Велимир хлебников интересные факты. Хлебников, Велимир – краткая биография


По отцовской линии происходил из старинного купеческого рода. Отец, Владимир Алексеевич, орнитолог и лесовод, ставший одним из основателей первого в СССР Астраханского заповедника, пробудил в душе сына интерес к естественным наукам и любовь к природе.

Мать, Екатерина Николаевна, урожденная Вербицкая, историк по образованию, происходила из богатой петербургской семьи, ведущей свой род от запорожских казаков. Закончила Смольный институт и всем своим пятерым детям - Борису, Екатерине, Виктору, Александру и Вере - дала хорошее домашнее образование, привила любовь к искусству, истории и литературе. Виктора обучали языкам (читать по-русски и по-французски он научился в четыре года) и рисованию.

Хлебниковы часто переезжали: из Калмыкии - на Волынь, оттуда - в Симбирскую губернию, в село Тамаево. В 1897 г. Виктора отправили в третий класс симбирской гимназии. Когда на следующий год семья переехала в Казань, его перевели в четвертый класс 3-й казанской гимназии. Больше всего мальчик интересовался литературой, историей и математикой. В 1903 г., окончив восьмой класс гимназии, Хлебников отправился в Дагестан в составе научной геологической экспедиции. Вернувшись оттуда, он поступил в Казанский университет на математическое отделение физико-математического факультета. В 1904 г. за участие в одной из студенческих демонстраций был отчислен из университета и вскоре отправился в Москву. 28 июля 1904 г. он снова стал студентом Казанского университета, теперь уже естественного факультета.

Круг интересов Хлебникова был чрезвычайно широк. Он занимался математикой, кристаллографией, биологией, физической химией, изучал японский язык, увлекался философией Платона и Спинозы, пробовал себя в музыке, живописи и литературе. Некоторые из своих стихотворных и прозаических опытов в 1904 г. послал А.М. Горькому.

Хлебников поставил перед собой задачу: познать страну, в которой он жил, не чувствами, а с помощью научного анализа. С этой целью он стал изучать язык как инструмент самовыражения народной души и время - первопричину исторической судьбы России. Однако этим поэт не ограничился: ему хотелось не только знать существующий язык, но и творить новый язык поэзии, не только знать прошлое, но и вывести четкие, как математические формулы, законы истории, опираясь на которые можно было бы точно предсказывать будущее. Для этого требовалось создать новую синтетическую научную дисциплину, которая объединяла бы лингвистику, математику, историю и... поэзию.

В 1908 г. Хлебников оставил университет и уехал в Петербург. 18 сентября 1908 г. он стал студентом третьего курса естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета, в следующем учебном году подал заявление с просьбой о переводе на факультет восточных языков (отделение санскритской словесности), а 15 октября 1909 г. перевелся на первый курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета. Тогда же Хлебников вошел в круг поэтов-символистов, объединившихся вокруг Вяч. Иванова. Хлебников стал бывать на «башне» на литературных «средах», где его переименовали на славянский лад в Велимира, посещал «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где познакомился с Ал. Толстым, О. Мандельштамом, Н. Гумилевым. Однако в символистских журналах стихи Хлебникова не печатали. Велимир был и сознавал себя чужаком в этом кругу, несмотря на старательное следование символистским канонам. В 1910 г. будучи уже сложившимся поэтом, Хлебников отошел от символизма.

Первым произведеним Хлебникова, появившимся в печати, стало «Искушение грешника», опубликованное в 1908 г. в журнале «Весна» благодаря В. Каменскому. Через Каменского Велимир познакомился с братьями Бурлюками, художником и музыкантом М. Матюшиным и его супругой, художницей и поэтессой Е. Гуро. В 1910 г. вышел их совместный сборник «Садок судей», ставший точкой отсчета в истории футуризма. Хлебников, старавшийся по крайней мере возможности обращаться в словотворчестве не к западным, а к русским и славянским корням, называл футуристов будетлянами, то есть провозвестниками будущего. Позднее к будетлянам примкнули Крученых и Маяковский.

В 1911 г. Велимира за неуплату отчислили из университета.

В следующем году вышел в свет наделавший много шума сборник «Пощечина общественному вкусу», в который вошел футуристический манифест с призывом «сбросить Пушкина с корабля современности».

Одновременно Хлебников продолжал свои историко-математические изыскания. На последней странице «Пощечины» был напечатан плод его многолетнего труда - загадочная таблица, где приводились даты падения великих государств прошлого. В последней строке значилось: «Некто 1917». Свои расчеты Велимир привел в изданной в том же 1912 г. книге «Учитель и ученик». В 1914 г. появились сразу три книги Хлебникова: в Петербурге - «Изборник стихов» и «Ряв! Перчатки», в Москве - «Творения»; в 1915 и 1916 гг. - «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне» и «Время мера мира», в которых поэт, основываясь на результатах изучения войн, пытался предсказать ход первой мировой войны. В апреле 1916 г. Хлебников был призван в армию. Оказавшись в запасном полку в Царицыне, он прошел, по его словам, «весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». Благодаря помощи доктора Н. Кульбина Хлебников был комиссован.

Хлебников искренне принял революцию, очевидно надеясь, что теперь сможет претворить в жизнь свои идеи - в частности, создать задуманное еще в 1915-м Общество председателей земного шара. В нем должно было быть триста семнадцать членов, поскольку, согласно теории Хлебникова, все происходящие в мире события - от войн и революций до биения сердца и колебаний струн музыкальных инструментов, - будучи изменены во времени, оказываются кратны тремстам семнадцати. Вскоре после Февральской революции Велимир написал «Воззвание председателей земного шара». Он призывал создать «независимое государство времени», свободное от пороков, свойственных «государствам пространства».

1917-1921 гг. стали для Хлебникова временем скитаний. Стремясь постоянно быть в гуще событий, он, рискуя жизнью, переезжает из революционного Петрограда в Москву, оттуда - в Астрахань. 1919 г. застал его на Украине. Чтобы избежать мобилизации в армию Деникина, он вынужден был скрываться в харьковской психиатрической больнице, где ему удалось получить «белый билет». В 1920 г. Хлебников оказался на Кавказе, затем в Персии, работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделениях РОСТА, в политпросвете Волжско-Каспийского флота.

Лишения, опасности и напряженная работа подорвали здоровье поэта. В декабре 1921 г. он вернулся в Москву, будучи тяжело больным, зная, что дни его сочтены. Семью ему создать так и не удалось. Самым близким человеком поэта была его младшая сестра Вера, ставшая художницей. Весной 1922 г. Хлебников вместе со своим другом - мужем Веры, художником П. Митуричем, - уехал в Новгородскую губернию, надеясь отдохнуть и набраться сил перед поездкой в Астрахань. Там, в деревне Санталово, он и скончался 28 июня 1922 г. Поэта похоронили на деревенском погосте, надпись на гробе гласила: «Председатель земного шара».

Ныне прах Хлебникова покоится в Москве, на Новодевичьем кладбище, рядом с останками его матери, сестры и зятя.

Литературный талант Хлебникова при жизни был оценен в должной мере разве что поэтами-футуристами, и в частности Маяковским, да и тот считал Хлебникова поэтом не для читателей.

Лишь после смерти Хлебникова началось освоение открытых им поэтических материков. В 1923 г. в Москве была выпущена книга его стихов. В 1925 г. А. Крученых издал «Записную книжку Велимира Хлебникова», в 1928-1933 гг. вышли в свет тридцать выпусков «Неизданного Хлебникова», в 1930-1933 гг. в Ленинграде - «Стихотворения», в Москве - «Неизданное». Затем о поэте не вспоминали в течение двадцати лет, пока в Ленинграде в 1960 г. в малой серии «Библиотеки поэта» не был издан сборник «Стихи и поэмы». Затем - снова двадцатилетнее забвение. Лишь начиная с 1984 г. произведения Хлебникова стали переиздавать чуть ли не каждый год. В 1985 г. о поэте, в связи с его столетним юбилеем, заговорил весь мир. В Астрахани начали проводиться международные Хлебниковские чтения. 19 октября 1993 г. там открылся музей поэта. В 1995 г. в Москве прошла международная конференция «Велимир Хлебников и мировая культура».

Виктор был третьим ребёнком в семье (впоследствии у его родителей родилось ещё двое детей, среди которых - художница Вера Хлебникова).

Семье Хлебниковых по службе Владимира Алексеевича приходилось часто переезжать с места на место: в 1891 году отец семейства был переведён в Волынскую губернию , в - в Симбирскую . Здесь же, в Симбирске , Виктор начинает свою учёбу в гимназии.

В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург . Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой.

Хлебников в кругу символистов (1908-1909)

В Петербурге Хлебников сблизился с кругом молодых поэтов и начал, по его собственным словам, вести богемную жизнь. В этот период Хлебников знакомится с символистами Алексеем Ремизовым и Сергеем Городецким , посещает поэтические вечера. Увлечение языческой Русью и народным русским языком способствовало особенному сближению с Ремизовым. Квартира Ремизова стала первым литературным домом, где стал появляться Хлебников. Славянская тема же нашла отражение во многих произведениях Хлебникова того периода. В частности, в пьесе «Снежимочка» в числе действующих лиц оказывается целый пантеон выдуманных Хлебниковым языческих божеств, таких как снезини, смехини, Березомир, Древолюд и другие. Это было прямым продолжением начатой символистами тенденции возобновления интереса к мифам: в те же годы выходят в свет стихи Александра Блока на тему России, книги Ремизова «Лимонарь» и «Посолонь», а также поэтические сборники Городецкого «Ярь» и «Перун» - все эти произведения были так или иначе связаны со славянской мифологией . Вячеслав Иванов в те годы писал: «Оживление интереса к мифу - одна из отличительных черт новейшей нашей поэзии».

К этому времени относится кратковременное увлечение Хлебникова идеей воинственного панславизма . 16 (29) октября 1908 в петербургской газете «Вечер» было напечатано анонимное «Воззвание учащихся славян», написанное Хлебниковым. «Воззвание…» призывало к вооружённой борьбе за свободу славянских народов Восточной Европы . Появление его было связано с «Боснийским кризисом »; тем не менее, уже в конце ноября того же года Хлебников отошёл от принципов, заявленных в «Воззвании» .

В сентябре 1908 года Хлебников познакомился с Василием Каменским , заместителем главного редактора журнала «Весна», и уже в следующем месяце состоялся дебют Хлебникова в печати: в октябрьском номере «Весны» появилось наполненное неологизмами стихотворение в прозе «Искушение грешника» :

…И были многие и многия: и были враны с голосом: «смерть!» и крыльями ночей, и правдоцветиковый папоротник, и врема-тая избушка, и лицо старушонки в кичке вечности, и злой пёс на цепи дней, с языком мысли, и тропа, по которой бегают сутки и на которой отпечатлелись следы дня, вечера и утра… и стояла ограда из времового тёсу, и скорбеветвенный страдняк ник над водой, и было озеро, где вместо камня было время, а вместо камышей шумели времыши.

В апреле 1909 года начала работу «Академия стиха» на «башне» Вячеслава Иванова. «Башней» называлась квартира Иванова, находившаяся на последнем этаже дома 25 по Таврической улице , с круглой угловой комнатой. Её посещал и Хлебников в конце мая 1909 и после возвращения из Святошина.

Вообще в этот период Хлебников пишет немного, однако именно к лету 1909 относится посвящённая Вячеславу Иванову поэма или рассказ (исследователи творчества Хлебникова затрудняются определить, чем является это произведение) «Зверинец»:

О, Сад, Сад!
Где железо подобно отцу, напоминающему братьям, что они братья, и останавливающему кровопролитную схватку.
Где немцы ходят пить пиво.
А красотки продавать тело.
Где орлы сидят подобны вечности, означенной сегодняшним, ещё лишённым вечера, днём.
Где верблюд, чей высокий горб лишён всадника, знает разгадку буддизма и затаил ужимку Китая.
Где олень лишь испуг, цветущий широким камнем.
Где наряды людей баскующие.
Где люди ходят насупившись и сумные.
А немцы цветут здоровьем.
Где чёрный взор лебедя, который весь подобен зиме, а черно-жёлтый клюв - осенней рощице, - немного осторожен и недоверчив для него самого…

В сентябре Хлебников подал прошение о переведении его на факультет восточных языков по разряду санскритской словесности, но, передумав, изменил свой выбор на историко-филологический факультет славяно-русского отделения.

Осенью поэт послал министру А. А. Нарышкину письмо, озаглавленное «Очерк значения чисел и о способах предвидения будущего».

Издание первых книг (1912)

Значительную часть сборника (почти половину) составляли стихи Хлебникова, в том числе знаменитое стихотворение «Кузнечик» :

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Критика встретила сборник в штыки (один из отзывов: «Вымученный бред претенциозно бездарных людей» ), но книга была раскуплена довольно быстро. Уже через два месяца, в феврале , футуристы издали листовку с тем же названием («Пощёчина общественному вкусу»), где Хлебников был назван гением и великим поэтом современности. Затем сразу же появляется второй «Садок судей», большую часть которого опять занимают произведения Хлебникова, в том чисел поэма «Шаман и Венера»; в марте - совместный сборник футуристов и группы художников «Союз молодёжи»; в этой книге появилась поэма Хлебникова «Война - смерть».

Обложка сборника Хлебникова «Ряв», 1913

В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», просуществовавшей до июля и работал над сверхповестью (изобретённый им жанр) «Дети Выдры», а после этого опять уехал в Астрахань, где в тот момент жили его родители. Там поэт пробыл до сентября, и состоявшийся летом съезд футуристов, на котором был принят ещё один манифест, прошёл без его участия.

Осенью продолжились скандалы с участием футуристов и в том числе Хлебникова: Давид Бурлюк выступил с циклом лекций «Пушкин и Хлебников», где называл Пушкина «мозолью русской литературы»; Хлебникова вызвал на дуэль после ссоры в «Бродячей собаке» Осип Мандельштам (дуэль не состоялась); наконец, в октябре появился ещё один манифест, написанный Кручёных и Хлебниковым без участия остальных футуристов. Он прилагался к сборнику «Слово как таковое». В манифесте было сформулировано понятие заумного языка :

Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями (заумный язык).

За манифестом последовали скандальные постановки театра кубофутуристов «Будетлянин», в том числе и опера «Победа над солнцем », пролог к которой написал Хлебников; в начале 1914 года состоялся визит в Россию родоначальника итальянского футуризма Филиппо Маринетти , на лекциях которого Хлебников, отрицавший преемственность русского футуризма от европейского, демонстративно отсутствовал, из-за чего поссорился со многими своими друзьями. Более того, во время одного из чествований Маринетти в Петербурге раздавалась составленная Хлебниковым и Бенедиктом Лившицем листовка, осуждавшая преклонение перед Маринетти и утверждавшая приоритет русского футуризма: «Сегодня иные туземцы и итальянский посёлок на Неве из личных соображений припадают к ногам Маринетти, предавая первый шаг русского искусства по пути свободы и чести, и склоняют благородную выю Азии под ярмо Европы…»

Первые авторские сборники (1913-1914)

Новые поиски «Законов времени» (1914-1916)

Несмотря на свои исторические исследования, Хлебников продолжал писать стихи, на которых тоже отразилась эта тема:

Усадьба ночью, чингисхань!
Шумите, синие берёзы.
Заря ночная, заратустрь!
А небо синее, моцарть!
И, сумрак облака, будь Гойя!
Ты ночью, облако, роопсь!..

На этих же изысканиях основан и рассказ «Ка», написанный в том же году.

«Законы времени» Хлебников пытается применить не только к народам и цивилизациям, но и к отдельным людям: к примеру, на основе труда Лернера «Труды и дни Пушкина» он вычислил закономерность, согласно которой все значимые события в биографии Пушкина происходили с промежутком в 317 дней (число 317 Хлебников называл одним из важнейших в судьбах людей и народов ещё в брошюре «Учитель и ученик»). Доклад, посвящённый этому, а также связи между скоростью света и скоростями Земли, Хлебников прочитал перед кругом учёных-математиков в квартире Осипа Брика , но не получил у них поддержки. 20 декабря (2 января ) Хлебников был избран друзьями виртуальным «Королём Времени» . Чуть позже, в феврале 1916 года , было основано утопическое «Общество председателей Земного шара» или «Союз 317». Хлебников намеревался создать общество из 317 членов - лучших людей со всей планеты, которые бы правили идеальным всемирным «Государством времени». Намерения его были выражены в декларации «Труба марсиан», под которой стояло пять подписей, в том числе и уже за два года до этого покончившего с собой поэта Божидара . Одними из первых «председателей Земного шара», помимо самого Хлебникова, были новый друг Хлебникова Дмитрий Петровский и Вячеслав Иванов ; затем в число председателей вошли (многие, правда, даже и не зная о том) Давид Бурлюк, Маяковский, Каменский, Асеев , Рюрик Ивнев , Кузмин, Рабиндранат Тагор и т. д.

Хлебников в армии (1916-1917)

Психиатрические комиссии продолжались до конца года. Хлебников попеременно жил то в больнице, то в казарме в Астрахани и Царицыне. В декабре его перевели в Саратов , где поэт снова стал рядовым, а в начале весны 1917 года Хлебникову был предоставлен пятимесячный отпуск. Он сразу же уехал в Харьков , и после этого в армию уже не возвращался.

Хлебников во время революций (1917-1918)

Сетуй, утёс!
Утро чорту!
Мы, низари, летели Разиным.
Течёт и нежен, нежен и течёт,
Волгу див несёт, тесен вид углов…

15 августа 1920 года Хлебников выступил с чтением стихов на сцене ростовского «Подвала поэтов ».

К тому времени уже была закончена сверхповесть «Зангези», которая, как и «Доски судьбы», стала одним из важнейших произведений Хлебникова. Тематически она связана с «Досками судьбы»: главный герой произведения - Зангези - новый пророк. В сверхповести он излагает сформулированные в «Досках судьбы» «законы времени», учение о «звёздном языке». Произведение было опубликовано только после смерти Хлебникова.

Весной поэт начал страдать от приступов лихорадки. Он хотел снова отправиться в Астрахань, но пока что это было невозможно, и новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Пётр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова Веры) предложил в мае две - три недели побыть в Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии , где жила жена Митурича и двое его детей. Вскоре после приезда туда Хлебников заболел параличом. Удалённость от крупных городов делала невозможной квалифицированную медицинскую помощь, а врач в посёлке Крестцы сказал, что смертельной опасности нет, и торопиться с поездкой в Петроград не сто́ит. Уже через две недели было очевидно, что это не так - окончательно отнялись ноги, развилась гангрена , и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадёжного больного. Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался.

Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи . В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве .

После смерти

Посмертные публикации

Первым серьёзным изданием считается 5-томное «Собрание произведений» под ред. Н. Л. Степанова ( - гг.), а также дополняющий это собрание том «Неизданных произведений» под ред. Н. Харджиева ( г.) С по 1984 год книги Хлебникова в СССР не издавались. Исключение составил лишь томик из Малой серии «Библиотеки поэта», увидевший свет в 1960-м во время т. н. «оттепели ». Однако тексты Хлебникова и о Хлебникове продолжали появляться в научной и литературной периодике, в альманахах, а также - в самиздате . Количество публикаций неуклонно росло и к 100-летию поэта увенчалось выходом в свет тома «Творений» под редакцией В. П. Григорьева и А. Е. Парниса (). В - годах было осуществлено новое 6-томное издание «Собрания сочинений» (в 7-ми кн.) Хлебникова (под ред. Е. Р. Арензона и Р. В. Дуганова).

Основные черты творчества

Среди особенностей, характеризующих творчество Хлебникова, в первую очередь можно выделить стилевое своеобразие. Оно выражается в необычной лексике (на раннем этапе творчества - изобретением большого количества неологизмов), намеренном нарушении синтаксических норм, активном использовании таких тропов , как олицетворение , плеоназм и прозопопе́я.

Что касается словотворчества поэта, то существует несколько точек зрения на него. Роман Якобсон писал, что «слово в поэзии Хлебникова утрачивает предметность, далее внутреннюю, наконец, даже внешнюю форму. В истории поэзии всех времён и народов мы неоднократно наблюдаем, что поэту, по выражению Тредиаковского , важен „токмо звон“». Иного мнения придерживались такие исследователи, как Вяч. Вс. Иванов и Б. А. Успенский , которые, напротив, считали, что Хлебников в своих произведениях с помощью отдельных неологизмов создавал целостные системы образов. Владимир Маяковский писал, что «Хлебников создал целую „периодическую систему слова“. Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость и неизбежность появления новых слов» . В словотворчестве Хлебникова выделяются два гипотетических языка: общеславянский (на основе русского) и «звёздный», приближающийся к зауми . Они характерны для разных периодов творчества Хлебникова: общеславянский - для 1907-1913, а «звёздный» - для 1919-1922 годов. «Славянский» период словотворчества характеризуется полным отказом от корней не-славянского происхождения (за исключением имён), углублением в этимологию , экспериментами с составлением разнообразных слов на основе русских корней (как в стихотворении «Заклятие смехом »; Маяковский упоминает случай, когда в провинциальной типографии не смогли напечатать произведение Хлебникова, состоящее из шести страниц производных от корня «-люб-» из-за того, что «не хватило букв „л“» ). Свою задачу как поэта Хлебников формулировал так:

Породе русской вернуть язык
Такой,
Чтоб соловьиный свист и мык
Текли там полною рекой.

Звёздный язык строится в основном на словообразах и, несмотря на сходство с заумью, в полной мере ей не является; его принцип предполагает создание полного мирового языка на основе универсального звучания согласных .

Учёные расходятся в мнении о том, как называть авторские словообразования Хлебникова - неологизмами или окказионализмами . Сторонники первого термина утверждают, что в данном случае употребление слова «окказионализм» некорректно, поскольку словотворчество Хлебникова было не стихийным, а целенаправленным.

Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы . Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство: будучи студентом первого курса, Хлебников писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут… он связал время с пространством». Общую теорию относительности , опубликованную Альбертом Эйнштейном в 1915-1916 годах, Хлебников назвал «верой четырёх измерений», где четвёртое измерение - время . Для Хлебникова время было в одно и то же время волной (циклическим повторением событий) и неким динамизированным пространством.

Сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы. Они проявляются как в прямых отсылках к мифологии (в основном, на раннем этапе, когда поэт создавал произведения с участием мифологических персонажей, в том числе и придуманных им самим), так и в анимическом мировоззрении , и, по мнению некоторых исследователей, в упоминавшейся выше идее циклического повторения событий во времени. Влияние, которое оказали на поэта национальные культуры разных народов (как европейских, так и азиатских), позволяет говорить о традиционализме в авангардистском творчестве Хлебникова.

Влияние на культуру и оценки

В манифесте «Труба марсиан» () Хлебников призвал к созданию Государства времени, которое должно прийти на смену государствам, воюющим за клочок пространства - одна из первых сверх-утопичных идей, которые в дальнейшем не раз возникали в русской литературе. Завоёвывать, вернее, отвоёвывать у вселенной время призваны Творяне , которые пришли на смену дворянам, и «изобретатели», которые пришли на смену «приобретателям». «Скрижалями» новой веры государства времён стал трактат «Доски судьбы», где Хлебников сообщает открытые им законы повторяемости в истории одних и тех же событий и воплощений одних и тех же личностей. Например, себя он считал фараоном Эхнатоном , введшим монотеизм в Египте; Омаром Хайямом ; усомнившимся в очевидности аксиомы Евклида Лобачевским , который создал неэвклидову, «Воображаемую геометрию» (См. «Ка»). И, разумеется, Хлебниковым, который сменил в поэзии пушкинское «доломерие Эвклида» на хлебниковское «доломерие Лобачевского».

Из нововведений Хлебникова сто́ит отметить изобретённый им жанр сверхповесть . Однако ни один из неологизмов поэта не не укрепился в языке. Вопреки распространённой легенде, слово «лётчик » было придумано не Хлебниковым .

Хлебников - один из признанных лидеров русского авангарда начала XX века , так как он осознанно занимался выстраиванием нового искусства . Многие футуристы, в том числе, и Маяковский, называли его своим учителем ; высказываются предположения о влиянии поэтического языка Хлебникова на творчество Андрея Платонова , Николая Асеева , Бориса Пастернака . В то же время Хлебников часто оставался в тени, так как организаторской деятельностью в основном занимались Давид Бурлюк и Маяковский.

Хлебников оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки. Некоторые исследователи вообще считают, что без него восприятие эстетики и поэтики авангарда неадекватно.

Посвящения Хлебникову

Взводень звонов, кузов звуков, -
Звать, звучать, звенеть, звонить!
Кто он, звоном зааукав,
Хочет ночью заморочить,
В зелень звуков заманить?..

Ногу за ногу заложив
Велимир сидит. Он жив.

…Ты старел и лицо уподобилось карте
Исцарапанной сетью путей,
Где не мчаться уже необузданной нарте,
И свободному чувству где негде лететь!..
А эти прозрачные очи глазницы
Все глубже входили, и реже огня
Пробегали порывы, очнувшейся птицы,
Вдруг вспоминавшей ласку весеннего дня…

Ошеломив меня, мальчишку
Едва одиннадцати лет,
Мне дали Хлебникова книжку:
«Учись! Вот это был поэт…»

Я тихо принял книжку эту
И был я, помню, поражён
И предисловьем, и портретом,
И очень малым тиражом…

Михаил Кульчицкий «Хлебников в 1921 году» ().

…Но он, просвистанный, словно пулями роща,
Белыми посаженный в сумасшедший дом,
Сжигал
Свои
Марсианские
Очи,
Как сжёг для ребёнка свой лучший том.

Зрачки запавшие.
Так медведи
В берлогу вжимаются до поры,
Чтобы затравленными
Напоследок
Пойти на рогатины и топоры.

Как своего достоинства версию,
Смешок мещанский
Он взглядом ловил,
Одетый в мешок
С тремя отверстиями:
Для прозрачных рук и для головы.

Его лицо, как бы кубистом высеченное:
Углы косые скул,
Глаза насквозь,
Темь
Наполняла въямины,
Под крышею волос
Излучалась мысль в года двухтысячные.

Бездомная,
бесхлебная,
бесплодная
Судьба
(Поскольку рецензентам верить) -
Вот
Эти строчки,
Что обменяны на голод,
Бессонницу рассветов - и
На смерть…

Примечания

  1. Хлебников, Велимир. Автобиографическая заметка - Творения. М.: Советский писатель, 1986. С. 641.
  2. Велимир Хлебников. «Доски времени», 30 января 1922
  3. Старкина, София. Велимир Хлебников. М.: Молодая гвардия, 2007. (ЖЗЛ. Вып. 1236 (1036)).
  4. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1904-1908
  5. Парнис А. Е. Южнославянская тема Велимира Хлебникова: Новые материалы к творческой биографии поэта // Зарубежные славяне и русская культура. Л., 1978.
  6. журнал «Весна», 1908, № 9
  7. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1909
  8. Брюсов В. Среди стихов. М., 1990.
  9. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1910-1911
  10. Велимир Хлебников. «Учитель и ученик»
  11. Манифест «Пощёчина общественному вкусу»
  12. Текст стихотворения «Кузнечик» в Викитеке
  13. Владимир Маяковский. «Капля дёгтя»
  14. Сайт «Мир Велимира Хлебникова». Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1915
  15. Велимир Хлебников - переписка
  16. Н. Л. Степанов. Велимир Хлебников. Биографический очерк.
  17. Сайт «Мир Велимира Хлебникова» Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1916
  18. Сайт «Мир Велимира Хлебникова» Хронологическая канва жизни и творчества Велимира Хлебникова: 1917-1918
  19. Березарк И. Встречи с Хлебниковым // Звезда. 1965, № 12
  20. Словарь названий малых планет (англ.)

"Мое мнение о стихах сводится к напоминанию о родстве стиха и стихии. (...) Вообще молния (разряд) может пройти во всех направлениях, но на самом деле она пройдет там, где соединит две стихии", - размышлял поэт-"будетлянин" Велимир Хлебников о внутреннем содержании стихотворения. Его глубоко новаторская поэзия, наполненная сакральными образами и метафизическими раздумьями, далеко не сразу вошла в наследие русской литературы. Яркое творчество поэта стало причиной самых жестоких разногласий и самых противоречивых критических оценок.

Люди изумленно изменяли лица,

Когда я падал у зари.

Одни просили удалиться,

А те молили: озари, -

Пишет он в стихотворении "Гонимый - кем, почем я знаю?...".

Еще при жизни Хлебникова все, что делал он и другие, не менее именитые, участники футуристического движения за новое искусство, казалось чем-то внелитературным, совершенно не относящимся к поэтической традиции.

В 1920-е годы, когда стихотворчество Хлебникова давно вышло за рамки его поэтической школы, его продолжали преподносить как поэта для поэтов, а его стихи объявили образцом "изобретательской", "инженерной", но не "массовой" литературы. В 1928 году Владимир Маяковский сказал: "Понятные вначале только семерым товарищам-футуристам, они (стихотворения - ред.) десятилетие заряжали многочислие поэтов, а сейчас даже академия хочет угробить их изданием как образец классического стиха".

В 1928-1933 годах в свет вышло пятитомное собрание сочинений Велимира Хлебникова, благодаря которому его поэзия стала доступной читателю. Наконец, поэт стал действительно "поэтом для читателя".

Но и до сих пор мы далеко не полно знаем творчество поэта и столь же неполно понимаем строй его художественной мысли. Если на волне творческих экспериментов начала XX века Хлебников нужен был, прежде всего, как изобретатель новых поэтических методов, то в последующие десятилетия возрос интерес к его отдельным произведениям и отдельным сторонам его творчества. В наше время речь идет не столько о признании актуальности и важности его поэзии, столько о живом и сознательном ее понимании, что весьма и весьма непросто.

Каждый поэт и даже каждое стихотворение является нам, по меткому замечанию самого Хлебникова, "со своим особым богом, особой верой и особым уставом".

Перенося штампы обыденного восприятия на творчество того или иного поэта, мы в самом лучшем случае замечаем лишь единичные образы, строки, отрывки, но никак не схватываем логики целого.

Когда умирают кони - дышат,

Когда умирают травы - сохнут,

Когда умирают солнца - они гаснут,

Когда умирают люди - поют песни.

В только что процитированном стихотворении Велимира Хлебникова очень трудно уловить и, главное, понять авторскую мысль. Может показаться, что последняя строка, особенно задевающая стандартное поэтическое сознание, подсказывает готовое лирическое переживание всего стихотворения, когда запечатленная в музыке и слове высокая смерть человека противостоит безропотному и бесследному умиранию природы.

Попытавшись разобраться в образно-символическом содержании, мы вдруг начинаем понимать, что воздух, вода, огонь есть ни что иное, как жизненные стихии. И жизнь далеко не случайное и хаотическое, но необходимое, подчиненное космическим законам, взаимопревращение этих стихий. "Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля - смертью воды" - некогда учил древнегреческий натурфилософ и мыслитель Гераклит.

Для Хлебникова подобные переклички с античной натурфилософией были всегда привлекательны.

Подобно тому, как огонь живет смертью земли, так и поэзия жива смертью человека. Его певучее слово приобщается к стихиям, сделавшись, таким образом, высшим жизненным состоянием природы вопреки неотвратимому процессу разрушения и забвения. Показателен смысл греческого слова "Стихии" (stoicheia), которое означает "буквы". Следовательно, как вселенная складывается из многообразия стихий, так из букв возникает Слово. И всякий раз оно заново возвращается поэтом.

В поэзии Велимира Хлебникова все частное, единичное и конечное восходит к единому и бесконечному. Даже в мгновенном вздохе, вырвавшемся вслед навсегда исчезнувшей возлюбленной, перед нами открываются поистине бессчетные миры: "Привыкший везде на земле искать небо, я и во вздохе заметил и солнце, и месяц, и землю. В нем малые вздохи, как земли, кружились кругом большого". В неизмеримой небесной вышине поэт стремится отыскать землю и человека. В драматической поэме "Взлом вселенной" самая обычная девушка, заплетающая косу у окна, оказывается целой вселенной, держащий на ладони весь русский народ.

Именно в большом и малом Хлебников находит всеобщие связи и стройные закономерности космоса, чьи ритм и гармоничность сродни поэтическому творению поэта.

Его чуткое видение мира предстает перед нами как некое бесконечно-величественное стихотворение, где, например, Россия "сменой тундр, тайги, степей - похожа на один божественно-звучащий стих".

Так, иногда кажется, что всю свою жизнь Велимир Хлебников читал лишь одну единственную книгу:

Ночь, полная созвездий,

Какой судьбы, каких известий

Ты широко сияешь, книга,

Свободы или ига,

Какой прочесть мне должно жребий

На полночью широком небе?

Он вошел в наше современное сознание как знаток этой книги - Единой Книги природы.

В этот день голубых медведей,

Пробежавших по тихим ресницам,

Я провижу за синей водой

В чаше глаз приказанье проснуться.

На серебряной ложке протянутых глаз

Мне протянуто море и на нем буревестник;

И к шумящему морю, вижу, птичая Русь

Меж ресниц пролетит неизвестных...

Природа Хлебникова отнюдь не то, что принято называть окружающей средой. Она существует не только вне, но и внутри человека. Открывая глаза в природу, он сам открывается в столь тесном единстве с нею, что попросту невозможно понять, где кончается человек и где начинается природа. И столь же непонятно, или человек удивленно и благодарно узнает себя в природе, или природа радостно и любовно видит себя в человеке. С другой стороны мы как никогда понимаем, что произошло гармоничное слияние человека с миром, когда он наиболее полно ощущает "все во мне и я во всем". И нашу догадку подтверждает цитата из вдумчивой книги Хлебникова "Учитель и ученик", вышедшей в мае 1912 года: "Я не смотрел на жизнь отдельных людей; но я хотел издали, как гряду облаков, как дальний хребет, увидеть весь человеческий род и узнать, свойственны ли волнам его жизни мера, порядок и стройность".

Пожалуй, нет ни одного русского поэта, у которого произведения такой классической ясности и фольклорной простоты граничили бы с произведениями такой магической сложности, как у Велимира Хлебникова. В этом есть своя загадка. Возможный ответ кроется в той чрезмерности, которой отмечены творческие искания поэта.

Я новый смысл вонзаю в "смерьте".

Повелевая облаками, кидать на землю белый гром...

Законы природы, зубы вражды ощерьте!

Либо несите камни для моих хором.

Собою небо, зори полни Я,

Узнать, как из руки дрожит и рвется молния, -

Провозглашает главный герой его романтической драмы "Маркиза Дэзес" (1909).

Как отмечали современники поэта, в его поэзии всегда было слишком много природы, слишком много математики и слишком много поэзии. Ей было тесно в строгих общелитературных рамках. И только этим объясняется ее непонимание в поэтических кругах. Впоследствии Давид Бурлюк отмечал в предисловии к "Творениям" Хлебникова: "Гений Хлебников читал свои стихи (...) в Петербурге Кузмину, Городецкому, В. Иванову и др.- но никто из этих литераторов не шевельнул пальцем, чтобы отпечатать хотя бы одну строку - этих откровений слова".

Оригинальный новаторский стиль Велимира Хлебникова заключался в том, что, устраняя литературное "как бы", устраняя условную предметность, он непосредственно погружался в магический мир языка. Поэт создавал абсолютно новый - "заумный" язык - гротескный, труднопонимаемый и, в то же время, необычайно емкий и символически наполненный. Но при всем этом его слово не "предметно" и не "беспредметно" а, скорее, "поперечно", поскольку не называет, а порождает предмет во внутреннем представлении. Отсюда та свобода словотворчества, на которой настаивал поэт с первых шагов в литературе, утверждая, что "всё, что не противоречит духу русского языка, дозволено поэту". На подобной поэтической "вседозволенности" построено знаменитое стихотворение "Заклятие смехом" (1909), где целый "смеховой мир" порожден от корня "смей". Не менее свежо и необычно звучит другое его "заумное" стихотворение 1913 года, описывающее состояние мятежа:

Веселош, грехош, святош

Хлябиматствует лютеж.

И тот, что стройно с стягом шел,

Вдруг стал нестройный бегущел.

Поэтические эксперименты Хлебникова стали не только творчески необходимым шагом вперед, но шагом и назад - к традиционным истокам поэзии. Поэт задался целью превратить живую мифологическую стихию языка в литературное явление, а также утвердить поэзию как функцию народного слова. Так, по этому поводу он говорил: "Сущность поэзии - это жизнь слова в нем самом, вне истории народа и прошлого народа".

Велимир Хлебников был убежден, что всякое движение вперед, всякое развитие, в том числе и литературы, невозможно без возвращения назад. Однако оно мыслилось им не как возврат к былым временам, но как движение "внутрь", как возвращение и человека, и человечества, и поэтического слова к самим себе, к своей извечной природе. Эти первоначала виделись ему настолько же в прошлом, насколько и в будущем. Собственно об этом он и стремился сказать в поэме "Война в мышеловке" (1919):

И когда земной шар, выгорев,

Станет строже и спросит: кто же я?

Мы создадим "Слово полку Игореве"

Или же что-нибудь на него похожее, -

В 1928 году Юрий Тынянов удивительно точно охарактеризовал новаторское во всех отношениях творчество Велимира Хлебникова: "Хлебников потому и мог произвести революцию в литературе, что строй его не был замкнуто литературным, что он осмыслял им и язык стиха и язык чисел, случайные уличные разговоры и события мировой истории, что для него были близки методы литературной революции и исторических революций".

Хлебников скончался 28 июня 1922-го года в деревне Санталово у истоков Волги. Под этой датой он записал: "Свобода. Когда судьбы выходят из береговых размеров, как часто заключительный знак ставят силы природы". Не только в жизни, но даже в смерти поэт сумел обрести свободу.

(1885 - 1922)

Хлебников Велимир (Виктор Владимирович, 1885 - 1922), поэт.
Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в селе Малые Дербеты (Ханская ставка) Астраханской губернии в семье ученого-естественника, орнитолога, одного из организаторов Астраханского заповедника. В 1898 семья переезжает в Казань, и Хлебников продолжает учебу в гимназии; определяются его пристрастия: орнитология, русская словесность, математика. Культурная атмосфера семьи способствовала быстрому интеллектуальному развитию будущего поэта, разносторонности его интересов: иностранные языки, рисование, литература. В последних классах гимназии начинает писать стихи.
В 1903 поступает на физико-математический факультет Казанского университета, сначала на математическое отделение, затем переводится на естественное. Решающим моментом стал переезд в 1908 в Петербург. Поступив в Петербургский университет на естественное отделение, а затем перейдя на историко-филологическое, он вскоре окончательно расстается с университетом. Судьба определилась - литература и философско-математические изыскания.
Хлебников привлекал к себе внимание и вызывал интерес оригинальным складом личности, поражал мировоззрением и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Знакомится с кругом столичных поэтов-модернистов (в том числе Гумилевым и Кузминым, которого называет "своим учителем"), посещает знаменитую в художественной жизни Петербурга тех лет "баню" Вяч. Иванова, где собирались писатели, философы, художники, музыканты, артисты. Устанавливаются дружеские отношения с молодыми художниками (Хлебников был одаренным художником). Однако сближение с символистами и акмеистами было кратковременным. Уже в те годы он разрабатывает свою поэтику. Первое опубликованное при содействии В.Каменского произведение Хлебникова - стихотворение в прозе "Искушение грешника" (1908). Знакомство и сближение Хлебникова с Каменским, Д. и Н.Бурдюками, А.Крученых, Е.Гуро, М.Матюшиным и несколько позже (в 1912) с Маяковским приводит к образованию группы футуристов или, как называл их Хлебников, ревниво оберегавший русский язык от иностранных слов, "будетлян" (глашатаев будущего). В футуристических сборниках "Садок судей", "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая луна" важное место занимают произведения Хлебникова. В 1910 - 1914 были опубликованы его стихотворения, поэмы, драмы, проза, в том числе такие известные, как поэма "Журавль", стихотворение "Мария Вечора", пьеса "Маркиза Дезес". В Херсоне вышла первая брошюра поэта с математико-лингвистическими опытами "Учитель и ученик".
Его жизнь была заполнена переездами из города в город; у него не было дома, службы и денег. В Харькове и Ростове, в Баку и Москве он жил у друзей, знакомых и просто случайных людей. Но везде он одержимо работает, пишет, размышляет и исследует. Ученый и фантаст, поэт и публицист, он полностью поглощен творческим трудом. Написаны поэмы "Сельская очарованность", "Жуть лесная" и др., пьеса "Ошибка смерти". Выходят книги "Ряв! Перчатки. 1908 - 1914", "Творения" (Том 1). В 1916 вместе с Н. Асеевым выпустил декларацию "Труба марсиан", в которой было сформулировано хлебниковское разделение человечества на "изобретателей" и "приобретателей". Главными героями его поэзии были Время и Слово, именно через Время, зафиксированное Словом и превращенное в пространственный фрагмент, осуществлялось для него философское единство "пространства-времени". О.Мандельштам писал: "Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие..."
В 1920 живет в Харькове, много пишет: "Война в мышеловке", "Ладомир", "Три сестры", "Царапина по небу" и др. В городском театре Харькова происходит "шутовское" избрание Хлебникова "Председателем Земного шара", с участием Есенина и Мариенгофа.
В 1921 приезжает в Пятигорск, где работает в Терской РОСТА ночным сторожем. В газете были напечатаны его поэмы "Ночь перед Советами", "Прачка", "Настоящее", "Ночной обыск". В конце 1921 после долгих скитаний тяжелобольным возвращается в Москву в надежде на издание своих произведений. Немного оправившись, встречается с Маяковским, Каменским и другими поэтами. В дружеском общении приводит в порядок свои черновые записи и завершает ряд привезенных им стихотворений и поэм, среди которых "Уструг Разина", математический трактат о "законах времени" и др.
В мае 1922 вместе с другом - художником П.Митуричем едет в деревню Санталово Новгородской губернии. Там он тяжело заболевает. 28 июня "честнейший рыцарь поэзии", как назвал его Маяковский, умер.
В 1960 прах поэта был перевезен в Москву и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) в истории футуризма занимает особое место. Он стремился соз-дать искусство будущего, искал новые пути поэтического выра-жения. Хлебников был оригинален во всем. Считая себя Предсе-дателем Земного Шара, будетлянином, он был одержим идеей справедливого устройства мира, которого можно достигнуть бла-годаря преобразующей силе искусства. Он создал оригинальную философию пространства-времени и числа, вывел формулы за-кономерности исторических событий, соединяя математику и историю. Хлебников искал особо выразительный язык, в кото-ром смыслообразующую роль играли звуки: каждый звук речи обладает, по мысли поэта, определенной семантикой. Эта се-мантика исходит из древних праславянских корней, а они, в свою очередь, порождались когда-то неким праязыком челове-чества. Поэт видел свою задачу в том, чтобы «найти единство вообще мировых языков, построенное из единиц азбуки». Этот хлебниковский язык назвали заумью. Характерным примером яв-ляется такое стихотворение:

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй-пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.

Каждый звук поэт связывал с определенным цветом: «б» — ярко- красный (губы), «в» — синий (глаза), «п» — черный (брови).

Хлебникову свойственно отношение к слову как к конструк-тивному материалу, поэтому слова можно разрывать на части, по-разному комбинировать их, можно создавать новые слова из известных корней. Пример — «Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно

Хотя тяга к словотворчеству оставалась всегда, но в более поздних произведениях язык Хлебникова становится понятнее и доступнее.

Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут. Когда умирают солнца — они гаснут. Когда умирают люди — поют песни.

В его художественном мире соединяются разные времена, пересекаются и совмещаются пространства. Поэт часто обраща-ется к древним языческим временам, протягивая от них связь с современностью. В поэме «Уструг Разина» Хлебников показыва-ет истоки и тайны мятежа, преемственность вольного характе-ра, идущую от вещего Олега, Тараса Бульбы через Разина к современным анархистам. Мятеж несет кровь, зависть, но при-водит к рождению героя-победителя, каким предстает Разин. Ши-роко используемая в поэме звукопись подчинена стремлению глубже выразить глубинный смысл:

Волге долго не молчится, Ей ворчится как волчице. Волны Волги — точно волки, Ветер бешеной погоды. Вьется шелковый лоскут. И у Волги у голодной Слюни голода текут.

Героем произведений Хлебникова становится человек вооб-ще, находящийся на пересечении прошлого, настоящего и бу-дущего. Поэтому в его творчестве постоянны мотивы вечного возрождения, золотого века.

Революционное время породило произведения актуального содержания. Революция воспринимается как космическое явле-ние. В поэме «Ладомир» герои творят новый гармоничный мир. Материал с сайта

Это шествуют творяне, Заменивши д на т, Ладомира соборяне С Трудомиром на шесте.

Поэт верит, что новый мир может быть построен только на любви, на преодолении мора и крови.

Черти не мелом, а любовью Того, что будет, чертежи. И рок, слетевший к изголовью, Наклонит умный колос ржи.

В 1921 году Хлебников пишет стихи о голоде в Поволжье «Го-лод», «Волга, Волга!», «Трубите, кричите, несите!».

Традиция Хлебникова в конце 1920-х и в 1930-е годы прояви-лась в творчестве поэтов-обэриутов (общество реального искус-ства).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • творчество велимира хлебникова кратко
  • велимир хлебников особенности поэзии кратко
  • жизнь и творчество веримира хлебникова
  • жизнь и творчество северянина
  • краткая биография велимира хлебникова