Ст 290 2 ук рф. Ст.290 УК РФ. Получение взятки. Последняя редакция с комментариями

Итак что мы имеем:

Полное признание вины моего подзащитного, обвиненного в совершении преступления по на протяжении всего предварительного следствия, которое длилось почти год.

Полное признание двух его сотоварищей в обвиняемых в посредничестве получении взятки по п.«а, б» , которые раскаявшись в содеянном, посыпали голову пеплом, пытаясь набрать у следствия и суда как можно больше положительных очков, наперегонки изобличали взяточника.

Оба высказали желание, добровольно участвовать в продолжении ОРМ «оперативный эксперимент» по дальнейшей передаче денежных средств конечному взяткополучателю. Один из посредников, который был задержан с поличным при получении денег от взяткодателя, после общения с правоохранителями с радостью это выполнил.

Очными ставками закрепили показания всех троих подельников между собой. Еще ко всему прочему, уголовное дело являлось разработкой сотрудников ФСБ, а «органы не ошибаются».

Новый виток негативного отношения к себе в суде и настоящий переполох добавил мой будущий доверитель.

Произошло следующее:

Судья собиралась начать слушание дела по существу, и уже был приглашен полный коридор свидетелей, как вдруг неожиданно для окружающих, подсудимый отказался признания вины, заявил о своей невиновности и непричастности к преступлению.

Подкрепляя свое отношение к обвинению, он собственноручно составил документы, полдня весьма путано излагал свои доводы в ходатайствах о своей невиновности, на оставшиеся полдня судье пришлось уходить в совещательную комнату для вынесения постановления об отказе в заявленных ходатайствах.

Естественно, всех приглашенных свидетелей пришлось распустить, а судебное следствие отложить.

Понимаю настрой судьи, которая готовилась к судебному рассмотрению, изучила отношение к обвинению всей «тройки», двое из которых заявили желание рассмотреть дело в особом порядке.

Судья готовилась судебное следствие «прогнать» формально, по существу не отличаясь от слушания дела в особом порядке, но тут вдруг возникла нештатная ситуация.

По мнению работников суда и защитников соучастников, судебный процесс был сорван, опять же по «вине» моего подзащитного.

Не трудно догадаться какие выводы для себя сделал Председательствующий, от такого come back моего, тогда еще будущего доверителя, приговор будет постановлен с привкусом мести.

Мой подзащитный таких вещей не улавливал, у него было четкое убеждение в своей правоте и невиновности, а эту правоту, непостижимым для него образом, Председательстующий почему-то спустил в унитаз.

Поняв, что в уголовном деле, как видит сам подсудимый ему самостоятельно не справиться, а ситуация идет «не туда», он начал искать защитника.

Вот так мы и встретились.

Честно говоря, когда я узнал, что в суде прошли такие трения, от такой ситуации сделалось совсем не по себе. О таких вещах никто не забывает.

Защитник в суде у него был, но подзащитный решил отбиваться по большому счету самостоятельно. На тот момент, мой будущий доверитель, совершенно не понимал, какими последствиями для него может обернуться его самодеятельность! И был глубоко убежден, что все делает правильно в соответствии с законом.

Будущий доверитель очень сильно и неподдельно удивлялся реакции, которая повергла в шок в суде всех участников уголовного производства вопрошая у меня:

- «А что это они от моего выступления все обалдели?

- «Я им ничего не срывал… право имею… и защитники подельников на меня таращились с выпученными глазами почему-то?»

Порой мне казалось, что он так иронизирует, но он был искренен.

Чем проще вопрос, тем сложнее ответ. За год домашнего ареста доверитель весьма неплохо освоил теоретический курс уголовного процесса, как учебной дисциплины, а если закон ему такую возможность дает, то он воспользовался своим правом.

Основания своей невиновности, доверитель показывал мне в уголовном деле, пытаясь меня убедить, и негодуя при этом, а также представлял документы собственного содержания, которые он лично представил в суду.

Ту мелочь, которую суд вообще не воспримет как нарушение, подавалось им как чрезвычайшина. По его мнению, суд был обязан, либо дело прекратить, либо возвратить его прокурору опять же, на прекращение.

Жалуясь мне, что не одну неделю он денно и нощно корпел над документами, все правильно по его мнению, составил, объяснил, и тут кавалерийским наскоком, судья его нетленные труды пошинковала в капусту. Мне стало страшно за него, он наносил себе вред не осознавая этого, веря в свою исключительную правоту. и непогрешимость. Я тоже так считал, как и он, когда еще был студентом юридического ВУЗа. Со временем, работает аксиома, - чем больше знаний, тем меньше уверенности.

Чувствую ехидную улыбочку моих коллег.Суд уже давно никому и ничто не обязан, даже самому себе.

Ситуация уже взорвана!

Стрелка размера наказания замаячила в сторону ее верхней планки, а на УДО не уйдешь пока штраф кратный размера предполагаемой взятки (800000 рублей) не оплатишь, значит и с УДО запросто пролетаем, если платить нечем.

Чем он больше давал информации по делу, тем мрачнее было мое настроение. Уловив эту задумчивость, он спросил: - «И Вы мне тоже посоветуете сдаться?» В голосе было явное неодобрение.

На адвокатском форуме я советовался с коллегами, принимать ли на себя защиту если дело доведено до состояния безысходности. Подавляющее большинство уважаемых аксакалов Праворуба высказалось в духе: «Ты ему уже ничем не поможешь, „загрузка“ будет полной.

Полностью согласен с коллегами, и сам так считаю. И если вдруг появится такое нечто подобное дело с похожими вводными, осложненное «знающим» доверителем, уже не уверен, что соглашусь снова выступить в роли чистильщика, хоть как-то выправить создавшееся положение.

Ничто не окупит круглосуточной изнурительной работы, потраченного времени, здоровья. На лекарства денег уйдет больше, чем полученный гонорар. Значит работа на износ. Все это было.

Предупредив, что ситуация крайне серьезная, а предсказать последствия никто не в состоянии, взялся за защиту. Позицию принял доверителя, но куда его несло, никуда не годилось, здесь важно было мне правильно расставить акценты в защите.

В первый для меня день судебного рассмотрения, перед слушанием защитники других подсудимых по данному делу, крутили в нашу сторону пальцем у виска, требуя чтобы мой подзащитный „не дурил и признал вину“, поскольку его позиция могла сказаться на наказании их доверителей.

А началось судебное следствие с допроса агента-провокатора.Судья была уже на взводе, прослеживались ее негативные эмоции в отношении доверителя, успев сделать ему несколько замечаний, предупредила последнего, что выгонит его из зала суда за нарушение дисциплины. А защитников еще раз предупредив, что слушается дело по .

Как разворачивался сюжет

Стройка! Застройщик казенное предприятие - ГУП строительная организация - «А», заключил генеральный договор строительного подряда с генеральным подрядчиком - ОАО строительной фирмой - «Б». У генерального подрядчика - «Б» заключен договор субподряда с строительной фирмой - «В». Субподрядчик фирмы - «В» предал работу еще раз на субподряд фирме - «Г».

Вот такая схема взаимоотношений.

Сидят как-то вечером ответственные работники строительной фирмы - «Б», пьют пиво, одному из них пришло в голову набрать номер телефона прораба строительной фирмы «Г» и получить от него денег.

Почему им в голову пришла такая мысль? Прораб строительной фирмы - «Г», вот уже два месяца бегал как угорелый по всему строительному объекту, с пачкой денег в кармане, пытаясь хоть через кого-нибудь всучить работнику ГУП - А (моему подзащитному) чтобы тот подписал акты выполненных строительных работ.

Ну те и решили с пьяну, коль прораб фирмы - «Г» деньги предлагает всем подряд, чего добру пропадать, а то ведь другие возьмут. Ночью приехал прораб строительной фирмы -«Г» и передал деньги ответственным работникам генподрядчика, строительной фирмы, - «Б», естественно под контролем представителей ФСБ.

По делам о взятке, разрешаются одни из первичных вопросов; КОМУ? и ЗА ЧТО?

Интересный диалог под запись состоялся между посредником и провокатором: Представитель фирмы «Б» пояснял, что эти деньги пойдут ему лично. И что он представитель фирмы «Б» обеспечит фирму «Г» дальнейшими строительными контрактами, а также окажет личное покровительство всего лишь за 800000 рублей в виде входного билета.

И ни слова об актах строительных работ, ни слова о моем подзащитном. Сотрудник фирмы - «Б» явно тянул одеяло на себя. После того, как работник фирмы «Б» был задержан, на следующий день, уже под контролем, посредник вызвонил моему доверителю, чтобы тот приехал на стройку, на строительном объекте навязывает деньги представителю застройщика казенного предприятия ГУП фирмы - «А».

Позиция защиты в суде:

Позиция защиты состояла в двух основных направлениях.

Первое направление мой доверитель не является субъектом предусмотренных положениями , он мог быть только мошенником, при условии отсутствия провокации, но не взяткополучателем, данная позиция объективно подтверждается собранными доказательствами, а значит в его действиях наблюдаем, иное менее тяжкое преступление, предусмотренное ч.3 ст.30 - попытка мошенничества.

Очень обидно за защиту, которая на предварительном следствии не обращала внимание на суть гражданско-правовых взаимоотношений строительных организаций и не отследила цепочку прав и обязанностей по строительным договорам.

Исходя из анализа данных гражданско-правовых договоров КП ГУП фирма «А» и строительная фирма -«Г», ни коем образом не могут влиять на деятельность друг друга. Эти две организации не имеют перед друг другом никаких прав и не несут друг пред другом никаких обязанностей.

Объем полномочий фирмы «Г» определен договором строительного субподряда заключенного с фирмой «В» согласно которому, приемку строительных работ осуществляет, ни кто иной, только фирма «В».

Более того, договор строительного субподряда между этими двумя организациями, по своей правовой природе являлся смешанным договором, в данном договоре имеются нормы, регулирующие оказание услуг.

Платные услуги по договору строительного субподряда оказывает фирма «В» согласно которым, фирма «В» берет на себя составление исходно-разрешительной и прочей строительной документации, а также берет на себя приемку и сдачу строительных работ заказчику.

Фирма «Г» обязана уплатить за такую услугу12% от стоимости договора. Документально подтверждено, фирма «В» приняла работу у фирмы «Г», организовала приемку строительных работ у фирмы «Г» услуги по приемке строительных работ были оказаны.

Вопрос.Причем здесь фирма «А» и мой подзащитный в частности? Ответ.Не при чем.

Доверитель не имел полномочий принимать работу у фирмы «Г», он мог принимать, а стало быть подписывать акты фирмы «Б», с которой имеются договорные отношения.

Дополнительное основание, что мой подзащитный не является субъектом, Вы можете ознакомиться в апелляционной жалобе.

Второе направление защиты - провокация.

Все материалы ОРМ «оперативный эксперимент» и уголовное дело, были пронизаны провокацией, доходило до смешного, в ОРМ имеется агентурное сообщение под названием «Объяснение», где агент-провокатор по совместительству - свидетель, жаловался сотрудникам ФСБ на то, что тот предлагает два миллиона рублей, но деньги… не берут.

Доверенность от фирмы «Г» агенту-провокатору на представление в правоохранительных органах была, выписана на неделю раньше, чем предполагаемый «умысл» моего доверителя на получении взятки.

Кроме того, в деле имелись вербальные доказательства: показания трех свидетелей, о действиях агента-провокатора, подтвержденных в расшифровках переговоров, просьба агента все равно через кого, пристроить деньги. С одним из свидетелей у агента произошел на этой почве конфликт, поскольку тому не нравилось, что агент втягивает его в свои грязные махинации.

Свидетель-провокатор в суде изложил не менее трех версий случившегося, откровенно врал и изворачивался, «обнулял» сказанное, путался, снова «обнулял». В конце концов окончательно запутался, время и место получения меченных денег напутал, и деньги были все оказывается настоящие, а не фантики, и время приезда на стройку для встречи с посредником перепутал, настаивал что акты строительных работ его фирме не подписаны, хотя документально подтверждено, что все документы были давным-давно подписаны.

Более чем за месяц до реализации ОРМ, и свой провокационный разговор записал якобы на свой мобильный телефон, который выдал правоохранителям, а те скачали запись разговоров на CD диск, телефон естественно за ненадобностью агент выбросил, а по делу почему-то вещдоком проходит CD диск, который агент выдал сотрудникам правоохранительных органов.

Со временем выдачи CD диска тоже напутано, выдавался агентом 19 апреля 2016 года, а в части документов фигурировала другая дата 14 апреля 2016, так эта неверная дата и прекочевала в приговор.

Уже позже в ПСЗ показания свидетеля провокатора «причесали» в тот вид который он их давал на предварительном следствии. Никто не заявлял, об оглашении показаний на предварительном следствии: защите они были невыгодны, а гособвинение находилось под впечатлением неожиданных поворотов свидетеля.

Защитой было задано только агенту-свидетелю не менее сотни вопросов. Ни один вопрос защиты всем свидетелям по делу, не был зафиксирован в ПСЗ.

Огорчает вот что, мною был заявлен ряд ходатайств о недопустимости доказательств полученных с грубыми нарушениями закона, мои коллеги защитники, стали на сторону обвинения, просили отказать в их удовлетворении без объяснения причин.

Причем данные ходатайства мною заявлялись и в интересах их собственных доверителей. Суд только со второй попытки, разрешил огласить показания нужного свидетеля. «Коллеги» дружно отказывали об оглашении объяснения моего подзащитного (его пояснения без адвоката были более вменяемые), сославшись на то, что это не процессуальный документ. Не думаю, что теорию ассимметричности доказательств они не знали, они планомерно сдавали партию.

Приходилось делать обходной маневр, во время допроса подзащитного, просить его рассказать о содержании его пояснений, который он давал без защитника. С моей стороны эта была попытка дезавуировать, показания моего подзащитного, данных на предварительном следствии, в которых тот признавал свою вину.

Необходимость была сопоставить содержание первоначальных документов до возбуждения уголовного дела и документов, где участвовал так называемый защитник, если уж пошла такая «пьянка», и оглашают его признательные показания, то изучаем всё.

В таком темпе слушалось дело два месяца. На «расписание приговора» судья взяла неделю. После его оглашения, взяла две недели отпуска.

Подсудимый не виноват, если адвокат ошибся. Председательствующий де-факто разобрался в таких вещах, что мой подзащитный принял ошибочную позицию своего защитника.

Весьма любопытная фраза на 43 странице приговора, как суд обосновал отсутствие нарушения права на защиту: Суд не усматривает нарушения права ххххх на защиту, поскольку квалифицированная помощь в лице профессиональных адвокатов была обеспечена на соответствующей стадии уголовного процесса.

Я ценю тонкое чувство юмора судьи, иначе говоря, подтверждается, на предварительном следствии суд усмотрел нарушение права на защиту.

В удовлетворении моих многочисленных ходатайств было отказано, поскольку суд посчитал нарушения уголовно-процессуального закона незначительными. Но все-таки, нарушения признал же. Грубейшие нарушения УПК и Закона РФ «Об ОРД», штопались судом, путем дачи показаний, вызванного в качестве свидетеля, а также по совместительству спасителя обвинения, ответственного за ОРМ подполковника ФСБ.

Председательствующий полностью разобрался с делом и все понял. Очень надеялся на переквалификацию, поскольку мне удалось «разложить дело на винтики», аргументированно представить ситуацию иначе, чем преподнесло обвинение, которое скомкало все доказательства.

Итог по делу в суде первой инстанции - мой подзащитный вины своей не признал: квалификация осталась прежней - - срок наказания определен по нижнему пределу санкции - 7 лет колонии строгого режима, без штрафа.

Апелляционная жалоба на приговор суда

При оглашении приговора, судья практически зашифровала то судебное следствие, в котором участвовала.

Пришлось при составлении апелляционной жалобы работать не защитником, а дешифровальщиком постановленного приговора.

Мучительно искал форму подачи доводов в апелляционной жалобе. И пришел вот к каким мыслям, если расписывать все нарушения, жалоба станет тяжеловесной и нечитаемой.

В свое время очень давно, когда по очень сложному экономическому делу, моим оппонентом был Великий адвокат Юрий Артемьевич Костанов, он тогда еще кассационную жалобу, составил коротко (всего на шесть листов), понятно, без ссылок на ПСЗ, опираясь только на материалы дела, снес приговор в Мосгорсуде в один присест.

Решил составить апелляционную жалобу в стиле адвоката Костанова Ю.А. исследовав только доказательства в деле сопоставив их в приговоре.

Составил ее из двух направлений следующим образом:

О не субъекте, нарушении норм материального права и О провокации. Причем доводы о провокации своей целью стимулируют к принятию решения о переквалификации, на менее тяжкое преступление.

Тонкий лед

Отмена незаконного приговора отмене рознь.

Здесь важно основание вынесения определения, если допустить что отмена состоится по формальным основаниям это одно, если суд второй инстанции усмотрел грубые нарушения норм материального права, это совсем другая отмена.

Казалось бы одно и тоже, а последствия могут быть разными. Вот почему в жалобе не стал ссылаться на нарушения положений , это я о ПСЗ.

Играть с огнем мне не хотелось, допустить отмену приговора по формальным основаниям, равносильно обесценить все то, что с таким невероятным трудом было восстановлено.

Убежден, что после отмены приговора по формальным основаниям, это окончательно обозлит судей районного суда. Как говорится, «не буди лиха».

Все-таки надо принять во внимание, с учетом неразберихи в доказательствах, гособвинение просило назначить наказание в размере восьми лет лишения свободы и назначить дополнительное наказание в виде семизначного штрафа.

К такого рода вещам отношусь с крайней осторожностью. А вот мой подзащитный об этом нарушении в своей жалобе указал. Вспомнилась реплика Председательствующего, с сарказмом произнесенная, что мой подзащитный «знает уголовный процесс лучше всех нас вместе взятых...»

Так что пришлось пребывать в томительном ожидании неизвестности.

Мосгорсуд оставил приговор без изменения, а апелляционные жалобы защитников и подсудимых без удовлетворения. Апелляционное определение еще на руки не получил.

Подведя итог, могу лишь сказать что основания для кассационного обжалования имеются очень даже не плохие, обращаться в Президиум Мосгорсуда нужно, не удивлюсь если приговор изменят.

Как поступит мой доверитель и кто будет представлять его интересы решать ему, самые драматичные моменты уже позади, если опять очередной коллега что-нибудь не напутает.

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к статье 290 Уголовного Кодекса РФ

1. Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления - взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера.

Деньги как предмет получения взятки могут быть российскими рублями и иностранной валютой. Понятие ценной бумаги дано в . Формулировкой закона "иное имущество" охватываются все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бумаг (все вещи, а также имущественные права).

Предметом преступления являются также выгоды имущественного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате легальные услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.), оплачиваемые третьим лицом нелегальные услуги (например, в сфере сексуальных отношений), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами). Например, по одному из дел взяткой была признана оплата взяткодателем стоимости ремонта автомобиля, принадлежащего взяткополучателю (БВС РФ. 1997. N 12. С. 10).

Взятка всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду (например, положительный отзыв в печати), получением взятки это не является.

2. С объективной стороны преступление выражается в одном из следующих действий: а) принятие взятки самим должностным лицом; б) принятие взятки его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"); в) фактическое принятие взятки посредником должностного лица с последующей передачей ее лицам, указанным в пп. "а" или "б".

3. Взятка получается не просто так, а за определенное и конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе получения взятки такое поведение виновного может быть выражено в следующем:

1) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально - в отрыве от факта получения за них взятки - являются правомерными;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия виновного, а входят в полномочия другого должностного лица. В данном случае виновный, используя служебное положение в широком смысле этого слова, т.е. служебные связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие) были совершены третьим лицом. В настоящее время судебная практика, основываясь на буквальном толковании закона, исходит из того, что таким третьим лицом является также именно должностное лицо (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). Ранее в судебной практике встречались случаи, когда должностные лица за взятку способствовали совершению действий с использованием занимаемого лицом, выполняющим управленческие функции, служебного положения (БВС РФ. 1996. N 7. С. 12).

Использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование служебного положения;

3) общее покровительство - действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

4) попустительство по службе - непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

4. Пленум Верховного Суда РФ исходит из необходимости наличия отношений подчиненности между взяткодателем и должностным лицом при общем покровительстве и попустительстве. Однако из закона буквально следует, что по службе, т.е. в отношениях между начальником и подчиненными, осуществляется только попустительство. Общее же покровительство, как форма поведения должностного лица, может иметь место не только в сфере контроля за работой подчиненных. Оно оказывается и иным лицам, не находящимся в служебном подчинении у виновного, в отношении которых он наделен распорядительными полномочиями (например, глава администрации района оказывает общее покровительство отдельным предпринимателям). Поэтому ограничительное толкование Пленумом Верховного Суда характера действий при общем благоприятствовании следует признать не основанным на законе. В судебной практике встречаются дела, по которым общее покровительство обоснованно констатировалось вне сферы служебной подчиненности (БВС РФ. 1999. N 7. С. 9).

5. Действия (бездействие) должностного лица, за которые получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Это значит, что для признания преступления оконченным фактического их совершения не требуется. Тем не менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия). Обусловленность взятки означает, что она дается под условием, что должностным лицом будут совершены действия (бездействие) по службе именно под влиянием факта получения взятки, и наоборот - что условием совершения действий (бездействия) является передача взятки или договоренность о таковой. Таким образом, взятка всегда является подкупом должностного лица. Даже тогда, когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е. совершению действий (бездействию) должна предшествовать договоренность о взятке.

6. Если должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие) по службе, а уже затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение (благодарность), состава получения взятки не имеется - должностное лицо будет нести ответственность за дисциплинарный проступок либо полученное им вознаграждение не выходит за рамки правомерного дарения. Поэтому предусмотренная ст. 575 ГК допустимая величина подарка публичным служащим, лицам, замещающим государственные должности, муниципальные должности, служащим Банка России - 3 тыс. руб. - является границей между правомерным поведением и дисциплинарным проступком, но не получением взятки, минимальный размер которой вообще не установлен законом.

7. В ст. ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК. Таким образом, в отсутствие самостоятельной нормы об ответственности за посредничество во взяточничестве действия посредника в получении (равно как и в даче) взятки квалифицируются как соучастие (чаще всего пособничество) в совершении, соответственно, получении или даче взятки.

8. Если лицо (так называемый "мнимый посредник") получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь делать этого, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки.

9. Получение взятки является оконченным преступлением в момент получения хотя бы части обусловленной взятки.

10. Не влияет на наличие рассматриваемого преступления то, что должностное лицо, возможно, и не собиралось совершать действия (бездействие), за которое взятка получена. Однако, если указанные действия не входят в его компетенцию и оно объективно не может обеспечить их совершение иным должностным лицом, содеянное следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).

11. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом (БВС РФ. 2002. N 8. С. 15). Поскольку получение взятки связано с ее передачей, умыслом виновного должны охватываться не только характер и значение его собственных действий, но и характер и значение действий взяткодателя и осознание последним этих обстоятельств.

12. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285 УК).

13. Квалифицированным получение взятки является в случае, если действия (бездействие), за которые она получается, являются незаконными (ч. 2 ст. 290 УК). Действия (бездействие), о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку злоупотребления полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности и т.п.) и непреступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений - по ч. 2 ст. 290 УК и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

14. В ч. 3 ст. 290 УК особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного - занятие им государственной должности РФ или субъекта РФ либо должности главы органа местного самоуправления (см. п. п. 12, 13 комментария к ст. 285 УК). Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 3 ст. 290 УК (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

15. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК), если в ее получении принимало участие несколько должностных лиц, достигших об этом предварительного соглашения (п. "а" ч. 4 ст. 290 УК). Для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое должностное лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.

16. По смыслу закона организованная группа (ч. 3 ст. 35 УК) создается для многократного совершения должностных злоупотреблений. В организованную группу взяткополучателей помимо должностных лиц могут входить лица, не являющиеся должностными; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК.

17. В обоих случаях группового получения взятки преступление окончено, когда часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом, хотя Пленум Верховного Суда РФ подобное решение вопроса распространяет лишь на случаи организованной групповой деятельности (п. 13 Постановления от 10 февраля 2000 г.).

18. Каждый самостоятельный эпизод получения взятки должен найти отражение в процессе квалификации по совокупности преступлений. Не образует совокупности получение заранее обусловленной суммы взятки в несколько приемов, а также систематическое получение ценностей за общее покровительство или попустительство по службе, если эти деяния объединены единством умысла взяткодателя (продолжаемое преступление).

19. Вымогательство взятки (п. "в" ч. 4 ст. 290 УК) - это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалированной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

Если должностное лицо угрожает совершением законных и обоснованных действий (которые не могут причинить вреда законным интересам), вымогательства взятки не будет. Например, не является вымогательством взятки требование следователя дать взятку под угрозой возбуждения уголовного дела по факту действительно имевшего место преступления.

20. Крупным размером взятки (п. "г" ч. 4 ст. 290 УК) в соответствии с примечанием к ст. 290 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб. Если фактически получена сумма менее 150 тыс. руб., но установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки в крупном размере, содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК (БВС РФ. 2001. N 8. С. 18). В данном случае содеянное образует оконченное получение взятки в крупном размере, имея в виду, что рассматриваемое преступление всегда признается оконченным в момент получения хотя бы части взятки.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 324-ФЗ)

  1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
    наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
  2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —
    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —
    наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
  4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
    наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
  5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    б) с вымогательством взятки;
    в) в крупном размере, —
    наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
  6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
    наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
    Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.
    2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарий к статье 290 УК РФ

1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).
Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. Предметом взятки закон признает и имущественные права (по вопросу о предмете взятки см. также комментарий к ст. 201).
Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).
2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.
Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.
Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.
Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.
Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.
Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.
Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).
Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.
Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.
Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.
Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК как посредничество во взяточничестве.
3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.
4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.
Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.
При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).
Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.
Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 290 УК.
Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).
5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.
В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК).
6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.
7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.
Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.
9. В ч. 3 комментируемой статьи установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:
а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере.
Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.
В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.
Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.
Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.
Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.
Анализ действующей редакции комментируемой статьи позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

В случаях, когда человек сталкивается с определенными сложностями в своей жизни, он стремится найти быстрое и эффективное разрешение своих проблем. Зачастую, способы быстро уладить проблемы могут быть противозаконными и довольно сомнительными. Потому дача взяток по-прежнему остается одной из важнейших проблем любого общества. Несмотря на активное противодействие со стороны государства, борьба с коррупцией идет довольно медленно.

Получение взятки считается одним из серьезных правонарушений, ответственность за получение взятки будут нести все стороны процесса, как человек, дающий мзду, так и чиновник, решающий за деньги поправить свое материальное положение. В современных реалиях взяточничество считается огромной проблемой, которая способна оказать негативное воздействие как на общественную жизнь, так и на экономическое положение страны.

Несмотря на популярное мнение, что получение взяток и коррупция более характерна для России и стран бывшего СССР, на деле все обстоит совершенно иначе. Взяточничество присуще для всех стран, начиная от развитых, и заканчивая государствами «третьего мира». Во всех странах существуют довольно строгие нормативы, по которым нарушители будут нести суровое наказание за получение необоснованной выгоды.

Однако, само понятие взятки имеет массу расплывчатых значений, потому у пользователей часто возникают проблемы в верном определении всех квалифицирующих признаков. Ввиду этого остановимся на проблемах получения взятки более детально.

Так, в уголовном законодательстве указано, что взятка – это получение и чиновником определенных материальных благ, на которые они не имеют никаких прав. При этом, они за определенное вознаграждение предоставляют взяткодателю услуги, непосредственно связанные с профессиональной или служебной деятельностью чиновника.

Уголовный кодекс РФ четко указывает на тот факт, что взяточничество будет признано преступлением в том случае, если обычные граждане передают некие ценности финансового плана чиновникам и служебным деятелям, которые должны решать их проблемы без дополнительного материального стимулирования.

Еще одной специфической особенностью взятки считают тот факт, что независимо от статуса чиновника и его должности, уголовная ответственность за взяточничество будет одинаковой.

Следовательно, неважно, кто стал взяткополучателем, обычный специалист властной структуры, министр, была дана взятка врачу в районной больничке, наказание для них будет примерно одинаковым, и все будет зависеть исключительно от суммы взятки и некоторых иных параметров.

При этом, нередко пользователи задаются вопросом, что же может быть признано взяткой. Согласно нормам законодательной базы, взяткой будут все предметы и ценности, чья совокупная стоимость выше 3 тыс. рублей. В целом, законодатель в этом вопросе проявляет небывалую гибкость, и потому сюда могут быть отнесены:

  • денежные средства и ценные бумаги;
  • антиквариат и изделия, имеющие некую историческую или культурную ценность;
  • любая документация на обладание имущественными ценностями различного плана;
  • услуги, за которые в обычной жизни чиновник должен был заплатить определенную сумму (ремонт дома, бесплатная путевка в санаторий или курорт и т.д.).

Взамен материальным благам должностное лицо выполняет определенные действия (или бездействие), из-за чего у взяткодателя появляется преимущество перед другими гражданами. Закон четко устанавливает, какие действия будут считаться совершенными за мзду:

  1. Общее покровительство от вышестоящего начальства или должностного лица, в результате чего на ошибки взяткодателя не обращают внимания, и он получает существенные преференции.
  2. Некие деяния, которые пользователь может совершить в силу своих профессиональных возможностей, социального статуса или занимаемой должности.
  3. Попустительство в определенных сферах. Так, взяткодатель изначально рассчитывает на то, что любые его действия никоим образом не будут прокомментированы руководством, и потому он не будет нести никакой ответственности за свои ошибки.
  4. Целенаправленное бездействие, дающее одному из пользователей огромные привилегии в сравнении с другими пользователями.

Нередко получение взятки ошибочно сравнивают с коммерческим подкупом. С одной стороны, оба понятия имеют некоторые характеристики, которые обладают довольно схожими чертами. Однако, в отличии от коммерческого подкупа, взятка имеет более широкий резонанс и распространяется на значительное количество общественных процессов.

В данной ситуации коммерческий подкуп обладает более опасными формами воздействия как на государство, так и на отдельные процессы, курируемые им. В частности, речь идет о вмешательстве в процессы управления, из-за чего огромный ущерб может быть нанесен экономической сфере.

Это объясняется тем, что подкуп способен подорвать функционирование рыночных отношений как таковых, сказаться отрицательно на деятельности коммерческих структур и нарушить основные правила конкуренции, тем самым предоставив кому-то гораздо большие возможности и привилегии.

Но самое важное заключается в том, что все это в совокупности формирует повышенную опасность для экономики государства.

Характеристика преступления

Говоря о правовой характеристике, необходимо принимать в расчет массу вспомогательных моментов, благодаря которым появляется возможность установить сам факт преступления. Должностные лица, повинные в получении противоправных материальных ценностей, совершают преступление, которое устанавливается исходя из всех совершенных получателем действий:

  1. Взяткополучатель приобретает немотивированную финансовую выгоду лично.
  2. Ресурсы материального плана передаются взяточнику через посторонних лиц, которые выступают в качестве посредников. Примечательно, что при установлении факта взяточничества посредники также будут притянуты к ответственности. Избежать наказания они смогут только в двух случаях – если обратились к правоохранителям и сознались в преступлении, или были введены в заблуждение относительно передаваемых через них ценностей, и не знали, что передача несет за собой коррупционный эффект.
  3. Взятка получена за некие действия или бездействие в пользу взяткодателя, в результате чего он получит необоснованные преимущества и выгоды перед другими пользователями.
  4. Поддержка должностного лица в получении необоснованных выгод со стороны прочих чиновников и уполномоченных деятелей.

Отметим, что в ситуации со взяточничеством не могут быть установлены никакие смягчающие обстоятельства. Пользователь, имеющий некие служебные привилегии и пользующийся своими возможностями, получая необоснованное материальное обогащение знает о том, что его действия находятся за гранью общественных и законодательных норм, и в случае раскрытия факта преступления он будет нести наказание.

Состав и квалификационные признаки преступления

Так как получение взятки относят к преступлениям коррупционного плана, в качестве тут понимают ряд противоправных действий, направленных на дискредитацию государственной власти.

Так как материальные ценности принимают должностные лица, в обязанности которых входит разрешение любых проблемных ситуаций у граждан, взяточничество способствует тому, что отношение к государству и его ключевым функциям становится скептическим. Уровень доверия падает, и большинство граждан воспринимают государственные службы в качестве отдельных элементов коррупционной деятельности.

Что касается квалификационных признаков получения взятки, то тут в обязательном порядке нужно указать ее конкретный размер. Государство тщательно регламентирует данный вопрос, и устанавливает правило, по которому передача средств в сумме более 3 тыс. рублей будет признано преступлением (мелкое взяточничество).

Законодатель утвердил такие признаки получения взятки:

  • сумма необоснованного материально блага составляет от 25 до 149 тыс. рублей – взятка значительного размера;
  • от 150 тыс. рублей до 999 тыс. рублей – крупный размер взятки;
  • более 1 млн. рублей – взятка в особо крупном размере, которая влечет за собой максимально возможное наказание.

Кроме того, нужно учитывать, что особыми квалифицирующими признаками получения взятки законодатель признает такие параметры:

  1. В преступлении участвовало несколько лиц, между которыми были предварительные договоренности, что дает право говорить о .
  2. Взятка получена лицом, которое представляет государство и исполняет определенные служебные обязанности, связанные с представлением интересов государства и налаживанием контактов и нормальных взаимоотношений с обычными гражданами.
  3. Пользователь сталкивается с вымогательством взятки. Это означает, что его ставят в такие условия, при которых он понимает, что без материального стимулирования его проблемы не будут приняты к рассмотрению, и никакой реальной поддержки от должностного лица он не дождется.
  4. Систематический факт получения или провокация взятки, то есть чиновник получает мзду не в первый раз, и регулярно использует свои служебные возможности и потенциал для необоснованного обогащения.

Впрочем, в реальной жизни с квалификацией правонарушения возникают некоторые осложнения. Прежде всего они связаны с тем, что определить рецидивирующий характер преступления бывает непросто.

Объект и субъект преступления

Так как получение взятки способно нанести вред государственным интересам, в качестве объекта преступления выступают общественные взаимоотношения, которые направлены на поддержание и функционирование всех государственных институтов и аппаратов.

Что касается объективной стороны, то сюда относят целый спектр параметров, среди которых особое внимание уделяют преимуществам, которые были предложены должностному лицу в качестве взятки. Кроме того, нужно определить, какие именно вещи и предметы были предоставлены в качестве взятки, имелись ли свидетели преступления и т.д.

Субъектом преступления будут выступать все должностные лица, чиновники и прочие специалисты, исполняющие управленческие функции, которые были уличены в получении неправомерной экономической выгоды. Также в качестве субъектов будут рассматриваться граждане, которые передали взятку, а также посредники, если к делу были привлечены посторонние лица.

Здесь также нужно упомянуть о возрастных рамках, начиная с которых нарушитель может быть привлечен к ответственности. Законодатель установил в комментариях, что наказание будет определено для всех лиц, которым на момент совершения преступления исполнилось 16 лет.

Если говорить о субъективной стороне вопроса, то здесь все будет куда сложнее. В обязательном порядке выделяют вину в виде прямого умысла, а также наличие мотивов, связанных с корыстью. Следовательно, если устанавливается факт свершения преступного деяния, автоматически признается, что лицо, получившее необоснованную выгоду, имело корыстные мотивы, что влечет за собой отягчение ответственности.

Наказание за получение взятки

Ответственность за получение взятки регулируется ст.290 УК РФ. По мнению некоторых экспертов, данный нормативный документ является одним из самых длинных и подробных. Учитывая тот факт, что государство всячески борется с любым коррупционным проявлением, ответственность за необоснованную выгоду посредством получения взятки довольно суровая, и может складываться из нескольких видов наказания.

По сути, статья 290 УК РФ разделена на 5 обособленных частей, в каждой из которой обозначены конкретные ситуации и виды наказаний, которые грозят нарушителям, решившим поправить свое материальное положение благодаря служебному положению и статусу. Рассмотрим более детально, каким образом происходит разделение статьи 290 УК РФ «Получение взятки» на отдельные категории.

Часть 1. Здесь рассматривается взятка, не имеющая никаких отягчающих обстоятельств. То есть, отсутствуют любые параметры и факторы, способные возбудить более суровое наказание. Отметим также и то, что здесь дается определение взяточничества, и определяется перечень лиц, которые могут быть обвинены в получении неправомерных выгод.

По ч.1 статьи «Взятка»предусмотрены следующие виды наказания:

  • штрафные санкции в виде суммы дохода за 2 года, или в виде 1 млн. рублей;
  • дополнительный штраф в виде суммы взятки, увеличенной на коэффициент от 10 до 50;
  • 2-5 лет исправительных работ;
  • 3 года тюремного заключения.

Часть 2. Здесь говорится об определении наказания в ситуациях, когда сумма взятки составляет от 25 до 149 тыс. рублей. Для нарушителей, чьи дела квалифицируются по данной части, предусмотрены такие виды наказания:

  • штраф в 1,5 млн. рублей, или в виде лишения всех доходов за 2 года;
  • дополнительная штрафная санкция в виде 30-60 кратной суммы взятки;
  • тюремный арест на 6 лет.

Часть 3. Здесь статья за взятку рассматривает любые уголовно наказуемые преступления:

  • штраф вымогателю в 2 млн. рублей;
  • дополнительный штраф в виде 40-70 кратного размера взятки;
  • 3 года ареста.

Часть 4. К ней относят всех лиц, занимающих государственные должности, и выступающих в качестве руководителей органов управления. Для них закон подготовил более строгие наказания:

  • 3 млн. рублей в качестве основной суммы штрафа;
  • санкции в виде суммы взятки, умноженной на коэффициент от 60 до 80;
  • 7-летнее тюремное заключение.

Часть 5. Данный норматив устанавливает ответственность за взятку, полученную группой лиц, имеющих крупный размер, или требуемых с пользователя с применением угроз, вымогательства взятки и т.д.:

  • денежная компенсация в 4 млн. рублей;
  • штраф в виде 4-летнего заработка;
  • дополнительная компенсация в бюджет, составляющая от 70 до 90 кратной суммы взятки;
  • 12 лет за решеткой.

Ч.6 ст.290 УК РФ. Эта статья за получение взятки берет самые тяжкие преступления экономического плана, в частности, ситуации, когда сумма неоправданной выгоды превышает 1 млн. рублей (взятки в особо крупном размере). Для нарушителей тут будут самые жесткие меры наказания:

  • компенсация в 5 млн. рублей;
  • штраф в виде 5 летнего дохода;
  • дополнительная компенсация, которая будет передана в бюджет, она рассчитана исходя из суммы взятки, увеличенной в 80-100 раз;
  • запрет на должность должностным лицам, уличенным в преступлении;
  • потеря свободы на срок до 15 лет.

(Пока оценок нет)

Когда человек сталкивается с трудностями в достижении какой-либо цели, он ищет любые способы преодолеть их. И зачастую эти способы бывают незаконными или весьма сомнительными. Поэтому взятка, то есть получение каких либо незаслуженных или даже противозаконных преимуществ путем их «покупки» у уполномоченного лица, является очень распространенным преступлением. Хуже всего во взятке то, что благодаря ей наиболее сильно развивается коррупция, которая значительно вредит любой сфере государственной деятельности.

Взятка как преступление

Законодательством Российской Федерации взятка рассматривается как уголовно наказуемое преступление. При этом само по себе определение « » в Уголовном Кодексе Российской Федерации весьма гибкое и сложное. Звучит оно следующим образом:

Что может считаться взяткой?

Практически все, что угодно. Определение «Взятка» — одно из самых гибких и обширных в Российском законодательстве. Взяткой могут быть:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Акции;
  • Драгоценные металлы;
  • Драгоценные камни;
  • Предметы роскоши;
  • Документы на право владения любым имуществом;
  • Транспорт.

И многое другое. Однако взятка не обязательно должна быть какой — то вещью. Она так же может выглядеть как какая — то услуга, как законная, так и противоречащая Российскому законодательству.

Размер

Самый важный вопрос — это сам размер взятки. Она делится по размеру на значительную, крупную и особо крупную. Значительной взяткой считается передача материальных благ общей стоимостью выше 25000 рублей , крупной взяткойсвыше 150000 рублей , особо крупной — свыше 1000000 рублей . Именно размер взятки определяет тяжесть преступления и наказание за него. Размер взятки в иностранной валюте рассчитывается по курсу, актуальному в день получения этой самой взятки.

Какие действия могут считаться совершенными за взятку?

  • Общее покровительство вышестоящим или должностным лицом;
  • Действия, на которые способен гражданин в силу своего служебного положения, должности или социального статуса;
  • Действия, на которые уполномоченное лицо или гражданин могут повлиять косвенно за счет своего социального статуса;
  • Попустительство в любой форме;
  • Целенаправленное бездействие, дающее взяткодателю привилегии.

Взятка, как статья УК РФ

Передача взятки имеет собственную статью в УК РФ под номером 290 . Она достаточно длинная и при этом весьма подробная, в ней четко обозначены различные типы взяток и наказания за них.

Часть первая

Рассматривает взятку без каких — либо отягчающих обстоятельств. Часть первая статьи 290 УК РФ отличается тем, что дает основные определения взяточничества и определяет список лиц, которых можно обвинить в получении взятки.

Виды наказания:

  1. Штраф до 1000000 рублей;
  2. за 2 года;
  3. от 10 до 50;
  4. До 2-х лет ;
  5. До 5 лет исправительных работ;
  6. До 3-х лет .

Часть вторая

Вторая часть рассматривает получение взятки в значительном размере, то есть свыше 25000 рублей.

Виды наказания:

  1. Штраф до 1500000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 30 до 60;
  4. До 6 лет лишения свободы.

Часть третья

В третьей части рассматривается взятие взятки за любое уголовно наказуемое или иное преступление.

Виды наказания:

  1. Штраф до 2000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 40 до 70;
  4. До 3-х лет лишения свободы.

Часть четвертая

Рассматривает вышеописанные преступления совершенные либо лицом, занимающим государственную должность, либо руководителем органа местного управления.

Виды наказания:

  1. Штраф до 3000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 3 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 60 до 80;
  4. До 7-х лет лишения свободы.

Часть пятая

Пятая часть статьи 290 УК РФ рассматривает иные виды взятки, такие как:

  • Совершенную по сговору или представителями преступной группировки;
  • С применением и ;
  • С размером взятки свыше 150000 рублей (крупной взятки).