В получении доступа к информации. Сохранение и уничтожение информации. Преобладающее общественное благо

Организациям в процессе внедрения для целей учета и управления автоматизированных систем неизбежно приходится решать комплекс задач в части организации доступа пользователей к информации.

Прежде всего следует исключить доступ к данным для тех работников организации, которые не являются пользователями системы. Далее каждому пользователю необходимо обеспечить доступ только к той информации, которая необходима ему для полноценного исполнения служебных обязанностей. Также для каждого пользователя нужно определить совокупность действий, которые он может выполнять с этими данными.

По-прежнему отсутствует координационный механизм для обеспечения единообразного применения закона в аналогичных ситуациях. Этот дефицит особенно важен в отношении положений, которые обычно выходят за рамки контроля, осуществляемого административными судами, либо потому, что он исключен, либо из-за того, что он редко реализуется. Например, закон предусматривает обжалование решений учреждений по заявкам, включая молчаливые отказы, в соответствии с прецедентным правом.

III. Национальные тенденции в области законов о праве на информацию

С другой стороны, заявители во многих случаях не заинтересованы в обжаловании нарушений процедуры предоставления информации, которые в прецедентном праве считаются несущественными, например, нарушение требования о своевременном принятии решения о применении незаконных сборов за предоставление информации, о ненадлежащем определении формы предоставления доступа.

Менеджер по продажам, например, может получать информацию о взаиморасчетах с покупателями и формировать счета. В то же время ему могут быть недоступны данные о закупочных ценах, с которыми работает менеджер отдела снабжения. При этом оба менеджера не должны иметь доступ к кадровой информации и к данным подсистемы расчета заработной платы.

Подготовка ежегодного доклада об осуществлении Апиа администрацией Совета министров без представления министра, ответственного перед парламентом, это является препятствием для реализации полного парламентского контроля. Не будут приняты меры по созданию независимого мониторинга применения Апиа по информации уполномоченного или комитета. Отдельный вопрос явно невыполнимым механизм применения санкций за нарушение обязательств в соответствии с законом.

Как новая проблема возникла и с задержкой судебного рассмотрения отказов и других решений по ходатайствам. В последние годы дела в Верховном административном суде намечено на следующий год и более, что приводит к замедленному справедливости тоже. В отличие от случая с большим количеством иных прав и законных интересов, право на доступ к информации, несвоевременного получения справедливости, соответственно. запрашиваемая информация, сводится к отказу в правосудии. Для организаций, которые упорно отказываются информации, представляющей общественный интерес, представляется более целесообразным страдать от последствий судебного дела, что, конечно, не выиграет, по сравнению выполнять своевременно и точно обязательства.

Далее мы рассмотрим некоторые механизмы организации доступа к информации, общие для файлового и клиент-серверного вариантов работы с прикладными решениями на платформе «1С:Предприятие 8». Рассмотрение особенностей организации доступа к данным, присущих только клиент-серверному варианту работы, не является целью данной статьи.

Эта проблема медленной справедливости углубляет и усиливает другую связанную проблему - ответственность за расходы страны, в которой решение является неблагоприятным. Эта проблема закреплена в положениях Административного кодекса и Гражданского кодекса, а также принимается Конституционным судом и толкованием Верховного административного суда. Согласно действующему законодательству, страна, в которой суд неблагоприятна страдать не только отрицательно, отрицая его право, но и дополнительное финансовое бремя, определяемое как ответственность за расходы, включая гонорары адвокатов и фиктивный приравненных к сумме назначенной в качестве награды за Адвокат.

Аутентификация пользователей

С прикладным ращением на платформе «1С:Предприятие 8» одновременно могут работать несколько пользователей. Перечень пользователей, которым разрешена работа с системой, находится в списке пользователей.

В системе предусмотрено два вида аутентификации или, другими словами, опознавания пользователя системой - средствами «1С:Предприятия 8» и средствами операционной системы. Выбор того или иного способа аутентификации выполняется администратором информационной системы и определяется решаемыми задачами.

Часть проблем законодательного характера коренится в вопросах на европейском уровне, однако, включает в себя способ, в котором законодательство ЕС применяется в Болгарии. Баланс между правом доступа к информации и защиты персональных данных остается темой важное значение. В связи с этим, при толковании и применении закона, принятого Верховным административным судом, в ряде случаев в соответствии со стандартами, установленными Европейской конвенцией по правам человека. Там нет никакого существенного прогресса, однако, в публикации деклараций о конфликте интересов, представленных официальными лицами.

При аутентификации средствами «1С:Предприятия 8» пользователь выбирает из списка или вводит «Имя пользователя», установленное для него администратором, а также пароль. Доступ к информационной базе будет открыт в случае, если пароль, который хранится в информационной базе, соответствует паролю, введенному пользователем. Администратор может установить в системе запрет на изменение пароля пользователем.

К тому же решение было подчеркнуто, что в отношении к профессии данных должны быть доступны, поскольку они не подпадают под действие охраняемого частной жизни. Кроме того, в третьем действии Планируйте, что обязательство государства отброшено. Общественная информация по смыслу Закона о доступе к публичной информации представляет собой любую информацию, относящуюся к общественной жизни в Республике Болгарии и предоставляющую гражданам возможность составить собственное мнение о деятельности юридических лиц.

Эти правила применяются к доступу к публичной информации, которая создается или поддерживается государственными органами, их территориальными единицами и органами местного самоуправления в Республике Болгарии. СУБЪЕКТЫ ПРАВА ДОСТУПА К ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ.

В число параметров, которые администратор может задать для каждой информационной базы, входит «Минимальная длина паролей пользователей», а также «Проверка сложности паролей пользователей». При использовании режима проверки сложности паролей пользователей, пароль должен удовлетворять ряду требований по длине, составу символов и т.д.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА ДОСТУПА К ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. Осуществление права доступа к общественной информации не может быть направлено против прав и репутации других лиц, а также наднациональной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности граждан.

Основными принципами осуществления права доступа к публичной информации являются: - открытость, достоверность и полнота информации; - обеспечение равных условий для доступа к общественной информации; - обеспечение законности в поиске и получении общественной информации; - защита права на информацию; - защита частной жизни; - обеспечение безопасности общества и государства.

В случае если аутентификация выполняется средствами операционной системы, то какие-либо действия пользователя по вводу «Имени пользователя» и пароля не требуются. В этом случае в процессе запуска прикладного решения система определяет имя пользователя MS Windows, а затем на его основании выбирает соответствующего пользователя «1С:Предприятия».

Публичная информация, созданная и хранящаяся в муниципальной администрации Угарчин, является официальной и официальной; - официальная информация содержится в актах местных органов власти и их администрации при осуществлении их полномочий; - Служба - это информация, которая собирается, создается и хранится местными органами власти и их администрацией в связи с официальной информацией и их деятельностью.

Преобладающее общественное благо

ДОСТУП К ОБСЛУЖИВАНИЮ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Доступ к официальной публичной информации бесплатный; Доступ к официальной публичной информации может быть ограничен, когда он связан с оперативной подготовкой актов местных органов власти и их администрации, и он не имеет никакого независимого значения. Доступ к официальной публичной информации не может быть ограничен при наличии общих общественных интересов.

При формировании списка пользователей администратор системы может указать для каждого из них одну или несколько ролей, доступных при работе с прикладным решением. Под ролью понимается набор прав для выполнения тех или иных действий с тем или иным объектом прикладного решения. Формирование ролей выполняется разработчиком прикладного решения с помощью подсистемы прав доступа.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОСТУПА К ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ. Заявки регистрируются и пересматриваются в соответствии с установленными Правилами регистрации и обработки запросов на доступ к публичной информации. Уведомление заявителя по решению не позднее, чем через 14 дней после подачи запроса на доступ. В решении могут быть упомянуты другие органы, организации или лица, имеющие более полную информацию.

По просьбе заявителя предоставляется информация об определении издержек. Раздел Доступ к информации. Он также занимается вопросами прав человека, административными, гражданскими, уголовными и коммерческими вопросами в адвокатском бюро совместно с адвокатами Терзийским, Бороджиевым и Михайловой.

Подсистема прав доступа

Как правило, для каждого вида деятельности или должности создаются отдельные роли - «Кладовщик», «Менеджер отдела сбыта», «Менеджер отдела снабжения», «Главный бухгалтер» и т.д. Роли могут быть заданы в очень широких пределах. Для роли можно, например, разрешить просмотр некоторого ограниченного количества видов документов. Также для роли можно предоставить полный набор прав, предусматривающий ввод, просмотр, корректировку и удаление любых данных.

За последние 17 лет он был множеством журналистов и средств массовой информации и исками для диффамации и диффамации. Высший административный суд отменяет в случаях, представленных адвокатом. Кашумов, решения ОВОС малого ядерного реактора в Софии и Национального хранилища радиоактивных отходов. Раздел «Административное право». Он выиграл дело Сашова и других. Касабова, Идакиев, Хаджиев, Бойкинов, Анева и другие. перед Европейским судом по правам человека. Раздел «Международные суды». Международный эксперт по вопросам открытого правительства и доступа к информации, борьба с коррупцией, защита личных данных и свобода выражения.

В дальнейшем роль назначается пользователю системы. При этом одна и та же роль может быть назначена нескольким пользователям. Например, всем работникам отдела продаж может быть назначена роль «Менеджер по продажам», а всем работникам, оформляющим закупки товаров, - «Менеджер по закупкам».

В то же время один и тот же пользователь может совмещать несколько ролей. Например, если в небольшой компании закупками и продажами занимается один человек, ему может быть назначено две роли - «Менеджер по продажам» и «Менеджер по закупкам».

Раздел «Консультирование». Победитель премии «Адвокат года». Он проводил тренинги, лекции и презентации для тысяч государственных служащих, магистратов, журналистов, неправительственных организаций и других. Германия, Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия, Сербия, Черногория, Молдова, Румыния, Хорватия, Словения, Украина, Албания, Македония, Аргентина, Мексика, Азербайджана и других.

Автор десятков анализов и комментариев законодательства в Болгарии и других странах, неоднократно слышал в парламентских комитетах по законопроектам. Он участвует в рабочих группах по законодательству и готовит тексты законов. Раздел Законодательная деятельность. Автор и соавтор более десяти книг и коллекций, десятки докладов и руководств по вопросам прозрачности и доступа к информации, защите персональных данных, свободы выражения мнений и правосудия перехода, опубликованных в Болгарии, США, Великобритании, Венгрии и других.

Для редактирования набора прав в «1С:Предприятие 8» предусмотрено специальное окно (рис. 1)

Рис. 1 Окно для редактирования прав одной роли

В левом поле окна расположено дерево объектов прикладного решения. В правом верхнем поле - список прав, разрешенных для объекта, выбранного в левой части окна. Разрешены все действия, рядом с которыми установлен флаг.

Закон о доступе к общественной информации регулирует общественные отношения в отношении права доступа к общественной информации и права на повторное использование информации в государственном секторе. Поправки предусматривают. Введение обязательства по документам, подпадающим под действие Директивы, которые должны быть доступны для повторного использования в соответствии с условиями повторного использования, изложенными в Директиве; установление верхнего предела для платы за повторное использование информации, не превышающей материальных затрат на воспроизведение и предоставление информации; существует правовая возможность для бесплатной информации о повторном использовании, предоставляемой по усмотрению организации государственного сектора; расширяя сферу применения, чтобы включить некоторые культурные учреждения, такие как библиотеки, музеи и архивы. Для этих учреждений конкретные правила отличаются от тех, которые применяются к другим организациям, и с точки зрения выставления счетов; необходимо предъявить размер платы за расчет, коэффициенты, учитываемые при расчете, и любые дополнительные условия, если таковые имеются, которые будут опубликованы, в том числе в электронном виде, в присутствии веб-сайта. По запросу органы государственного сектора также указывают, как эти расходы рассчитываются в отношении конкретного запроса на повторное использование; существует обязательство для государственных учреждений информировать заявителей о повторном использовании документов о доступных средствах правовой защиты; организациям государственного сектора предлагается предоставлять информацию в открытом, машиночитаемом формате вместе с соответствующими метаданными, формат и метаданные, соответствующие официальным открытым стандартам; по мере возможности, для государств-членов устанавливается требование облегчить многоязычный поиск документов. Предложения включают в себя изменения в национальной практике и особенностях, в том числе.

Таким образом, для роли «Заведующий складом» при работе с документами вида «Акт сверки взаиморасчетов» разрешенными являются действия «Чтение», «Добавление», «Изменение», «Проведение», «Отмена проведения», «Просмотр» и т.д. В то же время действие по «Удалению» документа «Акт сверки взаиморасчетов» для данной роли запрещено.

Порядок и способ публикации информации будут определяться постановлением, принятым Советом министров; тексты, обязывающие каждую организацию государственного сектора планировать на ежегодной основе поэтапную публикацию в Интернете в открытом формате информационных масс и ресурсов, которые она поддерживает. Полный текст законопроекта о внесении изменений и дополнений в Закон о доступе к общественной информации содержится в приложении.

«Возможно» = никто не сделает этого!

Женета Рогова - Начальник отдела по правовым вопросам в области транспорта, связи и электронного правительства, Юридическое управление МТИК. Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон о доступе к общественной информации». Пришло время последовать примеру других стран. Это автоматически становится оправданием для всех учреждений не публиковать публичную информацию в открытом формате. Если вы оставите это таким образом, все будет бессмысленно.

В «1С:Предприятие 8» различают два типа прав – основные и интерактивные. Основные права проверяются всегда, независимо от способа обращения к объектам информационной базы. К основным относятся права на «Чтение», «Изменение» и т.д. Право на «Чтение» - это право на чтение объекта средствами встроенного языка. А право на «Изменение» предоставляет право на изменение объекта средствами встроенного языка.

Проверка интерактивных прав производится при выполнении пользователем интерактивных операций - при просмотре данных в форме, при редактировании данных в форме и т.д. К интерактивным правам относятся, например, права на «Просмотр» и «Редактирование». Наличие права на просмотр документа, например, означает, что форма данного документа доступна для просмотра. В случае если для документа не установлено право «Просмотр», то при попытке открыть форму документа система сформирует предупреждение «Нарушение прав доступа!», при этом форма открыта не будет. Право на «Редактирование» документа позволяет редактировать данные в форме документа. Если для документа разрешено право «Просмотр», но запрещено право «Редактирования», то документ этого вида можно открыть для просмотра данных, но при этом данные в форме нельзя редактировать.

Права в списке прав имеют иерархию, то есть некоторые права являются «старшими» по отношению к другим, «младшим» правам.

В результате образуются довольно сложные цепочки взаимосвязей, которые автоматически отслеживаются системой. То есть, при снятии разрешения на какое-либо право, система сама снимает разрешения на все права, которые от него зависят. И, наоборот, при установке разработчиком какого-либо права, система сама устанавливает все права, от которых это право зависит.

Предположим, для объекта установлены права на «Просмотр» и «Редактирование». При снятии права на «Просмотр» автоматически снимается право на «Редактирование». Если теперь установить право на «Редактирование», то также автоматически будет установлено право на «Просмотр».

Заметим, что все перечисленные выше права роли относятся к объекту прикладного решения в целом, а не к отдельным его записям. Назначение доступа на чтение справочника означает, что право чтения дается на все элементы этого справочника, доступ на проведение документа означает доступ на проведение всех документов указанного вида и т.д.

Если пользователю запрещено обращаться к какому-либо справочнику, то для него становятся недоступными также просмотр и редактирование всех тех полей объектов прикладного решения, в которых используется элемент данного справочника. Например, если установлен запрет на доступ к справочнику «Контрагенты», то пользователь может просмотреть и отредактировать документы, в которых указан контрагент, но не сможет просмотреть или изменить информацию о контрагенте. В таких документах вместо информации о контрагенте в соответствующем поле будет сообщение «Объект не найден».

В случае если в прикладном решении используется несколько ролей, то для удобства просмотра и редактирования можно использовать окно «Все роли» (рис. 2)


Рис. 2 Окно для просмотра и редактирования нескольких ролей.

Объект прикладного решения выбирается в левом поле. В первой колонке правого верхнего поля представлен список прав для выбранного объекта. В других колонках этого поля настраивается использование каждого права для каждой существующей роли. Последовательность колонок, соответствующих ролям, можно изменить.

Заметим, что в «1С:Предприятии 8» предусмотрена настройка прав доступа к данным, хранящимся в информационной базе, на уровне записей и полей информационой базы. Данная настройка выполняется в полях «Ограничение доступа к данным» рассмотренных выше окон редактирования ролей. Условия доступа к данным описываются ИТ-специалистами на языке запросов «1С:Предприятия 8» вручную или с помощью «Конструктора ограничений доступа к данным».

Механизм настройки прав и ролей, реализованный в «1С:Предприятие 8», способствует сохранению коммерческой тайны, позволяет уменьшить количество как случайных, так и намеренных ошибок, связанных с человеческим фактором. Недоступность лишней информации также делает работу пользователя более комфортной.

Одно из основных информационных прав - право на доступ к информации, включающее в себя право каждого свободно искать информацию и право получать ее от лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях.

Основными принципами обеспечения права на доступ к информации являются:

презумпция доступности и открытости информации;

достоверность и полнота информации;

своевременность предоставления информации;

соблюдение ограничений, установленных федеральным законом;

защита права на доступ к информации;

ответственность за нарушение права на доступ к информации.

В целях охраны и защиты прав и свобод в информационной сфере Конституция Российской Федерации устанавливает гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственности.

К основным конституционным гарантиям относятся:

Признание прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми (ст. 17), равными (ст. 19), непосредственно действующими(ст. 18) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и защищаемыми государством (ч. 4 ст.

законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15);

права и свободы "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием"(ст. 18);

органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом (ч. 2 ст. 24);

механизмы защиты наряду с государственной защитой предусматривают право каждого на самозащиту "всеми способами, незапрещенными законом" (ч. 2 ст. 45), судебную защиту (ч. 1 и 2 ст. 46), международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46);

сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41).

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" для реализации права на доступ к информации провозглашает следующие дополнительные государственные гарантии:

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные

ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес (п. 1 ст. 13). При этом для формирования таких ресурсов закон предусматривает, что граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, должно утверждать Правительство Российской Федерации (п. 1 ст. 8). Оно же должно установить перечень информационных услуг (бесплатных или с частичной оплатой для пользователя) с компенсацией затрат из средств государственного бюджета (п. 4 ст. 13).

2. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом(п. 1 ст. 12). При этом декларируется, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

3. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций (п. 4 ст. 12). При этом перечни информации и информационных услуг, сведения о порядке и условиях доступа к

информационным ресурсам должны предоставляться пользователям бесплатно (п. 3 ст. 12). 4.

Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто ив каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 14). Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 14). 5.

Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации (п. 2 ст. 12). 6.

Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по 7.

другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (п. 1 ст. 24).

7. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (п. 3 ст. 24).

Вместе с тем следует признать, что этот закон не решает в целом задачи охраны права на доступ к информации. Он во многом декларативен и противоречит действующему законодательству, позволяя сохранить прежний разрешительный принцип в реализации этого основного информационного права. Как следует из

доктрины информационной безопасности, противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе специальный Федеральный закон "О праве на доступ к информации", который решал бы следующие задачи:-

а) установление ограничений и запретов при реализации прав в информационной сфере (искать, получать, передавать, производить и распространять информацию в соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации) по основным видам информации (информация без права ограничения доступа, иная общедоступная информация, "вредная" информация, информация с ограниченным доступом);-

б) установление законодательных оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права "на тайну";

в) определение в законе механизмов доступа к открытой информации;

г) унификация заявленных в законах правонарушений в информационной сфере с внесением изменений и дополнений в соответствующие кодексы по установлению ответственности за эти правонарушения.

К механизмам доступа к открытой информации можно отнести:

Структурирование открытой информации по уровням доступа -подлежащей обязательному опубликованию в средствах массовой информации, предоставлению по запросу каждого гражданина, обязательному предоставлению по запросу отдельных категорий граждан;

структурирование органов государственной власти и местного самоуправления, чьи должностные лица обязаны предоставлять информацию (пример - государственная система научно-технической информации, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля1997г.);

установление обязанности должностных лиц на основании документов предоставлять по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом;

публикацию в общедоступных изданиях документированной информации, подлежащей обязательному распространению, всех перечней по установлению ограничений и запретов в информационной сфере, перечня органов государственной власти и местного самоуправления (с указанием их функций и адресов);

создание общедоступных баз данных в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на общедоступных серверах с указанием в средствах массовой информации их адресов и порядка получения информации;

порядок предоставления информации, предусматривающий сроки, объем и форму предоставления информации в зависимости от правового статуса организации, в адрес которой направлен запрос;

установление источников финансирования и покрытия расходов, связанных с предоставлением информации, - в соответствии с

нормой Гражданского кодекса Российской Федерации (п.

2 ст. 779) предоставление информации отнесено к обязательствам о возмездном оказании услуг.-

Важное значение для реализации информационных прав граждан на доступ к информации имеет Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г., где в целях обеспечения информационной открытости государственной власти гражданского общества определены следующие задачи:

радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти;

сужение области ведомственных тайн;

уточнение с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации;

обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости;

установление каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.).

При рассмотрении вопросов реализации права на доступ к информации наиболее важной характеристикой, на наш взгляд, является классификация отношений как по виду информации, как объекта правоотношений, так и по виду субъектов этого права.

Вся информация с точки зрения права по степени доступа сегодня делится на несколько основных сегментов: 1. Информация без права ограничения доступа (все те ограничения, которые установлены в Конституции РФ, в Законах РФ "О государственной тайне", "О коммерческой тайне". Этот перечень может быть продолжен и расширен). Представляется важным не только установить норму в Конституции РФ о том, что информация,

информация может быть отнесена к такого рода информации, чего, к сожалению, не сделано. 2.

Информация с ограниченным доступом. Исходя из Послания Президента Федеральному Собранию 1998 г. область тайн должна сокращаться, но на самом деле она увеличивается. На Первой межпарламентской конференции России, Белоруссии и Украины в 1999 г., где автор руководил секцией по вопросам интеграции и унификации национальных законодательств трех стран, было насчитано уже около 50 видов тайн, с учетом 40 в России, как оснований для ограничения доступа к информации. 3.

Информация, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан (порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне, ложная реклама, со скрытыми вставками и т. п.) - так называемая "вредная" информация.

4. Объекты интеллектуальной собственности (то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, за исключением ноу-хау), которые охраняются в режиме коммерческой тайны, но охраняются особым порядком через институты интеллектуальной собственности - авторское право, патентное право, средства индивидуализации и т. п.-

5. Иная общедоступная информация, среди которой, как уже отмечалось, ученые выделяют более чем 20 видов открытой общедоступной информации.

Доступ к информации также важно четко разграничить в зависимости от вида субъекта, реализующего свое право на доступ к ней. Исходя из этого, предлагаем различать следующие виды доступа: -

обязательное доведение информации до всеобщего сведения; -

свободный доступ (сообщение информации для всеобщего сведения); -

предоставление информации по запросу юридических лиц; -

предоставление информации по запросу физических лиц.

На наш взгляд, важно различать понятия "обязательное доведение" и "свободный доступ" по степени активности субъекта (по аналогии с избирательным правом). Например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить - накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения.

Правомочия на доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) возникают только после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования. Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности, здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.

Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме:

ознакомление с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

получение копии соответствующего документа или выдержек из него;

получение письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;

получение устного изложения содержания запрашиваемой информации;

По степени ограничения доступа к информации можно выделить следующие основные виды отношений, которые могут

возникать в этой связи между субъектами: лица (как физические, так и юридические) по отношению к государству; государство по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим); физические лица по отношению к юридическим лицам; юридические лица по отношению к физическим лицам; юридические лица по отношению к юридическим лицам; физические лица по отношению к физическим лицам.

При запросе лиц в органы государственной власти ограничение права на доступ к информации связано только с государственной тайной, служебной тайной и персональными данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может. Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации мы говорим о том, что делаются запросы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, выпускающие документы нормативно-правового характера, которые затрагивают интересы граждан, проживающих на территориях административного района, региона России. В данной ситуации невозможно распространить эти отношения в том числе и на казенные предприятия, которые не являются органом власти, а относятся к коммерческим структурам, хотя и с государственным видом собственности, где может быть коммерческая тайна. Важным условием для реализации правомочий в данной области, как представляется, является развитие правосознания, формирование новой информационно-правовой культуры.

При запросах государства по отношению к физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами законов "О государственной службе", "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне", "О милиции" и т. п.) в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна.

При реализации права физических лиц на доступ к информации у юридических лиц в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических

лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные.

В законодательстве РФ сегодня не отрегулированы до конца вопросы о сроках предоставления информации и случаях возмездного (на платной основе) предоставления информации по запросу.

Так, запросы государственных органов в пределах их полномочий на проверку по информационному массиву, создаваемому в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, исполняются в срок не более 5 дней с момента получения, срочные - не позднее следующего рабочего дня.

Лопатин В. Н. Законодательное обеспечение информационной безопасности // Роль прессы в формировании

в России гражданского общества. М, 1999. С. 175-187.

2 Лопатин В. Н. Законодательные ограничения права на доступ к информации //Российский и зарубежный

опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. М., 1999. С. 41-49. 3 Подробнее об этом см.: Лопатин В. Н. О правовых основах регулирования отношений в сфере

информационной безопасности // Сборник материалов международной конференции "Безопасность

информации". 14-18 апреля 1997 г. М, С. 57-63. 4 Подробнее об этом см.: Марвик К. М. Ваше право на правительственную информацию. СПб., 1996.

"Включение объектов интеллектуальной собственности, оправдано, на наш взгляд, тем, что законодательство России регулирует в области интеллектуальной собственности не только имущественные отношения, но и личные неимущественные отношения тоже. Вместе с тем интеллектуальная собственность - это один из видов информации, которая распространяется и хранится, в том числе в органах государственной власти. Например, Патентное ведомство обязано распространять эту информацию путем выпуска соответствующих реестров.

Еще по теме 7.3 Право на доступ к информации:

  1. 2. Система и полномочия органов государственной власти, обеспечивающих право доступа к информации
  2. Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК).
  3. ГЛАВА II ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
  4. САНКЦИОНИРОВАННЫЙ ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ (информационным ресурсам).
  5. 13.1. Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом
  6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О праве на доступ к информации (О праве на информацию)
  7. Глава 13 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ И ПРАВ НА НЕЕ
  8. ГЛАВА IV ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ПУНКТАХ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
  9. ГЛАВА III ЗАЩИТА ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  10. ГЛАВА II ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  11. Глава 1. Понятие «право доступа на рынок воздушного транспорта»
  12. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»
  13. ГЛАВА V ДОСТУП К ЗАСЕДАНИЯМ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ДОСТУП К ДОКУМЕНТАМ И МАТЕРИАЛАМ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ