Вестник Пермского Университета. Юридические науки. Право на труд и проблемы его судебной защиты на современном этапе строганов михаил иванович Механизм реализации права на труд

Раздел III. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае

Глава III. Реализация конституционного права граждан на труд

Статья 23 Всеобщей декларации прав человека определяет, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи.

В свою очередь, Конституция Российской Федерации провозглашает страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека, охрану труда и здоровья людей, где каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Создание надлежащих условий в сфере труда является серьезной задачей государства и общества. Социально-экономическое развитие страны, свобода личности и творчества способствуют активной заинтересованности граждан в понимании и защите своих трудовых прав. Обращения, поступающие в адрес Уполномоченного, свидетельствуют о том, что жителей края волнуют вопросы, связанные с оплатой труда, безработицей, правильностью оформления трудовых отношений, незаконным наложением дисциплинарных взысканий и увольнением.

В 2008 году к Уполномоченному поступило 326 обращений граждан о нарушениях трудовых прав (в 2007 году - 303 обращения). Большинство таких нарушений по-прежнему связано с неисполнением законодательства об оплате труда. К сожалению, отдельные работодатели не спешат выполнять требования российского трудового законодательства. Жалобы граждан свидетельствуют о систематических нарушениях сроков выплаты заработной платы, желании сэкономить на труде наемных работников.

Так, в адрес Уполномоченного обратился 21 работник ООО «Среднеамгуньский ЛПХ» (дело 609/к от 16.06.2008) о невыплате им ООО «Азия-Экспорт» заработной платы за март и апрель 2008 года. На этом предприятии они работали до мая 2008 года. После вмешательства Уполномоченного и государственной инспекции труда в Хабаровском крае в июне 2008 года задолженность по заработной плате была полностью погашена. Работники получили свои деньги. Однако со дня начисления зарплаты и ее получения прошло 4 месяца.

Приведем другой пример. В августе 2008 года к Уполномоченному поступило обращение трудового коллектива ООО «Энергетик» из п. Солони Верхнебуреинского муниципального района (дело № 765/б от 04.08.2008) о невыплате с мая 2008 года заработной платы. Обращение было подписано 34 работниками предприятия.

Люди в своем обращении указали, что задержки по заработной плате и выплате отпускных происходят постоянно. Ответственности за это никто не несет. Уволиться с предприятия они не могут, так как поселок небольшой и другой работы нет.

В ходе проверки факты задолженности по заработной плате и отпускным нашли свое подтверждение. С целью устранения допущенных нарушений трудового законодательства государственной инспекцией труда в крае работодателю было предъявлено предписание. В органы прокуратуры направлены материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц ООО «Энергетик» по статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»). В итоге, согласно отчету директора предприятия, вся задолженность по заработной плате была погашена в сентябре 2008 года.

Особенно острой эта проблема является для работников предприятий, признанных банкротами. Как правило, задолженность по заработной плате работников предприятий-банкротов остается невыплаченной. Бывшие работники выигрывают дела в судах. Но часто судебные решения из-за отсутствия финансовых средств у предприятий-банкротов не исполняются, а исполнительные листы по окончании конкурсного производства остаются нереализованными. Имущество предприятия, на которое по закону можно обратить взыскание, распродается для погашения иных долгов. В итоге работники, состоявшие в трудовых отношениях с предприятием-банкротом, при завершении конкурсного производства остаются без гарантированной им Конституцией страны и Трудовым кодексом заработной платы, что является грубейшим нарушением их прав.

По мнению Уполномоченного, противоречие заложено в статье 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая погашение задолженности по заработной плате относит ко второй очереди удовлетворения требований кредиторов. Однако сумма требований граждан и размер конкурсной массы на различных предприятиях существенно отличается. На сегодняшний день возможность погашения задолженности по заработной плате зависит только от объема сформированной конкурсной массы, какие-либо дополнительные гарантии прав граждан законом не предусмотрены. При существующей очередности расчетов конкурсной массы предприятий-банкротов не хватает для того, чтобы погасить долги по заработной плате. Это связано с тем, что основная часть конкурсной массы идет на оплату внеочередных расходов, а требования каждой очереди удовлетворяются только после полного расчета со всеми кредиторами предыдущей очереди.

Представляется, что такое положение дел противоречит статье 11 Конвенции МОТ 95 относительно защиты заработной платы, установив-шей, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке, трудящиеся, занятые на этом предприятии, должны пользоваться положением привилегированных кредиторов. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, должна быть выплачена полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю. Данная конвенция была ратифицирована в СССР еще в 1961 году, когда люди ничего не знали о банкротстве предприятий и их последствиях.

Другой причиной, влияющей на неполучение работниками долгов по заработной плате, является длительность процесса реализации имущества должника, признанного банкротом. Как показывает деятельность Уполномоченного, конкурсным управляющим требуется не менее 1,5 лет, чтобы установить имущество должника и сформировать конкурсную массу. При этом к еще большему затягиванию этого процесса приводят судебные споры об истребовании имущества предприятия-банкрота от других организаций, куда оно было передано на договорной основе. А если ко всему вышеперечисленному добавить неудовлетворительную деятельность отдельных конкурсных управляющих, то «картина» по обеспечению трудовых прав граждан при банкротстве предприятий становится весьма удручающей.

Часто граждане не имеют сведений о месте нахождения конкурсного управляющего, его контактных телефонах. Источники информации об этом большинству жителей края недоступны. Особенно это касается жителей сельской местности и отдаленных районов края, которые фактически лишены информации о судьбе предприятия, признании его банкротом и завершении конкурсного производства. К сожалению, такая официальная информация в краевых и районных газетах не публикуется.

Отсутствие достоверной информации о предприятии на деле приводит к тому, что трудовой коллектив лишается права своевременно провести общее собрание работников должника и избрать своего представителя. Хотя, согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», представитель работников должника является лицом, участвующим в деле о банкротстве предприятия, ему предоставлено право присутствовать на собраниях кредиторов. В свою очередь, конкурсный управляющий обязан обеспечить представителю работников доступ к официальным документам по делу о банкротстве, предоставить сведения о финансовом состоянии предприятия-должника, реестре требований кредиторов. В итоге отсутствие информации не позволяет работникам наладить контроль над деятельностью конкурсного управляющего.

Большинство конкурсных управляющих живут и работают в г. Ха-баровске, поэтому люди, проживающие в отдаленных районах, не имеют возможности с ними встретиться, прояснить положение дел о сроках погашения долгов.

К сожалению, органы государственной власти края и органы местного самоуправления законодательно лишены функций контроля над деятельностью конкурсных управляющих. Согласно статье 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», контролировать профессиональную деятельность конкурсных управляющих в части соблюдения требований федерального законодательства должна саморегулируемая организация, которая обязана рассматривать жалобы на действия лица, реализующего функции арбитражного управляющего в деле о банкротстве, и принимать соответствующие меры воздействия. Однако на практике граждане редко пользуются своим правом на обращение в данную организацию, во-многом из-за своего незнания и отсутствия информации.

Недобросовестное отношение конкурсных управляющих к своим профессиональным обязанностям приводит к многочисленным жалобам граждан в различные инстанции. Так, в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение бывших работников предприятия-банкрота ГОНО ГОПХ «Восточное» (дело № 633/к от 23.06.2008) о невыплате задолженности по заработной плате и оказании содействия в привлечении конкурсного управляющего к ответственности. В результате проверки, проведенной прокуратурой Хабаровского района, в действиях конкурсного управляющего были установлены нарушения Федерального закон «О несостоятельности (банкротстве)». Прокуратурой района поставлен вопрос о привлечении конкурсного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП Российской Федерации («Неправомерные действия при банкротстве»). В адрес руководителя некоммерческого партнерства арбитражных управляющих внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В своем Докладе о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в 2007 году Уполномоченный упоминал о моральной ответственности государственных органов и органов местного самоуправления за судьбы людей, честно и добросовестно работавших на муниципальных и государственных предприятиях, но так и не получивших своих денежных средств. И тем обидней отмечать, что одной из причин невыплаты задолженности по заработной плате являются долги местных бюджетов перед конкурсным управляющим. При этом главы районов не спешат рассчитываться по своим долгам.

Так, в адрес Уполномоченного поступила жалоба гражданки К. (дело № 616/к от 16.06.2008) о невыплате задолженности по заработной плате предприятием-банкротом МУП ЖКХ. По инициативе Уполномоченного прокуратура Верхнебуреинского района провела проверку, в ходе которой было установлено, что на основании решений Арбитражного суда Хабаровского края в пользу МУП ЖКХ «Железнодорожник» была взыскана дебиторская задолженность с организаций-должников. Основной должник - администрация Верхнебуреинского муниципального района. В 2007 году в финансовое управление администрации района были направлены исполнительные листы на общую сумму более 6 млн. рублей. Оплата по ним составила лишь 250 тыс. рублей.

На имя главы района был направлен запрос Уполномоченного о предоставлении информации по срокам погашения задолженности и восстановлении трудовых прав граждан, работавших на муниципальном предприятии. На данное обращение был получен ответ об отсутствии денежных средств в районном бюджете. Задолженность будет погашаться при наличии средств и в порядке очередности.

С таким бездействием и равнодушием главы Верхнебуреинского муниципального района соглашаться нельзя, так как он фактически снимает с себя ответственность по решению проблем задолженности по заработной плате и восстановлению законных прав жителей Верхнебуреинского района.

В результате предпринятых действий Уполномоченному удалось добиться перечисления муниципалитетом 1,5 млн. рублей для решения вопроса по выплате заработной платы работникам предприятия-банкрота.

Таким образом, основными условиями, приводящими к нарушению прав и законных интересов граждан при банкротстве предприятий, становятся:

неэффективность мер, направленных на предупреждение банкротства;

несовершенство Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части отсутствия приоритетов в погашении долгов по заработной плате бывших работников предприятий-банкротов;

отсутствие у органов государственной власти и органов местного самоуправления реальных рычагов контроля за деятельностью конкурсных управляющих;

неэффективность процедуры участия трудового коллектива в контроле над процессом банкротства предприятия.

Однако есть примеры и положительного решения вопроса по выплате предприятием-банкротом задолженности по заработной плате. Так, в адрес Уполномоченного поступило заявление гражданки К. (дело № 121/к от 07.02.2008) об оказании помощи в выплате суммы долга по зарплате с ФУСХП ДВО «Галкинское» и организации проверки деятельности конкурсного управляющего органами прокуратуры с участием представителя Уполномоченного. Заявительница была уволена с работы в декабре 2004 года в связи с банкротством сельскохозяйственного предприятия и до определенного времени не могла получить свою заработную плату. По результатам проведенной проверки требования гражданки К. о выплате задолженности были удовлетворены в полном объеме… Правда, человеку потребовалось 3 года и 3 месяца, чтобы добиться от предприятия-банкрота выплаты заработанных денег!

Наиболее важным в сфере трудовых прав граждан является размер вознаграждения за труд. Какую бы заработную плату работник не получал, он всегда надеется на ее повышение. Серьезным шагом в решении вопроса увеличения размера заработной платы стал Федеральный закон от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации». Данный закон не только установил в стране новый минимальный размер оплаты труда в сумме 2300 рублей, но и предоставил субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать свои размеры минимальной заработной платы. Сделать это можно путем заключения соглашения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Такое соглашение в 2008 году было заключено между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством края. Его основная цель - реализация задачи, поставленной Правительством страны о повышении с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

Отрадно, что, начиная с 2008 года в крае последовательно решается столь насущная для жителей края проблема. С 1 июля 2008 года минимальная заработная плата в крае составила 4102 рублей, что соответствовало 60 процентам величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в крае на I квартал 2008 года. С 1 октября 2008 года минимальная заработная плата составила 5629 рублей, что стало соответствовать 80 процентам величины прожиточного минимума.

Таким образом, с 1 июля 2008 года в крае введен минимальный размер заработной платы, который значительно выше установленного в стране. Этот шаг, безусловно, является признаком стабильности и внимания органов государственной власти края к вопросам по повышению благосостояния жителей края, обеспечению их трудовых прав.

Серьезным нарушением трудовых прав наемных работников является заключение работодателем срочных трудовых договоров, без учета требований статей 58 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации. Федеральный законодатель исходит из того, что основным видом трудового договора является договор, заключаемый на неопределенный срок, срочные же трудовые договоры должны быть исключением из общего правила. Трудовой кодекс напрямую запрещает работодателю заключать такие договоры в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключаются трудовые договоры на неопределенный срок. Однако на практике отдельные работодатели с нормами трудового законодательства не считаются.

Так, в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение работников филиала одного из федеральных предприятий (дело № 729/к от 25.07.2008) о нарушении их трудовых прав. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Хабаровского края, были установлены многочисленные факты ежегодного заключения с работниками срочных трудовых договоров без достаточных к тому оснований. В 2007 году руководством филиала необоснованные срочные трудовые договоры были заключены со 130 работниками и лишь 25 граждан были приняты на работу по бессрочному договору. В 2008 году срочные трудовые договоры были заключены с 90 работниками и только с 9 гражданами договоры оформлены на неопределенный срок. При этом были установлены факты заключения срочных трудовых договоров с работниками, которые проработали на предприятии более десяти лет, в их трудовые книжки ежегодно вносились записи о приеме на работу и последующем увольнении.

Такое положение дел привело к нарушению и иных трудовых прав работников филиала, в том числе права на отдых. Данное право провозглашено статьей 37 Конституции Российской Федерации как неотъемлемое право каждого трудящегося. Оно включает в себя права на разумное ограничение рабочего дня, на выходные и праздничные дни, а также на оплачиваемый ежегодный отпуск. Обязанность по обеспечению отдыха работника также возложена на работодателя и должна им неукоснительно соблюдаться.

По этим и другим нарушениям трудового законодательства органами прокуратуры работодателю внесено представление, на отдельные приказы принесены протесты. В отношении руководителя филиала вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»).

Приведенный пример не единственный случай нарушения конституционного права граждан на отдых. Так, в начале 2008 года начальником Дальневосточной железной дороги в адрес всех отделений ДВЖД была направлена телеграмма, в которой содержался анализ работы с кадрами железной дороги за 2007 год. Пункт 2 данной телеграммы обязывал руководителей предприятий и председателей профсоюзных комитетов с целью снижения непроизводственных затрат, связанных с предоставлением учебных отпусков, настоятельно рекомендовать своим работникам совмещать очередные и учебные отпуска.

При этом не учитывалось, что трудовое законодательство относит учебные отпуска к одной из форм трудовых гарантий работников, которые должны быть реализованы работодателем в безусловном порядке. Статья 177 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что ежегодные оплачиваемые отпуска могут только присоединяться к учебным отпускам.

На взгляд Уполномоченного, настоятельные рекомендации работодателя о совмещении работниками учебных и очередных отпусков могут привести к существенному ограничению прав работников, совмещающих работу с обучением, так как направлены на фактический отказ работника от использования учебного отпуска, гарантируемого трудовым законодательством. В связи с чем в адрес начальника Дальневосточной железной дороги Уполномоченным было направлено письмо-предостережение о недопустимости нарушений трудовых прав граждан, в том числе права на отдых.

Если в бюджетных учреждениях, государственных и муниципальных предприятиях трудовое законодательство в основном соблюдается, то в коммерческом (частном) секторе экономики требования Трудового кодекса Российской Федерации выполняются далеко не всегда. Значительное количество индивидуальных предпринимателей и малых предприятий существенно обостряют проблему защиты законных прав и интересов наемных работников. На малых и средних предприятиях, как правило, нет профсоюзных организаций, не избираются комиссии по трудовым спорам, то есть те органы, которые по закону призваны представлять и защищать интересы работников.

Полная юридическая неосведомленность и правовая безграмотность заставляет людей принимать любые условия работодателя. На предприятиях малого и среднего бизнеса вместо трудовых договоров широкое распространение получили гражданско-правовые отношения. Что, безусловно, выгодно предпринимателю, поскольку позволяет значительно минимизировать свои затраты на социальные и страховые выплаты.

В целом 2008 год показал, что проблематика неукоснительного соблюдения трудовых прав граждан продолжает оставаться актуальной. Органам государственной власти края, контролирующим и надзорным органам предстоит приложить еще немало усилий, чтобы положения Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса о создании благоприятных условий труда, о реализации прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие нашли свое всестороннее и практическое воплощение на территории края. В свою очередь, Уполномоченный, используя имеющиеся в его компетенции методы и средства, и в дальнейшем намерен последовательно оказывать жителям края содействие в восстановлении их нарушенных трудовых прав.

Нормы-принципы трудового права реализуются через права и обязанности работодателей, работников и других субъектов трудового права.

Принцип свободы труда и запрещения принудительного труда позволяет работникам свободно распоряжаться своими способностями к труду, а также отказываться от выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, в частности неоплаченной работы. В свою очередь, работодатель обязан не чинить препятствий работникам при распоряжении своими способностями к труду, в том числе при решении вопроса об увольнении работника по собственному желанию, а также не допускать привлечения работников к принудительному труду. В силу ст. 2 Конституции РФ обязанность по обеспечению данного права работников возлагается на государственные органы.

Принцип зашиты от безработицы и содействия в трудоустройстве реализуется через право граждан обратиться в органы государственной службы занятости с целью получения подходящей работы, а при ее отсутствии пособия по безработице. Тогда как у службы занятости возникает обязанность предоставить гражданину подходящую работу, а при ее отсутствии - выплатить пособие по безработице и предоставить иные предусмотренные законодательством льготы.

Принцип обеспечения справедливых условий труда включает право работников на получение работы, отвечающей требованиям безопасности и гигиены, и на ограничение времени работы. Работодатель призван обеспечить безопасность работника на его рабочем месте и использовать труд работника в рамках установленной продолжительности рабочего времени. На основании ст. 2 Конституции РФ полномочные государственные органы обязаны обеспечить реализацию и данного права работников.

Принцип равенства прав и возможностей работников реализуется через право работников требовать соблюдения равенства при применении норм трудового права и продвижении по службе. В свою очередь, на работодателей данный принцип возлагает обязанность по соблюдению равенства прав и возможностей работников. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ полномочные государственные органы обязаны обеспечить реализацию права граждан на равные возможности в сфере трудовых отношений.

Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда реализуется через право работников на получение заработной платы. Работодатели обязаны обеспечить получение работниками своевременно справедливой и достойной оплаты труда. Полномочные государственные органы на основании ст. 2 Конституции РФ должны обеспечить соблюдение работодателями данной обязанности.

Принцип равной оплаты за труд равной ценности реализуется путем предоставления работникам права на получение равной оплаты за труд равной ценности. Тогда как работодатели обязаны не допускать нарушения права работников на равную оплату за труд равной ценности. Полномочные государственные органы в силу требований ст. 2 Конституции РФ обязаны обеспечить предоставление работникам права на равную оплату за труд равной ценности.

Принцип запрещения дискриминации при регулировании трудовых отношений реализуется через обязанность работодателей, других лиц, применяющих нормы трудового права, не допускать необоснованного умаления прав и свобод в сфере труда, а также через право работников требовать соблюдения своих интересов и их защиты от дискриминационных действий.

Принцип создания объединений по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности реализуется через право работников и работодателей создавать объединения для защиты своих интересов, а также через обязанность не препятствовать созданию и деятельности указанных объединений. В частности, представители работодателей не вправе создавать препятствия в законной деятельности объединений работников, государственные органы не должны вмешиваться в работу объединений, представляющих работников и работодателей.

Принцип участия работников в управлении организацией означает наличие права у работников и их представителей принимать участие в управлении организацией в установленных правовыми актами формах и возникновение у работодателей обязанности по обеспечению такого участия.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений влечет возникновение у представителей работодателя обязанности по соблюдению установленного полномочными государственными органами минимума трудовых прав, а также предоставление работодателям и работникам возможности улучшить положение работников по сравнению с этим минимумом путем заключения договоров о труде.

Принцип ведения коллективных переговоров предполагает наличие права у работников и работодателей инициировать коллективные переговоры и корреспондирующей ему обязанности приступить к таким переговорам после получения соответствующего приглашения.

Принцип обязательного возмещения вреда, причиненного работнику в процессе трудовой деятельности, состоит из права работников требовать данного возмещения и обязанности работодателя возместить причиненный по его вине вред.

Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением предполагает наличие у работников права требовать соблюдения установленных государством гарантий и корреспондирующей ему обязанности государственных органов по контролю за соблюдением трудового законодательства по обеспечению их реализации.

Принцип защиты трудовых прав реализуется через право участников трудовых отношений требовать защиты своих законных интересов и корреспондирующую ему обязанность государственных органов, в том числе суда, обеспечить их соблюдение.

Принцип обеспечения права на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, означает возникновение у заинтересованных лиц права требовать защиты своих интересов и корреспондирующей ему обязанности по урегулированию трудового спора полномочными органами и установленными законодательством способами.

Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей предполагает наличие у работника права выполнять лишь возложенные на него трудовым договором обязанности и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя обеспечивать работника работой, обусловленной трудовым договором.

Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства состоит из права профсоюзов осуществлять данный контроль по отношению к условиям труда своих членов и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя не чинить препятствий в его проведении.

Принцип обеспечения достоинства работников в процессе трудовой деятельности предполагает возникновение у работников права на обращение со стороны представителей работодателя, которое не допускает умаления человеческого достоинства, и корреспондирующей ему обязанности представителей работодателя не совершать действий, ущемляющих достоинство работников.

Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников состоит из права работников на данное страхование и обязанности работодателей и полномочных государственных органов обеспечить предусмотренное действующим законодательством страхование работников.

Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами состоит из права работников осуществлять такую защиту и обязанности работодателей не препятствовать реализации работниками данного права, а также обязанности государственных органов по обеспечению реализации указанного права работниками.

Таким образом, нормы-принципы трудового права реализуются через права и обязанности работников и работодателей, а также других субъектов трудового права.

Аналогичным образом реализуются и нормы-принципы отдельных институтов трудового права, которые рассмотрены нами в третьем параграфе настоящей главы.

В связи с изложенным следует иметь в виду, что нормы-принципы должны быть использованы при принятии любого правоприменительного решения. На их основании возникают конкретные права и обязанности. Причем другие нормы подлежат применению в части, не противоречащей нормам-принципам.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1

Важнейшим принципом трудового права признается свобода труда. Этот принцип провозглашен в ст. 37 Конституции РФ и признан международным сообществом. Свобода труда проявляется, прежде всего, в предоставлении возможности человеку свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Каждый гражданин может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной или иной ответственности. Гражданин может свободно выбирать вид трудовой деятельности: заниматься предпринимательством, работать на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора) или по трудовому договору.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется, прежде всего, в договорном характере труда и находит отражение в отраслевом принципе трудового права - принципе свободы трудового договора. Единственным основанием возникновения трудовых отношений является соглашение сторон - трудовой договор. Работник обладает свободой расторжения трудового договора.

Каждый человек в России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый гражданин РФ имеет право на отдых. Человеку, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законодательством способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Однако мало провозгласить какие-либо права и установить гарантии, нужно знать, как претворить их в жизнь. Главное в проблеме прав человека сегодня - не теория, а практика, предполагающая создание необходимых условий, гарантий, механизмов реализации социально-экономических прав человека. Важно устранить прямые нарушения прав, причины, их порождающие, поставить заслоны на пути злоупотреблений и произвола в отношении прав граждан, упрочить их охрану и защиту со стороны власти.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты. Защита права означает возможность государства, его исполнительных органов защитить те или иные права и гарантии человека.

В настоящее время в российской экономике сложилось два правовых режима регулирования трудовых отношений - зафиксированное в законодательстве трудовое право для бюджетных организаций и "обыденное" право для нового коммерческого сектора. Если в бюджетных организациях трудовое законодательство еще как-то соблюдается, то в новом коммерческом секторе требования Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) выполняются далеко не всегда. В организациях малого и среднего бизнеса распространены гражданско-правовые отношения, потому что это удобно работодателю (нет необходимости соблюдать все гарантии, установленные в трудовом законодательстве).

Рост числа малых и средних предприятий обостряет проблему защиты законных прав наемных работников. В этих организациях обычно не создаются профсоюзные организации, не избираются комиссии по трудовым спорам, т.е. отсутствуют органы, которые должны представлять и защищать интересы работников. Юридическая незащищенность плюс правовая неосведомленность заставляет людей принимать любые условия хозяина. Число кабальных договоров растет, а значит, растет и число социально незащищенных работников.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Государством гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В частности, в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (ст. 142 ТК РФ). Возможно, такие действия работников прекратят допущенные работодателем нарушения трудовых прав. Никто не может заставить работника трудиться бесплатно, поэтому действия работников, отказавшихся от выполнения трудовых функций в качестве ответной меры в связи с неполучением заработной платы, будут признаны законными.

Работник имеет право обжаловать факт дискриминации в трудовых отношениях, в том числе необоснованный отказ в приеме на работу (ст. ст. 64, 391 ТК РФ).

6.3. Гарантии государства в реализации права граждан на труд

Гражданам Российской Федерации гарантируются:

Свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

Защита от безработицы;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

Информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

Социальная поддержка;

Осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

Бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

Финансирование в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Гражданам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям – детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 4. Гарантии государства 1. Государством гарантируются:регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции;эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАКУПКЕ, ХРАНЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА СТАТЬЯ 11. Права граждан и юридических лиц в области

Из книги Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 10 сентября 2010 г. автора Коллектив авторов

Из книги Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикитированиях" автора России Законодательство

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ СТАТЬЯ 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Статья 220. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

Глава 3. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Статья 18. Обеспечение условий для проведения публичного мероприятия 1. Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам

Из книги Врачебная тайна. Вопросы и ответы автора Аргунова Юлия Николаевна

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации 1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации 1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав,

Из книги автора

6.6 Формы и методы реализации функций государства Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она

Из книги автора

Учет граждан в целях реализации городских жилищных программ в Москве и Санкт-Петербурге В Москве учет граждан в целях реализации городских жилищных программ ведется в виде:? жилищного учета;? учета граждан, признанных нуждающимися в содействии г. Москвы в приобретении

Из книги автора

Из книги автора

Раздел 1 Правовые гарантии права граждан на сохранение врачебной тайны Как соотносится право на информацию и право на неразглашение конфиденциальной информации? Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

Из книги автора

§ 5.4. Формы и методы реализации функций государства Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления представляют собой деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства. Они

В Декларации МОТ«Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» сформулированы следующие принципы:

Свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

Упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

Действенное запрещение детского труда;

Недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Принципы реализации права на труд. Свобода труда

Принцип, приведенный в ст. 2 Трудового кодекса , о свободе труда, включая право на труд, соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 37), провозгласивший свободу труда. В Российской Федерации каждый вправе заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору.

Свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом. В противном случае не может быть и речи о "свободе труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности". Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. На основе свободы труда гражданин заключает с работодателем трудовой договор. В полной мере свободен и работодатель в выборе работника.

Между тем, существует точка зрения, что свобода труда включает право на труд. Несмотря на схожесть этих категорий, они имеют принципиальные различия, которые кроются в возможности их реализации. Если, к примеру, Конституция закрепляет право на защиту от безработицы, то этому праву корреспондирует обязанность государства создать специальную службу, которая ведет учет безработных, занимается поиском им работы, а если это невозможно - назначает пособие по безработице (согласно Закону РФ "о занятости населения в РФ").

Когда провозглашается свобода труда, то это значит, что государство предоставляет индивиду возможность выбора: работать или нет, заниматься предпринимательством либо получать доходы от использования своей собственности. Это его исключительное право. Реализовав свободу труда путем трудового договора, гражданин по соглашению с работодателем определяет конкретную трудовую функцию (профессию, специальность, квалификацию). С момента заключения трудового договора у сторон возникают права и обязанности. Свобода трудового договора существует не только на стадии заключения, но и на стадии расторжения договора по инициативе работника.

Однако свобода заключения трудового договора предполагает не только свободу работника, но и соответствующую свободу работодателя, имеющего право по своему усмотрению подбирать кадры, которые по профессиональным и деловым качествам соответствовали бы поручаемой работе. Работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.


Надо отметить, что при реализации указанных прав интересы работника и работодателя нередко не совпадают. Причем это несовпадение не всегда основано на объективных и справедливых представлениях (имеют место субъективизм, непонимание или прямое игнорирование требований закона, в первую очередь со стороны работодателя). С учетом этого в Трудовой кодекс РФ включена специальная норма, запрещающая необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64).

Наличие такой нормы в Трудовом кодексе РФ - явление, безусловно, прогрессивное и объективно необходимое. Оно основано на положениях Конституции РФ (ст. 19) и нормах международного права, ориентирующих государства проводить политику, направленную на поощрение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации. Как свидетельствует практика, существование указанной нормы в законе уже само по себе служит фактором, сдерживающим работодателя от опрометчивых или необоснованных кадровых решений. Вместе с тем необходимо отметить, что предусмотренные ст. 64 ТК РФ гарантии при заключении трудового договора не обеспечивают в настоящее время должной защиты граждан от необоснованного отказа в приеме на работу.

Другой гарантией от необоснованного отказа в заключении трудового договора служит право работника обжаловать такой отказ в суд (часть 6 ст. 64 ТК РФ). Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ч. 4 ст. 3 ТК РФ).