Земельное право ответственность за земельные правонарушения. Состав земель сельскохозяйственного назначения

Исходя из общепризнанных в теории государства и права положений, юридическая ответственность как вид социальной ответственности наступает за совершенное правонарушение и выражается в виде применения государственного принуждения, принудительных мер (санкций). Основанием для применения этих санкций является совершение противоправных деяний, которые могут проявляться в виде действия или бездействия. На земельные отношения распространяется принцип противоправности вреда, не санкционированного законом (ст. 1064 ГК РФ).

Юридическая ответственность как самостоятельный институт земельного права является комплексным правовым институтом, поскольку совершенное правонарушение затрагивает урегулированные законодательством земельные общественные отношения, а меры государственного принуждения (санкции) содержатся в уголовном, административном, трудовом, гражданском и земельном законодательстве. Независимо от форм юридической ответственности решающим обстоятельством их применения выступает совершение земельного правонарушения.

Формы юридической ответственности определяются характером, степенью общественной опасности и содержанием земельного нарушения, наличием или отсутствием вредных последствий, объемами и размерами причиненного ущерба, потерь, убытков, упущенной выгоды, а также правосубъектностью виновного лица, совершившего правонарушение.

Формы и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Если расположить все формы и виды юридической ответственности за земельные правонарушения по возрастающей степени социально-общественной опасности, целей применения ответственности, сложности правового механизма применения той или иной формы ответственности, общую и содержательную характеристику форм и видов юридической ответственности, можно начать с дисциплинарной ответственности .

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения

Дисциплинарная ответственность наступает по нормам трудового законодательства либо в соответствии со специальными уставами, положениями, правилами внутреннего трудового распорядка, регулирующими дисциплину труда и порядок применения дисциплинарных взысканий.

Объектом такого охранительного отношения и правонарушения выступает совокупность трудовых и земельных отношений. Следовательно, субъектом земельного правонарушения может быть лицо, в трудовые обязанности которого входит выполнение функций по организации использования и охраны земельных ресурсов (проведение мероприятий по мелиорации и рекультивации земель).

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

В ст. 75 ЗК РФ устанавливаются дополнительные основания для применения мер дисциплинарной ответственности в случаях, если в результате ненадлежащего исполнения должностными лицами и работниками своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами.

Как вытекает из перечня противоправных деяний, они предполагают наличие специального субъекта правонарушения, должностного лица, наделенного полномочиями по проектированию, либо правом по размещению того или иного объекта, либо правомочиями по вводу в эксплуатацию объектов строительства, проведению землеустройства и т. п.

Материальная ответственность за земельные правонарушения

Объектом земельных правонарушений, влекущих материальную ответственность , также выступает совокупность земельных и трудовых общественных отношений, повлекших причинение вреда. Общие основания возмещения вреда предусмотрены в ТК РФ. Согласно ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, обязана его возместить.

Общие представления о материальной ответственности, ее особенностях и видах сформулированы в ст. 238-244 ТК РФ.

В основе его лежит обязанность работника возместить причиненный работодателю неправомерным поведением вред, связанный одновременно и с нанесением ущерба земельным ресурсам.

Особенность материальной ответственности по трудовому законодательству выражается прежде всего в том, что взысканию при этом подлежит только прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) с работника не взыскиваются. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также имущества третьих лиц, например, арендатора земельного участка, если работодатель по условиям договора аренды несет ответственность за сохранность данного земельного участка, а также обязан произвести затраты, связанные с загрязнением, засорением земельного участка, либо выплаты на приобретение нового земельного участка или на проведение его рекультивации или мелиорации.

Размер ущерба, причиненного работодателю порчей земельного участка и другими противоправными действиями или бездействиями, определяется по фактическим потерям, исчисляемым из рыночных цен на землю, действующих в данной местности на день причинения ущерба.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность за ущерб, причиненный земельными правонарушениями

  • предупреждение;
  • административный штраф ;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставляемого физическому лицу ;
  • административный арест ;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства ;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Самым распространенным видом административного наказания за земельные правонарушения является административный штраф. Административные санкции в виде штрафа установлены за самовольное занятие земельного участка или использование его без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и уничтожение специальных (межевых) знаков границ земельных участков (ст. 7.2 КоАП). Административная ответственность предусмотрена за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта (ст. 7.8 КоАП),

а также незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Объектами многих административных правонарушений выступает совокупность земельных и экологических общественных отношений, перечень которых содержится в гл. 8 КоАП. К числу таких комплексных правонарушений относятся, в частности:

  • несоблюдение экологических требований при планировании и технико-экономическом обосновании проектов, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий или иных объектов (ст. 8.1);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
  • порча земли, в том числе и путем снятия плодородного слоя почвы или ее перемещения или нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.6);
  • использование земли не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8);
  • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

Уголовная ответственность за земельные правонарушения

Составы уголовно-наказуемых деяний, представляющих общественную опасность, причиняющих вред установленному земельному правопорядку, закреплены в Уголовном кодексе РФ (УК РФ) 1. В соответствии со ст. 170 УК РФ преступлением, направленным против установленного земельного правопорядка, признается регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости , а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Совершение этих уголовно-наказуемых деяний влечет за собой наказание штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Следует отметить, что жесткость и размеры уголовных санкций далеко не соответствуют уровню общественно опасных последствий преступлений и тяжести причинения вреда. Выявление таких уголовно наказуемых деяний представляется трудно доказуемым. Этим обстоятельством, по всей вероятности, объясняется фактическое отсутствие уголовных дел данной категории в судах общей юрисдикции.

Более строгие меры уголовного наказания предусматриваются за порчу земли (ст. 254 УК РФ).

Состав правонарушения под общим обозначением «порча земли» излагается следующим образом: отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, — наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, или принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 2 ст. 254 УК РФ). Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок (ч. 3 ст. 254).

Должностные лица (постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти , административно-хозяйственные функции в государственных органах местного самоуправления , государственных и муниципальных учреждениях) могут быть привлечены к уголовной ответственности за использование своих правомочий из корыстной и иной личной заинтересованности, если они повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Примерами таких злоупотреблений являются:

  • незаконное прекращение права собственности на земельный участок, отводимый для индивидуального жилищного строительства;
  • незаконное предоставление земельного участка для строительства коттеджей и приватизация этого земельного участка в пределах особо охраняемых территорий и объектов, либо водоохранных зон и прибрежных защитных полос, либо в пределах залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли или создают угрозу причинения ущерба.

Уголовная ответственность за перечисленные общественно опасные деяния может наступить по ст. 285 УК РФ.

Важнейшая и главнейшая функция права -- поддерживать субъектов земельных правоотношений в русле правомерного поведения, и важным рычагом, обеспечивающим это поддержание, является ответствейность.

Понятие «ответственность» (от слова «отвечать») может рассматриваться как в правовом, так и в неправовом смысле.

Ответственность в правовом смысле предполагает обязательное наличие неблагоприятных последствий юридического характера для лица, нарушившего общеобязательные правила поведения. Например, если гражданин использует земельный участок, предоставленный ему для йгородни-чества, под строительство жилого помещения, то за это наступает ответственность в виде прекращения права пользования участком.

Ответственность в неправовом смысле лишена юридических мер воздействия и обычно носит характер морального внушения лицу, совершившему противоречащий нравственным ценностям проступок. Это лицо подвергается осуждению со стороны окружающих людей, хотя оно и не нарушило закон. Например, строительство увеселительного заведения на месте кладбища жертв репрессий даже с разрешения уполномоченных на то государственных органов является аморальным.

Необходимо также разграничивать правомерное и неправомерное поведение участников земельных правоотношений. Например, выращивание зерновых культур на пашне влечет за собой расход почвенного плодородия. Несмотря на снижение плодородия почвы, данная земледельческая деятельность правомерна, а неправомерной она становится лишь тогда, когда землепользователь не повышает почвенного плодородия, а резко снижаетего.

Любому виду юридической ответственности присущи следующие признаки.

  • 1. Юридическая ответственность представляет собой охранительную функцию государства, а поэтому критерием ее формирования служит степень общественной опасности того или иного нарушения. Так, дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства применяется к виновным работникам лишь в необходимых случаях (ст. 128 КЗоТ). Если общественная опасность дисциплинарного проступка невелика, то наказывать виновного не обязательно; закон предусматривает освобождение от административной и уголовной ответственности лица, совершившего малозначительное административное или уголовное правонарушение (ст. 22 КоАП; ч. 2 ст. 14 УК).
  • 2. Юридическая ответственность не самоцель; она предназначена не только для наказания за совершенное правонарушение, но и для его предупреждения в будущем. Главная ее цель -- исправление и перевоспитание нарушителей.
  • 3. Юридическая ответственность призвана воздействовать прежде всего на сознание нарушителей, поскольку безмотивного правонарушения не бывает и прежде чем быть объективно совершенным, оно формируется в мозгу правонарушителя. Поэтому применение ответственности осуществляется с соблюдением требования субъективного вменения. Например, недопустимо применять административные и уголовные наказания к лицам, совершившим административный проступок или преступление в состоянии невменяемости (ст. 20 КоАП; ст. 21 УК); в состоянии крайней необходимости (ст. 18 КоАП); необходимой обороны (ст. 37 УК).
  • 4. Юридическая ответственность действенна только тогда, когда она применена своевременно. Опоздание снижает эффективность наказания, а поэтому законом установлен срок давности применения юридических мер. Так, дисциплинарная ответственность не наступает в отношении виновного, если со дня обнаружения проступка прошло свыше месяца (ст. 136 КЗоТ); административное наказание не применяется после двух месяцев со дня обнаружения правонарушения (ст. 38 КоАП), а сроки привлечения к уголовной ответственности дифференцированы в зависимости от видов преступлений.
  • 5. Юридическая ответственность является всеобъемлющим институтом права; она обеспечивает исполнение практически всех правовых норм, поскольку обязательным элементом любой правовой нормы является санкция -- мера воздействия за совершенное нарушение, несоблюдение или ненадлежащее соблюдение требования закона.

Жизнь бесконечно сложна, а это обусловливает потребность в специализации лиц, занимающихся в соответствии с законом применением правовых норм. Например, применение земельно-правовой ответственности, предусмотренной ЗК, распределено между Госкомземом и Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды; государственный орган специализируется на применении ответственности за экономические правонарушения (самовольный захват земли, самовольное строительство, нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земли и т. п.), а второй -- на применении ответственности за экологические правонарушения (загрязнение земель, порча и уничтожение плодородного слоя почвы, размещение объектов, отрицательно влияющих на состояние земель и т. п.).

6. Юридическая ответственность наступает за конкретное нарушение закона. Например, формулировка ст. 50 КоАП «бесхозяйственное использование земель» не позволяет применить предусмотренное данной статьей наказание, поскольку она абстрактна.

В силу этого основанием ответственности за нарушение земельного законодательства обязательно является полный состав проступка, правонарушения или преступления.

  • 7. Юридическая ответственность обязательно наступает за правонарушение, которое доказано. Например, доказательством самовольного занятия земли является протокол об этом нарушении (ст. 234 КоАП), показания свидетеля (ст. 251 КоАП), иные доказательства (ст. 231 КоАП).
  • 8. Юридическая ответственность применяется с соблюдением установленной законом процедуры. Так, до наложения дисциплинарного наказания от виновного работника должны быть истребованы объяснения по данному проступку (ст. 136 КЗоТ РСФСР); применение административных наказаний осуществляется с соблюдением процедуры, закрепленной ст. 225--276 КоАП; применение уголовной ответственности по земельным преступлениям осуществляется в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ и т. п.
  • 9. Лицо считается привлеченным к юридической ответственности и наказанным лишь в определенный ограниченный промежуток времени. Например, лицо, подвергнутое дисциплинарному взысканию за земельные правонарушения, считается автоматически не подвергнутым ему, если в течение года после наложения взыскания оно не подвергалось новому наказанию (ст. 137 КЗоТ); такое же положение предусмотрено для лиц, наказанных в административном порядке (ст. 39 КоАП); предусмотрено погашение судимости для лиц, подвергавшихся уголовному наказанию (ст. 83 УК РФ).
  • 10. Юридическая ответственность может не применяться за нарушения земельного законодательства, если потребность в ней отпала и лицо либо может быть исправлено без применения наказания, либо наказание, понесенное данным лицом, оказалось достаточным для его исправления. Например, нарушитель, уничтоживший межевой знак землепользования, с учетом его личности и характера совершенного проступка, может быть освобожден от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение трудового коллектива (ст. 21 КоАП); дисциплинарное наказание, наложенное на работника за нарушение земельного законодательства, может быть досрочно снято, если работник добросовестным трудом доказал обратное и не допустил дальнейших нарушений (ст. 137 КЗоТ).

Таковы общие признаки юридической ответственности.

Юридическая же ответственность за нарушения земельного законодательства имеет ряд специфических признаков.

  • 1. Нарушения, за которые применяется данный вид ответственности, всегда связаны с землей. Например, строительство объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
  • 2. Связь с землей имеет различные формы. Например, потрава посевов (ст. 96 КоАП), непринятие мер по борьбе с сорняками (ст. 99 КоАП), нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками (ст. 97 КоАП), самовольное сенокошение и пастьба скота на землях гослесфонда (ст. 68 КоАП) и др.
  • 3. Нарушения только тогда можно считать земельно-правовыми, когда связь с землей является непосредственной. Например, нельзя считать земельным нарушением несоблюдение водителями транспортных средств разметки проезжей части дорог (ст. 115 КоАП), но следует отнести к числу земельных правонарушений умышленное повреждение дорог (ст. 131 КоАП), нарушение участков, прилегающих к полосе отвода автомобильных дорог (ст. 131 КоАП), нарушение правил содержания дорог (ст. 134 КоАП) и др.
  • 4. Юридическую ответственность можно подразделить на традиционную и специальную.

К традиционным видам ответственности относится дисциплинарная, административная, имущественная (гражданско-правовая и материальная) и уголовная ответственность.

К специальной юридической ответственности следует отнести меры правового воздействия на нарушителей земельного законодательства, предусмотренные ЗК и дополняющим его земельным законодательством.

Такое подразделение видов ответственности имеет практическое значение. Так, согласно ст. 25 КоАП за одно административное земельное правонарушение может быть назначено одно административное наказание (либо основное и дополнительное взыскание). Однако закон не запрещает применять наряду с административными иные специальные наказания (лишение права пользования земельным участком, обязанность снести самовольно возведенное строение и т. п.).

Обоснованием любого из видов наказаний за нарушения земельного законодательства является наличие состава правонарушения, отсутствие которого в поведении виновного лица исключает применение к нему юридической ответственности.

Состав правонарушения включает в себя четыре основных элемента, которые в свою очередь имеют сложное содержание. Рассмотрим их по отдельности.

Первым элементом состава правонарушения является объект, на который совершено посягательство. В понятие «объект» земельного правонарушения входят:

земельный участок, на который совершено посягательство. Например: в качестве объекта правонарушения участок выступает при самовольном его захвате, захламлении, заражении карантинйыми организмами и т. п.;

имущественные объекты, связанные с землей. К ним относятся, к примеру, строения и сооружения на земельных участках; посевы; дорожные покрытия и т.п. (ст. 96, 143, 131 КоАП);

правила использования земель. Например, порядок исполнения проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 53 КоАП), порядок возврата временно занимаемых земель (ст. 52 КоАП), обязательные мероприятия по охране земель (ст. 50 КоАП) и др.;

охраняемая экологическая обстановка, в условиях которой находится земельный участок.

В состав преступления входят только те элементы объекта, которые находятся под охраной закона, предусматривающего уголовную ответственность по конкретному составу правонарушения. Например, уголовным законом караются корыстные злоупотребления должностных лиц, принимающих те или иные решения по поводу земли.

Вторым элементом состава правонарушения является субъект данного правонарушения, т.е. то лицо, которое его совершило и должно за это нести ответственность.

Субъект правонарушения, как правило, лицо физическое либо юридическое. Например, иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (ст. 17 КоАП).

Субъект должен отвечать признакам, без наличия которых он не может считаться таковым. Это, например, достижение необходимого возраста (ст. 13, 14 КоАП; ст. 87 УК); вменяемость (ст. 20 КоАП; ст. 21 УК); по занимаемому положению подпадение под действие норм об ответственности. К примеру, недолжностное лицо не может нести ответственность за должностные правонарушения, а должностное лицо ответственно как за общие, так и за должностные правонарушения, совершенные виновно.

Третьим элементом состава правонарушения является объективная сторона, которая включает в себя:

  • а) противоправное деяние субъекта как обязательный элемент, выражающееся в действии, бездействии или ненадлежащем действии. Например, неправомерным действием считается самовольное строительство на земельном участке (ст. 143 КоАП); неправомерным бездействием -- невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от ветровой эрозии (ст. 50 КоАП); неправомерным ненадлежащим действием -- несвоевременный возврат временно занимаемых земель (ст. 52 КоАП);
  • б) факультативные элементы объектиййой стороны:

место правонарушения. Так, использование участков земель лесного фонда для возведения построек является квалифицирующим обстоятельством для привлечения к ответственности по специальной статье 61 КоАП; самовольное сенокошение наказуемо в административном порядке, если оно совершено на названных землях (ст. 68 КоАП);

способ совершения нарушений. Например, использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, является основанием для изъятия этого земельного угодья;

обстановка совершения правонарушения. Так, неправомерное землепользование, ведущее к ухудшению экологической обстановки, дает право прекратить такое землепользование;

средство, с помощью которых совершено правонарушение. Если, например, самовольное занятие земельного участка сопровождалось высеванием на нем наркотикосодержащих культур (конопли, опийного мака), запрещенных к возделыванию;

причинная связь между деянием и вредными последствиями. Четвертым элементом состава правонарушения является субъективная сторона правонарушения, имеющая также обязательные и факультативные признаки.

Обязательным признаком является вина субъекта правонарушения в совершенном им деянии, выражающаяся в умысле или неосторожности (ст. 11,12 КоАП, ст. 25, 26 УК). Например, использование земельного участка не по целевому назначению совершается умышленно, нерациональное же использование земли совершается, как правило, по неосторожности вследствие недостаточных земледельческих знаний, из-за неумения организовать работу земледельческого предприятия, из-за несвоевременного проведения земледельческих мероприятий и т. п.

К числу факультативных признаков состава правонарушения относятся:

цель совершения данного деяния. Например, ответственность за внесение должностным лицом в Земельно-кадастровую книгу предприятия заведомо ложных сведений образует состав преступления лишь при наличии корыстных целей или иных побуждений;

мотивы, под влиянием которых совершено правонарушение. Например, уничтожение межевых знаков землепользования, совершенное из хулиганских побуждений, загрязнение земель под влиянием этих мотивов следует квалифицировать как хулиганство. При отсутствии в деянии лица, совершившего нарушение земельного законодательства, хотя бы одного из перечисленных элементов состава правонарушения, оно не подлежит юридической ответственности. Так, виновного нельзя привлечь к ответственности по ст. 541 КоАП (самовольный захват земли), если он самовольно занял брошенный кем-то жилой дом (отсутствует объект правонарушения); нельзя привлечь за потраву естественных угодий (отсутствует объективная сторона правонарушения, предусматривающая потраву посевов в хозяйстве, т.е. искусственно созданных произрастаний); нельзя привлечь рабочего полеводства за невыполнение обязательных противоэрозионных мероприятий (отсутствует субъект правонарушения по данному составу, каковым должно быть должностное лицо); нельзя привлечь к ответственности за неиспользование земельного участка, который законсервирован в установленном порядке (отсутствие вины субъекта).

Состав правонарушения отсутствует, если нет хотя бы части одного из перечисленных четырех элементов. Например, нельзя привлечь за самовольное сенокошение на землях сельскохозяйственного назначения по ст. 68 КоАП РСФСР, поскольку отсутствует такой элемент объективной стороны правонарушения, как место его совершения, а именно: леса или земли лесного фонда. Подводя итог изложенному. Можно сделать выводы:

  • 1. Ответственность за нарушения в отношении земли может быть юридической и неюридической (моральной).
  • 2. Юридическая ответственность наступает за нарушения земельного

законодательства, и ей присущи такие признаки, как охранительная функция государства, предназначенная для устранения нарушений, применяемая за виновное нарушение земельного законодательства, своевременно, дифференцированно, за конкретное нарушение закона, которое доказано с соблюдением установленной процедуры; и наконец, примененное наказание числится за нарушителем определенный промежуток времени, давая ему возможность исправиться.

  • 3. Специфика земельной ответственности выражается в том, что нарушения, за которые она применяется, всегда связаны с землей, эти связи многообразны, но всем им присуща непосредственность (производность от земли).
  • 4. По степени связи нарушений с землей, юридическую ответственность можно подразделить на традиционно применяемую и специальную.
  • 5. Для привлечения к юридической ответственности за нарушения земельного законодательства необходимо, чтобы нарушение содержало состав правонарушения.
  • 6. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава правонарушения или даже части элемента, состав правонарушения считается отсутствующим, и наказание применять нельзя.

Ответственность нужно понимать в двояком смысле:

1. юридическая ответственность как правовой институт (в объективном смысле) – это совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия за совершение правонарушения в области использования и охраны земель и порядок их возложения на правонарушителя;

В субъективном смысле юридическая ответственность – это обязанность лица, виновного в совершении правонарушения, претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные законом или договором.

Основные функции ответственности:

1. штрафная (репрессивно-карательная);

2. предупредительно-восстановительная (превентивная);

3. правовосстановительная (компенсационная).

Основанием ответственности является земельное правонарушение. Земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние, нарушающее права, законные интересы и (или) правовые нормы, регулирующие отношения в области использования, управления и охраны земель.

Особенностью ответственности за земельные правонарушения является то, что привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности возместить убытки и устранить последствия земельного правонарушения.

В состав правонарушения входят 4 элемента:

1. объект;

Общим объектом земельных правонарушений являются правоотношения в области использования, управления и охраны земель. Специальным объектом могут быть отношения права собственности на землю, порядок ведения кадастра недвижимости, отношения в сфере управления.

2. объективная сторона;

Выражается в форме противоправного деяния (как правило, в форме действия, либо бездействия), а так же причинной связи между последствием и причинённым вредом. Земельные правонарушения могут иметь формальный состав и материальный состав. Может характеризоваться факультативными элементами (нецелевое использование водоохранных зон – место использования);

3. субъект;

Любые лица: граждане, юридические лиц, должностные лица. Они могут быть непосредственными участниками земельных отношений (собственниками, землевладельцами, землепользователями), либо могут быть опосредованными (при самовольном захвате земельного участка);

4. субъективная сторона.

Это вина (умысел либо неосторожность). Как правило, правонарушения совершаются с косвенным умыслом.

Виды ответственности в сфере использования и охраны земель:

1. административная ответственность;

2. уголовная ответственность;

3. дисциплинарная ответственность;

4. гражданско-правовая ответственность;

5. земельно-правовую ответственность. 1. Земельно-правовая ответственность.

Вопрос о наличии, отсутствии земельно-правовой ответственности – спорный.

Земельно-правовая ответственность принимается не так часто.

Специфической санкцией земельно-правовой ответственности является земельного участка у собственника либо принудительное прекращение прав на земельный участок.

Специфический порядок применения этой санкции, он определен в ст. ст. 44–47, 54 ЗК, 284–286 ГК, ст.6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Субъекты: собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи. Арендаторы земельно-правовой ответственности не несут, они несут гражданско-правовую ответственность.

Законодатель установил 2 различных вида порядка применения земельно-правовой ответственности:

1. прекращение прав у землевладельцев и землепользователей;

Основание для принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, право безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения определены в ст.ст. 45 и 47 ЗК.

Принудительное прекращение данных прав производится в следующем порядке:

1) при наличии правонарушения, предусмотренного ст. 45 и 47 ЗК, орган государственного земельного контроля налагает административное взыскание и одновременно выносит предупреждение о необходимости устранения нарушения;

2) в этом предупреждении указывается допущенное правонарушение (его содержание, суть), устанавливается срок для устранения допущенного правонарушения; разъясняются права земледельца, землепользователя в случае принудительного прекращения прав; указывается возможность принудительного прекращения прав;

3) Если в течение установленного срока правонарушение не будет устранено, орган Госземконтроля направляет в суд заявление о принудительном прекращении права на земельный участок. По истечении 10 дней с момента вынесения решения, данный орган (который предоставил участок) уведомляет о таком решении орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

2. изъятие у собственника.

Основанием для изъятия земли у собственника являются:

1) неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства или строительства в течение 3-х лет, если более длительный срок не предусмотрен законом (ст. 8.8 КоАП);

2) использование земельного участка с грубым нарушением правил рационного использования земель, установленных земельным законодательством;

В соответствии со ст. 285 ГК грубым нарушением правил рационального использования понимается использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки.

3) ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения.

Предусмотрено ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”– ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения. Случаи должны указываться в ЗК РФ.

При наличии оснований право собственности принудительно прекращается в судебном порядке путём продажи с публичных торгов. В соответствии со ст.286 ГК требуется 2 условия для того, чтобы орган обратился в суд:

1) необходимо заблаговременно предупредить собственника о допущенных нарушениях (п.3 ст. 53 ЗК можно использовать по аналогии);

2) отсутствует письменное согласие собственника земельного участка на добровольное исполнение решения об изъятии земельного участка.

Лицо, которое распоряжается соответствующими земельными участками, должно уведомить собственника о решении о прекращении права собственности.

В суд с требованием об изъятии земельного участка обращается орган Госземконтроля (хотя законе прямо не определено). При изъятии земель сельскохозяйственного назначения в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ или в случаях установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

Вырученная на торгах сумма не полностью возмещается собственнику. Из неё вычитаются расходы на исполнение судебного решения (ст. 240 ГК по аналогии). 2. Административная ответственность за земельные правонарушения.

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП либо законами субъектов Российской Федерации предусмотрена и установлена административная ответственность.

Субъектами являются физические лица, в том числе должностные, и юридические лица. В земельном законодательстве юридические лица рассматривались как субъекты административной ответственности с 1991 года.

Должностное лицо – это лицо, которое наделено организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, вооруженных силах, а так же лицо, которое осуществляет функции представителя власти в силу служебного положения.

Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности с 16 лет Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности физическое лицо (должностное лицо).

В соответствии с требованиями земельного кодекса, если к административной ответственности привлечено юридическое лицо за ввод объекта в эксплуатацию, его строительство и в результате такого строительств (ввода) был причинен ущерб земельным участкам, то ответственности так же подлежат соответствующие должностные лица (главный инженер или другое лицо, которое выполняет соответствующие обязанности).

Основные санкции:

1. административный штраф;

2. предупреждение.

Можно выделить три группы составов земельных правонарушений, за которые предусмотрена ответственность:

1. правонарушения в сфере права собственности и иных прав на землю (нап., самовольное занятие земельного участка

использование земельного участка без надлежаще оформленных документов);

2. противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охрану (например, использование не по целевому назначению, неиспользование земельного участка для строительства);

3. деяния, нарушающие правила управления в сфере использования и охраны земель (напр., сокрытие информации для ведения кадастра недвижимости).

Компетенция органов по привлечению виновных лиц к ответственности устанавливается гл. 23 КоАП (в основном это суды). 3. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.

Возможно две формы гражданско-правовой ответственность:

1. возмещение в натуре (восстановление прежнего состояния земельного участка);

2. возмещение убытков (ст. 15 ГК).

В соответствии с Земельным кодексом причиненный земельными правонарушениями вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях (см. ст.76 и 62 ЗК).

Существует два вида гражданско-правовой ответственности:

1. договорная – наличие договорной связи между правонарушителем и потерпевшим;

2. внедоговорная (чаще используется этот вид ответственности).

При возмещении вреда земельному участку как природному ресурсу применяются методики и таксы в соответствии со ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Земельный участок является не только объектом недвижимости, но и частью окружающей среды. Если вред причинен земле как имуществу, то размер убытков доказывает собственник земли. 4. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.

Два состава преступлений за земельные правонарушения предусмотрены в УК: порча земель (ст. 254 УК); государственная регистрация незаконных сделок.

Порча земель (ст.254 УК).

За порчу земель предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (в зависимости от последствий).

Порча земель – это ухудшение физических и биологических свойств почвы, снижение ценности земли.

Объект – это общественные отношения в области использования и охраны земель.

Объективная сторона – это действие или бездействие в форме отравления, загрязнения или иной порчи земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Необходимым условием является наступление последствий:

Этот состав материальный. Необходимым условием является вред, который выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели леса; гибели животных; загрязнении водных объектов, атмосферы воздуха; гибели водных биоресурсов.

Вред здоровью человека может выражаться:

· причинение вреда тяжелой, средней, легкой степени;

· временная или постоянная утрата трудоспособности;

· расстройство здоровья.

Субъект – специальный, это лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее хранение, использование или транспортировку соответствующих веществ.

Субъективная сторона – умысел (как косвенный, так и прямой), при смерти человека – неосторожность к данному последствию.

Квалифицирующие составы:

1. ч. 2 предусматривает совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

2. ч. 3 – причинение по неосторожности смерти человека.

Государственная регистрация незаконных сделок с земельными участками (ст.170 УК).

3 состава объективной стороны:

1. регистрация незаконной сделки с земельным участком, т.е. предание юридической силы сделке без достаточных правовых оснований;

2. искажение учётных записей кадастра недвижимости, т.е. их несоответствие фактическим, качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка;

3. умышленное занижение размеров платежей за землю (т.е. уменьшение земельного налога или арендной платы).

Объект – общественные отношения в области учета и оборота земельных участков.

Субъект – это должностные лица, использующие своё должностное положение (должностные лица Росреестра, должностные лица налоговых органов).

Субъективная сторона – прямой умысел, обязательным элементом субъективной стороны является корысть или иная личная заинтересованность. 5. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

В основе лежит дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Субъект – специальный, это лицо, которое состоит с работодателем в трудовых, служебных отношениях, т.е. является работник, в обязанности которого входит соблюдение или исполнение норм земельного законодательства (землеустроители, агрономы, механизаторы и иные лица).

Объектом являются трудовые и земельные отношения (в сфере использования, управления, охраны земель).

Меры дисциплинарной ответственности установлены в ТК (общие: замечание, выговор, увольнение). Порядок применения предусмотрен в ТК РФ, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ. ФЗ, уставами, положениями о дисциплине могут предусматриваться дополнительные меры ответственности.

В течение месяца с момента обнаружения должны быть применены соответствующие санкции.

Приказ о наложении взыскания объявляется под расписку. Он может быть обжалован в КТС и в суд.

Еще по теме Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения.:

  1. Тема 12. Юридическая ответственность за земельные правонарушения
  2. Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения.
  3. § 3. Меры административной ответственности как правовые последствия экологического правонарушения
  4. § 2. Нормативно-правовая основа конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения.
  5. Принципы ведения государственного земельного кадастра
  6. Правотворчество органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по ведению государственного земельного кадастра
  7. § 3. Сравнительно-правовой анализ отношений ответственности за налоговые и административные правонарушения
  8. § 1. Сущность и содержание юридической ответственности за нарушения в сфере земельных отношений в Российской Федерации
  9. § 2. Становление и развитие административной ответственности за земельные правонарушения в СССР и Российской Федерации
  10. § 3. Соотношение административной и специальной земельно-правовой ответственности за использование земельных участков с нарушением законодательства Российской Федерации
  11. § 1. Земельное правонарушение как основание применения административной ответственности и их классификация
  12. § 2. Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль как основные инструменты выявления земельных правонарушений

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).

Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 - ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.

Земельное правонарушение, как любое иное правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответс твенность.

Объект земельного правонарушения - общественные отношения в области охраны и использования земель. В качестве конкретного предмета правонаруше-ния выступает конкретный земельный участок, земельные распорядки, права собствен-ников, владельцев, пользователей, арендаторов земли. Объективная сторона земельного правонарушения - это конкретные деяния нару-шителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следст-вием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причи-нение им вреда. Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправность поведения; причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных за-конных прав участников земельных правоотношений; причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.

Субъекты земельного правонарушения - граждане или юри-дические лица, которые нарушили нормы земельного зако-нодательства (ими могут быть как граждане РФ и других госу-дарств, так и иностранные предприятия и организации). Субъектами правонаруше-ния выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земель-ного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисципли-нарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной - должностные лица и граждане, админист-ративной и гражданско-правовой - граждане, должностные лица и юридические лица. Субъективную сторону земельного правонарушения составляет психическое от-ношение субъекта к совершаемому деянию, то есть как нарушитель относится к совер-шаемому деянию. Субъективная сторона характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Закон предусматривает две формы вины: умысел и неосторожность. Умышленным яв-ляется земельное правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление вредных последствий своего поведения и желает (прямой умысел), либо сознательно допускает (косвенный умысел) их. Неосторожность (халатность) бывает двух видов: са-монадеянность (легкомыслие) и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, ко-гда лицо, нарушившее требования закона, предвидело общественно вредные послед-ствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывало избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидело наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Признаки и виды земельных правонарушений

В действующем законодательстве РФ нет точного определения понятия «земельные правонарушения». Однако по общему правилу, под земельным правонарушением следует понимать противоправное деяние (действие или бездействие), направленное против установленного Конституцией РФ и иным законода-тельством земельного строя, порядка управления и пользования землей, ее охраны, а также против земельных прав и интересов юридических лиц и граждан.

Выделяют следующие виды земельных правонарушений:

В области охраны собственности: самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения (лицензии), либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); порча земель (загрязнения, снятие плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения и занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд; использование земли не в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории и разрешенными видами использования; нарушение требований по рациональному использованию предоставленных земельных участков.

В области охраны окружающей среды и природопользования: несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; неправомерный отказ в выдаче, сокрытие, искажение информации о состоянии окружающей природной среды и земельных участков, непосредственно затрагивающих земельные права и интересы гражданина; нарушение правил охраны водных объектов, водопользования, эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств; нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума; нарушение правил лесопользования, побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов; порча сельскохозяйственных и иных земель, несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель и противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель; нарушение установленного режима использования земель с особыми условиями их использования; нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной, ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель; уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства.

Земельные правонарушения могут классифицироваться как:
- гражданско-правовые правонарушения, к которым относятся: порча земель, самовольное занятие территорий, уничтожение знаков и указателей, застройка вблизи залегания полезных ископаемых, использование не по целевому назначению и т.д.;
- уголовные правонарушения , то есть совершение сделок с искаженными учетными данными или в форме, несоответствующей нормам законодательства, занижение размеров земельных платежей, нарушение правил и режимов особо охраняемых зон, производство работ без соблюдения мер защиты и охраны окружающей среды, несоблюдение ветеринарных, санитарно-эпидемиологических и иных требований;

Виды и особенности ответственности за земельные правонарушения

Виды ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель закреплены в Гл. XIII ЗК РФ. Они различаются по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность и применяются на основании конкретного нормативно-правового акта. Особо оговорено возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Административная ответственность. Субъектами этого вида ответственности могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Ответственность выражается в конкретно определенных составах административных проступков. Перечень земельных правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к этому виду ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение. Административные взыскания применяются только теми должностными лицами и государственными органами, которые оговорены в законе (в пределах их компетенции). Сроки наложения штрафов: два месяца со дня обнаружения правонарушения (в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения). Административная ответственность применяется в соответствии с определенным законом процессуальным порядком. Этот вид ответственности за нарушение земельного законодательства наступает: за экономические правонарушения (ст.7.1. Кодекса об административных правонарушениях - КоАП РФ); за экологические правонарушения (ст.8.6. КоАП РФ); за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст.10.9 КоАП РФ). Дисциплинарная ответственность может быть применена только к работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда). Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону. Ответственность наступает за нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, правам и интересам собственников. Вред возмещается независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Понятие вреда можно определить как умаление имущественного блага.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства возникает на основании ст.75 ЗК РФ. Субъектом дисциплинарной ответственности может выступать только работник (рабочий или служащий), в чьи трудовые функции входит соблюдение земельно-правовых норм. В данном случае нормы трудовой дисциплины одновременно являются и нормами трудового законодательства. Она может представлять собой применение дисциплинарных взысканий: а) к работнику, не исполнившему, либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности (ст.192 Трудового кодекса - ТК РФ); б) к должностному лицу (в случае несоблюдения трудовых и иных норм, повлекшие за собой ущерб земле и ее недрам). Имущественная ответственность возникает вследствие совершения действий, не относящихся к категории сделок с землей.

Дисциплинарные взыскания применяются только за те нарушения, которые произошли в период рабочего времени. При применении дисциплинарной ответственности за земельные правонарушения закон не требует жесткой процессуальной процедуры, руководителю достаточно истребовать объяснение от нарушителя. Приказ о взыскании выносится администрацией предприятия, где работает данное лицо. Дисциплинарная ответственность может быть применена одновременно с административной и материальной. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность. Трудовым законодательством предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.231, 260 УК РФ).

Также УК РФ предусмотрены санкции за: нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст.249); нарушение правил охраны и использования недр (ст.255); незаконная порубка деревьев (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст.261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Порядок осуществления уголовной ответственности на нарушение земельного законодательства регламентирован наиболее детально и определяется уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уго-ловной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Уголовная ответственность наступает только за те общественно опасные действия (бездействия) лица и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение (невиновное причинение вреда) не допускается. Ряд принципов уголовной ответственности закреплен в международных пактах и конституционном законодательстве (принцип законности, справедливости, гуманизма). Субъектом уголовной ответственности не может выступать юридическое лицо. В случае привлечения к уголовной ответственности группы лиц они признаются соучастниками преступления, и ответственность для каждого из них назначается с учетом степени и характера участия в преступлении.Привлечению определенного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого предшествуют: возбуждение уголовного дела по факту преступления; сбор и исследование относящихся к этому делу доказательств. Решающей стадией уголовной ответственности является рассмотрение дела в судебном заседании. Отношения уголовной ответственности завершаются отбытием наказания, назначенному осужденному, либо освобождением от наказания.

Согласно ранее действующему Уголовному кодексу (УК РФ) основным общественно опасным деянием признавался самовольный захват земли (ст. 199 УК РФ). Ныне это действие относится к административным правонарушениям. В новом УК РФ выделена отдельная глава (Гл.26 «Экологические преступления», которая включает в себя 17 статей. Основная из них - ст. 254 («Порча земли»), предусматривающая за данное деяние: штраф от 200 до 500 размеров минимальной оплаты труда; наказание в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; исправительные работы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - ограничение свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок. Деяния, предусмотренные в первом или во втором случае, повлекшие за собой по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Земельно-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства представляет собой принудительное изъятие земельных участков у граждан в связи с совершением неправомерных действий. Порядок и содержание этого вида ответственности установлены ст. 44-48, 50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 Гражданского кодекса (ГК РФ). Законодательство разграничивает основание и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей, поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель. Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок. В случае неустранения правонарушения в указанный срок, орган, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд. Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный ор-ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости и убытков, связанных с изъятием. В тоже время прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.

Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Уголовным кодексом РФ предусматриваются преступления, связанные с земельными отношениями. Например, в ст. 254 УК РФ «Порча земли» предусмотрена ответственность за отравление, загрязнение земли вредными продуктами вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный вред. Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и др. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций и иными нормативными правовыми актами. выражается в принудительном изъятии земельного участка у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования.

Земельно-правовая ответственность выражается в принудительном изъятии земельного участка (прекращении права) у собственников, землепользователей, землевладельцев за систематическое нарушение правил его использования. Принудительное изъятие у собственника его земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного, иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Принудительное изъятие у землепользователей, землевладельцев земельного участка осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Земельный участок может быть изъят посредством принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом госвласти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предоставившего земельный участок. В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган госвласти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду ненадлежащего использования в исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления. Уполномоченный орган власти направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вреда. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

48. Понятие и состав земель с\х назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Состав земель сельскохозяйственного назначения:

– сельскохозяйственные угодья;

– земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных(вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

– гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

– хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

– некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

– казачьими обществами;

– опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; – общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законами субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование и оборот земельных участков (земельных долей) из земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».