Привет студент. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс) Формы рсчс
Основные задачи РСЧС:Единая государственная система предупреждения и ликвидации решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций , и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
- Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
- Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
- Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
- Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
- Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
- Ликвидация ЧС
Организационная структура РСЧС
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:- федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
- региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
- территориальный — территорию ;
- местный — территорию района (города, населенного пункта);
- объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:- координирующие органы;
- органы управления по делам и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
- органы повседневного управления;
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).
Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).
Региональный состав РСЧС включает регионы:- Центральный (Москва)
- Северо-западный (Санкт-Петербург)
- Южный (Ростов-на-Дону)
- Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
- Сибирский (Красноярск)
- Дальневосточный (Хараровск)
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
- режим повседневной деятельности
- режим повышенной готовности
- режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и характера.
Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области .
Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Проблема обеспечения гарантий безопасности населения Москвы имеет особую значимость. В городе находится 80 химически опасных объектов, 20 радиационно опасных объектов, более 60 пожаро- и взрывоопасных объектов. Для решения вопросов защиты населения и территорий Москвы в 1997 г. была создана Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС), а также принят закон Москвы “О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер”.
МГСЧС является составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоит из территориальных и объектовых звеньев и осуществляет свою деятельность на четырех уровнях: городском, административном, районном и объектовом.
МГСЧС решает задачи по защите населения и территориям не только в мирное время, но и в случае военных действий или вследствие военных действий.
Эта функция возложена на гражданскую оборону Москвы, которая является составной частью Российской Федерации.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами РСЧС являются:
1. организация оповещения и информирование населения;
2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;
3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
4. оказание гуманитарной помощи;
5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;
6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.
Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
§ федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
§ региональный - территорию нескольких субъектов РФ;
§ территориальный - территорию субъектов РФ;
§ местный - территорию района (города, населенного пункта);
§ объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
§ координирующие органы;
§ органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
§ органы повседневного управления;
§ силы и средства;
§ резервы финансовых и материальных ресурсов;
§ системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).
Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).
Региональный состав РСЧС включает регионы:
§ Центральный (Москва)
§ Северо-западный(Санкт-Петербург)
§ Южный (Ростов-на-Дону)
§ Приволжско-Уральский (Екатеринбург)
§ Сибирский (Красноярск)
§ Дальневосточный (Хабаровск)
Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:
§ режим повседневной деятельности
§ режим повышенной готовности
§ режим чрезвычайной ситуации.
Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
· на силы и средства наблюдения и контроля;
· силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
· подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
· контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
· службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
· сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
· лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
· службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.
Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.
В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.
При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.
Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.
Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.
Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры. В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти. Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.
Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году. Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды. В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.
В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация - Местная противовоздушная оборона . В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя. В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.
В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО . Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону . Система ГО стала составной частью Министерства обороны. Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.
В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.
Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.
В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности. Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов. Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС .
Основные направления деятельности РСЧС
Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:
- Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
- Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
- Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
- Материально-техническое снабжение структурных подразделений.
Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС . Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).
Цели и задачи РСЧС
Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:
- предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
- уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
- быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.
Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС :
- Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
- Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
- Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
- Координация работы контролирующих органов РСЧС.
- Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
- Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
- Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
- Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
- Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
- Развитие сотрудничества на международном уровне.
Структура РСЧС. Уровни РСЧС
Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:
- Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
- Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.
Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней , каждый из которых подотчетен вышестоящему:
- Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
- Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС .
- Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
- Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
- Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.
Органы управления РСЧС
Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.
Постоянно действующие органы РСЧС
Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.
Координирующие органы РСЧС
Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.
Органы РСЧС повседневного управления
Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.
Силы и средства РСЧС
Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:
- Контролирующие и надзорные службы РСЧС . Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
- Силы оперативного реагирования . В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.
Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников. Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.
Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.
Статью прислал: R600
Что такое РСЧС? В каждом государстве существуют службы, которые призваны в случае любых чрезвычайных ситуаций (ЧС) заниматься вопросами:
- обеспечения в должной мере безопасности жизни (и конечно же, деятельности) населения;
- ликвидации причин самой ситуации и ее последствий;
- уменьшения нанесенного ущерба народному хозяйству.
В России в апреле 1992 году в соответствии с Постановлением правительства РФ за номером 261 была сформирована Российская система предупреждения и действий в ЧС (аббревиатура РСЧС), которая позднее, в 1995 году, была переименована в Российскую единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными принципами работы системы являются не только территориально-производственный и плановый характер; универсализм созданных подразделений, их мобильность и готовность в любой момент приступить к работе в условиях ЧС; но также и централизация управления. Нельзя сбрасывать со счетов и приоритетный характер службы.
Структура организации
Органы РСЧС - это прежде всего государственная структура, выстраивающая свою работу на основе права. Ее общее руководство осуществляет правительство Российской Федерации, а непосредственное управление возложено на МЧС РФ. Что входит в структуру этой системы? В состав РСЧС входят:
- органы исполнительной власти федерального значения;
- органы исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления и подразделения, в ведении которых находятся вопросы защиты населения и территорий в случае введения режима ЧС.
Все составляющие РСЧС обладают необходимыми средствами для решения поставленных задач, а также силами.
Классификация задействованных сил
Все задействованные силы подразделяют на следующие:
- Формирования штатные. Они включают в себя не только аварийно-спасательные службы и формирования, но и МЧС. Постоянно работают и в случае чего моментально реагируют. Могут в течение трех суток автономно находиться в зоне ЧС, так как полностью укомплектованы всем необходимым для этого.
- Нештатные подразделения. Они созданы на основе медицинских, ремонтных, химических или строительных служб.
- Общественные объединения и организации (например, добровольные дружины по охране общественного порядка). Имеют необходимую подготовку, которую подтверждают в аттестационном порядке. Работают исключительно под руководством определенных органов управления по делам ГОЧС.
На заметку! В случае необходимости (для полной ликвидации последствий ЧС) к работам могут быть привлечены средства и силы не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и ОВД (органов внутренних дел) в соответствии с указом президента РФ.
Цели РСЧС
Основные цели организации определены уже самим ее названием:
- Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, - для защиты населения и территорий.
- Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.
- Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
- Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.
Факторы, влияющие на функционирование РСЧС
Что составляет нормативно-правовую и законодательную основу построения и функционирования системы? В своей работе организация (как расшифровывается аббревиатура РСЧС, вы уже знаете) руководствуется прежде всего такими документами, как Конституция России; а также федеральными законами (их около 60) и постановлениями правительства (их более чем 120). Помимо этого внутри самого ведомства издано свыше 300 приказов, распоряжений, инструкций и положений. Только на основе всех этих документов деятельность такой организационно-правовой структуры и осуществляется.
Задачи системы
Основные задачи РСЧС:
- Самая главная - ликвидировать причины, вызвавшие чрезвычайную ситуацию.
- Обеспечить готовность номер один к действиям органов управления на разных уровнях, а также всех сил и средств для проведения предупреждающих и ликвидационных действий в плане ЧС.
- Взять под контроль резервы материальных и финансовых ресурсов, направленных на устранение чрезвычайной ситуации.
- Обеспечить в полном объеме жизнеобеспечение людям, пострадавшим в ходе ликвидации последствий ЧС.
- Способствовать восстановлению функционирования всех служб, отраслей экономики, объектов и предприятий на непосредственной территории чрезвычайной ситуации.
- Способствовать снижению ущерба и материальных потерь.
- Проводить так необходимые гуманитарные акции, направленные на соцзащиту пострадавшего гражданского населения.
- Постоянно организовывать мероприятия, имеющие предупреждающий результат в плане возникновения ЧС.
- Участвовать в оценке ущерба в социально-экономической сфере.
- Постоянно осуществлять сбор, обработку и обмен информационными данными в плане защиты территорий и населения от всякого рода ЧС.
- Готовить граждан к действиям службы. В частности, рассказывать, что такое РСЧС.
- В условиях мира активизировать свои действия в подготовке к ГО (гражданской обороне).
Предупреждающие действия РСЧС
Предупреждающие действия включают в себя комплекс инженерно-технических, организационных и специальных мероприятий, в основном направленных на существенное снижение рисков возникновения чрезвычайной ситуации; безусловное сохранение жизни и здоровья граждан; снижение ущерба, который мог быть причинен окружающей среде; а также к минимизации материальных потерь, связанных с ЧС.
Чтобы этого добиться, надо в обязательном порядке осуществлять:
- постоянное прогнозирование ситуации;
- оценку имеющихся рисков;
- отслеживание состояние природной среды;
- наблюдение за потенциально опасными объектами промышленного назначения;
- меры, направленные на страхование ответственности в случае причинения вреда при эксплуатации подобных объектов;
- их лицензирование;
- надзор и экспертизу со стороны государственных органов в вопросе защиты граждан и территорий от ЧС;
- создание резерва материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть направлены для предупреждения ЧС;
- создание базы (нормативно-правовой) для того, чтобы осуществлять защиту не только населения, но и территорий;
- меры, направленные на стабильную деятельность объектов экономики в экстренных условиях.
Как сохранить и повысить устойчивость работы объектов экономики в условиях ЧС
Задача для РСЧС (расшифровку аббревиатуры смотри выше) непростая, но осуществимая. Чтобы этого добиться, необходимо:
- Перевести потенциально опасные объекты на безопасные технологии (то есть современные) и вывести их с территорий, на которых проживают люди.
- Разработать и внедрить системы безаварийной остановки сложных производственных технологических линий в случае экстренной ситуации.
- Пользоваться автоматизированными системами, управляющими и контролирующими опасные технологические процессы.
- Обеспечить защиту людей от факторов поражающего действия.
- Внедрить повсеместно системы оповещения и информирования.
- Планомерно и неуклонно снижать на производствах количество ОВ (опасных веществ) и материалов.
- Создать и постоянно поддерживать в надлежащей готовности средства для ликвидации последствий ЧС.
- Совершенствовать охрану объектов и существенно улучшать технологическую дисциплину.
Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС
Ликвидационные действия, осуществляемые РСЧС (что означает аббревиатура, теперь не является для вас секретом), включают в себя следующие мероприятия:
- Немедленную локализацию территории, на которой возникла ЧС.
- Осуществление мер по прекращению воздействия факторов поражающего действия.
- Введение контроля с целью ограничения доступа на территорию ЧС.
- Проведение экстренных аварийно-спасательных действий, направленных на спасение людей и оказание им неотложной медицинской помощи.
- Уменьшение вреда, наносимого в результате ЧС.
- Организация мер по снижению размера материальных потерь.
Классификация ЧС
Чрезвычайные ситуации, которые уже повлекли или могут в будущем повлечь человеческие жертвы; нанести ущерб здоровью или природе, окружающей нас; нарушить обычные и привычный уклад жизни людей; принести материальные потери и экономический ущерб, подразделяют на несколько групп. Среди них:
- природного и естественного характера;
- технологические и искусственные;
- специфические;
- социально-биологические.
Катастрофы природного и естественного характера
Эта группа включает в себя следующее:
- Снежные заносы, оползни, наводнения и сели.
- Ураганы, смерчи и бураны.
- Пожары.
- Засухи и морозы.
- Повышенная сейсмическая активность и извержения вулканов.
- Падение метеоритов и другие космические «сюрпризы».
Катастрофы технологического и искусственного характера
Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:
- Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
- Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.
Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.
Специфические
В мире все время где-то происходят военные конфликты, в которые порой втягивается все большее и большее количество стран. Нет в мире спокойствия и стабильности. А жаль. Так вот, именно войны и вооруженные конфликты и относятся к этой категории.
Социально-биологические
По сравнению с вышеописанными группами эта категория связана непосредственно с человеческим фактором:
- Отсутствие каких-либо продуктов питания.
- Тяжелая эпидемиологическая обстановка.
- Беспорядки в обществе.
- Бытовой алкоголизм.
- Действия террористов.
- Зависимость от наркотиков (наркомания).
- Токсикомания.
В заключение
Надеемся, что теперь вы знаете, что такое РСЧС, каковы ее основные функции, цели и задачи. Какую важную и нужную работу выполняют сотрудники этой системы. И как она нужна всем нам. Также надеемся, что вы четко уяснили, как правильно расшифровывается аббревиатура РСЧС.