Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности год. О введении в действие закона ссср "об индивидуальной трудовой деятельности"

Недействующий

Название документа:
Номер документа: 6051-XI
Вид документа:

Закон СССР

Принявший орган: Верховный Совет СССР
Статус: Недействующий
Опубликован:

Известия, N 325, 20.11.1986

Дата принятия: 19 ноября 1986
Дата начала действия: 01 мая 1987
Дата окончания действия: 01 января 1991

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Об индивидуальной трудовой деятельности


Утратил силу с 1 января 1991 года на основании
постановления Верховного Совета РСФСР от 25.12.1990 N 446-1
"О порядке введения в действие Закона РСФСР
"О предприятиях и предпринимательской деятельности"
____________________________________________________________________

Индивидуальная трудовая деятельность в СССР используется для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 1 по 10)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Индивидуальная трудовая деятельность

В соответствии с Конституцией СССР и настоящим Законом в СССР допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарноремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.

Является общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг, не связанная с их трудовыми отношениями с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, а также с внутриколхозными трудовыми отношениями.

Государство поощряет вступление граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в договорные отношения с государственными, кооперативными, другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и объединение этих граждан в установленном законодательством порядке в кооперативы, добровольные общества, товарищества.

Не допускается индивидуальная трудовая деятельность с привлечением наемного труда, с целью извлечения нетрудовых доходов или в ущерб другим общественным интересам.

Статья 2. Законодательство об индивидуальной трудовой деятельности

Статья 2. Законодательство об индивидуальной трудовой
деятельности

Отношения, связанные с осуществлением гражданами индивидуальной трудовой деятельности, регулируются настоящим Законом и другими актами законодательства Союза ССР и союзных республик.

Действие настоящего Закона не распространяется на творческую деятельность граждан в сфере науки, техники, литературы и искусства, а также на выполнение платных работ, носящих разовый характер, и работ, незначительных по объему и оплате труда.

Статья 3. Категории граждан, которым разрешается индивидуальная трудовая деятельность

Индивидуальной трудовой деятельностью разрешается заниматься совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся.

С учетом общественных потребностей в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, такой деятельностью могут заниматься также и другие граждане, не занятые в общественном производстве.

Индивидуальная трудовая деятельность может осуществляться гражданами с участием проживающих совместно с ними членов семьи (супруга, родителей и других достигших 16-летнего возраста родственников и иждивенцев).

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов могут разрешать с учетом общественных потребностей гражданам, владеющим высоким мастерством изготовления редких художественных изделий, обучать других граждан, имеющих к этому склонности и призвание. Положение о таком обучении утверждается Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с ВЦСПС.

Статья 4. Имущество, используемое для занятия индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 4. Имущество, используемое для занятия индивидуальной
трудовой деятельностью

Индивидуальная трудовая деятельность осуществляется гражданами с использованием сырья, материалов, инструментов и иного имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо переданного заказчиком, а также имущества, полученного по договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями или с гражданами.

Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, приобретают необходимые им сырье, материалы, инструменты и иное имущество в государственной, кооперативной розничной торговой сети и на рынках, а также используют необходимые им для этой деятельности природные ресурсы с соблюдением установленных правил.

В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, эти лица могут приобретать излишние и неиспользуемые материалы и иное имущество у предприятий, учреждений и организаций.

Статья 5. Оказание содействия гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 5. Оказание содействия гражданам, занимающимся
индивидуальной трудовой деятельностью

Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения и организации в целях более полного удовлетворения потребностей населения данной местности в соответствующих товарах и услугах оказывают гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества, необходимого для занятия этой деятельностью, в сбыте произведенной продукции, могут предоставлять им в установленном порядке нежилые помещения и иное имущество в аренду, а также необходимую информацию. В первую очередь такое содействие оказывается гражданам, заключившим договоры с предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданам с пониженной трудоспособностью либо осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность в отдаленных или труднодоступных районах.

Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению и его территориальные органы, Советы Министров союзных республик обеспечивают необходимыми материально-техническими ресурсами граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Для приобретения необходимого сырья, материалов, инструментов и иного имущества, а также получения его в аренду или напрокат гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, может предоставляться кредит в установленном порядке.

Отдельным категориям граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, - ветеранам войны и труда, инвалидам, лицам, страдающим хроническими заболеваниями, и другим - законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть предоставлены льготы в связи с осуществлением этой деятельности (преимущественное право на аренду нежилых помещений, приобретение на льготных условиях необходимого имущества и т.п.).

Статья 6. Разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 6. Разрешение на занятие индивидуальной трудовой
деятельностью

Граждане, изъявившие желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны получить разрешение исполнительного комитета районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства. Срок действия разрешения определяется исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов, но не должен превышать пяти лет.

Решение об отказе в выдаче разрешения на занятие индивидуальной трудовой деятельностью может быть обжаловано в исполнительный комитет вышестоящего Совета народных депутатов, Совет Министров автономной республики, Совет Министров союзной республики, не имеющей областного деления.

Исполнительными комитетами краевых и областных Советов народных депутатов, Советами Министров автономных республик, Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, могут быть определены виды индивидуальной трудовой деятельности, получение разрешения на занятие которыми не требуется. Решение об этом доводится до сведения населения.

Статья 7. Регистрационное удостоверение, патент

До начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью граждане должны получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Виды деятельности, на которые граждане могут приобретать патенты, и размеры ежегодной платы за патент устанавливаются Советами Министров союзных республик.

За выдачу регистрационного удостоверения и патента взимается в установленном порядке государственная пошлина.

Статья 8. Обязанности граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 8. Обязанности граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, обязаны соблюдать установленный порядок осуществления этой деятельности, права и законные интересы покупателей, заказчиков и иных лиц, обеспечивать надлежащее качество производимых товаров и оказываемых услуг, соблюдать санитарные, противопожарные правила и нормы, а также другие правила, относящиеся к данному виду деятельности.

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, доходы от которой в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению, обязаны учитывать все получаемые от этой деятельности доходы и расходы и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.

Статья 9. Налогообложение доходов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 9. Налогообложение доходов граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью

Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР, уплачивают налоги с доходов, получаемых от этой деятельности. Размеры налогов устанавливаются в зависимости от суммы получаемых доходов и с учетом общественных интересов.

Граждане, имеющие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождаются от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Статья 10. Плата за патент

Статья 10. Плата за патент

Плата за патент определяется исходя из среднегодового дохода лиц, занимающихся аналогичной деятельностью в государственных, кооперативных, других общественных предприятиях, учреждениях, организациях, или лиц, выполняющих аналогичную работу в порядке индивидуальной трудовой деятельности без патентов, и соответствующих ставок подоходного налога с населения. Суммы указанной платы зачисляются в доход государственного бюджета СССР в порядке, установленном для зачисления подоходного налога с населения.

II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ (статьи с 11 по 13)

II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
КУСТАРНО-РЕМЕСЛЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Статья 11. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов

Статья 11. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
сфере кустарно-ремесленных промыслов

Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарноремесленных промыслов признается изготовление изделий для реализации.

Реализация изделий кустарно-ремесленных промыслов может производиться в соответствии с установленным порядком как по месту изготовления изделий, так и в других городах и районах с соблюдением норм гражданского законодательства.

Статья 12. Виды деятельности, допускаемые в сфере кустарно- ремесленных промыслов

Статья 12. Виды деятельности, допускаемые в сфере кустарно-
ремесленных промыслов

В сфере кустарно-ремесленных промыслов допускается изготовление:

1) одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;

2) пряжи, тканых материалов, вязаных и вышитых изделий;

3) мебели, других столярных изделий;

4) ковров и ковровых изделий;

5) гончарных и керамических изделий;

6) игрушек и сувениров;

7) предметов хозяйственной утвари, садово-огородного инвентаря;

8) рыболовных снастей (кроме снастей, использование которых запрещено);

9) изделий из дерева, бумаги, кости, камыша, лозы, соломы, тростника и иных материалов.

Допускаются и другие виды кустарно-ремесленных промыслов, если занятие ими не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 13. Виды деятельности в сфере кустарно-ремесленных промыслов, занятие которыми запрещается

Статья 13. Виды деятельности в сфере кустарно-ремесленных
промыслов, занятие которыми запрещается

В сфере кустарно-ремесленных промыслов запрещается изготовление:

1) изделий из шкурок ценных пушных зверей, добытых охотой и подлежащих обязательной сдаче государству, не имеющих государственного клейма (штампа), а также из шкурок плотоядных пушных зверей, содержание которых гражданам запрещено;

2) химических и парфюмерно-косметических изделий;

3) ядовитых и наркотических веществ, а также лекарственных средств;

4) изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря либо изделий с применением таких материалов;

5) любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и пиротехнических изделий;

6) множительных и копировальных аппаратов, штампов, штемпелей, печатей, шрифтов.

Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено занятие и другими видами кустарно-ремесленных промыслов, если это противоречит интересам общества.

III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (статьи с 14 по 16)

III. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ
БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 14. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере бытового обслуживания населения

Статья 14. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
сфере бытового обслуживания населения

Индивидуальной трудовой деятельностью в сфере бытового обслуживания признается оказание платных бытовых услуг населению.

Оказание платных бытовых услуг осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Статья 15. Виды услуг, допускаемые в сфере бытового обслуживания населения

Статья 15. Виды услуг, допускаемые в сфере бытового
обслуживания населения

В сфере бытового обслуживания населения допускается:

1) строительство, ремонт, оборудование и благоустройство жилищ, садовых домиков, гаражей и других построек;

2) оказание услуг по благоустройству земельных участков, предоставленных гражданам;

3) пастьба скота;

4) техническое обслуживание и ремонт личных автомобилей и других транспортных средств;

5) ремонт металлоизделий, бытовых машин и приборов, радиотелевизионной аппаратуры;

6) ремонт одежды, обуви, головных уборов, меховых, швейных и галантерейных изделий;

7) ремонт мебели, других столярных изделий, садово-огородного инвентаря;

8) ремонт ковров и ковровых изделий;

9) фотографирование и другие фотоработы по заказам граждан;

10) парикмахерские, а также косметические услуги, не связанные с лечебной или хирургической деятельностью;

11) стенографические, машинописные и переплетные работы;

12) транспортное обслуживание граждан владельцами личных автомобилей и других транспортных средств;

13) обслуживание одиноких престарелых, инвалидов и других нетрудоспособных граждан;

14) пансионное обслуживание туристов, экскурсантов и других граждан по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями (размещение, бытовое обслуживание и т.п.).

Допускаются и другие виды услуг в сфере бытового обслуживания населения, если оказание их не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 16. Виды услуг в сфере бытового обслуживания населения, оказание которых запрещается

Статья 16. Виды услуг в сфере бытового обслуживания населения,
оказание которых запрещается

В сфере бытового обслуживания населения запрещается:

1) ремонт и переделка изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и янтаря либо изделий с применением таких материалов;

3) ремонт любых видов оружия.

Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено оказание других видов услуг в сфере бытового обслуживания населения, если это противоречит интересам общества.

IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ (статьи с 17 по 19)

IV. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Статья 17. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере

Статья 17. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
социально-культурной сфере

Индивидуальной трудовой деятельностью в социально-культурной сфере признается оказание платных социально-культурных услуг.

Занятие индивидуальной трудовой деятельностью, связанной с обучением отдельным профессиям и навыкам, а также требующей медицинских, педагогических и других специальных знаний, разрешается гражданам, имеющим необходимую подготовку, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, и соответствующее образование.

Индивидуальная трудовая деятельность по оказанию платных социально-культурных услуг осуществляется в соответствии с нормами гражданского и других отраслей законодательства.

Статья 18. Виды услуг, допускаемые в социально-культурной сфере

В социально-культурной сфере допускается:

1) обучение кройке и шитью, вязанию;

2) обучение игре на музыкальных инструментах, хореографии;

3) обучение стенографии и машинописи;

4) проведение занятий в порядке репетиторства;

5) перевод текстов с иностранных языков, а также с языков народов СССР;

6) занятие медицинской деятельностью.

Допускаются и другие виды социально-культурных услуг, если оказание их не запрещено законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 19. Виды индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере, занятие которыми запрещается

Статья 19. Виды индивидуальной трудовой деятельности в
социально-культурной сфере, занятие которыми
запрещается

В социально-культурной сфере гражданам запрещается:

1) занятие медицинской деятельностью по отдельным специальностям, определяемым в соответствии с законодательством Союза ССР о здравоохранении;

2) проведение занятий по предметам и курсам, не входящим в учебные планы общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений СССР;

3) организация зрелищных мероприятий.

Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть запрещено занятие и другими видами индивидуальной трудовой деятельности в социально-культурной сфере, если это противоречит интересам общества.

V. ДРУГИЕ ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (статьи с 20 по 21)

V. ДРУГИЕ ВИДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 20. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в сфере народных художественных промыслов

Статья 20. Осуществление индивидуальной трудовой деятельности в
сфере народных художественных промыслов

Индивидуальная трудовая деятельность в сфере народных художественных промыслов, то есть создание изделий традиционного народного, а также декоративно-прикладного искусства для реализации, осуществляется с разрешения соответствующего художественного совета и с соблюдением требований статьи 7 настоящего Закона.

Государство поощряет развитие народных художественных промыслов.

Статья 21. Осуществление отдельных видов индивидуальной трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим Законом

Статья 21. Осуществление отдельных видов индивидуальной
трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим
Законом

Отношения, связанные с осуществлением отдельных видов индивидуальной трудовой деятельности, не предусмотренных настоящим Законом (добыча пушнины, мехового сырья, мяса диких животных, сбор дикорастущей продукции и др.), регулируются законодательством Союза ССР и союзных республик.

VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (статьи с 22 по 23)

VI. КОНТРОЛЬ ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 22. Контроль за соблюдением гражданами порядка занятия индивидуальной трудовой деятельностью

Статья 22. Контроль за соблюдением гражданами порядка занятия
индивидуальной трудовой деятельностью

Контроль за индивидуальной трудовой деятельностью граждан осуществляется исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.

Финансовые органы и органы внутренних дел обязаны выявлять граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью с нарушением установленного порядка или занимающихся запрещенными видами индивидуальной трудовой деятельности.

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства об индивидуальной трудовой деятельности

Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства об
индивидуальной трудовой деятельности

Нарушение порядка занятия индивидуальной трудовой деятельностью или занятие индивидуальной трудовой деятельностью, относительно которой имеется специальное запрещение, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Союза ССР и союзных республик.

Лицам, нарушившим порядок занятия индивидуальной трудовой деятельностью, может быть запрещено заниматься такой деятельностью. Решение об этом принимается исполнительным комитетом Совета народных депутатов, выдавшим разрешение. При этом изымается регистрационное удостоверение или патент. Запрещение заниматься индивидуальной трудовой деятельностью может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 6 настоящего Закона.

Все доходы, полученные гражданами от занятия запрещенной индивидуальной трудовой деятельностью, а также от занятия индивидуальной трудовой деятельностью без надлежащего разрешения, подлежат взысканию в доход государства в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
А.Громыко

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
Т.Ментешашвили

О введении в действие Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности"

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О введении в действие Закона СССР
"Об индивидуальной трудовой деятельности"

В связи с принятием Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1. Ввести в действие Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" с 1 мая 1987 года.

2. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР привести законодательство Союза ССР в соответствие с Законом СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности".

3. Совету Министров СССР привести решения Правительства СССР в соответствие с Законом СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности".

4. Поручить Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности".

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
А.Громыко

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
Т.Ментешашвили

Текст документа сверен по:
"Ведомости Верховного Совета СССР" 1986, N 47, ст.964

О введении в действие Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности"

Название документа: О введении в действие Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности"
Номер документа: 6051-XI
Вид документа: Постановление Верховного Совета СССР

Закон СССР

Принявший орган: Верховный Совет СССР
Статус: Недействующий
Опубликован: Ведомости Верховного Совета СССР N 47, 1986, ст.964

Известия, N 325, 20.11.1986

Дата принятия: 19 ноября 1986
Дата начала действия: 01 мая 1987
Дата окончания действия: 01 января 1991

Возможность осуществлять предпринимательскую деятельность является важнейшей составляющей любого капиталистического государства. Перестройка в СССР позволила большому количество людей реализовывать на практике свои бизнес-амбиции. Поспособствовал здесь и ряд нормативных актов, составленных в конце 80-х годов. Принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало переломным этапом в истории российского государства. Население, наконец, получило возможность свободной покупки и продажи. Об этом по-настоящему эпохальном законе будет подробно рассказано в статье.

История предпринимательства в России

Октябрьская революция 1917 года определяла существование коопераций в сфере монопольного сектора государства. Кооперации в частном капитале тогда были под строгим запретом. Привела подобная политика к существенной деградации в экономическом секторе страны. 14 марта 1921 года политика военного коммунизма была заменена на Новую экономическую политику. Появилось право на создание потребительских кооперативов. Именно эти организации позволили вытащить советскую экономику из глубочайшего кризиса.

В период коллективизации идеалом общественного кооператива в СССР был колхоз. Эта инстанция жестко контролировалась государством. Колхоз представлял собой промысловый тип кооперации. В 1956 году понятие кооперации и вовсе исчезло. Все хозяйства вошли в государственную систему.

Времена перестройки

Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" 19 ноября 1986 года. Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд. Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.

Как ни парадоксально, но принятие закона не изменило влияния коммунистической власти на кооперативы. Официальная легализация частного экономического сектора принималась многими государственными деятелями в штыки. Так, в 1988 году был подписан указ о прогрессивном налогообложении всех кооперативных участников. Появилось понятие "сверхдоходов" - денежных сумм, превышающих две средние зарплаты. Такие суммы подлежали изъятию. Чуть позже был принят акт СССР "О кооперации", нормы которого значительно ослабили положение предпринимателей. При этом именно принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало поистине историческим и знаменитым событием.

Кому разрешалось заниматься предпринимательством?

Наиболее важные нормы Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" стоит подвергнуть анализу. Для начала нужно выяснить, кто именно обладал возможностью создавать кооперативы и получать деньги в свободное от работы время.

Статья 3 Закона разрешала заниматься индивидуальным трудом всем гражданам, достигшим совершеннолетия. Такие лица должны были участвовать в общественном производстве в свободное от работы время. Безработные граждане не имели права входить в кооперативы. Исключение - студенты, пенсионеры, инвалиды и хозяйки.

Народные депутаты СССР рекомендовали гражданам обучать индивидуальному предпринимательству своих соотечественников. Население должно помнить, что работать разрешается лишь с сырьем для формирования товаров потребления - гласит закон. Государственные комитеты Советского Союза также были обязаны содействовать индивидуальным предпринимателям.

Обязанности индивидуальных предпринимателей по закону

Основной обязанностью советских граждан, решившихся образовать свой кооператив, являлось получение специального разрешения в городском, районном или сельском совете. Продолжительность действия разрешения составляла всего пять лет, после чего документ приходилось продлевать. Граждане, занимавшиеся предпринимательством без государственного разрешения, приравнивались к спекулянтам. За спекуляцию в Союзе устанавливалось уголовное наказание.

В статье 8 определялись функции граждан, занимавшихся индивидуальным трудом. Здесь все довольно просто: нужно соблюдать права покупателей, учитывать интересы заказчиков и т. д. Однако основной обязанностью предпринимателя было изготовление качественного и соответствующего всем нормам продукта.

Культурно-ремесленная сфера

Закон оговаривал несколько общественных сфер, где советские граждане имели бы возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Во второй главе говорилось о культурно-ремесленной среде. Что именно здесь производилось?

Закон отвечал кратко, а потому несколько размыто. Речь шла о кустарно-ремесленных изделиях. Однако статья 12 дополняла предыдущие положения. В ней указывалось, что под такими изделиями подразумевается, по сути, вся домашняя и бытовая утварь. Одежда, обувь, игрушки, мебель, ткани, керамика, садовый инвентарь и многое другое - все это можно было изготовить и продать. Вводил закон и запреты на изготовление отдельных изделий.

Сфера бытового обслуживания

В главе 3 Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" 1986 года говорилось об изготовлении продукции и продвижении услуг в бытовой сфере. Что подразумевалось под платными услугами? Статья 15 Закона указывала на следующее:

  • ремонт и строительство;
  • пастьба;
  • благоустройство территорий и земельных участков;
  • ремонт мебели или бытовой техники;
  • пошив одежды;
  • фотографирование и видеосъемка;
  • парикмахерские услуги, а также любые услуги красоты (за исключением медицинских);
  • транспортное обслуживание;
  • туристические функции и многое другое.

Все то, что раньше было возможно реализовывать только под строгим государственным надзором, в 1986 году стало относительно свободным. У народа появилась реальная возможность заниматься бизнесом. Государству оставалось лишь правильно организовать предпринимательскую деятельность для выведения экономики из состояния стагнации.

Социально-культурная сфера

Последняя общественная сфера, на которую указывал закон, именовалась социально-культурной. В статье 18 Закона закреплялась возможность оказывать платные услуги в сфере образования и искусства. Обучение игре на музыкальных инструментах, репетиторство, переводческая деятельность, медицина - отныне все это могло приобрести платный характер. Появилась возможность организовывать зрелищные мероприятия - концерты и фестивали.

Документ, казалось бы, разрешал многое. И это действительно так: в сравнении с полным запретом на предпринимательство, господствовавшим до 1986 года, принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" стало глотком свежего воздуха для государственной экономики. Однако документ все еще строго ограничивал многие общественные сферы. Достаточно лишь обратить внимание на статью 19, в которой говорилось о запрете занятий, что противоречили бы интересам общества. Как известно, в СССР интересы общества определяло государство.

Дефицит

Принятие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" (год - 1986-й) по-настоящему выручило государственную экономику. Однако не все хотят это признавать. Какая проблема здесь существует? Почему вопрос о введении предпринимательства до сих пор остается столь острым?

Истоки проблемы кроются в советском дефиците. Если в 60-е прилавки магазинов еще были хоть чем-то наполнены, то в последующие десятилетия острая нехватка товаров проявилась особенно болезненно. Одеть и накормить народ государство не могло. Именно поэтому была предпринята последняя попытка спасения экономического сектора.

Попытка эта, надо сказать, противоречила всем социалистическим устоям и принципам. Однако предпринимательство стало настоящим спасением для советского народа. Распространившиеся по всей стране "черные рынки" обрели легальный характер. Народ, наконец, получил право удовлетворять свои потребности законным способом.

Кооперации

Действие Закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" породило множество кооперативов по всему Советскому Союзу. Что представляли собой эти организации? Примеров на самом деле множество. Два или более советских гражданина заключают между собой соглашение, получают от государства пятилетнюю лицензию и открывают, например, шашлычную. Этим нередко промышляли выходцы из южных регионов. Большое количество советских женщин пытались создать собственные швейные производства. Страна из-за этого наполнилась немалым количеством простеньких ателье, организованных "на коленке".

Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности" был принят в ноябре 1986 года. Народ отреагировал невероятно быстро. Уже в начале 1987 года государство было наполнено громадным количеством самых разных коопераций.

Недостатки и преимущества закона

Как специалисты, так и обычные граждане до сих пор пытаются выделить достоинства и недостатки рассматриваемого закона. Надо сказать, что занятие это несколько бесполезное. Большинство выделяемых минусов и плюсов имеют крайне субъективный характер, а потому не могут рассматриваться даже из академического интереса. И все же о некоторых преимуществах и недостатках нормативного акта стоит упомянуть.

Неоспоримым минусом принятия закона стал разгул преступности. Вернее, недостатком здесь является не сам бандитизм как явление, а невозможность или нежелание власти бороться с ним. Появились граждане, желающие нажиться на чужом труде. Распространилось "крышевания" - способ облагать данью предпринимателей.

Следующий недостаток закона крайне субъективен. Его любят называть лица, симпатизирующие социалистическому строю. Речь идет о крушении плановой экономики, начало которому официально положил именно рассматриваемый закон.

Достоинств у нормативного акта много, однако выделить стоит лишь одно. Население СССР получило, наконец, возможность почувствовать себя свободными гражданами. Грамотное распоряжение предоставленной свободой помогло бы выстроить близкое к идеалу общество. Получилось ли нечто подобное у советских, а ныне российских граждан? Ответ на этот вопрос у каждого человека свой.

Деятельность бизнесменов малого и среднего уровня невозможна без правовой поддержки. Государственные власти пытаются регулировать действия через законодательство, начиная еще со времен Советского Союза.

Самим предпринимателям обязательно нужно владеть информацией о законах в области малого и среднего бизнеса, чтобы избежать неприятных ситуаций и подводных камней при ведении своих дел.

Без правовой поддержки деятельность ИП невозможна

Одной из главных проблем индивидуального предпринимательства является отсутствие единого закона, регулирующего деятельность бизнесменов «от А до Я». Попытки объединить юридическую практику в единое целое были предприняты еще в СССР.

В то время господствовала плановая экономика, постулаты которой препятствовали предпринимательской активности. Но в последние годы перед развалом Союза возникла тенденция к изменению ситуации.

«Первыми ласточками» закона об индивидуальном предпринимательстве стали следующие документы:

  • Закон СССР 6050-XI, изданный в 1986 году 19 ноября и носивший название «Об индивидуальной трудовой деятельности. Его положениями разрешалось ведение бизнеса без найма рабочих.
  • Закон СССР 8998-XI, изданный в 1988 году 26 мая под названием «О кооперации в СССР». Акт был разработан для регулирования деятельности кооперативов.
  • Закон СССР 2079-1, вышедший в 1991 году 2 апреля под названием «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР».

Последний документ наиболее полно определял порядок взаимодействия индивидуальных предпринимателей со структурами государственной власти, между собой, с другими организациями. Но кроме достоинств он имел и некоторые недочеты.

В частности Закон СССР 2079-1 входил в противоречие с законом СССР 1529-1 «О предприятиях в СССР». В соответствии с первым документом руководитель предприятия рассматривался как самостоятельное структурное образование по отношению к самому предприятию.

Следуя логике закона, выходило, что в результате действий руководителя возникают обязанности и права именно у него и что он несет своим имуществом.

В соответствии с законом о предприятиях, директор рассматривался в качестве должностного лица, в результате деятельности которого возникали обязанности и права предприятия. Таким образом, возникали сложности в определении юридического статуса лиц, занимающих на предприятиях.

Следующей попыткой создать юридическую основу для деятельности бизнесменов стал закон РСФСР от 25 декабря 1990 года под названием «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Данный закон был более последовательным. В нем четко давались понятия предприятия и индивидуального предпринимателя, определялся порядок их отношений и взаимоотношений с государственными структурами, устанавливались гарантии для предпринимателей.

С введением в действие Гражданского Кодекса РФ Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года утратил силу, вследствие чего законодательство в области индивидуального предпринимательства снова приобрело расплывчатые очертания.

Сколько времени занимает процедура регистрации индивидуального предпринимателя, какие системы налогообложения для него существуют? На эти и не менее важные вопросы ответы вы найдете в видеосюжете:

Закон о государственной регистрации

ИП могут рассчитывать на государственную поддержку

В настоящее время правовые аспекты ведения предпринимательской деятельности регламентируются совокупностью нормативных актов, одним из которых является федеральный закон № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года.

Данный документ устанавливает порядок государственной регистрации предпринимателей, требования к органам, занимающимся регистрацией, принципы ведения и суть реестров, порядок обжалования решений уполномоченного органа.

Для того чтобы инициировать процедуру регистрации, будущий индивидуальный предприниматель подает в уполномоченный орган, к которому прилагает комплект документов, подтверждающих его личные данные, адрес проживания, факт оплаты и др. Копии документов, подаваемых для рассмотрения заявления, должны быть нотариально заверены.

В течение трех рабочих дней заявление физлица должно быть рассмотрено и по нему вынесено разрешение о регистрации либо решение об отказе. Сведения об ИП (виды деятельности, наличие лицензий, ФИО и адрес проживания предпринимателя, категория бизнеса, код по ОКВЭД) вносятся в Единый госреестр индивидуальных предпринимателей.

Туда же вносится информация о произошедших изменениях и о прекращении физлицом деятельности в качестве ИП.
Ответственность за неправомерные действия в отношении процедуры государственной регистрации несут как предприниматель, так и регистрирующий орган.

В отношении предпринимателя применяется наказание, установленное законами РФ в случае непредоставления им требуемых документов или фиксации грубых нарушений в ходе своей деятельности.

Орган, проводящий рассматриваемую процедуру, ответственен за неправомерный отказ в госрегистрации, непредоставлении сведений из своих реестров, а также другие нарушения порядка осуществления процедуры.

Закон о развитии малого и среднего бизнеса

Данные об ИП вносятся в единый реестр

Следующим документом, нормирующим понятия субъектов бизнеса, порядок их государственной поддержки, взаимодействия между собой и с государственными структурами является федеральный закон № 203-ФЗ от 24 июля 2007 года.

В соответствии со статьей 4.1 данные об индивидуальных предпринимателях должны вноситься в единый реестр, содержащий сведения о:

  • ФИО бизнесмена;
  • его ;
  • адресе проживания;
  • дате внесения информации в реестр;
  • категории;
  • указании на то, что ИП зарегистрирован вновь;
  • коде по ОКВЭД;
  • сведениях о лицензиях;
  • сведениях о производимой продукции и др.

Данная информация вносится в реестр на основании Единого государственного реестра ИП уполномоченным на это органом.

Участники малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на поддержку федеральных и местных властей, а также корпорации развития малого и среднего предпринимательства. Процедуры поддержки должны быть доступны и прозрачны.

Поддержка оказывается предпринимателям на основании их обращения и предоставления требуемых документов. Для того чтобы рассчитывать на помощь со стороны, индивидуальный предприниматель должен соответствовать ряду условий.

При обращении предприниматели могут получить консультационную, информационную, финансовую и имущественную поддержку. В число организаций, осуществляющих поддержку ИП, входят:

  • ремесленные палаты;
  • инвестиционные фонды;
  • микрофинансовые компании;
  • технологические парки;
  • лизинговые организации;
  • центры стандартизации и сертификации;
  • маркетинговые организации;
  • центры осуществления консультаций и многие другие.

В обязанности корпорации развития малого и среднего бизнеса входит составления плана оказания поддержки ИП на один год, три года и долгосрочный период. По итогам выполнения ежегодного плана представители корпорации отчитываются перед Президентом, Государственной Думой, Правительством и Советом Федерации.

Вид налогообложения зависит от вида деятельности ИП

Первоочередной задачей при планировании деятельности в качестве индивидуального предпринимателя необходимо выбрать вид налогообложения. Он будет зависеть от видов занятий ИП.

В случае, если не ожидается крупного оборота средств, подойдет упрощенная система налогообложения. Ее плюсами является:

  1. малая процентная ставка;
  2. освобождение от ;
  3. освобождение от .

Большинство индивидуальных предпринимателей выбирает именно эту систему налогообложения. Далее необходимо спланировать рост дохода прибыли, хотя бы на первое время. В этих целях нужно предусмотреть проведение аудитов, составление плана маркетинговых исследований и решений, оптимизацию бизнес-процессов.

Чтобы уверенно чувствовать себя в роли индивидуального предпринимателя, необходимо четко знать правовые основы своей деятельности. Современное законодательство изобилует противоречиями в отношении регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, но придется научиться разбираться в этих нюансах, чтобы успешно развивать свое дело.

Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод. Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.

В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об , его статусе и деятельности, которую он ведет.

Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей

Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.

Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.

Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:

  • данная деятельность осуществляется самостоятельно, на основе автономной воли субъекта,
  • она осуществляется на свой риск, и вся за результаты деятельности лежит на лице её осуществляющем,
  • направленность деятельности – получение прибыли, причем систематическое,
  • источники такой прибыли – использование имущества, продажа производимых или перепродаваемых товаров, оказание (выполнение) услуг (работ),
  • осуществляется при обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организацийюридических лиц.

Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью. Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации. При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.

Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Подробнее о том, что сейчас получают ИП вместо свидетельства о регистрации, можно почитать по ссылке:

Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Налоговые вопросы деятельности ИП

Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.

Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.

Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.

Лицензирование деятельности ИП

Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.

В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.

В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.

Проверки индивидуальных предпринимателей

Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия - проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.

Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.

Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.

Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.

Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.

Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?

Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.

Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.

Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года - введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее - закон № 422-ФЗ).

Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:

  • Татарстан;
  • Калужская область;
  • Московская область;
  • Москва.

Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога - учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.

Многие граждане смогли реализовать бизнес-амбиции за счет законов, принятых во время перестройки. Переломным моментом в истории России стало принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности", давшего возможность свободно торговать. В данной статье речь пойдет о нем.

Значение термина

Под индивидуальной деятельностью понимается работа гражданина, направленная на увеличение занятости людей, заработок денег и обеспечение населения качественными товарами.

Этот термин первый раз был использован в 80-х годах ХХ века. Со временем он потерял свое настоящее значение.

Сегодня под этим термином юристами понимается предпринимательская работа граждан, осуществляемая без обращения за помощью к дополнительным сотрудникам.

Исторические факты

До 1917 года кооперативы принадлежали только монопольному сектору, а их нахождение в частном капитале было запрещено. В результате экономика страны ухудшилась. В 20-х годах был введен НЭП, в результате чего гражданам было дано право создавать потребительские кооперативы. Благодаря этому стабилизировалась экономика.

Во времена коллективизации появились контролируемые государством колхозы. По сути, они являлись промысловыми кооперациями. В середине 50-х годов понятие «кооперация» исчезло, а хозяйства стали частью государственной системы.

В советский период, во время перестройки происходили различные события, которые перекроили экономику страны. Дата принятия закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" (19 ноября 1986 года) по праву считается одним из ярких событий в этот период – люди получили возможность занятия дополнительной работой в свободные часы.

Важная особенность этого закона – разрешение свободно работать. Также у людей появилась возможность создания производственных кооперативов, где не использовался наемный труд.

Как бы это ни звучало странно, но принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" не помешало советской власти влиять на кооперативы. Большинство государственных деятелей воспринимали в штыки законность частного сектора экономики.

В конце 1988 года был принят закон "О правилах налогообложения участников кооператива". Также в год принятия закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" было введено понятие «сверхдоход» – доход более двух средних месячных зарплат (эта сумма изымалась у гражданина).

Немного позже приняли постановление «О кооперациях» (в результате его принятия права лиц, занимающихся предпринимательством, уменьшились). При этом стала считаться по праву историческим событием дата принятия законодательного акта, регулирующего индивидуальный труд.

Особенности законодательного акта

Принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности" разрешило занятие индивидуальным предпринимательством в области бытового обслуживания и кустарной работы.

Благодаря этому закону начало развиваться малое предпринимательство. Фактически благодаря этому законодательному акту предпринимательская деятельность в СССР стала законной.

В 1991 году постановление утратило силу. Так как приняли закон «О предпринимательской деятельности».

Обязанности индивидуальных предпринимателей

Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности регламентировало обязанности тех, кто занимается индивидуальным предпринимательством. Так, гражданам требовалось получить специальное разрешение в районном совете. Разрешение действовало в течение 5 лет – после этого требовалось продлевать документ.

Если гражданин занимался индивидуальным предпринимательством без разрешения, он считался спекулянтом и подлежал уголовному наказанию.

Также в этом законе были указаны обязанности индивидуального предпринимателя: учитывать интересы и права клиентов и изготовлять товары, соответствующие нормам.

Распространялся закон и на сферу бытового обслуживания (ремонт, пошив одежды, создание фотографий и так далее). Входили в сферу его действия и занятия репетиторством и переводом.