Конкурсная масса — особенности формирования и реализации. Формирование конкурсной массы при несостоятельности Конкурсная масса должника включает

Понятие конкурсной массы возникло в доктрине российского права достаточно давно. Закон о банкротстве не содержит определения понятия «конкурсная масса», вместе с тем в ст. 131 Закона о банкротстве указано, что в ее состав входит все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. Круглова О.Г. Проблемы формирования конкурсной массы должника // Право и экономика. 2008. №3. С. 43.

В.Ф. Попондопуло называет конкурсную массу - не совокупностью вещей, а определенным имущественным комплексом, включающим в себя не только вещи и вещные права должника, но и другие имущественные права должника (обязательственные, творческие, наследственные), а в определенных случаях и обязанности должника (например, при продаже несостоятельного должника целиком и «на ходу» как имущественного комплекса - ст. 132 ГК РФ, ст. 86 Закона о несостоятельности).

Целесообразнее использовать термин имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурсного производства. В имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это в целях формирования конкурсной массы.Телюкина М.В. Указ. соч. С. 440. Также поддерживается идея введения термина «имущественная масса». При этом отмечает, когда из имущественной массы будет исключено то, что подлежит исключению в соответствии с нормами Закона о банкротстве, и будет добавлено имущество, полученное тем ли иным способом в конкурсном производстве (или, наоборот, обнаружится невозможность увеличения актива должника), то это имущество будет называться конкурсной массой.Круглова О.Г. Проблемы формирования конкурсной массы должника // Право и экономика. 2008. №3. С. 43.

Таким образом, конкурсная масса - имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы и неликвидное имущество. Телюкина М.В. Указ. соч. С. 440. А.А. Пахаруков, В.А. Семеусов говорят о том, что, погашение требований кредиторов может производиться путем предоставления отступного, а также путем зачета требований (п. 8 ст. 142 Закона о несостоятельности), что несколько снижает практическую целесообразность дифференциации понятий «имущественная» и «конкурсная» масса, хотя указанное выше разделение понятий вполне допустимо и теоретически оправданно.Пахаруков А.А., Семеусов В.А. Указ. соч. С. 217.

С юридической точки зрения конкурсная масса выступает объектом удовлетворения требований кредиторов несостоятельного должника, но не непосредственно в виде вещей и прав, а посредством соразмерного удовлетворения этих требований из стоимости реализованных вещей и прав, составляющих конкурсную массу, в очередности, предусмотренной Законом о банкротстве. Среди кредиторов распределяется не имущество как таковое, составляющее конкурсную массу, а денежные средства, вырученные от реализации этого имущества.Попондопуло В.Ф. Указ. соч. С. 215.

В соответствии с Законом о банкротстве не все имущество должника включается в конкурсную массу: в нее включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Прежде всего, изымается имущество, находящееся в пользовании должника, но не принадлежащее ему: арендованное имущество или находящееся у должника на ответственном хранении; личное имущество работников предприятия, кроме имущественных вкладов участников юридических лиц.Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 402.

В соответствии с п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное настоящим Законом.

При наличии у должника, изъятого из оборота имущества, конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (собственником имущества может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим лицом. В силу прямого указания п. 3 ст. 132 Закона о банкротстве по истечении 6-месячного срока в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий не имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества - эти суммы будут поступать в имущественную массу.Телюкина М.В. Указ. соч. С. 441.

Особое внимание следует уделить нематериальным активам. Процесс их реализации и преобразования в денежную форму для целей конкурсного производства связан с рядом ограничений. Так, если предприятие имеет лицензии на осуществление каких-либо определенных видов деятельности, то они теряют свою юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации предприятия - должника. Аннулированию подвергаются не только лицензии, но и товарные знаки, и знаки обслуживания. К нематериальным активам также относятся: организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладами участников в уставный капитал; деловая репутация организации. В связи с прекращением деятельности предприятия ввиду его банкротства такие расходы должны быть аннулированы и списаны на убытки предприятия. Исключением могут стать права, возникшие на основе авторских или иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и ноу-хау при условии, что предприятие является их собственником, а не обладает им на основе договора передачи прав во временное пользование. В этом случае необходимо провести оценку и выставить на продажу. Ежов Ю.А. Банкротство коммерческих организаций: учеб пособие. М., 2006. С. 90.

К социально значимым объектам закон относит дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. Такие объекты продаются исключительно путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном ст. 110 Закона о банкротстве, любому покупателю.

Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса могут быть определены собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления. Условия и порядок проведения конкурса обозначены в приложении №3.

Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению те виды активов предприятия-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества предприятия. К ним, в частности, относятся: собственные акции, выкупленные у акционеров; имущество, которое является вкладом в совместную деятельность.

Ю.А. Ежов говорит о том, что из состава дебиторской задолженности необходимо исключить невостребованную (безнадежную задолженность). Истребованную, но не полученную задолженность он делит на два вида: задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги не возможные для взыскания. Ежов Ю.А. Банкротство коммерческих организаций: учеб пособие. М., 2006. С. 91.

Денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, должны зачисляться только на основной счет должника. С основного счета должника должны осуществляться выплаты кредиторам. По общему правилу, конкурсный управляющий не правомочен открывать счет в банке или иной кредитной организации. Он только выбирает тот счет из числа имеющихся у должника, который станет в последствии основным. Исключение делано только в двух случаях: 1. когда вообще отсутствует банковский счет (например, у отсутствующего должника); 2. когда отсутствует возможность осуществления операций по имеющимся счетам (например, у банка, где открыт основной счет, отозвана лицензия) Только при этих обстоятельствах конкурсный управляющий обязан открыть в ходе конкурсного производства основной счет.Пахаруков А.А., Семеусов В.А. Указ. соч. С. 223.

Остальные счета должника конкурсный управляющий закрывает, за исключением счетов, открытых для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, и специальных брокерских счетов профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего брокерскую деятельность, а остатки денежных средств перечисляет на основной счет. Однако возможна ситуация, когда счета должника находятся в банках, в отношении которых принято решение о признании их банкротами. В такой ситуации конкурсный управляющий вправе открыть новый (основной) счет должника. Конкурсный управляющий как лицо, уполномоченное выступать от имени должника-банкрота, вправе распоряжаться находящимися на его счете денежными средствами. Вместе с тем при наличии у третьих лиц задолженности перед должником, выраженной в иностранной валюте, конкурсный управляющий вправе открыть или использовать счет должника в иностранной валюте в порядке, установленном федеральным законом. Конкурсный управляющий вправе совершить уступку прав требования денежных средств с банковского счета в порядке, предусмотренном ст. 140 Закона о банкротстве, в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией условий договора банковского счета в связи с отзывом у данной организации лицензии на осуществление банковской деятельности. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. В.В. Витрянского. М., 2003. С. 764.

Признание возможности бесспорного (безакцептного) списания денежных средств с основного счета должника позволяет применить к рассматриваемым отношениям соответствующие нормы, регулирующие расчеты по инкассо. Речь идет о Положении Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в РФ», согласно которому банк не рассматривает по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке. Следовательно, в случае несвоевременного направления арбитражным управляющим платежных документов к основному счету должника действия банка по списанию денежных средств по текущим обязательствам в порядке инкассо с соблюдением требований ст. 855 ГК РФ будут правомерными. Нарушение прав других кредиторов может быть основанием иска к получателю денег, но не к банку, правомерность позиции которого подтверждается ч.4 ст. 27 ФЗ «О Банках и банковской деятельности», согласно которой кредитная организация не несет ответственности за ущерб, причиненный клиенту в результате обращения взыскания на денежные средства на счетах. В случае, если налоговый орган направляет платежные поручения к основному счету должника (требования по налогам, сборам и иным обязательным взносам в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды), банк обязан возвратить их. Основанием к возврату будет служить запрет специальной нормы законодательства (п.1 ст. 126 Закона о банкротстве) на самостоятельное удовлетворение кредиторов, который следует трактовать как отсутствие законодательстве возможности бесспорного порядка взыскания денежных средств по рассматриваемым обязательствам.Обыденнов А.Н. Правовой режим основного счета должника в ходе конкурсного производства // Юрист. 2005. №12. С. 31.

Механизм опротестования заключенных должником сделок может быть использован в конкурсном производстве для увеличения конкурсной массы. Основания признания сделок недействительными предусмотрены как ГК РФ (общие), так и Законом о несостоятельности (специальные).

Закон о банкротстве, регулирует возможность признания недействительными сделок, совершенных должником и арбитражным управляющим, которые можно условно разделить на три группы:

Сделки, совершенные должником до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (в преддверии банкротства);

Сделки, совершенные должником в процедурах банкротства;

Сделки, совершенные арбитражным управляющим в процедурах банкротства.

Материально-правовые основания признания недействительными сделок первой группы установлены п. 1 - 4 ст. 103 Закона о банкротстве, при этом по п. 1 - 3 этой статьи недействительными могут признаваться также и сделки, совершенные должником в процедурах банкротства.

Сделки, совершенные должником в преддверии банкротства, могут быть признаны недействительными как по общим основаниям, предусмотренным ГК РФ и федеральными законами (п. 1 ст. 103 Закона о банкротстве), так и по специальным, предусмотренным п. 2 - 4 ст. 103 Закона о банкротстве. В первом случае конкурсный управляющий предъявляет иск от имени должника, во втором - от собственного имени. Кроме того, сделка, заключенная или совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании банкротом, если указанная сделка влечет за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими п. 3 ст. 103 Закона, может быть признана недействительной не только по иску конкурсного управляющего, но и кредитора. Аналогичное правило предусмотрено и в случае признания недействительной сделки по основанию, указанному в п. 4 ст. 103 Закона о банкротстве.Дорохина Е.Г. Недействительность сделок в рамках Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Закон. 2008. №6. С. 25.

Спорным является вопрос о предпочтительности удовлетворения одних кредиторов перед другими. При рассмотрении споров по данной категории дел арбитражные суды склонны рассматривать как предпочтительное удовлетворение наиболее явные случаи преимущественного выполнения требований одних кредиторов в ущерб другим. В качестве иллюстрации можно привести случай, когда на момент совершения оспариваемой сделки имелись представленные суду постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства о взыскании с должника денежных средств в пользу других кредиторов. Еще одним примером предпочтительности является заключение одним из кредиторов в шестимесячный срок до подачи заявления о признании должника банкротом договоров залога имущества должника. Поскольку требования залоговых кредиторов в силу Закона о банкротстве удовлетворяются в особом порядке (п. 4 ст. 134 Закона), предпочтительность удовлетворения требований одного кредитора, по мнению суда, установлена.Царик Г.П. Специальные основания для оспаривания сделок должника в процедурах банкротства. Нужны ли они? // Предпринимательское право. 2008. №2. С. 12.

Е.Г. Дорохина определяет критерий предпочтительности удовлетворения требований кредиторов, исходя из судебной практики, как наличие у должника иных кредиторов в момент совершения оспариваемой сделки.Дорохина Е.Г. Недействительность сделок в рамках Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» // Закон. 2008. №6. С. 25.

В ходе конкурсного производства сделки с имуществом должника совершает конкурсный управляющий с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве. Порядок, сроки и условия продажи имущества должника подлежат одобрению собранием (комитетом) кредиторов. Уступка прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Инвентаризация имущества должника производится на основании Методических указаний, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Круглова О.Г. Проблемы формирования конкурсной массы должника // Право и экономика. 2008. №3. С. 45.

Инвентаризация имущества должника является основанием для проведения оценки имущества должника, под которой следует понимать определение стоимости принадлежащего должнику имущества. Для этого конкурсный управляющий вправе привлекать независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов. Оценщик должен определить ликвидационную стоимость имущества, в том числе финансовых вложений и нематериальных активов.

Ликвидационная стоимость объекта - это денежная сумма, которую продавец может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже его активов (на практике обычно определяется на основе рыночной стоимости активов за вычетом расходов, связанных с подготовкой и реализацией данных активов в рамках конкурсного производства).Карелина С.А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М., 2008. С. 408.

Продажа имущества должника регулируется ст. 139 Закона о банкротстве.

Продажа предприятия, а также иного имущества должника осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены п. 3-8 ст. 110, ст.111 Закона о банкротстве.

Из анализа ст. 128, 129 ГК РФ следует, что имущественные права (права требования в том числе) являются составной частью имущества и могут быть предметом гражданско-правовых сделок. Имущественные права должника в рамках процедуры банкротства включаются в конкурсную массу и подлежат передаче в соответствии с установленным порядком. Порядок продажи (уступки) прав требования должника определен нормами Закона о несостоятельности.

Конкурсный управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи. Продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 настоящего Федерального закона, т.е. путем открытых торгов, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования. Условия договора продажи прав требования должника должны предусматривать: получение денежных средств за проданное право требования не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи; переход прав требования только после полной оплаты прав требования.

В случае наличия между конкурсным управляющим и собранием кредиторов (комитетом кредиторов) разногласий по вопросу согласования порядка продажи прав требования должника данные разногласия разрешаются в судебном порядке.

В процессе конкурсного производства допускается замещение активов должника, осуществляемое путем создания на базе имущества должника одного (в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности) или нескольких открытых акционерных обществ (оплата их уставных капиталов производится имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности), акции которых подлежат продаже на открытых торгах для целей аккумулирования денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов.

Величина уставных капиталов указанных обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

Документы, подтверждающие наличие лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, подлежат переоформлению на документы, подтверждающие наличие соответствующих лицензий у созданных открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ, в порядке, установленном федеральным законом.

Основанием проведения замещения активов должника является решение собрания, а не комитета кредиторов. Решение собрания считается принятым, если за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

С формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами связана важнейшая обязанность конкурсного управляющего - ведение реестра требований кредиторов. В настоящее время вести реестр может не только сам управляющий, но и реестродержатель, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция; голосуется вопрос обычным порядком, т.е. большинством голосов от числа голосов кредиторов, присутствующих на собрании).

Установление требований с целью внесения их в реестр осуществляется в соответствии со ст. 100 Закона. По общему правилу ни конкурсный управляющий, ни реестродержатель не имеют права вносить изменения в реестр, т.е. исключать из него определенных кредиторов иначе, чем по определению суда.

М.В. Телюкина говорит о том, что указанное выше правило должно применяться за исключением случаев, когда кредитор уступил свои права другому лицу, а также, если сделки, на которых основаны требования кредитора, признаны недействительными (но Законом о банкротстве это прямо не установлено).Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004. С. 447.

Кредиторы, желающие принять участие в конкурсе и получить удовлетворение своих требований, должны предъявить свои претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации объявления о несостоятельности. По истечении данного срока реестр требований кредиторов закрывается.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности.

Конкурсная масса

Формирование конкурсной массы

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства.
Термин «конкурсная масса» используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п.1 ст.131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами.
Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин — имущественная масса — для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается — все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.

Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника:

— имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
— имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
— денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, — имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
— имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен.

Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями — когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности.
Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов — явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Причины такого явления могут быть различными — резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности.

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника — юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Изымаются из имущественной (конкурсной) массы следующие виды имущества:

— Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества — либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п.3 ст.132 Закона по истечении 6-месячного срока — в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом — все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, — эти суммы будут поступать в имущественную массу.

— Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п.2 ст.131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

— Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты.

Должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства, т.е. добровольной или принудительной ликвидации несостоятельного предприятия. К.м. охватывает все имущество должника, включая объекты социально-культурной сферы, которые находятся на его балансе. Исключение составляют , детские дошкольные учреждения, отдельные жизненно важные для данного региона объекты производства и коммунальной инфраструктуры.

Соответствующее имущество, если иное не предусмотрено законом, принимается на органов местного самоуправления или органов государственной власти. Не входит в конкурсную массу и имущество, которое находится у должника в аренде или принято им на , а т.ж.

имущество работников предприятия (кроме того, на которое в силу законодательства или учредительных документов может быть обращено взыскание по обязательствам должника). К.м. распределяется в следующем порядке: вне очереди - , связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим, продолжением функционирования предприятия-должника; в первую - требования граждан, перед которыми несет за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь - расходы по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный Российской Федерации, по выплате пособий в течение одного года до дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам: в третью очередь -расходы по погашению задолженности по обязательным платежам в и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года до дня открытия конкурсного производства; в четвертую очередь - требования конкурсных кредиторов; в пятую очередь - требования членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество; в шестую очередь - требования прочих собственников; в седьмую очередь - все остальные требования. Кредиторы первой, второй, третьей очереди являются привилегированными. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требования предыдущей очереди. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "КОНКУРСНАЯ МАССА" в других словарях:

    - (лат.). Наличное имущество несостоятельного должника, идущее на уплату долгов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНКУРСНАЯ МАССА имущество несостоятельного должника, поступающее в распоряжение… … Словарь иностранных слов русского языка

    Представляет собой всё имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный… … Википедия

    См. Масса конкурсная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Объем финансовых и материальных активов, выявленных конкурсным управляющим в виде имущества и на счетах фирмы банкрота; и используемых в приоритетной последовательности для возврата кредиторам. По английски: Competitive mass См. также: Внешнее… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    Стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемая между кредиторами … Словарь терминов антикризисного управления

    КОНКУРСНАЯ МАССА - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства, т.е. добровольной или принудительной ликвидации несостоятельного предприятия. К.м. охватывает все имущество должника, включая объекты социально… … Юридическая энциклопедия

    конкурсная масса - имущество банкрота, из которого удовлетворяются претензии кредиторов в ходе конкурсного производства. К.м. охватывает все имущество должника, включая объекты социально культурной сферы, которые находятся на его балансе. Исключение составляют… … Большой юридический словарь

    конкурсная масса - совокупность всего того имущества (см.) несостоятельного должника, за счет которого может быть произведена оплата его долгов … Справочный коммерческий словарь

    Конкурсная масса - 1. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296 ФЗ) 2. Из имущества должника, которое… … Официальная терминология

В конкурсную массу попадает все имущество, которое может быть использовано для возврата денег кредиторам, за некоторым исключением. Согласно последним поправкам в законодательство, управляющий может не обращаться к оценщикам для проведения оценочных мероприятий и может использовать свои силы для этих целей. Конкурсная масса ИП ИП занимает промежуточное положение между юридическими и физлицами. Особенность ИП состоит в том, что бизнесмен рискует своим личным имуществом за долги, связанные с предпринимательской деятельностью. В конкурсную массу Индивидуального Предпринимателя включаются как основные и оборотные средства, материальные активы, так и его личная собственность: недвижимость, автомобили и пр.Имущество ИП (в том числе, закрывших свой бизнес) реализуется посредством электронных торгов.

Статья 131. конкурсная масса

Так, исключение может составить:

  • Изъятое из гражданского оборота имущество предприятия-должника.
  • Имущественные права должника.
  • Жильё и жилищные фонды социального назначения.

В конкурсную массу не включаются арендуемые здания, помещения, оборудование, а также прочие виды имущества, находившиеся у должника на хранении. Таким образом, исключается из имущественной массы и осуществляется возврат любого имущества, на которое предприятие-должник прав собственности не имеет, при этом его принадлежность третьим лицам подтверждена документально. Формирование конкурсной массы - обязанность назначенного арбитражного или конкурсного управляющего.


Где можно увидеть список конкурсных управляющих, подробнее тут.

Формирование конкурсной массы при несостоятельности

Руководители достаточно формально подходят к выполнению этого требования, в лучшем случае выделяют из числа работников предприятия сотрудника, в лучшем случае бухгалтера, который должен сопровождать конкурсного управляющего в процессе анализа документов и проведения инвентаризации. К сожалению, законодательно не закреплена обязанность руководства передавать документацию и имущество конкурсному управляющему. Например, через оформление соответствующего акта приема-передачи.

В этом акте должно быть описано все имущество и его состояние, признаки (характеристики) для идентификации имущества. Имущество, которое конкурсный управляющий не принимает, в конкурсную массу не включается. Оно ляжет бременем недостачи на руководителя, который вынужден будет объяснить, куда и какое имущество выбыло, а так же подтвердить это документально.

Что такое конкурсная масса и из чего она формируется

Внимание

В реестр включается имущество, зафиксированное на балансе несостоятельного предприятия, на стадии конкурсного производства, а также выявленное в ходе производства исполнительного. При обращении взыскания только на имущество должника, в полном объёме оно будет использовано для погашения обязательств перед кредиторами. Наряду с данным понятием актуально использование и иного термина – имущественная масса.


Его возникновение связано с тем фактом, что в процессе судопроизводства имущество должника нередко претерпевает изменения. Этот термин используется непосредственно для обозначения имущества. В дальнейшем возможен возврат определённого имущества должнику или наоборот внесение его в конкурсную массу.


Кроме того, закон определяет и тот момент, какое имущество может быть рассмотрено для погашения долга, а в отношение какого данные меры не применимы.

Процесс формирования конкурсной массы должника

Также не может распространяться взыскание на имущество, которым должник пользуется на правах аренды. Ведь предприятие не является его фактическим собственником. В число объектов, подлежащих исключению, можно отнести жилфонд и коммунальную инфраструктуру, которыми пользуются рядовые граждане.

Также не попадают сюда имущественные личностные права сотрудников должника. Фактически их нельзя продать, так как они оформляются на конкретное лицо. Например, компания занималась высотными работами и допуски на работу на высоте на ее сотрудников не могут быть включены в конкурсную массу.

Конкурсная масса физического лица Конкурсная масса физического лица формируется на этапе реализации имущества, когда рассрочка по его долговым обязательствам не может быть утверждена ввиду недостаточности доходов или же физическое лицо не выполнило условия графика реструктуризации.

Конкурсная масса — особенности формирования и реализации

Но там же прописано, что имущество банкрота формирует эту массу. Подразумевается собственность, обнаруженная на дату инициирования конкурсного производства или во время него. Есть альтернативное определение. Конкурсная масса – это совокупность вещественных и обязательственных прав.
Иногда в состав КМ входят обязательства должника. В частности, это происходит тогда, когда банкрот – это цельный имущественный комплекс. Порядок формирования конкурсной массы Формирование массы включает в себя эти этапы:

  1. Опись/инвентаризацию имущества банкрота. Выполняется на базе бухгалтерской или отчетной документации.
  2. Меры по розыску или возврату имущества, которое незаконно передано третьим лицам.
  3. Выделение из массы залоговой собственности, которая предполагает составление отдельной описи.
  4. Корректировка КМ.

Формирование конкурсной массы в процедуре несостоятельности

Однако исключение составляют объекты стоимостью более 100 МРОТ.

  • Семена.
  • Предметы, нужные для медицинского обслуживания (к примеру, инвалидное кресло).
  • Скот, который не используется в предпринимательской деятельности.
  • Призы и памятные знаки.

Этот список не является окончательным. Арбитражный суд может дополнить его в зависимости от индивидуального случая. Исключается то имущество, продажа которого не имеет значительного влияния на удовлетворение требований кредиторов.
Это имущество, стоимость которого не превышает 10 000 рублей, а также неликвидные объекты стоимостью не более 100 МРОТ. Исключение из конкурсной массы ЮЛ Из конкурсной массы, сформированной из имущества ЮЛ, исключаются эти объекты:

  • Объекты, которые изъяты из оборота в пользу государственной казны.

Проблемы формирования конкурсной массы должника

Исключение имущества После того как завершено предварительное формирование конкурсной массы производится ее корректировка через исключение части имущества. Подобное изменение допускается только по решению суда. Соответствующее постановление суд может вынести по ходатайству одной из сторон процесса о банкротства.

Обычно инициатива исходит от должника. Иногда подобное заявление подает непосредственно собственник имущество,а неправомерно включенного в конкурсную массу. Например, это супруга банкрота, которой принадлежит 50% в совместно нажитой собственности. К сведению Если суд, который занимается рассмотрением дела о признании несостоятельности, признает поступившее заявление необоснованным, то он откажет в исключении имущества.

Но должник всегда имеет право на обжалование такого решения.

Вы точно человек?

Если же торги проводятся по частям, то на них реализуются только активы и собственность.

  • Особый правовой режим функционирования предприятия, который вводится с началом ее формирования и распределения. Он действует вплоть до финального распределения между кредиторами денежных средств, полученных на торгах, ликвидации компании и ее исключении из числа субъектов экономической деятельности.
  • Совокупность имущества и имущественных прав должника, любые материальные/нематериальные ценности, которые трансформируются в ходе торгов в денежные средства. Хотя не всегда такое преобразование требуется. Так, в конкурсную массу включаются активы в виде денег: остатки на счетах юрлица-должника, дебиторская задолженность его партнеров и контрагентов и пр.

Исключение из конкурсной массы имущества

Заявление об исключении Вещи и собственность исключаются из конкурсной массы по ходатайству должника. Его он передает в Арбитражный суд, который отвечает за его дело. В заявлении необходимо отразить следующие моменты:

  1. В шапке документа прописываются реквизиты Арбитражного суда, ФИО истца и его контактные данные, номер и дата возбужденного в отношении него дела о банкротстве, период его реализации.
  2. Дата проведения инвентаризации и описи имущества управляющим.
  3. Перечень имущества, которое требуется исключить из состава конкурсной массы с указанием их отличительных характеристик.
  4. Основания для несогласия с включением имущества в перечень: оно входит в перечень собственности, которая не подлежит взысканию (например, предметы обихода и домашней обстановки, собственность дешевле 10000 р.

Конкурсная масса

Формирование конкурсной массы предприятия Когда кредиторы предприятия посчитали, что реабилитационные процедуры в отношении него неэффективны, то они могут установить в отношении компании этап конкурсного производства. Если суд утвердит соответствующее ходатайство, то это означает, что предприятие получило официальный статус банкрота.После завершения процессов формирования и распределения конкурсной массы, компания ликвидируется и подлежит исключению из реестра юридических лиц. В состав конкурсной массы предприятия входят:

  1. Основные средства предприятия: транспорт, оборудование, предметы, используемые в производственной деятельности, здания и сооружения, дороги, коммунальные сети, инженерные сети, инструменты и транспорт.

Такое изменение состава подлежащего продаже имущества производится по инициативе физического лица, которое вправе ходатайствовать об исключении части собственности. При этом окончательное решение об изменении состава конкурсной массы принимает арбитражный суд. В задачи финансового управляющего входит принятие комплекса мер по розыску и возврату отчужденного с нарушениями имущества для пополнения конкурсной массы.

Для чего он использует законные рычаги для возврата обязательств других физических лиц перед должником и анализирует сделки, совершенные им за предшествующие банкротству три года. Все дарственные и договора купли-продажи в пользу родственников могут быть аннулированы, а отчужденное по ним имущество – возвращено для целей реализации.

Юридическая помощь!

г. Москва и обл.

г. Санкт-Петербург и обл.

Федеральный номер

М.В. Телюкина, кандидат юридических наук.

В.Н. Ткачев, кандидат юридических наук.

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства. Порядок его осуществления регламентируется нормами гл. 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <*> (далее - Закон). До вступления в силу этого Закона проведение конкурсного производства регулировалось положениями гл. 6 одноименного Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ <**> (далее - Закон 1998 г.).

<*> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
<**> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.

Все функции конкурсного управляющего направлены на формирование конкурсной массы должника. Важное практическое значение отношений, связанных с конкурсной массой, обусловливает интерес к установлению сути этих отношений. Так, Г.Ф. Шершеневич называл конкурсной массой "совокупность прав вещных и обязательственных" <*>; В.Ф. Попондопуло определяет конкурсную массу как имущественно-правовой комплекс, включающий в себя не только вещи и вещные права должника, но и другие его имущественные права, а в определенных случаях и обязанности <**>.

<*> Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. Казань, 1898. С. 358.
<**> Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. СПб., 1995. С. 215.

Термин "конкурсная масса" используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п. 1 ст. 131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами. Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть (а как правило, так и бывает) значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин - имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество (для целей настоящей статьи мы будем исходить именно из такого понимания терминов "конкурсная масса" и "имущественная масса").

Следовало бы дать легальную дифференциацию указанных понятий - ведь обозначение различных по сути явлений одним термином является серьезным недостатком юридической техники правового акта.

Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим сначала виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника. К таковым относится:

  • имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
  • имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
  • денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
  • имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

Обращает на себя внимание следующий факт: на практике управляющие иногда включают в конкурсную массу не то имущество, которое в действительности принадлежит должнику. Например , в одном из дел Президиум ВАС РФ отметил, что при заключении должником договоров на долевое участие в строительстве имуществом, принадлежащим должнику, являются не квартиры, а имущественные права требования к контрагенту <*>.

<*> Вестник ВАС РФ. 2000. N 11. С. 71.

Изымаются из имущественной массы следующие виды имущества.

  • Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение шести месяцев (Закон 1998 г. устанавливал месячный срок) с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п. 3 ст. 132 Закона по истечении 6-месячного срока - в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом - все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, - эти суммы будут поступать в имущественную массу.
  • Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п. 2 ст. 131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

Надо заметить, Закон 1998 г. допускал исключение из указанного правила - при продаже бизнеса (реализация предприятия как имущественного комплекса не исключена, хотя и маловероятна на стадии конкурсного производства) в силу ч. 3 п. 1 ст. 86 (которая применялась в силу п. 5 ст. 112 того же Закона) "в случаях, когда основной вид бизнеса осуществляется только на основании разрешения (лицензии), покупатель предприятия приобретает преимущественное право на получение указанного разрешения (лицензии)". Таким образом, при продаже предприятия в соответствии с Законом 1998 г. права, основанные на лицензии, не только не исключаются из имущественной массы, но могут быть переданы даже субъекту, аналогичной лицензии не имеющему. Такая ситуация более целесообразна, чем исключение из имущественной массы прав, основанных на лицензии. Поскольку в настоящее время о судьбе прав, основанных на лицензии, нормы о продаже бизнеса не упоминают, из этого следует вывод о применении общих положений Гражданского кодекса РФ, в соответствии с п. 3 ст. 559 которого такие права в состав предприятия не включаются.

  • Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

Обращает на себя внимание значительное изменение правовой регламентации данных вопросов. Закон 1998 г. исключал из конкурсной массы как жилищный фонд социального обеспечения, так и детские дошкольные учреждения, а равно объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона (т.е. круг социальных объектов был более узким).

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты. Однако четкий механизм передачи названных объектов отсутствует; на проблемы, с этим связанные, обращают внимание ученые <*>. Закон устанавливает, что муниципальные органы не вправе отказаться от принятия этих объектов, причем они должны быть приняты по их фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий. В дальнейшем такие объекты должны финансироваться из соответствующих бюджетов. Закон предусматривает последствия непринятия указанных объектов уполномоченными органами местного самоуправления (что весьма актуально, поскольку это случается довольно часто, так как названные объекты не приносят прибыли, но требуют значительных затрат на содержание). Можно выделить две категории последствий: во-первых, по истечении месяца с момента получения уведомления конкурсного управляющего о наличии указанных объектов обязанность по их содержанию и обеспечению функционирования ложится на уполномоченные органы местного самоуправления (следовательно, управляющий может предъявить к ним требование о взыскании денежных средств, необходимых для означенных целей); во-вторых, в отношении должностных лиц уполномоченных органов местного самоуправления, не исполняющих данную обязанность, возможна ответственность, предусмотренная федеральным законом, в соответствии с п. 7 ст. 132 Закона. Таким образом, при наличии убытков, вызванных уклонением должностных лиц от принятия подлежащего принятию имущества, указанные лица могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения этих убытков. Кроме того, возможна ответственность административная.

<*> См., напр.: Павлов И.В. Вопросы передачи жилищного фонда при конкурсном производстве // Сборник докладов и выступлений на IV международной научно-практической конференции "Современная практика арбитражного управления". СПб., 2000. С. 184 - 185.

Рассмотренные нормы направлены на обеспечение передачи объектов. Закон 1998 г. предполагал передачу безвозмездной - это следует, в частности, из его п. 4 ст. 104, который стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, и Постановлением от 16 мая 2000 г. N 8-П положение этого пункта было признано неконституционным. То есть с указанной даты конкурсный управляющий, вместо того (а точнее, вместе с тем) чтобы заставлять муниципальные органы принять на баланс определенное имущество должника, которое они принимать не желали, должен был требовать оплаты этого имущества. Подобное решение не вполне продуманно, а потому малоэффективно.

На практике стали возникать ситуации, когда продать муниципальному органу указанное имущество было совершенно невозможно, и в итоге управляющий все равно вынужден был передавать его безвозмездно, так как у ликвидируемого должника имущества оставаться не должно. О.А. Никитина в связи с этим высказала следующее мнение: "Принимая во внимание, что в настоящее время денежных средств у соответствующих муниципальных образований нет, представляется возможной передача указанных объектов бесплатно, но при отсутствии возражений со стороны кредиторов о такой передаче" <*>. Данная позиция совершенно логична, но не бесспорна с точки зрения соответствия Постановлению КС РФ, согласно которому право на получение компенсации возникает независимо от наличия или отсутствия согласия кредиторов.

<*> Никитина О.А. Конкурсное производство // Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. прилож. к N 3. С. 147.

Высший Арбитражный Суд РФ, поддерживая позицию Конституционного Суда, в письме от 14 июня 2000 г. N С5-7/93-668 указал, что с учетом выводов, содержащихся в Постановлении КС РФ, подлежит применению, в частности, ст. 306 ГК РФ, в соответствии с которой в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.

В.В. Витрянский решение изложенной проблемы видел в необходимости внесения в Закон изменений, предоставляющих управляющему право обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления к принятию указанных объектов. Причем, удовлетворяя такое заявление, суд должен определять размер денежной суммы, подлежащей внесению муниципальным образованием в конкурсную массу должника. Кроме того, В.В. Витрянский предлагал "предусмотреть исключения (в части возмездности передачи) в отношении убыточных объектов" <*>. Данная позиция нашла отражение в Законе 2002 г., п. 6 ст. 132 которого установил, что передача социальных объектов в собственность муниципального образования осуществляется на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной.

<*> Витрянский В.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве // Вестник ВАС РФ. 2001. Спец. прилож. к N 3. С. 103.

Надо заметить, Закон 1998 г. не вполне оправданно включил в число объектов, подлежащих изъятию из имущественной массы, столь широкий перечень. Ведь включение этих объектов в имущественную массу и, следовательно, их реализация могут осуществляться в интересах как кредиторов, так и лиц, использующих указанные объекты. Для этого в необходимых случаях следовало предусмотреть продажу управляющим определенных объектов по конкурсу с условием сохранения их целевого использования.

Именно так и поступил Закон 2002 г., установив, что сразу и безусловно из имущественной массы исключается только жилищный фонд социального использования. Иные социальные объекты подлежат реализации особым порядком - по конкурсу, обязательным условием которого является обязанность покупателя соблюдать целевое назначение объектов (иные условия конкурса могут быть определены кредиторами по предложению органа местного самоуправления). Средства, полученные от продажи, поступают в конкурсную массу.

Интерес (и с практической, и с теоретической точки зрения) вызывают отношения, складывающиеся в силу ч. 4 - 6 п. 4 ст. 132 Закона после продажи социальных объектов. После проведения конкурса покупатель заключает с органом местного самоуправления соглашение об исполнении условий конкурса. Очевидно, что заключение такого договора - обязанность сторон. К сожалению, Закон этого четко не устанавливает: из формулировки ч. 4 п. 4 ст. 132 не следует, о праве либо об обязанности идет речь; подобные формулировки являются недостатком юридической техники Закона, в результате чего сложно ответить на вопрос о последствиях незаключения упомянутого соглашения. Во избежание проблем представляется необходимым применить толкование, в соответствии с которым заключение договора об исполнении условий конкурса обязательно; следовательно, возможно принуждение одной стороны другой к заключению этого договора.

Если впоследствии покупатель (собственник имущества) существенно нарушает условия соглашения об исполнении условий конкурса, то по заявлению органа местного самоуправления суд может расторгнуть как соглашение об исполнении условий конкурса, так и договор купли-продажи (который орган местного самоуправления не заключал). Расторжение этих договоров приводит к тому, что имущество передается муниципальному образованию, которое обязано возместить покупателю денежные средства. Обращают на себя внимание связанные с этим два недостатка Закона, которые могут вызвать проблемы на практике. Во-первых, ничего не сказано о порядке определения подлежащих выплате покупателю сумм - средства, выплаченные по договору купли-продажи (заключенному, возможно, несколько лет назад) могут не соответствовать (как в меньшую, так и в большую сторону) действительной стоимости имущества. Во-вторых, Закон не установил, что сами муниципальные органы, получив имущество, обязаны соблюдать целевой характер его использования. Такая норма была в Законе 1998 г.; она весьма необходима; объяснить ее отсутствие можно только забывчивостью законодателя. В результате крайне сложно будет что-то сделать, если муниципальное образование, получив в результате расторжения (по причине нецелевого использования имущества) социальный объект, тут же начнет использовать его в иных целях. Внесение в Закон соответствующих изменений представляется необходимым.

Закон не устанавливает какие бы то ни было сроки, в течение которых возможно расторжение договора купли-продажи, следовательно, это возможно в любое время независимо от даты продажи имущества.

Еще одна проблема, возможная на практике, состоит в том, что Закон не регламентирует статус субъекта, приобретшего рассматриваемое имущество у покупателя. Из буквального толкования норм Закона можно, к сожалению, сделать вывод о неприменении к такому субъекту ограничений и последствий, связанных с целевым использованием имущества. В связи с этим необходимо распространительное толкование либо внесение в Закон соответствующих изменений.

  • Имущество третьих лиц, находящееся у должника без правовых оснований. Безусловно, такое имущество подлежит возврату собственнику как при наличии соответствующих требований, так и при их отсутствии. Конкурсный управляющий, обнаружив имущество, не принадлежащее должнику, обязан принять меры к поиску и обнаружению собственника. С указанным имуществом могут быть связаны две проблемы, т.е. два вопроса, на которые Закон не отвечает: что делать с имуществом, собственника которого обнаружить не удается (включая имущество, которым должник владеет открыто, непрерывно, добросовестно, но менее срока приобретательной давности), и каковы последствия реализации конкурсным управляющим чужого имущества (в том числе с торгов)? Между тем на практике встречаются иногда подобные проблемы. Например , в процессе конкурсного производства ООО "С" при проведении инвентаризации выяснилось, что у ООО находится строительная техника, переданная два года назад по договору аренды акционерным обществом "К". Срок аренды истек, но АО не заявляло своих прав на имущество. Конкурсный управляющий выяснил, что АО "К" было ликвидировано (исключено из реестра юридических лиц), о чем ООО не получало никакой информации (впрочем, на данный вопрос невозможно было ответить определенно вследствие неудовлетворительного состояния документации ООО). Таким образом, возникла ситуация, когда ООО было добросовестным приобретателем имущества при отсутствии собственника этого имущества. Думается, такое имущество может быть продано, причем покупатель станет добросовестным приобретателем, который получит право собственности по истечении срока приобретательной давности.

С формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами связана важнейшая обязанность конкурсного управляющего - ведение реестра требований кредиторов. В настоящее время вести реестр может не только сам управляющий, но и реестродержатель, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов (это его исключительная компетенция; голосуется вопрос обычным порядком, т.е. большинством голосов от числа голосов кредиторов, присутствующих на собрании).

При ведении реестра реестродержателем управляющий передает ему необходимые сведения, подлежащие внесению в реестр, т.е. функции реестродержателя в основном технические.

Установление требований осуществляется в соответствии со ст. 100 Закона. Его новеллой является то, что все требования рассматриваются судом, который должен указать, к какой очереди относится это требование и в каком порядке оно должно удовлетворяться. По общему правилу ни конкурсный управляющий, ни реестродержатель не имеют права вносить изменения в реестр, т.е. исключать из него определенных кредиторов иначе, чем по определению суда. Оправданно думать, что это правило должно применяться за исключением случаев, когда кредитор уступил свои права другому лицу, а также если сделки, на которых основаны требования кредитора, признаны недействительными. Поскольку прямо Законом это не установлено, необходимо внести в него соответствующие изменения.

В практике применения Закона 1998 г. нередко возникали проблемы, связанные с внесением в реестр требований валютных кредиторов. Поскольку Закон не препятствовал занесению в реестр требования в валюте, некоторые управляющие так и поступали; при этом пересчет в рубли производился перед каждым собранием по текущему курсу. Это может иметь отрицательные последствия, связанные с неопределенным размером требований кредитора. После принятия Закона 2002 г. в силу прямого установления в п. 5 ст. 16 реестр ведется в рублях.

По мнению О.А. Никитиной, "требования кредиторов, за исключением кредитора, инициировавшего дело о банкротстве, по валютным денежным обязательствам должны переводиться в требования, выраженные в рублях, по курсу, существующему на момент открытия конкурсного производства" <*>. Однако оправданно полагать, что требования как заявителя, так и других кредиторов должны переводиться в рубли по курсу на момент вступления их в процесс (т.е. заявления требований). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона подлежит применению курс, существующий на дату введения процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

<*> Никитина О.А. Указ. соч. С. 151.

Очевидно, такая позиция является соответствующей продолжниковой направленности российского конкурсного законодательства, поскольку в результате курс будет определяться независимо от даты вступления кредитора в процесс.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом (по всей видимости, срок должен исчисляться с момента первой публикации). Требования (как по обязательствам, так и по обязательным платежам), заявленные позже, становятся послеочередными.

Представляется, что в течение названного 2-месячного срока необходимо именно заявить требование, а не установить его. В связи с этим важны нормы п. 6 ст. 142 Закона, которые регламентируют ситуацию, когда на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди суд рассматривает разногласия по заявленному требованию. В этом случае конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего кредитора. При этом, очевидно, управляющий перейдет к удовлетворению требований следующей очереди. Это повлечет проблемы, связанные с необходимостью осуществления перерасчета, если требование будет установлено в размере меньшем, чем сумма зарезервированных средств. Обратим внимание, что в формулировке п. 6 ст. 142 проявляется общий недостаток Закона: норма говорит только о кредиторах, в связи с чем возникает вопрос о возможности применения ее к уполномоченным органам. Очевидно, в данном случае необходимо распространительное толкование. Для того чтобы исправить этот недостаток (проявляющийся и в ряде иных статей), следует установить общую норму, в соответствии с которой к уполномоченным органам применяются правила о кредиторах, если иное не определено Законом (кстати, подобная норма была в Законе 1998 г.).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен. Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями - когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства. Эти вопросы должны быть уточнены в законодательном порядке.

Отметим, что вопрос о необходимости функционирования предприятия-должника в течение конкурсного производства является весьма дискуссионным. Так, В.С. Белых, А.А. Дубинчин, М.Л. Скуратовский, не приходя к однозначному ответу на поставленный вопрос, склоняются в пользу отрицания возможности должника продолжать осуществляемую деятельность: "Продолжение предпринимательской деятельности, будучи свойственным внешнему управлению, не отвечает задаче конкурсного производства, направленного к возможно скорейшему и полному удовлетворению кредиторов" <*>. На наш взгляд, безусловна необходимость (при наличии такой возможности) продолжения деятельности юридического лица, поскольку основная цель конкурсного производства - максимальное удовлетворение требований кредиторов - достигается при максимальной стоимости имущества должника, а функционирующий бизнес всегда имеет более высокую стоимость, чем отдельные виды имущества. Поэтому вряд ли оправданно подвергать сомнению необходимость продолжать деятельность должника в течение конкурсного производства; для этого нужны и законодательные гарантии (одна из них - особый порядок удовлетворения текущих требований).

<*> Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма, 2001. С. 179.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности. Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Тем не менее теоретически (да и практически) это возможно. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности и т.п.

Таким образом, не исключены ситуации, когда на стадии конкурсного производства, уже после того как сформирована имущественная масса, выяснится, что у должника достаточно средств как для расчета со всеми кредиторами, так и для продолжения функционирования (либо вдруг появились основания для введения финансового оздоровления или внешнего управления). Однако нормы Закона не допускают иного окончания конкурсного производства в отношении юридического лица, кроме как его ликвидация, что представляется достаточно спорным.

В данном контексте заслуживают внимания положения Закона Украины, в соответствии с которыми судьба юридического лица-банкрота зависит от наличия у него имущества - если после завершения ликвидации (утверждения отчета ликвидатора) имущество осталось, то должник провозглашается не имеющим долгов и на этом основании может продолжать предпринимательскую деятельность.

В России же в такой ситуации вполне жизнеспособный должник должен быть ликвидирован. Можно еще поспорить о судьбе должника, у которого задолженности не осталось совсем (с одной стороны, отсутствие требований - основание для прекращения производства по делу о банкротстве; с другой - такого основания для отмены уже принятого решения о конкурсном производстве, т.е. о ликвидации, Закон не предусматривает; последнее позволяет сформулировать вывод, в соответствии с которым конкурсное право оканчивается ликвидацией в любом случае, за исключением исполнения обязательств должника третьими лицами; подтверждают этот вывод нормы п. 1 ст. 149 Закона). Что касается судьбы должника, который понял, что сможет восстановить финансовое состояние, если не будет ликвидирован, то ситуация складывается более сложная. Закон 1998 г. данную проблему не решал вообще. В связи с этим В.В. Витрянский высказал совершенно обоснованное мнение, в соответствии с которым в Закон необходимо внести изменения, допускающие возможность "обратного хода" процедур банкротства, в частности, "среди судебных актов, принимаемых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве (ст. 48 Закона о банкротстве), должно появиться определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению" <*>.

<*> Витрянский В.В. Указ. соч. С. 99.

Новеллой Закона является то, что в ст. 146 возможность перехода к внешнему управлению (при этом речь не идет о финансовом оздоровлении) предусмотрена. Но такая возможность существует, только если, во-первых, ранее восстановительные процедуры (финансовое оздоровление либо внешнее управление) не вводились; во-вторых, данные финансового анализа подтверждают, что именно в ходе конкурсного производства появились основания предполагать возможность восстановления платежеспособности должника; в-третьих, у должника есть имущество, достаточное для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Таким образом, включение в Закон норм о возможности возврата к внешнему управлению из конкурсного производства подтверждают высказывавшуюся ранее мысль о продолжниковой направленности нового Закона. В связи с этим обращает на себя внимание некая непоследовательность норм Закона, которая проявляется в том, что нельзя вернуться к восстановительным процедурам, если ранее они проводились (даже если доказана их успешность сейчас); если основания полагать, что восстановление возможно, появились ранее, но не были должным образом оценены (например, финансовый анализ был проведен неквалифицированно и впоследствии это доказано); если конкурсный управляющий нашел инвестора, готового предоставить средства для закупки имущества при условии возврата к внешнему управлению... Названы только наиболее ярко проявляющиеся аспекты непоследовательности законодателя. Было бы целесообразно исключить из Закона препятствия для возврата из конкурсного производства во внешнее управление, если кредиторы готовы проголосовать за такое решение.

Обращает на себя внимание еще один недостаток Закона, способный породить практические проблемы: п. 2 ст. 146 устанавливает квалифицированный порядок голосования по вопросу о переходе от конкурсного производства к внешнему управлению. Между тем п. 2 ст. 15, императивно устанавливающий перечень решений, принимаемых таким порядком (большинством от общего количества реестровых требований), указания на такое решение не содержит. В связи с этим возникает вопрос о возможности повторного голосования - ст. 146 о нем не упоминает, а п. 3 ст. 15 регламентирует повторное голосование по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15, из чего вполне может быть сделан не вполне логичный вывод, что повторное голосование по вопросу о переходе к внешнему управлению проводиться не может. Подробное рассмотрение вопроса перехода ко внешнему управлению от конкурсного производства не является целью настоящей статьи.

Распределение конкурсной массы, т.е. денежных средств, между кредиторами влечет погашение оставшихся неудовлетворенными требований. Важнейшей новеллой Закона 2002 г. являются нормы ст. 148, в соответствии с которыми кредиторы имеют право получить в счет неудовлетворенных требований неликвидное имущество должника. Недостатком Закона является отсутствие порядка регламентации передачи этого имущества, особенно в ситуациях, когда на него претендуют несколько кредиторов, в том числе относящихся к разным очередям.

Соответственно только при отказе кредиторов от принятия неликвидного имущества оно передается учредителям (участникам). Заметим, что обязанности их уведомлять у конкурсного управляющего нет, поэтому учредители (участники) должны сами позаботиться о том, чтобы получить информацию о наличии неликвидного имущества и написать заявление о его приобретении. В противном случае (при отсутствии заявлений) конкурсный управляющий совершенно правомерно передаст имущество органам местного самоуправления по месту нахождения имущества (обратим внимание - речь не идет о месте государственной регистрации должника).

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника - юридического лица из государственного реестра юридических лиц.