Словарь иконописных терминов. Словарь по иконописи Иконописный словарь
Адорации жест (лат. adoratio - поклонение) - в иконографии изображение молитвенной позы с воздетыми к небу руками.
Ангел Великого Совета - тип изображения Иисуса Христа в виде юноши с крыльями ангела и восьмиконечным нимбом. Также именуется «Спас благое молчание».
Ассист, асист - клеящий состав для наложения листового золота или серебра на поверхность иконы. Так же называют золотую разделку в виде лучиков.
Басма (турецк - оттиск, отпечаток) - тонкие пластинки из серебра, золота и других металлов с тисненым узором, покрывающие поверхность иконы.
Великий Архиерей - тип изображения Иисуса Христа в епископском облачении как глава Церкви - земной и небесной.
Велум (лат. veloum - парус) - в иконографии ткань, обычно красного цвета, перекинутая с одной палаты на другую для обозначения того, что действие происходит внутри здания.
Ветхий денми (древнерус. - древний, насыщенный днями) - тип изображения Иисуса Христа (в поздней иконографии - Саваофа) в виде седовласого старца.
Вохрение (древнерус. вохра - охра), охрение - одна из стадий личного письма, состоящая из послойного наложения охры.
Вседержитель или Пантократор (греч.) - один из основных типов изображения Иисуса Христа с благословляющей десницей (правой рукой) и Евангелием.
Горка, лещадка (древнерус. - колотый, плоский камень) - элемент пейзажа на иконах, изображаемый в виде уступов гор к небу как символ духовного восхождения.
Графья (греч. - начертанный, написанный) - рисунок, процарапанный по левкасу иконы или по штукатурке на стене, который затем прописывается цветом.
Движки - элемент личного письма в виде светлых тонких линий, которые символизируют нетварный, божественный свет.
Деисус, деисис (греч. - моление) - композиция, символизирующая молитвенное предстояние святых перед Иисусом Христом.
Доличное письмо - стадия работы над иконой: сначала пишется все, кроме ликов и открытых частей тела, - фон, пейзаж, палаты, фигуры, нимбы и т.д.
Елеуса (греч. - милостивая, милующая) - Умиление - тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа. Соприкосновение ликов Богомладенца и Богородицы символически передает идею Боговоплощения как соединение небесного и земного миров.
Житийная икона - икона, в клеймах которой, окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни (древнерус. - житие) и его деяния.
Зерцало (древнерус. - зеркало) - в иконографии предмет круглой формы (диск, сфера) с изображением монограммы имени Христа или образа Эммануила.
Знамение (древнерус. - чудо, знак, посланный свыше) - тип изображения Богоматери с воздетыми в молении руками (Оранта, от лат. огаге - молиться), медальон с образом Эммануила на груди. Вариант иконы - Панагия.
Извод иконографический - вариант иконографии в пределах канонического образа.
Икона (греч. - образ, изображение, отображение) - священное изображение Господа Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых или событий Священной и церковной истории, предназначенное для молитвы, написанное в соответствии с принятым каноном и в согласовании с учением Церкви.
Иконография - 1. Особенности изображения святого или священного события, согласно канону. 2. Описание и систематизация установленных каноном изображений.
Иконостас - перегородка между алтарем и центральной частью храма, на нее ставятся иконы.
Канон иконописный (греч. - правило) - свод правил, приемов, символов, принятых в иконографии для изображения того или иного образа.
Клеймо - сцена жития святого на поле житийной иконы.
Ковчег (древнерус. - ящик, ларь) - углубление в иконной доске, на которой пишется изображение.
Левкас (греч.) - белая грунтовая основа для иконной и настенной живописи.
Личное письмо - стадия работы над иконой, когда прописываются лики и открытые части тела.
Лузга - скос между полем и ковчегом, служит условной границей между миром зрителя и миром иконы.
Мандорла (итал. mandorla - миндалина) - символическое изображение сияния божественного света вокруг фигуры Христа, изредка Богородицы.
Минея (греч.) - книга или икона, в которой Праздники и святые расположены в порядке празднования их по календарю.
Нерукотворный Образ - Нерукотворный убрус (древнерус. плат, полотенце) или Спас греч.) - тип изображения Иисуса Христа, в основу которого положено предание о чудесном (нерукотворном) отпечатке лика Спасителя на ткани.
Не рыдай Мене Мати - тип изображения Богоматери, оплакивающей Спасителя перед положением ю гроб после Распятия.
Нимб (лат. nimbus - облако) - сияние вокруг головы Спасителя, Богоматери, ангелов и святых, изображаемых на иконах.
Обратная перспектива - система построения пространства в иконе, в соответствии с которой объекты располагаются на плоскости в равной удаленности и видны зрителю не с одной, а с нескольких точек зрения.
Одигитрия (греч. - Путеводительница) - тип изображения Богоматери с Младенцем на руках. Характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Богомладенца Христа.
Оклад - накладное декоративное украшение иконы.
Олифа (лат. oleum - масло) - растительное масло, приготовленное особым способом, используется для создания защитного слоя в иконе.
Оранта - (греч. - Молящаяся) - один из основных типов иконографии Богоматери. Характерная особенность - воздетые в молении руки Богородицы и изображение Младенца на уровне груди Божией Матери.
Паволока (древнерус. пелена, покрывало) - ткань, наклеиваемая на лицевую сторону иконной доски с целью предохранения доски от деформации и растрескивания.
Парсуна (лат. persona - личность, особа), искаженное «персона», - так именовали на Руси в XVI-XVII вв. портреты.
Подлинник иконописный - практическое руководство для иконописца с описанием и образцами (так наз. Лицевой подлинник) изображений.
Подокладница - икона, которая писалась сразу же под оклад, то есть прописывались только те места, которые окладом не закрывались.
Позем (древнерус.) - изображение земли на иконах.
Поле (поля) иконы - рама вокруг ковчега на иконной доске.
Пробела, пробелка - в долйчном письме моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света.
Прорись - контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы.
Роскрышь (древнерус.) - стадия работы над иконой, в процессе которой равномерно распределяются цвета, и краской заливают рисунок внутри обозначенных контуров.
Санкирь - в личном письме первый слой, на который кладется вохрение.
Символы евангелистов - изображения четырех животных, сопровождающих явление Бога в славе. В иконографии соотнесены с евангелистами: ангел - символ Матфея, телец - Луки, лев - Марка, орел - Иоанна.
София Премудрость Божия - тип изображения Иисуса Христа в виде ангела с восьмиконечным нимбом, восседающего на престоле. Символизирует Спасителя до Его Воплощения.
Спас в силах - тип изображения Иисуса Христа на престоле на фоне красного четверика в окружении небесных сил, символов евангелистов.
Средник - средняя часть житийной иконы.
Таблетка (франц. tableau - картина) - название, принятое в XX в. для икон, написанных на грунтованном холсте с двух сторон.
Темпера яичная - основная техника иконописи: минеральные пигменты, растертые вручную; в качестве связующего используется куриный желток.
Фреска (итал. fresco - свежий, сырой) - роспись по сырой штукатурке.
Фряжское письмо (древнерус. фрязин - итальянец) - стиль иконописи, сформировавшийся в России в XVII-XVIII вв. под влиянием западноевропейской живописи.
Царь царём - тип изображения Иисуса Христа в царских ризах.
Цата (древнерус. - монета, украшение) - подвеска к иконе в виде полумесяца.
Чин (древнерус. - порядок) - то же, что ряд в иконостасе.
Шпонка - деревянный брусок, прибитый или вставленный в паз с тыльной стороны иконы, служащий для предотвращения деформации иконной доски.
Эммануил (греч. от древнеевр. - с нами Бог) - тип изображения Иисуса Христа в младенческом или отроческом образе.
Энкаустика (греч. - выжигаю) - техника восковой живописи.
Этимасия (греч. - приготовленный) - изображение небесного престола, уготованного для Второго Пришествия Царя царей - Иисуса Христа, грядущего во славе. Изображается с лежащим на нем Евангелием и Крестом, а также сходящим на него голубем.
Скомпилирован Виктором Атапиным и Алексеем Семиным на основании различных источников.
Помимо собственно иконописи затрагивает смежные богословские темы. Онлайн-версия словаря - nesusvet.narod.ru/ico/gloss/g_index.htm.
Словарь по иконописи - модуль Цитата из Библии BibleQuote
Два файла, входящие в словарный архив, следует разместить в папку Biblequote\Dictionaries.
В случае переполнения в Цитате-5 лимита на суммарное количество словарных статей (программа при этом выдаёт ошибку при запуске) можно воспользоваться Менеджером модулей для временного отключения не нужных в данном сеансе словарей.
ИКОНОПИСЬ
[иконопись] (от икона и писать), иконописание, иконное писание.
В наиболее общем смысле - создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе литургии, одна из форм проявления Божественной истины.
Литература словаря по иконописи
Словарь собирался из множества источников, использовалась как специальная, так и популярная литература, всех названий уже и не вспомнить, но что припомню, постараюсь привести:
Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.- М. Библиотека альманаха "Странный мир". Выпуск 1, 1991.- 80 с.
Филатов В. В. Словарь изографа. Библиотека клирика.-М. Православное издательство "Лествица", 2000. -256 с.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. - М.: Языки русской культуры, 2000. 272 с. - (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия.) ISBN 5-7859-0070-X
Власов В. Г. Византийское искусство: Словарь терминов. М. Дрофа, 2003.-224с.-(Мир искусства. Словари терминов). ISBN 5-7107-6552-X
Ред.-сост. И. А. Кочетков. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М. "Индрик", 2003.-816с. ISBN 5-85759-213-5
Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров.- 3-е изд.-М.: Сов. энциклопедия, 1985.-1600 с., ил.
Православие: Словарь атеиста / Под общ. ред. Н. С. Гордиенко.-М.: Политиздат, 1988.-272 с.
Карманный словарь атеиста /Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, А. В.Белов и др.; Под ред. М. П. Новикова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985.-271 с.
Н. П. Кондаков. Иконографiя Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа. Лицевой иконописный подлинникъ. Томъ. I. СПб., Комитет попечительства о русской иконописи. 1905. Репринт. М. «Паломникъ». 2001.
Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. М., Изд-во «Паломникъ», 2001.- 224 с.: ил. ISBN 5-87468-110-8
Ю. Г. Бобров Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1996. - 256 с., ил. (Малая история культуры) ISBN 5-86457-024-9
)
()
()
янв. 10, 2006
12:58 pm - словарь иконописца..
Словарь иконописца составлен на основе "СЛОВАРЯ ИЗОГРАФА" В,В. Филатова. Мы включили в словарь в основном те термины, которые касаются технической стороны иконописания. Богословская терминология опущена.
небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но все-таки, лучше знать мало обо всем, чем много ни о чём.
Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д.
\до.сге/
"несколько словарных статей\\"
Адорации жест- в восточных религиях с древних времен означавший молитвенное обращение к Богу. В христианской иконографии Жест Богоматери Оранты, мучеников и преподобных: фронтально раскрытая ладонь с прямо поставленными четырьмя сомкнутыми пальцами (кроме большого). У Оранты - ладони, на уровне плеч; у мучеников и преподобных - ладони, раскрытые на уровне груди, когда левая ладонь на уровне груди, тогда в правой руке - крест (символ мученика).
Борода - Один из главных признаков иконографии ликов святых мужей в зрелом возрасте. По различию форм Б. в иконописных подлинниках названия их форм определяются сравнением с Б. особо чтимых святых, начиная с праведников и заканчивая преподобными. Например, "брада доле Захарии пророка", могут быть такие дополнения как "...узка, концы маленько подво-и лися" или "брада Павла апостола", "брада Николина" - свт. Николая Мир Ликийских, "брада аки Сергиева" - св. прп. Сергия Радонежского, "брада аки Антипина" - епископа Пергамского, много ссылок на Б. Космы и Дамиана, напр., у Иоанна Златоуста: "...брада аки Козмина, кудрявата", и т. п. Персонально описываются особенности Б. только у некоторых Святителей, а именно у Иоанна Златоуста - "браду... малу и зело ретку, размесну велию", у Макария Александрийского - "брада по колени долга, а от колен двумя космами ловилась до земли" (сведения по Б. см.: -"Иконописный подлинник" С.Большакова. М., 1903). Седая Б. всегда считалась символом мудрости и почетной старости.
Венчик - Особая повязка или бумажная лента, возлагаемая, согласно обряду Православной Церкви, на лоб усопшего христианина. На В. изображаются Иисус Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча в иконографии деисусного чина. Употребление В. известно со времен Иоанна Златоуста (347-407 гг.), который объяснял, что почивший украшается В. как борец, с честью подвизавшийся на поле жизни.
Волны
Изображаются в иконографии в виде чешуйчатых бугорков, спиралей; в XVIIIв. известны усложненные их изображения в виде сочетаний волнообразных линий со спиралями и даже в виде языков пламени. Обязательны в композициях Крещение, Богоявление, в клеймах житий Николы в Акафисте Богоматери "Взбранной Воеводе...".
Зерцало - Диск с монограммами Иисуса Христа в руке архангела или с изображением (поясным) Эммануила - Христа-отрока.
Круг славы- Фон в виде двух, чаще трех, кругов, вписанных один в другой для размещения полуфигуры (поясное изображение) святого. При изображении фигуры в рост (Христа, Богоматери) его преобразуют в эллипсы, которые принято называть итальянским словом - мандорла (миндалина). К.С. обычно расколеровывают в три тона: наружный светлый, средний темнее, внутренний наиболее темный.
ИКОНОПИСЕЦ, устар., книжн. изограф, устар. иконник, разг. богомаз … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ИКОНОПИСЕЦ, сца, муж. Художник, пишущий иконы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы Иконописец (изограф, образописец, писец иконный) мастер, специализирующийся в создании икон. По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы. Первым русским иконописцем,… … Википедия
иконописец - ИКОНОПИСЕЦ, сца, м Художник, создающий иконы. Существуют только точные летописные данные, что в такие то годы жил иконописец, которого еще при жизни считали гениальным. И существуют гениальные иконы, относящиеся к этим десятилетиям (В. Сол.) … Толковый словарь русских существительных
М. Тот, кто занимается иконописью. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Иконописец, иконописцы, иконописца, иконописцев, иконописцу, иконописцам, иконописца, иконописцев, иконописцем, иконописцами, иконописце, иконописцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
иконописец - иконоп исец, сца, твор. п. сцем, род. п. мн. ч. сцев … Русский орфографический словарь
иконописец - (2 м), Р. иконопи/сца, Тв. иконопи/сцем; мн. иконопи/сцы, Р. иконопи/сцев … Орфографический словарь русского языка
Книги
- Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам и всему человеческому роду. Часть 1 , Анатолий епископ , Записки Авдия Востокова (Авдий Востоков - псевдоним епископа Могилевского и Мстиславского Анатолия). Известный духовный писатель, богослов и иконописец. В 1857 г. Авдий Востоков издал… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель: Книга по Требованию ,
- Православные святые. Школьный путеводитель , Афонькин С.Ю. , Русская православная церковь чтит множество святых. Это люди, жившие в самое разное время. Многих из них отделяют от нас почти два тысячелетия. Среди них, к примеру, сподвижники Христа -… Категория: Жития святых для детей Серия: Издатель: