Военнослужащие обладающие пассивным избирательным правом. Проблемы реализации избирательных прав военнослужащими. Избирательное право в РФ и особенности его реализации военнослужащими вооруженных сил РФ

1. Общие положения
Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав военнослужащих в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о гарантиях), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ (далее – Федеральный закон), Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535 (в ред. указов Президента Российской Федерации от 9 декабря 2002 года № 1392, от 17 апреля 2003 года № 444 и от 25 ноября 2003 года № 1389) «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и работников органов прокуратуры Российской Федерации».
Права и свободы военнослужащих определяются также федеральными законами «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в том числе военнослужащие, проходящие службу в составе подразделений вне мест постоянной дислокации либо в составе воинских частей, находящихся в соответствии с международными соглашениями за пределами территории Российской Федерации (далее – военнослужащие), имеют право избирать и быть избранными в Государственную Думу на общих основаниях.
Недопустимо ограничение активного или пассивного избирательного права военнослужащих по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу (службу) и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Избирательные комиссии обеспечивают реализацию избирательных прав военнослужащих во взаимодействии с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и иными воинскими формированиями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – воинские части). Их руководители, а также руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, командование воинских частей оказывают содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
В соответствии с частью 7 статьи 43 Федерального закона для проверки соблюдения порядка выдвижения федеральных списков кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов.
2. Реализация военнослужащими активного избирательного права
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона военнослужащие голосуют на общих избирательных участках, которые согласно части 2 статьи 13 Федерального закона образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. Вопросы организации голосования военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, на общих избирательных участках решаются территориальными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.
Избирательные участки на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, могут образовываться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации командирами воинских частей не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее чем за пять дней до дня голосования, с тем чтобы в оставшееся время успеть сформировать участковую избирательную комиссию и совершить все требуемые по законодательству действия по подготовке к голосованию. Инициатива по образованию таких участков должна исходить от командира воинской части.
Командир воинской части выделяет помещение для участковой избирательной комиссии и помещение для голосования вне территории режимных объектов и обеспечивает доступ в эти помещения всем членам участковой избирательной комиссии, членам и работникам аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, уполномоченному представителю политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, либо кандидату из указанного списка, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям и представителям средств массовой информации в порядке, установленном статьей 29 Федерального закона. При этом должны соблюдаться предписания других законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность воинских частей.
3. Гарантии реализации военнослужащими пассивного избирательного права и особенности правового статуса военнослужащих, избранных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Военнослужащие имеют право быть избранными депутатами Государственной Думы. Согласно статьям 36, 37 Федерального закона указанные лица могут быть включены в федеральный список кандидатов любой политической партии, не являясь членами данной политической партии.
Для включения в федеральный список кандидатов гражданин не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии.
Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.
Отсутствие обращений указанных граждан не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов.
Кандидат может быть включен только в один федеральный список кандидатов.
Военнослужащий, включенный в федеральный список кандидатов, представляет в соответствующее региональное отделение политической партии заявление о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией, с обязательством в случае избрания приостановить военную службу, службу в правоохранительных органах со дня избрания на весь срок депутатских полномочий или уволиться со службы, а также сведения, предусмотренные частью 4 статьи 38 Федерального закона.
Для участия в избирательной кампании военнослужащий, со дня регистрации в качестве кандидата до дня официального опубликования результатов выборов должен быть освобожден соответствующим руководителем от выполнения должностных и специальных обязанностей военной службы, служебных обязанностей на основании рапорта о предоставлении отпуска (часть 1 статьи 47 Федерального закона). Кандидаты представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации федерального списка кандидатов, в который включен такой кандидат (часть 2 статьи 46 Федерального закона).
В период сбора подписей избирателей и после регистрации кандидата на военнослужащих, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные статьями 45, 46 и 47 Федерального закона.
Военнослужащий, зарегистрированный в качестве кандидата, в течение срока, указанного в части 1 статьи 47 Федерального закона, по инициативе командования (руководства) не может быть уволен с военной службы, службы в правоохранительных органах, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу (место службы), а также направлен в командировку. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в срок службы (трудовой стаж).
Военнослужащие приостанавливают военную службу с начала срока полномочий в качестве депутатов Государственной Думы на весь срок этих полномочий.
В течение срока полномочий депутат Государственной Думы вправе уволиться с военной службы по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
4. Избирательные участки. Составление списков избирателей, включающих военнослужащих. Сбор подписей
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона списки избирательных участков с указанием их номеров и границ либо перечня населенных пунктов, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения не позднее чем за 45 дней до дня голосования. В соответствии с частью
3 статьи 14 Федерального закона при опубликовании (обнародовании) приведенных сведений об избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, текст публикуемого материала в обязательном порядке согласовывается с командиром соответствующей воинской части или лицом, его замещающим. Указанный порядок опубликования обеспечивает нераспространение сведений, не подлежащих разглашению.
В случае образования избирательных участков на территориях воинских частей в обособленных, удаленных местностях позже общих сроков информация об участках должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через два дня после их образования. Если в оставшееся до голосования время опубликовать списки избирательных участков не представляется возможным по объективным причинам (например, периодичность издания СМИ более пяти дней), допустимо доведение до сведения участников избирательного процесса указанных сведений путем печатания специальных объявлений, буклетов, информирование через электронные СМИ, сеть «Интернет» и так далее.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона решение вопросов опубликования (обнародования) сведений об избирательных участках, образованных в воинских частях за пределами территории Российской Федерации, возлагается на руководителей соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. Распространение указанных сведений для всех участников избирательного процесса, находящихся за рубежом, производится с учетом местных условий. При наличии у дипломатических представительств, консульских учреждений сайтов в сети «Интернет» сведения об избирательных участках размещаются на этих сайтах. Возможна передача сведений с использованием технических средств связи (телефон, факс и т.д.).
Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке.
Военнослужащие, проживающие и зарегистрированные по месту жительства вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, в список избирателей является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в списки личного состава воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.
Список избирателей по избирательному участку, образованному на территории воинской части, согласно части 5 статьи 15 Федерального закона составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее чем в день формирования участковой комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.
Военнослужащие, зарегистрированные по месту жительства, расположенному за пределами территории муниципального образования, в котором располагается воинская часть, и временно проживающие в арендуемом жилом помещении вне расположения воинской части, в списки личного состава которой они зачислены, при отсутствии у них открепительного удостоверения включаются в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (часть 7 статьи 16 Федерального закона). Командиру воинской части рекомендуется заблаговременно передать в соответствующую территориальную комиссию обобщенные сведения об избирателях-военнослужащих указанной категории с целью обеспечить возможность комиссии предпринять действия по избежанию двойного учета избирателей.

В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, находящиеся в длительной командировке, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, также могут быть решением участковой избирательной комиссии включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Курсанты и слушатели военных образовательных учреждений профессионального образования, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения).
В соответствии с требованием части 1 статьи 16 Федерального закона о включении избирателя в список избирателей только на одном избирательном участке участковая избирательная комиссия обязана незамедлительно уведомить вышестоящую территориальную избирательную комиссию о включении граждан в список избирателей по месту их временного пребывания.
С целью недопущения двойного учета соответствующая территориальная комиссия направляет полученные сведения в участковые комиссии, в иные территориальные комиссии по месту жительства граждан или в избирательную комиссию своего субъекта Российской Федерации для доведения полученных сведений до участковой избирательной комиссии по месту жительства гражданина.
По получении информации о включении гражданина в список избирателей по месту временного пребывания участковая избирательная комиссия по месту жительства этого гражданина исключает его из списка избирателей.
Полностью порядок взаимодействия участковых и вышестоящих избирательных комиссий по соблюдению требований части 1 статьи 16 Федерального закона изложен Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной соответствующим постановлением ЦИК России.
Список избирателей по избирательному участку, образованному в воинской части, находящейся за пределами территории Российской Федерации, составляется участковой избирательной комиссией также не позднее чем за 20 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.
Военнослужащие, командированные в состав миротворческих миссий за пределы территории Российской Федерации и проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся в иной длительной заграничной командировке, включаются соответствующей участковой избирательной комиссией в список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации (часть 7 статьи 15 Федерального закона). Основанием для их включения в список является письменное заявление, поданное в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, либо устное обращение в день голосования (часть 4 статьи 16 Федерального закона).
В соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены. Поскольку агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещена (часть 7 статьи 60 Федерального закона, пункт 2 статьи 24 Федерального закона «Об обороне»), сбор подписей там также запрещен.
При сборе подписей следует учитывать установленные в части 6 статьи 41 Федерального закона ограничения, запрещающие сбор подписей избирателей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, при оказании благотворительной помощи.
В соответствии с частью 4 статьи 46 Федерального закона участие командования воинских частей, военных организаций и учреждений в сборе подписей не допускается.
5. Представительство военнослужащих в составе избирательных комиссий, военнослужащие в качестве уполномоченных представителей и доверенных лиц политических партий
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной тайне» сведения о дислокации и численности войск составляют государственную тайну. Поэтому для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке в составы участковой избирательной комиссии и соответствующей территориальной комиссии включают в качестве членов комиссии с правом решающего голоса представителей воинской части.
Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирателям по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени, которые после заполнения опускаются в общие для всех стационарные ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии передают списки избирателей воинской части по акту на хранение командиру воинской части. По истечении сроков хранения, установленных частью 3 статьи 88 Федерального закона (не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов), списки избирателей воинской части уничтожаются по акту, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Уничтожение списков избирателей производится в соответствии с Порядком хранения, передачи в архив и уничтожения по истечении сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, утвержденным соответствующим постановлением ЦИК России.
При образовании избирательного участка непосредственно в воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, состав участковой избирательной комиссии в количестве, установленном статьей 21 Федерального закона, формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования, а в исключительных случаях – не позднее чем за три дня до дня голосования. Формирование участковой комиссии осуществляется на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных на территории воинских частей, осуществляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона о гарантиях при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации, может не применяться положение, согласно которому государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии.
Если избирательный участок образован за пределами территории Российской Федерации и на нем будут голосовать военнослужащие воинской части, расположенной на данной территории, то участковая избирательная комиссия формируется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации с участием командира воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, которым выделяется в состав этой комиссии представитель воинской части. Такие участковые избирательные комиссии формируются с соблюдением общих условий и порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных частью 1 статьи 21 Федерального закона.
Образование избирательных участков и формирование участковых избирательных комиссий непосредственно в воинских частях, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется командирами этих воинских частей по согласованию с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации в этих странах. Военнослужащие, как и другие избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Обеспечение указанных участковых избирательных комиссий избирательными бюллетенями, бланками протоколов об итогах голосования, открепительными удостоверениями, другими необходимыми документами и материалами, а также представление этими комиссиями протоколов об итогах голосования осуществляется через соответствующие дипломатические представительства или консульские учреждения Российской Федерации в странах пребывания воинских формирований Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
Участковые избирательные комиссии избирательных участков, образованных в воинских частях, осуществляют свои полномочия в соответствии со статьей 28 Федерального закона.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, имеет право назначить до 500 представителей, уполномоченных представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе представителей по финансовым вопросам. Порядок назначения и полномочия уполномоченных представителей определяется статьей 35 Федерального закона. Военнослужащие могут быть назначены уполномоченными политической партии, представив письменное заявление о своем согласии, при этом они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, вправе назначить до 1000 доверенных лиц. Порядок назначения, регистрации и полномочия доверенных лиц определяются статьей 48 Федерального закона. Военнослужащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения должностных и специальных обязанностей военной службы, служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица из числа военнослужащих осуществляется при условии представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения должностных и специальных обязанностей военной службы, служебных обязанностей (в том числе на период отпуска). В соответствии с частью 4 статьи 48 Федерального закона на период осуществления полномочий доверенного лица командир воинской части (учреждения) обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившей их политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.
6. Реализация права военнослужащих на получение информации о зарегистрированных федеральных списках кандидатов
Территориальные избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах или за пределами Российской Федерации, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях, оформленными в соответствии с требованиями части 3 статьи 72 Федерального закона и не содержащими признаков предвыборной агитации. Информационные предвыборные материалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных для военнослужащих местах.
Командиры воинских частей и подразделений обеспечивают военнослужащих информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации. Такое распространение информации не должно носить агитационный характер и не должно нарушать равенство прав политических партий.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 7 статьи 55 Федерального закона запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы воинским частям, военным учреждениям и организациям, а также военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Частью 7 статьи 60 Федерального закона не допускается ведение предвыборной агитации в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения собраний, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание или помещение предоставляется для проведения встреч представителей политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих командиром воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо по ее поручению по запросу территориальной избирательной комиссии. Упомянутые ограничения согласуются с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «Об обороне», в соответствии с которым в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.
Указанные встречи представителей политических партий с избирателями-военнослужащими обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией. При этом соответствующая избирательная комиссия оповещает уполномоченных представителей или доверенных лиц иных политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения, а также обеспечивает равные условия проведения указанных мероприятий для всех политических партий.
Кандидаты из числа военнослужащих в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право в свободное от исполнения обязанностей военной службы время участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.
7. Открепительное удостоверение
Согласно части 2 статьи 74 Федерального закона военнослужащие, которые не будут иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где они включены в список избирателей, в день голосования (нахождение в длительной служебной командировке, в больнице, в других местах временного пребывания), вправе получить в соответствующей территориальной (за 45–20 дней до дня голосования) либо участковой (за 19 и менее дней до дня голосования) избирательной комиссии данного избирательного участка открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Для получения открепительного удостоверения военнослужащий представляет в соответствующую территориальную или участковую избирательную комиссию письменное заявление с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение может быть выдано также представителю военнослужащего на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если военнослужащий находится в этом учреждении на излечении), командиром (начальником) воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения, где военнослужащий проходит службу.
8. Порядок голосования. Досрочное голосование
В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона голосование на общих избирательных участках проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования (часть 2 статьи 75 Федерального закона).
На избирательных участках, образованных в воинских частях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. Вместе с тем в местности, где возможно прибытие на избирательный участок других избирателей (например, с открепительными удостоверениями) необходимо закончить голосование в установленное законом время.
Чтобы избежать одновременного массового голосования военнослужащих и не допустить скопления избирателей на избирательном участке, в воинских частях целесообразно составить график посещения помещения для голосования.
В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям-военнослужащим, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия согласно статье 77 Федерального закона обязана организовать голосование вне помещения для голосования.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Федерального закона избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить досрочное голосование. Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 15 дней до дня голосования избирателями одного или нескольких избирательных участков, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-морского флота, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 75 Федерального закона, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями статьи 79 Федерального закона.
Допускается досрочное голосование (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено.
Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии при наличии реальной необходимости в досрочном голосовании всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования (часть 2 статьи 75 Федерального закона) совместно с территориальной избирательной комиссией оповещают избирателей, уполномоченных представителей или доверенных лиц политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о месте и времени голосования, обеспечивают доступ уполномоченных представителей политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, либо кандидатов из указанных списков, наблюдателей и представителей средств массовой информации в помещение для голосования.
Досрочное голосование вне помещения для голосования организуется в соответствии с требованиями статьи 76 Федерального закона.



9. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов
Финансирование расходов избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных командирами воинских частей, производится федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств, выделенных им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Избирательные комиссии, командиры воинских частей обеспечивают выполнение требований пункта 12 части 7 статьи 64 Федерального закона, согласно которому воинским частям, военным учреждениям запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды.
10. Заключительные положения
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права военнослужащих, в соответствии со статьей 75 Федерального закона о гарантиях могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Лица, нарушающие избирательные права военнослужащих, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.

в соответствии с законодательством о выборах права военнослужащих, которые реализуются при формировании органов государственной власти и местного самоуправления, участии в референдуме. Существуют особенности при реализации И. п. в., которые заключаются в том, что военнослужащие обладают активным избирательным правом (правом избирать) наравне с гражданами РФ, однако пассивным избирательным правом (право быть избранным) они не обладают, т. к. им запрещено состоять в политических партиях, а существующая пропорциональная избирательная система (по партийным спискам) не дает военнослужащим возможность реализовать свое пассивное конституционное право. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вопросы организации голосования военнослужащих, членов их семей решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами в/ ч, расположенных на территориях соответствующих избирательных округов. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях в/ч, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в таких случаях образуются командирами в/ч по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне в/ч, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты. Командование в/ч обеспечивает информирование военнослужащих о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты. Командиры в/ч, участковые избирательные комиссии в/ч организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в выборах. При этом не допускаются ограничения их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" деятельность политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели, в Вооруженных Силах РФ запрещена.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты. Командование воинской части обеспечивает их информирование о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" военнослужащие, обладающие пассивным избирательным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдвинутыми в составе избирательного объединения, избирательного блока с последующим сбором подписей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей, которые должны содействовать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его письменного уведомления и заявления военнослужащего в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в депутаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов.

В указанный период на военнослужащих, являющихся кандидатами в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмотренные федеральным законодательством о выборах. Избрание военнослужащего депутатом является основанием для временного приостановления его службы.

Законодательство предусматривает организацию голосования военнослужащих на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Вопросы организации голосования военнослужащих и других избирателей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами воинских частей, расположенных на территории соответствующих избирательных округов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избирательном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомендуется включать представителей воинской части в состав соответствующей территориальной и участковой избирательных комиссий.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в общие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской части возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в установленном законодательством порядке.

Руководство деятельностью участковых избирательных комиссий избирательных участков, образованных при воинских частях, осуществляется вышестоящими избирательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Сведения о численности и дислокации воинских частей не подлежат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".

На избирательном участке, образованном при воинской части, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше 20 часов по местному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Доступ наблюдателей, в том числе иностранных, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц на избирательные участки, образованные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голосов осуществляется при предъявлении последними удостоверений, выданных соответствующими избирательными комиссиями. Командиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных участков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избирательной комиссии воинской части с результатами голосования представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию, которая после включения этих сведений в общие результаты выборов по округу возвращает их председателю участковой избирательной комиссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комиссии, избирательных бюллетеней и других документов участковой избирательной комиссии воинской части организуется в воинской части в установленном законом порядке.

На избирательном участке, образованном за переделами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.

С учетом особого статуса военнослужащих и характера выполняемых задач в реализации ими указанных прав имеется ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы:

Военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и иных мероприятиях, проводимых вне территории воинской части;

Военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять и участвовать в них, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Причем в деятельности лишь тех общественных объединений, которые не преследуют политические цели;

При выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме в списки избирателей не включаются и не учитываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования;

Военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части и не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, по личному письменному заявлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания;"

Военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках, а проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях;

Лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, не могут быть назначены членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

Военнослужащим при исполнении ими своих служебных обязанностей запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы используя свое служебное положение;

Военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

III. Заключительная часть – 3 мин .

· Напоминаю тему, цели занятия и как они достигнуты.

· Делаю краткие общие выводы по всей теме.

· Отмечаю лучших, худших, выставляю оценки.

· Отвечаю на вопросы.

· Даю задание на самоподготовку.

· Даю необходимые указания и советы по изучению литературы.


ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по общественно-государственной подготовке с личным составом.

ТЕМА : «Особенности участия военнослужащих ВС РФ в выборах Президента РФ».

Дата : __________

Время : 1 час.

Место : комната досуга.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Военнослужащие, как и другие граждане Российской Федерации, принимают активное участие в вы­борах. При этом не допускаются ограничения их активного или пас­сивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пре­бывания, а также местом жительст­ва до призыва (поступления) на во­енную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, предусмотренных Конституцией Россий­ской Федерации и федеральным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» деятельность политических партий и обществен­ных объединений, преследующих политические цели, в Вооружен­ных Силах РФ запрещена.

Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воин­ской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидата­ми в депутаты. Командование во­инской части обеспечивает их ин­формирование о зарегистрирован­ных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты.

Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, об­ладающие пассивным избиратель­ным правом, могут сами выдвинуть свою кандидатуру или быть выдви­нутыми в составе избирательного объединения, избирательного бло­ка с последующим сбором подпи­сей в их поддержку.

Сбор подписей среди военнослу­жащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласо­ванию с командирами воинских ча­стей, которые должны содейство­вать организации сбора подписей. Военнослужащий приобретает пра­ва и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию его пись­менного уведомления и заявления военнослужащего в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избиратель­ному округу. В случае регистрации военнослужащего кандидатом в де­путаты и на основании рапорта он освобождается от военной службы для участия в выборной кампании со дня регистрации до дня офици­ального опубликования общих ито­гов выборов.

В указанный период на военно­служащих, являющихся кандидата­ми в депутаты, распространяются все права и обязанности, предусмо­тренные федеральным законода­тельством о выборах. Избрание во­еннослужащего депутатом является основанием для временного приос­тановления его службы.

Законодательство предусматрива­ет организацию голосования воен­нослужащих на общих избиратель­ных участках. В порядке исключе­ния допускается образование избирательных участков непосредствен­но в воинских частях, расположен­ных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. Во­просы организации голосования военнослужащих и других избира­телей воинских частей на общих избирательных участках решаются окружными избирательными ко­миссиями по согласованию с ко­мандирами воинских частей, рас­положенных на территории соот­ветствующих избирательных окру­гов.

Для организации голосования военнослужащих на общем избира­тельном участке, обеспечения их досрочного голосования рекомен­дуется включать представителей воинской части в состав соответст­вующей территориальной и участ­ковой избирательных комиссий.

Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии в день выборов выдают по списку избирателей воинской части избирательные бюллетени для тайного голосования, которые после заполнения опускаются в об­щие для всех избирателей ящики для голосования. После окончания голосования и подсчета голосов списки избирателей воинской час­ти возвращаются в воинскую часть, где организуется их хранение в ус­тановленном законодательством порядке.

Руководство деятельностью уча­стковых избирательных комиссий избирательных участков, образо­ванных при воинских частях, осу­ществляется вышестоящими изби­рательными комиссиями.

Военнослужащий может быть включен в список избирателей и голосовать только на одном изби­рательном участке. Список избира­телей-военнослужащих, находя­щихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в границах распо­ложения воинской части, составля­ется участковой избирательной ко­миссией на основании сведений об избирателях, представляемых ко­мандиром воинской части. Военно­служащие, проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях.

Сведения о численности и дисло­кации воинских частей не подле­жат разглашению. Не допускается их включение отдельной строкой в базу данных Государственной авто­матизированной системы Россий­ской Федерации «Выборы».

На избирательном участке, обра­зованном при воинской части, уча­стковая избирательная комиссия может объявить голосование закон­ченным раньше 20 часов по мест­ному времени, если проголосовали все избиратели, включенные в спи­сок.

Доступ наблюдателей, в том чис­ле иностранных, кандидатов в де­путаты и их доверенных лиц на из­бирательные участки, образован­ные при воинских частях, в день голосования и при подсчете голо­сов осуществляется при предъявле­нии последними удостоверений, выданных соответствующими из­бирательными комиссиями. Ко­мандиры воинских частей, выделяя помещения для избирательных уча­стков, должны размещать их вне территорий режимных объектов.

Протоколы участковой избира­тельной комиссии воинской части с результатами голосования пред­ставляются в соответствующую ок­ружную избирательную комиссию, которая после включения этих све­дений в общие результаты выборов по округу возвращает их председа­телю участковой избирательной ко­миссии воинской части. Хранение списков избирателей, протоколов участковой избирательной комис­сии, избирательных бюллетеней и других документов участковой из­бирательной комиссии воинской части организуется в воинской час­ти в установленном законом по­рядке.

На избирательном участке, обра­зованном за переделами террито­рии Российской Федерации, состав участковой избирательной комис­сии назначается руководителем со­ответствующего дипломатического представительства или консульско­го учреждения Российской Федера­ции, либо командиром воинской части, расположенной за предела­ми территории Российской Феде­рации.

С учетом особого статуса военно­служащих и характера выполняе­мых задач в реализации ими ука­занных прав имеется ряд особенно­стей, обусловленных спецификой военной службы:

  • военнослужащие вправе в ходе избирательной кампании в свобод­ное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шестви­ях и иных мероприятиях, проводи­мых вне территории воинской час­ти;
  • военнослужащим запрещено членство в политических партиях. Они могут состоять и участвовать в них, не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Причем в деятельности лишь тех общественных объединений, кото­рые не преследуют политические цели;
  • при выборах в органы мест­ного самоуправления, на мест­ном референдуме в списки изби­рателей не включаются и не учи­тываются при определении числа избирателей военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, воен­ных организациях и учреждени­ях, а также курсанты военных об­разовательных учреждений про­фессионального образования, ко­торые расположены на террито­рии соответствующего муници­пального образования, если мес­то жительства этих военнослужа­щих до призыва на военную службу не было расположено на

территории муниципального об­разования;

  • военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской ча­сти и не имевшие возможности по­лучить открепительное удостовере­ние, по личному письменному за­явлению, не позднее чем за семь дней до дня голосования, могут быть включены в списки избирате­лей на избирательном участке по месту их временного пребывания;
  • военнослужащие голосуют, как правило, на общих избирательных участках, а проживающие вне во­инских частей, включаются в спис­ки избирателей по месту жительст­ва на общих основаниях. Основа­нием для включения в список из­бирателей военнослужащих, нахо­дящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах располо­жения воинской части, является факт нахождения их места житель­ства в пределах расположения во­инской части, который устанавли­вается соответствующей службой воинской части или органами реги­страционного учета граждан Рос­сийской Федерации по месту пре­бывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в штат воин­ской части граждан, проходящих службу по призыву. В порядке ис­ключения допускается образование избирательных участков на терри­ториях воинских частей, располо­женных в обособленных, удален­ных от населенных пунктов мест­ностях;
  • лица, замещающие командные должности в воинских частях, во­енных организациях и учреждени­ях, не могут быть назначены члена­ми избирательных комиссий с пра­вом совещательного голоса:
  • военнослужащим при исполне­нии ими своих служебных обязан­ностей запрещается проводить предвыборную агитацию, выпус­кать и распространять любые аги­тационные материалы используя свое служебное положение;
  • военнослужащим запрещается ведение на территории воинских частей любой политической пропа­ганды и агитации, в том числе предвыборной.

Постановление ЦИК России от 27.02.2013 N 164/1202-6 (ред. от 31.07.2019) "О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и...

5.1. Военнослужащие и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинских частей, голосуют на общих избирательных участках, образуемых в соответствии с законодательством о выборах. Вопросы организации голосования указанных избирателей на общих избирательных участках решаются соответствующими избирательными комиссиями во взаимодействии с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.

5.2. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирательные бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на основании представленных командиром воинской части сведений об избирателях.

5.3. В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые имеют право быть включенными и включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия в соответствии со статьей 66 Федерального закона обязана организовать голосование вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

5.4. Соответствующие избирательные комиссии вправе разрешить провести досрочное голосование в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена возможность его проведения. Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 20 дней до дня голосования всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 65 Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.5. Допускается досрочное голосование, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования, отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения соответствующей избирательной комиссии в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных и отдаленных местностях и т.п.).

(см. текст в предыдущей редакции)

5.6. Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии в случае необходимости проведения досрочного голосования всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в соответствующую избирательную комиссию обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования совместно с территориальной (участковой) избирательной комиссией оповещают избирателей, кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей или доверенных лиц избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы соответствующей вышестоящей комиссией, или кандидатов из указанных списков о дне, времени и месте голосования.

5.7. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, в том числе военнослужащему, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать в месте нахождения избирательного участка, на котором он включен в список избирателей, и не сможет прибыть в помещение для голосования на соответствующем избирательном участке, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении соответствующей избирательной комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования в предусмотренном законом порядке.

Открыть полный текст документа