации недвижимости 2017

Кроме того, требуется представить также кадастровый план участка, за исключением целого ряда установленных Законом N 93-ФЗ случаев (например, представления кадастрового плана не требуется в случае, если земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ этого участка).

Необходимо отметить, что до внесения в Закон о госрегистрации прав излагаемых изменений представление кадастрового плана земельного участка было обязательным в любом случае, кроме случаев, когда он уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

В декларацию включаются сведения об адресе или местоположении объекта, его виде, назначении, площади, количестве этажей, материалах наружных стен и некоторые другие сведения.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или — в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, — разрешение на строительство.

До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Соответствующее уточнение Закон N 93-ФЗ внес в Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", установив, что до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта.

Формы декларации об объекте недвижимого имущества и технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства должны быть утверждены Минэкономразвития РФ.

Закон N 93-ФЗ внес изменение в Гражданский кодекс РФ, установив возможность признания права на самовольные постройки, к которым, в частности, относятся индивидуальные жилые дома, построенные или реконструированные без проверки на соответствие градостроительным и строительным нормам, не только в судебном, но и в административном порядке.

Помощь гражданам в оформлении прав на объекты недвижимого имущества

Закон N 93-ФЗ установил, что в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на объекты недвижимого имущества органы местного самоуправления на основании заявлений граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, технического учета (инвентаризации) созданных на этих земельных участках объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав на них.

В этих целях органы местного самоуправления организуют прием заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов, выступают заказчиками работ по проведению территориального землеустройства земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, проводят разъяснительную работу по порядку оформления документов, а также подают в интересах граждан заявки о проведении государственного кадастрового учета земельных участков и заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, получают документы о проведении кадастрового учета и свидетельства о государственной регистрации, и передают их гражданам.

Аналогичное право предоставлено и нотариусам. Нотариус вправе представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в орган госрегистрации в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки, а также вправе получать свидетельства о государственной регистрации прав для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась регистрация.

Финансирование мероприятий по оформлению прав граждан на объекты недвижимого имущества

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки вправе осуществлять организацию и финансирование мероприятий по проведению территориального землеустройства таких земельных участков.

Субъекты РФ могут устанавливать на период до 1 января 2010 года предельные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) работ по проведению территориального землеустройства в отношении принадлежащих гражданам земельных участков.

Налоговый кодекс РФ дополнен подпунктом, устанавливающим размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельные участки, о которых идет речь в Законе N 93-ФЗ (т.е. земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства), либо на создаваемые или созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества — этот размер составляет 100 рублей. Упомянутая новая норма Налогового кодекса РФ вступает в силу с 1 января 2007 года; в настоящее время за совершение указанных действий физические лица должны уплачивать пошлину в размере 500 рублей.

Приватизация жилищного фонда

Кроме вышеизложенного, Закон N 93-ФЗ перенес с 1 января 2007 года на 1 марта 2010 года срок, с наступлением которого признаются утратившими силу действующие нормы ряда законодательных актов, в т.ч. Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и таким образом продлил срок приватизации гражданами жилых помещений, а также действие законодательной нормы, допускающей "расприватизацию", т.е. возможность передачи гражданами принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, и заключения договора социального найма этих помещений.

Кроме этого признана утратившей силу законодательная норма, устанавливавшая обязанность преобразования в срок до 1 января 2007 года жилищных и жилищно-строительных кооперативов, в которых все их члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этими кооперативами жилые помещения, в товарищества собственников жилья, или ликвидации этих кооперативов.

КонсультантПлюс

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (далее по тексту — ГрК РФ) разрешение на строительство (реконструкцию) представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, п.

Упрощенный порядок регистрации жилого дома

2.1. Постановления администрации города Оренбурга от 16 марта 2012 года № 491-п «Об утверждении Положений о выдаче разрешения на строительство и о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» (далее по тексту — Постановление № 491-п) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

По смыслу ч.

2 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (на территории города Оренбурга выдается департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (ДГиЗО).

Согласно ч. 10 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

В соответствии с действующим законодательством, после строительства (реконструкции) индивидуального жилого дома его необходимо ввести в эксплуатацию (получить разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию) и поставить на государственный кадастровый учет.

28 февраля 2015 года был принят Федеральный закон от № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 20-ФЗ).

Согласно статьям 1-2 Закона № 20-ФЗ в пункте 4 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» слова «1 марта 2015 года» заменены словами «1 марта 2018 года».

В настоящее время (вплоть до 01.03.2018г.) в рамках «дачной амнистии» застройщик может производить застройку (реконструкцию) в пределах земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, даже при отсутствии разрешения на строительство (ввод объекта в эксплуатацию).

В дальнейшем, для того, что бы зарегистрировать право собственности на объект индивидуального жилищного строительства достаточно предоставить документ, подтверждающий факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащий его описание (например, технический план, кадастровый паспорт), и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Для подготовки технического плана необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Таким образом, в настоящее время (вплоть до 1 марта 2018 года) собственник земельного участка может в упрощенном порядке оформить реконструированный индивидуальный жилой дом без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Оформление жилого дома в собственность по упрощенной схеме

Действующий до 1 марта 2018 года упрощенный порядок регистрации возведенных гражданами индивидуальных жилых домов заключается в следующем.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также предоставление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:

— документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

— правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

При этом до 1 марта 2018 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Таким образом, для государственной регистрации возведенного гражданами индивидуального жилого дома необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Абинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ул. Интернациональная, 56а, т. 4-12-35) и предоставить вышеуказанные документы.

Администрация Абинского городского поселения рекомендует гражданам воспользоваться данной возможностью и до 1 марта 2018 года зарегистрировать возведенные индивидуальные жилые дома в упрощенном порядке.

А. Сапрунов, начальник отдела градостроительства администрации Абинского городского поселения

Основной смысл упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество заключается в систематизации и формировании необходимых инструментов для определённого влияния на рынок в данной сфере. А также охрана прав, закреплённых Конституцией РФ, которые распространяются на владельцев объектов недвижимости, в том числе, если речь идёт об оформления земельных участков в собственность. Поскольку область частного владения является частью таких гражданских взаимоотношений, которые напрямую влияют на гарантированные имущественные интересы, а также духовное развитие российского общества.

Например, не у всех владельцев, ранее ставших хозяевами земельных наделов и дачных построек имелись требуемые документы. Поэтому Федеральным Законом РФ, вступившим в силу в сентябре две тысячи шестого года, была проведена «дачная амнистия». Он сделал возможным упрощенный порядок оформления частной собственности. Проявившиеся изменения во всех основных законах, касающихся этой сферы, позволили значительно упростить и облегчить получение правоустанавливающих документов. Простая процедура предусматривает возможность и необходимость гарантировать соблюдение прав на недвижимость, а также обеспечить полноценные условия регистрации права собственности, защитив при этом владельцев от постоянно изменяющегося законодательства.

Основные назначения закона

Благодаря тщательно проработанным нормам теперь стало возможным оформить в упрощенном порядке:

  • осуществить приватизацию земли в организациях без коммерческой направленности (садовые товарищества и т.п.);
  • регистрировать права на личное (для частного проживания) строительство;
  • оформление права собственности на дом, участок земли;
  • возможность ускоренной замены старого образца правоустанавливающих документов на обновлённые.

Основные изменения пришли на такие области государственных служб, как:

  • кадастровые палаты, земельные комитеты (учёт, в который входит как самовольные постройки, так и земля);
  • налоговая служба (порядок оплаты государственной пошлины);
  • отделения Росреестра (включая взаимодействие с функциями, выполняемыми нотариусами);
  • муниципальные орган, городские и районные администрации (подготовка заключений и разрешений).

Если вопрос касается получения свидетельства нового образца на участок земли, то имеющими силу признаются формы бланков государственных служб, независимо, кем и когда они были выданы. Более того, считается достаточным, в случае, когда нет больше никаких документов, предъявление одной выписки из хозяйственной книги.

Важно! Вид предыдущего право обладания, будь то: наследуемое или бессрочное владение, в том числе, если нет возможности его точно установить, будет признаваться как участок, выданный на праве собственности. Происходит это на основании введенной презумпции права на землю.

Порадовала отмена обязательного межевания земельного участка, поскольку такое разграничение обходилось собственнику серьезными финансовыми затратами. Теперь, при условии отсутствия претензий между соседями, все операции (продажа, наследование, дарение и т.п.) с землёй можно проводить без процедуры межевания, исходя из фактически сложившихся границ. Следует отметить, что отсутствие споров между соседями освобождает собственника участка земли от обращения в судебные инстанции даже если за несколько десятилетий эти границы претерпели изменения.

Кроме этого, закон позволил не только оформить приватизацию земли по специальной (более лёгкой) процедуре в индивидуальном порядке, но и получить в дальнейшем такой участок в собственность. В том числе без определения четких границ, руководствуясь при этом фактически сложившимися со временем. Никаких крайних сроков, а также взимания платежей при проведении вышеуказанной процедуры (“переоформление права”) Законодателем не предусмотрено.

Порядок получения правоустанавливающих документов по унифицированной процедуре

Дачные постройки (ангары, бани, гаражи, помещения хозяйственного назначения), находящиеся на участке земли на данный момент регистрируются в декларативном порядке. Регистрация производится на основании заполненной декларации. Когда же речь идёт об оформлении права на жилой дом, – то после изготовления технического паспорта. Такие изменения способствуют легализации самовольно возведенного жилья, поскольку в таких случаях был исключён обязательный порядок получения соответствующего разрешения на строительство, а также проведение процедуры ввода объекта в эксплуатацию.

По унифицированной форме упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество, регистрацию объектов позволяется проводить “задним числом” до 1 марта 2020 года. Для оформления свидетельства на право собственности достаточно подать заявление и получить разрешение на строительство в местном муниципальном органе. Новое законодательство предусматривает создание единого реестра, в который заносятся все сведения об объектах недвижимого имущества, а также осуществляется контроль за собственниками.

Важно! Градостроительный Кодекс РФ, Жилищный Кодекс РФ, а также ряд Федеральных Законов РФ призваны регулировать порядок получения прав собственности, который предполагает сбор и подачу объёмного пакета документов. Таким образом, упрощенный порядок затрагивает конкретную категорию право обладателей, у которых право собственности возникло до принятия соответствующих законов, регламентирующих новую процедуру оформления.

Для регистрации дачной постройки необходимо подать правоустанавливающие документы на землю. Если сведения по земельному участку уже внесены в единый реестр, то производить такие действия не потребуется. Также, это касается гаражных построек, если соответствующей организацией, либо органом местного управления уже выдано специальное заключение о том, что данная постройка действительно не нарушает определённых для собственника границ.

Незначительные расхождения в границах самого участка земли с той информацией, которая внесена в единый реестр, не является основанием для отказа в регистрации дачной постройки, в том числе недостроенного сооружения.

Особенности и основные нюансы нового законодательства

По новым правилам не представляется возможным оформить любое строение, если участок земли официально предполагает назначение – “под огородничество”. Для изменения назначения земли необходимо подготовить довольно большой пакет документов, а также потратить немало времени. Кроме того, не все земельные участки разрешается переводить в другое целевое назначение, так что нюансов здесь возникает достаточно.

Также важным аспектом будет являться возможность зарегистрировать ” недострой”, поскольку такие постройки попадают под действия нового закона. Здесь возникает необходимость подготовки пакета документов и получения специального разрешения на строительство от местных органов самоуправления. При этом, если закончить строительство объекта, то указанное разрешение уже будет ненужным. Глобальная реконструкция здания, которое уже было зарегистрировано сюда не входит, потому как попадает под общие основания оформления.

В любом случае возведение капитальных строений предполагает соблюдение жилищных и градостроительных норм. Поэтому нужно всегда помнить, что наличие технического (кадастрового) паспорта, это прежде всего возможность избежать неприятных юридических последствий. Тем более, что судебные органы, в случае, если возникнет спор, будут относиться к декларации критически, поскольку данный документ заполняется заинтересованным лицом, а кадастровый паспорт нет.

Для владельцев частных домов появилось немало положительных сторон, например, прописка, возможность ускоренного получения займа в кредитном учреждении или приятное осознание обладания собственностью, закрепленное официальным свидетельством, что для многих является важным. Для право обладателя земельного участка появилась реальная упрощённая система, которая помогла расширить границы своих владений за счёт не задействованных земель, если они не являются собственностью водного или лесного фондов.