Закон о такси: нюансы и поправки. Федеральный закон Основные положения закона

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА СУДОПРОИЗВОДСТВО
В РАЗУМНЫЙ СРОК ИЛИ ПРАВА НА ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНОГО
АКТА В РАЗУМНЫЙ СРОК"

30) часть 3 статьи 319 дополнить абзацем следующего содержания:

"Исполнительный лист по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок направляется на исполнение арбитражным судом в пятидневный срок со дня принятия решения независимо от наличия ходатайства об этом взыскателя.";

31) часть 1 статьи 320 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.".

4) часть первую статьи 27 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов.";

5) - 6) утратили силу с 15 сентября 2015 года. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ .

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 1, ст. 12; 2009, N 52, ст. 6450; 2010, N 15, ст. 1737) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 333.19 дополнить подпунктом 15 следующего содержания:

"15) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для организаций - 4 000 рублей.";

2) пункт 1 статьи 333.21 дополнить подпунктом 14 следующего содержания:

"14) при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц - 200 рублей;

для организаций - 4 000 рублей.".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 4 мая 2010 года, за исключением статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

В апреле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные статьи и положения, которого регламентируют порядок организации, государственной регистрации и осуществления текущей деятельности предприятий такси на территории РФ.

Этим закон о такси отличается от других правовых актов, регулирующих конкретные сферы деятельности в РФ и носящих поэтому соответствующие названия, например «Закон о прокуратуре РФ» или «Закон о судебной системе». ФЗ N 69-ФЗ состоит из 10 статей, которые подвергались изменениям и дополнениям в 2012 и 2014 годах.

Отдельные положения закона вступили в силу не через 10 дней после официального опубликования текста ФЗ, а спустя значительные отрезки времени. Даты начала действия этих положений определены статьей 10 закона.

Часть 23 и часть 24 статьи 9 ФЗ вступили в силу 1-го января 2015 года, поэтому в СМИ применительно к этому правовому акту часто встречается термин «новый закон о такси 2015 года». Который актуален и на сегодняшний 2019 год.

Правовое обеспечение закона «О такси»

Непосредственное отношение к такси имеют следующие статьи ФЗ N 69-ФЗ:

  • Статья 3 вносит в КоАП РФ нормы ответственности (в виде административных штрафов) за различные нарушения правил в работе такси;
  • Статья 7 вводит в ФЗ N 259-ФЗ от 2007 года «Устав автомобильного транспорта…» дополнительную статью 36.1, определяющую область административной ответственности предприятий такси при нарушении ими установленных законом правил;
  • Статья 8 включает в сферу действия ФЗ N 294-ФЗ от 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» предприятия по перевозке пассажиров легковым транспортом;
  • Статья 9 содержит 24 пункта и по сути является непосредственно новым законом о такси. Положения статьи регламентируют все сферы деятельности предприятий такси (как юридических лиц — ЮЛ, так и частных предпринимателей — ИП), начиная с получения разрешения (лицензии) на право перевозки пассажиров, установления требований к транспортным средствам, допущенным к перевозкам, и заканчивая вопросами контроля и надзора за работой предприятий такси со стороны государственных органов;
  • Статья 10 определяет порядок и сроки вступления в силу закона в целом, а также отдельных его статей и положений.

Основные положения закона

Федеральный закон о такси N 69-ФЗ в своем окончательном варианте от 2015 года зафиксировал перечень из 4-х документов, необходимых для получения лицензии на такси и значительно упростил порядок ее получения. Одна лицензия (одно разрешение) выдается на одно транспортное средство (ТС).

Список предъявляемых заявителем документов:

  • Заявление, составленное по утвержденной форме;
  • Копия удостоверения личности заявителя (его представителя);
  • Копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • Копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, договор аренды или генеральная доверенность).

Перечень документов является окончательным и действует на всей территории РФ. Права изменять его региональные или муниципальные органы власти не имеют. Заявку теперь можно отправлять в соответствующие органы по интернету (с помощью сайта государственных услуг), а получать готовое разрешение — по почте.

По сравнению с нормами ранее действующего закона о такси закон 69-ФЗ дает значительные послабления предпринимателям , решившим заняться этой сферой деятельности:

  • Получить разрешение на такси можно не только на собственный автомобиль, но и на транспортное средство, находящееся в официальной аренде или используемое по доверенности. Отказ в получении разрешения должен быть безусловно мотивирован тем органом власти, который уполномочен его выдавать. Отказ возможен исключительно при предъявлении заявителем недостоверных сведений о себе или об автомобиле;
  • Для получения лицензии требуется трехлетний водительский стаж (ранее был 5 лет);
  • Технический осмотр для автомобилей такси унифицируется с техническим осмотром личного автотранспорта, отменяется требование об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (ранее осмотр надо было проходить 1 раз в полгода);
  • Разрешается совершать межрегиональные перевозки пассажиров даже при отсутствии специальных соглашений между регионами, если адрес подачи такси находится в регионе, в котором получена лицензия (ранее перевозки можно было осуществлять только по территории своего региона). При наличии соответствующих соглашений между регионами посадку и перевозку пассажиров можно осуществлять и в другом регионе.

С января 2015 года вступили в силу положения закона по регулированию цветового оформления кузова такси в тех регионах, где местные власти ранее установили такие требования. По новому закону на своей территории региональные власти вправе утверждать несколько вариантов цветового оформления такси . Еще одно новшество, вступившее в силу в 2015 году, относится к обязательной установке на такси таксометра в тех случаях, когда плата за поездку зависит от времени или фактического километража поездки, а не является фиксированной величиной (утвержденным тарифом). ЮЛ и ИП, имеющие разрешения на такси, обязаны осуществлять следующие мероприятия:

Особенности лицензирования деятельности такси

Выдачу разрешений (лицензий) на такси в каждом регионе осуществляет специальный уполномоченный орган. Чаще всего таким органом выступает региональное подразделение Министерства транспорта — Комитет по транспорту субъекта РФ. Срок действия разрешения составляет не менее 5 лет. Мотивированный отказ в выдаче разрешения должен быть предоставлен в течение 1-го месяца с даты подачи заявления.

При изменении регистрационных данных ЮЛ или ИП разрешается осуществлять переоформление лицензии. При утере разрешения предельный срок его восстановления составляет 10 дней с момента подачи заявления. Уполномоченный орган ведет реестр всех выданных разрешений и обязан размещать его в свободном доступе на страницах своего сайта.

В случае выявления нарушений в деятельности такси уполномоченный орган (обычно это региональное подразделение ГИБДД) вправе выдавать владельцам лицензий предписания на устранение нарушений в сроки, не превышающие 1-го месяца. В свою очередь, владельцы разрешений обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчеты об устранении нарушений (выполнении требований предписаний) до истечения сроков действия предписаний. Невыполнение этих требований или несоответствие данных отчета реальному состоянию дел может вести к аннулированию лицензии на такси.

Отзыв разрешения на такси возможен и по другим причинам:

  • повторное (в течение срока действия лицензии) нарушение правил фрахта такси на территории других регионов (если между регионами не заключены соответствующие соглашения);
  • повторное нарушение положений закона о такси в части требований к автомобилю (наличие цветографической схемы в виде «шашечек» в шахматном порядке на бортах, опознавательного фонаря «Такси» на крыше ТС и таксометра в салоне, а также соответствие цвета ТС цвету, установленному для автомобилей такси в данном регионе);
  • управление автомобилем такси водителем со стажем менее 3-х лет;
  • совершение водителем такси ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Наличие действующей лицензии в салоне автомобиля такси является обязательным условием для допуска таксомотора к перевозке пассажиров. Административная ответственность за нарушение этого требования определена КоАП — штраф до 30 тыс. руб. Конкретные суммы других штрафов за различные нарушения в деятельности такси приведены в статье 3 ФЗ N 69-ФЗ (или в статьях 11 и 12 КоАП РФ).

Как «обойти» закон о такси

Многих водителей-индивидуалов, занимавшихся ранее нелегальной перевозкой пассажиров на легковом транспорте и желающих сегодня сделать этот вид деятельности более законным, но не готовых при этом заниматься регистрацией ООО или ИП, интересует вопрос — как можно «обойти» закон о такси без прямой опасности быть подвергнутым серьезным административным наказаниям со стороны контролирующих органов.

На самом деле закон оставляет несколько незначительных лазеек, позволяющих полулегальным таксистам обходить отдельные его требования. Это касается как вопросов специального оборудования автомобилей под задачи такси, проведения финансовых операций с клиентами, так и порядка осуществления обязательных мероприятий по допуску автомобилей и водителей на маршрут.

Если раньше закон о такси запрещал выдавать лицензии на автомобили, не являющиеся собственностью ЮЛ или ИП, то новый закон не содержит подобных ограничений. Это означает, что предприниматели могут получать разрешения на такси для большого числа автомобилей, взятых в аренду или оформленных по генеральной доверенности. Таким образом к деятельности такси и привлекаются бывшие частники со своими личными автомобилями, с которыми предприниматели просто заключают трудовой договор.

Оборудование автомобиля необходимыми атрибутами такси не представляет никакой сложности (за исключением требования по цвету, если таковое принято в регионе), так как все эти устройства и приспособления являются съемными, а Закон не предъявляет к ним каких-либо стандартных требований. Это касается и знака на крышу, и цветографических полос на борта (могут быть магнитными или простыми наклейками), и даже счетчика-таксометра.

Нет в Законе и четко прописанных требований к процедурам технического контроля состояния ТС перед выходом на маршрут и медицинского освидетельствования водителей, а также к профессиональной квалификации персонала, который должен эти мероприятия проводить.

Новый закон о такси N 69-ФЗ в целом достаточно полно и качественно выполняет основное свое предназначение — цивилизованное регулирование деятельности многочисленных предприятий, осуществляющих платную перевозку пассажиров легковым автомобильным транспортом, на территории всех регионов РФ. А некоторые его несущественные недоработки и пробелы, скорее всего, будут тщательно проанализированы и устранены путем внесения новых изменений и дополнений в будущем.

Вас заинтересует:


30 Comments

    У каждого таксиста есть тревожная кнопка. По закоулкам они ездят больше чем сотрудники МВД или ФСБ. Машины подорожали,запчасти подорожали,бензин подорожал-услуги такси дешевеют.

    Смог в столице,а за рулём катаются и живут в машинах граждане СНГ!

    Таксист Борис

    Скажите в какой стране этот закон работает и для кого он написан?Как стояли дикари у вокзала,так и стоят...Как крышевали их,так и крышуют!

    Лишь четыре из десяти его статей посвящены внесению поправок, касающихся работы такси. Зато поправки эти существенно реформируют всю систему таксомоторных перевозок, потому документ и получил неофициальное название «Закона о такси».

    Заполонили дворы автомобили- такси. Стоят круглосуточно! Личному транспорту собственников и нанимателей мест в собственных дворах не остается. Поголовное шлагбаумство — изоляция дворов — не выход! Значит, жителям за деньги:резидентские разрешения, народные гаражи, а таксомоторам бесплатно в наших дворах? Почему Закон обходит такое важное — как парковка и стоянка таксомоторов?

    Вопрос:могу ли я,управляя арендованным лицензированным автомобилем такси, вести (производить видеозапись) видео-блог,соответственно с согласованием пассажира?Прописано ли это в законе? Ведь многие современные авто оборудованы системой Хендс-фри и по сути это так же может отвлечь от дороги

    Что сейчас делается в «засланных» такси-это кошмар. Яндекс,UBER, ГЕТ нанимают водителей удаленно не видя не водителей не состояния машин,при этом водителей набирают в обход 69 ФЗ,а именно, со стажем вождения от 6 месяцев. В каком состоянии машина эти службы тоже видно не совсем волнует. Заключают договора на перевозку пассажиров,во сколько прибывает машина на заказ вы никогда не узнаете,пожаловаться некому. Водители приезжают еще и грубят,машины грязные в салоне,от водителей пахнет. Дополнительной страховки пассажиров нет. А главное,никак не могу понять какое горючее они заливают,т.к. по их расценкам...это должна быть вода

    • Извеняюсь за грубость я 13 лет работаю в этой сфере есть пассажиры кокорые считают плачу что хочу то и делаю а твоё дело везти так что ненадолго хаить водил провокаторов хватает и я уверен что приветливому пассажиру явно не нагрубят.так что бывает всякие случаи,просто долго описывать.А вот за закон хочу сказать одно он сырой был и останется и невовсех регио нах проезд стоит бешенных денег унас проезд(не посадка) 50 рублей до 3 км а бензин40,15 Лучше бы спросили у депутатов где наше достояние народа и закон конституции вот где дела творятся

Абсолютно с вами согласен. Дело в том, что таксуют в стране не для получения дохода, а чтобы выжить. Как сказал один таксист: «беру в долг у машины.» На самом деле работа таксистом на своём авто убыточна. И чем дороже автомобиль, опрятнее водитель, законнее поездка, тем больше убыток. А расценки обязательно увеличатся, когда депутаты окончательно победят народ, отняв у него и эту возможность подработки. На рынке останетутся только монополисты. Стать таксистом сможет далеко не каждый, и заказать такси — то же. Вот оно — счастье...

Если хотите ехать в новенькой машинке, где от водителя пахнет Диором, салон свежий и говорят с вами «на будьте любезны», то готовьтесь платить не как за поездку на маршрутке!.. Сначала посчитайте, сколько стоит содержание авто в надлежащем виде, когда ты ежедневно возишь разный люд по 12 часов в сутки, а то и больше. И водителю должно остаться на содержание семьи, себя и авто, чтобы все были счастливы!

Главный недостаток закона № 69-ФЗ в том,что лицензия оформляется на автомобиль а не на водителя: сменил автомобиль — оформляй новую лицензию. В цивилизованных странах лицензию на такси покупает водитель и становится собственником лицензии пожизненно,может её подарить,продать.В этом случае разбил или продал автомобиль — лицензия остаётся действующей до конца твоей жизни и не требует оформления на новый автомобиль.Но Россия,как всегда,впереди планеты всей и умом её не понять.

Как только появился новый закон о такси, вступила в силу его первая часть, регуляторы, выдавая разрешения на работу, стали руководствоваться его положениями. Тем не менее, Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» породил споры, поскольку не все понимали, где можно получить разрешение, что для этого нужно сделать.

ФЗ №69 включает в себя ряд статей, в которые в 2012 и 214 году были внесены изменения и ряд дополнений. Значимым моментом стало увеличение штрафов. Кроме того, ужесточился контроль за работой диспетчерских, стали чаще проводиться налоговые проверки.

Обычно положения закона вступают в силу через 10 дней с того момента, как текст был представлен общественности через официальную публикацию. С законом о такси вышло по-другому, его положения стали действовать через значительное время. Сроки были определены в 10 статье ФЗ № 69.

В СМИ нередко встречаются слова «закон о такси 2015 года». Все дело в том, с 1 января 2015 года вступила в силу ч. 23, это же произошло и с ч. 24. Новый федеральный закон позволяет быстрее получить разрешение. Учтите, что на один автомобиль можно получить только одну лицензию. Для этого сделайте следующее:

  • Приготовьте выписку из ЕГРЮЛ, либо из ЕГРИП. Этот документ подтвердит то, что вы стоите на учете в налоговой инспекции.
  • Составьте заявление. Используйте для этого утвержденную форму.
  • Возьмите документ, удостоверяющий личность, снимите копию. Если оформлять разрешение будет ваш представитель, то потребуется сделать копию его удостоверения.
  • Возьмите свидетельство о регистрации авто, сделайте его копию, либо копию генеральной доверенности, ПТС, лизингового договора. Можно использовать и договор аренды.

Это окончательный список документов, он принят для всех регионов страны. Муниципальные органы не могут в него вносить изменения, запрет распространяется и на региональные власти. Водители имеют право отправлять заявку на получение разрешения по интернету, для этого следует ввести данные на страничке Госуслуг. Когда разрешение будет готово, вам отправят его по почте.

Порядок получения лицензии

Лицензию могут не выдать, но органы власти должны обязательно мотивировать отказ. Если вы укажете недостоверные сведения, либо передадите недостоверные данные об автомобиле, то вам могут отказать в получении разрешения.

В каждом регионе выдачей лицензий занимается уполномоченный орган, чаще всего это подразделение Министерства транспорта , находящееся в данном регионе, и носящее название Комитета по транспорту. Срок действия лицензии – не менее 5 лет. Если разрешение не выдают, то мотивированный отказ власти обязаны предоставить в течение 1 месяца с того момента, как было подано заявление.

В предпринимательской деятельности нередки изменения регистрационных данных. В этом случае индивидуальные предприниматели или юридические лица могут переоформить лицензию. Нередки ситуации, когда лицензия теряется. Восстановить документы вы можете, подав заявление. Процедура восстановления будет проведена в течение 10 дней.

Информация о всех выданных лицензиях есть в специальном реестре, информация публикуется на сайте уполномоченного органа в свободном доступе.

Если региональное подразделение ГИБДД выявит нарушения в работе такси, то владельцам лицензий будет выдано предписание. На то, чтобы устранить нарушения, отводится 1 месяц . После того, как требования будут выполнены, владельцы разрешений должны подготовить отчет об устранении нарушений, а затем отправить его в уполномоченный орган. Это нужно сделать до того, как истечет срок. Если требования не будут выполнены, или информация, содержащаяся в отчете, не будет соответствовать реальному положению дел, то разрешение может быть аннулировано.

Новые требования

С начала 2015 года начали действовать те положения, которые касались регулирования оформления автомобилей. Речь идет о тех регионах, которые ранее выставляли такие требования. Цветовое оформление может быть разным, власти региона имеют право утвердить несколько вариантов.

В 2015 году было введено еще одно новшество. Оно касается установки на автомобиль таксометра. Речь идет о тех ситуациях, когда плата – величина не фиксированная (по тарифу), а за поездку платят в зависимости от времени или километража.

Стоит перечислить и другие требования для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Те из них, которые получают лицензию, теперь должны своевременно проходить технических осмотр ТС. Кроме того, вводится медицинский осмотр водителей, только после этого они получают допуск к автомобилям. Технический осмотр автомобиля проводится каждый день, до выхода ТС на маршрут.

Основные моменты закона о такси

В № 69-ФЗ непосредственно к деятельности компаний такси можно отнести следующие статьи:

  • Нормы ответственности, информация о штрафах за нарушения в работе перечислены в статье 3.
  • Если говорить о предприятиях такси, то об административной ответственности при нарушениях правил сказано в ст. 7. Она вводит ст. 36.1, которая является дополнительной, в ФЗ № 259, действующий с 2007 года.
  • Предприятия, осуществляющие перевозку пассажиров с использованием легковых автомобилей, включены в ФЗ № 294 статьей 8. Этот закон действует с 2008 года.
  • В ст. 9 имеется 24 пункта. Можно сказать, что это и есть новый закон, касающийся организации и работы такси. Пункты являются положениями, которые регулируют деятельность компаний. В данном случае речь идет как об индивидуальных предпринимателях, так и о юридических лицах. В статье сказано о получении лицензии, указаны требования к автомобилям. Здесь же говорится о контроле за работой компаний-перевозчиков.
  • В ст. 10 вы прочитаете о порядке вступления этого закона в силу, а также о сроках ввода его положений.

Оборудование машины всем необходимым, кроме принятого в вашем регионе требования о цвете машины, если такое имеется, не представляет собой нечто очень сложное. Все приспособления, которыми необходимо оснастить автомобиль, являются съемными. Это касается счетчика, полос на борта и знака на крышу.

В законе вы не найдете каких-либо обязательных требований, отсутствуют предписания к проведению процедуры техосмотра перед выходом машины на маршрут. Это же касается проверки состояния здоровья водителей. Не указаны требования к квалификации персонала, который будет осуществлять все эти процедуры.

Преимущества нового закона N 69-ФЗ

Если сравнить с нормами федерального закона 69, действовавшего ранее, новые поправки дают предпринимателям больше шансов на открытие своего дела. Стоит отметить следующие послабления:

  • Если раньше для получения разрешения нужно было иметь пятилетний водительский стаж, то теперь достаточно 3 лет.
  • Вы можете работать как на своей машине, так и на взятом в официальную аренду автомобиле. Кроме того, можно получить лицензию и в том случае, если транспортное средство используется по лизингу.
  • Отменено требование о наличии в машине талона технического осмотра, а раньше его проходили раз в 6 месяцев. Технический осмотр машин такси унифицируется с ТО личных авто.
  • Вы можете перевозить пассажиров, работать на межрегиональном уровне даже в том случае, если между этими регионами не заключены специальные соглашения. При этом машину подают по адресу, находящемся в том регионе, где вы получали разрешение. А вот раньше позволялось выполнять перевозки исключительно по территории региона.
  • Если регионы заключили между собой соглашения, то вы можете осуществлять посадку пассажиров, производить перевозку людей и в другом регионе.

Отзыв разрешения на такси

Это может произойти в следующих случаях:

  • Были выявлены нарушения, но вы не учли рекомендации, положение дел осталось прежним. Либо вы написали отчет, что нарушения устранены, но на деле ничего не изменилось.
  • Между регионами нет соглашения, но правила фрахта такси были нарушены повторно. Это произошло на территории другого региона.
  • Были повторно нарушены требования к машине, которые установлены в этом регионе.
  • Такси управлял водитель со стажем меньше 3 лет.
  • Произошло ДТП по вине водителя такси, в результате которого был причинен тяжкий вред. Авария по вине водителя такси со смертельным исходом.

Штрафы по ФЗ-69

Если вы решили заниматься перевозкой пассажиров, помните о том, что в салоне машины должна быть действующая лицензия. Это обязательное условие, за отсутствие документа положен штраф до 30 тысяч руб . О штрафах за другие нарушения можно узнать в ст. 11 и ст. 12 КоАП.

Заключение

Можно с уверенностью сказать, что новый закон направлен на то, чтобы создать в России цивилизованные условия перевозки пассажиров, сделать обычные и маршрутные такси более удобными и безопасными для граждан.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

Государственной Думой

Советом Федерации

Внести в Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2016, N 27, ст. 4234) следующие изменения:

1) в статье 1:

а) в части 1 слово "промышленным" заменить словом "производственным";

КонсультантПлюс: примечание.

б) дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по пожарной безопасности.";

2) статью 2 дополнить пунктом 22.1 следующего содержания:

"22.1) пожарная секция - часть пожарного отсека, выделенная противопожарными преградами;";

3) главу 1 дополнить статьей 6.1 следующего содержания:

"Статья 6.1. Идентификация объектов защиты

Идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится путем установления их соответствия следующим существенным признакам:

1) класс функциональной пожарной опасности;

2) степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности;

4) в пункте 4 части 1 статьи 19 слово "воспламенения" заменить словами "распространения пламени";

5) пункт 3 части 1 статьи 32 дополнить подпунктом "ж" следующего содержания:

"ж) Ф3.7 - объекты религиозного назначения;";

6) часть 2 статьи 36 признать утратившей силу;

7) пункт 5 части 1 статьи 37 дополнить словами "(экранные стены)";

8) статью 43 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.";

9) в пункте 3 части 1 статьи 50 слова ", исключающих образование" заменить словами "с защитой от";

10) пункт 2 статьи 59 после слова "этажности" дополнить словами "или высоты";

11) статью 64 изложить в следующей редакции:

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности

1. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

2. Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

3. В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

4. При составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты.

5. Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.";

12) в статье 66:

а) в части 1 пятое предложение исключить;

б) часть 4 признать утратившей силу;

13) часть 1 статьи 69 изложить в следующей редакции:

"1. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения. Допускается уменьшать указанные в таблицах 12, 15, 17, 18, 19 и 20 приложения к настоящему Федеральному закону противопожарные расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов защиты при применении противопожарных преград, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. При этом расчетное значение пожарного риска не должно превышать допустимое значение пожарного риска, установленное статьей 93 настоящего Федерального закона.";

14) часть 2 статьи 77 признать утратившей силу;

15) в части 12 статьи 84 слова "медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении" заменить словами "организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях,", слова "дежурного персонала" заменить словами "соответствующих работников организации";

16) в пункте 2 части 5 статьи 89 слова "категорий В4" заменить словами "категорий В1 - В4";

17) часть 4 статьи 98 изложить в следующей редакции:

"4. К зданиям и сооружениям по всей их длине (за исключением линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд (доставка) мобильных средств пожаротушения с одной стороны при ширине здания или сооружения не более 18 метров и с двух сторон при ширине более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.";

18) в статье 100:

а) часть 3 после слов "резервуаров с" дополнить словами "сжиженными горючими газами,";

б) части 5 - 9 и 11 признать утратившими силу;

19) в части 4 статьи 134 слова "полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1" заменить словами "покрытия полов должны иметь класс пожарной опасности не выше чем КМ1";

20) часть 6 статьи 138 изложить в следующей редакции:

"6. Противодымные экраны (шторы, занавесы) должны быть оборудованы автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина выпуска таких экранов должна быть не менее толщины образующегося при пожаре в помещении дымового слоя. Основа рабочих полотен противодымных экранов должна выполняться из негорючих материалов.";

21) части 1, 3 и 4 статьи 140 признать утратившими силу;

22) главу 32 признать утратившей силу;

23) статью 146 дополнить частью 14 следующего содержания:

"14. Подтверждение соответствия продукции требованиям пожарной безопасности строительных материалов, имеющих предельные (наиболее опасные) значения показателей пожарной опасности, может осуществляться по схеме 1д. Информация об этих показателях должна быть приведена в технической документации на данную продукцию.";

24) часть 1 статьи 151 признать утратившей силу;

25) в приложении:

а) таблицу 6 признать утратившей силу;

б) в таблице 24 слова "Двери шахт лифтов" заменить словами "Двери шахт лифтов (при условии, что к ним устанавливаются требования по пределам огнестойкости)".

Признать утратившими силу:

1) подпункт "г" пункта 37, подпункт "д" пункта 72, подпункты "б" и "в" пункта 88 статьи 1 Федерального закона от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3997);

2) подпункт "б" пункта 2 и пункт 5 статьи 120 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3477).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпункта "б" пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Подпункт "б" пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до дня вступления в силу подпункта "б" пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения применяются в части, соответствующей объему работ по сохранению указанных объектов культурного наследия, если проектная документация на проведение таких работ содержит требования пожарной безопасности, направлялась на государственную экспертизу в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и согласована соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Государственной Думой

Советом Федерации

Применительно к составам административных правонарушений в области дорожного движения и административным санкциям за их нарушение, как они закреплены в главе 12 КоАП Российской Федерации, изначально действовало общее правило, в силу которого за нарушения соответствующих правил и норм, предусмотренных федеральными законами и изданными на их основе иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливаются единые для всей территории Российской Федерации меры административной ответственности. В отступление от этого общего правила Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а затем Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" как из уже имевшихся, так и из вновь введенных и распространяющихся на всю территорию страны административных правонарушений в области дорожного движения были выделены административные правонарушения, единственным отличием состава которых выступает такой квалифицирующий признак, как их совершение в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.