Что значит личное подсобное хозяйство. Плюсы и минусы ведения личного подсобного хозяйства. Можно ли прописаться на территории

ЛПХ или личное подсобное хозяйство – это форма деятельности, не относящаяся по определению закона к предпринимательской, суть которой заключается в переработке и производстве с/х продукции на участке земли, расположенном в сельской местности (иногда и в черте города), приобретенном или же арендованном под подсобное хозяйство.

Деятельность ЛПХ регулируется ФЗ №112, датированным 07.07.2003 г. В статье 2 означенного закона указано, что личное хозяйство может вестись гражданином и членами его семьи, а продукция, произведенная в результате их деятельности, является их собственностью и может использоваться для собственных нужд или подлежать реализации. Подсобное хозяйство возникает с момента получения земли для ведения ЛПХ.

ВАЖНО: Если с/х продукция, произведенная или переработанная на личном хозяйстве, реализуется и таким образом его члены получают определенный доход, то такая деятельность не признается предпринимательской, об этом свидетельствует подпункт 4 статьи 2 ФЗ №112, датированного 07.07.2003 г.

Земли, приобретаемые или арендуемые под ЛПХ

Законом об ЛПХ определено, что приобретаться или арендоваться под его цели может участок, не превышающий по своей площади 0,5 Га, если это ограничение не изменено законом субъекта РФ, где земельный участок располагается. А субъектам РФ разрешено увеличивать данное ограничение не более чем в пять раз (пункт 5 статьи 4 ФЗ №112). Существует два вида участков под цели личного подсобного хозяйства: приусадебные и полевые.

Приусадебными считаются земельные участки, которые располагаются в границах населенного пункта. Законом разрешено на приусадебных участках возводить жилое строение.

Полевой участок располагается вне границ населенного пункта и под него могут быть предоставлены земли сельскохозяйственного назначения. Никаких построек возводить на полевых участках не разрешается законом. У граждан, приобретающих или арендующих земельные участки для личных хозяйств, может быть, как приусадебный так и полевой участок одновременно или же по отдельности один из означенных.

Производство и переработка с/х продукции в ЛПХ с целью реализации

Если вы решили приобрести или же арендовать земельный участок под ЛПХ с той целью, чтобы производить или перерабатывать на нем с/х продукцию с последующей ее реализацией, то имеете на то все законные права. При этом у вас нет никакой необходимости в регистрации ИП или же ЮЛ.

При наличии справки, выданной органом местного самоуправления, есть возможность поучать в ветеринарии документы на продукцию своего подсобного хозяйства, а соответственно, и реализовать, если это продукты питания с/х производства.

Теперь возникает резонный вопрос: а как быть с вопросом налогообложения выручки, полученной в результате реализации продукции? А вот здесь вас ожидает приятный сюрприз. Дело в том, что уплата налогов для реализации такой продукции законом не предусмотрена. В определении личного подсобного хозяйства указано, что предпринимательской эта деятельность законом не признается, а соответственно ни под какие формы налогообложения не подпадает.

Еще остается открытым вопрос в таком случае о необходимости уплаты подоходного налога, который должны уплачивать граждане со своих доходов. определяет, что с доходов ЛПХ НДФЛ не уплачивается. При этом в обязательном порядке должны быть соблюдены два условия одновременно:

  1. Земельный участок, используемый для подсобного хозяйства, не должен превышать максимальный размер, оговоренный в ФЗ №112, а это 0,5 Га.
  2. Для производства и переработки продукции в личном хозяйстве не могут привлекаться наемные работники, а только лишь члены семьи.

ВАЖНО: Местными органами самоуправления ведется учет ЛПХ, расположенных в их местности, и при регистрации и дальнейшей деятельности хозяйства в учетные данные вносятся виды деятельности и переработки, осуществляемые этой структурой. Это значит, что не будет облагаться налогом реализация продукция, которая является результатом деятельности подсобного хозяйства, фактически осуществляемая и занесенная в учетные данные. Для этих целей необходимо иметь справку из местного органа территориального управления, в которой будут указаны сведения об ЛПХ, размере используемого земельного участка и видах осуществляемой переработки или производства с/х продукции.

Отличный вариант получения дохода по средствам личного подсобного хозяйства, имеющий ряд неоспоримых преимуществ.

Вопросы и ответы по теме

Деятельность личных подсобных хозяйств (Голубева В.Н.)

Дата размещения статьи: 01.09.2012

В последнее время государство много сил и средств тратит на снятие напряженности на рынке труда, стимулируя самозанятость населения. Одним из способов увеличения самозанятости населения является развитие личных подсобных хозяйств (далее — ЛПХ). Излишки продукции, произведенной в ЛПХ, неизбежно попадают на рынок, и в итоге возникает вопрос о налогообложении доходов, которые получают граждане от продажи произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

Законодательные нормы

Следует учитывать, что довольно большое количество граждан ведут ЛПХ, что называется, на профессиональной основе. Производительность таких ЛПХ, как правило, специализирующихся на выпуске определенных видов сельхозпродукции, можно сравнить с производительностью небольших сельскохозяйственных предприятий. Возникает вопрос, не является ли такая деятельность предпринимательской, тем более что подавляющее большинство владельцев «профессиональных» ЛПХ зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Дело в том, что в последние несколько лет вопрос получения различных субсидий из федерального и региональных бюджетов обычно увязывался с наличием статуса индивидуального предпринимателя.
По мнению автора, для ответа на поставленный вопрос в первую очередь следует определиться, что из себя представляют ЛПХ. Для этого необходимо обратиться к положениям Федерального закона N 112-ФЗ <1>.
———————————
<1> Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

В соответствии со ст. 2 данного Закона ЛПХ — это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином и лицами, совместно проживающими с ним, в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ. В п. 4 ст. 2 Федерального закона N 112-ФЗ особо оговаривается, что реализация гражданами, ведущими ЛПХ, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Из содержания ст. 3 Федерального закона N 112-ФЗ следует, что вести ЛПХ могут как жители сельской местности, так и горожане. Для ведения ЛПХ могут использоваться земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов (приусадебные земельные участки), и земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов (полевые земельные участки) (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, установлен в размере 0,5 га. При этом субъекты РФ имеют право увеличивать этот максимальный размер, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ).
Налоговый кодекс также предусматривает освобождение от налогообложения доходов, получаемых гражданами от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. Так, в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде). При этом такие доходы освобождаются от обложения НДФЛ при одновременном соблюдении трех условий:
— общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве у физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона N 112-ФЗ;
— ведение налогоплательщиком ЛПХ должно осуществляться без привлечения наемных работников;
— налогоплательщик должен представить в налоговый орган документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), подтверждающий, что реализуемая продукция произведена в его ЛПХ.
Таким образом, из приведенных выше норм следует, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства и т.д.
К сожалению, форма документа, который подтверждает наличие и качественные характеристики ЛПХ, не утверждена. По мнению автора, этот документ, выдаваемый органом местного самоуправления (правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан), должен представлять собой своего рода выписку из похозяйственной книги. Необходимость ведения этих книг предусмотрена ст. 8 Федерального закона N 112-ФЗ, а их форма и Порядок заполнения утверждены Приказом Минсельхоза России N 345 <2>.
———————————
<2> Приказ Минсельхоза России от 11.10.2010 N 345 «Об утверждении формы и Порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов».

Казалось бы, все просто: налогоплательщику необходимо представить в налоговую инспекцию документ, подтверждающий наличие ЛПХ, и о налогах в отношении доходов, получаемых от продажи продукции собственного производства, можно забыть.
Однако практика показывает, что налоговые органы все чаще оспаривают право граждан на освобождение от налогообложения доходов, получаемых от реализации продукции, выращенной в ЛПХ. В таких ситуациях налоговые инспекторы стараются классифицировать ведение ЛПХ как осуществление предпринимательской деятельности.
Действительно, в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Аналогичные требования в сфере налоговых правоотношений установлены в ст. 11 НК РФ, согласно которой индивидуальными предпринимателями признаются лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями (п. 4 ст. 23 ГК РФ, ст. 11 НК РФ).
Следовательно, в ситуации, когда большая часть или вся выращенная в ЛПХ продукция продается, сделки купли-продажи заключаются систематически, а в качестве покупателей выступают индивидуальные предприниматели или организации, инспекторы вполне могут посчитать деятельность предпринимательской. Если же гражданин — владелец ЛПХ еще и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то налоговые инспекторы практически всегда стараются доходы от продажи выращенной в ЛПХ сельхозпродукции включить в его доходы от предпринимательской деятельности.
В связи с этим большой интерес представляет арбитражная практика, которая имеется в настоящее время по данному вопросу.

Арбитражная практика

В Постановлении ФАС СЗО от 20.04.2009 по делу N А56-10081/2008 арбитры признали неправомерным применение предпринимателем льготы, предусмотренной п. 13 ст. 217 НК РФ, в отношении производства (выращивания) и реализации дерновой земли и почвенных смесей. Этот вывод был основан на том, что производимые предпринимателем почвенные смеси и дерновая земля не были указаны в Общероссийском классификаторе продукции <3> в качестве продукции растениеводства либо животноводства, а согласно ОКВЭД <4> деятельность по производству почвы и почвенных смесей относится не к подразделу «Растениеводство» разд. A «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», а к подразделу DG «Химическое производство» разд. D «Обрабатывающие производства». Кроме того, арбитры особо указали, что положения п. 13 ст. 217 НК РФ применимы к налогоплательщикам, реализующим излишки сельскохозяйственной продукции, произведенной для удовлетворения личных целей, не связанных с получением дохода, производство (выращивание) же и реализация предпринимателем дерновой земли и почвенных смесей осуществлялись не в личных целях и были направлены на систематическое получение прибыли (дохода).
———————————
<3> Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
<4> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 08.12.2006 по делу N А28-6361/06-206/21. Деятельность индивидуального предпринимателя по реализации выращенных и засоленных огурцов была признана предпринимательской. При этом суд учел объемы реализованных солений, а также тот факт, что в качестве контрагентов-покупателей выступали юридические лица.
В Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу N А42-10224/2009 и ФАС ВСО от 28.04.2007 N А78-4246/06-С2-8/240-Ф02-2192/07 арбитры констатировали, что обязанность по представлению документов, свидетельствующих о наличии доходов, не подлежащих в соответствии с п. 13 ст. 217 НК РФ налогообложению при исчислении НДФЛ, возложена на налогоплательщиков — физических лиц, получающих доходы от реализации продуктов животноводства, растениеводства, выращенных в ЛПХ. Документы, не содержащие необходимой информации о ЛПХ, равно как и документы, выданные неуполномоченным органом, не могут рассматриваться в качестве надлежащих доказательств.
Вместе с тем существует ряд судебных решений, в которых арбитры не поддерживали позицию налоговых органов (Постановление ФАС ДВО от 21.04.2010 N Ф03-2236/2010).

Отдельно о пчеловодстве

Практика показывает, что налоговые инспекторы уделяют большое внимание объемам и виду производимой сельхозпродукции. Например, продажа значительных объемов меда, выращенного в «специализированных» ЛПХ, практически всегда рассматривается ими как доказательство предпринимательской деятельности.
Вообще ситуация с налогообложением доходов пчеловодов заслуживает отдельного рассмотрения.
Однако позицию контролеров по вопросу налогообложения доходов пчеловодов нельзя назвать последовательной. Так, в Письме Минфина России от 26.12.2008 N 03-04-05-01/475 четко сказано, что деятельность физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, по разведению пчел и производству пчелиного меда и пчелиного воска не может быть отнесена к деятельности по ведению ЛПХ. Если такую же деятельность будет осуществлять гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, то он без всяких оговорок будет освобожден от обложения НДФЛ на основании п. 13 ст. 217 НК РФ при соблюдении условий, установленных данным пунктом (Письмо Минфина России от 20.01.2012 N 03-04-06/6-12).
В качестве иллюстрации нестыковок в вопросе налогообложения доходов пчеловодов можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 N 17АП-12156/2011-АК. В этом противоречивом Постановлении арбитры признали правомерными доводы налогового органа об отсутствии доказательств осуществления деятельности в ЛПХ с целью удовлетворения личных потребностей, так как в ходе проверки были установлены факты использования (наличия) большого количества ульев, регулярной реализации значительного количества продукции, заключения договоров поставки и выставления счетов-фактур. Кроме того, арбитры указали, что заключение гражданско-правовых договоров без указания статуса индивидуального предпринимателя не влечет автоматического отнесения совершаемых им хозяйственных операций к совершенным им в качестве физического лица, то есть к целям, не поименованным в ст. 2 ГК РФ. Однако, поддержав в общем и целом позицию налогового органа, в конечном итоге, рассмотрев документы, представленные индивидуальным предпринимателем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о подтвержденности факта осуществления деятельности по производству продукции пчеловодства на ЛПХ и правомерности его освобождения от налогообложения в целях исчисления НДФЛ.

В 21 веке российское государство стало вновь активно поддерживать развитие сельского хозяйства. Так, оно стимулирует граждан заниматься ЛПХ. Необходимо понимать, что личное подсобное хозяйство это не предпринимательская деятельность, а способ обеспечить себя и семью необходимым продовольствием. Далее будут рассмотрены основные нюансы данной формы деятельности.

Общие определения и законодательные акты

Понятие личного подсобного хозяйства регулирует федеральный закон №112, состоящий из 12 статей. Из его текста можно выделить 2 основных положения:

  1. ЛПХ – это форма некоммерческой деятельности, связанная с выращиванием и дальнейшей переработкой сельскохозяйственной продукции.
  2. Главное предназначение – удовлетворение личных потребностей гражданина и его семьи.

Напрашивается вывод, что земельные участки такого типа не созданы для получения прибыли. Их целью является обеспечение владельцев сельскохозяйственной продукцией. Закон ограничивает форму ведения хозяйства: собственник не может нанимать рабочих для решения каких-либо поставленных задач. Все работы должны производиться исключительно членами его семьи.

Если в результате сбора урожая, остались излишки, владелец имеет полное право их реализовать. При этом собственник ЛПХ освобождается от уплаты налогов с доходов, которые ему принесла земля. В этом ключевая особенность данного типа хозяйства. Оно официально не причисляется к предпринимательской деятельности.

Согласно п.13 статьи 217 НК РФ, для того чтобы быть освобожденным от уплаты налогов с доходов от ЛПХ, необходимо соблюсти 2 условия: размер участка не превышает 0,5 Га и при работе на участке не используется наёмный труд.

Существует разделение участков под ЛПХ на 2 типа: приусадебный и полевой. В первом случае он располагается в пределах населенного пункта, во втором вне его границ. На участках полевого типа запрещено любое строительство – человек может пользоваться только дарами земли.

Правила оформления и ведения ЛПХ

Определенные налоговые льготы неизбежно влекут за собой необходимость соблюдения ряда правил.

  1. Для ведения личного подсобного хозяйства необходимо быть собственником земли. Она должна пройти регистрацию согласно закону №122.
  2. Для жителей сельской местности участки под ЛПХ выдаются государством. Чтобы стать его владельцем необходимо быть зарегистрированным в соответствующем населенном пункте.
  3. Государство никак не ограничивает тип сельскохозяйственной деятельности на участке. Можно выращивать любые растения (кроме тех, что запрещены законами) или заниматься скотоводством.
  4. Размеры земли под ЛПХ обычно определяют местные власти при выдаче участков. Площадь, как правило, зависит от уровня населенности. В слабозаселенных регионах предоставляются участки больших размеров.
  5. Ограничений на используемые инструменты законом не предусмотрено. Владелец ЛПХ вправе использовать любую сельскохозяйственную технику.

Важно! Федеральным законом №101 определено, что максимальный размер участка может быть не более 0,5 Га. Однако местные органы самоуправления могут скорректировать это значение, но не более чем в 5 раз. Так, во Владимирской области максимальная площадь участка – 2,5 Га, а в Чувашии – 1 Га. Поэтому для получения достоверной информации лучше обратиться в местную администрацию.

Предусмотрен ли контроль со стороны государства

Согласно 5 статье, ФЗ №101, государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность гражданина на своём приусадебном участке, за исключением тех случаев, когда имеют место нарушения законов (к примеру, выращивание растений наркотического содержания). Местные власти лишь могут следить за соблюдением всех предписаний. Ответственность за деятельность лежит целиком на собственнике земли.

Государство обязуется оказывать поддержку ЛПХ, которая выражается в:

  • бесплатной ветеринарной помощи для граждан, которые занимаются скотоводством;
  • обеспечении полной инфраструктуры, которая необходима для деятельности хозяйства (дороги, электричество, вода и т.д.);
  • помощи в переработке и сбыте отходов;
  • финансовом стимулировании – выдаче кредитов на льготных условиях, субсидий и т.д.;
  • научном и техническом обеспечении.

Государство обеспокоено состоянием сельского хозяйства в условиях необходимости в импортозамещении. Поэтому всеми силами стимулирует граждан заниматься ЛПХ в целях обеспечения продуктовой безопасности страны. Поддержка государства регулируется на основании постановления правительства №758 и ФЗ №302.

Правовые аспекты содержания ЛПХ

Владельцы ЛПХ должны заводить «хозяйственную книгу», в которой содержится полная характеристика их угодий. Данный документ хранится в органах самоуправления, а информация в него добавляется на добровольных началах. Предоставлением сведений занимаются сами владельцы, то есть каких-либо комиссий и актов осмотра не проводится (за редким исключением).

При составлении хозяйственной книги необходимо указать следующие данные:

  • список членов семьи, которые будут заниматься хозяйственной деятельностью4
  • культуры, которые будут посажены, желательно указать какие конкретно площади будут отведены под каждую из них;
  • выращиваемые животные (в том числе пчелы) и их количество;
  • перечисление используемой сельскохозяйственной техники.

Согласно ФЗ №125, у владельца земли в распоряжении 75 лет, чтобы завести хозяйственную книгу и внести в неё необходимые данные.

Поскольку ЛПХ является некоммерческой деятельностью, то не нужно регистрировать её в налоговой инспекции. Ведение отчетов также не нужно. Что касается пенсионного страхования, то согласно письму ПФ РФ №10623, оно действует на добровольных началах.

На видео об ЛПХ

Выше была представлена лишь общая информация. В отдельных регионах существуют свои предписания и уточнения. Поэтому для получения полной и актуальной информации рекомендуется обратиться в органы местного самоуправления.

Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" с поправками на начало 2017 года (обновляется).

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма не предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
  • проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
  • ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации

Редактор портала сайт следит за возможными поправками и дополнениями к закону о Личном подсобном хозяйстве (ЛПХ). Если правительством Российской федерации в закон будут внесены изменения, текст закона будет незамедлительно обновлен на сайте.

В интересное время мы живем! Как говорят экономисты, кризис 2008 года так и не закончился, а только усугубляется. Наши люди на государство не надеются, самое время завести Как оформить этот неиссякающий источник благополучия семьи в кризисные времена? Много ли мороки будет с документами? Давайте разберемся. Вопрос о том, что такое ЛПХ, как оформить его официально и законно, для многих является актуальным.

С чего начать?

Как правило, любое мероприятие следует планировать, тем более имеющее длительный срок реализации, связанное с финансами (расходами и доходами). Понятие ЛПХ описано в законе №112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве". Там указывается, что это непредпринимательский вид деятельности. То есть имеется в виду, что владелец хозяйства ценности производит, а доход от них поступает в семейный бюджет, причем в натуральной форме. Следует отличать личное от крестьянского подсобного хозяйства (КПХ). Путаница в этом вопросе приводит к неправильному оформлению своей деятельности и, в нашем случае, дополнительным расходам. КПХ - это род предпринимательской деятельности, то есть производство продукции с целью продажи. ЛПХ, в отличие от крестьянского или фермерского, предполагает обеспечение семейства продуктами и иными материалами растительного и животного характера. То есть отсутствует доход в финансовой форме.

ЛПХ: как оформить?

Суть хозяйственной деятельности значительно упрощает порядок ее легализации. С ЛПХ не платят налогов (только за владение землей), следовательно, большая часть контролирующих органов обходит их стороной. Но для того чтобы завести хозяйство, нужен участок. То есть нам необходимо оформить землю под ЛПХ. На законодательном уровне это означает, что на руках у владельца или пользователя землей должна быть соответствующая бумага. В идеале - это государственный акт. Но до него нам (с нуля) еще далеко. Сначала необходимо выяснить, где и кому землю раздают. С этой точки зрения, жители страны делятся на две категории по прописке. Сельчанам землю выдают обязательно. Участки могут располагаться как в пределах населенного пункта, так и за его границами. А вот горожанам значительно труднее землей обзавестись. Закон предполагает, что им желанные участки раздаются местными властями только при наличии свободных площадей. А с этим не везде хорошо.

Куда идти за землей?

Когда решили обзавестись ЛПХ, как оформить его - не самое главное. Важнее заполучить участок. За ним следует обратиться в органы местного самоуправления. Именно они занимаются вопросами использования имеющихся свободных площадей. Напишите заявление о том, что желаете вести ЛПХ и дожидайтесь ответа. Не стоит считать затею провальной. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане сами решали свои материальные проблемы. Оно у нас, в принципе, устроено таким образом, что стремится снизить уровень расходов. Дешевле человеку земли дать, да налог за нее собирать, чем платить ему пособия, чтобы с голоду не умер.

Когда получите решение о выделении участка, встанет новая задача: оформить землю под ЛПХ. Согласно указанному выше ФЗ, это делать не обязательно. Полученную землю можно использовать для производства продукции без информирования госорганов. Но нам-то с вами этого мало, хочется уверенности в том, что завтра участок не отберут.

Как оформить землю ЛПХ в собственность?

Подошли к самому интересному для владельцев моменту. Мало просто получить земельный участок, ЛПХ оформить в собственность - это цель многих граждан. Такой надел можно передавать потомкам, продать в случае нужды и так далее. Путь предстоит непростой, однако вполне понятный.

У вас на руках постановление о выделении участка. Многие на этом в прошлом останавливались и не занимались дальнейшей бюрократией, теперь приходится доделывать, когда «фазенда» уже обросла строениями и плодовыми деревьями. А отправляться нужно в специальную организацию, которая занимается разграничением земли. Специалисты проведут обмеры и выдадут паспорт. Он называется земельным и содержит все данные о вашем наделе.

Следующий шаг - получение распоряжения об установленных границах. Даст его та же организация. Все собранные бумаги следует отнести в кадастровый орган, находящийся в том же регионе, что и земля.

Государственная регистрация - последний шаг

В последней упомянутой организации вам выдадут кадастровый номер и план. Скорее, эти документы добавят к уже собранному пакету. Останется только пройти государственную регистрацию. Ею занимаются органы местного самоуправления. Несите весь пакет туда и пишите заявление. Обработка займет не так много времени. Вместо множества бумажек вы получите на руки свидетельство о государственной регистрации участка. Можете радоваться - вам удалось оформить ЛПХ в собственность. Конечно, пришлось побегать по инстанциям, но теперь никто его не отнимет.

Дополнительные тонкости и нюансы

Важно с первого шага следить за тем, чтобы не изменилось (по ошибке) назначение участка. Законодательно закреплено, что земля выдается не только для ЛПХ, но и для садоводства, строительства и других целей. Каждое назначение имеет собственные особенности и тонкости. К примеру, вы интересуетесь тем, как оформить ЛПХ, и что это дает, вам тоже нужно знать.

Следует понимать, что участок при таком оформлении используется для некоммерческого производства продукции, а не строительства или выращивания на продажу. Исполнение законов контролируется. А это означает, что могут наказать за нецелевое использование земли. Однако постройки на участке для ведения ЛПХ делать разрешено. Но они должны носить скорее вспомогательный характер.

Если проще, не рекомендуется оформлять участок под ЛПХ, а потом возводить на всей площади дворец. Это будет нарушением цели выделения земли. Необходимо там сажать растения, если есть силы, то содержать живность. И только часть земли выделить под постройки: дом, сарай, хлев и другое.

Как не поссориться с властями

Жалко будет расставаться с участком, если местные органы самоуправления или контролирующие организации решат, что вы неправильно его используете. В законе есть «лазейка», позволяющая избежать таковой ситуации. Часто люди спрашивают: «Где оформить ЛПХ?» - удовлетворяясь ответом, что не надо никаких особых бумаг. Но это не совсем так. Сельские советы ведут учет ЛПХ. Подавать сведения им не обязательно. То есть законодатель отдал инициативу владельцам земли. Это и есть тот нюанс, который нам поможет дружить с властями. Нужно только раз в год ходить в сельсовет и подавать нужные этому органу сведения. «Начальство» будет уверено, что вы используете землю правильно, ведь с удовольствием и добровольно идете на сотрудничество, которое, кстати говоря, специалистам доставляет массу хлопот. Вам сходить в совет нетрудно, зато руководство органа всегда поддержит, в случае чего.