Какие звуки имеет буква ы. Обучение грамоте «Звук и буква ы». Знакомство с буквой Ы

Технологическая карта урока. Урок 21

Тема

Гласный звук [ы], буква ы.

Педагогическая цель

создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

закреплять характерные особенности буквы Ы; (отсутствие слов, начинающихся с буквы Ы;) различать слова в форме единственного и множественного числа; образовывать слова из данных слов с помощью приставок; определять роль гласных букв, стоящих после согласных

Личностные результаты

осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

познавательные: (общеучебные) воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, сравнивать слова по звуковому составу:

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений; учитывая разные мнения одноклассников)

регулятивные: оценивание результатов своих действий.

Основное содержание темы, понятия и термины

Гласный звук [ ы ] , строчная, печатная и письменная буквы ы.. Гласные звуки [а], [о], [и].

Образовательные ресурсы

учебник В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука. 1 класс, часть первая, записи на доске, магнитные карточки с буквами, воздушные шары, рисунки (мышки, мишки)

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой
на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный.Наблюдение учителя

II. Актуализация опорных знаний.

1Речевая разминка. Фонетическая игра

2. Проговаривание скороговорки.

(хором, по колонкам, по одному)

3 Фронтальная беседа.

Коллективная. Словесный. Фонетическая игра

СЛАЙДЫ 2-5

Собирайся детвора! Начинается игра.

Сколько времени сейчас?

Как кричит в селе петух? Сколько будет дважды два?

Это ухо или нос? ( показывает на ухо ) . Это локоть или глаз? (показывает на локоть) .

Ну, а это что у нас? (показывает на нос) . Неужели это так? Так, так, так. Вы хорошие всегда?

У осы не усище, а усики.

На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
(Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших)
– Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что - то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок чтения не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Трое учеников подготовили вам загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом.
На доске 4 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, то он идёт к доске и переворачивает карточку.

– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)
– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.
–Молодцы, вы справились с этим заданием. на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)
– Сегодня мы познакомимся с новым жителем.

Поют песенку, например:

Ра-ра-ра

Ра-ра-ра

Час-час-час

Ух-ух-ух

Два-два-два

Нос-нос-нос

Глаз-глаз-глаз

Нас-нас-нас-

Да-да-да

Проговаривают пословацу.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Проблемный. Словесный. Беседа,

СЛАЙД 6

Скажите, что я держу в руке (шар)
– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)
– Докажите (воздух встречает на своём пути преграду:

язык и зубы)
– А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)
– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)
– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)
– Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)
– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?
(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то покажите солнышко, а если нет – тучку:

рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка.



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, формулируют свои ответы

Анализируют текст, высказывают и аргументируют свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Слого-звуковой анализ слова шар

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

СЛАЙД 8

1. Анализ слова шар по схеме.

Сколько слогов в слове?

Сколько звуков в этом слове?

Давайте произнесём Каждый звук отдельно.

Какие звуки поются?

Проводят слого-звуковой анализ слова шары

Выделяют звук [ы]
в процессе слого-звукового анализа. Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы]. Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный слого-звуковой анализ

2. Знакомство со звуком буквой ы

Фронтальная. Словесный, практический.

Беседа, моделирование буквы

СЛАЙДЫ 9-12

1.– Звук [ы] на письме обозначается гласной буквой ы

2. – Мягкость или твердость предшествующего согласного звука обозначает буква ы ?

3.-Назовите слова на букву ы.

4.– Найдите букву ы на «ленте букв».

На что похожа буква ы?

Прочитаем стихи про букву ы на стр.32.
– Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)
– Эти стихи живут и на страницах нашей азбуки. Откройте азбуку на с. 32.
– Кто хочет прочитать первое стихотворение?
– Какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (Мы, услыхали, совы, ы,
– Кто хочет прочитать второе стихотворение?
– А в этом стихотворении, какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (бывает, капусты, брюквы, дыни).

Находят букву ы на «ленте букв».

Буква ы обозначает твердость предшествующего согласного звука

Высказывают свои предположения.

Находят букву У на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

3. Работа со стихотворением В. Берестова (учебник, с. 37). Дифференцирован

ное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

Прочитайте стихотворение.

О ком идет речь в стихотворении?

Сколько слогов в слове шары?

– Два

Находят слова с буквой У в тексте стихотворения. Определяют количество слогов в слове

Коллективный. Чтение, устные ответы


V. Упражнение на формирование навыка выразительного чтения

Коллективная
, практическая. Чтение, беседа

Вам понравилось это стихотворение?
– Кто сможет выразительно прочитать это стихотворение?
Читает подготовленный ученик.
– До этого мы работали со стихотворениями, в которых буква ы была выделена, а теперь попробуйте сами найти её в этом стихотворении.
– Возьмите в руки карандаши и аккуратно зачеркните букву ы.
– В каких словах вам встретилась буква ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)

Vl . Работа с рисунком, упражнение на развитие речи (учебник, с. 32)

– Вы заметили интересный рисунок на предыдущей странице?
– Рассмотрите его. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.
– На рисунке изображены различные предметы. А есть ли среди них такие предметы, в названиях которых есть звук ы? Назовите слова, в которых есть звук ы (крынка - глиняный сосуд для молока, мыши, часы, сыр, дырки, пагоны)

Vll . Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Составление рассказа по иллюстрации к сказке «Щелкунчик» (учебник, с. 36)

Групповая. Словесный, практический, наглядный. Беседа, рассказ

СЛАЙД 13-14

Назовите одним словом, кто изображен на рисунке.

Назовите слова, в которых есть буква ы

Составьте предложения по картинке.

Составляют рассказ
по картинке

Осуществляют классификацию предметов, определяя ее критерий. Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику изложения

Групповой. Рассказ

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления глаз

Коллективный. Правильное выполнение движений

2 . Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесная. Беседа

СЛАЙД 15

Где на «ленте букв» расположена буква ы ? -Почему?

На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная

Определяют место изученной буквы на «ленте букв». Характеризуют особенности буквы ы и звука
[ы]

Индивидуальный. Устные ответы

VIll . Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)

– Переверните страницу. Вверху рисунок. Рассмотрите его.
– Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю
– Кукла (указывают на левый рисунок)
– Куклы (указывают на правый рисунок)
–Какие куклы изображены справа? (петрушка, Мальвина, клоун)
– Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)
На доске появляются карточки Кукла - Куклы
– Мы продолжим придумывать пары к словам
– Машина – (Машины)
– Машина, а какую именно машину вы представили?
– корзина – (корзины)
– игра – (игры)
– А какие игры вы знаете, в какие вы играете?

Xl . Упражнение в сопоставление слов, различающихся одним звуком

Фронтальна беседа

– Посмотрите на доску (на доске картинка с игрушечным мишкой и карточка мишка) - -Прочитайте слово про себя
– Закройте глаза (на доске карточка мышка)
– Что изменилось в записи? (вместо буквы и стала буква ы) появляется и старая карточка)
– Изменилось только начертание слова? А смысл остался тот же или нет? (нет)
– А вы видели игрушечную мышку? (появляется картинка мышки)

Отвечают на вопросы учителя

X . Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)
– Какой это звук? (гласный)
– А есть ли слова на букву ы? (нет)

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Оценка своей деятельности

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.

Стихи про букву Ы

А вот шагает буква Ы.
Без Ы не выучитесь ВЫ.

Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны.

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.

В маленькую книжку
Не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы —
Нарисуем мышку.

Мы спросили у синицы,
Мы спросили у совы,
Не смогли они придумать
Нам слова на букву Ы.

В русском языке, увы,
Не бывает слов на «Ы».

Букве Ы не бЫть в начале, Звук Ы - в середине слова
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах

МЫ проходим букву "Ы",
В слове есть она "штанЫ",
В слове "дЫм" и в слове"бЫк",
К этой букве тЫ привЫк

Эту букву знаешь ты? Звук Ы - в конце слова
Есть она в словах "кроты",

Ты запомни букву "Ы"!

СтраннЫй звук у буквЫ "Ы":

Он - как"И ",но твёрже - Ы .
Д И м к у превращает в д Ы м к у, Звук Ы - в середине слова
М И л у в м Ы л о, а р И с - в р Ы с ь.
РЫ Сь - похожая на Тимку,
И скажу я РЫСЬКЕ - брЫсь!

Д. Смайлз

МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.

С. Целищев

К вЫдре в гости мышь пришла,
МЫло выдре принесла.
ВЫдра мЫшке дала пышку,
РЫбку, пЫлесос и крЫшку.

А. Бешенцев

СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.

А. Мохорев

Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с буквой «Ы» .

ЗАГАДКИ

Эти загадки нужно продолжить, подставив в рифму нужную букву. Автор - И.Агеева

Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква...

Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты,
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву...

Загадки нужно продолжить, подставив нужную букву, автор - неизвестен.

Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву...

"Ъ" прочнее стали,
За отвагу весь в медалях.
Подвиги совершены
Им с соседкой буквой …

Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов!

СКОРОГОВОРКИ

Чтобы было веселее, и развивалась дикция учим скороговорки

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так и мылась Мила.

Цели:

  1. Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
  2. Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
  3. Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.

Оборудование:

  • алфавит, печатная буква Ы, табличка Ы, "звуковички",
  • картинка "Сова", картинка "Бобры", подарок-сюрприз "Сова" (символ) - на каждого ученика.

I. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

II. Новый материал.

Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)

Молодцы! Действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нем сказать? Гласный он или согласный? Докажите. (Звук [ы] - гласный, т. к. его можно тянуть и петь).

Давайте потянем звук [ы]. (ы - ы - ы. . .)

Давайте попоем, (ы - ыы - ы - ыы. . .)

На доске: "звуковички"

Каким "звуковичком" можно обозначить звук [ы]? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)

А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)

Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)

Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.

А вот шагает буква Ы,
Без Ы не выучитесь вы.
И бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.

А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах

На доске: табличка (буква ы - печатная и письменная).

Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)

На доске: алфавит.

Найдите место буквы ы. Покажите.

Тыр-пыр, восемь дыр,
В каждой дырке - целый мир,
В каждом мире - вкусный сыр,
В каждом сыре - восемь дыр.

Вопрос для самых внимательных:

В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?

Назовите. (Дети называют слова.)

Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.

Дети приводят примеры слов.

Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].

Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.

Двустишие

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.

Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова - умная птица, ученая.)

Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.

Совушка - сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!

Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.

Водяные мастера

Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)

Где в слове - отгадке слышится звук [ы]?

Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)

Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.

На доске картинка “Бобры”.

Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)

Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.

Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?

(Свободные высказывания детей.)

А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)

Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)

Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.

От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)

Мы узнали, какие бобры - мастера - дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.

От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)

Все бобры добры

Для своих бобрят.

В каких словах есть звук[ы]? Где он произносится?

Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята - детеныши.)

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).

Идут бобры

В сыры боры.

В каких словах есть звук [ы]? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.

1) Чтение хором (3-4 раза).

2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),

Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют.
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!

III. Обобщение

Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке - поднимите руки.

Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?

Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы - если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову - свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее - бумажную сову.

Всем детям раздаются призы.

Урок окончен. Спасибо.

Одна из самых "горячо любимых" букв русского алфавита для иностранцев - буква Ы. Я неспроста использовала кавычки. Те ученики, которые берутся за фонетику русского языка, рано или поздно встречаются со звуком, и иногда им кажется, что произнести звук Ы - невозможно физически.

По поводу буквы Ы и трудности произношения звука Ы уже появилось немало шуток. "Чтобы произнести звук Ы, представьте, что вас ударили в живот" или "На что похож звук Ы? На вой раненого тюленя". Интересно вот что. В русскоговорящем обществе маленькие дети и некоторые взрослые иногда испытывают проблемы с произношением ряда звуков, таких как Р, Л, Ш, Щ (чаще всего это согласные и шипящие), но произношение Ы очень редко вызывает трудности. Так что ваши эмоции понятны, но напрасны. Русские доказывают - артикуляционный аппарат способен на произнесение этого кошмарного звука, так что и вы со временем обязательно справитесь.

Фонетикой в целом, и постановкой трудных звуков в частности лучше всего заниматься с преподавателем, "в живую". Если можете - обязательно потратьте пару часов на занятие face-to-face или по Skype. Конечно, не всегда есть возможность найти русскоговорящего собеседника или учителя, так что любая консультация будет вам подспорьем. Надеюсь, и я могу чем-то помочь.

Итак, начинаем борьбу со звуком Ы

Первое, что нужно сделать - почувствовать и отработать разницу между И и Ы. Практически все студенты, испытывающие трудности с этим звуком, непроизвольно произносят его как И. Наверное и по себе вы замечаете, что вместо слова "мы" произносите "ми", а вместо "вы" - "ви". Если и не замечаете, чаще всего так оно и есть. У вас получается И, Э и О, а Ы "сваливается" в сторону одного из этих звуков.

Чтобы превратить И в Ы, нужно проделать следующие артикуляционные действия.

Произнесите звук И. Тяните его, прочувствуйте положение языка. Почувствуйте, что язык упирается в нижние зубы, а губы растянуты, будто в улыбке. С произношением И полный порядок. Попробуйте изменить положение языка, немного ослабив напор на зубы. Просто отодвигайте язык назад. Вы почувствуете, как звук И пропадает, а затем пропадает вообще любой звук. Воздух проходит между расширенным пространством между небом и языком, звук становится глуше, воздух начинает "свистеть".

Это абсолютно нормально. Переходим к следующему шагу.

Снова произнесите звук И. Теперь отодвиньте язык от зубов так, чтобы он их не касался. Если не получается, поработайте над этим. В процессе практики вы должны следить за двумя вещами:

Ваши губы по прежнему растянуты в улыбке;
- язык в спокойном, расслабленном положении и не касается зубов.

Старайтесь держать челюсти слегка напряженными. Контролируйте это напряжение. Попробуйте произносить звук Ы.
Если звук по-прежнему выходит похожим на И, попробуйте совсем немного выдвинуть нижнюю челюсть вперед. Теперь, когда звук получается лучше, вернитесь к прежнему выражению (губы растянуты немного меньше чем при произношении звука И, прикус челюстей в естественном положении) и попробуйте "поймать" звук Ы.

В постановке звука Ы вам помогут согласные буквы. Лучшие друзья - буквы К и Г.

Попробуйте произносить слоги и слова:
кы-ык-ыкы-кыкы-ыкык-ыкыкы
гы-ыг-ыгы-гыгы-ыгыгы--гыгыгы
мы-мыл-мыло
бы-был-было
вы-выход
выдра-выход-крыса-дым

Еще одно упражнение. Повторяйте слоги сначала медленно, работая над чистотой звука. Затем добавляйте скорости. Последнее слово в ряду произносите как можно четче и громче.

Ты-ты-ты-ты-ты-тыква
ры-ры-ры-ры-ры-рыба
ды-ды-ды-ды-ды-дыня
бы-бы-бы-бы-бы-быстро
пы-пы-пы-пы-пы-лапы

Хороший эффект дает простая практика с карандашом. Закусите карандаш зубами и попробуйте произносить звук И. Карандаш не позволит языку упираться в зубы, и у вас не получится их сомкнуть, таким образом, звук Ы будет получаться с каждым разом все лучше и лучше. Отработав практику, попробуйте произносить звук Ы без карандаша, запомнив артикуляцию.