Когда проводится общая эвакуация населения. Эвакуация населения в условиях чс. Порядок эвакуации населения
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых.
Виды эвакуации могут классифицироваться по следующим признакам:
■ видам опасности - эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологическою заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и др.;
■ способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
■ удаленности - локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
■ временньт показателям - временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до одного месяца); продолжительная (более одного месяца);
а в зависимости от времени и сроков проведения - упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация. Заблаговременная эвакуация населения из опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия, экстренная - при возникновении чрезвычайной ситуации.
Для непосредственного осуществления и планирования эвакуации работающих и населения создаются эвакуационные органы:
я эвакуационная комиссия;
эвакуационная приемная комиссия;
я сборные эвакуационные пункты (СЭП);
промежуточные и приемные пункты эвакуации.
Каждый сборный эвакуационный пункт обеспечивается бланками эвакуационных удостоверений. Эвакуационное удостоверение состоит из трех частей: собственно удостоверения, корешка и талона.
В удостоверении указывают фамилию, имя, отчество, год и место рождения эвакуируемого, адрес его местожительства до эвакуации, куда он эвакуировался, кто еще с ним эвакуировался, а также номер и адрес эвакуационного пункта. Талон к эвакуационному удостоверению остается на сборном пункте, а корешок передают в отделение полиции. Собственно эвакуационное удостоверение хранится у эвакуируемого и вместе с паспортом служит документом, удостоверяющим его личность.
Рис. 42. Эвакуация больных и персонала из лечебного учреждения
Получив указания об эвакуации, население в назначенное время прибывает на СЭП. Каждому эвакуируемому необходимо иметь при себе: документы, средства индивидуальной защиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикаменты, продукты питания (на 3 дня). Все вещи должны быть уложены в сумку (чемодан, рюкзак). Перед уходом из дома надо выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки (рис. 42). Основные задачи СЭП:
э поддержание связи с эвакуационной комиссией города, объектами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исходными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправления его в загородную зону; в контроль за своевременной подачей транспортных средств, организацией отправки эвакуируемого населения в загородную зону;
ж ведение учета эвакуируемого населения, вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешим порядком, и представление в установленном порядке донесения в эвакуационную комиссию города;
т. оказание медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;
а обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам ГО. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят: от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.
Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента РФ или начальника ГО Российской Федерации - Председателя Правительства РФ, а в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, - по решению начальников ГО субъектов Российской Федерации. Эвакуация занятой в производственной сфере части населения, а также членов их семей проводится по производственному признаку, т.е. по месту работы, остальной части населения - по территориальному признаку, т. е. по месту жительства.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ,
1. Что понимается под эвакуацией?
2. По каким признакам различают эвакуацию населения?
3. Как различают эвакуацию в зависимости от времени и сроков проведения?
4. Назовите эвакуационные органы, которые создаются для планирования и организации эвакуации.
5. Каковы основные задачи сборного эвакуационного пункта?
6. От чего зависят способы и сроки проведения эвакуации?
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ У\ ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЕ В ЗОНАХ ЧС
Лыарийно-1-пп(ате.1ыты<. и;//;I гай н^шлложлыг работы (АСДНР) - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Организация АСДНР является одной из основных задач ГО.
АСДНР проводятся формированиями ГО для решения следующих задач:
■ спасения людей и оказания помощи пострадавшим;
■ локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ;
■ создания условий для последующего проведения восстановительных работ.
Для организации более эффективного управления проведением АСДНР с учетом их характера и объема, рационального использования имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ с учетом особенностей территории объекта, характера планировки и застройки, расположения защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. АСДНР имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.
Каварийно-спгкягельным работам относят: разведку маршрутов движения формирований и участков предстоящих работ;
а локализацию и тушение пожаров на путях движения формирований и участках работ; ? розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;
« подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной вентиляцией; к вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений, спасение находящихся в них людей (рис. 43); в оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения; а вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;
■ санитарную обработку людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия. Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в
очаге поражения проводятся ругие нео гложные рабт ы. К ним относятся:
■ прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;
а локализация аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
■ укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.
При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:
■ обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвав- шихся боеприпасов в обычном снаряжении;
■ ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
Одновременно могут проводиться и такие работы, как:
■ обеззараживание очагов поражения;
■ сбор материальных ценностей;
■ обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;
■ утилизация зараженного продовольствия ц другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.
В АСДНР принимают участие силы и средства ликвидации ЧС, к которым относятся:
■ военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
■ формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
■ формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза и продовольствия РФ;
■ военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
■ формирования ГО РФ территориального и объектового уровней, специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
■ службы поискового и аварийно-спасательного полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
■ восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;
Рис. 43. Аварийно-спасательные работы после обрушения здания
я аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России.
Кроме того, отработаны вопросы привлечения сил и средств Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда других министерств и ведомств. МЧС России постоянно проводит планомерную работу по совершенствованию сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС. Отрабатывается программа, курируемая Центром поиска и спасения на морях и в водных бассейнах РФ. Развивается и укрепляется поисково-спасательная служба, создаются специализированные подразделения этой службы в республиках, краях и областях.
Эффективность применения сил и средств аварийно-спасательных подразделений во многом зависит от их технической оснащенности и от того, насколько быстро они смогут приступить к проведению работ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие задачи должны решать АСДНР, проводимые в зонах ЧС?
2. Какие виды работ относятся к аварийно-спасательным?
3. Назовите другие неотложные работы, которые осуществляются для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения.
4. Укажите специфику проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляемых в зонах ЧС военного времени.
5. Дайте характеристику силам и средствам ликвидации ЧС.
ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГО
Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Обучение является обязательным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, на курсах ГО муниципальных образований, по месту работы, учебы и мес*у жительства граждан (рис. 44).
Правовую основу содержания и методики обучения населения основам ГО составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», принятое в связи с подписанием Федерального закона от 12 февраля 1998 г, № 28-ФЗ «О гражданской обороне», который определил в качестве одной из основных задач в области ГО: «обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий», а в числе лиц, подлежащих обучению, - учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования.
Основные задачи обучения населения в области ГО: о изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; « совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО; ■ выработка умений и навыков для проведения АСДНР; я овладение личным составом гражданских организаций ГО приемами и способами действий по защите населения, материальных
Рис. 44. На учениях по гражданской обороне |
15В |
и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; ч обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите населения от ЧС; - выработка у руководителей и специалистов федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Россий
ской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков в подготовке и управлении силами и средствами, входящими в РСЧС;
■п практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в условиях ЧС;
я проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности.
Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:
руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, главы местных администраций и руководители организаций (далее именуются - руководители);
должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление ГО (далее именуются - должностные лица и работники ГО), преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях общего и профессионального образования;
личный состав формирований и служб; работающее население;
обучающиеся в образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее именуются - обучающиеся);
неработающее население.
Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1/1 ЗАДАНИЯ
1. Что является правовой основой обучения населения в области ГО?
2. Перечислите основные задачи обучения населения по защите от ЧС
3. Назовите группы лиц, подлежащих обучению в области защиты населения и территорий от ЧС.
Гллвд 7
Похожая информация.
Угроза или возникновение ЧС приводит к необходимости проведения эвакуации населения из опасной зоны. Эвакуация относится к одному из эффективных методов за-
Глава 3
Содержание | Index 451
щиты населения, сохранения здоровья и жизни людей. В проведении эвакуационных мероприятий активное участие принимают спасатели МЧС России.
Эвакуация - это комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу населения из опасной зоны в места временного (кратковременного) размещения в заблаговременно подготовленные по условиям первоочередного жизнеобеспечения (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районы.
Эвакуация осуществляется в безопасные районы, в которых не действуют поражающие факторы ЧС.
Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы действия поражающих факторов ЧС.
Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомеропри-ятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения ЧС на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определяются решением эвакуационной комиссии. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.
В зависимости от развития ЧС и численности эвакуируемого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие формы эвакуации: локальная, местная, региональная.
Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских ми-
Содержание | Index 451
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 452
крорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.
Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.
Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.
Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.
Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих начальников гражданской обороны.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.
Общее руководство эвакуацией населения осуществляет начальник гражданской обороны (комиссии по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственно организацию и проведение эвакуационных мероприятий - эвакуационные органы, создаваемые главами администраций субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС соответствующего уровня.
Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.
Эта подготовительная работа организуется и проводится начальниками гражданской обороны - руководителями органов исполнительной власти субъектов Россий-
Содержание | Index 452
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 453
ской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС.
Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом уровнях.
Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и другими нормативными документами.
Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, организациям учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.
В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанным на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.
Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС в максимально сжатые сроки.
Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.
Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства Обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
При наличии соответствующих межгосударственных договоренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может производиться на территории стран - участниц Содружества Независимых Государств и других сопредельных государств. В свою очередь территория РФ может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничающих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях
Содержание | Index 453
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 454
двусторонних или многосторонних межгосударственных Договоренностей Законодательств РФ и других стран.
Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.
При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.
К подготовительным мероприятиям относятся:
Приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
Уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и
транспортом:
Распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточне
ние расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
Подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, обо
рудование мест привалов;
Подготовка к развертыванию сборных эвакуационных пунктов (СЭП), пунктов по
садки-высадки;
Проверка готовности систем оповещения и связи;
Приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.
С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:
Оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также
населения о начале и порядке проведения эвакуации;
Развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;
Сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего
эвакуации;
Формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача
транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;
Прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно
подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.
Из пострадавших в результате землетрясения районов в случае нарушения основных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения. Она может носить местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации принимается Главой администрации субъекта РФ.
Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприя-тий при выходе из строя при землетрясении стационарных элементов территориальных систем оповещения, технических средств массовой информации осуществляется при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с помощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.
Сроки проведения эвакомероприятий по вывозу (выводу) населения из зоны ЧС определяются дорожно-транспортными возможностями. Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений осуществляется, как правило, после восстановления транспортных систем. В период пребывания людей в зоне ЧС организуется их первоочередное жизнеобеспечение.
Из районов, пострадавших в результате землетрясения, проводится эвакуация населения по производственно-территориальному принципу.
Эвакуация осуществляется в один этап, как правило, с развертыванием СЭП в по-
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 455
страдавших районах. В качестве СЭП, а также мест временного размещения подлежащего эвакуации населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места. При этом потерявшее кров население может быть временно размещено в палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных вагонах, судах водного транспорта.
Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах носит, как правило, местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки. Радиус зоны эвакуации определяется в зависимости от типа аварийного реактора. Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.
Эвакуация населения производится в два этапа:
На первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до
промежуточного пункта эвакуации (ППЭ), расположенного на границе зоны возможно
го радиоактивного загрязнения;
На втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланированные места вре
менного размещения.
ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.
При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка одежды и обуви.
На ППЭ производится пересадка населения с «грязного» транспорта на «чистый» транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения только на загрязненной территории.
«Чистый» транспорт используется для вывоза населения с ППЭ до мест временного размещения.
Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на радиационно опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными от радиации свойствами.
В целях предотвращения необоснованного облучения посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).
После ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.
В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака АХОВ. Население, проживающее в непосредственной близости отХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых, производственных и служебных зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений, с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.
Содержание | Index 455
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 456
Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эва-ко-контингента производится непосредственно в местах размещения.
Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осуществляться не только по заранее отработанному плану, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.
В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.
Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе формирования селевого потока, в период его формирования, а также при необходимости по прекращению действия селевого потока.
При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу (выводу) населения за границы возможных зон ЧС определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.
При формировании селевого потока проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оперативным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (населенного пункта, жилого массива, туристической базы и т.п.). Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможного добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения проводится по мере возникновения реальной угрозы; в случае нарушения селевым потоком систем и объектов жизнеобеспечения населения, приводящих к невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей человека, из этих районов также проводится эвакуация.
При упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной) эвакуации население выводится (вывозится) с пути возможного продвижения селевого потока - территории, которая может служить руслом селю и подвергнуться непосредственному воздействию селевого потока. При этом масштабы эвакомероприятий носят, как правило, локальный и в редких случаях местный характер.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится по территориальному принципу в два этапа без развертывания СЭП на территории зоны возможного поражения селевым потоком. На первом этапе население, по заранее установленным маршрутам, выводится за границы этой зоны. Протяженность маршрутов эвакуации населения из зоны возможного поражения определяется близостью селевого очага. На втором этапе, в случае разрушения селем покинутых жителями населенных пунктов, проводится сбор населения из пострадавших населенных пунктов и вывоз его к местам временного размещения.
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится в один этап по территориальному принципу с развертыванием СЭП или без них.
По прохождении головы селя через сигнальный створ должна предусматриваться возможность оповещения населения об экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из четырехчасовой зоны добегания селевого потока путем автоматического срабатывания системы оповещения населения. Решение на эвакуацию населения, проживающего за пределами этой зоны, а также на проведение экстренной (безот-
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 457
лагательной) эвакуации, принимается Главой администрации местных органов самоуправления.
План эвакуации населения из селеопасных районов должен быть разработан в двух вариантах - для упреждающей и экстренной эвакуации.
Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, а также по прекращению их схода в случае разрушения объектов жизнеобеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу в один этап без развертывания СЭП.
При угрозе схода снежных лавин проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения. Она носит локальный характер и должна быть завершена до определенного краткосрочным прогнозом момента возникновения лавинной ситуации. Краткосрочный прогноз возникновения лавинной ситуации дается на период от нескольких часов (обычно не менее четырех) до нескольких суток (обычно не более двух).
При упреждающей (заблаговременной) эвакуации за пределы поражаемых лавиной зон выводятся жители тех населенных пунктов, которые (в силу особенностей застройки) могут быть приведены в негодность для дальнейшего проживания в результате схода лавины ожидаемой мощности.
После схода лавин при необходимости проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Она носит локальный и в редких случаях - местный характер. При этом временно проживающим на территории пострадавшим в результате схода лавины, населению (отдыхающим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпинистских лагерях) предоставляется незамедлительная возможность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эвакуируется в ближайшие нелавиноопасные районы.
Населенные пункты, находящиеся в пределах лавиноопасной зоны, должны переноситься в безопасные районы в срок, ограниченный моментом установления потенциальной опасности схода лавин и временем наступления очередного лавиноопасного периода. Вследствие этого план эвакуации населения из зон возможного схода лавин может содержать лишь один вариант - экстренной (безотлагательной) эвакуации тех населенных пунктов, которые к моменту его составления не эвакуированы за пределы этих зон.
В результате катастрофического затопления (наводнения) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация населения возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).
При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.
При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эвакуация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация производится, исходя прогнозируемой или реально сложившейся гидрологической обстановки.
Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ
Содержание | Index 458
При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения.
организованный вывоз или вывод раненых и больных, населения, военнопленных, поврежденного оружия и техники, военного имущества, хозяйственного оборудования, других материальных и культурных ценностей из районов боевых действий и районов, подвергшихся воздействию оружия массового поражения в безопасные районы. Осуществляется также Э. войск из районов, блокированных противником. Проводится с помощью эвакуационных средств.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ЭВАКУАЦИЯ
один из основных способов защиты населения в мирное время в чрезвычайных ситуациях. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и др.) этот способ является наиболее эффективным способом защиты. Сущность Э. заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы. Классифицируются по видам опасности: Э. из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других; по способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом; по удаленности - локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта РФ, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах РФ); по временным показателям - временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты Э. населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) Э. населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Экстренная (безотлагательная) Э. населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая Э. и частичная Э. Общая Э. предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.). Э. проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории. Планирование, организация и проведение Э. населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС. Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается на органы здравоохранения. Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Проведение Э. населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития.
Это ряд совокупных мероприятий, направленных защитить военные, экономические объекты, культурные и материальные ценности и население от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в военное или мирное время, посредством вывода из зоны поражения (возможной или существующей).
Разновидности эвакуации
Рассмотрим, какие существуют виды эвакуации . Эвакуация бывает:
- упреждающей - когда угроза ЧС возможна;
- экстренной - когда ЧС уже существует.
При надвигающейся опасности - прогнозированного потопления, землетрясения и др., проводится упреждающая добровольная эвакуация .
Проводится из пораженных районов при уже существующей чрезвычайной ситуации.
Эвакуация проводится в самые короткие сроки, которые возможны. В первую очередь эвакуируются экономически и стратегически значимые для государства объекты. А так же работающие на них специалисты и их семьи. В военное время в первую очередь эвакуации попадают военные объекты: штабы, военная документация и архивы. Далее эвакуируется все остальное население зоны ЧС.
Эвакуация населения может быть частичной и массовой (общей).
- При частичной эвакуируются дети, старики и инвалиды.
- При общей эвакуируется, по возможности, все население, находящееся в зоне ЧС, зоне поражения.
Органы, ответственные за комплекс эвакуационных мероприятий
За проведение эвакуации отвечают определенные органы:
- ЭК - эвакуационная комиссия;
- ОГ - оперативная группа по вывозу населения;
- ЭПК - эвакоприемная комиссия;
- ППЭ - промежуточные пункты эвакуации;
- СЭП - сборные эвакуационные пункты;
- ГУ - группы управления на пеших маршрутах эвакуации;
- ПЭП - приемные эвакуационные пункты;
- Администрация ПП (ПВ) -транспортные погрузки или выгрузки культурных и материальных ценностей.
Виды эвакуации:
Все планирование эвакуационных мероприятий проводится по вертикали власти: Государство - республика - область - регион- населенный пункт - район - предприятие . Для четкой бесперебойной работы эвакуационных органов разрабатываются все виды обеспечения:
- радиационная, химическая, медицинская, инженерная, биологическая разведка;
- обеспечение транспортом;
- обеспечение медицинскими пунктами и медикаментами;
- обеспечение и охрана порядка;
- обеспечение транспортом.
Классификация видов эвакуации населения:
Эвакомероприятия проводятся для достижения ряда целей, а именно для максимального снижения потерь среди населения и сохранения кадров и специалистов. Кроме этого, для государства важно продолжение работы экономических и стратегических объектов, которые тоже по возможности эвакуируются вместе с оборудованием. В военное время за зоной поражения силами эвакуированных граждан создаются новые группировки сил и средств обороны. Обеспечиваются сохранность материальных и культурных ценностей.
Сводная таблица видов эвакуации населения
По опасности из зон возможных и реальных ЧС |
1. Химического заражения 2. Радиоактивного заражения 3. Биологического заражения 4. Разрушений 5. Затоплений 6. Катастроф |
По способу эвакуации |
1. Всеми видами транспорта 2. Пешим ходом 3. Комбинированно |
По удаленности (масштабности) |
1. Местная 2. Региональная 3. Государственная |
По длительности |
1. Временная (на несколько суток) 2. Среднесрочная (до 1 месяца) 3. Долгосрочная\продолжительная (более 1 месяца) |
По времени начала |
1. Заблаговременная (упреждающая) 2. Экстренная (срочная) |
Законодательно определен перечень материальных и культурных ценностей, которые подлежат эвакуации в первую очередь. Также существует определенный регламент эвакуационных мероприятий относительно населения по группам и категориям.
Абсолютно точно определены предприятия и категории работников, которые должны быть эвакуированы в первую очередь. Ряд Приказов МЧС регулируют весь порядок эвакуационных мер для организаций, при различных видах поражений населенных пунктов.
- Разрабатывается и утверждается план эвакуации, он содержит разделы плановых мероприятий по разработке и ликвидации ЧС.
- Регламентируется порядок оповещения населения об эвакуационных мероприятиях, времени проведения и организационных вопросах.
- Определяется перечень эвакуационных пунктов и их адреса.
- Группируются граждане, подлежащие эвакуации.
- Определяются районы, куда будут эвакуированы люди, ценности, объекты.
- Создаются условия для приема эвакуированных.
- Точно определяются все маршруты пешей и транспортной эвакуации.
- Проводятся комплексные мероприятия по разведке местности соответствующими специалистами для дальнейшей оперативной ликвидации последствий и очистки территории ЧС.
В ряде случаев эффективным способом защиты населения от поражающих факторов катастроф являются временная эвакуация, рассредоточение и отселение неработающего населения, рабочих и служащих из предполагаемых очагов поражения. Вместе с тем не исключается, что указанные мероприятия могут проводиться и после возникновения катастрофы.
Эвакуация – комплексмероприятий по организованному вывозу (выводу) из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов рабочих и служащих объектов экономики, переносящих свою деятельность в загородную зону или npекращающих её на военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения из зоны возможных катаклизмов. Она производится на длительный период с возможным возвращением людей в места прежнего проживания. Эвакуированное население постоянно проживает в загородной зоне до особого распоряжения.
Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в военное время в этих городах и населенных пунктах. Рассредоточенные в загородной зоне рабочие и служащие посменно въезжают в город (населенные пункты) для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.
Отселение - организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве населения из районов, загрязненных РВ и опасных для проживания, в безопасные места на постоянное жительство.
В соответствии с прогнозируемой обстановкой на случай возникновения чрезвычайной ситуации соответствующими штабами гражданской обороны (эвакокомиссиями) разрабатываются планы на эвакуацию населения для каждого объекта экономики и населенного пункта. При перемещении больших групп населения в планах по эвакуации предусматривают продовольственно-вещевое, медицинское, санитарно-эпидемиологическое обеспечение эвакуируемых.
В военное время до начала общей эвакуации возможно проведение, по специальному распоряжению правительства, заблаговременной или частичной эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, к которому относятся:
a. студенты общеобразовательных учреждений, учащиеся колледжей и школ-интернатов;
b. воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и специальных детских учреждений;
c. пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых;
d. преподаватели, воспитатели и обслуживающий персонал вышеперечисленных учреждений, отправляемые вместе с указанными категориями населения.
Срок проведения данных мероприятий не более 5 суток.
При планировании эвакомероприятий в военное время в расчет численности населения, подлежащего эвакуации, не включаются:
· военнообязанные, имеющие мобпредписания;
· нетранспортабельные больные и обслуживающий их персонал.
При своевременном проведении эвакуационных мероприятий удается вывести из-под ударов основную массу населения городов, могущих быть вероятными объектами нападения противника.
Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
· по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
· по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
· по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта РФ, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах РФ);
· по временным показателям: временная {с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.
В зависимости от развития чрезвычайной ситуации и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
Локальная эвакуация
проводится в том случае, если зона возможного
воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами от
дельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону опасности попадают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составить от нескольких тысяч до сотен тысяч человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных районах пострадавших и соседних с ней областей.
Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
Загородная зона – территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для крупных городов и важных объектов, расположенных вне этих городов до границы области (края). В ней размещается группировка сил ГО, эвакуированное и рассредоточиваемое население. Подготовкой загородной зоны занимаются в мирное время.
Зона возможных разрушений – условная зона вокруг крупного города, на территории которой в результате нападения противника могут возникать разрушения зданий и сооружений и потери среди населения. Границы зоны возможных разрушений устанавливаются в зависимости от значения города и численности его населения.
Основными способами являются:
A. Эвакуация пешим порядком.
B. Вывоз населения всеми видами транспорта.
C. Комбинированный.
Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных прочих перевозок.
Транспортом в первую очередь вывозятся:
§ медицинские учреждения;
§ население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);
§ рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;
§ сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).
Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в убежищах. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.
Категории и численность населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого транспортом и пешим порядком могут уточняться в областях и городах в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, времени года и других условий. Проведение рассредоточения и эвакуации населения может осуществляться только по специальному распоряжению Президента РФ или по его поручению распоряжением начальника гражданской обороны РФ и Правительства РФ. Оно должно быть начато не позднее 4 часов после получения распоряжения и завершено в сроки, не превышающие:
· из городов с населением до 500 тыс.чел. - до 12 часов;
· из городов с населением до 1 млн.чел. - до 20 часов;
· из городов с населением свыше 1 млн.чел., а также для других городов в которых по местным условиям нельзя провести эвакуацию в указанные сроки время на проведение эвакуации уточняется начальниками ГО субъектов РФ, на территории которых они находятся, а для городов федерального значения начальника гражданской обороны РФ.
Начало эвакуации время отправки первых поездов, судов, автоколонн и пеших колонн, окончание эвакуации время вывода (вывоза) из зон возможных сильных разрушений (за границу проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороны) и зон затопления (зоны ЧС в мирное время) всего населения (за исключением работающей смены объектов, продолжающих работу в городах в военное время).
Эвакуацию населения по планам ГО предусматривается проводить:
§ из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне (категорированных городов);
§ из населенных пунктов с объектами особой важности;
§ из населенных пунктов с жд станциями первой категории;
§ из населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений вокруг объектов особой важности;
§ из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления (при этом эвакуация производится с получением распоряжения на эвакуацию из населенных пунктов, для которых время добегания волны прорыва составляет 4 часа и менее, а из остальных при непосредственной угрозе затопления).
Для определения порядка и очередности вывода (вывоза) людей из городов, назначения районов их размещения в загородной зоне все население городов распределяется на три группы:
A. 1-я группа (рассредоточиваемое население) рабочие и служащие объектов, продолжающих свои производственную деятельность в военное время в зонах возможных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность.
B. 2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону.
C. 3-я группа остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.
Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.
Проведение эвакуационных мероприятий возлагается на специально создаваемые эвакуационные органы, руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений.
К эвакуационным органам относятся:
Эвакуационные комиссии;
Сборные эвакуационные пункты (СЭП);
Приемные эвакуационные комиссии;
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
Администрация пунктов посадки (ПП), пунктов высадки (ПВ), промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ).