Я необходимый гражданин своей страны. Что значит быть гражданином государства. Что значит быть гражданином России. Гражданство как психологическое состояние человека

Главная > Сочинение

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №12.

Сочинение

«Я гражданин страны своей»

Выполнил: Филатов Максим,

лидер детского объединения

«Синяя птица»

Арзамас, 2011

Откуда начинается Россия?..

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда! Она прекрасна,

Она горит и светит в темноте

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней, Россия

Не с гор берет начало, а с тебя.

Я гражданин России… Что значит для меня эта фраза? Многое.. Когда ее произношу, то чувствую гордость за ее великие дела. Я вспоминаю Александра Невского, великого защитника Руси, который сумел противостоять шведскому войску и устроил Ледовое побоище для незваных гостей. Этого мудрого политика, который разумно выстроил взаимоотношения с предводителями татаро-монгольского ига. Не случайно именно этот полководец избран национальным героем современной России как яркий пример преданного служения Отечеству. Я вспоминаю Дмитрия Донского, одержавшего моральную и воинскую победу над врагом на поле Куликовом, и доказавшего русским князьям, что в единстве сила Руси. Я горжусь тем, что Иван Грозный, по преданию основатель моего родного Арзамаса, расширил границы нашего государства, присоединив к России Крымское, Казанское и Сибирское царства. И еще я вспоминаю Петра I, сделавшего нашу страну великой державой, открыв для россиян западный мир, который оказал огромное влияние на развитие культуры, науки, техники. Я горжусь подвигом советского народа, который уничтожил фашистскую нечисть и спас мир от коричневой чумы. Я чувствую причастность к этому подвигу, потому что мой прадед воевал на Западном фронте, защищая Дорогу жизни, эту тоненькую ниточку, по которой измученным блокадой ленинградцам доставляли ценное продовольствие. До сих пор в нашем семейном фотоальбоме хранятся полуистлевшие военные фотографии, на которых изображен веселый паренек в строгой артиллерийской форме. По словам моих родственников, мой прадед был честным, порядочным человеком, он прошел всю войну, а потом трудился на заводе в городе Горьком. И каждый раз, когда в моей жизни возникает сложная ситуация, я мысленно обращаюсь к своему прадеду: а как бы он поступил в этом случае, ведь его жизнь была во стократ сложней, а он выстоял, выстрадал, все перенес. Когда произносится фраза «Я гражданин России», я чувствую боль за страдания матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей в страшные годы войн, которыми, к сожалению, так богата история моего Отечества. Я проникаюсь отчаянием тех людей, на глазах которых разрушалась великая держава Советский Союз, некогда единое многонациональное уникальное государство. Меня охватывает чувство негодования, когда я слышу о фактах коррупции во властных структурах, о фактах «разбазаривания» природных богатств моей Родины. Когда произносится фраза «Я гражданин России», мое сердце наполняется щемящим чувством нежности к ее природной красоте. Я вижу яркие зеленые луга с разбросанными по ним ромашковыми и васильковыми россыпями, гордые горные вершины Кавказа, прозрачные воды Байкала, уникальную долину гейзеров на Камчатке. Россия для меня - это ее многогранная культура: светлые стихи С.Есенина, мужественные ноты симфоний Шостаковича, философские размышления Л.Толстого, надрывное пение Высоцкого и Цоя, лихой перепляс ансамбля Моисеева. Это ее научные достижения: радио Попова и паровоз Черепанова, таблица элементов Менделеева, автомат Калашникова и первые космические корабли Циолковского. Да, Россия для меня - это ее великая история, культура, наука, ее несметные природные богатства. И я причастен ко всему, что связано с моей Родиной, и несу ответственность перед ее славными сыновьями, перед моими дедом и прадедом. Я хочу и смогу направить свои силы, энергию, знания на то, чтобы моя Родина была всегда сильным, мощным государством, чтобы в ней была экономическая стабильность, чтобы все граждане чувствовали себя социально защищенными и с уверенностью смотрели в будущее. Я лидер детского объединения «Синяя птица». Мы с ребятами стараемся внести свой маленький посильный вклад в дело развития и процветания России. Стране нужны квалифицированные специалисты - мы стараемся хорошо учиться, нужны честные, порядочные, законопослушные граждане – мы развиваем и воспитываем в себе эти качества. А ещё мы с удовольствием помогаем ветеранам, заботимся о малышах, защищаем родную природу. Очень актуальной в наше время является проблема вредных привычек среди подростков. Следует признать этот факт - многие ребята употребляют пиво, энергетические напитки, табачные изделия. Мне кажется, что таким образом они наносят ущерб не только своему здоровью, но и здоровью будущих поколений, а это губительно для страны. Я со своими друзьями уже сделал выбор - мы за здоровый образ жизни. Нашей Родине нужно здоровое поколение. Вот я и определил для себя, что значит быть гражданином России. Все очень просто: нужно любить свою Родину, уважительно и бережно относиться к ее истории, культуре, традициям. А главное – нужно стараться быть полезным людям, моим соотечественникам.

Статья

Перечень основных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы необходимости проведения мониторинга социально-психологического благополучия обучающихся образовательных учреждений города Москвы.

  • Стратегический курс на гуманитари­зацию содержания образования в стране свое адекватное выражение находит в системе классического образования, имеющего глубокие корни в России.

    Документ

    На рынке образователь­ных услуг происходит постепенное складывание новой инфраструктуры образовательных учреждений. Все они пы­таются найти свое лицо, свою модель, отличающую эту школу от дру­гих, делающую ее привлекательной в глазах

  • Закон

    Елена Попова. Отказ от военной службы прописан в российском законе! Не пойду я в армию! Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных

  • Закон

    Издание подготовлено Всероссийской коалицией общественных объединений «За демократическую альтернативную гражданскую службу» в рамках проекта «Гражданин и армия» (Российские правозащитные организации в поддержку призывников и военнослужащих:

  • Странные ranners point. Странное чувство тоска

    Документ

    Ranners point. Странное чувство тоска. Le Français postmodernisme. Русский стиль. Институт холодных вод. Смех бессмысленный или «кукай сестро!». Простое целое und Das Zeyn.

  • Я – ПАТРИОТ И ГРАЖДАНИН (БЕСЕДА)

    Цели: - воспитывать патриотизм и умение быть достойным гражданином своей страны;

    Познакомить с правами и обязанностями граждан.

    Ход занятия:

    • Вступительная беседа

    Кто такой гражданин своей страны? (Это человек, который ощущает свою связь с каким-то определенным государством, признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права и выполняет свои гражданские обязанности).

    Гражданами какой страны мы с вами являемся?

    А что вы знаете об обязанностях граждан? (платить налоги, соблюдать законы…)

    Основной закон – КОНСТИТУЦИЯ , в переводе с латинского «устройство» ,в ней изложены основы устройства государства, самые главные правила поведения людей и взаимоотношений государства и общества. Эти правила долгое время остаются постоянными неизменными, и гражданин обязан их знать. Наша Конституция принята в 1993 году.

    • Аукцион законов

    Какие законы вы знаете?

    • Продолжение беседы

    Если есть обязанности, которые должны выполнять граждане, то есть и права.

    Это такие права как: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, право на неприкосновенность жилища.

    А что надо делать, если нарушаются наши гражданские права?

    Как называются люди, которые нарушают права других граждан? (хулиганы, преступники).

    От них нас защищает наше государство.

    • Мы говорили о государстве, в котором живем, а что такое Родина?

    Человек, который любит свою Родину, чтит ее традиции, знает ее историю, подвиги и достижения ее народа, который готов встать на ее защиту, называется патриотом.

    Что может случится с нашей Родиной?(война, неурожай, неурожай и т.д)

    Патриотизм является очень могучей силой. Примером тому Великая Отечественная война, в которой люди умирали, но не дали захватить родную землю.

    Являясь патриотом своей Родины, человек должен уважать и любовь других народов к своей Родине, жить сними в мире и согласии.

    • Работа с высказыванием.

    Как понимаете слова Н.А Некрасова: «Поэтом можешь и не быть но гражданином быть обязан!»

    • Дидактическая игра «Что мы можем?»

    Что в данное время мы можем сделать для своей Родины? (хорошо учиться, стать достойными гражданами, помогать друг другу, изучать традиции и прошлое своей Родины и т.д.)

    • Итог занятия

    Если тебе не безразлично, что происходит с людьми вокруг тебя, если ты готов защитить слабого от сильного и злого, то ты уже сейчас можешь с гордостью сказать: «Я – гражданин и патриот России!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    использование исторических и культурных традиций России в становлении гражданина патриота

    Использование исторических и культурных традиций России в становлении гражданина патриота.Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – о...

    "Воспитание гражданина и патриота России"

    В статье представлен опыт работы ГБДОУ № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга по реализации познавательно-патриотического проекта "Святой благоверный Александр Невский", являющимся небесным пок...

    Я гражданин своей страны

    Гражданская деятельность является лучшей и единственной школой свободных граждан.
    Пол Карл Фейерабенд (американо-австрийский философ)

    Кто же такой гражданин своей страны. Я долго думала над данным вопросом, размышляла… А гражданин ли своей страны я? Являясь педагогом, смогу ли я воспитать граждан своей страны? Чем больше я размышляю над этой проблемой, тем больше вопросов у меня возникает.

    Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина.

    В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся. В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы должны быть сформированы основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

    Нет универсального рецепта как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Как же обучить учеников стать гражданином своей страны? Этот вопрос для меня остается серьезным и сложным.

    По этому вопросу я бы хотела обратиться к специалисту. Обратимся к человеку, который вопросу воспитания личности посвятил всю жизнь. Это Шалва Александрович Амонашвили. Шалва Александрович говорит, что «лучшие учителя для учителя - это его ученики. От них можно многому научиться, если воспринимать их, как своих учителей». Долгое время в человеке ценились послушание, повторение, подражание. Ученики задавали учителям вопросы и учителя отвечали им. Учитель всегда должен был демонстрировать уверенность, спокойствие и решительность во всех делах, и если он не мог ответить на вопрос ученика, это был плохой учитель.

    Но вопрос остается тем же, кто же такой гражданин своей страны?Что значит быть гражданином своей станы? Быть гражданином своей страны - значит быть всегда на ее стороне? Даже если куда-то уезжаешь, то она должна оставаться в сердце навсегда? Быть гражданином своей страны - отдать свою жизнь ради нее, соблюдать все её законы, выбирать нового президента для нее и участвовать в других выборах для этой страны?

    Недавно, я пересматривала фильм…совсем обычный фильм, который известен вам всем «Ирония судьбы или с легким паром…» Мне надолго заполнилась фраза учительницы о своей педагогической деятельности «Я учу их думать, хоть самую малость, иметь обо всем свое собственное суждение». А ведь гражданин, личность он должен думать, он действительно должен иметь свое собственное суждение. Как гражданин своей страны он имеет права на собственное мнение. В первую очередь гражданин - это патриот. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

    Я ль буду в роковое время
    Позорить гражданина сан
    И подражать тебе, изнеженное племя
    Переродившихся славян?

    Мы граждане. Гражданственность заключается в заботе о судьбах Отечества, в патриотизме, в служении идеалам. Гражданские чувства — чувства гуманизма. Гражданские чувства порождают духовные потребности, подталкивают к деятельности, определяют поведение человека.
    Иногда именно гражданские чувства помогают преодолеть страх, поднимают личность на подвиг, на самопожертвование. Константин Рылеев создал в своем стихотворении гражданина честного, смелого, яркого.

    «Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесённый над гибельной землёю, — говорит Федерико Гарсия Лорка, - должен высвободиться из гармонии мира и хора природы ради своей одинокой ноты». Этот голос Рылеева мы слышим в стихотворении «Гражданин», слышим и понимаем: каждая эпоха наполняет понятия «патриот», «гражданин» конкретно-историческим содержанием, но именно патриотизм и отличает настоящего гражданина от обывателя.

    Получается, что недостаточно дать человеку образование, недаром современные нормативно-правовые документы отдают приоритет воспитанию личности, гражданина. Современная историческая эпоха требует, чтобы школа стала личностно-ориентированной, развивающей, воспитывающей. А чтобы стать таковой необходимо проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, понять и принять его.

    Главное в моем деле - дети как личности, с собственным видением мира, со своими интересами, возможностями, чувствами.

    Обязательный атрибут любого государства – это его население. Без огромного массива людей страна попросту не имеет никакого юридического статуса и веса на международной арене. Однако возникает вопрос о том, каким образом люди относят себя к населению того или иного государства? Изначально учёные выдвигали теорию о том, что каждая страна – это отдельная этническая общность. Но что тогда представляют собой такие большие многонациональные государственные титаны, как США или Россия?

    Отсюда следует, что этническая теория совершенно не подходит для объяснения принадлежности человека к определённой стране. С развитием демократии и права в целом было изобретено понятие, которое полностью характеризует человека как частичку определённого государства. В этой статье мы детально рассмотрим термин «гражданство» как правовой режим и внутреннюю идеологию человека.

    Гражданство как правовой статус

    Многие задаются вопросом о тои, что значит быть гражданином. Теория конституционного права детально отвечает на него. Гражданин – это лицо, наделённое гражданством, а гражданство, в свою очередь, - это устойчивая, нерушимая связь, основанная на праве, которая выражается наличием взаимных прав, обязанностей и ответственности. Таким образом, гражданство – это правовой режим, при котором человек является гражданином определённого государства. В конституционном праве гражданство выступает в качестве института, закреплённого в основном законе страны – конституции.

    Разновидности гражданства

    Ранее в некоторых монархических государствах гражданство было в виде института подданства. Этот правовой режим обусловлен связью человека с особой монарха, а не с государством. Подобная правовая модель характеризуется глубоким антидемократическим смыслом, потому что гражданин отвечает перед особой, а не социально-политической структурой в виде государства. На сегодняшний день во многих странах подданство заменено гражданством, так как последнее является более продуманным и функциональным институтом.

    Процесс приобретения гражданства

    Итак, выше мы выяснили, что человек должен иметь правовую связь с государством, которая позволяет понять, что значит быть гражданином. Но правовой институт гражданства не возникает просто так. Существуют определённые способы его приобретения, а именно:

    • Филиацией. Это способ получения гражданства по факту рождения человека. Выделяют несколько разновидностей филиации: по праву крови, почвы и наследству.
    • Следующий способ применим в тех случаях, когда человек - по сути, гражданин другой страны, но хочет приобрести гражданство еще одного государства. Этот вид имеет название натурализация. Различают две разновидности такого получения гражданства: регистрацию и дарование.
    • В международном праве также выделяется две разновидности получения гражданства: трансферт (территория одного государства переходит под контроль другого) и оптация (выбор гражданства человеком при пересечении границы).

    Способы прекращения гражданства

    В некоторых случаях гражданство человека может прекратиться. Законодательством государств всего мира предусмотрены следующие возможности для этого:

    1. Отказ от гражданства. Эта возможность осуществляется исключительно по инициативе гражданина. Во многих государствах институт отказа является новеллой, потому что многие конституции закрепляют «нерушимую» связь своих граждан и страны. В Российской Федерации выход из гражданства запрещён, если человек не представляет доказательства приобретения гражданства другого государства.
    2. Существует определённый вид ответственности, которая предусматривает лишение человека гражданства. Многие страны отказались от этой возможности, однако данная санкция является эффективной против людей, совершивших антигосударственные преступления. Лишение гражданства нужно отличать от экспатриации, при которой человека выдворяют за территориальные границы государства.
    3. Существуют моменты, когда человек изъявляет желание вступить в правовую связь с другой страной, чтобы получить новый пакет прав и обязанностей. Для этого производится смена гражданства.

    Значение института гражданства в праве

    Развитие демократии во всём мире поставило на первый план институт гражданства. Это свидетельствует о том, что роль прав и свобод человека существенно возросла. Подобные изменения привели к тому, что обычный человек способен влиять на политическую жизнь государства посредством избирательного права. Нужно отметить тот факт, что быть гражданином государства - значит иметь определённый объем прав и свобод. Другими словами, это определённая модель правоотношений государства и человека. В каждой стране эта модель организована по-своему, поэтому граждане нескольких государств будут иметь абсолютно разные права и обязанности.

    Нормативные акты, регулирующие институт гражданства

    Существует ряд нормативных актов международного и национального характера, которые всецело регулируют существующий институт гражданства в РФ, а также могут дать правовую оценку и ответ на вопрос о том, что значит быть гражданином государства. В статье ниже будут представлены немногие из них, так как весь перечень слишком велик.

    • Декларация прав человека.
    • Конвенция о защите человеческих прав.
    • Пакт о политических и гражданских правах.
    • Европейская конвенция о гражданстве.
    • Конституция Российской Федерации.
    • Федеральный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации».
    • Гражданский кодекс РФ.

    Следует помнить, что в этих нормативных документах представлена лишь правовая характеристика понятия «гражданин». В это же время данный термин несёт совершенно иной смысл, дающий возможность понять, что значит быть настоящим гражданином.

    Гражданство как психологическое состояние человека

    Выше было сказано, что правовая связь человека и государства осуществляется посредством реализации института гражданства. В повседневной жизни люди совершенно не задумываются о том, что значит быть настоящим гражданином.

    Нужно всегда помнить не только своё родство с определёнными людьми, но и связь с государством, в котором человек рождён. Много веков подряд философы рассматривали понятие «гражданин» в контексте психологического состояния человека. Это внутреннее осознание и принятие факта принадлежности к великому народу, который проживает на какой-то территории. Идентификация человеком себя как части целого - вот что значит быть гражданином. Конечно, во многих культурах понятие «гражданина» будет существенно отличаться, если учитывать территориальные и этнические особенности, но в странах Европы и в частности России термин будет практически идентичен.

    Что значит быть гражданином России?

    В процессе своего исторического развития человек стал частью общества. Вне социума ни один из нас жить не может за исключением некоторых случаев, таких как, например, аскетизм. Во времена Античной Греции самым страшным наказанием было изгнание из общины. Это свидетельствует о том, что человек попросту не может жить без своих сородичей. Сегодня многие люди современной России задаются вопросом: «Что значит быть гражданином страны?» Ведь гражданами можно назвать большую часть российского населения, которое владеет паспортами РФ, но получение этого документа ещё не делает человека настоящей частичкой великого народа. Гражданин – это человек наделённый качеством патриотизма, глубоким осознанием своей нерушимой связи с великим народом России.

    Подобные люди уважают и любят свою землю, пытаются оказать влияние на благосостояние государства за счёт своих сил. Когда мы спрашиваем себя о том, что значит быть гражданином России, нужно вспомнить слова великого человека, который не связан с РФ, но попал в самую точку своим высказыванием: «Не спрашивай о том, что твоя страна сделала для тебя. Ты должен думать о том, что ты можешь, что ты сделал для своей страны». Эти слова принадлежат Джону Кеннеди. Высказывание детально раскрывает смысл того, что значит хороший гражданин для своего государства.

    Качества достойного гражданина

    В последнее время очень модным стало присуждать звание достойного, почётного жителя, гражданина, человека и т. п. Тем не менее, совершенно непонятно, по каким критериям люди решают, что значит быть достойным гражданином. Достоинства любого человека перед своим государством проявляются, прежде всего, в терпимости ко всем негативным изменениям в политической и социальной жизни. Немаловажное значение играет чувство любви к своей стране.

    Ведь именно на её территории каждый получил жизнь, знания, возможность саморазвития. Конечно, не у каждого из нас есть терпимость, патриотизм, глубокая любовь к родине. Отсюда следует вопрос о том, что значит быть гражданином? Сегодня тенденции во многом изменились, поэтому человек общества, достойный гражданин не обязан обладать абсолютно всеми перечисленными качествами, достаточно, чтобы он проявлял хотя бы малейшие попытки повлиять на жизнь своего государства. Также основное значение имеет стойкость ко всем неурядицам и невзгодам, которые могут возникнуть в процессе исторического развития любой страны.

    Учитывая все моменты, указанные выше, можно ответить на вопрос: «Что значит быть гражданином страны?» Человек, достойный называться гражданином, может рассчитывать на взаимную помощь со стороны государства в любых жизненных вопросах.

    Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности,

    Для твоих удовольствий, для твоего благополучия.

    Гельвеций.

    Каждый из нас в течение жизни играет множество самых разных ролей – от сугубо личных, интимных (дети, родители, супруги) до общественных, публичных. Количество этих ролей у каждого человека индивидуально, но мало кто из нас может максимально проявить себя, попробовать все, что предлагает ему жизнь.

    Однако существуют обязательные функции, выполнение которых кажется неизбежным - все мы учимся в школе, ходим в магазин, смотрим фильмы и так далее. Одной из таких «врожденных» ролей является наша роль гражданина, ведь мы рождаемся в определенной стране, и с этого момента являемся ее гражданами. Так, в Конституции Российской Федерации записано: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Получается, формально все мы граждане своей страны. Но так ли это на самом деле?

    Для начала давайте разберемся, что же обозначает это слово. Толковый словарь Ожегова трактует данное понятие следующим образом: «гражданин» - «лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей».

    Таким образом, все мы от рождения, хотим того или нет, выполняем определенные обязанности по отношению к своему государству. Но, кроме этого, обладаем и неприкосновенными правами. Этот свод прав и обязанностей зафиксирован в главной книге любого современного государства – в Конституции. Важно, что соблюдение ее норм напрямую связано с уровнем демократичности того или иного государства – с тем цивилизованным идеалом, к которому стремятся сейчас все страны. Недаром в одной из самых первых статей Конституции РФ зафиксировано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

    Итак, этот наиважнейший документ подчеркивает, что на первом месте стоят права гражданина. На что же я, как гражданин России, имею право в своей стране? Во-первых, право на жизнь. Конституция провозглашает, что каждый, кто родился в РФ, обладает неотъемлемым правом на жизнь – значит, в случае какой-то беды или неблагополучия, он должен рассчитывать на помощь, на защиту со стороны государства и определенных его институтов.

    Кроме того, я, как гражданин свой страны, имею право на уважение моей личности, моего достоинства – «ничто не может быть основанием для его умаления». Помимо этого, я должна рассчитывать, что государство обеспечит мне свободу и неприкосновенность, в случае необходимости - тайну личную и семейной жизни, защиту моей чести и доброго имени.

    Очень важно, что я, помимо всего прочего, имею право на свободу совести, свободу вероисповедания, свободу мысли и слова, свободу труда, свободу массовой информации.

    Кроме того, как гражданин демократического государства, я имею право участвовать в управлении его делами. На практике это реализуется, прежде всего, в том, что по достижении мною совершеннолетия, я могу участвовать в выборах на разных уровнях – начиная от местных и заканчивая президентскими.

    Последний пункт – право в управлении делами государства – направляет нас к другой стороне моей роли гражданина – к моим обязанностям. На мой взгляд, каждый не только имеет право, но и обязан участвовать в жизни государства – только тогда жизнь страны в целом и каждого отдельно взятого человека будет улучшаться и развиваться. Так, участвуя в выборах, например, каждый гражданин контролирует работу избранных им чиновников, государственного аппарата в целом – и это его прямая обязанность, гарантирующая соблюдение его прав.

    Что же еще вменяется в обязанности гражданина РФ? На первом месте стоит соблюдение Конституции и законов России, как федеральных, так и местных. Говоря более подробно, гражданин обязан: платить законно установленные налоги и сборы, защищать свое отечество, заботиться о сохранении природы и окружающей среды, беречь природные богатства, сохранять памятники истории и культуры. Кроме того, Конституция обязывает родителей заботиться о своих детях, их воспитании и образовании (оговаривается получение детьми основного общего образования). В этом важном документе подчеркивается и обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

    Казалось бы - все просто. Я, как гражданин, обеспечена всеми необходимыми мне правами, а наложенные на меня обязанности справедливы и посильны. В чем же причина того, что очень часто обязанности не выполняются, а права не реализуются? Вот здесь мы и подходим к вопросу о том, все ли на самом деле (а не формально, на бумаге) являются гражданами своей страны.

    На мой взгляд, гражданином в полном смысле этого слова можно назвать лишь того, кто: во-первых, знает, о своих правах и обязанностях; во-вторых, стремится их исполнять и реализовывать. А таких людей в нашей стране, на мой взгляд, все еще недостаточно. С чем это связано?

    Думаю, во многом - с прошлым нашей страны, когда человек обладал лишь одними обязанностями, но, по сути, не имел ни одного права (несмотря на Конституцию, которая считалась чуть ли не самой демократичной в мире). Наши бабушки и дедушки не привыкли отстаивать свои права, потому что все знали, что, по сути, от них ничего не зависит. Правду говорят, что, «чем больше империя, тем меньше в ней кажутся граждане».

    Таким образом, на мой взгляд, главная причина гражданской пассивности в советское время крылась в максимальном нивелировании и принижении человеческой личности. Права и обязанности человека – это две стороны одной медали, которые самым тесным образом связаны друг с другом. Если гражданину гарантировано соблюдение его прав, он чувствует, что государство ценит и уважает его, что от него многое зависит. И, следовательно, человек сам начинает по-другому смотреть на свою роль гражданина – более ответственно, более зрело. Он осознает, что во многом сам определяет собственную жизнь и жизнь своих детей. И, в результате, как мне кажется, по-другому начинает относиться к своим обязанностям. И тогда про этого человека можно сказать, что он - полноценный гражданин своей страны.

    Кроме того, рассматривая данный аспект вопроса, не нужно сбрасывать со счетов и личные характеристики человека. В. Белинский говорил: «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин». Личность в полном смысле этого слова – человек развитый во всех отношениях и, прежде всего, нравственно, морально. А, в таком случае, человек прекрасно понимает, что необходимо заботиться о своих детях и родителях, беречь природу, защищать отечество, платить налоги, наконец. Но, кроме этого, личность не существует без чувства собственного достоинства, самоуважения. Поэтому она, неизбежно, будет защищать и отстаивать свои права.

    В связи с этим можно сказать, что, прежде всего, стоит воспитывать себя как личность и тогда, неизбежно, ты будешь хорошим гражданином.

    Нельзя не подчеркнуть и тот факт, что хороший гражданин – это тот, кто из любви к своей родине пытается улучшить жизнь собственной страны. А это значит, он отчетливо видит все недостатки современного ему государства, не прячет и не замалчивает, а указывает на них и участвует в изменении ситуации. В этом плане я полностью согласна с мнением французского философа Шарля Монтескье, который считал, что «нужно быть правдивым во всем, даже в том, что касается родины. Каждый гражданин обязан умереть за свою родину, но никогда нельзя обязать лгать во имя родины».

    Ощущаю ли я себя гражданином своей страны? Думаю, в данный период моей жизни это, скорее всего, проявляется в моей любви к Родине, в моем чувстве патриотизма, в интересе к истории России и к тому, что происходит в настоящем.

    Могу сказать со всей ответственностью, что я горжусь своей страной, горжусь тем, я россиянка, что я являюсь носителем русского языка и русской культуры. Больше того, я хочу, чтобы у моей страны было великое будущее – то, которого она заслуживает. Именно поэтому я буду стремиться стать полноценным гражданином своего государства – чтобы способствовать улучшению собственной жизни, жизни моих родных и близких, а через это – и жизни страны в целом. Думаю, этого должны добиваться и все те, кто считает себя гражданином своей страны, ведь давно уже истиной стало то, что «встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен» (Генри Томас Бокль).