Высший арбитражный суд российской федерации упразднен. Высший Арбитражный Суд (ВАС РФ). Право оспаривания судебных актов в порядке надзора

В России появится единый высший судебный орган – Верховный суд РФ. Вчера Президентом РФ Владимиром Путиным подписаны соответствующие законы.

Напомним, что документы разработаны в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ предусмотрено формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам , подсудным российским судам. Он также призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

В свою очередь, Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ определены полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ . Сформированы основы его компетенции по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Как отмечается в справке к документу, впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных ВС РФ в качестве суда первой инстанции. Уточнены функции Пленума, Президиума и Председателя ВС РФ. Суд формируется в составе 170 судей .

Скорректированы отдельные нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ . Так, установлен перечень видов федеральных судов; предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ; вместо Военной коллегии ВС РФ создается Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ, а вместо Дисциплинарного судебного присутствия – Дисциплинарная коллегия ВС РФ.

В целях формирования первоначального состава ВС РФ Федеральным законом от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ предусматривается создание Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ.

Отбор кандидатов на должности судей ВС РФ будет осуществляться на конкурсной основе . Сформирован перечень должностей, в отношении которых проводится конкурс, и их количество. Установлены требования к кандидатам на должности судей, определена процедура проведения квалификационного экзамена и порядок производства в Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ.

Помимо этого, предусмотрены изменения в отношении прокуратуры РФ. Заместители Генпрокурора РФ теперь назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ и иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ, за исключением прокуроров городов, районов и приравненные к ним прокуроров, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генпрокурором РФ.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ вступили в силу сегодня (6 февраля 2014 года ). Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев .Так, Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ и Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ вступят в силу по истечении 180 дней.

Единый Верховный суд РФ должен начать свою работу 6 августа 2014 г., а за день до этого перестанет существовать ­Высший арбитражный суд. Именно тогда вступят в силу соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде ­Российской Федерации» (за исключением некоторых положений) и Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ , устанавливающий порядок ­отбора кандидатов в первоначальный состав нового Верховного суда.

Через полгода судебная сис­тема России должна преобразиться — вступят в силу нормативные акты, регулирующие процедуру объединения двух судов — Высшего арбитражного и Верховного. Реформа эта более чем спорная и вызывает больше критики, чем одобрения, особенно со стороны юристов (как теоретиков, так и практиков).

Система нижестоящих федеральных судов будет единой, с разделением на федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды (см. схему). К первым будут относиться верховные суды респуб­лик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В сис­тему арбитражных судов войдут арбитражные суды округов (или арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ, а также специализированные арбитражные суды (п. 1, 10 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). К последним пока относится только Суд по интеллектуальным правам, который изменения затронуть не должны.

Обеспечивать деятельность перечисленных судов будет Судебный департамент при Верховном суде РФ, который сейчас занимается вопросами обеспечения только судов общей юрисдикции (подп. «б» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). Сейчас обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляет сам ВАС РФ, а обеспечение его деятельности лежит на аппарате этого суда (п. 3 ст. 30 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в действующей редакции).

Интересно, что вопросами финансового обеспечения деятельности Высшего арбитражного суда РФ уже через два месяца после вступления в силу Закона о поправке, то есть с 7 апреля, будет заниматься Верховный суд РФ и Судебный департамент при Верховном суде РФ в пределах своих полномочий (п. 2 ст. 25 Закона о Верховном суде). А это, очевидно, лишит Высший арбитражный суд РФ самостоятельности задолго до запланированной даты его фактического упразднения.

Председателя единого Верховного суда назначит Совет Федерации

Возглавлять новый Верховный суд будет председатель, который будет иметь первого замес­тителя и семь заместителей — председателей судебных коллегий по должности (п. 2 ст. 4 Закона о Верховном суде).

Как и сейчас, председатель Верховного суда РФ будет назначаться Советом Федерации ФС РФ на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 2 ст. 6.1 Федерального конституционного закона от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 12 Закона о Верховном суде). Занимать свой пост он также сможет бессрочно, в том числе при превышении предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет. Порядок назначения заместителей председателя также не изменится, и занимать свои должности они вправе до достижения возраста 70 лет, зато назначаться могут неоднократно.

В составе нового Верховного суда так же, как и сейчас, преду­смотрены Пленум и Президиум, а также семь судебных коллегий.

Еще две коллегии, помимо перечисленных, — апелляционная и дисциплинарная — будут формироваться из состава уже назначенных судей Верховного суда. Шесть членов Дисциплинарной коллегии будут избираться сроком на три года Пленумом ВС РФ по представлению председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода (п. 2 ст. 11 Закона о Верховном суде). В Апелляционную коллегию войдут десять судей ВС РФ, избранных сроком на пять лет на эти должности Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ (п. 1 ст. 8 Закона о Верховном суде).

За ликвидацию ВАС РФ будет платить Верховный суд и его Судебный департамент

Законом о поправке переходный период, по истечении которого должен быть упразднен ВАС РФ и создан новый Верховный суд РФ, определен как полгода, а не 180 дней, со дня вступления в силу Закона о поправке. При этом в законе сказано, что нынешние судьи ВАС РФ и ВС РФ осуществляют свои полномочия вплоть до начала работы объединенного Верховного суда РФ. То есть в том случае, если сформировать его к установленному сроку не выйдет, Высший арбитражный суд РФ будет работать дольше, чем планировалось. Так, например, вышло с Судом по интеллектуальным правам.

Суды объединяются и переезжают, а вопросы остаются

В ноябре прошлого года, когда судебная реформа только началась, в ходе заседания в Госдуме докладчики по законопроекту о поправке к Конституции РФ на вопросы депутатов о том, где же конкретика, обещали после одобрения законопроекта представить все необходимые нормативные акты. Результатом таких обещаний стали рассмот­ренные три закона. ­Однако и они не регулируют предстоящее объединение в полной мере.

Вопросы остались, и их немало. Например, за переходный период, отведенный на упразднение ВАС РФ и формирование нового суда, законодателям предстоит внести поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, исключив оттуда упоминания о ВАС РФ и скорректировав нормы о вопросах его компетенции и иные процессуальные тонкос­ти. Остается надеяться, что сделана эта работа будет более тщательно и не так быстро, как ­была ­принята судебная реформа.

Кроме того, предстоит решить судьбу судебных дел, которые будут возбуждены или приняты к производству коллегиями или Президиумом ВАС РФ вплоть до последнего дня его деятельности (который, как отмечено ранее, еще под вопросом). И, наконец, Совету Федерации нужно будет решить вопрос о том, кто же возглавит новую судебную инстанцию. Хотя первично этот вопрос решит президент, представив Совету Федерации подходящую кандидатуру.

P.S. Итого для решения вопроса о принципиальном преображении судебной системы страны депутатам Госдумы, членам Совета Федерации, представительным органам субъектов РФ и президенту понадобилось чуть больше трех месяцев. Скорость такой работы заставляет серьезно задуматься над несерьез­ностью законотворчес­кого процесса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине « Правоохранительные и судебные органы »

на тему «Упразднение Высшего Арбитражного суда РФ и передача его полномочий в Верховный суд РФ»

Введение

Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации о «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был одобрен Государственной Думой 22 ноября 2013 года; Советом Федерации закон был одобрен 27 ноября 2013 года.

В первую очередь это закон о поправке к Конституции 05.02.14 №2-ФКЗ, а также другие связанные законы: Федеральный конституционный закон от 05.02.14 №3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ»; Федеральный конституционный закон от 05.02.14 №4-ФКЗ, который внес изменения в ФКЗ «О судебной системе», а также Федеральный закон от 05.02.14 №16-ФЗ, который предусматривает порядок отбора кандидатов в состав нового Верховного Суда.

Упразднение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и передача его полномочий в Верховный суд Российской Федерации

Законопроект, предполагающий внесение поправок в российскую Конституцию был внесен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. В следствии чего, на базе Верховного суда и Высшего Арбитражного суда бал создан объединенный Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ).

Сразу следует отметить, что слияние судов произошло только на высшем уровне, при сохранении действующей системы судов на нижнем. «Объединились лишь «головы» двух систем судов, нижестоящие суды объединению не подлежат», пояснили эксперты. Юристы давно высказывались за унификацию судебных систем: «Мало какая страна может позволить себе две судебные системы, которые не сходятся между собой». При этом специалисты отмечают, что расхождение в позициях возникло достаточно давно. Последнее совместное постановление Высшего Арбитражного и Верховного судов датировано 2010 годом. «Это говорит о том, насколько существенное расхождение возникло между пониманием роли суда в гражданском и арбитражном процессе, нужно единообразие», считают эксперты, также призывая вернуться к первоначальной роли суда вершить правосудие на основе действующего законодательства, а не формировать своими решениями новое: «Сегодня решения Высшего Арбитражного суда идут впереди основных законодательных актов государства. Компании оценивают правильность своих действий не по законам и кодексам, а на основе их трактовки судом». Перемены необходимы - считали юристы.

Конечно, были и противники объединения, говорящие о сильном отставании и «статичности» судов общей юрисдикции. О том, что преимущества Высшего Арбитражного суда потонут в недостатках Верховного. Ведь именно благодаря активной работе ВАС была внесена ясность во многие спорные вопросы предпринимательской деятельности в целом и налогообложения в частности. ВАС не раз предоставлял бизнесу защиту от неверного толкования налогового, административного, антимонопольного законодательства, определял правила рассмотрения договорных, корпоративных и иных споров, сделав ведение бизнеса более предсказуемым и безопасным. Поэтому специалисты высказывали серьезные опасения, что в результате реформы будут зачеркнуты все прогрессивные достижения Арбитражного суда и «конвейерное правосудие» возобладает над объективным рассмотрением экономических споров.

Изменяется также и порядок надзорного пересмотра дел, максимально приближаясь к существующему в судах общей юрисдикции. Теперь решение о том, подлежит дело надзорному пересмотру или нет, будет приниматься одним судьей Верховного суда, в ВАС же этим занималась коллегия из трех судей. Это может негативно сказаться на том, насколько всесторонне и взвешенно будут приниматься решения о предоставлении заявителю «последнего шанса», пересмотра незаконных, по его мнению решений.

Также сложно сказать к положительным или отрицательным изменениям можно отнести увеличение числа инстанций, через которые можно пройти при отстаивании своих интересов. «Появилась вторая кассационная жалоба, которая рассматривает дела, в которых были допущены существенные нарушения норм права. Таким образом, вся история, связанная с экономическим спором может растянуться на продолжительный срок», говорят юристы. Это будет существенно увеличивать сроки рассмотрения дел и не поспособствует правовой определенности, стабильности в коммерческом обороте, налоговых правоотношениях и т.д. С другой стороны - появляются дополнительные возможности для отстаивания своей правоты.

Обоснованием необходимости принятия поправки к Конституции РФ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ» явилась цель совершенствования судебной системы России и укрепление ее единства. Представляется, что реорганизация позволит обеспечить единство подходов при отправлении правосудия, как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц. Позволит исключить возможность отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике.

По истечении 6 месяцев со дня публикации законов, а именно 6 августа 2014 года к работе приступил обновленный Верховный суд РФ. На первом заседании пленум нового ВС распределил судей по коллегиям. Была создана судебная коллегия, которая будет рассматривать вопросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении судей. Был утвержден регламент работы Верховного суда страны. «После принятия закона об объединении Высшего Арбитражного суда и ВС эта структура стала еще более мощной, еще более значимой в системе государственных органов», высказался В. Путин.

До слияния Высший Арбитражный суд РФ (ВАС РФ) являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и давал разъяснения по вопросам судебной практики. ВС РФ до слияния являлся высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществлял надзор за их деятельностью и давал разъяснения.

На сегодняшний день ВС РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным, и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. (ст.126 Конституции РФ). Также ВС РФ теперь будет рассматривать дела, оспаривающие ненормативные правовые акты Генпрокуратуры РФ и Следственного Комитета (СК РФ), касающиеся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и следственных органов СК РФ. Еще список полномочий суда дополнен рассмотрением дел об оспаривании ненормативных правовых актов Минобороны и иных органов федеральной власти, предусматривающих военную службу. Из Конституции РФ исключено упоминание о ВАС РФ. Аналогичные изменения внесены и в другие нормативные правовые акты.

На пост Председателя объединенного Верховного суда 21 мая 2014 года по предложению Президента Советом Федерации был утвержден Вячеслав Михайлович Лебедев. В своем выборе сенаторы были единодушны. Вячеслав Лебедев - доктор юридических наук, профессор, имеющий высший квалификационный класс судьи. Почетный доктор университетов ряда стран мира, занимающийся законотворческой, научно-исследовательской, преподавательской, методической и организационной работой. В. Лебедев является председателем ВС с 1989 года, имеет ряд государственных, ведомственных и даже конфессиональных наград.

В новый состав объединенного ВС вошли 170 судей. Создание единого ВС направлено на формирование новой судебной системы, поэтому для формирования первоначального состава судей были созданы особые правила, свидетельствующие о жестком отборе судебного сообщества. Даже действующие судьи были «отфильтрованы» специальной, состоящей из 27 членов квалификационной коллегией, по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ. Прием квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ осуществляла экзаменационная комиссия в составе 11 членов, которые в свою очередь не должны были являться членами квалификационной коллегии.

Изменилась и структура Верховного суда. Вместо Военной коллегии в ВС РФ создана Судебная коллегия по делам военнослужащих. Соответствующие изменения внесены в ряд законодательных актов. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое являлось самостоятельным судебным органом, создана Дисциплинарная коллегия ВС РФ. Состав коллегии избирается из числа судей Пленумом ВС, за исключением председателя коллегии - заместителя председателя ВС РФ Рудакова Сергея Валентиновича. Всего в организационной структуре Верховного Суда семь заместителей Председателя ВС РФ: первый зам. Серков Петр Павлович, упомянутый ранее С. В. Рудаков, председатели Судебных коллегий по гражданским, уголовным, административным делам, делам военнослужащих и председатель Судебной коллегии по экономическим спорам.

Судебная коллегия по разрешению экономических споров, в составе 30 судей, ВС РФ на сегодняшний день осуществляет функции ранее подсудные ВАС РФ. ВАС всегда уделял особое внимание рассмотрению налоговых споров. Из 10-12 дел, которые еженедельно рассматривал президиум ВАС в порядке надзора, два-три налоговых. Так, на тему некоторых дел высказался руководитель департамента налогов и сборов Эдуард Кучеров: «До сих пор в ряде случаев вызывала удивление ситуация, когда арбитражные суды считают, что доначисление налогов осуществлено организацией незаконно, а уголовные суды выносят обвинительные приговоры в отношении директоров этих же предприятий за уклонение от уплаты налогов. Зачастую такие ситуации вызваны различным толкованием норм закона. Кроме того, повышение доли экономических и смежных преступлений, рассматриваемых судами, требует со стороны судей уголовных составов не только хорошего знания в области процессуального законодательства, но и законодательства, регулирующего экономическую сферу». Здесь возникает один из возможных плюсов создания единого суда. Спорные вопросы будут приведены к единой позиции для обеспечения единообразного применения норм права. Ранее возникали сложности в связи с абсолютно различным толкованием правовых норм арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Хотя в прежней системе судов практиковалось принятие совместных постановлений Высшего Арбитражного и Верховного судов по наиболее важным вопросам. Также ранее возникал вопрос, связанный с тем, по каким процедурам будут судить экономические дела. Теперь есть ответ: все осталось по-прежнему. Арбитражные суды, как и раньше, используют Арбитражный процессуальный кодекс. Требования к документам, направляемым в Судебную коллегию Верховного суда России по экономическим спорам, также прописаны в поправках в Арбитражный процессуальный кодекс. При этом жалобы могут подаваться туда и в электронной форме. Хотя раньше этот вопрос вызывал некоторые опасения, например, что будет с электронной системой арбитражных судов? Ведь Арбитражный суд более прогрессивен по отношению к судам общей юрисдикции. Например, электронный порядок подачи документов, онлайн-система отслеживания дел, внедрены системы видеоконференцсвязи без оговорки «при наличии технической возможности». В судах общей юрисдикции такая система тоже разрабатывалась, но она по сути не работает. Однако первые же дни работы объединенного Верховного суда развеяли все опасения. Система действует, найти ее можно по старому адресу. Более того ссылка на нее появилась на официальном сайте Верховного суда.

Также в связи с реформой возникают некоторые хозяйственные вопросы. Президентом был подписан указ об обеспечении деятельности Верховного суда России. Смету своих расходов высокая инстанция будет определять самостоятельно, в пределах, выделенных из бюджета средств. По закону ВС финансируется отдельной строкой. А общее финансирование судебной системы идет по другой статье, и за обеспечение хозяйственной жизни обычных судов отвечает Судебный департамент при Верховном суде России.

К слову сказать, судейское сообщество уже несколько лет пытается добиться повышения статуса работников аппаратов судов. И только в конце декабря 2014 года Совет судей России одобрил законопроект «О судебной службе РФ», который наделяет работников аппаратов судов статусом судебных служащих, благодаря чему данные работники правосудия получают повышенные социальные гарантии, что должно положительно сказаться на работе судов в целом.

Тогда как благодаря указу об обеспечении Верховного Суда, сотрудники аппарата ВС, по сути, получают социальный статус правительственных чиновников. Обеспечивать Председателя ВС страны будут на уровне премьер-министра, а рядовым судьям ВС предлагается такой же социальный пакет, как депутатам Государственной Думы.

Помимо прочего, Управлению делами Президента поручено взять на себя «обеспечение в установленном порядке» жилыми помещениями судей и сотрудников ВС - от его Председателя до судей и служащих аппарата. Решать другие социальные вопросы, связанные, например, с лечением или санаторно-курортным отдыхом, будет также управление делами главы государства. Так что обеспечиваться ВС страны будет на высоком уровне.

Отдельно нужно обговорить вопрос размещения ВС. По словам главы государства В. В. Путина судебный департамент при Верховном суде РФ должен находиться не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Президентом был внесен законопроект, по которому в столице остается только представительство ВС РФ. Изменения юридико-технического характера были внесены в закон «О статусе столицы РФ». Также изменения были внесены в федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном суде РФ».

Согласно федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона РФ о поправке к Конституции РФ о ВС и прокуратуре РФ» на Судебный департамент возлагается решение вопросов, связанных с организационным обеспечением (включая финансовое, материально-техническое и иное) арбитражных кассационных судов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов первой инстанции в субъектах РФ (республиках, краях, областях и др.) и специализированных арбитражных судов. Место постоянного пребывания ВС РФ - Санкт-Петербург, и перевод Судебного департамента в северную столицу «будет способствовать эффективному осуществлению возложенных на него полномочий», говорится в пояснительной записке. Речь, в частности идет о полномочиях, связанных с организационным обеспечением деятельности органов судейского сообщества, координацией работы по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента заседаний, приеме квалификационного экзамена на должность судьи и т.п.

На переезд Судебного департамента из федерального бюджета выделяется 2,25 миллиарда рублей. Не смотря на это судебный квартал в Санкт-Петербурге еще не готов, его строительство планируется завершить в 2016 году. Свое мнение в связи с переездом высказал председатель российского правительства Дмитрий Медведев: «Суду предстоит еще одно испытание - переезд в Петербург, и это будет непросто, судьи тоже люди, далеко не все смогут поехать туда. Я надеюсь, что там будут созданы для них нормальные условия. Ведь в этом переезде есть и особый смысл - некая географическая отдаленность от других ветвей власти». Также, по мнению главы правительства важно, чтобы деятельность ВС была максимально эффективна, важно не растерять специалистов. Однако и эта проблема найдет свое решение. На одной из последних встреч с Президентом Вячеслав Лебедев так прокомментировал вопрос сохранения квалифицированных кадров: «Сбоев никаких нет. К нам пришел ряд судей - бывших судей Высшего Арбитражного суда. Хорошие специалисты, высокопрофессиональные. Сейчас суд работает спокойно, в хорошей, творческой, я бы сказал, конструктивной атмосфере».

суд верховный россия

Заключение

«Сегодня есть все необходимое, для того чтобы Верховный суд выполнял свою компетенцию и оправдал надежды нашего общества, наших граждан на то, что в Верховном суде будет обеспечена в полной мере защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства », Вячеслав Лебедев.

Кроме того у Верховного суда есть потенциал сделать все, чтобы такое же отношение к исполнению своих обязанностей носителей судебной власти было во всех звеньях судебной системы, и у системы арбитражных судов, и у системы судов общей юрисдикции, и у судебной системы в целом.

Хотелось бы верить, что вся судебная ветвь власти будет исполнять свой долг перед народом, перед людьми, которые очень рассчитывают на то, что судебные инстанции всегда будут стоять на стороне их интересов.

Список источников и используемой литературы

2. Органы судебной власти и органы правосудия в судебной системе России. Ермошин Г.Т. ФГБОУ ВПО «Сарат. Гос. юр. Акад.» 2012г.

3. Судебная власть в РФ: правовые проблемы организации и развития. Изварина А.Ф., Ростов н./д., 2008г.

4. Официальный печатный орган Правительства РФ Общественно-политическое издание Российская Газета.

5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

7. Самостоятельность и независимость судебной власти РФ. Анишина В.И., Гаджиев Г.А., Сафонов В.Е. «Юристъ» Москва 2006г.

8. Российское агентство правовой и судебной и судебной информации «РАПСИ».

9. История судебной системы России. Смыкалкин А.С. «Профессиональный учебник» Изд.: Юнити-дана, 2010г.

10. Судебная власть в РФ: система и принципы. Абросимова Е.Б. Институт права и публичной политики. Москва, 2002г.

11. Государственное информационно-аналитическое агентство «РИА Новости».

12. Объединение высших судов: еще одна судебная реформа или реализация накопленного опыта? Ермошин Г.Т. // Российский судья, 2013г. №11.

13. Исследование работы российских арбитражных судов методами статистического анализа. Дмитриева А.В., Титаев К.Д., Четверикова И.В. (ред.) К.Титаев_ Санкт-Петербург, 2012г.

14. Судебная власть (ред.) Петрухин И.Л. Институт государства и права РФ. Изд.: Велби, Проспект, 2003г.

15. Юридический портал «Право.RU».

16. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ закона Российской Федерации о поправке к Конституции от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде и прокуратуре". Рассмотрение основных проблем, возникающих в процессе объединения Высшего Арбитражного суда и Верховного суда государства.

    реферат , добавлен 02.06.2014

    Основные причины, предпосылки упразднения одного из судов высшей инстанции – Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нормативно-правовое обоснование данного процесса. Законопроект "О поправке к Конституции "О Верховном суде России и прокуратуре".

    эссе , добавлен 01.06.2015

    Место Верховного Суда Российской Федерации в системе органов судебной власти, его функции и этапы истории. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, его состав и структура, подразделения и полномочия. Организация деятельности суда.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2014

    Понятие и структура судебной системы Российской Федерации, конституционные принципы ее функционирования. История развития, полномочия и порядок действий высших судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2010

    Выявление особенностей создания и функционирования Верховного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого (областного) суда, Военных и специализированных судов. Проблемы и перспектив развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции: полномочия, основные функции. Порядок формирования судейского корпуса. Характеристика деятельности Верховного Суда Германии, анализ принципов правосудия.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Верховный Суд Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, состав. Полномочия Верховного Суда РФ. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения. Подведомственность Верховного Суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2010

    Практика применения норм уголовно-процессуальных правоотношений и их основные признаки. Научно-консультативные советы при Верховном суде и Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Порядок уголовного судопроизводства и конституционность законов.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2010

    Суды среднего звена системы арбитражных судов РФ. Участники уголовного судопроизводства по законодательству РФ. Избрание Судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Конституционное право на неприкосновенность жилища.

    тест , добавлен 12.08.2011

    Судебная система Российской Федерации. История Конституционного суда РФ. Осуществление конституционного судопроизводства. Подсистема судов общей юрисдикции. Мировые судьи. Правовой статус Верховного Суда РФ. Кассационная коллегия Верховного Суда.

Любой предприниматель или юридическое лицо может оказаться в арбитражном суде, даже если в своей деятельности они законопослушны и порядочны. Что из себя представляет рассмотрение дела в арбитражном суде? К чему нужно быть готовым?

Сфера деятельности арбитражных судов в России?

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

О предпринимательской деятельности

Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Арбитражные суды России являются органами государственной судебной власти. Ежегодно они рассматривают огромное количество дел. Чаще всего это:

  • споры по договорам купли-продажи, которые в сфере предпринимательской деятельности называются договорами поставки;
  • споры по договорам аренды недвижимого и движимого имущества;
  • споры о праве собственности на какое-либо имущество;
  • споры по договорам о выполнении работ (подряд);
  • споры по договорам оказания услуг;
  • споры по налогам;
  • споры по кредитным договорам;
  • споры по делам о страховании;
  • дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан;
  • дела о признании незаконными решений, действий или бездействия государственных органов и иных лиц;
  • другие дела.

Порядок рассмотрения дела в арбитражном суде определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК) , который был принят 24 июля 2002 года.

Участники арбитражного процесса

В арбитражный суд с просьбой о защите своих прав может обратиться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Может ли обратиться в арбитраж физлицо?

В отдельных случаях, прямо указанных в законе, обратиться в суд может и физическое лицо, не являющееся предпринимателем. Например, когда гражданин решил создать юридическое лицо или стать предпринимателем, обратился в налоговые органы за соответствующей регистрацией, но в такой регистрации ему было отказано. Такой отказ гражданин может обжаловать в арбитражный суд.

По общему же правилу, дела с участием физических лиц рассматривают суды общей юрисдикции.

Обратиться в арбитражный суд также может государственный орган как федерального уровня, так и уровня субъекта Российской Федерации (области, края, республики в составе РФ и т.д.), орган местного самоуправления, прокурор, иные органы и организации. Они, как правило, защищают публичные интересы.

Лицо, которое обращается в суд за защитой, называется истцом . Лицо, к которому адресовано требование истца, называется ответчиком . Совместно данные лица называются сторонами .

Сейчас перед обращением в арбитражный суд по многим делам нужно соблюсти претензионный порядок: с требованиями сначала следует обратиться ко второму участнику спора. После 30-дневного срока со дня направления претензии (или раньше, если ответ был получен) можно будет обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

В арбитражном суде могут участвовать и третьи лица . Это участники спора, которые так или иначе могут повлиять на итоговые выводы суда по делу. Они дают пояснения, активно участвуют в доказательственной деятельности, могут заявлять самые разные ходатайства, могут обжаловать решение суда.

Суть их участия сводится к тому, что решение суда как итоговый вывод о содержании спора и дальнейших взаимоотношениях сторон может непосредственно повлиять на права и обязанности данных третьих лиц.

В законе выделяется 2 вида третьих лиц :

  1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами претендуют на ту вещь, которые истец и ответчик пытаются поделить;
  2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами ничего не просят в суде, но могут пролить свет на происходившие между сторонами события. По статусу они похожи на свидетелей, однако свидетель должен быть независимым лицом, который даёт пояснения по отдельным фактам, которые он сам лично наблюдал. Третье же лицо является непосредственным участником спора и может быть заинтересовано в итоговых выводах суда, поскольку в дальнейшем к нему самому может быть предъявлено исковое заявление от истца или ответчика, т.е. он может стать самостоятельным ответчиком по другому делу.

Для выяснения обстоятельств по делу арбитражный суд может назначить экспертизу . В таком случае к делу привлекают эксперта .

Эксперт — это лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несёт уголовную ответственность, о чем он предупреждается арбитражным судом и дает подписку. Эксперт формулирует свои выводы в письменном заключении, которое является для арбитражного суда одним из доказательств по делу.

Если у арбитражного суда есть необходимость в решении ряда вопросов, которые требуют специальных знаний, которых у суда нет, и при этом арбитражному суду не нужно письменное заключение эксперта в соответствующей сфере знаний, тогда к участию в деле привлекают специалиста .

Специалист осуществляет консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам. Его предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложные показания специалиста. Консультация специалиста также является для арбитражного доказательством по делу.


Система арбитражных судов

Согласно статье 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятого 28.04.1995 г. и действующего по сей день, и статье 3 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 г., систему арбитражных судов составляют

  • Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ;
  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) — всего их 10;
  • арбитражные апелляционные суды — всего их 21;
  • арбитражные суды субъектов РФ — суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, всго их 84;
  • специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

В каждом субъекте РФ — в его «столице» — находится арбитражный суд (АС субъекта). ЭИменно здесь рассматривается подавляющее большинство дел. Судьи принимают заявление, рассматривают дело и выносят решение, которое обязательно для исполнения. Если стороны не согласны с вынесенным решением, они могут его обжаловать по тем основаниям, которые указаны в АПК.

Справка

За 2017 год арбитражные суды РФ:

Рассмотрели 1 701 337 дел по первой инстанции, из которых:

  • Заявлено требований на сумму 4 619 505 681 тыс. рублей, фактически взыскано 1 956 410 601 тыс. рублей;
  • Выдано 1 440 075 исполнительных документов на сумму 1 284 838 997 тыс. рублей;
  • Наложено 2 065 штрафов за неисполнение решений арбитражных судов на сумму 19 279 тыс. рублей.

Сумма госпошлины, перечисленная в федеральный бюджет по делам и заявлениям, рассмотренным арбитражным судом по первой инстанции, составила 15 198 356 тыс. рублей.

В апелляционном порядке рассмотрено 299 783 дела, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами первой инстанции, по 34 978 делам, изменено судебных актов по 8 611 делам.

В кассационном порядке рассмотрено 95 270 дел, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами нижестоящих инстанций, по 11 933 делам, изменено судебных актов по 538 делам.

За 1-е полугодие 2018 года арбитражные суды РФ:

Рассмотрели 892 675 дел по первой инстанции, из которых:

  • Заявлено требований на сумму 3 384 102 247 тыс. рублей, фактически взыскано 858 785 777 тыс. рублей.
  • Выдано 782 632 исполнительных документа на сумму 643 719 279 тыс. рублей.
  • Наложено 1 182 штрафа за неисполнение решений арбитражных судов на сумму 126 155 тыс. рублей.

Сумма госпошлины, перечисленная в федеральный бюджет по делам и заявлениям, рассмотренным арбитражным судом по первой инстанции, составила 6 871 887 тыс. рублей.

В апелляционном порядке рассмотрено 152 997 дел, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами первой инстанции, по 17 555 делам, изменено судебных актов по 4 318 делам.

В кассационном порядке рассмотрено 50 625 дел, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами нижестоящих инстанций, по 6 406 делам, изменено судебных актов по 351 делу.

Как понять, в какой именно арбитражный суд мне идти?

Именно истец должен сам определить, в какой арбитражный суд ему нужно обратиться.

Выбор арбитражного суда зависит от места нахождения ответчика

Основное правило такое : выбор арбитражного суда зависит от места нахождения ответчика (юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти или местного самоуправления и т.д.). Следует обращаться в арбитражный суд того субъекта Российской Федерации, в котором ответчик зарегистрирован, т.е. имеет юридический адрес.

Три способа найти юридический адрес ответчика :

Если же в договоре с компанией, с которой вам предстоит судиться, прямо указан конкретный арбитражный суд, необходимо обращаться именно туда.

Что должен содержать иск в арбитраж?

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Его подписывает сам истец (руководитель организации, индивидуальный предприниматель) или его представитель (юрист), если у него есть письменная доверенность, где прямо указано, что представитель может подписывать исковые заявления, подаваемые в арбитражные суды. Эта доверенность должна быть приложена к исковому заявлению.

Сегодня иск можно подать в электронном виде, заполнив форму, размещенную на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Однако для такой подачи необходимо предварительно получить квалифицированную электронную подпись, которой нужно будет подписать исковое заявление в арбитражный суд, подаваемое в электронном виде.

Что обязательно нужно указать в исковом заявлении:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;

3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

6) цену иска, если иск подлежит оценке;

7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

В заявлении должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.

Копию искового заявления вместе с прилагаемыми документами, которые, по вашему мнению, у ответчика отсутствуют, следует отправить последнему до подачи заявления в канцелярию соответствующего арбитражного суда.

К исковому заявлению нужно приложить:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;

8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;

9) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая должна быть получена не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

Прилагаемые документы должны быть заверены либо самим истцом, либо его представителем (с указанием «копия верна», ФИО и подписи лица, заверившего документ), либо нотариусом.


Сколько будет стоить суд?

Судебные расходы зависят от некоторых величин: госпошлина, оплата труда юриста, оплата труда привлекаемых специалистов (например, экспертов или оценщиков).

Рассмотрение дел в арбитражных судах имеет четыре инстанции: суд первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции. Стоимость госпошлины в последующих инстанциях отличается от суммы госпошлины за исковое заявление в первой инстанции.

Сейчас есть возможность вернуть себе деньги, потраченные на оплату государственной пошлины, экспертиз, услуг представителя, если истец выиграет дело.

Чем заканчивается производство по делу? Чего и когда ждать?

После рассмотрения дела судья на судебном заседании огласит резолютивную часть решения, то есть свои выводы по делу. Суд либо удовлетворит иск полностью или в части, либо откажет в его удовлетворении. На том же заседании судья укажет, кто понесёт судебные расходы, срок и порядок обжалования решения суда. Позднее вы получите судебное решение в полном объеме в письменном виде (по почте) и в электронном виде (его можно будет увидеть на сайте арбитражного суда).

Это решение вступит в законную силу через месяц после изготовления. Тогда ответчик должен его исполнить.

Решение суда можно оспорить в апелляционной инстанции в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции решения. Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Если ответчик не исполняет решение самостоятельно, вы вправе получить в том же арбитражном суде исполнительный лист и обратиться в территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Судебные приставы-исполнители будут заниматься исполнением решения суда: они вправе наложить арест на счета ответчика в банках, на наличные денежные средства, обратить взыскание на его движимое и недвижимое имущество путём его ареста и продажи, а вырученные деньги направить на погашение долга по исполнительному листу.

Чтобы ответчик исполнил решение суда ФССП может ограничить его в выезде за пределы Российской Федерации и применить иные меры.

Об истории создания арбитражных судов

Истории возникновения арбитражных судов можно и нужно посвятить отдельную статью. А в этом абзаце мы перечислим ключевые даты развития института.

14 мая 1832 года - утверждение Устава торгового судопроизводства и учреждение коммерческих судов, которые являлись прообразом арбитражных судов Российской Федерации.

Каждый коммерческий суд ведал в пределах своего города, подсудность же распространялась на всех жителей и прибывших.

После революции, в ноябре 1917 декретом Совета народных комиссаров коммерческие суды упразднили.

29 декабря 1917 года - вышел декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» все дела коммерческих судов распределили по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
Понятие арбитражный суд появилось в 20х годах. Кстати, слово это имеет французское происхождение и означает «разрешение спора при посредничестве».

В 1922 году , согласно декрету ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями», для решения экономических споров учредили Высшую Арбитражную Комиссию. Она действовала при Совете Труда и Обороны. В её компетенциях было разрешать споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии не входили в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией.

В мае 1931 года - Постановлением ЦИК СССР № 5, СНК СССР № 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. Арбитраж должен был разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В 1991 году - в РСФСР принят закон № 1543-1 «Об арбитражном суде». Документ устанавливал систему арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Её составляли: Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
В 1995 году - приняты важнейшие документы, определившие современную систему арбитражных судов в стране: ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, действующий и по настоящее время.

Коммерческие суды, созданные в Российской Империи в начале XIX века, были сформированы по образу и подобию французских торговых судов. Показательно, что ходатайство о создании коммерческих судов в России было подано императору на французском языке.

Коммерческие суды в Российской Империи действовали в крупных портовых городах: Одессе (с 1808 г. - создавался как временный, но стал постоянным), Таганроге (с1808 г.), Феодосии (с1818 г.), Керчи (с1819 г.), в Архангельске (с1821 г.), в Измаиле (с1824 г.).

Французские торговые суды, являющиеся ориентиром для подражания при создании российских коммерческих судов, до сих пор действуют на основе нормативных актов, принятых ещё в те времена, рассматривают такие же дела и находятся, как правило, в тех же местах, что и в начале позапрошлого века.

По словам Председателя Арбитражного суда города Москвы О. М. Свириденко , самое большое дело, хранящееся в архиве Арбитражного суда города Москвы, «…состояло из 1400 томов. Каждый том — это 150 листов» .

Общепринятый термин «арбитраж» не совпадает с формулировкой «арбитражный суд». Во всём мире под арбитражем понимается негосударственный суд, создаваемый сторонами спора для его разрешения (то, что у нас называется «международный коммерческий арбитраж» и «третейский суд»), и только в России «арбитражный суд» является государственным органом, осуществляющим правосудие.

Список нормативных документов, учебной и дополнительной литературы, рекомендуемых для углублённого изучения вопроса

Нормативные акты

Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон от 31 мая2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»

Учебная литература

Арбитражный процесс: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Ярков, - 7-е изд., перераб. и доп. - М.:Статут, 2017.

Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Издательский дом «Городец», 2017.

Решетникова И.В. Арбитражный процесс / И. В. Решетникова, М. А. Куликова, Е. А. Царегородцева.—2е изд., пересмотр. — М. : Норма: ИНФРА-М, 2019.

Дополнительная литература

Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: Практическое пособие / Отв. ред. А.А. Арифулин, И.В. Решетникова. - 2-e изд., пересмотр. - М.: НОРМА, 2008.

Решетникова И.В. Комментарий судебных ошибок в практике применения АПК РФ / И.В. Решетникова, Т.В. Чукавин. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма, 2009.

Решетникова И.В. Пособие для участников арбитражного процесса / Под ред. И.В. Решетниковой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.