Урмарский районный суд чувашской республики. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов Правила обращения экологически опасных веществ и отходов

Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 2 ст. 247 УК РФ

Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Ч. 3 ст. 247 УК РФ

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, – наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к ст. 247 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Опасные вещества – это вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели. Опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

2. Объективная сторона преступления выражается в производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении указанных веществ и отходов с нарушением установленных правил.

3. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний, создавших реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (любой степени тяжести) либо окружающей среде.

4. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

5. Субъект преступления специальный – лицо, ответственное за соблюдение правил обращения экологических опасных веществ и отходов.

6. Зонами экологического бедствия (ч. 2) признаются участки территории России, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

7. Для установления признака массового заболевания людей (ч. 3) привлекаются соответствующие специалисты либо эксперты, например представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации признаются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Комментарий к статье 247 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. Предметом преступления являются:

а) запрещенные виды опасных отходов;

б) радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы.

Первые относятся к производству, а вторые – к обращению экологически опасных веществ и отходов.

Запрещенные виды опасных отходов – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво-, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо тех, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека сами по себе или при вступлении в контакт с другими веществами. Радиоактивные вещества – это не относящиеся к ядерным материалам (т.е. к материалам, содержащим или способным воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся)) ядерные вещества, вещества, испускающие ионизирующее излучение. К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и воздействующие на человека и окружающую природную среду, в том числе и используемые в сельскохозяйственном производстве. Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений. Запрещенными видами опасных отходов признаются отходы, возникновение которых запрещено: в любом случае (сильнодействующие отравляющие вещества, могущие иметь военное предназначение либо использоваться для производства оружия массового поражения); при осуществлении определенных технологических процессов (как побочный продукт); в объеме, превышающем установленный специальным нормативным актом или нормативно-техническими документами, либо в определенных концентрациях, либо в определенных местах и в определенные периоды времени, либо без надлежащего разрешения (лицензии).

Опасные отходы – это непригодные для производства продукции, утратившие свои потребительские свойства виды сырья, пасто-, газо-, парообразные вещества и энергия, способные вызвать поражение живых существ и среды их обитания. Они подразделяются на ядовитые (токсичные), радиоактивные и иные, для каждого из которых установлены соответствующие классы токсичности. Радиоактивными отходами являются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Опасными (токсичными) веществами признаются органические и неорганические вещества (их соединения, продукты, их содержание), которые при поглощении или контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

2. Производство – действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что они приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются. Транспортировка – перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения. Хранение – помещение отходов в накопители с целью последующего повторного использования либо извлечения для захоронения. Захоронение – постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах. Использование предполагает пользование (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами. Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая охватывает: обезвреживание – освобождение от вредных примесей; утилизацию – извлечение полезных продуктов; складирование – временное размещение отходов; сбор – накопление в месте образования.

3. Нарушение указанных правил должно создавать угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 246 УК) или окружающей среде. Создание угрозы причинения существенного вреда окружающей среде подразумевает “возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда” (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

4. Преступление считается оконченным с момента создания реальной угрозы наступления указанных в законе последствий.

5. Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины.

6. Субъект преступления специальный – лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

7. В ч. 2 ст. 247 УК установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей природной среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

8. Субъективная сторона характеризуется неосторожностью.

9. Зонами экологического бедствия объявляются участки и территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Зона чрезвычайной экологической ситуации – это объявленные участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

10. Ответственность по ч. 3 ст. 247 УК наступает за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Комментарий к статье 247 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

Объект преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, – отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Предмет преступления – окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы – земли, недр, вод, атмосферы и др.

Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов и обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Суммарный перечень опасных отходов и веществ указан в Федеральной целевой программе “Отходы”, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 (в ред. от 30 января 2000 г.), Положении о государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. N 869 (в ред. от 5 апреля 1999 г.), и в других нормативных актах.

Экологические требования к производству опасных отходов, транспортировке, хранению, захоронению, использованию и иному обращению с химическими, бактериологическими и радиоактивными веществами указаны в нормативных правовых актах, перечисленных в комментарии к ст. 246 УК РФ Они изложены также в ряде других законодательных актов РФ, ее субъектов, подзаконных нормативных актах, на которые необходимо сделать ссылку. Например, правовые основы обращения с отходами определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (в ред. от 18 декабря 2006 г.). Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Законом РФ от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” и рядом постановлений Правительства РФ.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением понимаются транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная, необходимо установить в каждом конкретном случае, нарушение каких правил имело место, являются ли они действующими, и сослаться на эти правила при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимаются создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка – это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд – как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

Хранение – это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение – закапывание в землю, помещение в могильник <1>. Статья 1 Федерального закона “Об отходах производства и потребления” определяет захоронение как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения их попадания в окружающую среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в ст. 247 УК РФ, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Состав преступления по конструкции формальный. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
При этом по смыслу закона речь идет как о причинении существенного вреда здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

Угроза причинения вреда считается созданной, если она была реальной, действительной (а не мнимой), и вред здоровью людей или окружающей среде не был причинен лишь вследствие обстоятельств, не зависящих от воли виновного, или благодаря вовремя принятым мерам (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 названного Постановления разъяснил, что существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью животных, включая птиц, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой смертность превышает среднестатистический уровень в 3 раза и более; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Под угрозой причинения существенного вреда здоровью людей, на наш взгляд, понимается угроза причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека либо угроза распространения эпидемии. Такой вывод следует из сопоставительного анализа рассматриваемой нормы и иных норм об ответственности за экологические преступления, где в качестве последствий указывается вред здоровью человека.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом: лицо сознает общественную опасность совершаемых им действий, предвидит возможность либо неизбежность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде и желает эти действия совершить.

Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

Субъект преступления – общий: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, поскольку большинство из перечисленных в ст. 247 УК РФ деяний могут быть совершены любыми лицами.

Утверждения о том, что субъектом данного преступления могут быть только лица, на которых возложены обязанности по руководству промышленным предприятием, технологическим процессом, необоснованно сужают смысл и содержание закона.

Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 данной статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 247 УК РФ, повлекшее: загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершение их в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под загрязнением окружающей среды в ч. 2 ст. 247 УК РФ понимается физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее в результате этого угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою.

Отравление окружающей среды – это разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации.

Заражение окружающей среды – внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения).

Понятие “вред здоровью людей” излагалось при рассмотрении ст. 246 УК РФ, понятие “существенный вред природной среде” тождественно понятию “существенный экологический вред”.

Массовая гибель животных представляет собой гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыб, на определенной территории, при котором уровень их смертности превышает среднестатистический в 3 раза и более (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14).

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Федерального закона “Об охране окружающей среды”, законодательством об этих зонах. Однако эти вопросы до сего времени практически остаются вне правового регулирования.

Часть 2 ст. 57 данного Закона гласит, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (в ред. от 18 декабря 2006 г.), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Закон РФ от 19 декабря 1991 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей природной среды” в ст. ст. 58 и 59 соответственно определял, что зонами чрезвычайной экологической ситуации признаются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, а зоны экологического бедствия – это территория, где названные изменения уже произошли и повлекли за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, обеднение растительного и животного мира вплоть до вымирания отдельных видов растений и животных.

Преступления, предусмотренные ч. 2 данной статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайных экологических ситуаций), считаются оконченными с момента наступления указанных в них последствий: загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинения вреда здоровью человека либо массовой гибели животных. Состав преступления материальный.

Совершение деяний, указанных в ч. 1 ст. 247 УК РФ, в зонах экологического бедствия или в зонах чрезвычайных экологических ситуаций считается оконченным преступлением с момента их выполнения в указанных зонах. Состав преступления формальный.

Преступление, предусмотренное ч. 2, характеризуется как умышленной, так и неосторожной с субъективной стороны формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 ст. 247 УК РФ последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или сознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

К особо квалифицирующим признакам ч. 3 ст. 247 УК РФ относит деяния, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 не разъясняется понятие “массовое заболевание людей”. Не характеризуется либо весьма скупо характеризуется это понятие и в юридической литературе. Одни считают, что массовое заболевание людей не следует отождествлять с эпидемией. Другие определяют массовость тем, что из строя выводится большое количество людей.

Своеобразие представляет и субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 247 УК РФ

В силу прямого указания закона отношение виновного к смерти человека или массовому заболеванию людей может быть только неосторожным.

Однако сами деяния могут быть, как показано выше, либо умышленными, либо неосторожными.

В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного – в целом и все преступление является неосторожным.

Видео о ст. 247 УК РФ

СТ 247 УК РФ .

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение,
захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических
веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения
существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на
срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на
тот же срок.

2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды,
причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне
экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по
неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, -
наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.

Комментарий к Ст. 247 Уголовного кодекса

1. Опасные вещества - это вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели. Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

2. Объективная сторона преступления выражается в производстве, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении указанных веществ и отходов с нарушением установленных правил.

3. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний, создавших реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека (любой степени тяжести) либо окружающей среде.

4. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

5. Субъект преступления специальный - лицо, ответственное за соблюдение правил обращения экологических опасных веществ и отходов.

6. Зонами экологического бедствия (ч. 2) признаются участки территории России, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

7. Для установления признака массового заболевания людей (ч. 3) привлекаются соответствующие специалисты либо эксперты, например представители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные осуществлять надзор в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Зонами чрезвычайной экологической ситуации признаются участки территории России, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Второй комментарий к Ст. 247 УК РФ

1. Понятия радиоактивных, химических и бактериологических веществ, опасных отходов и их видов определяются законодательно.

2. Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются. Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения. Хранение - помещение отходов в накопители в целях последующего повторного использования либо извлечения для захоронения. Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах. Использование предполагает применение (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, учреждениями, организациями, а также отдельными гражданами. Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая охватывает обезвреживание, утилизацию, их складирование и сбор.

3. Существенный вред здоровью человека выражается в причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для человека, и т.п.

4. Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины.

5. Субъект преступления - специальный: лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

6. В ч. 2 комментируемой статьи установлена ответственность за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей природной среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

7. Массовая гибель животных - одновременная гибель одного или нескольких видов животных на значительной территории.

8. Зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации - это определенные участки территории, объявленные таковыми органами власти.

9. Ответственность по ч. 3 ст. 247 УК наступает за деяния, предусмотренные ее ч.ч. 1 и 2, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Объект преступления - экологическая безопасность окружающей среды (содержание раскрыто ранее).

Предметом преступления являются:

  • 1) запрещенные виды опасных отходов;
  • 2) радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы.

Таким образом, он указан альтернативно и охватывает два разных вида

антропогенных объектов: вещества и отходы. По сути, последние тоже представляют собой вещество, т.е. «вид материи; то, из чего состоит физическое тело» 1 . В данном случае под отходами вообще понимают непригодные для производства данной продукции виды сырья, неупотребимые остатки вещества или энергии . Таким образом, вещества относятся к производству, а отходы - к обращению экологически опасных объектов.

Выделяются радиоактивные, химические, бактериологические вещества. Радиоактивными считаются не относящиеся кядерным материалам, т.е. к материалам, содержащим или способным воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, вещества, испускающие ионизирующее излучение. К химическим веществам относятся токсичные химические препараты, не подвергающиеся распаду и воздействующие на человека и окружающую природную среду, в том числе и используемые в сельскохозяйственном производстве. Бактериологическими веществами являются микроскопические, как правило, одноклеточные организмы, вызывающие болезни человека, животных и растений.

Опасными признаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрыво-, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека сами по себе или при вступлении в контакт с другими веществами. Их запрещенными видами являются отходы, возникновение которых не разрешается:

  • 1) в любом случае (сильнодействующие отравляющие вещества, могущие иметь военное предназначение либо использоваться для производства оружия массового поражения);
  • 2) при осуществлении определенных технологических процессов (как побочный продукт);
  • 3) в объеме, превышающем установленный специальным нормативным актом или нормативно-техническими документами, либо в определенных концентрациях, либо в определенных местах и в определенные периоды времени, либо без надлежащего разрешения (лицензии).

Опасные отходы - это не пригодные для производства продукции, утратившие свои потребительские свойства виды сырья, пасто-, газо-, парообразные вещества и энергия, способные вызвать поражение живых существ и среды их обитания. Они разделяются на ядовитые (токсичные), радиоактивные и иные, для каждого из которых установлены соответствующие классы токсичности.

Радиоактивными отходами являются ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. Опасными (токсичными) признаются органические и неорганические вещества (их соединения, продукты, их содержание), которые при поглощении или контакте с организмом либо при внесении их в окружающую среду могут посредством химических или физико-химических процессов причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде.

С объективной стороны преступление характеризуется производством запрещенных видов опасных отходов, а также в транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил. Таким образом, в уголовном законе деяние, как и предмет преступления, указано альтернативно.

Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются. Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения. Хранение - помещение отходов в накопители с целью последующего повторного использования либо извлечения для захоронения. Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах. Использование предполагает пользование (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчинения, а также отдельными гражданами. Иное обращение с опасными веществами и отходами характеризуется сложной, многоэтапной деятельностью, которая охватывает: обезвреживание - освобождение от вредных примесей; утилизацию - извлечение полезных продуктов; складирование - временное размещение отходов; сбор - накопление в месте образования.

В сфере обращения опасных веществ и отходов действует целый комплекс нормативных правовых актов, технических нормативов, стандартов. В совокупности они составляют содержание бланкетной диспозиции уголовно-правовой нормы, закрепленной в ст. 247 УК РФ. Однако нужно иметь в виду, что «массив законов и подзаконных актов, расшифровывающих технические термины, использованные в норме, крайне велик и внутренне не согласован» . В самом общем виде правила производства указанных работ закреплены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» и других нормативных актах. В частности, производство и обращение потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов допускаются только после проведения необходимых токсиколого-гигиенических и токсикологических исследований этих веществ, установления порядка обращения с ними, природоохранных нормативов и государственной регистрации этих веществ в соответствии с законодательством.

Указанные правила могут быть нарушены при обезвреживании и утилизации отходов, при превышении предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, транспортировке ядерных материалов и радиоактивных веществ, необеспечении надежной изоляции радиоактивных отходов от природной среды и т.д. Нарушения могут проявляться в сбросе веществ и отходов в поверхностные и подземные водные объекты, водосборные площади, в недра и почву; их размещении на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем, здоровья человека и др.

В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» указано: «Судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами регулируются соответствующие экологические правоотношения, и указывать в судебном решении, в чем непосредственно выразились их нарушения со ссылкой на конкретные нормы (пункт, часть, статья)».

Состав рассматриваемого преступления по конструкции специфичен, он предполагает угрозу наступления последствий в виде вреда здоровью человека или окружающей среде.

Угроза наступления последствий - сложная уголовно-правовая категория, по которой в науке пока не выработана единая позиция 1 . С практической точки зрения имеют значение три аспекта проблемы: во-первых, следует ли признавать ее пусть хотя и специфическим, но преступным последствием, а отсюда - надо ли правоприменителю устанавливать причинную связь между нарушением соответствующих правил и появившейся угрозой; во-вторых, какой по характеру она должна быть - реальной или абстрактной; в-третьих, когда в этом случае считать преступление оконченным.

В.Н. Кудрявцев в целом признавал возможность причинения вреда последствием преступления, но специально отмечал, что «результата (нарушения объекта преступления) в указанных случаях в полной мере еще нет», поэтому ее нельзя рассматривать «как действительное преступное последствие в полном смысле этого слова, то есть в качестве фактического ущерба объекту посягательства» . По сути, так оценивали угрозу и дореволюционные ученые-криминалисты. Например, Н.С. Таганцев писал: «Опасность для правоохраненного интереса сама по себе является самостоятельным, воспрещенным законом последствием, не зависимым от вредоносности деяния, на которое направлена преступная воля или которое создается таковой» .

Признание угрозы наступления вреда специфическим преступным последствием фактически предопределяет необходимость установления причинной связи.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 постановления «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» угрозу причинения вреда характеризует как «возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде». Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ говорит о реальной, а не об абстрактной возможности, для осуществления которой на данной стадии развития деяния еще не сложились соответствующие условия. Реальная угроза (возможность) свидетельствует о такой ступени развития действительности, которая предполагает наличие предпосылок, способных в своем развитии породить определенное явление.

Вместе с тем нетрудно заметить, что Пленум Верховного Суда РФ угрозе дал лишь общую характеристику, не привел каких-либо критериев наличия конкретной опасности причинения вреда. В теории же по этому поводу высказаны различные мнения 1 . На наш взгляд, практическое значение имеет рекомендация ученых , которые при определении реальности угрозы предлагают в том числе руководствоваться следующими документами: постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 25 и Главного государственного инспектора РФ по охране природы № 03-19/24-3483 от 10 ноября 1997 г. «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации» ; Положением о порядке оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения в Российской Федерации от 10 ноября 1997 г. ; Методическими рекомендациями по обработке и анализу данных, необходимых для принятий решений в области охраны окружающей среды и здоровья населения, утвержденными Минздравом России 27 февраля 2001 г. № 11-3/61-09 . В последнем документе, например, выделяются следующие критерии угрозы: существование источника риска (токсичного вещества в объектах окружающей среды или продуктах питания; технологического процесса, предусматривающего использование вредных веществ, и т.п.); присутствие данного источника во вредной для человека дозе; подверженность населения воздействию указанной дозы токсичного вещества.

В судебной практике чаще отдается предпочтение объективному критерию угрозы (например, учитываются степень токсичности вещества, его количество и т.д.), берутся во внимание обстоятельства места нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов (например, наличие свободного доступа людей и животных к месту хранения опасных отходов).

В ст. 247 УК РФ указаны два вида последствия, угроза наступления которых образует преступление: существенный вред здоровью человека или окружающей среде.

В соответствии с ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под качеством окружающей среды понимается ее состояние, характеризующееся физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Следовательно, вред окружающей среде состоит в негативном изменении нормативно закрепленных характеристик, выразившихся в загрязнении, отравлении, заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для жизни или здоровья человека.

Содержание предполагаемого последствия в виде вреда здоровью человека в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» раскрывается иначе, чем одноименных последствий, указанных в ст. 246 УК РФ. В п. 6 постановления говорится: «...существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица». Таким образом, легкий вред не включен в содержание толкуемого последствия. Вероятно, это обусловлено признанием преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 247 УК РФ, умышленным.

Преступление считается оконченным с момента создания реальной угрозы наступления указанных в законе последствий.

Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины.

Субъект преступления специальный - лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил обращения экологически опасных веществ и отходов.

Согласно ч. 2 ст. 247 УК РФ ответственность наступает за те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей природной среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Таким образом, ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий и обстоятельств места совершения преступления.

Согласно от. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение предполагает «поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду». Таким образом, загрязнение можно понимать как процесс и как его результат.

«В законе говорится о загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды в целом. В этом случае возникает вопрос, охватываются ли анализируемой нормой загрязнение отдельных ее компонентов, как это указано в других статьях УК РФ, предусматривающих ответственность за экологические преступления? Думается, в целом ответ должен быть положительным.

Однако при этом нужно иметь в виду следующее. Норма, предусмотренная в ч. 2 ст. 247 УК РФ, является общей по отношению к нормам, содержащимся в ст. 250-252, 254 УК РФ 1 . Следовательно, при загрязнении вод, атмосферы, морской среды и земли подлежат применению данные статьи» .

Загрязнение окружающей среды считается оконченным с момента, когда нарушены пределы допустимой концентрации вредных веществ, что уже само по себе влечет загрязнение окружающей среды, т.е. изменяет ее качественное состояние. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы качества устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Нормативы качества являются едиными для всей территории России. Вместе с тем допускается установление более строгих нормативов с учетом природно-климатических особенностей и социальной ценности отдельных территорий.

Признак «массовой гибели» - оценочный. Массовая гибель животных - одновременная гибель одного или нескольких видов животных на значительной территории.

Виновное отношение к указанным выше последствиям характеризуется неосторожностью.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не дает понятий зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций, а лишь указывает, что порядок объявления и установления режима данных зон регулируется специальным законодательством (о зонах экологического бедствия). Зашита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Зонами экологического бедствия объявляются участки и территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зона чрезвычайной экологической ситуации - это объявленные участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


В ч. 1 ст. 247 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за:

1) производство запрещенных видов опасных отходов,
2) транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил,
если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

В ч. 2 ст. 247 УК РФ предусмотрена ответственность за деяния, указанные в ч. 1, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. А в ч. 3 ст. 247 УК РФ - если указанные деяния повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии.

Бактериологические вещества - это вещества, содержащие патогенные (болезнетворные) бактерии (возбудители различных болезней растений, животных и человека), обращение с которыми требует особой осторожности.
Химические вещества - это соединения различных химических элементов. Некоторые из них обладают высокой токсичностью и оказывают вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.

Требования обращения с радиоактивными веществами и отходами указаны в Федеральном законе от 11.07.2011 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Требования к обращению с опасными отходами указаны в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об отходах производства и потребления».

Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов установлены в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об охране окружающей среды» (ст. 47). Дополнительно в ст. 14 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, что потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации в соответствии со ст. 43 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Для привлечения виновного к уголовной ответственности за совершения преступления, указанного в ч.1 ст. 247 УК РФ, требуются следующие условия:

1) субъект преступления - специальный (лицо, ответственное за соблюдение правил транспортировки, хранении, захоронения, использования или иного обращения радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов), достигший 16 лет.
2) совершение действий по производству запрещенных видов опасных отходов, либо по транспортировке, хранению, захоронению, использованию или иному обращению радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил.

Производство - действия промышленного характера, целенаправленно осуществляемые в рамках избранного технологического процесса таким образом, что они приводят к появлению запрещенных видов опасных отходов в качестве основного или побочного продукта, которые не уничтожаются и не обезвреживаются.

Транспортировка - перемещение с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения.

Хранение - помещение отходов в накопители в целях последующего повторного использования либо извлечения для захоронения.

Захоронение - постоянное размещение в специально оборудованных местах, контейнерах.

3) создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде в результате совершения действий виновным, т.е. последствия (наступление самого существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) не наступили.

В п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъясняется, что считается созданием угрозы причинения существенного вреда. Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Такая угроза предполагает наличие конкретной опасности реального причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде - в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п. 4) наличие прямого умысла на совершение преступления: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.
По ч. 2 и ч. 3 ст. 247 УК РФ форма вины может быть как умышленная, так и неосторожная.

При привлечении лица к ответственности по ч. 2 ст. 247 УК РФ должны наступить последствия в виде загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, либо действия должны совершаться в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Под причинением вреда здоровью человека понимается причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).

Зона чрезвычайной экологической ситуации устанавливается в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 06.02.1995 N 45 «Об утверждении «Временного порядка объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации» и Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

У гостиницы автономная система канализации. Отходы канализации сливались в сливную яму и периодически откачивались и увозились. Договор на вывоз жидких бытовых отходов не был заключен, т.к. в населенном пункте фактически нет организаций, которые его заключают. Несколько раз слив отходов при помощи шланга осуществлялся за пределы гостиницы на улицу (в лес). Прокураторой и СК была проведена проверка в результате которой было заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 247 УК РФ 1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Вопрос: подпадает ли сброс сточных бытовых отходов под действие ст. 247 УК РФ?
Екатерина

Под уголовную ответственность по части 1 ст. 247 Уголовного кодекса подпадает производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение , использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Таким образом, для привлечения к уголовной ответственности по названной статье Уголовного кодекса не обязательно чтобы вы производили «запрещенные виды опасных отходов», либо сбрасывали на землю радиоактивные, бактериологические или химические вещества. Достаточно и сброса отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. То есть, не обязательно наступление вредных последствий, достаточно и наличие угрозы их причинения.

Согласно ГОСТу 12.1.007-76, классифицирующего вредные вещества, жидкие бытовые отходы относятся к IV классу опасности , то есть представляют потенциальную опасность для окружающей среды и здоровью человека.

Вопрос о том, могут ли жидкие бытовые отходы создать угрозу причинения существенного вреда здоровью или окружающей среде должен решаться специалистами (экспертами). Уверен что перед решением вопросам о возбуждении углового дела по части 1 ст. 247 Уголовного кодекса данное заключение было подготовлено специалистами либо Росприроднадзора, либо Центра гигиены и эпидемиологии. Насколько оно обоснованно - в рамках ответа на ваш вопрос ответить невозможно.

В заключение отмечу, что по направленным прокуратурой в порядке ст. 37 УПК РФ материалам проверки следственный комитет вправе был отказать в возбуждении уголовного дела по части 1 ст. 247 Уголовного кодекса. И они бы так непременно и поступили, если имелись сомнения в судебной перспективе уголовного дела (никто не хочет портить себе статистику работы). Но уголовное дело было возбуждено, что о многом говорит.

Вывод: за слив жидких бытовых отходов возможна уголовная ответственность по части 1 ст. 247 Уголовного кодекса, что также подтверждается судебной практикой. Посмотрите к примеру следующий приговор:

..........................

ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации

Судья Неклиновского районного суда Ростовской области Кинк В.Г. с участием государственного обвинителя Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры Одиноченко Д.О., подсудимого Лукиенко А.С., защитника Николаенко А.Н. представившего удостоверение… и ордер… при секретаре Жертовской О.Г., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении Лукиенко А.С., родившегося… в..., русского, гражданина РФ, образование незаконченное высшее, не военнообязанного, женатого, работающего директором в ОАО "...", проживающего по адресу… с...., не судимого, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 247, 315 УК РФ, -

установил:

Статьями 21 и 22 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, микробиологических организмов, не должно превышать предельно допустимые концентрации(уровни), установленные санитарными правилами.

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.2 Правил предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от…… - «твёрдые и жидкие бытовые отходы» - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В пункте 3 Санитарных правил содержания территорий населённых мест СанПиН 42-128-4690-88, утверждённых Главным государственным санитарным врачом 05.08.1988 № 4690-8 установлены требования по обезвреживанию отходов, а именно: обезвреживание твёрдых и жидких бытовых отходов производится на специально отведённых участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твёрдые бытовые отходы следует вывозить на полигоны(усовершенствованные свалки), поля компстирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Помимо создания угрозы загрязнения почвы, преступными действиями Лукиенко А.С. создана угроза загрязнения реки..., являющейся источником питьевого водоснабжения населения Ростовской области, поскольку при осуществлении дальнейшего сброса жидких бытовых отходов не исключена вероятность попадания загрязнения в безымянный ручей, протекающий в балке и впадающий в реку…
Он же, являясь служащим коммерческой организации - генеральным директором ОАО «...», расположенного по адресу… ..., назначенный на указанную должность постановлением Главы…… от..., зная о вступлении в законную силу решения Неклиновского районного суда от… о запрете ОАО «...» сбора и слива жидких бытовых отходов на полигон твёрдых бытовых отходов, распложенный по адресу..., юго-восточная окраина...,… заключил с МУЗ «...»… контракт..., приняв на себя, как генерального директора ОАО «...» обязательства по оказанию услуг ассенизации, не предпринимая мер по транспортировке вывозимых отходов на объект приёмки и очистки хозфекальных сточных вод, не исполняя решения суда, продолжив слив жидких бытовых отходов на указанный в судебном решении земельный участок - полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу..., юго-восточная окраина… Действуя умышленно, подсудимый Лукиенко А.С., несмотря на возбуждение судебным приставом-исполнителем… отдела судебных приставов УФСПП России по…… исполнительного производства в отношении ОАО «...», будучи предупреждённым об уголовной ответственности за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда по ст.315 УК РФ, предоставил заведомо ложные сведения о прекращении с… сброса и слива жидких бытовых отходов на полигон твёрдых бытовых отходов, злостно уклоняясь от исполнения решения суда, с… продолжил слив жидких бытовых отходов на земельный участок - полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу… юго-восточная окраина… до…
Подсудимый Лукиенко А.С. виновным себя признал полностью, согласился с предъявленным обвинением и поддержал ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, пояснив, что данное ходатайство заявлено добровольно и после проведения консультации с защитником, он осознает последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства.
Государственный обвинитель не возражает о применении особого порядка судебного разбирательства.

Судом установлено, что соблюдены условия для постановления приговора без проведения судебного разбирательства: подсудимый совершил преступление, наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы, осознает характер и последствия заявленного ходатайства, ходатайство заявлено добровольно и после проведения консультации с защитником, государственный обвинитель не возражает о применении особого порядка судебного разбирательства, подсудимый признал свою вину полностью, обвинение обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.

Действия подсудимого Лукиенко А.С. подлежат квалификации по ч.1 ст.247 УК РФ - захоронение и иное обращение отходов с нарушением установленных правил, если это деяние создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде и по ст.315 УК РФ - злостное неисполнение служащим коммерческой организации вступившего в законную силу решения суда.

Обсуждая вопрос о мере наказания подсудимому Лукиенко А.С., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений и считает необходимым назначить наказание в виде лишения свободы. Вместе с тем суд учитывает наличие обстоятельств, смягчающих наказание - активное способствование раскрытию преступления, признание своей вины; отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание; данные о личности подсудимого, который характеризуется по месту жительства положительно, не судимый, имеет заболевания и считает необходимым при назначении наказания применить ст.73 УК РФ, предусматривающей условное осуждение.

Оснований для применения ст.64 УК РФ суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Лукиенко А.С. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.247, 315 УК РФ и назначить ему наказание по:
ч.1 ст.247 УК РФ в виде лишения свободы сроком на десять месяцев,
ст.315 УК РФ в виде лишения свободы сроком на десять месяцев.

В соответствии с ч.2 ст.69 УК РФ окончательное наказание определить в виде лишения свободы сроком на один год шесть месяцев.

Обязать Лукиенко А.С. являться на регистрацию в Уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства один раз в месяц, не менять место жительства без извещения УИИ.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.