Конституция РФ: история создания и процедура изменения. Справка. Общая характеристика Конституции РФ. Конституция Российской Федерации: понятие, принципы

Российского государства прошел сложный путь развития, начиная с Конституций СССР. Впервые Конституция была принята в 1918 г . Она основывалась на «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая назвала советское государство федерацией советских национальных республик, а Россию — республикой Советов. Именно эти основополагающие принципы легли в основу Конституции 1918г., которая тем самым закрепила завоевания Советской власти в октябре 1917г.

Последующая Конституция СССР принята в 1924 г., она обусловлена заключением Договора об образовании СССР в 1922 г. С образованием нового государства СССР действие Конституции республики Советов 1918 г. стало затруднительным, что и послужило причиной для принятия новой Конституции. В целом Конституция 1924 г. закрепляла создание СССР и действие «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а более четкое регулирование государственной власти осуществлялось конституциями отдельных союзных республик.

В 1936 г. была утверждена новая Конституция СССР, которая закрепляла победу социализма, установление новой системы органов власти, всеобщее равноправное избирательное право при тайном голосовании, расширенные права и свободы граждан СССР. Она просуществовала довольно долго, но в 1959г. Советская власть пришла к выводу о полной победе социализма и потому возникла необходимость в принятии новой Конституции СССР, которая появилась только в 1978 г. Данная Конституция СССР стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия, таким образом, Конституция 1978г., хотя и устанавливала демократические принципы, все же в целом оставалась формальной, как и все предыдущие Конституции СССР. С этого момента начинается история развития Конституции РФ. Ее принятие было связано с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.

Так, в 1990-1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. Начало реформы связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые занялась разработкой новой Конституции.

Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России, поэтому в начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993г.

Принятие Конституции РФ

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г.

В голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 54,8% зарегистрированных избирателей, за принятие Конституции проголосовало 58,4% принявших участие в голосовании. Поскольку по условиям референдума он считался состоявшимся при участии более половины зарегистрированных избирателей, а проект считался принятым, если за него проголосуют более половины участвующих в голосовании, это означало, что новая Конституция была принята. То обстоятельство, что в отдельных субъектах РФ участвовало в голосовании менее половины избирателей, а в нескольких субъектах РФ референдум не проводился или проект не получил требуемого большинства, не отменяет факта ее принятия: в акте о референдуме не было условий, относящихся к субъектам РФ, да и международная практика исходит из того, что, если федеральная конституция принята без предварительного условия ратификации субъектами федерации, она действует и на территории тех субъектов, избиратели которых отклонили проект. Более того, если конституцию ратифицировало установленное число субъектов федерации, она действует и на территории тех субъектов, которые отказались се ратифицировать (так было в Германии, США).

Как отметил Президент РФ Д. А. Медведев, Конституция РФ не идеальна (идеальных конституций не бывает), но она содержит базовые общечеловеческие ценности, на основе которых осуществляется прогрессивное развитие общества и государства и которые еще долгое время будут использоваться. Каковы бы ни были ее отдельные формулировки, Конституция — основной закон, и пока она не заменена или изменена, она должна неуклонно исполняться всеми.

Конституция РФ 1993 года: кратко

Конституция РФ — основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах:

  • верховенства Основного Закона;
  • прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т.е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т.е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

  • полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;
  • характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства;
  • правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т.д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государства — принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти:

  • законодательная;
  • судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления

Особенности Конституции РФ 1993 года

Конституционное развитие России является хотя и не столь длительным, как, допустим, в США, где Конституция принята более 200 лет назад, однако достаточно бурным. В истории собственно Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 гг. (Почти все они издавались через год после принятия конституций Союза ССР: 1924, 1936, 1977 гг.) Срок действия российских конституций небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции были по своей сущности советскими, фиктивными. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан пользоваться широкими правами и свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция РФ существенно отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г. Ей присущи следующие особенности.

Это в основном деидеологизированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.

Конституция имеет классическую структуру , т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).

Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, это положение пока не реализовано.

В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и две трети голосов общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.

— это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не до конца претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года

В мировой практике существует несколько способов принятия новой конституции: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие всенародным голосованием (референдумом), парламентом. Указанные способы являются формами конституирования публичной власти.

Конституционный кризис в постсоветской России выявил различное видение конституции со стороны Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Президента. Верховный Совет решил принимать новую конституцию на Съезде народных депутатов, назначив дату его созыва на 17 ноября 1993 г. Конституционная комиссия, созданная Съездом народных депутатов, подготовила проект новой конституции, и Верховный Совет одобрил его.

Президент в силу избрания его народом приобрел равнозначную с парламентом легитимность, более того, усилил се в результате августовских событий 1991 г. Противостояние нарастало, и Президент отверг путь диалога со Съездом народных депутатов и Верховным Советом (впоследствии он признал это своей ошибкой).

Конституционный кризис в конечном счете разрешился посредством применения силы вопреки положениям действующей Конституции РСФСР и решениям Конституционного Суда РФ. Инициативу в подготовке нового проекта конституции проявил Президент, и весь процесс дальнейшей его разработки находился под его полным контролем. В результате появился президентский проект конституции, для согласования которого с проектом, подготовленным работавшей тогда Конституционной комиссией и одобренным Верховным Советом, в мае 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совещание, призванное выразить отношение общества к вопросу о том, какая конституция нужна России.

Конституционное совещание состояло из 750 членов, работавших в пяти секциях: представителей федеральных органов власти; представителей органов власти субъектов РФ; представителей местного самоуправления; представителей партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозных конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. Три последние секции впоследствии образовали Общественную палату Конституционного совещания. В рамках Конституционного совещания работала Комиссия конституционного арбитража.

На Конституционном совещании обсуждался проект конституции, внесенный Президентом РФ. Одновременно рассматривались проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией, многочисленные замечания и предложения граждан. В результате длительной работы — с июня по октябрь 1993 г. — был выработан новый проект конституции. В целях обеспечения легитимности новой конституции Президент предложил вынести ее на всенародное голосование, что стало возможным по результатам референдума 25 апреля 1993 г., поддержавшего данную инициативу.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В нем участвовали 54,8% зарегистрированных избирателей, из них высказались за Конституцию 54,8%. Как видно из приведенных данных, многие избиратели (более 40%) не приняли участие в референдуме, да и большинство голосов, поданных за принятие Конституции, не являлось столь убедительным. В 17 субъектах РФ новая Конституция РФ не была одобрена. Такие результаты голосования отражали острое противостояние социально-политических сил российского общества в то время. Одобрение народом Конституции РФ фактически означало ее легитимацию.

В процессе подготовки новой конституции использовались разнообразные способы легитимации действий Президента по разрешению конституционного кризиса: обращение к доктрине естественного права, положениям международного права, к демократическим формам дискуссии как способам выбора стратегического пути развития. Использовался и авторитет Совета Европы.

Новая демократическая Россия, осознавая себя частью мирового сообщества, взяла твердый курс на уважение и признание общепризнанных принципов и норм международного права, европейских стандартов в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, плюралистической демократии и правового государства. Поэтому закономерным явилось представление проекта конституции РФ на экспертизу в Комиссию Совета Европы «За демократию через право», более известную под названием Венецианской комиссии, которая была создана в 1991 г. Основная цель Венецианской комиссии — оказание помощи новым демократиям Центральной и Восточное Европы по созданию политических и правовых структур, необходимых для функционирования плюралистической демократии, обеспечения прав человека и верховенства закона; для развития существующих демократических структур, перед которыми постоянно возникают новые проблемы в стремительно изменяющемся обществе. Комиссия в то время объединяла представителей 38 государств в качестве членов, ассоциированных членов и наблюдателей. Россия являлась ее ассоциированным членом. Члены Комиссии, назначаемые правительствами, выступают как эксперты в личном качестве. Как правило, это специалисты в области конституционного права, имеющие большой опыт работы в парламентах, правительствах, конституционных и иных судах.

В свое время в Венецианскую комиссию был представлен проект конституции, подготовленный Конституционной комиссией. В феврале 1993 г. большая группа экспертов приезжала в Россию для его обсуждения. К сожалению, их работа, весьма полезная и конструктивная, не привлекла должного внимания народных депутатов.

Президентский проект конституции был представлен для экспертизы на очередном пленарном заседании Венецианской комиссии, состоявшемся в мае 1993 г. в Варшаве. Проект, доработанный и утвержденный Конституционным совещанием, обсуждался на очередных пленарных заседаниях Венецианской комиссии в сентябре и ноябре 1993 г.

Свои отзывы представили видные университетские профессора, члены парламентов, экс-председатель и экс-судьи конституционных судов: А. Ла Пергола, С. Бартоле (Италия), К. Экономидсс (Греция), Е. Озбудум (Турция), С. Ботушарова (Болгария), 3. Кедзя (Польша), X. М. Пименталь (Португалия), Ш. Бодуэн (Канада), Г. Хельгесен (Норвегия), Ж. К. Шольсем (Франция) и др.

По просьбе Комитета министров Совета Европы Венецианская комиссия приняла обязательство по углубленному изучению Конституции РФ, принятой всеобщим голосованием, в рамках сотрудничества между Россией и Советом Европы.

В российской печати и в других СМИ с критикой последних вариантов конституции РФ выступали историки, социологи, политологи, экономисты, которым вторили политически ангажированные юристы. Они, как правило, пугали россиян тем, что принятие новой конституции грозит им «роковыми последствиями». Вопреки этим утверждениям ни один из экспертов Венецианской комиссии не усмотрел в Конституции РФ закрепления модели личной диктатуры либо авторитарного режима. Эксперты отмечали, что Конституция РФ включает ряд фундаментальных принципов, типичных для демократической конституции, отражает специфические национальные особенности России и ее конституционные традиции.

Мнение Венецианской комиссии состояло в обшей положительной оценке Конституции РФ как соответствующей принципам демократического государства, основанного на господстве права и уважения к правам человека. Такая оценка Венецианской комиссии Конституции РФ послужила хорошим аргументом при решении вопроса о приеме России в Совет Европы.

В целом западными юристами был дан серьезный и обстоятельный анализ всех конституционных институтов: основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, взаимоотношений президента, правительства и парламента, судебной системы, местного самоуправления. Вместе с тем по некоторым пунктам эксперты сочли нужным сделать замечания.

Эксперты ставили и обсуждали ряд теоретических проблем конституционализма в контексте исторической и современной практики конституционного строительства, носящих дискуссионный характер, отмечали существование различных моделей тех или иных конституционных институтов. В числе таких проблем — вопрос о характере конституции: следует ли в ней подробно регламентировать общественные отношения либо достаточно лишь зафиксировать основные принципы с последующим «естественным развитием Конституции». По мнению экспертов, авторы Конституции РФ избрали промежуточную модель: наряду с закреплением основ конституционного строя дается довольно четкая и подробная регламентация основных конституционных институтов — прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства, президента, правительства, парламента, судебной власти. Отдельные положения, несомненно, явились результатом политического компромисса. Большим достижением, по мнению экспертов, явилось указание на прямое действие Конституции РФ, на то, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Комиссия с удовлетворением отметила, что в Конституцию РФ вошли положения об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации как составной части правовой системы, что «является вызовом и главным нововведением», позволяющем международному праву оказывать прямое воздействие на внутренне законодательство.

Плодотворной является мысль экспертов о том, что теория разделения властей эволюционизирует, что данный принцип нельзя абсолютизировать, доводить до абсурда. Степень «герметичности» трех ветвей власти в каждой стране оказывается своеобразной, индивидуальной. Так, по мнению экспертов, в настоящее время велика потребность участия в осуществлении законодательной функции других ветвей власти, а сама законодательная власть не может быть лишена определенных контрольных полномочий по отношению к другим ветвям власти с учетом их специфики. Основная цель Конституции, по мнению членов Комиссии, заключается в том, чтобы достаточно четко регламентировать отношения взаимозависимости и сотрудничества между ними. Единственно самостоятельной и независимой, по мнению экспертов, остается судебная власть. Все это «создает хорошую основу для правового статуса личности», формирует фундамент подлинно демократического правового государства.

Рассматривая содержание главы «Федеративное устройство» и полагая, что стандартной формы федеративного устройства не существует и что федерация, которая не видоизменяется, может не соответствовать потребностям людей и развалиться, эксперты пришли к выводу, что Россия избрала модель централизованной федерации. Это объясняется особенностями современного этапа развития России.

При анализе глав «Президент Российской Федерации», «Федеральное Собрание», «Правительство Российской Федерации» эксперты справедливо отмечали, что форма правления «основана на новой и интересной концепции президентской власти» («полупрезидентское правление») и определяется в большей степени событиями демократического переходного периода в России, федеральной структурой Российского государства, нежели какой-либо иностранной моделью. Тут полезно вспомнить российских оппонентов проекта конституции, которые во что бы то ни стало стремились критиковать институт президента в Конституции РФ, сравнивая его с американским или французским образцами.

Довольно точно были поняты экспертами особенности института Президента РФ, которому отводится ведущая роль в сфере высокой политики в соответствии с его статусом гаранта конституции, прав и свобод человека и гражданина. Основная функция главы государства — это охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Указанные функции обусловливают «нейтральную власть» президента, выступающего в роли политического арбитра, который не вторгается в сферу судебной власти. Новизна конституции, по мнению экспертов, заключается в попытке найти оптимальное соотношение президентской и парламентской форм правления, что выявляет как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений президента, правительства и парламента.

Эксперты единодушно отмечали, что конституция закрепляет типичные для демократической конституции принципы организации и функционирования Федерального Собрания в качестве парламента, осуществляющего законодательную власть в Российской Федерации.

Исключительное внимание эксперты уделили судебной власти в силу ее роли в обеспечении принципа разделения властей, придания федерализму большей сбалансированности, жизнеспособности. Особо эксперты отмстили новизну положений о Конституционном Суде РФ, о гарантиях его независимости, о полномочиях, включая право давать толкование Конституции РФ.

Одновременно эксперты высказывали критические замечания и предложения по всем разделам Конституции РФ, подчас развернутые и обоснованные, ставили проблемные вопросы, с которыми можно будет столкнуться в будущем и над разрешением которых следует работать уже сейчас. При этом они неоднократно подчеркивали, что реальный смысл конституционных положений выкристаллизуется в ходе их применения, их реализации. При этом Венецианская комиссия придавала особое значение той роли, которую должен взять на себя Конституционный Суд РФ в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в функционировании и укреплении демократии и правового государства.

Экспертная и консультативная помощь Комиссии Совета Европы «За демократию через право» была полезной при окончательной доработке проекта конституции.

Легитимность конституции нельзя сводить лишь к формальному моменту — законному порядку ее принятия, т. е. предусмотренного ранее действовавшей конституцией (хотя и этот момент имеет серьезное значение). Главное в легитимности конституции — это насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает.

Конституция РФ 1993 г. юридически оформила переход от советского тоталитаризма к новой общественной системе и новому конституционному строю и, учреждая демократическое правовое государство, в ст. 3 закрепила следующие нормы:

  • носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является се многонациональный народ;
  • народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы;
  • никто не может присваивать власть в Российской Федерации; захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Конституция РФ 1993 г. явилась выражением известного социального компромисса в расколотом обществе, переломным этапом на пути к гражданскому обществу и правовому государству, обозначив начало перехода от номинального конституционализма к реальному. Ее цели и идеи стали определяющими для политических сил, выступающих за обновление, качественную модернизацию общества.

Учитывая общественно-политическую обстановку в стране, предшествовавшую принятию Конституции РФ, нельзя было рассчитывать на ее всеобщее признание. Внимание политиков и ученых акцентировалось на ее недостатках, пробелах и противоречиях, на предложениях ее существенной корректировки, а то и на полном пересмотре.

Тем не менее процесс реализации и становления Конституции показали, что она стала фундаментом и инструментом примирения основных политических сил, установления известного баланса ветвей публичной власти, что обеспечивает мирное развитие гражданского общества и государственной системы, коренную модернизацию общественных отношений, поступательное движение в достижении целей, провозглашенных Конституцией РФ. Она приобрела характер рациональной легитимности.

Политическая оппозиция приняла участие в выборах новых органов публичной власти и тем самым признала Конституцию. Укреплению основ легитимности Конституции наряду с целями и принципами рыночной экономики, демократии, прав и свобод человека, реального федерализма и местного самоуправления служат и такие цели и идеи, как национальное возрождение, создание единого и сильного государства, воспитание патриотизма, утверждение режима конституционности и законности в обществе и государстве.

Конституция РФ явилась базой для установления политического согласия в обществе, стабильности и динамичного процесса развития экономики и демократического правления. Она создаст условия для дальнейшей консолидации общества, для конституционализации экономического, социального, духовного и государственно-правового развития.

Опыт конституционного развития начиная с 1993 г. убеждает в плодотворности поступательного совершенствования конституционных институтов президента, парламентаризма, независимого правосудия, усиления социальной роли государства, проведения конституционной политики уважения человека, его прав и свобод как высшей ценности, создания реального федерализма и местного самоуправления, в возможности реализовать весь демократический и правовой потенциал действующей Конституции.

Легитимность конституции — непосредственное условие ее реальности и стабильности.

Реальность конституции обеспечивается тем, что ее предписания исполнимы, гарантированы и реализуются в условиях демократии и правопорядка. В отличие от фиктивной реальная конституция гарантирует подлинное народовластие, права и свободы человека и гражданина, реальный федерализм и местное самоуправление.

Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти, в неуклонном се исполнении. Общественный компромисс, воплощенный в конституции, служит гарантией стабильности функционирования гражданского общества, государственной системы, конституционного строя.

Реальность и стабильность конституции объективно предопределены ее универсализмом , всеобщностью , т. е. высоким уровнем абстрактного опосредования общественных отношений, типологического выражения ее правового содержания. Именно это качество конституции как нормативного правового акта и тех ее институтов, которые она учреждает и регулирует, позволяет путем использования специфических конституционно-правовых средств и механизмов обеспечить развитие разнообразных общественных отношений и на этой основе совершенствовать все элементы правовой системы. В силу универсализма и всеобщности конституция воздействует на предмет всего национального права. Иными словами, конституция, помимо собственного регулирования общественных отношений, содержательно воздействует на все отрасли национального права, на все отраслевое (текущее) законодательство, на судебную и иную правоприменительную практику.

РФ. Действующая редакция была принята в 1993 году. Данная статья представляет краткую историческую справку.

История принятия Конституции РФ

Основной закон Российской Федерации был принят в 1993 году в ходе всенародного голосования.

Россия провозгласила свою независимость, как и другие союзные республики, после распада СССР ("Декларация о государственном суверенитете РСФСР" от 12 июня 1990 года). В Декларации было закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России.

В 1993 году президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. В работе Конституционного совещания принимали участие представители политических партий и движений, ученые, представители субъектов РФ, народные депутаты России и др. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами главного законодательного органа России - Федерального Собрания .

С 1994 года указами президента России ("О Дне Конституции Российской Федерации" и "О нерабочем дне 12 декабря") день 12 декабря был объявлен государственным праздником . 24 декабря 2004 года Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, изменяющие праздничный календарь России. С 2005 года 12 декабря более не является в России выходным днем, а День Конституции причислен к памятным датам России.

Краткие итоги принятия Конституции РФ 1993 года

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Это - реально действующая Конституция, в отличие от конституций социалистических, лишь прикрывавших неограниченную власть правящей партии - КПСС.

Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти, она последовательно проводит принцип разделения властей, сделала серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. В Конституции особо подчеркнуты ее значимость как основного источника права, ее прямое действие, особенно норм о правах и свободах гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества.

Однако в середине 2000-х годов все чаще стали звучать голоса в поддержку изменений Основного закона страны. С предложением внести изменения в Конституцию с целью увеличения срока президентских полномочий с нынешних четырех до пяти или семи лет выступил разу после своего переизбрания на должность председателя Совета Федерации Сергей Миронов. Он также предложил увеличить количество сроков пребывания в должности президента подряд с двух до трех сроков. Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский предлагал провести всенародный референдум по изменению Конституции в части увеличения срока полномочий президента РФ до семи лет.

Порядок внесения изменений в Конституцию РФ

Вопросы пересмотра Конституции и внесения в нее поправок рассматриваются в главе 9 раздела первого Конституции РФ . Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу (таковыми субъектами являются Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы).

Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трех пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе.

По материалам РИА.ru

главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории РФ и закрепляющий основы ее социального, экономического и политического устройства.

Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8% от внесенных в списки. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

До 12 декабря 1993 г. в РФ действовала Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными изменениями и дополнениями. Проект новой Конституции начал разрабатываться в июне 1990 г. специально созданной для этого Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР.

К. РФ состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфов переходных и заключительных положений. Преамбула К. РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально-идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский (т.е. внутренний) мир и согласие. Последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. Подчеркнуты стремление обеспечить благополучие и процветание РФ, идеи ответственности перед настоящим и будущими поколениями и включения (интеграции) РФ в мировое сообщество.

Подобно многим другим новейшим конституциям текст К. РФ начинается главой, посвященной основам конституционного строя, в которой устанавливается конституционный статус РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления и содержатся следующие фундаментальные принципы: а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Отражая этот принцип конституционного строя, РФ учитывает международный опыт и принципы, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их - основа свободы, справедливости и всеобщего мира; в) народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в РФ, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; г) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима; д) идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Политическое многообразие означает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил, что выражается прежде всего в признании многопартийности. Партии и другие общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений. цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; е) свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с господствующей в современной мировой конституционной практике традицией в К. РФ сразу за главой об основах конституционного строя помещаются положения о правовом статусе личности. В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" К. РФ в соответствии с нормами международного права устанавливает, что принципами конституционного статуса личности в РФ являются: свобода личности; принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей: юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины: непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие конституционным основам статуса личности всех норм текущего законодательства и правоприменительной практики; обеспеченность конституционного статуса личности процессуальными и иными гарантиями.

Указанные принципы свидетельствуют о коренном изменении концепции регулирования основных прав и свобод. В советских конституциях человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, а также как непременный, активный участник политической жизни страны, и только затем уже шла о нем речь как об индивиде, имеющем личную жизнь, до известных пределов неприкосновенную для публичного интереса и охраняемую государством. Соответственно, основные права и свободы делились на три группы в следующем порядке приоритетности: социально-экономические, политические, личные.

В действующей К. РФ личные права и свободы поставлены на первое место. Вторая группа - общественно-политические, или публично-политические, права и свободы (поскольку по сравнению с советским временем общественная жизнь в значительной степени деполитизирована). На третьем месте стоят социально-экономические права, причем и содержание этих прав, и их последовательность принципиально иные, чем в советское время. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уж все остальное. Большое внимание уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Третий крупный блок норм в К. РФ посвящен территориальной организации РФ. В гл. 3 "Федеративное устройство" содержатся положения, раскрывающие принцип федерализма как одной из основ конституционного строя. К.РФ предусматривает три вида субъектов федерации - республики в составе РФ (государства), национально-территориальные образования - автономная область, автономные округа, территориальные (или территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения.

Как и многие зарубежные конституции, К. РФ содержит поименный перечень всех субъектов Федерации, причем изменения наименований субъектов отражаются в К. РФ автоматически, т.е. без соблюдения обычной процедуры внесения поправок. К. РФ определяет, что субъекты РФ являются равноправными и между собой, и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

Исходя из принципа единства государства К.РФ использует понятие "суверенитет" только по отношению к РФ, утверждая, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. К. РФ.и ФЗ имеют верховенство на всей территории государства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, РФ, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные К. РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством. Общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ.

К. РФ определяет предметы исключительного ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Обеспечивая самостоятельность субъектов, РФ, тем не менее, оставляет за собой право на установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления; в отношении законодательства она требует, чтобы акты субъектов РФ соответствовали К. РФ и законам РФ; но в случае противоречия между ФЗ и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным последним в пределах своих прав, действует акт субъекта.

Задачей К. РФ является установление формы правления и системы; органов власти.

В гл. 4 "Президент Российской Федерации" закреплены статус Президента РФ и перечень его властных полномочий.

В гл. 5 "Федеральное Собрание" К. РФ закрепила основы его статуса как парламента РФ, представительного и законодательного органа РФ.

В гл. 6 "Правительство Российской Федерации" К. РФ определяет Правительство РФ как орган, осуществляющий исполнительную власть.

Глава 7 "Судебная власть" содержит комплекс норм, определяющих основы организации судебной системы РФ и осуществления правосудия. В ту же главу включена статья о прокуратуре РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группы депутатов. В гл. 9 предусмотрено четыре различных процедуры внесения поправок в К. РФ в зависимости от вида норм, подлежащих пересмотру.

Положения гл. 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой гл. 9 не могут быть пересмотрены ФС. Оно вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3, голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. При проведении референдума К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Поправки к остальному тексту К. принимаются квалифицированным большинством голосов - не менее 3/4 в СФ и 2/3 в ГД. Принятые поправки вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Поправки принимаются в форме особого правового акта - ФЗ о поправке к К. РФ.

Изменения ст. 65 К. РФ, касающиеся состава субъектов РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Заканчивается К. РФ разделом вторым "Заключительные и переходные положения". В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. Этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия К. РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г.

В разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами власти субъектов - действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Года

1) Конституция закрепляет основы конституционного строя России.

Государственной основой конституционного строя является Российское государство . Это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, кроме того - социальное и светское государство. Его официальные наименования - Российская Федерация и Россия, равнозначны.

Вся власть в Российской Федерации строится на основе народовластия (народного суверенитета) . Носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ (ст. 3). Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью . Это также одна из незыблемых основ конституционного строя РФ. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Отражая этот принцип конституционного строя, Россия учитывает международный опыт и цели цивилизации, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Конституционный строй и общество в нашей стране основываются на идеологическом многообразии и политическом плюрализме .

Наконец, одной из характеристик конституционного строя является свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности . В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст 8).

2) Конституция отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности, правам и свободам человека и гражданина .

Приоритет личности, ее прав и свобод является одной из основ конституционного строя России. Закономерно и наименование гл. 2 Конституции - «Права и свободы человека и гражданина». Базовыми в закреплении конституционного статуса личности являются ее свобода, принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость, соответствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе, сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства, всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.


3) Конституция закрепляет федеративное устройство российского государства .

В ней учтено то, что в марте-апреле 1992 г. Россия получила официальное закрепление как федерация, имеющая три вида субъектов - республики (государства), национально-территориальные образования - автономная область, ­автономные округа, территориальные (или территориально-государственные) образования - края, области, города федерального ­зна­чения.

Конституция фиксирует этот же субъектный состав Российской Федерации. Вместе с тем она четко определяет, что субъекты РФ являются равноправными друг с другом и в отношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5). Федеративное устройство основано на государственной целостности , единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5).

Конституция использует понятие «суверенитет» (т.е. государственный суверенитет) только по отношению к Российской Федерации. Она гласит, что суверенитет Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства. Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, Российская Федерация тем не менее не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные Конституцией РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством. Денежная единица едина для всей страны, а общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Конституция РФ определяет вопросы ведения Российской Федерации, сферы совместного ведения с субъектами РФ . Она провозглашает принцип: вне пределов ведения Российской Федерации субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Обеспечивая самостоятельность субъектов, Федерация тем не менее исходит из необходимости единства основ их системы органов государственной власти, системы местного самоуправления, законодательства субъектов . Поэтому она оставляет за собой право на установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах; в отношении законодательства Конституция требует соответствии актов субъектов Конституции и законам РФ; но в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным последним в пределах своих прав, действует акт субъекта.

4) Конституция устанавливает формы государственного правления и систему органов власти Российской Федерации . Из существующих на этот счет основных форм - парламентарной (парламентской) и президентской республик - наша Конституция для федерального уровня явно предпочла не просто президентскую, а, пожалуй, суперпрезидентскую республику , с весьма сильными статусом и полномочиями Президента РФ.

Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства, избирается путем прямых выборов, не несет ответственности за свои присягу, обещания, действия, нарушение Конституции и законов РФ - в том плане, что за это его нельзя лишить должности; отрешение Президента возможно лишь в случае государственной измены или иного тяжкого преступления. Президент - гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он стоит как бы над другими государственными органами, поскольку обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; руководит их осуществлением. Президент самостоятелен в формировании Правительства РФ (кроме Председателя Правительства - на его назначение требуется согласие Государственной Думы), а также имеет сильные полномочия в части формирования высших судов Российской Федерации, назначения и освобождения от должности Генерального прокурора, ряда иных высших должностных лиц государства. Президент отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину, является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение. Президент регулирует общественные отношения своими нормативными актами, в том числе по вопросам, составляющим предмет федеральных законов - в случае их отсутствия и на период до принятия соответствующих законов.

Конституция закрепила наличие парламента РФ - Федерального Собрания . Она предпочла принципу равенства палат принцип верхней и нижней палаты. Возможности парламента как бы ограничены двумя функциями - представительства народа и законотворчества. Нижняя палата - Государственная Дума работает на профессиональной постоянной основе, состоит из 450 депутатов. Верхняя палата - Совет Федерации формируется по принципу вхождения в нее двух представителей от каждого субъекта РФ. Палаты обязаны работать самостоятельно, Конституция предусматривает сложный законодательный процесс на федеральном уровне, в котором участвуют обе палаты, а завершается все подписанием и опубликованием закона Президентом РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. Оно отвечает за все: бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики, осуществляет управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

В Конституции содержатся многие правила относительно организации судебной системы и обеспечения прав граждан в области правосудия . В гл. 7 «Судебная власть» определяется, что правосудие осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Конституция закрепляет принципы независимости судей и их подчинение только Конституции и федеральному закону, несменяемости судей, их неприкосновенности.

В системе судов на первое место поставлен Конституционный Суд, состоящий из 19 судей. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а Высший Арбитражный Суд РФ - высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

В ту же главу включена статья о прокуратуре РФ - она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Однако никаких задач и полномочий прокуратуры Конституция не определяет и гласит, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

Что касается прав граждан в области правосудия, Конституция говорит о них не в связи с судебной системой, а в гл. 2 - наряду с другими основными правами и свободами человека и гражданина. Это дает основания для выделения в отдельную группу основных прав граждан по защите других прав и законных интересов, которая большинством норм как раз и призвана гарантировать справедливое и объективное правосудие в стране.

5) Конституция (ст. 77) гласит, что система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

6) Конституция содержит ряд норм, касающихся местного самоуправления . Оно признается и гарантируется в Российской Федерации и в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Итак, местное самоуправление является частью конституционного строя Российской Федерации. В гл. 8 «Местное самоуправление» говорится, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

7) Заканчивается Конституция разделом вторым «Заключительные и переходные положения» . В нем объявляется, что Конституция вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. И этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия Конституции РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями.

В разделе втором четко обозначен приоритет Конституции перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами власти субъектов - действуют положения Конституции РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей. Сохраняют свои полномочия действующие на тот момент органы государственной власти.

1.3. Проблемы действия Конституции Российской Федерации
и ее соотношения с иными нормативными актами: эволюционные процессы после принятия Конституции

Актуальна проблема обеспечения действия Конституции. К сожалению, в обществе распространено мнение о Конституции РФ как о своеобразной декларации. Реальное действие Конституции связывают не с ней самой, а с воплощением положений Конституции в соответствующих актах, развивающих ее нормы.

Понятие конституции РФ

Конституцией Российской Федерации называется правовой акт высшего уровня, который занимает особенное место в системе права современного государства, датой ее принятия считается 12 декабря 1993 г.

Особенности Конституции РФ:

1. Конституция представлена актом, который может приниматься народом или от его имени.

2. Народ представлен в демократическом государстве носителем суверенитета и источником власти, вследствие этого он обладает учредительной властью, которая вправе изменить базисы устройства, общества, и государства.

3. Наличие особого предмета конституционного регулирования – специфика тех отношений в обществе, которые она вправе регулировать и закреплять.

4. Юридические особенности Конституции предопределяют ее юридическую специфику, а именно:

  • Верховенство Конституции – все государственные, общественные структуры, граждане должны действовать согласно принципам, нормам, концепциям, заложенным в Конституцию РФ.
  • Юридическая сила Конституции – законы и правовые акты не должны вступать в противоречия с Конституцией РФ, все должны соблюдать ее и законы.
  • Центральная роль в правовой системе – именно Конституция определяет, какие акты могут принимать разные органы.
  • Охрана Конституции – осуществление охраны в разных формах органами государственной власти.
  • Особенный порядок принятия и последующего пересмотра Конституции, внесение в нее исправлений.

Алгоритм внесений изменений и поправок.

Основными политико-правовыми свойствами Конституции РФ признано легитимность и стабильность.

  • Легитимность – это принятие Конституции в установленном правом порядке или в порядке, признанном обществом. Содержание Конституции должно быть одобрено обществом, то есть легитимность Конституции является основой власти демократии и правового государства, условием авторитета, конституционной законности и правопорядка.
  • Стабильность – это свойство присущее Конституции РФ, которое отражает ее устойчивый характер, слабую подверженность изменениям и переменам вследствие воздействия временных политических и социально-экономических конъюнктур.

Сущность Конституции РФ заключается в утверждении общедемократических основ, предполагает жизнь граждан в государстве как полноправных ее членов, которые согласны или не согласны с ней. Все граждане имеют право высказывать свои взгляды и их отстаивать.

Конституция РФ , которая действует на данное время – это выражение воли народа РФ, представителей разных национальностей, которая выражается всенародным голосованием, направленным на закрепление основы жизнедеятельности государства и общества, с помощью которых могут воплотить принципы общей демократии, и признают человека, его права и свободы.

Структурой Конституции РФ является порядок, с помощью которого группируются однородные конституционные нормы в разделы, главы и обуславливается последовательность их расположения.


Функции Конституции РФ

1. Юридическая функция – Конституция РФ представлена главным Законом государства и базой действующего законодательства.

2. Учредительная функция закрепляет основные базисы организации и развития государства. А именно, Конституция учреждает:

  • наименование государства – Российская Федерация;
  • полную власть народа – демократию;
  • название всех органов государственной, исполнительной и судебной власти, наделяя их полномочиями;
  • главу государства – Президента РФ.

3. Организационная функция означает регламентацию организации деятельности разных государственных институтов.

4. Политическая функция показывает роль Конституции РФ в обществе, и ставит цель ограничение политической жизнь и борьбы за власть рамками.

5. Ограничительная функция – заключается в правовом ограничении государственной власти.

6.Стабилизирующая функция свидетельствует об устойчивости государственных институтов, с помощью норм Конституции.

7. Воспитательная функция – ее задачей является формирование у граждан уважения к Конституции РФ, к личности и праву, к суду, власти, обществу и государству.

8. Внешнеполитическая функция является базисом внешнеполитической деятельности государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш