2 уровень допуска секретности. Третья форма допуска к государственной тайне

Александр, добрый день.

Можете уточнить, Вам не пояснили входит ли занимаемая Вами должность в номенклатуру должностей согласно которой требуется оформление второй формы?

1. Имеет ли право организация заставить оформлять вторую форму допуска под угрозой увольнения?

Александр

Под угрозой увольнения нет.

Согласно ст. 21 Закона РФ «О государственной тайне»

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Но, если должность включена в указанную номенклатуру - то Вас могут уволить по ст. 77 ТК РФ

Основаниями прекращения трудового договора являются:
7) отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая статьи 74 настоящего Кодекса);

Увольнение по указанному основанию будет предопределено необходимостью Вашего перевода на другую должность, замещение которой не предполагает наличия допуска по второй форме.

Согласно ст. 74 ТК РФ

В случае, когда по причинам,связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

При этом Вам должна быть предложена иная работа.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

И лишь при отсутствии таковой или Вашего отказа от перевода - Вас могут уволить.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

2. Накладывает ли наличие второй формы допуска (без ознакомления с документацией с грифом СС под роспись) ограничения на выезд за границу?

Александр

В том случае, если Вы фактически не будете ознакомлены с документами - то выезд все равно ограничивается в силу самого факта заключения трудового договора.

В силу ст. 15 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:
1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации , при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором ( контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Имеет ли право организация после оформления второй формы забрать загранпаспорт на хранение в первый отдел при условии, что я оформлял его себе лично еще задолго до того, как устроился в эту организацию?

Александр

Да, но только паспорт сдается в подразделение его выдавшее.

В силу ст. 18 упомянутого закона

В случае, если выезд из Российской Федерации гражданина Российской Федерации ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, его паспорт (паспорта) подлежит (подлежат) передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта.

,

4. Имеет ли право организация после оформления второй формы допуска запретить мне выезд за границу, при условии, что я НЕ буду ознакомлен с документацией с грифом СС?

Александр

Запрещает Вам не организация - ограничения будут наложены в ФСБ России с последующем уведомлением подразделения по вопросам миграции и пограничной службы

Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Свернуть

Уточнение клиента

"В том случае, если Вы фактически не будете ознакомлены с документами - то выезд все равно ограничивается в силу самого факта заключения трудового договора."

Какого трудового договора? Есть трудовой договор, который организация заключает со мной при принятии на работу, а есть договор, который организация заключает с заказчиком на выполнение тех или иных видов работ. Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за границу. Однако, если Вас правильно понял, как только организация заключит такой договор, то сотрудники со второй формой допуска получат запрет на выезд из страны даже если не ознакамливались с документацией с грифом СС? Так? Или же после присвоения мне второй формы допуска должен быть пересмотрен мой трудовой договор с организацией, в котором будет прописано ограничение на выезд за границу? Тогда вопрос, может ли быть такое, что вторая форма допуска будет оформлена, однако, в моем трудовом договоре с организацией не будет прописано данное ограничение, или же оно прописывается в обязательном порядке по факту присвоения второй формы допуска?

"Можете уточнить, Вам не пояснили входит ли занимаемая Вами должность в номенклатуру должностей согласно которой требуется оформление второй формы?"

    • получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      Какого трудового договора? Есть трудовой договор, который организация заключает со мной при принятии на работу, а есть договор, который организация заключает с заказчиком на выполнение тех или иных видов работ. Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за границу. Однако, если Вас правильно понял, как только организация заключит такой договор, то сотрудники со второй формой допуска получат запрет на выезд из страны даже если не ознакамливались с документацией с грифом СС?

      Александр

      В том случае, если сотруднику будет изменена форма допуска к трудовому договору подлежит заключение дополнительное соглашение, в котором отражаются обязательства, принимаемые на себя сотрудником в связи с измененной формой допуска.

      В силу постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63

      «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

      10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2).

      С этого момента и до окончания срока действия договора (увольнения) - действуют ограничения на выезд.

      Фактическое ознакомление с документами составляющими государственную тайну (с грифом совершенно секретно) - является отправным моментом для расчета пятилетнего срока действия ограничений после увольнения.

      Что касается возможности выезда - она существует, но для этого необходимо получение разрешения на выезд. Если такое разрешение будет оформлено - то можете выехать за границу. В каждом случае выезда, оформляется самостоятельное разрешение.

      Поэтому речь идет не о запрете, а об ограничении выезда.

      Да, открыто мне этого не пояснили. Сказали только, что мол всех переводим на вторую форму допуска. Как узнать эту номенклатуру?

      Александр

      Сведения об этом имеются в «первом отделе» и Вы можете обратиться с письменным заявлением к работодателю о причинах изменения формы допуска - соответственно он в своем ответе может сослаться на наличие такой номенклатуре.

      19. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (далее - номенклатура должностей).
      20. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (далее - режимно-секретное подразделение) и подписывается его руководителем.
      21. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.
      26. Форма допуска гражданина к государственной тайне должна соответствовать форме допуска, предусмотренной номенклатурой должностей.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за границу.

      Александр

      Этим, скорее всего и объясним их выезд. При оформлении разрешения на выезд указывается, что лицо, несмотря на наличие у него допуска фактически не ознакомлено с совершенно секретными сведениями. что облегчает процедуру прохождения оформления разрешения на выезд.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      "Этим, скорее всего и объясним их выезд. При оформлении разрешения на выезд указывается, что лицо, несмотря на наличие у него допуска фактически не ознакомлено с совершенно секретными сведениями. что облегчает процедуру прохождения оформления разрешения на выезд. "

      Просто начальник первого отдела говорит, мол оформляй вторую форму, все равно будешь ездить, как ездил, если не станешь знакомиться с документами с грифом СС. Я же опасаюсь, что на деле может получиться иначе. У меня немало коллег с других организаций, которые при второй форме допуска даже будучи неознакомленные с документами не могут выезжать за границу. Не хотелось бы попасть в своего рода западню.

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      То есть, как только организация получит заказ, требующий работы с совершенно секретными документами, вне зависимости от того, ознакомлен сотрудник с ними или нет, если у него есть вторая форма допуска, то процедура получения разрешения на выезд будет значительно затруднена?

      Александр

      Совершенно верно. Это не говорит об однозначном запрете, но стоит готовиться к тому, что может быть не все так гладко, как говорит первый отдел:

      мол оформляй вторую форму, все равно будешь ездить, как ездил, если не станешь знакомиться с документами с грифом СС.

      Александр

      В любом случае при решении вопроса о разрешении выезда принимается во внимание позиция изложенная в Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2012 N 14-П

      3.3. Таким образом, взаимосвязанные положения подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - в силу предписаний Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, а также с учетом положений статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и сформулированных на ее основе правовых позиций Европейского Суда по правам человека - означают, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о временном ограничении гражданина в праве выезда из Российской Федерации, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием наличия у данного гражданина допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, -такое решение во всяком случае требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, и степени ее секретности , в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны,а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      "Совершенно верно. Это не говорит об однозначном запрете, но стоит готовиться к тому, что может быть не все так гладко, как говорит первый отдел"

      И еще вопрос: какова процедура оформления выезда? Сейчас со своей третьей формой допуска я просто подписываю в первом отделе заявление на отпуск за 2 недели до него и благополучно уезжаю отдыхать за границу. При второй форме надо будет подавать заявление за больший срок (если да, то какой)? И как узнать, дали мне разрешение на выезд или нет? Ответ приходит в организацию? Или об этом можно узнать уже только в день вылета на паспортном контроле (это очень плохой вариант)?

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      Получается, после оформления второй формы решение о выезде принимает только ФСБ, которое может отказать даже если человек не был ознакомлен с документацией СС. Так?

      Александр

      Да, решение о выезде в данном случае принимается по согласованию с органами безопасности.

      И еще вопрос: какова процедура оформления выезда?

      Александр

      Этот вопрос определен в Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 (документ ограниченного пользования) - в ней регламентирован и порядок и сроки оформления разрешения.

      Подачу заявление о выезде из страны. В заявлении указываются страна, в которую планируется выезд, цель, сроки выезда, вид транспорта, реквизиты туристической фирмы (агентства) или установочные данные на приглашающее лицо;

      Первый отдел по результатам рассмотрения поданного заявления изучает сведения о фактической осведомленности, учитывает характер данных сведений, частоту доступа к ним, по результатам чего готовит заключение о целесообразности оформления разрешения;

      Кадровый орган представляет сформированный пакет документов в уполномоченное подразделение органов безопасности для согласования.

      По результатам согласования принимается окончательное решение.

      Принятое решение доводится до сведения работника и подразделения, осуществляющего хранение паспортов.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      В самых общих чертах, процедура оформления разрешения предполагает:

      Так а за какой срок нужно подавать заявление?

      получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      И каким образом я заранее узнаю, дали мне выезд или нет?

      Александр

      О принятом решении Вас известят. А заявление о разрешении на выезд, можете подать в любое время, но не позднее одного месяца до даты предполагаемого выезда.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Мурманск

      Общаться в чате
      • 8,0 рейтинг

      Однако, если Вас правильно понял, как только организация заключит такой договор, то сотрудники со второй формой допуска получат запрет на выезд из страны даже если не ознакамливались с документацией с грифом СС?

      Александр

      Здравствуйте, Александр!

      Не запрет, а ограничение на выезд в определенные страны. И при этом будет учитываться фактическое ознакомление.

      Как узнать эту номенклатуру?

      Александр

      Номенклатура должностей… находится в секретной части Вашей организации или в части, обслуживающей Вас, в отношении допуска к сведениям.

      Изменение формы допуска возможен в том случае, если указанная номенклатура согласована с территориальным подразделением ФСБ.

      Петров Михаил

      Получается, после оформления второй формы решение о выезде принимает только ФСБ, которое может отказать даже если человек не был ознакомлен с документацией СС. Так?

      Александр

      нет, решение принимает начальник (руководитель) организации, на основании представленных заключений.

      При второй форме надо будет подавать заявление за больший срок (если да, то какой)? И как узнать, дали мне разрешение на выезд или нет? Ответ приходит в организацию?

      Александр

      Например, в МО РФ, при второй форме допуске, документы на выезд представляются за полгода (ПМО-250дчп, 777дсп). Ответ приходит в организацию, в кадрах и можете узнать результат.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • получен
      гонорар 100%

      Юрист

      Общаться в чате
      • 9,1 рейтинг

      И при этом будет учитываться фактическое ознакомление.

      Рукин Сергей

      Не будет, поскольку фактическое ознакомление при решении вопроса о выезде учитывается исключительно при окончания срока действия заключенного договора.

      Это прямо вытекает из положения ст. 15 Закона.

      В связи с изменением условий работы организации руководитель определяет необходимую форму допуска (есть соответствующие документы, определяющие степень секретности сведений по должности) и согласовывает ее с органами. Органы ФСБ не изменяют форму допуска и не могут снизить или повысить ее.

      Рукин Сергей

      Речь как раз шла не об изменении формы допуска решением органа безопасности, а о согласовании с ним номенклатуры должностей, проведение данной процедуры является обязательным от чего и зависит последующее изменение формы допуска, но уже руководителем, которая в последующем также согласуется с ФСБ.

      Этот момент детально проработан в

      Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63
      (ред. от 29.12.2016)

      22. Номенклатура должностей в 2 экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в орган безопасности по месту их расположения. В сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей на согласование в орган безопасности указываются:
      а) сведения о лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну: дата выдачи, наименование органа безопасности, выдавшего лицензию, срок ее действия и номер (кроме организаций, не подлежащих лицензированию);
      б) сведения о согласовании предыдущей номенклатуры должностей: дата согласования, наименование органа безопасности, согласовавшего номенклатуру должностей;
      в) количество должностей, предусматривавшихся в предыдущей номенклатуре должностей для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения количества указанных должностей в новой номенклатуре должностей.

      ФСБ может запретить, а не разрешить.

      Петров Михаил

      Такого в законе нет, не надо придумывать. Ограничение на выезд может накладываться как в период работы гражданина в организации, так и после его увольнения (в течение пяти лет после последнего ознакомления с СС).

      Но с «теоретиками» я не спорю, я просто знаю практику вопроса и она соответствует закону.


      И при этом будет учитываться фактическое ознакомление.Рукин Сергей

      Не будет, поскольку фактическое ознакомление при решении вопроса о выезде учитывается исключительно при окончания срока действия заключенного договора.Это прямо вытекает из положения ст. 15 Закона.

      Петров Михаил

      Дело в том, что на данный момент организация не имеет заказов, требующих ознакомления с совершенно секретными документами, поэтому на данный момент даже те, кто имеет вторую форму допуска ездят за

      А загранпаспорт, для имеющих вторую форму - сдается в кадры флота (округа).

      Рукин Сергей

      Где же в законе сказано о том, что паспорт сдается в кадры?

      Кроме того, где указано в законе, что

      ФСБ может запретить, а не разрешить.

      Рукин Сергей

      Органы безопасности не могут дать заключения о целесообразности выезда?

      И самому себе не надо противоречить:

      Рукин Сергей

      И в чем же оно выражено?!

      Такого в законе нет, не надо придумывать. Ограничение на выезд может накладываться как в период работы гражданина в организации, так и после его увольнения (в течение пяти лет после последнего ознакомления с СС ).

      Рукин Сергей

      Тут явно сказывается невнимательность.

      И при всем при этом

      Не будет, поскольку фактическое ознакомление при решении вопроса о выезде учитывается исключительно при окончания срока действия заключенного договора. Это прямо вытекает из положения ст. 15 Закона.Петров Михаил

      Рукин Сергей

      ,

      И самому себе не надо противоречить:

      Рукин Сергей

      И самому себе не надо противоречить:

      Рукин Сергей

      Этим, скорее всего и объясним их выезд. При оформлении разрешения на выезд указывается, что лицо, несмотря на наличие у него допуска фактически не ознакомлено с совершенно секретными сведениями. что облегчает процедуру прохождения оформления разрешения на выезд. Петров Михаил

      Рукин Сергей

      И как практик, скажите Вы готовили заключение о целесообразности выезда секретоносителя?!

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Все услуги юристов в Москве

  • Ранее мы определили, каким бывает допуск к государственной тайне, какие обязанности, а также дополнительные гарантии имеют сотрудники, получившие такой допуск*. Сегодня речь пойдет об оформлении документов на этапе предоставления гражданину допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и о роли сотрудников кадровой службы в процедуре допуска.

    Согласно ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне) процедура допуска работников к государственной тайне предусматривает:

    1) Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

    2) Согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о гостайне;

    3) Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

    4) Определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных Законом о гостайне;

    5) Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

    6) Принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

    НА № 5‘2010Порядок допуска к государственной тайне детально регламентируется инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (далее - Инструкция). Процедура допуска включает в себя ряд этапов. Рассмотрим их более подробно.

    Этап 1 Представление документов

    В соответствии с ч. 2 ст. 65 тк РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы тк РФ, иными федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. В Законе о гостайне перечень документов, необходимых для оформления допуска, не предусмотрен.

    Согласно п. 28 инструкции претендент на доступ к государственной тайне обязан представить:

    1. Собственноручно заполненную анкету (приложение 1 ). Анкета должна быть подписана работником кадрового подразделения и заверена печатью организации или кадрового подразделения.

    Информация, указываемая в анкете, включает в себя:

    а) сведения о самом претенденте на допуск;

    б) сведения о близких родственниках;

    в) отметку об ознакомлении с законодательством о государственной тайне, согласие на проверочные мероприятия.

    Какие сведения о близких родственниках указываются в анкете?

    Под близкими родственниками в Инструкции понимаются жена/муж, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. В случае изменения близкими родственниками фамилии, имени или отчества в анкете также указываются прежняя фамилия, имя или отчество. В анкете указываются сведения о проживании близких родственников за границей и периоды такого проживания. В пункте 3 анкеты поставлен вопрос о судимости близких родственников с указанием времени и основания судимости, хотя наличие судимости у близких родственников не является основанием для отказа в допуске.

    В анкете указывается, что претендент ознакомлен с законодательством о государственной тайне и ответственностью за его нарушение. Также претендент ставится в известность о негативных правовых последствиях за представление заведомо ложных данных в анкете.

    Кстати сказать

    Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден приказом Минздрав- соцразвития России от 26.08.2011 № 989н.

    Медицинские противопоказания для допуска к государственной тайне дифференцированы на три группы.

    Группа 1. Психические расстройства и расстройства поведения:

    • Органические, включая симптоматические, психические расстройства;
    • Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
    • Расстройства настроения (аффективные расстройства);
    • Расстройства привычек и влечений;
    • Умственная отсталость.

    Группа 2. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.

    Группа 3. Болезни нервной системы (эпилепсия).

    Анкета подписывается претендентом и работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения.

    2. Документы, необходимые для оформления допуска:

    • Документы, удостоверяющие личность претендента и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.);
    • Справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

    Каковы правила оформления справки об отсутствии медицинских противопоказаний?

    Для получения справки претендент должен обратиться в медицинскую организацию, имеющую соответствующую лицензию. Осмотр проводится врачом-психиатром, врачом-наркологом и врачом-неврологом. Медицинское заключение утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью организации. Справка по утвержденной форме (приложение 2 ) выдается претенденту только при отсутствии медицинских противопоказаний. Срок действия справки - 1 год со дня ее выдачи.

    В пункте 12 анкеты, которую заполняет гражданин, претендующий на получение допуска к государственной тайне, содержится вопрос о судимости самого гражданина, заполняющего анкету, и его близких родственников. Должно ли наличие или отсутствие судимости в этой ситуации подтверждаться соответствующей справкой?

    По общему правилу наличие или отсутствие судимости гражданина подтверждается соответствующей справкой о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования. Однако в Законе о гостайне или в Инструкции прямо не говорится о представлении соответствующей справки.

    Согласно ч. 1 ст. 65 ТК РФ справка о наличии (отсутствии) судимости представляется в случае, если работник поступает на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию. Соответствующая норма содержится в ст. 22 Закона о гостайне: основанием для отказа в допуске является наличие неснятой судимости за государственные и иные тяжкие преступления. А значит, при поступлении на работу, связанную с допуском к государственной тайне, кандидат должен подтвердить отсутствие судимости за тяжкие преступления, представив соответствующую справку, выданную в соответствии с приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».

    Обратите внимание: в данном случае речь идет о судимости за определенные виды преступлений (тяжкие), которая не была снята (случаи погашения и снятия судимости определены ст. 86 Уголовного кодекса РФ).

    Согласно п. 34 инструкции органы безопасности могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

    Этап 2 Ознакомление с законодательством о государственной тайне

    В Законе о гостайне и инструкции не уточнен момент ознакомления гражданина с законодательством о государственной тайне, с его обязательствами и ответственностью в этой сфере. Определен только документ, где фиксируется такое ознакомление, - п. 19 анкеты.

    Очевидно, что ознакомление должно быть произведено при представлении документов для прохождения допуска к государственной тайне и оформлении анкеты. Цель ознакомления: принятие обоснованного решения работником (претендентом на работу) о возможности выполнения обязанностей, связанных с допуском к государственной тайне.

    Этап 3 Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на частичное временное ограничение его прав

    В Законе о гостайне и инструкции не определен способ, которым должно быть оформлено согласие на проведение проверочных мероприятий. Положение о том, что претендент согласен на проведение таких мероприятий, содержится в п. 21 анкеты.

    Обратите внимание! Цель проведения проверочных мероприятий - выявление обстоятельств, служащих основанием для отказа в допуске к государственной тайне

    Также ни в Законе о гостайне, ни в инструкции не определен способ фиксации согласия претендента на ограничение его прав. В форме 2, являющейся приложением к инструкции и содержащей примерные обязательства граждан перед государством, указывается, что гражданин дает согласие на частичные, временные ограничения его прав, которые могут касаться права выезда за границу, права на использование полученных секретных сведений, права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий при оформлении и переоформлении допуска.

    Этап 4 Проведение проверочных мероприятий в отношении претендента

    Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций и их территориально обособленных подразделений. Возможность проведения проверочных мероприятий также зависит от формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

    В каких случаях проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке?

    Законодательством РФ предусмотрено три формы допуска к государственной тайне, соответствующие степеням секретности сведений:

    • Первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
    • Вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
    • Третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

    При оформлении допуска первой и второй формы проведение проверочных мероприятий органами безопасности обязательно. Для получения допуска по третьей форме проверочные мероприятия не проводятся за исключением случаев, когда имеются сомнения в достоверности их анкетных данных.

    Проведение проверочных мероприятий при оформлении допуска обязательно для руководителей организаций, работников структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лиц, на которых возлагается исполнение функций таких структурных подразделений независимо от формы допуска.

    Таким образом, проверочные мероприятия при оформлении допуска к государственной тайне должны быть проведены в отношении:

    • Граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности;
    • Руководителей организаций;
    • Работников структурных подразделений по защите государственной тайны;
    • Лиц, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны.

    Кстати сказать

    Когда в допуске к государственной тайне могут отказать

    Гражданину может быть отказано в допуске к государственной тайне по следующим основаниям.

    Основание 1. Признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.

    Признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством и гл. 31 ГПК РФ.

    В ранее действовавшем Уголовном кодексе РСФСР выделялись государственные преступления, сегодня они помещены в разд. Х УК РФ «Преступления против государственной власти». В статье 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы и с учетом определения преступлений средней тяжести не менее пяти лет лишения свободы.

    Для принятия решения об отказе в допуске к государственной тайне значение имеет именно сам факт нахождения под судом или следствием за обозначенные виды преступлений, а не наличие доказанности вины и обвинительного приговора суда.

    Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и до момента погашения или снятия судимости. В соответствии со ст. 400 УПК РФ судимость снимается судом на основании ходатайства лица, отбывшего наказание до истечения срока погашения судимости.

    Основание 2. Наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития.

    Основание 3. Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства.

    Согласно Инструкции под постоянным проживанием за границей понимается проживание граждан за пределами РФ более шести месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы.

    Основание 4. Выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ.

    Закон о гостайне не определяет действия, создающие угрозу безопасности России. Для сравнения - в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» к действиям, создающим угрозу безопасности, следует отнести насильственное изменение основ конституционного строя РФ. Вопрос об угрозе безопасности, созданной действиями оформляемого лица, решается в каждом случае органами безопасности.

    Основание 5. Уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

    Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

    Ни в Законе о гостайне, ни в Инструкции не указывается форма решения об отказе в допуске. Полагаем, что отказ в допуске к государственной тайне, влекущий за собой отказ в заключении трудового договора по требованию лица, которому было отказано в допуске, должен быть оформлен в письменной форме с указанием причин отказа по аналогии со ст. 64 ТК РФ. О том же свидетельствует судебная практика.

    Пример

    Президиум Верховного суда РФ рассмотрел в порядке надзора гражданское дело по жалобе Т. Об отказе в допуске к государственной тайне (постановление Президиума Верховного суда РФ от 23.02.2000 № 162пв- 99). Суд в своем решении определил, что перечень оснований для отказа в допуске к государственной тайне и указание на возможность обжалования такого отказа предполагают, что в решении должны быть изложены мотивы отказа гражданину или должностному лицу в допуске к государственной тайне.

    Этап 5 Оформление допуска к государственной тайне

    Работники кадровых подразделений принимают непосредственное участие в подготовке материалов для оформления допуска к государственной тайне. С этой целью на них возлагаются следующие правомочия:

    • Ознакомить гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за нарушение таких норм;
    • Сверять сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;
    • Уточнить при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;
    • Довести до гражданина, оформляемого на допуск к государственной тайне, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне.

    Работники кадровых служб должны подробно разъяснить гражданину нормы действующего законодательства, связанные с защитой государственной тайны, ознакомить его с нормами, предусматривающими ответственность за разглашение государственной тайны. Особое внимание следует уделить тому обстоятельству, что прекращение допуска к государственной тайне не влечет прекращения обязательств по защите государственной тайны. Также необходимо разъяснить ограничения, связанные с допуском.

    Прежде чем поставить свою подпись и печать на анкете, следует сверить ее данные с документами проверяемого лица.

    Остальную работу, связанную с допуском к государственной тайне, выполняют режимно-секретные подразделения, наличие которых является условием получения лицензии на осуществление работ с государственной тайной.

    Этап 6 Решение о допуске к государственной тайне

    Решение о допуске к государственной тайне принимается:

    • Военным комиссаром в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы;
    • В отношении руководителей государственных органов и государственных организаций - теми, кем они были назначены на соответствующие должности;
    • Заказчиком работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в отношении руководителей негосударственных организаций.

    Обратите внимание! Заключить трудовой договор о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, можно только после получения гражданином допуска

    В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне, где указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

    Для государственных гражданских служащих получение допуска к государственной тайне может рассматриваться в качестве основания для освобождения от прохождения процедуры конкурса. В данном случае наличие допуска - преимущество для работника.

    Этап 7 Оформление обязанностей, связанных с допуском

    Решение о способе оформления обязанностей по защите информации ограниченного доступа принадлежит работодателю.

    Законодательство о государственной тайне регламентирует оформление обязанностей по обеспечению секретности сведений следующим образом: в ст. 21 Закона о гостайне предусмотрено, что взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре; заключение трудового договора до окончания проверки компетентными органами не допускается.

    Какие условия о работе со сведениями, составляющими государственную тайну, должны быть закреплены в трудовом договоре?

    Прежде всего, в трудовом договоре следует указать обязанность обеспечивать секретность сведений.

    Кроме того, исходя из ст. 23 Закона о гостайне именно в трудовом договоре должно быть указано на то, что прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора. Нормы ТК РФ не требуют такого уточнения. Однако суды при решении подобных споров принимают во внимание требование ст. 23 Закона о гостайне.

    Также следует обратить внимание на содержание обязательств по защите государственной тайны при оформлении совместителя на должность, связанную с допуском к государственной тайне.

    На совместителей налагается дополнительная обязанность: работник на работе по совместительству не вправе использовать сведения, составляющие государственную тайну, которые получены им по основному месту работы. Данная обязанность должна найти отражение в его трудовом договоре.

    Предусмотрена ли нормативными актами форма трудового договора о работе со сведениями, составляющими государственную тайну?

    Ранее действовавшая Инструкция содержала форму договора об оформлении допуска к государственной тайне. По сути, такой договор заключался дополнительно к трудовому договору.

    Действующая Инструкция не предусматривает примерной формы договора, но содержит примерные обязательства по соблюдению требований законодательства РФ о государственной тайне (приложение 3 ).

    В пункте 10 Инструкции определяется:

    1) С лицами, с которыми заключается трудовой договор, обязательства гражданина перед государством отражаются в трудовом договоре;

    2) С лицами, с которыми не заключается трудовой договор, обязательства перед государством оформляются в виде расписки.

    Полагаем, что оформление обязанностей, связанных с защитой государственной тайны в трудовых отношениях, возможно двумя способами.

    Способ 1. Оформляется обязательство по форме 2 как приложение к трудовому договору.

    Способ 2. В трудовой договор включается раздел, посвященный обязанностям работника, связанным с допуском к государственной тайне. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовой договор может быть включено дополнительное условие о неразглашении государственной тайны.

    В следующих номерах «Справочника кадровика» мы расскажем об особенностях оплаты труда работников, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также о последствиях прекращения допуска к государственной тайне.

    Приложение 1

    Форма анкеты, оформляемой при получении допуска к государственной тайне

    Приложение 2

    Форма справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну


    Приложение 3

    Примерное обязательство гражданина по соблюдению требований законодательства о государственной тайне

    Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 07.04.2013, Год: 2013, Номер: №5

    • Кадровое делопроизводство и Трудовое право

    " № 3/2010

    Звоненко Д. П. , юрист

    Одним из важных аспектов деятельности многих бюджетных учреждений является обеспечение режима государственной тайны. Для того чтобы создать условия сохранности такой информации, законодательством предусмотрен ряд специальных мер, включающих определенные требования, ограничения и социальные гарантии. К числу последних относится установление надбавок за работу с секретными сведениями. Давайте разберемся, кому и в каком размере положены такие доплаты.

    Перечень секретной информации

    Прежде чем рассмотреть вопрос о том, какие гарантии полагаются физическим лицам, чья работа связана с государственной тайной, необходимо понять, какие именно сведения подлежат засекречиванию.

    Перечень сведений, которые составляют государственную тайну, установлен статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485‑1 «О государственной тайне» (далее - Закон). Этот список весьма обширен и включает в себя прежде всего информацию, связанную с обеспечением безопасности страны. Например, в него входят сведения в области обороноспособности государства, внешней политики и экономики, экономическая, научная и техническая информация, имеющая военную направленность и т. д.

    Кроме этого перечень сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне, содержится в указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (далее - Указ). Этот документ конкретизирует список секретной информации, приведенной в статье 5 Закона. Также в нем определены государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению такими данными. Заметим, что вышеназванный документ постоянно обновляется.

    Существует и еще один документ, который так или иначе влияет на вопрос о том, будет или нет информация признана секретной. Речь идет о распоряжении Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп (далее - Распоряжение). В нем приведен список должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В частности, это руководители значительной части федеральных органов исполнительной власти, практически все российские министры, а также председатель Банка России и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

    Какую информацию засекречивать не нужно

    Закон установил и перечень сведений, которые не относятся к государственной тайне. Статьей 7 Закона установлено, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

    О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

    О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

    О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

    О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

    О состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

    О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

    Что такое государственная тайна

    Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона). А под носителями сведений, составляющих государственную тайну, понимаются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

    Доступ к государственной тайне

    Отнесение сведений к государственной тайне подразумевает ограничение доступа к такой информации. То есть пользоваться ею могут лица, получившие на это соответствующие разрешения (допуск).

    Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены в статье 21 Закона. При этом в Законе сказано, что такой допуск осуществляется в добровольном порядке.

    Если работники согласились на получение допуска к секретной информации, то они должны знать, что после этого на них будут наложены определенные ограничения. Так, они будут обязаны:

    Принять на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

    Согласиться на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом (например, на выезд за границу);

    Дать письменное согласие на проведение в их отношении полномочными органами проверочных мероприятий.

    В свою очередь бюджетные учреждения обязаны определить вид, размер и порядок предоставления социальных гарантий работникам, чей труд связан с режимом государственной тайны.

    Должностные лица организаций должны ознакомить своих сотрудников с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

    Только после выполнения этих процедур руководитель органа госвласти, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

    Три степени секретности

    Объем проверочных мероприятий лица, получающего допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, зависит от степени их секретности.

    Существует три степени секретности и соответствующие им грифы: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (ст. 8 Закона).

    В настоящее время действует Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050. В ней конкретизированы различные процедурные моменты оформления допуска к государственной тайне. В частности, установлены три формы допуска (первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям, и третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям).

    Надбавка за секретность

    Порядок предоставления и выплаты такой надбавки утвержден Правительством РФ в постановлении от 18 сентября 2006 г. № 573 (далее - постановление № 573). Можно выделить четыре основных момента выплаты ежемесячных процентных надбавок.

    1. Надбавка лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», размер надбавки составляет от 50 до 75 процентов, за гриф «совершенно секретно» - от 30 до 50 процентов.

    Размер надбавки за степень секретности «секретно» будет зависеть от того, будут или нет проводиться проверочные мероприятия. При наличии таких процедур надбавка составит от 10 до 15 процентов должностного оклада, без проверки - от 5 до 10 процентов.

    2. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ.

    Также имеет значение и продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания информации.

    3. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда (денежного довольствия).

    4. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачиваются еще и надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных подразделениях. Размер надбавки при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов. При этом в стаж работы сотрудников, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

    Министерские доплаты

    Правила, установленные постановлением № 573, содержат общий порядок выплаты надбавок за секретность. Статья 4 Закона разрешает федеральным органам государственной власти в подведомственных им учреждениях и организациях устанавливать свои ежемесячные надбавки.

    Так, например, в настоящее время действует приказ Минюста России от 28 декабря 2006 г. № 387 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне». Им уточнен порядок начала и прекращения выплаты надбавок работникам Минюста России.

    Кроме этого определен перечень лиц, которым процентная надбавка не выплачивается. К примеру, ее лишаются работники учреждения, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аналогичные документы приняты и другими федеральными органами исполнительной власти.

    С какой даты платить

    В утвержденных постановлением № 573 правилах назначения доплат работникам, использующим секретную информацию, ничего не сказано о дате, с которой они выплачиваются. На практике момент начала выплат прописывается в нормативных актах, выпущенных федеральными органами государственной власти.

    Например, в приказе № 387 сказано, что доплата производится на основании приказов соответствующих учреждений с момента оформления решения руководителя о допуске специалистов к работе с секретными сведениями на постоянной основе. Так что своеобразной отправной точкой начала выплат следует считать дату приказа, которым оформляется допуск.

    Вместе с тем в отдельных нормативных правовых актах, например в приказе Росимущества от 15 июня 2009 г. № 168, оговорено, что выплата надбавки производится со дня начала работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

    По нашему мнению, началом осуществления доплат следует считать дату получения работником соответствующего допуска.

    В любом случае момент, с которого необходимо осуществлять доплату за секретность, должен быть зафиксирован в приказе руководителя бюджетного учреждения. При этом надо руководствоваться актами о порядке назначения доплат соответствующих органов исполнительной власти, к чьей подведомственности относится бюджетное учреждение.

    При этом объем проверки зависит от уровня секретности информации, к которой оформляется разрешение на допуск. После полной проверки руководитель предприятия имеет право самостоятельно принять решение о выдаче соответствующего разрешения или отказе в нем. В случае положительного решения оформляется договор с работником, а также специальное приложение к договору, где указывается о выдаче соответствующего разрешения. Юридически подобное приложение означает, что подписавший его гражданин принял на себя некоторые ограничения и обязанности. Ограничения для работников, допускаемых к секретам, перечислены в ст. 24 Закона о гос. тайне. Они могут касаться таких прав, как права выезда за границу, права человека на неприкосновенность частной жизни в период проведения проверки, а также возможности увольнения работника, если ему – по каким-либо причинам — будет отказано в работе с гос. тайнами.

    Что означает форма допуска к государственной тайне

    ЗП указывать не надо, про согласование ничего не говорили.Честно говоря думал что если есть ограничения, то и с ЗП может быть не все просто.Можно ссылочку на НПА где прописана обязанность согласовывать?А флажки пусть ставят, у них работа такая) а с ФМС (там где выдают ЗП) и не нужно согласовывать выезд, это внутреннее требование работодателя (насколько в курсе — это штатное требование). Раньше оно было просто уведомительным (сообщил о намерении и молодец), сейчас слегка ужесточили. Принцип у «режима» простой — не нравится? Выход — воон там.Устрицу ем.:0)) Alex Petrov 18.11.2011, 13:51 # А законно ли такое требование? да.

    Плюс к тому это неудобство компенсируется «копеечкой» — надбавкой за секретность. Пусть немного, тут важен принцип — компенсация неудобства. А не нравится, ну что ж, мне вот слякоть в межсезонье не нравится — могу терпеть, а могу сменить климат…

    Решение о допуске к государственной тайне принимается:в отношении руководителей негосударственных организаций — руководителем организации — заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайнуОформление допуска к государственной тайне указанным выше должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

    I. общие положения

    Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2). 11. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

    Осторожно: государственная тайна!

    Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну для абитуриентов военных вузов, призывников срочной службы и лиц, заключающих контракт на службу в ВС РФ оформляется военными комиссариатами по месту жительства.В зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущен кандидат в процессе прохождения воинской службы, в отношении его могут (III степень) или в обязательном порядке (I и II степени) проводится проверочные мероприятия, согласие на проведение которых кандидат дает в своей анкете.Проверочные мероприятия включают в себя: Проверку сведений, сообщенных гражданином в анкете; Проверку наличия снятых и не снятых судимостей; Проверку сведений о родственниках кандидата (отца, матери, супруга, детей старше 14 лет); Проверку физического и психического здоровья кандидата; Выявление фактов постоянного или длительного проживания за границей РФ.

    3-я форма допуска — чем черевато?

    Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

    3 форма допуска к государственной тайне ограничения

    Т.е. уведомлять о намерении выехать за рубежи обязан, как правило добро дают без проблем, но возможность отказа присутствует. iggel 17.11.2011, 17:28 # 3ю форму даже в анкете на получение ЗП не указывают это еще не означает, что напротив фамилиЯ обладателя сего не шибко сурьезного допуска не стоит «флажок» в базе. Просто флажок типа «отфиксировать факт пересечения границы». Счастливый «секретоносец» может вполне спокойно скататься в зарубежи не согласовывая поездку с кем надо на своей работе.
    Не проблема. Но не нужно удивляться, если вот по возвращении может состояться не шибко приятный разговор со специально обученными людьми в той самой организации, где трудится счастливый обладатель допуска…. А может и не состояться… ибо бардак-с и человечий фактор.

    3 форма допуска к государственной тайне

    I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее — граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению. Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее — организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне. 2.

    3 я форма допуска к государственной тайне

    Внимание

    Инструкция определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее — граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. третья форма степени секретности сведений, составляющих государственную тайну — для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).


    Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

    Третья форма допуска к государственной тайне

    Лицензия ФСБ

    • Лицензия ФСТЭК
    • Оборудование для ФСТЭК

    1. Данная инструкция подготовлена в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О государственной тайне», и рядом других действующих актов законодательства, регулирующих отношения в области защиты государственной тайны, и порядка доступа граждан Российской Федерации и должностных лиц к данным, представляющим государственную тайну. Ее положения обязательны для исполнения органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их правовой организационной формы, которые работают в сфере использования информации представляющей государственную тайну, либо стремятся получить лицензию на право ведения в установленном порядке подобного рода деятельности.

    При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну. После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями. Порядок ознакомления со сведениями Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию.

    Политика конфиденциальности персональных данных

    Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт компании КАСЛ, (далее – Сайт ООО «КАСЛ») расположенный на доменном имени (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

    Определение терминов
    1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
    1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом компании КАСЛ, действующие от имени ООО «КАСЛ», которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
    1.1.2. «Персональные данные» - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
    1.1.3. «Обработка персональных данных» - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
    1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» - обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
    1.1.5. «Сайт компании КАСЛ» - это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): , а также его субдоменах.
    1.1.6. «Субдомены» - это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту компании КАСЛ, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации
    1.1.5. «Пользователь сайта компании КАСЛ» (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту компании КАСЛ, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта компании КАСЛ.
    1.1.7. «Cookies» - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
    1.1.8. «IP-адрес» - уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт ООО «КАСЛ».
    Общие положения 2.1. Использование сайта компании КАСЛ Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
    2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта компании КАСЛ.
    2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту компании КАСЛ. Сайт ООО «КАСЛ» не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте компании КАСЛ.
    2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.

    Предмет политики конфиденциальности

    3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте компании КАСЛ, при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.
    3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте компании КАСЛ и включают в себя следующую информацию:
    3.2.1. Имя Пользователя;
    3.2.2. контактный телефон Пользователя;
    3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
    3.3. Сайт ООО «КАСЛ» защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
    IP адрес
    информация из cookies
    информация о браузере
    время доступа
    реферер (адрес предыдущей страницы).
    3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта, требующим авторизации.
    3.3.2. Сайт ООО «КАСЛ» осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.
    3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.

    Цели сбора персональной информации пользователя

    4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
    4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте компании КАСЛ для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
    4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта компании КАСЛ.
    4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта компании КАСЛ, оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
    4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
    4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
    4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта компании КАСЛ, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
    4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
    4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта компании КАСЛ.
    4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта компании КАСЛ.
    4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.

    Способы и сроки обработки персональной информации

    5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
    5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте компании КАСЛ, включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.
    5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
    5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
    5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
    5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

    Права и обязанности сторон

    6.1. Пользователь вправе:
    6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта компании КАСЛ, и давать согласие на их обработку.
    6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
    6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
    6.2. Администрация обязана:
    6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
    6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.
    6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
    6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

    Ответственность сторон

    7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
    7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
    7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
    7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
    7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.
    7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.
    7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта компании КАСЛ, несет лицо, предоставившее такую информацию.
    7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта компании КАСЛ, может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте компании КАСЛ.
    Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.
    7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте компании КАСЛ) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт ООО «КАСЛ».
    7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте компании КАСЛ или передаваемых через него.
    7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.
    7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте компании КАСЛ, включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.

    Разрешение споров

    8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).
    8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
    8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Москва.
    8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.

    Дополнительные условия

    9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.
    9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте компании КАСЛ, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.
    9.3. Все предложения или вопросы касательно настоящей Политики конфиденциальности следует сообщать по адресу: info@сайт
    9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу
    Обновлено: 06 Апреля 2018 года
    Главный офис в г. Москва, ООО «КАСЛ», Бутырский вал 5 Представительство в г. Санкт-Петербург,ООО «КАСЛ», Ленинский проспект 160