Вынесено постановление делу административном правонарушении. Принятие решения по делу об административном правонарушении. Важные моменты и ситуации из жизни

Новая редакция Ст. 29.10 КоАП РФ

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу ;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации;

5) ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом, установленные в соответствии со статьей 27.20 настоящего Кодекса, сохраняются до исполнения постановления о назначении административного наказания.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 29.10 КоАП РФ

1. Постановлением по делу об административном правонарушении является правоприменительный акт, вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении.

2. Это постановление в обязательном порядке должно содержать определенные реквизиты. Должны быть указаны данные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Целью этой информации является подтверждение компетенции судьи, органа, должностного лица, их права на рассмотрение дела. Кроме того, из текста постановления должно быть видно, что не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности по данному делу.

3. Обязательным реквизитом постановления по делу об административном правонарушении выступают сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.

4. В ходе рассмотрения дела должны быть установлены обстоятельства, подтверждающие противоправность деяния, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наличие или отсутствие данных обстоятельств должно найти отражение в постановлении. В постановлении указывается и правовая квалификация совершенного деяния, то есть те нормы законодательства, которые предусматривают административную ответственность за совершение правонарушения.

5. Важнейшая часть постановления - это мотивированное решение по делу. Мотивированное решение - это общая оценка деяния привлекаемого к ответственности субъекта. Это признание виновности или невиновности лица и решение о применении того или иного вида административного наказания.

6. В постановлении указываются срок и порядок обжалования.

7. В целях оптимизации процесса исполнения наказания о наложении административного штрафа необходимо указать информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами заполнения расчетных документов. Кроме того, назначение такого вида наказания, как административное приостановление деятельности, должно быть конкретизировано в постановление по делу об административном правонарушении. Должны быть четко указаны мероприятия, осуществление которых будет иметь целью административное приостановление деятельности субъекта, привлеченного к административной ответственности. А в том случае, если данное наказание применяется за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указываются меры, направленные на приостановление операций по счетам.

8. Особо стоит вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснило, что, учитывая что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией, судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП. Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

9. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

Другой комментарий к Ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. При вынесении постановления судья, коллегиальный орган, рассматривающие дело об административном правонарушении, руководствуются материальными и процессуальными нормами, которыми предусматривается административная ответственность. Вынесение постановления осуществляется в соответствии с требованиями, вытекающими из задач и принципов законодательства об административных правонарушениях.

Законность и обоснованность решения является одним из основных таких требований.

2. Решение является законным в том случае, если оно вынесено при точном соблюдении норм материального и процессуального права. Коллегиальный орган, должностное лицо, судья, разрешающие дело об административных правонарушениях, должны строго руководствоваться указаниями закона. При этом необходимо учитывать, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а КоАП РФ при привлечении к административной ответственности является основополагающим для применения материальных, процессуальных норм как федерального, так и регионального законодательства. Как показывает практика, пренебрежение нормами КоАП РФ приводит к нарушениям прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

3. Решение, принятое по делу об административном правонарушении, не может быть признано законным, если коллегиальный орган, должностное лицо, судья не применили закон, подлежащий применению. Неприменение надлежащего закона относится к тем случаям, когда в решении не была сделана ссылка на норму материального права и дело разрешено в противоречии с законом.

4. Решение не может быть законным и в том случае, если была сделана ссылка на нормативный подзаконный акт, официально не опубликованный и не зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ, ибо нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат обязательной регистрации и официальному опубликованию.

Законность решения предполагает, что оно должно быть принято компетентным органом и в порядке, установленном для данного органа: коллегиально или на основе единоначалия. При коллегиальном порядке решение по делу об административном правонарушении может считаться принятым лишь в том случае, если соблюдено требование кворума.

5. Решение не может быть признано законным, если оно принято с нарушением процессуальных сроков. В КоАП РФ установлены различные сроки разрешения отдельных категорий дел и предусмотрены правовые последствия нарушений этих сроков.

6. Под обоснованностью решения по делу об административном правонарушении следует понимать соответствие выводов коллегиального органа, должностного лица, судьи об обстоятельствах дела действительному положению дела. Решение по делу об административном правонарушении обосновано, если в нем отражены все имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании, и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях нарушителя.

7. Постановление должно быть доступным для всеобщего восприятия. Поэтому оно должно быть составлено в ясных, понятных выражениях.

8. В постановлении по делу об административном правонарушении отражаются сведения, изложенные в определенной последовательности, что является необходимым условием правильности принятого решения. Как вытекает из смысла ч.1 данной статьи, структура постановления состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части должны быть указаны: номер постановления, дата его вынесения, наименование населенного пункта, на территории которого находится орган; наименование органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело (фамилия, имя, отчество), полное наименование юридического лица. При этом могут быть указаны иные сведения, например, идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено постановление за нарушение в области налогообложения; данные об инвалидности лица, наличии у него государственных наград, почетных, воинских и других званий.

Описательная часть постановления представляет собой обоснованное решение, которое судья, должностное лицо, коллегиальный орган принимает по рассматриваемому делу об административном правонарушении. В постановлении излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Важнейшим компонентом описательной части является анализ и оценка доказательств, исследованных при рассмотрении дела. В постановлении должны получить оценку все доказательства. Судья, должностное лицо должны указать, какие из доказательств явлются достоверными, а какие недостоверными, привести убедительные аргументы в подтверждение своих выводов.

Суждение относительно квалификации административного правонарушения также должно быть мотивировано. Не соглашаясь с возражениями, объяснениями лица, привлекаемого к ответственности, судья либо должностное лицо не должны голословно отвергать его доводы, а обязаны их опровергнуть с помощью имеющихся доказательств. Постановление подлежит отмене, если доводы лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не опровергнуты материалами дела.

В описательной части постановления должны быть учтены при назначении наказания обстоятельства, характеризующие степень общественной опасности административного правонарушения, обстоятельства, отягчающие ответственность правонарушителя. При рассмотрении дела может быть сделан вывод о необходимости освобождения от административного наказания. В этом случае постановление также должно содержать мотивировку принятого решения.

Резолютивная часть постановления представляет собой логический и юридический вывод из описательной части, в котором четко формулируется решение по рассматриваемому делу об административном правонарушении: фамилия, имя, отчество физического лица, наименование организации; решение о признании лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, виновным; соответствующая статья КоАП РФ, по которой данное лицо признано виновным; вид и размер административного наказания (основного и дополнительного); окончательная мера административного наказания.

При назначении административного штрафа судья может указать наименование счета организации, привлекаемой к ответственности, с которой следует взыскивать административный штраф. Это не противорчит закону и ускоряет исполнение вступившего в законную силу решения судьи.

Если лицо до вынесения постановления было задержано в порядке меры прсечения, срок административного задержания указывается в зачет срока административного наказания.

В резолютивной части постановления, кроме вопросов, перечисленных в ч.1 комментируемой статьи, должны найти отражение такие моменты, как решение по вопросу о возмещении имущественного вреда, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения (если данный вопрос рассматривался одновременно с назначением административного наказания). Судья вправе решить одновременно с назначением наказания вопрос о возмещении ущерба независимо от суммы (см. комментарий к ст.4.7).

10. В постановлении должна быть определена и правовая судьба изъятых документов и вещей, находившихся при физическом лице, изъятых документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или изъятия. Правовая судьба указанного имущества решается в зависимости от правового режима имущества. В частности, согласно ч.5 комментируемой статьи: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению; документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством; изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента РФ.

В резолютивной части постановления также указывается, куда можно обжаловать решение, каким образом, а также срок обжалования.

10. Постановление по делу об административном правонарушении принимается простым большинством голосов, членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. Отсутствие кворума влечет недействительность принятого решения.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

  • Вверх

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ - административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Составляется уполномоченным на то должностным лицом или органом общественной самодеятельности. Полномочия по составлению П. об а.п. прямо излагаются в законодательных актах, устанавливающих ответственность административную, либо вытекают из возложения на определенные органы (должностных лиц) контрольно-надзорных функций. Как правило, они предоставляются лицам, непосредственно осуществляющим контрольно-надзорную деятельность (государственные инспектора по охране труда, контролеры-ревизоры и билетные контролеры пассажирского городского и международного автомобильного и электротранспорта,районные государственные инспектора органов рыбоохраны и т.п.). В П. об а.п. должны быть указаны: дата, место составления. должность, орган, фамилия, имя, отчество лица, составлявшего протокол: данные о личности правонарушителя (фамилия, имя, отчество, год, дата и месяц рождения, место рождения, место жительства и работы): семейное положение. число иждивенцев, размер доходов: место, время и фабула административного правонарушения; указание правовой нормы, которая нарушена (квалификация административного правонарушения) и которой предусм. отрена административная ответственность: фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются: объяснение лица. совершившего правонарушение: иные сведения. необходимые для разрешения дела. П. об а.п. подписывается лицом, его составившим, правонарушителем и свидетелями и потерпевшим при их наличии. В случае отказа лица. совершившего правонарушение, подписать протокол в нем делается об этом соответствующая запись.
При составлении П. об а.п. нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусм. отренные ст. 247 КоАП;лицо, совершившее административный проступок, имеет право знакомиться с текстом протокола,делать по его содержанию замечания и дополнения,давать пояснения, которые должны быть занесены в протокол или прилагаться к нему в виде объяснения. Нарушитель имеет право пользоваться родным языком (переводчиком), юридической помощью ад-воката. В случае неправильного составления протокола он возвращается без рассм. отрения для устранения имеющихся в нем недостатков. Оформление П. об а.п. завершается его подписанием.При совершении некоторых административных правонарушений протокол не составляется. Составы этих правонарушений перечислены в ст. 237 КоАП. Большинство из них относятся к разряду незначительных и связаны с нарушением правил пользования средствами транспорта, правил дорожного движения водителями и пешеходами или совершаются в местах, отдаленных от населенных пунктов. Протокол не составляется и в случаях возбуждения производства по административному правонарушению прокурором, который в соответствии с ФЗ РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" выносит в этом случае мотивированное постановление,Колодкин ЛМ.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ" в других словарях:

    Срок рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении - жалоба на подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на… …

    Юридический словарь

    протокол (постановление) об административном правонарушении - административно процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Составляется уполномоченным на то должностным лицом… … Большой юридический словарь

    Постановление по делу об административном правонарушении - процессуальный документ, в котором разрешается вопрос о применении административной ответственности к правонарушителю на стадиях рассмотрения дела и пересмотра. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть… … Большой юридический словарь

    Постановление по делу об административном правонарушении - процессуальный документ, в котором изложено решение по делу. Постановление должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление, дату рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело;… …

    См. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ … Энциклопедия юриста

    Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении - Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим в следующем порядке: 1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних… … Административное право. Словарь-справочник

    Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении - В производстве по делу об административном правонарушении участвуют: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат, свидетель, эксперт, переводчик. Кодекс РСФСР об административных… … Административное право. Словарь-справочник

    Решение по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении - Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении принимает одно из следующих решений: 1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;… … Административное право. Словарь-справочник

    Решение суда по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении - решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется:

По месту совершения административного правонарушения;

По месту жительства нарушителя;

По месту учета транспортного средства.

Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях (ст. 29.6 КоАП РФ):

1) 15 дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом протокола и других материалов дела (общий срок);

2) в день получения протокола – если рассматривается дело об административном правонарушении, влекущем административный арест;

3) не позднее 48 часов – в отношении лица, подвергнутого административному задержанию. Срок исчисляется с момента задержания;

4) продленный срок, но не более чем на месяц – при поступлении ходатайств от участников производства либо при необходимости выяснения обстоятельств дела.

Рассмотрение дела ведется в порядке, предусмотренном ст. 29.7 КоАП РФ. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом составляется протокол.

Заканчивается этап вынесением постановления по делу об административном правонарушении. Данное постановление должно отвечать требованиям, указанным в ст. 29.9 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела может быть принято одно из следующих постановлений:

О назначении административного наказания;

О прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении о назначении административного наказания указываются сведения о лице (органе), вынесшем постановление; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные по делу; статья, предусматривающая ответственность; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Если при рассмотрении дела одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в вынесенном постановлении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Его копия в течение 3 дней вручается (под расписку) или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено (его законному представителю), а также потерпевшему по его просьбе.

По результатам рассмотрения дела при установлении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу, вносит в соответствующие органы, организации и учреждения представление о принятии мер по их устранению. Установлена обязанность сообщения о принятых мерах в течение месяца со дня поступления такого представления.

3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено двумя способами: путем обжалования , либо путем опротестования . Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Установлено, что жалоба подается: на постановление, вынесенное судьей, в вышестоящий суд; на вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения такого органа; на вынесенное должностным лицом – вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд.

Получивший жалобу орган (должностное лицо) обязан в течение трех суток со дня ее получения направить материалы дела в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, органа (должностного лица), к которым она поступила, последние в течение трех суток направляют ее по подведомственности.

Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора. Срок рассмотрения жалоб – десятидневный со дня их поступления; сутки – с момента подачи жалобы на постановление об административном аресте.

Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в те органы (тем должностным лицам), которые полномочны ее рассматривать. В случае обжалования примененного к правонарушителю административного ареста жалоба подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:

1) жалоба остается без удовлетворения, а постановление без изменений;

2) отменить постановление и дело направить на новое рассмотрение;

3) отменить постановление и дело прекратить;

4) изменить меру административного наказания при условии, что она не будет усилена.

При установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу, постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица).

Решение по жалобе оглашается немедленно после его принятия. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается лицам, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему, законному представителю юридического лица.

Решение по жалобе может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протесту, если оно не отменяет постановление.

Вступившее в законную силу постановление по делу, а также решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям. Они могут быть также пересмотрены председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда и его заместителями. В порядке надзора по подведомственности они могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным Судом РФ.

В ходе рассмотрения дела выносятся постановления и определения по делу об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено два вида постановлений. Это, во-первых, постановление о назначении административного наказания и, во-вторых, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Данный перечень является исчерпывающим, т.е. иных постановлений быть не может.

Постановление о прекращении производства по делу может быть вынесено в трех случаях: при наличии одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, при применении ст. 2.9 КоАП РФ, при передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если совершенное деяние содержит признаки преступления. В вышеназванном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснено, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Выносимые определения могут быть связаны только с передачей дела по подведомственности либо с передачей дела судье, органу, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера. Данный перечень оснований выносимых определений является исчерпывающим.

Определение по делу об административном правонарушении является таким видом правоприменительного акта, который предписывает выполнение ряда действий, необходимых для рассмотрения дела по существу. В этом отличие определения от постановления, которое является итогом рассмотрения дела по существу. Инициировать определение может либо судья, должностное лицо, коллегиальный орган, рассматривающие дело, либо лица, участвующие в рассмотрении дела. Основанием вынесения определения является заявление, ходатайство, материалы дела. Поэтому в определении по делу об административном правонарушении уделяется внимание процедуре рассмотрения заявлений и ходатайств, ставших основанием для вынесения данного процессуального документа.

Определение по делу об административном правонарушении подписывается судьей, должностным лицом, председательствующим в заседании коллегиального органа. При вынесении определения коллегиальным органом оно принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

Представление вносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, рассматривается в течение месяца после его получения организациями и должностными лицами, которые должны сообщить субъекту, внесшему представление, о принятых мерах.

Исполнительное производство осуществляется в связи со вступлением в законную силу постановления, принятого по делу об административном правонарушении.

Началом исполнительного производства является обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению , которое возложено на судью, орган, должностное лицо, вынесших его.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу и (или) на последующее решение по жалобе, протесту, вступившее в законную силу, постановление направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу (ст. 31.3 КоАП РФ).

Если постановление не было обжаловано или опротестовано, то оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченному приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня вступления его в законную силу. При этом судья, орган, должностное лицо, направляя постановление на исполнение, делают на указанном постановлении отметку о дне его вступления в законную силу либо о том, что оно подлежит немедленному исполнению.

Следует отметить, что во всех случаях обращение вступившего в законную силу постановления к исполнению осуществляется именно тем судьей, органом, должностным лицом, которые вынесли данное постановление.

Орган, должностное лицо, приводящие постановление к исполнению, вправе обратиться к судье, должностному лицу, в орган, вынесшим постановление по делу, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения, если имеет место неясность в их определении.

Приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении осуществляется уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в соответствии с ГПК РФ и АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ (ст. 31.4 КоАП РФ).

В большинстве случаев исполнительное производство осуществляется судебным приставом-исполнителем , который осуществляет соответствующие юридические действия, предусмотренные ст. 21,22 и другими статьями Федерального закона "Об исполнительном производстве", руководствуясь также ст. 32.2, 32.10, 32.12, 32.13.

Приведение в исполнение постановлений о назначении наказаний в виде административного ареста, лишения права управления автотранспортным средством, права ношения и хранения оружия возложено на органы внутренних дел . Приведение в исполнение наказания в виде лишения права охоты возложено на органы, ведающие выдачей охотничьих билетов .

Исполнение постановления о наложении административного штрафа включает три последовательных этапа.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрена уплата штрафа в добровольном порядке. Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса.

Административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, при отсутствии документа об уплате штрафа в течение 10 дней направляют материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Должностное лицо или уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.25, и направляет его в суд. В отношении штрафа, наложенного судьей в результате рассмотрения дела, аналогичный протокол составляет судебный пристав-исполнитель (ст. 32.2 КоАП РФ).

Статьей 20.25 КоАП РФ предусмотрено наказание за неуплату административного штрафа в установленный срок в виде штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток либо обязательных работ на срок до 50 часов.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию либо банковскому платежному агенту или в организации федеральной почтовой связи.

Исполнение штрафа осуществляет судебный пристав-исполнитель.

Исполнение постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения , по общему правилу осуществляется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а постановление о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел (ст. 32.4 КоАП РФ).

Постановление судьи о конфискации предмета (вещи), являющегося орудием или предметом административного правонарушения в таможенном деле, ответственность за которое предусмотрена гл. 16 КоАП РФ, исполняется таможенным органом путем передачи органу, уполномоченному Правительством РФ на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность. Конфискованные товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, в соответствии с решением суда подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановление судьи о лишении специального права исполняется должностными лицами ряда уполномоченных на то органов:

  • о лишении права управления автомототранспортным средством, трамваем, троллейбусом – должностными лицами органов внутренних дел (сотрудниками подразделений ГИБДД);
  • о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники – должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием указанных видов техники (государственными инженерами-инспекторами);
  • о лишении права управления судном (в том числе маломерным) – должностными лицами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил пользования указанными судами (например, государственными инспекторами по маломерным судам и др.);
  • о лишении права на эксплуатацию радиотехнических средств или высокочастотных устройств – должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в сфере связи;
  • о лишении права осуществлять охоту – должностными лицами органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, и среды их обитания;
  • о лишении права на приобретение либо хранение и ношение оружия и патронов к нему – должностными лицами органов внутренних дел.

Исполнение постановления о лишении права управления транспортными средствами или другими видами техники осуществляется путем изъятия удостоверения на право управления соответствующими видами транспорта (ст. 32.6 КоАП РФ).

Соответствующее удостоверение и иные документы должны быть сданы лицом, лишенным специального права, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствующего постановления. При уклонении лица, лишенного специального права, от их сдачи срок лишения специального права прерывается. Течение этого срока начинается со дня сдачи указанным лицом или изъятия у него соответствующего удостоверения или иных документов.

Если лицо уже было лишено специального права, то в случае назначения ему вновь наказания в виде лишения того же специального права течение нового срока лишения начинается со дня, следующего за днем окончания срока наказания, назначенного ранее (ст. 32.7 КоАП РФ).

По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду наказания, подлежат возврату по его требованию в течение одного рабочего дня (ст. 32.6 КоАП РФ).

Исполнение постановления о лишении права на приобретение или хранение и ношение оружия осуществляется путем аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на указанную деятельность , а также путем изъятия оружия и патронов к нему.

Постановление об административном аресте (ст. 32.8 КоАП РФ) исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (специальных приемниках). При исполнении постановления об аресте осуществляется личный досмотр указанного лица. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

Отбывание ареста осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.04.2013 № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста". Данный Закон определил основные принципы отбывания административного ареста, место отбывания административного ареста, правовой статус лиц, подвергнутых такому наказанию, их права и обязанности, условия отбывания ареста; права и обязанности администрации и сотрудников мест отбывания ареста. Предусмотрены также конкретные формы контроля и надзора за исполнением данного Закона.

В настоящее время в ст. 32.8 КоАП РФ, устанавливающей порядок исполнения административного ареста, предусмотрена возможность приостановления его исполнения до семи суток или его прекращение по решению судьи при наличии исключительных личных обстоятельств (смерть близкого лица и т.п.) и также на основании медицинского заключения.

В случае уклонения такого лица от дальнейшего отбывания ареста оно подлежит задержанию полицией и передаче его в место отбывания ареста (ч. 6 ст. 32.8 КоАП РФ).

Исполнение постановления судьи об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства , предусматривающее контролируемый самостоятельный выезд лица из Российской Федерации, обеспечивается под контролем ФМС России, а постановление о принудительном выдворении исполняется ФССП России (судебными приставами-исполнителями).

Кроме того, по ст. 18.1 и ч. 2 ст. 18.4 КоАП РФ исполнение выдворения возложено на пограничные органы.

Исполнение постановления об административном выдворении осуществляется путем официальной передачи привлеченного к ответственности лица представителю властей иностранного государства, на территорию которого выдворяется данное лицо. Об административном выдворении из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого производится выдворение, если оно предусмотрено международным договором РФ с указанным государством. Если передача лица, подлежащего административному выдворению, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным договором РФ, выдворение осуществляется в месте, определяемом органами пограничной службы.

Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению.

Лица, которым назначено административное выдворение в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, обязаны выехать из России в течение пяти дней после дня вступления постановления судьи о назначении наказания.

В случае уклонения от выезда иностранного гражданина или лица без гражданства, которому назначено административное наказание в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, он привлекается к ответственности в виде административного штрафа от 3 до 5 тыс. руб. и административного выдворения (ч. 3 ст. 20.25 КоАП РФ).

Согласно примечанию к ст. 20.25, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято постановление об административном выдворении в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации, привлечен к ответственности по ч. 3 указанной выше статьи, то к нему применяется принудительное административное выдворение.

Исполнение постановления о дисквалификации включает как действия самого дисквалифицированного лица, так и обязанность администрации прекратить договор (контракт), заключенный с ним.

Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется ФНС России и ее территориальными органами, которым направляются копии вступивших в законную силу постановлений, вынесенных судьями районных судов.

Постановление об административном приостановлении деятельности (ст. 32.12 КоАП РФ) исполняет судебный пристав-исполнитель немедленно после вынесения постановления. При этом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении мероприятий, необходимых для исполнения наказания.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Особенность исполнения постановления об административном приостановлении деятельности заключается в том, что оно может быть досрочно прекращено судьей, должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение дела, по ходатайству индивидуального предпринимателя или юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания, устранены. О прекращении исполнения административного приостановления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя выносится постановление , в котором указываются сведения, предусмотренные ст. 32.12 КоАП РФ, а также дата возобновления соответствующей деятельности.

По истечении срока административного приостановления деятельности должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, проверяют устранение обстоятельств, приведших к назначению наказания. Если такие недостатки не устранены, составляется новый протокол и могут быть применены предусмотренные ст. 27.16 и 27.17 пресекательные меры. Таким образом, вновь возбуждается производство по соответствующей статье КоАП РФ, а протокол и иные материалы направляются на новое рассмотрение дела уполномоченным субъектом административной юрисдикции.

Исполнение постановления о назначении обязательных работ осуществляет судебный пристав-исполнитель. В ст. 32.13 КоАП РФ установлены правила, касающиеся определения видов обязательных работ, условия их отбывания, в том числе безвозмездность, основания освобождения от обязательных работ, временные рамки отбывания обязательных работ, порядок осуществления обязательных работ и контроля за их осуществлением.

Кроме того, за уклонение от отбывания обязательных работ установлена административная ответственность в виде административного штрафа или административного ареста до 15 суток (ст. 20.25 КоАП РФ) . Дело возбуждается судебным приставом-исполнителем.

В Федеральном законе "Об исполнительном производстве" определен порядок исполнения судебным приставом-исполнителем содержащегося в исполнительном документе постановления об отбывании обязательных работ (ст. 109.2). В частности, определено содержание постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. Зет. 109.2).

Приведение в исполнение постановлений о назначении наказаний в виде предупреждения осуществляют субъекты административной юрисдикции, вынесшие соответствующее постановление.

В связи с введением в 2013 г. нового вида административного наказания – административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ) – определен порядок исполнения такого наказания. Оно возлагается на лицо, привлеченное к ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. В свою очередь, органы МВД России ведут учет таких лиц (ст. 32.14 КоАП РФ).

КоАП РФ (ст. 31.5) предусматривает отсрочку и рассрочку исполнения постановления о назначении административного наказания. Вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения постановления решается судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.

Принесение протеста прокурором на вступившее в законную силу постановление о назначении наказания (за исключением постановлений об административном приостановлении деятельности, административном аресте или обязательных работах) влечет приостановление его исполнения до рассмотрения протеста на основании определения судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление, до рассмотрения протеста (ст. 31.6 КоАП РФ).

Большое значение для практики исполнительного производства имеет правило, согласно которому в случае вынесения в отношении одного лица двух или более постановлений о назначении административного наказания каждое из них приводится в исполнение самостоятельно.

Статья 31.7 КоАП РФ содержит перечень оснований прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания:

  • издание акта амнистии;
  • отмена или признание утратившим силу закона (его положения), устанавливающего административную ответственность за содеянное;
  • отмена постановления;
  • истечение срока давности исполнения постановления;
  • вынесение постановления о прекращении исполнения постановления о наказании;
  • смерть лица, привлеченного к административной ответственности.

Статья 31.9 КоАП РФ определяет срок давности исполнения постановления, основание его прерывания и порядок исчисления. По общему правилу, постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение двух лет после его вступления в законную силу.

Однако из этого правила имеются исключения. Во-первых, если привлеченное к ответственности лицо уклоняется от исполнения постановления, течение срока давности прерывается. Исчисление данного срока возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей и доходов, на которые в соответствии с постановлением может быть обращено взыскание. Во-вторых, в случае отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения постановления в соответствии со ст. 31.5, 31.6, 31.8 КоАП РФ течение указанного срока приостанавливается до истечения соответственно срока отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения.

О прекращении производства по исполнению наказания судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление об административном наказании, выносят соответствующее решение в форме постановления.

Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания заканчивается направлением исполненного постановления судье, органу, должностному лицу, вынесшим его . Это действие осуществляют орган, должностное лицо, исполнившие постановление.

  • По поводу отбывания обязательных работ и размеров налагаемых за их уклонение административных штрафов см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э. В. Савенко".
  • Федеральный закон от 23.07.2013 № 192 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований".