Военно-воздушные силы сирии. ВВС Сирии: состав, техника и вооружение, командование. Военно-воздушные силы Сирии

По мере разрастания конфликта в Сирии, ее ВВС становятся героями новостных заголовков ведущих мировых СМИ. За прошедший год страна сотрясается от протестов и насилия, вызванных борьбой оппозиции против режима Башара Асада, и в этом конфликте ВВС отводится существенная роль в борьбе с мятежниками.

Этот год выдался очень напряженным для одних из самых закрытых ВВС среди стран Ближнего Востока. С момента прихода к власти партии «Баас» в 1963 г. сирийские ВВС играли ведущую роль в структуре сирийской власти. Офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада, отца сегодняшнего президента страны, возглавили переворот, приведший партию «Баас» к власти. С тех пор ВВС стали играть особую роль в жизни страны.

Военная необходимость (возможно, дополненная личными предпочтениями) привела к резкому росту ВВС — будучи союзником СССР, Сирия вступила в жестокое противостояние с Израилем, вмешалась в конфликт в Ливане, а также имела серьезные противоречия с иракским отделением партии «Баас» под руководством Саддама Хусейна. 1980-е гг. выдались очень напряженными для сирийской авиации: боевые действия против Израиля привели к тому, что новым модификациям истребителя МиГ-23 удалось одержать победы над ранее неуязвимым противником — правда, ценой потери 30 собственных самолетов. Эта ситуация продемонстрировала положительную динамику в потенциале ВВС по сравнению с конфликтами 1970-х гг., в особенности «Войны Судного дня», когда сирийские ВВС практически полностью были уничтожены на земле.

Выросшие из небольшого ядра, подготовленного англичанами в 1948 г., к концу 1980-х гг. сирийские ВВС достигли своего расцвета. В их составе насчитывалось 650 летательных аппаратов, 100 тыс. кадровых военнослужащих и 37,5 тыс. резервистов. Модернизация парка являлась приоритетом в развитии, первый заказ на истребители МиГ-29 был размещен в 1986 г. После окончания Холодной войны нагрузка на сирийские ВВС снизилась, в 1990-е гг. участие в боевых операциях практически прекратилось. Сирия никогда не выходила из состояния войны с Израилем, но прекращение гражданской войны в Ливане и подавляющая мощь израильской армии привела к патовой ситуации. Численность кадровых военнослужащих ВВС сократилась до 60 тыс. человек, а резервистов — до 30 тыс. человек. Численность летательных аппаратов снизилась до 555 единиц.

На бумаге численность сирийских ВВС все еще превосходит авиационные группировки соседних государств, включая таких региональных лидеров, как Израиль и Египет. Однако эти числа скрывают устарелость сирийского авиационного парка — даже наиболее современные сирийские самолеты (более 60 истребителей МиГ-29, более 30 истребителей МиГ-25 и более 20 фронтовых бомбардировщиков Су-24) не могут соперничать с модернизированными ВВС Израиля. Так, резким контрастом со стремительно развивающимися в Израиле БЛА, выглядит положение дел в Сирии, которая не может похвастаться прогрессом в данном вопросе. Хотя в составе сирийских ВВС имеются разведывательные эскадрильи, они не оснащены современным оборудованием. Большая часть авиационного парка все еще состоит из истребителей МиГ-21МФ/бис, которые были практически полностью уничтожены в ходе своего последнего столкновения с израильскими ВВС в начале 1980-х гг., которые заявили 45 побед. У Сирии также имеется примерно 100 истребителей МиГ-23, один из которых (МиГ-23МС 678-й эскадрильи), как сообщалось, был уничтожен на авиабазе Abu ad Duhur оппозиционными силами 7 марта 2012 г. Кроме того, существует видеозапись другого МиГ-23, который терпит катастрофу и взрывается 13 августа 2012 г. Оппозиция заявляет, что это ее подразделения сбили истребитель в ходе штурмовки им наземных целей, но пока независимые подтверждения этой победы отсутствуют.

Тяжелые времена

Сирийские ВВС прошли через период некоторого забвения со стороны властей, когда национальные военные расходы, подверглись сокращению, как и у других стран Ближнего Востока. С уровня в 21% от национального ВВП в середине 1980-х гг. они упали до 5,3% в конце 1990-х гг. и до 3,5% в 2009 г. Они еще больше ужались после того, как в 2003 г. ООН наложила жесткие санкции на сирийское правительство в связи с ростом напряженности по причине предполагаемой поддержкой Сирией боевиков в Ираке. Враждебное отношение с США и рост напряженности с Израилем вынудил сирийские ВВС увеличить расходы и приступить к наращиванию сил, в результате чего объем контрактов на закупку вооружений вырос с 600 млн долл. в 1990-х гг. до 5,2 млрд долл. в период 2005—2008 гг. В этот период рост числа вторжений самолетов израильских ВВС в воздушное пространство Сирии увеличивался, кульминацией чего стала операция «Фруктовый сад», проведенная в 2007 г., в ходе которой израильские истребители F-15I и F-16I уничтожили подозрительный ядерный реактор в Дейр-эз-Зор на востоке Сирии, не встретив никакого сопротивления со стороны сирийской авиации. Ходили слухи, что этот успех израильтян был обеспечен кибератакой на сети сирийской ПВО. У этой версии имеется мало подтверждений — впрочем, и сам налет был проведен с севера, где покрытие со стороны ПВО в любом случае носит очаговый характер.

Поддержка России

Россия сохраняет свою роль поставщика оружия Сирии, которую она играла еще во времена Холодной войны, и сирийские ВВС обратились к своему давнему союзнику с просьбой оказать содействие в модернизации. В последнее время внимание было приковано к ремонту и возврату в Сирию боевых вертолетов Ми-25 (экспортная модификация вертолета Ми-24Д) — наиболее противоречивому аспекту ВТС с Россией из-за предполагаемого использования вертолетов против демонстраций сирийской оппозиции. Более ранняя история по продаже в Сирию перехватчика МиГ-31Э (экспортной модификации с ухудшенными характеристиками) также вызвала много вопросов. Контракт, заключенный в 2007 г. практически сразу же после израильской атаки на объект в Дейр-эз-Зор, предусматривал поставку Россией истребителей МиГ-31Э для замены перехватчиков МиГ-25. Тогда считалось, что было заказано восемь самолетов, но в мае 2009 г. российские СМИ сообщили, что реализация контракта приостановлена из-за финансовых затруднений у сирийцев. Все это было опровергнуто 27 октября 2010 г., когда генеральный директор компании «Рособоронэкспорт» сообщил, что никакого контракта на поставку МиГ-31Э в Сирию не подписывалось.

Другой контракт на поставку истребителей МиГ-29М стоимостью в 1 млрд долл. находится в подвешенном состоянии. Израильтяне выражали недовольство по поводу этой сделки, особенно когда велись переговоры по продаже Москве израильских БЛА. Другой контракт предположительно касается поставки в Сирию 36 учебно-боевых самолетов Як-130. 23 января 2012 г. высокопоставленные российские источники сообщили, что контракт на поставу этих самолетов был заключен в конце декабря 2011 г. и его стоимость составила 550 млн долл. Но насколько можно судить, поставки еще не осуществлялись.

Хотя эти «продажи» привлекли серьезное внимание со стороны США и их союзников, представляется все же, что России намерена выполнить свои обязательства. Если что-то может и затормозить реализацию контрактов, то это низкая кредитоспособность сирийцев. Впрочем, в 1971 г. СССР и Сирия заключили соглашение, которое позволяет российскому ВМФ использовать пункт материально-технического обеспечения в Тартусе. Это может объяснить такую лояльность Москвы своему клиенту.

С нарастанием оппозиционной волны по отношению к сирийскому правительству программа модернизации стала испытывать сбои, а последние поставки были остановлены. Транспортный корабль Alaed, перевозивший отремонтированные боевые вертолеты Ми-25, был остановлен в британских водах, когда его страховка была отозвана по требованию британского правительства. Корабль вернулся в Калининград, откуда в конце июля под эскортом российских боевых кораблей снова вышел в море. Точное число перевозимых вертолетов остается неизвестным, но оценивается в пределах 30—40 единиц.

Сирийскими оппозиционными группировками утверждается, что Ми-25 используются для ударов по протестующим гражданам и местам жительства оппозиционеров, в особенности в городе Хомс, где идут тяжелые бои. Ми-25 оснащен четырьмя контейнерами 57-мм НУРС и 12,7-мм пулеметом ЯкБ.

Свободная сирийская армия — вооруженное формирование, в которую влилось множество бывших офицеров из всех видов вооруженных сил сирийской армии — сообщала, что ее подразделениями было сбито несколько вертолетов, но эти заявления не имели подтверждения. Для подтверждения своих слов на сайте YouTube была выложена видеозапись, сделанная оппозиционерами, на которой видны правительственные вертолеты, находящиеся под обстрелом с земли.

Вертолеты Ми-25 и Ми-17 вероятнее всего являются становым хребтом в ходе проведения операций против оппозиционных сил. Ми-17 оснащен дополнительным бронированием кабины пилотов и может использоваться для тактической высадки десантов, в особенности в тылу противника. Возможно, применение нашлось и небольшому числу сирийских вертолетов Ми-2, хотя считается, что в боеспособном состоянии осталось не более десяти подобных машин. Кроме них на вооружении сирийских ВВС имеется большое число вертолетов Aerospatiale SA-342L Gazelle, которые показали свою эффективность в борьбе с израильской бронетехникой в ходе ливанского конфликта, особенно когда они применялись в паре. Вряд ли французское содействие в их обслуживании будет продолжаться, так что в настоящее время для проведения модернизации авиационного парка сирийцам приходится рассчитывать только на российскую помощь.

Перебежчики

Когда в начале 2011 г. в Сирии начались беспорядки, роль ВВС поначалу была незначительной. Разведка ВВС (Разведывательное управление ВВС) играла главную роль в координировании действий на суше против оппозиционных сил. Это привело к организации оппозицией взрыва в одном из территориальных управлений разведки, после чего появились слухи о гибели в результате этого теракта нескольких высокопоставленных чинов из разведслужбы.

По мере эскалации конфликта функции ВВС стали расширяться. Основной задачей авиации стала помощь в переброске войск и, как считается, обстрел позиций повстанцев с вертолетов — некоторые из этих ударов были охарактеризованы оппозицией как массовые убийства, но независимая проверка этих заявлений вызывает трудности. По мере ухудшения политической ситуации военнослужащие ВВС стали привлекаться к выполнению все большего числа противоречивых приказов, а давление на ВВС стало нарастать.

Первая трещина появилась 20 июня, когда полковник Х.М. Хамада (Hassan Mari Hamada) в ходе выполнения полета на истребителе МиГ-21 оторвался от своего звена из четырех самолетов, которое выполняло тренировочный полет над пустыней Дераа в южной части Сирии. Полковник Хамада снизился до высоты 50 м с целью избежать обнаружения РЛС иорданской ПВО, а затем доложил об аварийной ситуации на борту, после чего ему разрешили экстренную посадку в аэропорту имени Короля Хуссейна неподалеку от г. Эль-Мафрак. Он был задержан иорданскими спецслужбами; впоследствии его объявили политическим беженцем.

Сирийское правительство объявило полковника Хамаду предателем и обратилось к Иордании с просьбой вернуть самолет. Этот спорный МиГ вылетел с авиабазы Думейр к северо-востоку от Дамаска и состоял на вооружении 73-й воздушной бригады, входящей в испытательное крыло 20-й авиационной дивизии. Спустя несколько недель к Хамаде присоединилось еще несколько офицеров ВВС.

В ответ сирийские власти запретили все полеты в этой дивизии, которая отвечает за испытания всех сирийских самолетов. Затем ВВС провели крупные четырехдневные учения, в ходе которых отрабатывались бомбардировка, проводились учебные бои и выбрасывались учебные десанты, за которыми наблюдали высокопоставленные офицеры. В учениях приняли участие самолеты МиГ-29 и Су-24, вертолеты Ми-25, Ми-17 и Gazelle. Официальные власти отметили высокий профессионализм, показанный в ходе учений, — возможно, с целью повысить боевой дух и укрепить лояльность.

Эта попытка, судя по всему, провалилась. Сообщения в прессе говорят о том, что как минимум только в июле десять вертолетчиков перемахнули через границу. Бывшие офицеры ВВС также мелькали в качестве представителей Свободной сирийской армии.

Уничтожение турецкого самолета

22 июня сирийская ПВО сбила турецкий разведывательный самолет RF-4E Phantom, который упал в море в 10 км от сирийского побережья, хотя Турция и заявила о том, что самолет не вторгался в воздушное пространство Сирии. Оба члена экипажа разведчика погибли. Сирия объявила о том, что в данном инциденте было задействовано два самолета.

Как сообщалось, Phantom летел на высоте 91 м с целью проверки турецкой ПВО. Турецкое правительство также утверждало, что сирийская ПВО открыла огонь по самолету, который осуществлял поисково-спасательную операцию после крушения RF-4E. Оба инцидента привели к обострению сирийско-турецких отношений. Турция развернула дополнительные силы ПВО рядом с сирийской границей и выпустила жесткое предупреждение в котором призывала сирийскую авиацию держаться от границы на почтительном расстоянии.

Первоначально в сообщениях СМИ утверждалось, что сбитый самолет относился к типу F-4E-2020 Terminator, что с политической точки зрения было выгодно сирийцам, поскольку модернизацию проводила израильская компания IAI. С ее помощью в середине 1990-х гг. была усовершенствована авионика самолета и его РЛС. Связь с Израилем должна была несколько осложнить положение турецкого правительства, которое и само стало дистанцироваться от сотрудничества с Тель-Авивом после того, как в 2010 г. израильские корабли перехватили «флотилию Свободы», направлявшуюся в сектор Газа из Турции.

Хвост самолета был поднят сирийцами и на нем были видны предположительно следы от снарядов. Это дало повод для некоторых утверждений о том, что он был сбит зенитным огнем. Последовавший за этим рост активности сирийцев в приграничной полосе, в первую очередь благодаря полетам вертолетов, вынудило Турцию поднимать в воздух истребители F-16 каждый раз, когда маршрут сирийских летательных аппаратов слишком близко приближался к границе. Этот инцидент в некоторой степени поднял престиж сирийской ПВО, которая достигла минимальных результатов в ходе ливанских событий в 1980-х гг. Судя по всему, сирийская ПВО, по крайней мере в северных районах страны, находится в высокой степени готовности к отражению воздушных атак.

Как и в случае с летательными аппаратами, впечатляющая численность сирийской ПВО скрывает хаотичную организационную структуру, систему подготовки и управления. Большинство сирийских ЗРК относится к советским системам С-125 и «Квадрат», которые весьма уязвимы для активных помех или противорадиолокационных ракет. С 2009 г.на вооружении сирийской ПВО стоит другая российская система — ЗРПК «Панцирь-С». Считается, что Дамаск получил от 36 до 50 «Панцирей», плюс имеется опцион на закупку еще большего числа ЗРПК в рамках контракта от 2006 г., который, вероятно, стал результатом израильской атаки на Дейр-эз-Зор.

Неясное будущее

В течение ближайших нескольких месяцев сирийские ВВС и их разведывательная служба будут играть ключевую роль в непрекращающемся конфликте. Внутри Сирии вертолеты и самолеты будут продолжать наносить удары по позициям мятежников, при этом руководство страны не особо волнует вопрос о жертвах среди мирного населения.

Если в отношении Сирии будет проведена операция аналогичная ливийской, маловероятно, что ВВС Сирии смогут оказывать серьезное сопротивление противнику, оснащенному самым современным оружием. Сирийская система ПВО будет первой в списке целей наряду с командными пунктами, центрами управления и авиабазами. Позиция России, которая стремится выполнить свои обязательства по контрактам, означает, что сирийские ВВС продолжат получать все более современные системы вооружения, но остается вопрос, будет ли у сирийцев необходимое время для их полноценной интеграции. Возможно, более важным, чем все эти аспекты, является боевой дух военнослужащих, которым отдают приказы их командиры, которые проводят политику Б. Асада. А здесь имеются признаки не очень благоприятного для властей положения дел. Будучи все эти годы в центре сирийской политики, сирийские ВВС снова могут возглавить перемены и отстранить от власти сына офицера ВВС, который создал существующий режим.

Сирийские ВВС

Марка и тип самолета Поставлено В наличии
Aero Vodochody L-39ZA Albatros 44 30+?
Aero Vodochody L-39ZO Albatros 55 40+?
Aérospatiale SA342L Gazelle 65 30+?
Антонов Ан-24В 2? 1
Антонов Ан-26 4 4
Антонов Ан-26Б 2 2
Антонов Ан-74ТК-200 2 2
Dassault Aviation Falcon 20E 2 1
Dassault Aviation Falcon 900 1 1
Ильюшин Ил-76М 3? 2?
Ильюшин Ил-76Т 1? 1
Messerschmitt-Bölkow-Blohm
MBB-SIAT 223K1 Flamingo
58? 30+?
МиГ МиГ-21* 200+ 100+?
МиГ МиГ-21У** 30+? 15+?
МиГ МиГ-23*** 180+ 100+
МиГ МиГ-23УБ 20+? 8+?
МиГ МиГ-25**** 40? 30+?
МиГ МиГ-29***** 70+ 60+?
МиГ МиГ-29УБ 8-10? 8?
Миль Ми-2 20+? 10+?
Миль Ми-25 40+? 30+?
Миль Ми-8****** 100+? 70+?
Pakistan Ae MFI-17 Mushshak 6 6?
Сухой Су-17М-2К******* 60+ 50+?
Сухой Су-22УМ-3К 10? 8?
Сухой Су-24МК 24? 20+
Туполев Ту-134Б-3 6 4
Яковлев Як-40 8? 2?

* — Включены все поставленные модификации МиГ-21 (МиГ-21ПФ, ПФМ, М, МФ, Р и бис, У, УС и УМ);

** — Считается, что МиГ-21У уже выведены из эксплуатации;

*** — Включены все поставленные модификации МиГ-23 (МиГ-23БМ, БН, МФ, МЛ, МС и МиГ-27). 33 МиГ-23 были закуплены в Белоруссии в 2008 г., хотя их точная модификация и степень боеготовности не известны;

**** — Включены все поставленные модификации (МиГ-25ПД, ПУ, РБ);

***** — Как сообщается, было поставлено некоторое число истребителей модификации МиГ-29С;

****** — Включены все модификации (Ми-8, Ми-17 и т.д.);

******** — Включены все поставленные модификации (Су-17М-2К, Су-20 и Су-22М4).

Оригинал публикации: Syrian Skies — Air Forces Monthly, October 2012

Перевод: Андрей Фролов

- القوّات الجوية العربية السورية Al Quwwat al Jawwiya al Arabiya as Souriya Военно воздушные силы Сирии … Википедия

Хроника гражданской войны в Сирии - Гражданская война в Сирии начавшееся в 2011 году с гражданских волнений противостояние правительственных сил и сирийской оппозиции. Содержание 1 Столичная демонстрация 2 Первая кровь … Википедия

Список потерь ВВС Израиля в Шестидневной войне - В данном списке перечислены самолёты ВВС Израиля, потерянные в ходе Шестидневной войны войны (1967 г.). Приведены только безвозвратные потери (то есть летательные аппараты, которые были полностью уничтожены или списаны из за невозможности… … Википедия

Свободная армия Сирии - Эту страницу предлагается объединить с … Википедия

Вооружённые силы Сирии - Годы существования 1946 Страна … Википедия

Черкесы в Сирии - Современный ареал расселения и численность Всего: 160 тыс.чел … Википедия

Авиаудары Израиля по Сирии в 2013-2014 годах - 2014 7 декабря израильская авиация нанесла два авиаудара по Сирии, один рядом с гражданским международным аэропортом Дамаска, второй в районе Димас. По предварительной информации, нанесен материальный ущерб зданиям. По информации Генерального… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Группа советских военных специалистов в Сирии - Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Гражданская война в Сирии - В этой статье описываются текущие события. Информация может быстро меняться по мере развития события. Вы просматриваете статью в версии от 07:24 08 декабря 2012 (UTC). (… Википедия

Оружие массового поражения Сирии - Оружие массового поражения По типу … Википедия

Книги

  • Крылатые ракеты СССР и России. Оружие ракетоносцев , Марковский, Виктор Юрьевич, Приходченко, Игорь Владимирович. Конец 1940-х годов. НАТО окружает СССР десятками военных баз и авианосных соединений. Не имея ресурсов для зеркального ответа, Советский Союз находит «асимметричноерешение». Под общим… Купить за 940 руб
  • Фронтовой бомбардировщик Су-24. Ядерный "Фехтовальщик" СССР , Марковский В., Приходченко И.. «Fencer» («Фехтовальщик») - так окрестили в НАТО фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24, специально созданный для сверхзвукового прорыва вражеской ПВО на предельно…

Последнее обновление: 01.03.2016 в 02:45

Гражданская война в Сирии, продолжающаяся почти пять лет, еще ждет своего детального описания. Одним из самых интересных разделов будущей истории борьбы с радикальными исламистами и их союзниками, безусловно, станет анализ действий сирийских ВВС, во многом определивших ход этой войны.

Силы особого внимания

ВВС Сирии всегда считались одними из лучших в арабских странах - что неудивительно, учитывая летное прошлое Хафеза Асада, руководившего страной с 1971 по 2000 год, и его бессменного министра обороны Мустафы Тласа, с 1972 по 2002 год возглавлявшего военное ведомство. Качество арабских ВВС часто воспринимается через призму катастрофического разгрома в шестидневной войне с Израилем в 1967 году, однако в последующих конфликтах, несмотря на очевидное техническое и оперативное превосходство израильских ВВС, сирийцы выделялись на фоне соседей и лучшей подготовкой пилотов, и высоким уровнем организации.

В конце 1980-х прогресс сирийских ВВС приостановился: после распада СССР страна перестала получать военную технику на льготных условиях (а зачастую и бесплатно), а экономика Сирии не позволяла покупать новые самолеты по коммерческим ценам. Впрочем, беспокойства по этому поводу в Дамаске не проявляли: отношения с Израилем, стабилизировавшиеся до состояния худого мира, устраивающего обе стороны, позволяли не думать о возможной войне, а для наиболее вероятных внутренних конфликтов хватило бы и ранее поставленного - тем более что полученные в 1980-х годах ударные самолеты Су-24МК, Су-22М4, МиГ-23БН, истребители МиГ-23МЛ и МиГ-29 на тот момент считались вполне современными машинами.

Тем не менее в начале 2000-х годов Сирия рассматривала возможность обновления своих ВВС с помощью России - в частности, сирийские военные проявляли интерес к истребителям Су-27, но информация о поставках этих самолетов Дамаску осталась неподтвержденной. Насколько можно судить, реально возобновившееся сотрудничество в сфере авиатехники сводилось в основном к ремонту имеющихся самолетов и вертолетов. Сократились и возможности боевой подготовки, что впоследствии сказалось на потерях - при лучшей подготовке пилотов их было бы меньше.

В четвертом номере журнала Moscow Defense Brief за 2012 год была опубликована статья Михаила Барабанова Russian Interests in Syria: Myths and Reality, в которой сообщалось, что в 2007 году были подписаны два контракта: один из них предусматривал поставку 12 истребителей МиГ-29М/М2, другой - 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31Э. В начале 2012 года был подписан контракт на поставку 36 новейших учебно-боевых самолетов Як-130, оборудование которых позволяет, в частности, выполнять и задачи ударных машин, в том числе с применением высокоточного оружия. Предполагалось, что эти контракты станут первыми ласточками, и в 2010-е годы парк ВВС Сирии радикально обновится и не менее радикально сократится - как минимум за счет вывода устаревших истребителей МиГ-21 и ранних модификаций МиГ-23.

Реализовать эти планы, однако, не удалось: сначала финансовые проблемы Дамаска, а затем начавшиеся волнения, переросшие в гражданскую войну, сделали для сирийских ВВС куда более актуальными вопросы поддержания боеготовности имеющихся самолетов и вертолетов, независимо от их морального устаревания.

Война до последнего МиГа

Боевые действия, начавшиеся в 2011 году и охватившие большую часть территории страны в 2012-2013-м, заставили Дамаск использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, включая устаревшую технику. Десятки самолетов и вертолетов были потеряны на захваченных антиправительственными силами базах, однако в подавляющем большинстве это были выработавшие свой ресурс самолеты, числившиеся в строю лишь номинально. Практически все машины, способные летать, довольно быстро сосредоточились в центре и на западе Сирии, главным образом на авиабазах Мезе (Дамаск), Шайрат (Хомс), Аль-Тайяс (близ Пальмиры), Квейрис (в районе Алеппо), на аэродромах близ Латакии и Дейр-эз-Зора.

В ходе боевых действий использовались практически все типы самолетов, имеющиеся в распоряжении Дамаска, кроме разве что истребителей-перехватчиков МиГ-25П (в боеспособности которых к 2011 году уже были большие сомнения, а целей в этой войне для них не было точно). Сирийские ВВС несли значительные потери - по некоторыми источникам, было утрачено свыше 130 самолетов и вертолетов, однако достоверность этой оценки вызывает сомнения.

Фото: Mohammed Al-khatieb / AFP / East News

Некоторые офицеры ВВС России, уже в ходе боевых действий бывавшие в командировках в Сирии в рамках военно-технического сотрудничества, анализируя некоторые случаи потерь сирийской авиатехники, прежде всего вертолетов, утверждали, что выкладываемые террористами видеоролики демонстрировали поражение одних и тех же машин, уничтожение которых фиксировалось несколькими камерами с разной дистанции и направлений, а при последующей обработке видео «продавалось» по нескольку раз. «Продавалось» в буквальном смысле: основные группировки антиправительственных сил, будь то умеренная оппозиция или радикалы, установили свою систему премий за успехи в боях, и уничтоженные самолеты и вертолеты оценивались очень высоко.

Пытаясь свести все тематические материалы воедино, можно прийти к выводу, что боевые потери ВВС Сирии, то есть машины, не вернувшиеся с боевого задания по всем причинам, от поражения ПВО противника, до аварии, а также списанные из за боевых повреждений, без учета захваченной или расстрелянной на базах техники, составляют более 40 вертолетов, подавляющее большинство которых - транспортные и многоцелевые Ми-8/Ми-17 в различных вариантах, а также две единицы боевых Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24Д) и 25-30 боевых самолетов. В это число входят около десяти МиГ-21 различных серий, шесть или семь учебно-боевых самолетов L-39, в том числе L-39ZA, адаптированных для штурмовых задач, четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН (включая один сбитый ВВС Турции 23 марта 2014 года), один истребитель МиГ-23МЛ, пять истребителей-бомбардировщиков Су-22М и три фронтовых бомбардировщика Су-24МК (включая сбитый израильскими силами ПВО 23 сентября 2014 года).

В настоящее время нет достоверных сведений о потерях вертолетов SA-342 Gazelle, которые Сирия закупала в конце 1970-1980-х годах во Франции. Возможно, их использование ввиду отсутствия запчастей из-за введенных странами Запада санкций крайне ограничено, и, скорее всего, единичные «Газели» просто не успели налетать достаточно, чтобы попасть под результативный огонь противника.

Не понесли потерь и истребители МиГ-29 - скорее всего потому, что их использование для ударных задач было довольно ограниченным, а истребители, занимающиеся патрулированием воздушного пространства и сопровождением ударных машин близ границы с Турцией, боевики просто не могли достать.

Так или иначе, общие потери достаточно велики: Сирия потеряла примерно половину имевшегося до начала войны парка вертолетов Ми-8/17 и примерно 15 процентов пригодного к полетам парка боевых самолетов.

Незамеченный подвиг

Пресса последних лет стала стесняться громких слов, однако то, что сделали ВВС Сирии (не умаляя заслуг ряда подразделений армии и ополчения), можно без преувеличения назвать подвигом. Страдая от нехватки запчастей, современных боеприпасов, топлива, на самолетах, зачастую вылетавших назначенный ресурс, с пилотами, у которых не было нужных часов налета для отработки противодействия средствам ПВО, сирийская военная авиация продолжала выполнять свои задачи. Иногда - в немыслимых условиях, как в осажденном Дейр-эз-Зоре, где истребители МиГ-21 поднимались в воздух фактически под минометным огнем, атакуя противника, окопавшегося в нескольких сотнях метров от взлетной полосы. При этом шансы остаться в живых «в случае чего» были минимальны: авиационно-спасательная служба в ВВС Сирии не слишком хорошо развита, а при попадании в руки террористов расстрел был самой легкой участью, грозившей пилоту.

Фото: Дмитрий Виноградов / РИА Новости

Нехватка запчастей решалась «каннибализацией» ранее списанных машин, нехватка боеприпасов - изготовлением кустарных авиабомб, но до бесконечности так продолжаться не могло: современная авиация, даже с учетом неприхотливости и ремонтопригодности советских самолетов второго-третьего поколений, все же весьма чувствительна к поставкам необходимого оборудования, и без внешней помощи сирийские ВВС однажды перешли бы ту грань, за которой последовало бы обвальное крушение боеспособности и переход к эпизодическим вылетам единичных «оставшихся в живых».

Переход за эту грань откладывали несколько факторов. Во-первых, проблемы с оснащением и подготовкой у противника - террористические группировки, имея достаточное количество оружия, так и не получили современных переносных зенитных комплексов (видимо, спонсоры и радикалов, и умеренной оппозиции догадывались о возможных последствиях для самих себя). Основным средством ПВО боевиков оставалось стрелковое оружие и малокалиберная зенитная артиллерия с крайне ограниченным числом ПЗРК старых типов. Подготовка расчетов этой импровизированной ПВО также оставляла желать лучшего, что зачастую спасало сирийских пилотов, позволяя им компенсировать недостаток собственной подготовки многократными заходами на цель, которых не простил бы любой профессиональный расчет зенитной установки.

Вторым существенным фактором стала помощь извне, в первую очередь - из России. Начавшаяся в 2012 году и расширившаяся в следующие два года, она позволила замедлить темпы снижения боевого потенциала, а затем и остановить его. Ключевую роль сыграли поставки запчастей, позволившие поддерживать техническую готовность авиапарка, и организационная помощь в виде военных советников на месте и запущенной вновь подготовки летного, технического и командного состава ВВС в России.

В этих условиях сирийская авиация выполняла практически весь объем задач - от поддержки блокированных баз до точечных ударов. По некоторым сведениям, в марте 2014 года вылет бомбардировщика Су-24МК с полученной из России управляемой авиабомбой решил судьбу древней твердыни госпитальеров - Крак де Шевалье близ Хомса, которая в 2013 году была захвачена террористами. Высокоточный боеприпас проделал брешь в укреплениях, которой воспользовались сирийские спецназовцы, ворвавшиеся в замок и уничтожившие боевиков. Этот шаг позволил сохранить историческую крепость: обычный для сирийской армии многодневный артобстрел превратил бы ее в руины. ВВС Сирии оказались единственной силой в распоряжении Дамаска, способной эффективно поддерживать собственные войска и в обороне, и в наступлении, однако число боеготовных машин в силу потерь и физического износа неуклонно уменьшалось и заставляло задуматься о перспективах этой поддержки и войны в целом.

Главной проблемой сирийских ВВС была разведка и целеуказание. Там, где противника удавалось оперативно идентифицировать и «привязать к месту», удары с воздуха имели сокрушительный эффект, но нехватка современных разведывательных средств делала такие успехи нечастым явлением. Террористы, придерживающиеся тактики маневренной войны с активным использованием небольших мобильных подразделений, научились выходить из под ударов, и немногочисленная группировка сирийских БПЛА и самолетов-разведчиков не позволяла своевременно отслеживать их перемещения. Изменить эту ситуацию удалось только с появлением в регионе российской авиагруппы.

Война шла с переменным успехом, и, отражая атаки террористов в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других - к лету 2015 года ситуация стала критической. В этот момент, однако, уже началась подготовка российской операции, вскоре радикально изменившей обстановку.

Новые условия

Операция российских воздушно-космических сил в Сирии, начавшаяся официально 30 сентября 2015 года, позволила дать сирийским ВВС отдых - почти все современные машины были выведены на ремонт и модернизацию. По имеющейся информации, сирийские Су-24МК получили новый прицельно-навигационный комплекс СВП-24 и другое оборудование, что расширило номенклатуру используемых боеприпасов и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко повысило эффективность их действий - теперь в каждом вылете сирийские Су-24 благодаря новому оборудованию и прошедшим переподготовку летчикам могли поражать несколько целей, как и модернизированные российские бомбардировщики того же типа.

По некоторым данным, модернизация коснулась и как минимум части сирийских МиГ-29, однако некоторые специалисты полагают, что под модернизацию замаскировали все же состоявшиеся поставки МиГ-29М, которые были заказаны Дамаском еще в 2000-х.

Насколько можно судить, в настоящее время именно группировка Су-24 составляет боевое ядро сирийских ВВС, и самолеты этого типа совершают до 30 вылетов в сутки. В то же время используются и самолеты других типов: истребители-бомбардировщики Су-22М4, численность которых оценивается примерно в 25-30 исправных машин, МиГ-23БН, которых насчитывается примерно столько же, истребителей МиГ-23МЛ/МЛД и МиГ-21, которых, по разным оценкам, осталось примерно по 50-60 исправных машин для каждого типа. Число вылетов старых машин сложно оценить в виду недостатка информации, но в основном они используются для поддержки войск на поле боя.

Ввод российской авиагруппы и обновление парка ударных машин сирийских ВВС позволили резко сократить использование над полем боя учебно-боевых самолетов L-39. Нагрузка на сирийскую армейскую авиацию тоже снизилась - над полем боя появились российские вертолеты Ми-24П, которые были быстро опознаны на видео даже не столько по внешним отличиям от сирийских Ми-25, сколько по почерку: полеты на сверхмалых высотах и больших скоростях с интенсивным маневрированием до этого позволяли себе очень немногие сирийские вертолетчики.

Говорить о победе в сирийской войне рано, даже несмотря на растущие объемы помощи Дамаску со стороны Москвы и Тегерана, - равно как и предполагать, чем в принципе она может закончиться. Но самое главное уже произошло: очевидно, что ни умеренной оппозиции, ни радикалам разных направлений не удалось добиться крушения сирийского государства и одержать победу над его армией. Подчиняющиеся Башару Асаду войска и отряды ополчения прекратили отступать, более того - начали зачистку от боевиков стратегически важных районов Латакии и Алеппо, выходя к границе с Турцией. Как пойдут боевые действия дальше, особенно с учетом объявленного перемирия, сказать пока сложно, но перелом уже очевиден, как и значимый вклад в этот успех сирийских ВВС.

Ранее о перебазировке со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил телеканал CNN . По словам опрошенных «Газетой.Ru» специалистов, вблизи Хмеймим нет аэродромов сирийских ВВС, которые могли бы прикрыть средства ПВО, размещенные на российской базе.

ВВС Сирии не перемещали свои самолеты к российской военной базе Хмеймим, сообщил высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в Минобороны.

«Этого происходить не может, поскольку рядом с Хмеймимом нет ни одного аэродрома ВВС Сирии», - подчеркнул собеседник.

По его словам, сообщение о перемещении сирийских самолетов ближе к аэродрому Хмеймим «следует расценивать исключительно как информационный вброс, причем весьма и весьма неквалифицированный».

Ранее телеканал CNN со ссылкой на анонимный источник в Пентагоне сообщил, что власти Сирии переместили большинство своих самолетов ближе к российской военной базе, чтобы обезопасить технику и арсеналы от возможных ракетных ударов США и возглавляемой ими коалиции.

По словам собеседника CNN, после обстрела 6 апреля крылатыми ракетами «Томагавк» сирийской авиабазы «Шайрат» началось перебазирование ВВС Сирии в Международный аэропорт Бассель-Асада в непосредственной близости от российской военной базы Хамеймим.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать информацию о передислокации сирийских ВВС.

«У Кремля нет комментариев на этот счет, мы не занимаемся вопросами дислокации самолетов, лучше обращаться в Министерство обороны», - сказал Песков журналистам.

Ближайшие к Хмеймим аэродромы сирийских ВВС - Минакх, Алеппо, Афис (все три в провинции Алеппо), Абу ад-Духур и Хама, рассказали «Газете.Ru» собеседники среди военных.

Однако все эти объекты достаточно далеки от российской военной базы - на расстоянии от нескольких десятков до сотен километров.

Кроме того, не все они способны полноценно принимать и отправлять самолеты, особенно в провинции Алеппо, уточняют источники.

Как ранее писала «Газета.Ru» со ссылкой на специалистов ПВО, возможности современных российских комплексов С-400 и С-300 в отношении крылатых ракет типа «Томагавк» ограничены радиусом около 25 км, а для прикрытия всей правительственной территории потребуется развертывание масштабной группировки ПВО с несколькими дивизионами.

«Создается впечатление, что заявление относительно перебазирования авиации Башара Асада сделано неквалифицированным специалистом и исключительно в виде зондажа общественного мнения», - уточнил в разговоре с «Газетой.Ru» экс-начальник Главного штаба Войск ПВО, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Игорь Мальцев .

По словам специалиста, самолеты могут перелететь на другую авиабазу достаточно легко, но на новом месте для них надо создавать все условия для боевой деятельности - перевезти запасы топлива, авиационных средств поражения, все средства обслуживания самолетов (от заправщиков до автономных пусковых устройств), создать необходимые условия для размещения летного состава. Проще усилить противовоздушную оборону конкретного аэродрома, чем организовывать перебазирование самолетов.

Рядом с Хмеймим лишней взлетно-посадочной полосы (ВПП) нет, а уже нескольких сотен метров вполне достаточно, чтобы поразить ударом крылатых ракет сирийские самолеты и предотвратить повреждения российских, объясняет Мальцев.

«Если же речь идет о совместном базировании сирийской и российской авиации, то, во-первых, наше командование на это никогда не пойдет, а во-вторых, на Хмеймим и так тесно. Наши-то самолеты на этой авиабазе стоят в несколько рядов, поскольку ее емкость относительно невелика», - считает военачальник.

«Совместное базирование сирийской и российской авиации на авиабазе Хмеймим вряд ли возможно. Это вызовет множество трудностей, причем подчас непреодолимого характера. Проще, как бы странно это ни выглядело такое предложение, построить рядом еще одну авиабазу, сирийскую. Но самое главное - мы не находимся в состоянии войны с Соединенными Штатами Америки. И в планах военно-политического руководства России такого пункта нет», - говорит Волков.

Официально ни в Минобороны России, ни в сирийском Генштабе перебазирование не комментируют.

Сирийская Арабская Республика по мировым масштабам невелика - 87-е место по территории и около 20 млн человек населения накануне войны. Хотя значительная часть сирийцев сунниты, но существуют большие прослойки христиан и алавитов. На севере и востоке государства обитают курды, которые исповедуют ислам.

Но, несмотря на такие показатели, бурная история Сирии постоянно выталкивает ее на магистральные пути истории. Современная Сирия ведет свой отчет с 1963 г., когда в ходе переворота во главе государства встала партия «Баас» во главе с Хафезом Асадом. После его смерти в 2000 г. президентом стал Башар Асад.

Роль ВВС в жизни страны

ВВС Сирии выступали в истории страны как одна из ведущих не только военных, но и политических сил. Например, офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада - отца нынешнего президента страны, провели отмеченный выше путч 1963 г. Нетрудно понять, почему роль летных кадров столь заметна в жизни государства.

ВВС вооруженных сил Сирии все время существования САР слыли одними из наиболее сильных в арабском мире. Это не странно, ведь первый президент страны в молодости был летчиком и всегда помнил об этом, находясь во главе страны с 1971 по 2000 гг. В неоднократных войнах второй половины двадцатого века сирийцы, хотя и проигрывали израильским летчикам, но заметно отличались в лучшую сторону по сравнению со своими союзниками из арабских стран. Выдающейся была и подготовка летчиков, еще ВВС Сирии отличаются хорошим уровнем организации.

История ВВС Сирии

Из незначительного ядра, подготовленного еще в английской армии в конце 1940-х гг., появился целый легион квалифицированных пилотов и технических работников. Техника и вооружение ВВС Сирии комплектовались, главным образом, за счет поставок из СССР. В их составе накануне распада СССР находились 650 летательных аппаратов, и около 150 тыс. военных и ополченцев. ВВС Сирии на тот момент были одной из самых многочисленных армий в арабском мире, вооруженной передовой на 1980-е гг. техникой.

Но в 1990-е гг. вследствие развала СССР, ВВС пришли в упадок. Прекратились поставки вооружения, сократилось число летчиков, упал их уровень. Парк ВВС Сирии уменьшился до 555 машин, причем многие существовали чисто формально, на бумаге, и нуждались в капитальном ремонте.

ВВС Сирии накануне войны

В первые годы двадцать первого века официально ВВС Сирии имели в своем составе большой набор самолетов, которые, однако, практически все устарели. В парк самолетов входили около шестидесяти самолетов МиГ-29, примерно тридцать МиГ-25 и двадцать Су-24. В числе прочих существовали древние МиГи, большее число которых были небоеспособными.

Оценки экспертов положения ВВС и ПВО Сирии в десятых годах двадцать первого века весьма негативны, вплоть до того, что некоторые сильно сомневаются в их действительном существовании. В любом случае нужно отметить, что военные самолеты в государстве существуют, но их потенциальная боеспособность чрезвычайно низкая.

В первое десятилетие сирийское руководство неоднократно пыталось приобрести новые самолеты. В частности, с Россией шли переговоры о закупке истребителей Су-27, были также заключены два соглашения: о приобретении двенадцати МиГ-29М/М2 и восьми МиГ-31Э. Наконец, в 2012 г. речь пошла о продаже 36 современных машин Як-130, которые могли бы участвовать в полноценных боевых действиях.

Однако никакого четкого подтверждения реализации всех контрактов в печати не было. Фактически к началу войны можно четко говорить о восстановившемся сотрудничестве в сфере ремонта авиационной техники. Такая ситуация складывалась и из-за значительного сокращения финансовых возможностей Сирии в связи со сложным внутриполитическим положением и санкциями Запада.

Военный конфликт в Сирии

Политический конфликт с уличными стычками быстро перерос в гражданское кровопролитное противостояние с участием большого числа государств. Сирийский конфликт является одним из самых тяжелых в начале двадцать первого века. Армия Сирии - одна из сильнейших среди арабских. Объединяя в составе сухопутные силы (12 дивизий), ВВС и ПВО, ВМС, она насчитывала к началу войны около 325 тыс. человек. Но давление на нее оказалось слишком сильным, армия постоянно терпела поражения и сократилась в численности в два раза. Более двух миллионов человек стали беженцами.

Сейчас уже очевидно, что эта война - порождение попыток иностранных государств стабилизировать свои господствующие позиции на Ближнем востоке. Агрессивность ИГИЛ (хотя она присутствует) все же зачастую является только предлогом для вступления армий во владения Сирии. К настоящему времени в гражданской войне следует отметить три крупные силы, которые пока не в состоянии одолеть противников в войне, но и не проигрывать они не хотят. Скорее всего, из-за этого война будет идти еще сравнительно длительное время.

В общей сложности за пять лет Сирия продвинулась от небольших столкновений с вооруженными группами оппозиционеров до полномасштабной гражданской войны. И в ней ВВС Сирии сыграла и играет до сих пор очень большую роль и нередко становятся ключевым игроком в идущих боях.

Роль России в военном конфликте и поставках техники

Наша страна традиционно играет большую роль в истории Сирии. Еще в 1971 году два государства подписали соглашение, в котором прописано, что СССР (теперь Россия) получило право размещаться на базе, расположенной в Тартусе. Это стало весомым фактором, который и обуславливает и победные шаги ВВС РФ в Сирии, поскольку российская группировка получила мощную поддержку и не чувствует недостатков со снабжением.

26 августа 2015 года был сделан новый и весьма радикальный шаг. Два государства подписали соглашения о размещении авиационной группы РФ в Сирии. В документе прописывается, что авиагруппа по просьбе правительства САР будет присутствовать на территории Сирии практически вечно, аэродром Хмеймим вручался российской армии бесплатно. Все военные материалы и оружие переправляются в Сирию без пограничной оплаты и всякого досмотра. Военнослужащие авиагруппы приобретают дипломатический статус. Роль этой авиагруппы очень велика, огонь российских самолетов помог переломить ход войны и правительственные войска, по крайней мере, перестали отступать.

Состав российской авиагруппы

Численность и типаж наших войск ВВС находится под секретом, но определенная информация в печати все же появилась. Можно говорить о следующих машинах в Сирии:

  • Су-27СМ - 4 машины;
  • Су-30СМ - 16 машин;
  • Су-34 - 12 машин;
  • Су-24М - около 30 машин;
  • Су-25СМ - 12 машин;
  • Ми-8 - 15 вертолетов;
  • Ми-24 - 15 вертолетов.

Полеты с российских баз

В поддержку правительственным сирийским войскам и в помощь российской авиагруппе начались бомбардировки с авиабаз в России. Это тяжелые самолеты, как правило, ракетоносцы:

  • Ту-160 - 6 машин;
  • Ту-95 - 5 машин;
  • Ту22М3 - от 12 до 14 машин (в зависимости от полета);
  • Су-34 - 8 машин;
  • Су-27СМ -4 машин.

Таким образом, наша группировка крупная, вооруженная современными самолетами, и находится на мировом уровне. Недостатком остается большое количество разнотипных машин. Это немного ослабляет нашу ВВС в плане взаимодействия в бою и со снабжением.

ВВС Сирии в военных действиях начала войны

Массовые сражения, завязавшиеся повсеместно в Сирии в 2012-2013 годах, поставили вооруженные силы Сирии перед фактом применять всю авиацию, в том числе устаревшую. Перед лицом противника делать было нечего. Трудно сказать, сколько самолетов оставалось у ВВС Сирии. Потери «по горячим следам» считать тяжело, но позже - еще сложнее. Еще в 2006 году у ВВС Сирии находилось 784 машин, но в последующие годы летный состав постоянно сокращался.

С началом военных действий и в условиях активного участия в войне падение численности машин пошло ускоренными темпами. На 2015 г. практически исчезли вертолеты как род авиации. Их бы уничтожено более 90 % машин. Положение оказалось настолько острым, что в боевых действиях на сухопутном фронте участвовали даже противолодочные вертолёты ВМС.

В ходе войны в бой отправлялись почти все самолеты боевой линейки Сирии, оставшиеся у правительства, за исключением устаревших истребителей-перехватчиков МиГ-25П. Костяком боевой авиации вначале войны стал МиГ-25, вооруженный крупнокалиберными пулеметами, ракетами, самолет может нести обширный комплекс бомб. Другой самолет, весьма популярный в ВВС Сирии, - штурмовик Су-25. Широкая боевая эксплуатация при слабой квалификации многих самолетов и сильного ПВО врага привели к тому, что большинство из них было потеряно.

Другой причиной стал быстрый захват обширной территории повстанцами и ИГИЛ, которые захватили аэродромы и находящиеся там летательные аппараты. Многие оставшиеся самолеты стали технически небоеспособными.

В конечном итоге сирийских самолетов было уничтожено много: страна лишилась около 15 % парка летательных аппаратов.

Но даже с учетом этого боевую деятельность ВВС Сирии вполне можно назвать подвигом. Не имея запасных деталей, современных боеприпасов, горючего, на устаревших и условно годных к полетам самолетах, с нередко неопытными летчиками, боевая авиация САР четко исполняла свои функции.

Тем не менее в целом боевые действия проходили с неодинаковым итогом, и, отбивая наступления врага в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других — к лету 2015 года положение подошло к кризисной черте. И в это время стали планироваться боевые действия ВКС РФ, быстро переломившие обстановку.

Перелом в небе

Активные военные действия российской авиации в Сирии (с 30 сентября 2015 года) дали возможность сирийским ВВС отдохнуть, причем практически все современные самолеты были отправлены на ремонт и модернизацию. Сирийские Су-24МК получили новейшее, более эффективное снаряжение, что увеличило перечень используемых в боях бомб и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко усилило результативность их воздействия - отныне сирийские Су-24, пользуясь модернизированной оснасткой и после повышения квалификации пилотов, могли уничтожать сразу несколько мишеней.

Участие в боевых действиях российских летчиков и модернизация костяка современных самолетов сирийских ВВС дали возможность значительно уменьшить боевое применение учебно-боевых L-39. Боевая нагрузка на сирийскую армейскую авиацию также упала. Теперь в атаку шли российские вертолеты Ми-24П, их легко узнали на видео даже не по внешним габаритам, отличным от сирийских Ми-25, а по летным характеристикам: атаки на малых высотах и огромных скоростях при активном маневрировании были по плечу только отдельным, крайне немногочисленным местным вертолетчикам.

Другой причиной увеличения активности и роли сирийской авиации стали подкрепления из-за границы, главным образом из России. Эти процессы, активизировавшиеся в 2012 году и увеличившиеся в последующие два года, позволили сократить темпы падения военных возможностей, а после этого и увеличить количество самолетов. Огромную роль исполнила пересылка комплектов деталей, позволявших держать на должном уровне техническую активность авиапарка, и начатые опять курсы повышения квалификации военных кадров ВВС Сирии в России.

ВВС Сирии в боях

В сложных условиях боевых действий сирийские ВВС осуществляли почти весь диапазон задач — от помощи окруженным врагом базам до отдельных бомбардировок. О напряженности и высокой эффективности авиации говорит короткий анализ операций ВВС Сирии. Например, в марте 2014 года бомбардировщик Су-24МК со сделанным в России управляемым боеприпасом поставил точку в обороне исламистами из ИГИЛ крепости Крак де Шевалье около Хомса. Высокоточная авиабомба взорвала брешь в крепостной стене. Благодаря этому сирийские спецназовцы прорвались в замок и перебили боевиков. Армия Сирии провела операцию успешно.

ВВС Сирии были практически единственным средством в руках правительства Дамаска, умеющим результативно поддерживать свои армию. Но это достигалось высокой ценой - количество самолетов, готовых к вылету, постоянно сокращалось.

В ряде случаев полеты продолжались в тяжелейших условиях, как в блокированном террористами Дейр-эз-Зоре. Там истребители МиГ-21 взлетали практически под минометным обстрелом, ведя огонь по врагу, укрепившемуся совсем неподалеку.

Современные ВВС Сирии

Сейчас состав авиации объединяет технику истребительной, истребительно-бомбардировочной, бомбардировочной, разведывательной, военно-транспортной, учебной и вертолетной авиации. На вооружении находится 478 боевых самолетов, 106 учебных, 31 учебно-боевой, 25 транспортных самолетов. Вертолетный парк состоит из примерно 100 боевых и 110 транспортных вертолетов.

Командование ВВС Сирии представлено главнокомандующим, а также министром обороны и начальником генерального штаба. Верховным главнокомандующим является Башар Асад, пост министра обороны занимает генерал Ф. Д. аль-Фредж, а начальником генерального штаба назначен генерал-лейтенант А. А. Айюб.

Флаг ВВС Сирии представляет полотно синего цвета, в верхнем левом углу находится государственный флаг САР, в центре круг из трех цветов: внешний - красный, средний - белый, внутренний - черный. При этом на белом круге есть две зеленые пятиконечные звезды.

Сколько самолетов у ВВС Сирии? Самолетный парк состоит из некоторого числа МиГ-29, которые либо были модернизированными, либо поставлены из России (МиГ-29М). Костяк авиации составляют Су-24, вылетая до тридцати раз в сутки. По-прежнему военны-воздушные силы Сирии насчитывают очень много устаревших самолетов.

Значительное количество самолетов, способных участвовать в боях, с началом войны достаточно быстро сгруппировались в центре и на западе Сирии, в основном на авиабазах ВВС Сирии.

Всего в государстве существует 34 аэродрома. Военная авиация занимает из них лишь 15.

Структура значительной части аэродромов представлена взлетно-посадочными дорожками с твердым покрытием, открытыми площадками для самолетов и так далее.

Характерным примером является авиабаза Шайрат - военный аэродром находится в 32 км от г. Хомс. Дистанция от столицы Сирии - 122 км, от российской авиабазы - 135 км. Авиабаза служит одной из базовых стоянок ВВС САР и имеет асфальтовую полосу для подъема самолетов, и около сорока укрепленных самолетных помещений.

За все время военного противостояния в Сирии, правительственные силы ни разу не теряли контроль над авиабазой Шайрат. По некоторым данным, с 2015 г. Шайрат временами применялся ВКС России как аэродром подскока.