Выполнение полномочий по вопросам местного значения. Органы местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования

  • 6. Основные теории местного самоуправления.
  • 7. Основные типы местного самоуправления.
  • 8. Местное самоуправление в дореволюционной России.
  • 9. Организация местной власти в советский период.
  • 10. Местное самоуправление в Российской Федерации в 1991-1995г.Г.
  • 11. Понятие местного самоуправления.
  • 12. Принципы местного самоуправления.
  • 13. Функции местного самоуправления.
  • 14. Система местного самоуправления
  • 15. Местный референдум.
  • 16. Муниципальные выборы.
  • 17. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа м/с, выборного должностного лица м/с.
  • 18. Сход граждан.
  • 19. Правотворческая инициатива граждан.
  • 20. Территориальное общественное самоуправление.
  • 21. Публичные слушания.
  • 22. Собрание граждан.
  • 23. Опрос граждан.
  • 24. Обращение граждан в органы местного самоуправления.
  • 25.Правовая основа местного самоуправления.
  • 26.Конституция рф о местном самоуправлении.
  • 27. Устав городского округа «Город Калининград» (общая характеристика).
  • 28. Территориальные основы местного самоуправления.
  • 29.Принципы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления.
  • 30. Представительный орган местного самоуправления: состав, компетенция.
  • 31.Организация работы представительного органа муниципального образования.
  • 32. Глава муниципального образования: порядок избрания, полномочия, порядок их прекращения.
  • 33. Структура и организация работы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
  • 34. Контрольный орган муниципального образования.
  • 35. Статус депутата, члена выборного омс, выборного должностного лица омс.
  • 36. Система муниципальных правовых актов.
  • 37. Муниципальная служба.
  • 38. Экономическая основа местного самоуправления. Муниципальное имущество.
  • 39. Местный бюджет: доходы и расходы.
  • 40. Понятие предметов ведения местного самоуправления и их содержание.
  • 41. Понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления.
  • 42. Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа.
  • 43. Полномочия органов мсу по решению вопросов местного значения.
  • 44. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • 45. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов рф в области местного самоуправления.
  • 46. Полномочия органов местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности, управления муниципальной собственностью, земельных отношений и охраны окружающей среды.
  • 47. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.
  • 48. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, торгового и бытового обслуживания населения.
  • 49. Полномочия органов местного самоуправления в области образования, здравоохранения, культуры, соц. Защиты населения и охраны общественного порядка.
  • 50. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
  • 51. Гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления.
  • 52. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.
  • 53. Судебная защита местного самоуправления.
  • 54. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.
  • 55. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.
  • 43. Полномочия органов мсу по решению вопросов местного значения.

    Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

    1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

    4.2) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

    4.3) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении";

    5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке , установленном Правительством Российской Федерации;

    6.1) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации;

    7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

    8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    8.1) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе;

    8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

    9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    "
  • § 2. Развитие местного самоуправления в России в хii – хх в.В.
  • § 3. Этапы развития местного самоуправления в современной России
  • § 4. Основное содержание реформы местного самоуправления в современной России
  • § 5. Местное самоуправление в зарубежных странах
  • Глава 3. Понятие, принципы и гарантии местного самоуправления
  • § 1. Понятие, основные черты и сущность местного самоуправления
  • § 2. Основные принципы местного самоуправления
  • § 3. Функции местного самоуправления
  • § 4. Общие гарантии местного самоуправления
  • § 5. Специальные гарантии местного самоуправления
  • Глава 4. Территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Значение территориальных основ
  • В организации местного самоуправления
  • § 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • § 3. Иерархия муниципальных образований
  • § 4. Состав территории муниципального образования
  • § 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • § 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • § 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • § 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • Глава 5. Система местного самоуправления
  • § 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • § 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • Публичного управления российским обществом.
  • Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • Виды, правовое регулирование деятельности
  • § 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • Глава 6. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • § 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • § 5. Сход граждан
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан
  • § 7. Публичные слушания
  • § 8. Собрания граждан
  • § 9. Конференция граждан
  • § 10. Опрос граждан
  • § 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • § 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • Глава 7. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • § 1. Структура органов местного самоуправления
  • Часть 1 ст. 34 Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • § 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Представительный орган местного самоуправления
  • § 4. Глава муниципального образования
  • § 5. Организация деятельности местной администрации
  • § 6. Контрольный орган муниципального образования
  • § 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • § 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • § 9. Правовое регулирование муниципальной службы по российскому законодательству
  • § 10. Виды муниципальных должностей муниципальной службы и основные требования к ним
  • § 11. Правовой статус муниципального служащего
  • § 12. Ограничения, налагаемые на муниципальных служащих, в связи с осуществлением ими обязанностей по муниципальной службе
  • Глава 8. Межмуниципальное сотрудничество
  • § 1. Сущность и формы межмуниципального сотрудничества
  • § 2. Межмуниципальные объединения
  • § 3. Система поддержки местного самоуправления федеральными органами государственной власти Российской Федерации
  • § 4. Система поддержки местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 9. Правовые основы местного самоуправления
  • § 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • § 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • § 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • § 4. Муниципальное нормотворчество
  • § 5. Официальная символика муниципальных образований
  • Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления
  • § 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • § 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • § 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • § 6. Муниципальный заказ: понятие, особенности
  • § 7. Доходы местных бюджетов
  • § 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • § 9. Средства самообложения граждан
  • § 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • Глава 11.
  • § 2. Полномочия органов местного самоуправления: понятие и правовое регулирование
  • § 3. Вопросы местного значения: понятие, классификация
  • § 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
  • § 5. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и их осуществление
  • Глава 4 Федерального закона № 131-фз регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • Глава 12.
  • § 2. Государственные и негосударственные субъекты обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • § 3. Участие граждан в обеспечении безопасности: сущность, виды организационно-правовых форм, проблемы правового регулирования
  • § 4. Полиция как основной субъект обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • § 5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами,
  • Негосударственными формированиями,
  • Средствами массовой информации по обеспечению безопасности
  • На территории муниципального образования
  • Глава 13.
  • § 2. Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Административный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 4. Муниципальный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 5. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Глава 14. Ответственность в муниципальном праве
  • § 1. Общая характеристика ответственности в муниципальном праве
  • § 2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • § 4. Ответственность представительного органа местного самоуправления перед государством
  • § 5. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
  • § 6. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • Заключение
  • Приложения
  • § 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

    Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на:

      полномочия общего характера;

      полномочия конкретного характера.

    Так, районная администрация руководит районными органами записи актов гражданского состояния, руководит гражданской обороной в районе, содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе и т.д. Эти полномочий по руководству теми или иными органами, оказанию содействия в их работе носят общий характер. Общие полномочия закрепляются законодательством и за представительными органами местного самоуправления, например, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

    Конкретные полномочия связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления.

    Полномочия местного самоуправления включают:

      «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за местным самоуправлением (местным сообществом) государством и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

      отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления, что должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

    Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями, закрепляемыми за ними правовыми актами, устанавливающими их правовой статус. Их полномочия производны от полномочий местного самоуправления (местного сообщества), которые признает и гарантирует Конституция РФ и которые не могут быть ограничены федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления, устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними.

    Законодательства многих зарубежных государств подразделяют полномочия местных органов на: 1) обязательные (устанавливаются законом и им придается общегосударственное значение), 2) делегированные / порученные (вытекают из данных сверху поручений на основе законов), 3) факультативные / добровольные (реализуются органами местного самоуправления по своему усмотрению).

    Российское законодательство не предусматривает такого разграничения, хотя на практике фактически такое разделение существует. Например, в настоящее время на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия, которые расцениваются как государственная обязанность. Так, в соответствии с Федеральным законом 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» органы местного самоуправления при проведении федеральных и региональных выборов и референдумов обязаны осуществлять регистрацию (учет) избирателей и участников референдума, образовывать избирательные участки, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование и т.д.

    Основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Закона № 131-ФЗ:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

    6) полномочиями по организации теплоснабжения;

    7) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения;

    8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    9) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти;

    10) разработка и утверждение программкомплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;

    11) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

    12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    13) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

    13) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательствомоб энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

    14) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    Отметим, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14,15и16Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

    Все полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    Как уже было отмечено, органы местного самоуправления обладают и так называемыми факультативными полномочиями не только собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и переданными им отдельными государственными полномочиями, но и полномочиями по решению иных вопросов (факультативные предметы ведения), которые не относятся к вопросам местного значения, но которые органы местного самоуправления могут добровольно принимать к своему рассмотрению в соответствии с законом. Такие полномочия закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ отдельно для поселения, муниципального района и городского округа (ст.ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Закона).

    Статья 14.1. Права органов

    местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений

    Статья 15.1. Права органов

    местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

    Статья 16.1. Права органов

    местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа

    1) создание музеев поселения;

    1) создание музеев муниципального района;

    1) создание музеев городского округа;

    3) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;

    3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

    4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

    5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;

    6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;

    4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;

    6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;

    7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;

    5) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;

    7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;

    7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.;

    3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

    8) создание условий для развития туризма;

    9) создание условий для развития туризма;

    8.1) создание муниципальной пожарной охраны;

    9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

    10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

    10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

    "
  • § 2. Развитие местного самоуправления в России в хii – хх в.В.
  • § 3. Этапы развития местного самоуправления в современной России
  • § 4. Основное содержание реформы местного самоуправления в современной России
  • § 5. Местное самоуправление в зарубежных странах
  • Глава 3. Понятие, принципы и гарантии местного самоуправления
  • § 1. Понятие, основные черты и сущность местного самоуправления
  • § 2. Основные принципы местного самоуправления
  • § 3. Функции местного самоуправления
  • § 4. Общие гарантии местного самоуправления
  • § 5. Специальные гарантии местного самоуправления
  • Глава 4. Территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Значение территориальных основ
  • В организации местного самоуправления
  • § 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • § 3. Иерархия муниципальных образований
  • § 4. Состав территории муниципального образования
  • § 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • § 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • § 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • § 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • Глава 5. Система местного самоуправления
  • § 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • § 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • Публичного управления российским обществом.
  • Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • Виды, правовое регулирование деятельности
  • § 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • Глава 6. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • § 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • § 5. Сход граждан
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан
  • § 7. Публичные слушания
  • § 8. Собрания граждан
  • § 9. Конференция граждан
  • § 10. Опрос граждан
  • § 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • § 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • Глава 7. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • § 1. Структура органов местного самоуправления
  • Часть 1 ст. 34 Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • § 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Представительный орган местного самоуправления
  • § 4. Глава муниципального образования
  • § 5. Организация деятельности местной администрации
  • § 6. Контрольный орган муниципального образования
  • § 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • § 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • § 9. Правовое регулирование муниципальной службы по российскому законодательству
  • § 10. Виды муниципальных должностей муниципальной службы и основные требования к ним
  • § 11. Правовой статус муниципального служащего
  • § 12. Ограничения, налагаемые на муниципальных служащих, в связи с осуществлением ими обязанностей по муниципальной службе
  • Глава 8. Межмуниципальное сотрудничество
  • § 1. Сущность и формы межмуниципального сотрудничества
  • § 2. Межмуниципальные объединения
  • § 3. Система поддержки местного самоуправления федеральными органами государственной власти Российской Федерации
  • § 4. Система поддержки местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 9. Правовые основы местного самоуправления
  • § 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • § 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • § 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • § 4. Муниципальное нормотворчество
  • § 5. Официальная символика муниципальных образований
  • Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления
  • § 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • § 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • § 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • § 6. Муниципальный заказ: понятие, особенности
  • § 7. Доходы местных бюджетов
  • § 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • § 9. Средства самообложения граждан
  • § 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • Глава 11.
  • § 2. Полномочия органов местного самоуправления: понятие и правовое регулирование
  • § 3. Вопросы местного значения: понятие, классификация
  • § 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
  • § 5. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и их осуществление
  • Глава 4 Федерального закона № 131-фз регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • Глава 12.
  • § 2. Государственные и негосударственные субъекты обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • § 3. Участие граждан в обеспечении безопасности: сущность, виды организационно-правовых форм, проблемы правового регулирования
  • § 4. Полиция как основной субъект обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • § 5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами,
  • Негосударственными формированиями,
  • Средствами массовой информации по обеспечению безопасности
  • На территории муниципального образования
  • Глава 13.
  • § 2. Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Административный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 4. Муниципальный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 5. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Глава 14. Ответственность в муниципальном праве
  • § 1. Общая характеристика ответственности в муниципальном праве
  • § 2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • § 4. Ответственность представительного органа местного самоуправления перед государством
  • § 5. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
  • § 6. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • Заключение
  • Приложения
  • § 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

    Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на:

      полномочия общего характера;

      полномочия конкретного характера.

    Так, районная администрация руководит районными органами записи актов гражданского состояния, руководит гражданской обороной в районе, содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе и т.д. Эти полномочий по руководству теми или иными органами, оказанию содействия в их работе носят общий характер. Общие полномочия закрепляются законодательством и за представительными органами местного самоуправления, например, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

    Конкретные полномочия связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления.

    Полномочия местного самоуправления включают:

      «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за местным самоуправлением (местным сообществом) государством и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

      отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления, что должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

    Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями, закрепляемыми за ними правовыми актами, устанавливающими их правовой статус. Их полномочия производны от полномочий местного самоуправления (местного сообщества), которые признает и гарантирует Конституция РФ и которые не могут быть ограничены федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления, устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними.

    Законодательства многих зарубежных государств подразделяют полномочия местных органов на: 1) обязательные (устанавливаются законом и им придается общегосударственное значение), 2) делегированные / порученные (вытекают из данных сверху поручений на основе законов), 3) факультативные / добровольные (реализуются органами местного самоуправления по своему усмотрению).

    Российское законодательство не предусматривает такого разграничения, хотя на практике фактически такое разделение существует. Например, в настоящее время на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия, которые расцениваются как государственная обязанность. Так, в соответствии с Федеральным законом 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» органы местного самоуправления при проведении федеральных и региональных выборов и референдумов обязаны осуществлять регистрацию (учет) избирателей и участников референдума, образовывать избирательные участки, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование и т.д.

    Основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Закона № 131-ФЗ:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

    6) полномочиями по организации теплоснабжения;

    7) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения;

    8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    9) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти;

    10) разработка и утверждение программкомплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;

    11) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

    12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    13) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

    13) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательствомоб энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

    14) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    Отметим, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14,15и16Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

    Все полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    Как уже было отмечено, органы местного самоуправления обладают и так называемыми факультативными полномочиями не только собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и переданными им отдельными государственными полномочиями, но и полномочиями по решению иных вопросов (факультативные предметы ведения), которые не относятся к вопросам местного значения, но которые органы местного самоуправления могут добровольно принимать к своему рассмотрению в соответствии с законом. Такие полномочия закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ отдельно для поселения, муниципального района и городского округа (ст.ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Закона).

    Статья 14.1. Права органов

    местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений

    Статья 15.1. Права органов

    местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

    Статья 16.1. Права органов

    местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа

    1) создание музеев поселения;

    1) создание музеев муниципального района;

    1) создание музеев городского округа;

    3) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;

    3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

    4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

    5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;

    6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;

    4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;

    6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;

    7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;

    5) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;

    7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;

    7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.;

    3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

    8) создание условий для развития туризма;

    9) создание условий для развития туризма;

    8.1) создание муниципальной пожарной охраны;

    9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

    10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

    10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

    Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на:

    1) полномочия общего характера;

    2) полномочия конкретного характера.

    Так, районная администрация руководит районными органами записи актов гражданского состояния, руководит гражданской обороной в районе, содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе и т.д. Эти полномочий по руководству теми или иными органами, оказанию содействия в их работе носят общий характер. Общие полномочия закрепляются законодательством и за представительными органами местного самоуправления, например, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

    Конкретные полномочия связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления.

    Полномочия местного самоуправления включают:

    1) «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за местным самоуправлением (местным сообществом) государством и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

    2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления, что должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

    Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями, закрепляемыми за ними правовыми актами, устанавливающими их правовой статус. Их полномочия производны от полномочий местного самоуправления (местного сообщества), которые признает и гарантирует Конституция РФ и которые не могут быть ограничены федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления, устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними.

    Законодательства многих зарубежных государств подразделяют полномочия местных органов на: 1) обязательные (устанавливаются законом и им придается общегосударственное значение), 2) делегированные / порученные (вытекают из данных сверху поручений на основе законов), 3) факультативные / добровольные (реализуются органами местного самоуправления по своему усмотрению).

    Российское законодательство не предусматривает такого разграничения, хотя на практике фактически такое разделение существует. Например, в настоящее время на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия, которые расцениваются как государственная обязанность. Так, в соответствии с Федеральным законом 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» органы местного самоуправления при проведении федеральных и региональных выборов и референдумов обязаны осуществлять регистрацию (учет) избирателей и участников референдума, образовывать избирательные участки, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование и т.д.

    Основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Закона № 131-ФЗ:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

    6) полномочиями по организации теплоснабжения;

    7) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения;

    8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    9) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти;

    10) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;

    11) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

    12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    13) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

    13) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

    14) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    Отметим, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

    Все полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    Как уже было отмечено, органы местного самоуправления обладают и так называемыми факультативными полномочиями не только собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и переданными им отдельными государственными полномочиями, но и полномочиями по решению иных вопросов (факультативные предметы ведения), которые не относятся к вопросам местного значения, но которые органы местного самоуправления могут добровольно принимать к своему рассмотрению в соответствии с законом. Такие полномочия закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ отдельно для поселения, муниципального района и городского округа (ст.ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Закона).

    Статья 14.1. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов Статья 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа
    1) создание музеев поселения; 1) создание музеев муниципального района; 1) создание музеев городского округа;
    3) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;
    3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; 4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
    5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;
    6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения; 4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района; 6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;
    7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения; 5) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района; 7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;
    7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.; 3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;
    8) создание условий для развития туризма; 9) создание условий для развития туризма;
    8.1) создание муниципальной пожарной охраны;
    9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания; 10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
    10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
    8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

    СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    РЕШЕНИЕ

    Об утверждении Порядка заключения соглашений о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения

    от 10.03.2016 N 4/29)


    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Уставом сельского поселения Володарское

    Совет депутатов РЕШИЛ:

    1. Утвердить "Порядок заключения соглашений о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения" (прилагается).

    2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.

    Председатель Совета депутатов
    сельского поселения Володарское
    Л.Н. Козлова

    Глава сельского поселения Володарское
    С.В.Гуцев

    Порядок заключения Соглашений о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения

    УТВЕРЖДЕН
    решением совета депутатов
    сельского поселения Володарское
    от 14 января 2016 г. N 2/27

    (в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

    1. Общие положения

    1.1. Настоящий порядок разработан в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирует заключение между органами местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Володарское (далее - Поселение) и муниципального образования Ленинский муниципальный район (далее - Район) соглашений о передаче (принятии) полномочий по решению вопросов местного значения муниципальных образований (далее - Соглашение).

    1.2. В настоящем Порядке применяются следующие термины и понятия:

    Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (Поселения или Района), решение которых в соответствии с и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

    Полномочия органа местного самоуправления - права и обязанности органа местного самоуправления в отношении принятия нормативных и (или) правовых актов, а также осуществления исполнительно-распорядительных функций по решению вопроса местного значения;

    Компетенция органа местного самоуправления - совокупность полномочий органа местного самоуправления по вопросам местного значения, установленным Федеральным законом;

    Соглашение - правовая форма передачи прав и обязанностей по решению того или иного вопроса местного значения между органами местного самоуправления Района и органами местного самоуправления Поселения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета передающей стороны в бюджет принимающей полномочия стороны.

    1.3. Учитывая, что межбюджетные трансферты, являющиеся обязательным условием при подписании соглашения, должны быть включены в доходную либо расходную часть соответствующего бюджета, а копии решения о передаче части полномочий и соглашения приобщаются к перечню документов, лежащих в основе при составлении бюджетов на очередной финансовый год, соглашение о передаче (принятии) части полномочий по решению вопроса местного значения на очередной финансовый год может быть заключено не позднее, чем 01 ноября года, предшествующего году, на который заключается соглашение.

    Заключение Соглашений на текущий финансовый год не допускается.

    (пункт 1.3. внесен решением Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

    1.4. В случае, если инициирована передача (принятие) части полномочий по нескольким вопросам местного значения, в Совет депутатов направляются проекты решений с приложениями отдельно по каждому вопросу местного значения. Заключение соглашения о передаче (принятии) части полномочий по решению нескольких вопросов местного значения не допускается.

    (пункт 1.4. внесен решением Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

    2. Принципы заключения Соглашения

    2.1. Принцип верховенства и федеральных законов.

    Не могут быть заключены Соглашения, если это ведет к изменению конституционно-правового статуса муниципального образования, ущемлению или утрате установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. В случае несоответствия положений Соглашений положениям Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых по вопросам местного значения муниципальных образований, действуют положения Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов и федеральных законов.

    Не допускается заключение соглашений о передаче полномочий, определенных действующим законодательством Российской Федерации для самостоятельного решения органами местного самоуправления поселения.

    2.2. Принцип равноправия и недопустимости ущемления прав и законных интересов сторон Соглашения.

    Стороны соглашения равноправны во взаимоотношениях при передаче полномочий, в том числе при подготовке и заключении Соглашений. При передаче полномочий недопустимо ущемление прав интересов других муниципальных образований.

    2.4. Принцип согласования интересов Поселения и интересов Района.

    В процессе заключения соглашений согласование интересов Поселения и интересов Района осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2.5. Принцип добровольности заключения Соглашений.

    Заключение Соглашений осуществляется исключительно на добровольной основе.

    2.6. Принцип обеспеченности ресурсами.

    При передаче полномочий стороны исходят из условия обеспеченности соответствующих органов финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами принятых полномочий. Передача части полномочий по решению вопросов местного значения на безвозмездной основе не допускается.

    3. Компетенция органов местного самоуправления Поселения

    3.1. Совет депутатов сельского поселения Володарское (далее - Совет депутатов поселения):

    1) принимает решения о передаче (приеме) части полномочий органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления района и наоборот;

    2) контролирует выполнение принятых решений;

    3) принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления поселением принятых (переданных) полномочий района, если иное не предусмотрено Соглашением о приеме (передаче) полномочий.

    3.2. Глава сельского поселения Володарское (далее - Глава поселения):

    1) инициирует передачу (прием) части полномочий муниципальному району и наоборот;

    2) заключает Соглашения о передаче (приеме) части полномочий;

    3) организует исполнение заключенных Соглашений о передаче (приеме) части полномочий;

    4) обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления Района в процессе подготовки, заключения и исполнения заключенных соглашений.

    4. Передача части полномочий органами местного самоуправления поселения органам местного самоуправления района

    4.1. Инициировать передачу части полномочий поселения может глава района либо глава поселения.

    4.2. Инициацией передачи части полномочий в первом случае является получение главой поселения письменного обращения главы района с указанием перечня конкретных полномочий по решению конкретного вопроса местного значения, предлагаемых к передаче, срок заключения соглашения, расчет межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий по каждому из вопросов местного значения.

    Глава поселения в течение трех рабочих дней с даты получения обращения главы района о передаче части полномочий направляет указанное обращение в администрацию поселения для подготовки мотивированного заключения о целесообразности заключения такого соглашения (соглашений).

    4.3. (исключен решением Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

    4.4. Проект решения о передачи части полномочий направляется главой поселения в Совет депутатов поселения с проектом соглашения и мотивированным заключением администрации поселения

    (в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

    4.5. Председатель Совета депутатов выносит поступивший проект для рассмотрения на ближайшем очередном заседании Совета депутатов поселения. Рассмотрение проекта производится в соответствии с действующим Регламентом Совета депутатов поселения.

    Передать определенную часть полномочий по решению конкретного вопроса местного значения;

    Не передавать полномочия по решению конкретного вопроса местного значения.

    В случае принятия Советом депутатов решения о передаче части полномочий в тексте Решения указываются:

    Перечень передаваемой части полномочий по решению вопроса местного значения;

    4.6. Решение по вопросу о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения принимаются Советом депутатов поселения тайным голосованием количеством голосов не менее 8 (восьми).

    (в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

    4.7. В случае принятия Советом депутатов решения о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения Поселения Району глава поселения направляет с сопроводительным письмом копию указанного решения и проект соглашения на имя главы района для рассмотрения вопроса о принятии районом части полномочий по решению вопроса местного значения Поселения.

    4.8. В случае положительного рассмотрения вопроса о передаче части полномочий по решению вопроса местного значения поселения Советом депутатов поселения и Советом депутатов района глава поселения подписывает Соглашение.

    При возникновении разногласий по проекту Соглашения (для его доработки с учетом интересов сторон) может быть создана рабочая группа с включением в нее равного количества представителей от каждой из сторон.

    4.9. В случае если решение о передаче полномочий не было принято, при условии, что процесс передачи таких полномочий был инициирован главой района, глава поселения направляет соответствующее уведомление на имя главы района.

    (в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

    4.10. После подписания Соглашения по одному экземпляру передаются на хранение в администрацию Поселения и администрацию Района.

    4.11. Нормативное регулирование вопросов, не отраженных в Соглашении о передаче полномочий, осуществляет Совет депутатов в рамках своей компетенции по инициативе главы поселения.

    4.12. Контроль за исполнением полномочий, предусмотренных Соглашением, осуществляется путем предоставления поселению ежемесячных, квартальных и годовых отчетов об осуществлении полномочий, использовании финансовых средств (межбюджетных трансфертов) и материальных ресурсов. Периодичность предоставления отчетов определяется Соглашением.

    Форма отчетов и порядок их предоставления устанавливаются Соглашением и являются приложением к Соглашению

    4.13. Финансовые средства, необходимые для исполнения полномочий, предусмотренных Соглашением, предоставляются в форме межбюджетных трансфертов.

    Ежегодный объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета поселения для осуществления части полномочий по решению вопроса местного значения, предусмотренных Соглашением, устанавливается в соответствии с расчетом межбюджетных трансфертов, являющимся приложением к Соглашению.

    Межбюджетные трансферты, предоставляемые для осуществления полномочий, перечисляются ежеквартально в пределах утвержденных сумм по бюджету поселения.

    В случае нецелевого использования межбюджетные трансферты подлежат возврату в бюджет поселения.

    5. Принятие части полномочий органами местного самоуправления поселения от органов местного самоуправления района

    (в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

    5.1. Инициировать принятие части полномочий района могут глава поселения либо глава района.

    5.2. Инициацией принятии части полномочий в первом случае является получение главой поселения письменного обращения главы района с приложением копии решения Совета депутатов района и проекта Соглашения. Указанные документы должны содержать:

    Перечень полномочий по решению вопроса местного значения, предлагаемых к принятию Поселению;

    Расчет межбюджетных трансфертов.

    Глава поселения в течение трех рабочих дней с даты получения обращения главы района о принятии части полномочий направляет указанное обращение в администрацию поселения для подготовки мотивированного заключения о целесообразности заключения такого соглашения (соглашений).

    5.3. Администрация поселения на основании поступившего обращения главы района готовит проект решения Совета депутатов поселения с приложением мотивированного заключения. В заключении в обязательном порядке отражаются: необходимость использования собственных материальных ресурсов для осуществления принимаемых полномочий, необходимость привлечения кадров для исполнения принимаемых полномочий.

    5.4. Проект решения о принятии части полномочий направляется главой поселения в Совет депутатов поселения с проектом соглашения и мотивированным заключением администрации поселения.

    5.5. Председатель Совета депутатов выносит поступивший проект для рассмотрения на ближайшем очередном заседании Совета депутатов поселения. Рассмотрение проекта производится в соответствии с действующим Регламентом Совета депутатов поселения.

    По результатам рассмотрения принимается одно из двух решений:

    Принять определенную часть полномочий по решению конкретного вопроса местного значения;

    Не принимать полномочия по решению конкретного вопроса местного значения.

    В случае принятия Советом депутатов решения о принятии части полномочий в тексте Решения указываются:

    Перечень принимаемой части полномочий по решению вопроса местного значения;

    Срок, на который заключается соглашение (не более одного финансового года без права пролонгации);

    Размер либо порядок определения (расчет) годового объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.

    5.6. Решение по вопросу о принятии части полномочий по решению вопроса местного значения принимаются Советом депутатов поселения тайным голосованием количеством голосов не менее 8 (восьми).

    5.7. В случае принятия Советом депутатов решения принять часть полномочий по решению вопроса местного значения Района глава поселения направляет главе района с сопроводительным письмом копию указанного решения и подписанное главой поселения соглашение либо протокол разногласий на проект соглашения, представленный Районом.

    В случае возникновения разногласий по проекту Соглашения (для его доработки с учетом интересов сторон) может быть создана рабочая группа с включением в нее равного количества представителей от каждой из сторон.

    5.8. В случае принятия Советом депутатов поселения решения не принимать часть полномочий по решению вопроса местного значения Района при условии, что процесс был инициирован главой района, глава поселения направляет копию указанного решения с сопроводительным письмом на имя главы района.

    5.9. После подписания Соглашения по одному экземпляру передаются на хранение в администрацию Поселения и администрацию Района.

    5.10. Поселение в соответствии с условиями Соглашения и расчетом межбюджетных трансфертов, являющимся приложением к Соглашению, получает из бюджета района межбюджетные трансферты на реализацию принимаемых полномочий по решению вопроса местного значения. Расчет межбюджетных трансфертов производится отдельно по каждому вопросу местного значения.

    5.11. Администрация поселения предоставляет органам местного самоуправления района отчеты об осуществлении полномочий и использовании финансовых средств в сроки и порядке, определенные Соглашением.

    6. Требования к содержанию Соглашения

    6.1. В Соглашении в обязательном порядке указываются:

    Предмет (должен содержать указание на вопрос местного значения и распределение между сторонами соглашения функций по его решению);

    Права и обязанности сторон;

    Объем межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;

    Компетенция органов местного самоуправления в осуществлении переданных полномочий;

    Контроль за исполнением полномочий;

    Срок, на который заключается Соглашение;

    Положения, устанавливающие основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного;

    Финансовые санкции за неисполнение Соглашения;

    Порядок внесения изменений и дополнений в Соглашение.

    (в ред. решения Совета депутатов сельского поселения Володарское от 10.03.2016 N 4/29)

    6.2. Соглашение вступает в силу и становится обязательным для органов местного самоуправления района и поселения со дня его подписания.

    7. Прекращение действия Соглашения

    7.1. Соглашение прекращает свое действие с момента истечения срока, на который оно было заключено.

    7.2. В случае неисполнения условий Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из сторон. Уведомление о расторжении Соглашения направляется в письменной форме.