Подача жалобы в фас. Подготовка и подача жалобы в ФАС: сроки, этапы, рекомендации В какой срок фас рассматривает жалобы

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.05.2011, N 22, ст. 3169) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок информация, подлежащая размещению в указанной системе, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

3. Признать утратившим силу приказ ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2012 N 25073).

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Обновлен административный регламент по рассмотрению жалоб при размещении государственных (муниципальных) заказов.

Это обусловлено в т. ч. принятием нового Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Данную госфункцию, как и прежде, исполняют ФАС России и ее территориальные органы (далее - контрольные органы).

Срок рассмотрения жалобы также не изменился и составляет не более 5 рабочих дней с даты ее поступления. Иные действия, связанные с этим, осуществляются в сроки, установленные Законом.

Информация о поступлении жалобы, ее текст, данные о месте, дате и времени ее рассмотрения, вынесенные решения, предписания публикуются в единой информационной системе в сфере закупок (до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте Российской Федерации для раскрытия информации о размещении заказов).

Жалоба рассматривается по существу на заседании специальной комиссии. На нем выступают заявитель, лица, действия (бездействие) которых обжалуются, а также те, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением жалобы. Кроме того, могут привлекаться эксперты, представители органов госвласти, свидетели. Проводится внеплановая проверка. По результатам заседания выносится решение, предписание об устранении выявленных нарушений. При необходимости материалы жалобы передаются для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, дела об административном правонарушении. Принимаются другие меры по устранению нарушений, в т. ч. обращение с иском в суд, направление материалов в правоохранительные органы, органы контроля в сфере закупок и т. д.

Жалоба не рассматривается в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений по отдельным критериям. Речь идет о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки, а также о квалификации участников закупки, в т. ч. наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Прежний административный регламент признан утратившим силу.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд"


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ УФАС обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ УФАС обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить участника размещения заказа, подавшего жалобу, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения. Согласно п. 3.18. Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 после подачи жалобы на действия (бездействие) Заказчика, оператора электронной площадки контролирующий орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте текст жалобы, а также сообщает заявителю и Заказчику, оператору электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы. П. 3.36. Решение Комиссии подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения жалобы по существу. При этом оглашается только его резолютивная часть. П. 3.37. В случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, Комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений. П. 3.38. Предписание подлежит исполнению в срок, установленный таким предписанием. П. 3.40. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня рассмотрения жалобы. Контролирующий орган в течение трех рабочих дней со дня принятия решения обязан разместить текст решения на официальном сайте. Предоставить объективный ответ о причинах пропуска УФАСами сроков исполнения государственной услуги не представляется возможным.

А также предпринимателей заставляют и тех, и других принимать кардинальные решения относительно сложившейся ситуации.

Некоторые, восприняв нарушения, достаточно эмоционально со временем «остывают» и не желают связываться с причиной своего нервного потрясения. А некоторые готовы идти дальше и доказывать свою правоту в государственных органах. И вот здесь стойкие борцы за справедливость наталкиваются на обязательство соблюдения четкого алгоритма действий.

Любые обращения в государственные структуры должны соответствовать требованиям нормативного характера. Соответственно, прежде чем подавать жалобу, нужно обратиться за профессиональной помощью к специалисту в данной области. Интернет-паутина просто пестрит объявлениями разнообразных консалтинговых и юридических организаций относительно предоставления услуг в области составления жалоб и сопровождения дел о нарушениях в сфере рыночных и финансовых отношений, а также конкуренции.

Однако стоимость таких услуг очень завышена. Только за одну жалобу в ФАС предприимчивые организации берут от 3 000 до 5 000 рублей. Разница в стоимости услуг зависит от региона, статуса и репутации исполнителей.

Что же делать, если оплатить полный пакет услуг накладно? В конце концов, не боги горшки обжигают. Нужно самостоятельно подготовить жалобу, а научиться этому очень просто, если четко следовать определенным инструкциям.

Предприниматель, потребитель или же законный представитель предприятия, организации или же учреждения, чьи права нарушены, для подготовки жалобы должен иметь:

  • регистрационные данные о предприятии (его руководителе-директоре) /предпринимателе/физическом лице (паспортные данные), адресные данные, контактные телефоны для связи, электронная почта;
  • код предприятия/номер ИНН;
  • документальные доказательства, которые могут подтвердить нарушение прав предпринимателя/предприятия/физического лица-потребителя;
  • нормативное определение реальности совершения незаконных действий;
  • компьютер/ноутбук;
  • доступ к Интернету (для того, чтобы определить правомерность своей позиции, с точки зрения закона, а также скачать образец жалобы в ФАС );
  • возможность распечатать и скопировать документы;
  • конверт и деньги на оплату расходов по отправке жалобы в соответствующее отделение ФАС.

Следует обратить особое внимание на то, что подготовку к самостоятельному составлению жалобы нужно начать с определения ее предмета и реальной целесообразности для обращения в ФАС. После этого необходимо уделить время изучению нормативной базы, которая регулирует отношения в сфере деятельности ФАС. Кроме того, следует изучить вопрос относительно того, действительно ли Федеральная Антимонопольная Служба имеет право рассматривать конкретное обращение.

Если жалоба будет абсолютно аргументирована, а документы, поданные вместе с ней, полностью раскрывают суть нарушения, ее имеют право не рассматривать, если нарушены сроки обращения. Чтобы избегать подобного рода нежелательных ситуаций, нужно отправлять жалобу в течение 10 календарных дней. Указанный срок начинает исчисляться со дня официального размещения на сайте:

  • протоколов оценки, а также сопоставления заявок для участия в конкурсе (если это был конкурс);
  • протокола аукциона (если это открытый аукцион);
  • протокола, в случае признания аукциона (конкурса) таким, что не состоялся;
  • протокола рассмотрения заявок (для обеспечения участия в будущем конкурсе/аукционе)

Если составляемая жалоба будет подаваться в связи с бездействием (действием) оператора электронной площадки, который влияет на аккредитацию участника размещения заказов, она может подаваться на протяжении 30-ти дней со дня совершения такого бездействия (действия) – глава 3.1 Федерального Закона 94-ФЗ.

Жалоба должна быть подана не только в установленные законом сроки, но и в определенной форме. В соответствии с нормативными требованиями такие жалобы в обязательном порядке подаются в письменном виде (нарочно, непосредственно в территориальный орган ФАС или же с помощью почты), а также с помощью факсимильной связи.

Кроме того, закон разрешает подавать жалобы с помощью электронной почты, предварительно подписав такую жалобу в ЭЦП. Но в этом случае существует реальная угроза, что поданную жалобу могут несвоевременно зарегистрировать, следовательно, отказать в рассмотрении и удовлетворении требований. Поэтому желательно жалобы стоит подавать в обычном бумажном виде.

Сроки рассмотрения жалобы в ФАС

Федеральная антимонопольная служба России в соответствии с действующим федеральным законодательством обязана осуществлять рассмотрение поданных жалоб в четко установленное время.

На протяжении двух рабочих дней с момента фактического получения документа, ФАС обязана разместить поданный документ в соответствующем реестре ЕИС. Все заинтересованные лица имеют право (для того, чтобы отстоять свои интересы, обязаны) подавать в письменном виде возражения относительно предмета жалобы. Делается это в срок не позднее, чем за два дня до даты назначенного рассмотрения.

ФАС обязана рассмотреть поданную жалобу на протяжении пяти рабочих дней, а также разместить результаты ее рассмотрения в определенном реестре ЕИС в течение трех дней.

По результатам рассмотрения вопроса о нарушениях ФАС имеет полное право приостановить осуществление закупки и выдать конкретному заказчику четкое предписание на устранение допущенных нарушений.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы конкуренции, может быть уголовная, административная, а также гражданско-правовая. К таким видам ответственности лицо может быть привлечено в и административном порядке.

К уголовной и гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены виновные исключительно в судебном порядке. А к мерам административного характера могут привлекать федеральный антимонопольный орган и его многочисленные территориальные подразделения.

н/п Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Суть ответственности Примечание
1. Уголовная Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства наступает в связи с недопущением, устранением или же ограничением конкуренции. Этот вид применяется согласно статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации Ответственность наступает в виде штрафа, ареста лица или лишением свободы (до двух лет)
2. Гражданско-правовая Такой вид обязательства основывается на возмещении причиненных материальных убытков, на основании ст. 14, 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации Возмещение убытков может осуществляться как юридическим лицом, так и определенным субъектом РФ или же муниципальным образованием
3. Административная Данный вид представляет собой наложение на лицо (юридическое или физическое) административный штраф или же дисквалификацию Такие виды обязательства, разграничение и определение лица, которое должно быть привлечено, предусмотрены ч. 2 статьи 19.5 и статьей 19.8 КоАП Российской Федерации

Подводя итоги, можно сказать, что самостоятельно составить жалобу в Федеральную антимонопольную службу совсем не сложно, если подойти к этому вопросу со всей серьезностью. Минимум эмоций и максимум терпения помогут не только отстоять свои законные права, но и сохранить финансы.

Мы надеемся, что наша статья помогла читателю ответить на вопрос – как составить жалобу в ФАС.