В чем суть презумпции обладателя смежных прав. Основания возникновения и прекращения интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Срок действия смежных прав

Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В общепринятой юридической практике, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. В законодательстве РФ, презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Это означает, что в случае возникновения любого спора об авторстве того или иного произведения, автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например, на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения. Важно подчеркнуть, что лицо, указанное в качестве автора, считается таковым до тех пор, пока в ходе судебного разбирательства не будет доказано иное . Презумпция авторства призвана облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения и тем самым защитить автора от необоснованных обвинений в плагиате.

Принцип презумпции авторства был введён в качестве общеобязательной правовой нормы ещё Бернской конвенцией в 1886 год ] . В те годы, задолго до появления цифровых технологий, с принятием конвенции в мировую юридическую практику вошло, что при отсутствии доказательств обратного, автором считался тот, чьё имя или псевдоним были указаны на обложке книги (для произведений литературы и научных трудов) или на обороте полотна (для произведений изобразительного искусства).

Авторское право на произведение возникает в силу ФАКТА его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако на практике нередко встает вопрос об авторстве на то или иное произведение, который приходится решать в суде. С целью обеспечения доказательством авторства необходимо зарегистрировать (депонировать) произведения у нотариуса (нотариус может засвидетельствовать дату предъявления ему конкретного документа, а также удостоверить верность копии документа), в общественных организациях, а в некоторых случаях - в государственных организациях.

Ст. 1259.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст.1262 настоящего Кодекса.

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 настоящей статьи.

Охраняемые и не охраняемые элементы произведения .

АП охраняет не только произведения в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение: АП распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме. Таким образом АП распространяется не только на произведение в целом, но и на любую его часть вплоть до абзаца, оригинального предложения, фразы, слова, фрагмента. ПРИМЕР: «Смешарики», «Простоквашино».

Ст. 1271 ГК предусматривает, что для целей оповещения о своих правах правообладатель может использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы «С» в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения.

Например: «© Иванов И.И., 2005» или «© “Просвещение”, 2007».

1) Латинская буква «С» в окружности - ©

2) Имя или наименование правообладателя (лица, считающего себя правообладателем)

Использование знака охраны АП является правом, а не обязанностью правообладателя.

Знак охраны АП не имеет никакого отношения к «презумпции авторства», установление которого призвано облегчить доказывание автору своего авторства. Знак охраны АП имеет только информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Сам по себе он не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами на произведение, поскольку такие права по общему правилу принадлежат либо самому автору, либо его правопреемникам по закону или договору.

При определении правообладателя следует ориентироваться не на содержание знака охраны АП на изданных экземплярах произведения, а на наличие необходимых для обладаниями АП договоров и содержащиеся в них условия:

Свидетельства о праве на наследство;

Трудовые договоры, являющиеся в ряде случаев основанием для перехода к работодателям имущественных прав на произведения, созданные работниками и т.д.

Все виды книжных и журнальных изданий, а также брошюры, буклеты, листовки, плакаты, каталоги, календари и т.д.;

Все виды изданий изобразительного искусства (эстампы, репродукции, альбомы, плакаты, открытки, художественно оформленные конверты для граммофонных пластинок и т.д.);

Все виды нотных изданий;

Картографические издания (карты, карты - схемы, атласы и т.д.).

1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:
латинской буквы "C" в окружности: C;
имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
года первого опубликования произведения.
2. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.
3. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора в соответствии с настоящим Законом и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Комментарий к статье 9

1. Возникновение авторских прав с момента создания произведения - краеугольный камень всей системы авторского права.
Норма первой фразы рассматриваемой статьи корреспондирует нормам п. 2 ст. 6, из которых следует, что авторское право распространяется на любые - как обнародованные, так и не обнародованные - произведения, выраженные в объективной форме. Следовательно, авторское право возникает не с момента обнародования или опубликования произведения, а с момента его создания, т.е. выражения в объективной форме.
2. Создание произведения как юридический факт, влекущий возникновение авторских прав, не является сделкой, а потому произведения могут создаваться малолетними и недееспособными гражданами.
3. Если время создания произведения не совпадает со временем его обнародования, бывает трудно определить время создания произведения.
Обычно точное время создания произведения не имеет правового значения, поскольку авторское право не знает понятия первенства (приоритета) в создании произведения (см. также п. п. 4 и 5 комментария к ст. 6).
Вместе с тем в отношении авторов - иностранных граждан в тех случаях, когда охраняемость их произведения зависит от времени первого обнародования, считается, что произведение было создано в момент обнародования, а предшествующее существование произведения в качестве необнародованного не учитывается. Равным образом не учитывается и место создания необнародованного произведения.
4. Вторая фраза ч. 1 п. 1 данной статьи исключает возможность того, что какая-либо организация, административный или судебный орган потребуют от автора или иного правообладателя выполнения каких-то формальностей, касающихся произведения.
Закон исходит из того, что осуществление и защита авторских прав могут производиться без каких-либо формальностей.
5. Более подробный перечень таких формальностей содержится в п. 1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве. Эта конвенция упоминает о следующих формальностях: депонирование экземпляров, регистрация, оговорка о сохранении авторского права, нотариальные удостоверения, уплата сборов, изготовление или выпуск в свет экземпляров произведения на территории данного государства.
Пункт 4 ст. III Всемирной конвенции устанавливает, что не выпущенные в свет произведения также должны охраняться без каких-либо формальностей.
Эти конвенционные нормы применяются и на территории России.
6. Если же автор или иной владелец авторских прав намерен заранее обеспечить доказательства своего авторства, он может зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественных организациях, а в некоторых случаях - и в государственных организациях.
Наиболее распространенной является регистрация, осуществляемая Российским авторским обществом (РАО) или филиалом РАО.
РАО берет плату за такую регистрацию. При этом выдается свидетельство, подтверждающее дату и факт регистрации.
Зарегистрированы могут быть как неопубликованные, так и опубликованные произведения и иные объекты интеллектуальной собственности. Правовое значение такой регистрации неясно, а потому нет оснований рекомендовать авторам и другим правообладателям прибегать к ней.
7. Наряду с указанной регистрацией РАО и его филиалы регистрируют произведения, которые исполняются публично, воспроизводятся в механической или иной записи, репродуцируются, т.е. подпадают под случаи коллективного управления имущественными авторскими правами (см. ст. 44 и комментарий к ней).
В этом случае регистрация произведений в РАО имеет функциональный, технический характер: она помогает поиску и идентификации произведений и их авторов. Такая регистрация не создает авторского права и не увеличивает объем этого права, но ее следует осуществлять в силу договоров, которые заключаются между авторами и РАО.
8. Примером государственной регистрации произведений может служить регистрация, осуществляемая Российским агентством по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РОС АПО).
В соответствии со ст. 13 Закона "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также с ведомственными правилами РОС АПО регистрирует программы для ЭВМ и базы данных.
Регистрация является добровольной; она может быть осуществлена в течение всего срока действия авторского права. Заявителю выдается свидетельство. Регистрация облагается государственной пошлиной.
Регистрация не создает авторского права и не расширяет объем существующего авторского права. После проведения регистрации договоры о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированный объект должны быть зарегистрированы в РОС АПО, а иные договоры об уступке имущественных прав могут быть зарегистрированы в РОС АПО.
9. Часть 2 п. 1 комментируемой статьи посвящена знаку охраны авторского права (часто именуется "знак копирайт" или просто "копирайт" - от английского слова "copyright", что в переводе означает "авторское право").
10. Знак охраны авторского права впервые был введен в наше законодательство в связи с присоединением СССР ко Всемирной конвенции об авторском праве в 1973 году.
Эта конвенция предусматривает, что, если любая страна, входящая в конвенцию, требует выполнения каких-либо формальностей для возникновения или осуществления авторских прав, то все эти формальности считаются выполненными, если на произведении стоит знак охраны авторского права.
Проставление этого знака практически требовалось для обеспечения охраны произведений в США.
Именно поэтому в СССР появились различные ведомственные инструкции и даже государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторского права.
Но в 1989 году в связи со вступлением США в Бернскую конвенцию, которая запрещает требовать соблюдения каких бы то ни было формальностей, законодательство США было изменено и снабжение произведения знаком охраны перестало быть обязательным условием для авторско - правовой охраны произведения в США.
Таким образом, для российских произведений практически отпала опасность лишения их охраны по авторскому праву зарубежных стран в связи с отсутствием такого знака.
Тем не менее некоторые ведомственные инструкции и государственные стандарты, предусматривающие обязательное проставление знака охраны авторских прав, в России продолжают действовать. Эти документы не имеют логического обоснования. Отсутствие такого знака на экземпляре произведения как российского, так и иностранного автора не лишает это произведение авторско - правовой охраны.
11. В Законе указывается, что знак охраны авторского права может помещать на экземплярах произведения обладатель исключительных авторских прав.
Эта форма сформулирована как рекомендательная: помещение такого знака - право, а не обязанность.
Кроме того, из этой нормы не может быть сделан вывод о том, что обладатель неисключительных авторских прав не может пользоваться знаком охраны. Последнее часто имеет место на практике.
Вообще пользование знаком охраны авторского права носит не правовой, а чисто информационный характер.
12. Правовое значение знака охраны авторского права лишь косвенное: он свидетельствует о том, что проставившее этот знак лицо считает себя владельцем авторского права и заявляет об этом.
Сам по себе знак охраны авторского права не создает каких-либо дополнительных прав.
13. Владелец авторских прав, предоставляя другому лицу право на использование произведения, может по договору обязать его проставлять знак охраны авторского права. В подобной ситуации проставление такого знака становится обязательным.
14. Сам знак охраны состоит из трех элементов: буквы C в окружности; имени (наименования) владельца авторского права; года первого опубликования произведения.
Буква "C" первоначально означала первую букву английского слова "copyright" - авторское право; теперь этот символ потерял связь с данным словом.
В качестве владельца авторских прав обычно указывается автор, реже - его наследник или правопреемник по договору. Часто в знаке охраны авторских прав фигурируют и владельцы неисключительных авторских прав.
Указание на год первой публикации произведения особенно важно для произведений иностранных авторов: год первой публикации часто позволяет установить, охраняется ли произведение авторским правом в России (см. комментарий к ст. 5).
15. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливается презумпция того, что автором произведения является лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.
Имя автора может сопровождаться указанием на то, что это лицо является автором, например: "Автор - такой-то" или "Составил ("Разработал") - такой-то". Но обычно имя автора не сопровождается такими указаниями.
Указанная презумпция легко опровержима: для этого достаточно представить другой оригинал или экземпляр произведения, на котором нет имени автора или проставлено имя другого автора.
16. Пункт 3 данной статьи относится к тем ситуациям, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом. В этих случаях при осуществлении и защите авторских прав издатель вправе выступать вместо автора. При этом он не должен предоставлять доверенность от автора или договор с ним, поскольку автор пожелал сохранить свое имя в тайне.
Иными словами, здесь мы имеем дело с законным представительством (п. 1 ст. 182 ГК).
17. Норма, содержащаяся в п. 3, должна распространяться по аналогии на любые обнародованные произведения.
Что касается "издателя", то под ним следует понимать любое лицо, которое впервые опубликовало произведение или обнародовало его. Второй и последующие "издатели" не могут пользоваться этим правом.
18. Указанное законное представительство не действует, если автор раскроет свою личность и заявит о своем авторстве. Такое заявление не обязательно должно быть публичным: автор может просто подписать авторский договор или вступить в гражданский процесс без широкого оповещения о своем авторстве. При этом для третьих лиц издатель будет продолжать оставаться законным представителем автора.
19. "Издатель" имеет право выступать в качестве законного представителя автора даже в том случае, когда авторство на произведение, опубликованное анонимно или под псевдонимом, становится широко известным, но самим автором не раскрыто.
Иными словами, решающее правовое значение имеет норма, содержащаяся во второй фразе п. 3 ст. 9 Закона.

Обновлено 06.07.2019

Право авторства - это право признаваться автором произведения (п. 1 ст. 1265 ГК РФ), являющееся одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения. Как отмечает Э.П. Гаврилов, именно определение авторства позволяет говорить о возникновении у автора произведения и дальнейшем переходе к другим лицам авторских прав на такое произведение.

Доказывание авторства - наверное, самый популярный вопрос как у начинающих авторов, так и у профессиональных создателей результатов интеллектуальной деятельности, а также лиц, инвестирующих средства в создание объектов авторского права. И это вполне закономерно, ведь именно тому лицу, чьим творческим трудом было создано произведение изначально, и принадлежит комплекс авторских прав, состоящий из исключительного (имущественного) права, личных неимущественных и иных прав. Поэтому установление авторства имеет ключевое значение для квалификации правомерности действий по распоряжению исключительным правом, поскольку лица, не являющиеся авторами или не получившие это право от автора в установленном законом порядке, не имеют таких полномочий. Этим обуславливается важность и существенное экономическое значение вопроса установления авторства.

Существуют несколько способов доказывания авторства:

  • Презумпция авторства
  • Иные доказательства
  • Установление авторства с помощью экспертизы

Презумпция авторства является одним из наиболее простых и малозатратных вариантов. Её суть согласно ст. 1257 ГК РФ, п. 1 ст. 15 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений в том, что поскольку автором признаётся то лицо, чьё имя указано на экземпляре произведения, пока не доказано иное, то автор доказывает своё авторство предъявлением наиболее раннего экземпляра с таким указанием.

При этом следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны предоставить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав . Предполагается, что у истинного автора такой экземпляр на наиболее раннюю дату есть, а иных лиц, не являющихся авторами, он отсутствует. Например, фотографы могут доказать своё авторство в том числе с помощью предоставления необработанной исходной фотографии.

Соответственно, пока не доказано иное, презюмируется авторство лица, указанного на экземпляре произведения, что подчёркивается в п. 109 Постановления Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации":

«При рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 ГК РФ (статья 1257 ГК РФ), в Реестре программ для ЭВМ или в Реестре баз данных (пункт 6 статьи1262 ГК РФ)».

Разумеется, если лицо, оспаривающее авторство предоставит экземпляр с указанием иного автора и изготовленный ещё раньше, то указанная презумпция будет работать уже в его пользу. Поэтому в таких случаях для доказывания того, что авторство принадлежит конкретному лицу, одного лишь экземпляра произведения с указанием имени будет недостаточно.

Установление авторства произведений с помощью экспертизы - относительно менее популярный способ и, как правило, применяется уже на стадии рассмотрения спора об авторстве в суде в тех случаях, когда достаточных доказательств авторства, позволяющих достоверно установить истинного автора, не представлено.

Нередко для обозначения данного вида экспертизы употребляются термины «автороведческая экспертиза», «искусствоведческая экспертиза» и «атрибуция». Подобное исследование является комплексной процедурой и в зависимости от вида произведения, в отношении которого необходимо установить авторство, может включать в себя ряд методик от визуального осмотра и анализа документальных источников до лингвистических и иных специфических методик.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "презумпция авторства"

Большой юридический словарь

в авторском праве норма, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. П.а. предусмотрена Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.

Википедия

Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В общепринятой юридической практике, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. В законодательстве Российской Федерации презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Это означает, что в случае возникновения любого спора об авторстве того или иного произведения автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например, на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения. Важно подчеркнуть, что лицо, указанное в качестве автора, считается таковым до тех пор, пока в ходе судебного разбирательства не будет доказано иное . Презумпция авторства призвана облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения и тем самым защитить автора от необоснованных обвинений в плагиате.

Принципиальным положением российского законодательства является автоматическое возникновение авторских прав с момента создания произведения.
Пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ специально предусмотрено, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Таким образом, как только автор создал произведение, выразил его в какой-либо объективной форме, такое произведение получает авторско-правовую охрану, а его автор становится обладателем авторских прав на созданное им произведение. Никакой регистрации авторских прав или соблюдения каких-либо формальностей для этого не требуется.
Данный подход вытекает из требований международных договоров Российской Федерации. Так, п. 2 ст. 5 Бернской конвенции специально предусматривает, что пользование авторскими правами и их осуществление не должны быть "связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей". При этом под "формальностями" понимаются любые условия, от выполнения которых зависит существование прав. Речь идет, прежде всего, об установленной национальным законодательством административной процедуре, невыполнение которой приводит к утрате авторского права. К формальностям относятся, в частности, депонирование произведения, его регистрация в государственном или ином компетентном органе, включая уплату регистрационных сборов.
В то же время положения международных договоров Российской Федерации не препятствуют введению факультативной (добровольной) государственной или иной регистрации произведений, их добровольного депонирования для целей защиты авторских прав в специализированных организациях и т.д. Так, факультативная государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных специально предусматривалась Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ сохранена система добровольной, факультативной, осуществляемой по желанию правообладателя регистрации в отношении программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемая в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ.
Несмотря на то что охрана возникает автоматически и ее предоставление не зависит от способа выражения произведения, все же для ее возникновения, как уже упоминалось, необходимо выражение произведения в объективной форме. До тех пор пока произведение не будет выражено в какой-либо объективной форме, оно вообще не нуждается в какой-либо правовой охране.

В п. 3 ст. 1259 ГК РФ содержится краткий неисчерпывающий перечень основных форм, в которых могут быть выражены произведения: в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.
Отсутствие формальностей облегчает положение авторов произведений, которые избавлены от необходимости для охраны своих произведений осуществлять, например, их государственную регистрацию, выплачивать государственные пошлины, как в патентном праве. В то же время отсутствие официального подтверждения принадлежности прав может в ряде случаев затруднять их защиту на практике.
Так, могут возникать значительные проблемы с обеспечением доказательств авторства именно в силу того, что для формального возникновения авторских прав российское законодательство не требует совершения автором каких-либо действий, кроме придания произведению "объективной формы".
Для доказывания авторства, т.е. факта создания произведения именно данным лицом - автором, сам автор, его наследники или иные заинтересованные лица при рассмотрении спора в суде могут использовать абсолютно любые допускаемые российским законодательством доказательства:
- объяснения сторон и третьих лиц;
- показания свидетелей;
- письменные и вещественные доказательства;
- аудиозаписи и видеозаписи;
- заключения экспертов.

На практике чаще всего процесс доказывания авторства опирается на так называемую презумпцию авторства и сводится к предоставлению наиболее раннего по времени создания экземпляра произведения, на котором указан автор.
Презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: "Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное". Это означает, что в случае возникновения любого спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом, например на титульном листе, в оглавлении или непосредственно в тексте произведения.
Аналогичная презумпция устанавливается п. 1 ст. 15 Бернской конвенции: "Для того, чтобы автор охраняемых настоящей Конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался, при отсутствии доказательства противоположного, как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах Союза в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется, даже если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности". Как видно из приведенного текста, он имеет несколько более широкую сферу действия, применяясь также в указанных в нем случаях в отношении произведений, опубликованных под псевдонимом.
Таким образом, в случае возникновения спора автору достаточно представить любой экземпляр произведения, на котором он указан в качестве автора. Однако если иные лица сумеют представить экземпляры того же произведения с более ранней датой создания, на которых в качестве автора произведения указано иное лицо, рассматриваемая презумпция будет действовать уже в отношении такого лица, которое и будет признаваться автором, пока не будет доказано иное.
Данные положения призваны облегчить доказывание самим автором его авторства в отношении произведения.
Разумеется, презумпция авторства является опровержимой, однако на практике авторам в случае плагиата (присвоения авторства другими лицами) зачастую оказывается очень трудно представить бесспорные доказательства создания ими произведения. Если в отношении опубликованного произведения для доказательства авторства достаточно представить любой наиболее ранний экземпляр произведения, то в отношении неопубликованных произведений защита прав авторов во многих случаях бывает чрезвычайно затруднена и даже невозможна, если сам автор заранее не позаботился об обеспечении необходимых доказательств.
Такие доказательства могут быть обеспечены, в частности, путем нотариального удостоверения экземпляра произведения или депонирования экземпляра произведения в одной из организаций, предлагающих такую услугу, например в Российском авторском обществе (www.rao.ru).
Использование различных вариантов совершения нотариальных действий, благодаря которым можно обеспечить довольно надежные доказательства существования экземпляра произведения на определенную дату и тем самым использовать презумпцию авторства для доказательства своих прав, на практике часто оказывается затруднено, так как нотариальная практика в данной области не отличается единообразием и обратившимся лицам предлагаются совершенно разные варианты нотариальных действий: принятие на хранение экземпляра произведения, удостоверение времени его предъявления и т.д.
При депонировании (регистрации) экземпляра произведения в РАО появляется независимый посредник, у которого хранится экземпляр произведения и который может в случае возникновения судебного спора подтвердить дату его депонирования. Кроме того, обратившемуся лицу выдается свидетельство, которое подтверждает факт депонирования. Такое свидетельство имеет исключительно информационное значение, однако позволяет в ряде случаев оказывать дополнительное психологическое воздействие на лиц, допустивших нарушение прав на произведение или заинтересованных в заключении договоров о его использовании.
В ряде случаев иностранные правообладатели в качестве обоснования своих прав пытаются использовать полученные за рубежом документы, например свидетельства о регистрации в Копирайт-офисе Библиотеки Конгресса США. Подобные свидетельства сами по себе никакого правоустанавливающего значения на территории Российской Федерации не имеют. Дополнительной трудностью при их предъявлении в судебные органы является необходимость соблюдения ряда процессуальных требований.
Уже длительное время обсуждается возможность создания специальных систем добровольной регистрации и депонирования произведений с участием государства, однако пока факультативная государственная регистрация действует только в отношении компьютерных программ и баз данных.
Дополнительно следует отметить, что презумпция авторства действует только в отношении самого автора. Любые иные лица для доказывания своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав. Поскольку первоначально в соответствии с современным российским законодательством авторские права всегда возникают у автора, для определения обладателя исключительных прав в отношении соответствующего способа использования произведения требуется проверить наличие всей "цепочки" договоров или иных правовых оснований, обусловливающих переход таких прав от автора или его правопреемников.

Не может подтверждать принадлежность авторских прав кому-либо так называемый знак охраны авторских прав (c), который имеет исключительно информационное значение и указывает только на то, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Основания, согласно которым данное лицо делает такой вывод, должны быть подтверждены иными доказательствами (наличием авторских договоров, свидетельствами о праве на наследство и т.д.). Сам по себе знак охраны авторских прав не может служить основанием для установления факта обладания авторскими правами на произведение.
Абсолютно никакого правового значения не имеют согласно российскому законодательству надписи вроде "все права защищены" ("All rights reserved"), пришедшие к нам из американской практики. В ряде случаев подобные надписи специально проставляются на контрафактных экземплярах произведений и фонограмм в надежде ввести в заблуждение сотрудников правоохранительных органов.

Помните, что "Возникновение авторских прав. Презумпция авторства" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.