Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях. Управление и менеджмент: сходства и различия

    Понятие управления.

    Управление и менеджмент - сходства и различия.

    Предмет науки менеджмента.

    Системный подход в менеджменте.

    Ситуационный подход в менеджменте.

    Система, её величина и сложность.

    Социально-экономическая система: основные понятия.

    Внешняя среда предприятия ее компоненты.

    Цели предприятия, их классификация.

    Стратегия предприятия, виды эталонных стратегий.

    Кибернетическая модель предприятия.

    Система управления предприятием, её структура.

    Понятие принципов менеджмента.

    Принципы менеджмента Д. Эмерсона.

    Принципы менеджмента А. Файоля.

    Процесс управления, его этапы.

    Общие функции управления.

    Конкретные функции управления.

    Специальные функции управления.

    Прогнозирование как функция менеджмента.

    Метод Дельфи.

    Метод мнений жюри управляющих.

    Метод совокупных мнений работников сбыта.

    Метод ожидаемых запросов потребителей.

    Математические методы прогнозирования сбыта.

    Планирование как функция управления.

    Виды планов.

    Среда планирования.

    Метод ключевых событий.

    Метод поэтапного планирования.

    Диаграммы Гантта.

    Метод отдельных приращений.

    Планирование непредвиденных обстоятельств.

    Сущность мотивации как функции менеджмента.

    Теория потребностей А. Маслоу.

    Методика определения потребностей.

    Теория потребностей Д. МакКлелланда.

    Теория мотивации Ф. Герцберга.

    Теории X и Y Д. МакГрегора.

    Концепции Э.Шейна.

    Теория Z У. Оучи.

    Теория ожиданий В Врума.

    Теория справедливости.

    Организационная деятельность и организационная роль.

    Принципы организационной деятельности.

    Взаимоотношение полномочий, власти и ответственности.

    Нормы управляемости.

    Теория Грайкунаса.

    Характеристики организационной роли.

    Мотивационный балл организационной роли.

    Направления и методы развития организационной роли.

    Организационная культура, ее вид и сила.

    Организационная культура и организационные процессы.

    Факторы, влияющие на организационную культуру.

    Дифференциация организационной культуры.

    Понятие организационной структуры менеджмента.

    Линейные структуры управления.

    Штабные структуры управления.

    Функциональные структуры управления.

    Региональные структуры управления.

    Продуктовые структуры управления.

    Потребительские структуры управления.

    Проектные структуры управления.

    Матричные структуры управления.

    Этапы формирования ОСУ.

    Место контроля в сис-ме управления. Виды управленч контроля

    Нормативы, используемые в управленческом контроле.

    Место анализа в управленческом цикле.

    Понятие финансового анализа.

    Коэффициент риска деятельности предприятия.

    Направления изучения руководителя и его деятельности.

    Роли руководителя (по Г.Минцбергу).

    Время как ресурс руководителя.

    Личностные качества руководителя.

    Понятие управленческого решения, их классификация.

    Требования, предъявляемые к управленческим решениям.

    Понятие процесса принятия решений.

    Методы обоснования управленческих решений.

    Метод ранжирования при принятии решений.

    Понятие управления.

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

    обязательно качество целостной организованной системы;

    наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

    определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

    служит интересам взаимодействия основных элементов;

    обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

    Управление и менеджмент - сходства и различия.

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.

Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Сравнение менеджмента и управления

Сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

    Предмет науки менеджмента.

Менеджмент - это процесс управления (руководства) отдельным работником, рабо­чей группой, коллективом для достижения цели организации. Менеджмент подразумева­ет определенную категорию людей, получивших профессиональ­ное образование в сфере управления и практически занимающихся руководством. Функции менеджера складываются из двух основных компо­нентов: профессионально-технических и эмоционально-личност­ных. Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей. Концепции управления. научного управления; административного управления; управление с позиции науки о поведении; управление с позиции психологии и человеческих отношений; Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) - менеджеров и объекта управления (управляемой подсистемы) - персонал.

    Системный подход в менеджменте.

Система (греч.) - это объекты, обладающие целостностью и состоящие из взаимодействующих между собой и окружающей средой частей и элементов для достижения определенной цели.

Применение системного подхода повышает эффективность организации и управления сложными системами, к которым относится и коммерческая деятельность.

Системный подход выполняет как бы эвристические функции (эврика - греч. открываю, отыскиваю - слово, выражающее радость, удовлетворение).

Его положительная роль сводится к тому, что:

    понятия и принципы системного подхода позволяют выявить больше реальных возможностей, чем отмечено в традиционных методах;

    кроме того, для выявления наиболее полных связей и поиска конкретных элементов целостности системный подход позволяет найти новое объяснение по сравнению с традиционными методами;

    сложные объекты имеют множество вариантов членения, и типы связей между элементами могут быть различны. Системный подход позволяет определить критерий выбора адекватного варианта членения, с учетом единицы анализа.

С появлением новых научных и прикладных задач обнаруживается недостаточность традиционных подходов для решения таких новых задач, выявляется недостаточность методов объяснения, поэтому принципы системного подхода помогают по-новому подходить к предмету изучения.

Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:

    интеграция научных знаний, рост числа междисциплинарных проблем;

    комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

    усложнение решаемых проблем и объектов;

    рост числа связей между объектами;

    динамичность изменяющихся ситуаций;

    дефицитность ресурсов;

    повышение уровня стандартизации и автоматизации элементов производственных и управленческих процессов;

    глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т.д.;

    усиление роли человеческого фактора в управлении и др.

Перечисленные черты вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческих решений.

Системный подход - это методология исследования объектов как систем.

Система образуется двумя составляющими:

    внешним окружением, включающим в себя вход и выход системы, связь с внешней средой и обратную связь;

    внутренней структурой, т.е. совокупностью взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа системы в се выход и достижение целей системы.

Производственная система - это единство материальных и нематериальных компонентов анализируемого объекта, ею внешних и внутренних связей, обеспечивающих рациональность информационных, производственных, управленческих и других процессов по переработке входа системы в ее выход и достижению целей субъекта управления.

    Ситуационный подход в менеджменте.

В условиях, когда задачи управления четко сформулированы, то должностные полномочия значительны, и отношения с подчиненными становятся благоприятными. Если условия менее благоприятны, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль.

Инструментальный стиль руководства направлен на поддержание человеческих отношений и подходит в умеренно благоприятных ситуациях, когда нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. В такой ситуации использование данного стиля расширит возможности руководителя и сделает его более влиятельным.

Особенность модели: руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействовать на пути достижения этих целей, следовательно, основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага получат подчиненные, если будут хорошо работать.

Еще одним примером ситуационного подхода является теория жизненного цикла, разработанная Херсли и Бланшаром. Она основывается на использовании руководителем односторонней коммуникации при объяснении того, что и как подчиненный обязан сделать и антропоцентрического поведения (в каком пределе руководитель использует двухсторонюю коммуникацию при оказании социо-эмоциональной поддержки).

В соответствии с этим выделяют четыре основные стиля руководства.

Приказывающий – односторонняя коммуникация, основанная на указаниях сотрудникам, что и как им необходимо выполнять.

Продающий – стремится путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически «закупать» те решения, которые они должны сделать.

Участвующий – руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двусторонюю коммуникацию.

Делегирующий – руководитель делегирует свои полномочия, поскольку уровень подготовки подчиненных достаточно высокий.

Врум и Иеттон выделяют пять стилей руководства.

Руководитель сам принимает решения.

Руководитель высказывает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решения.

Руководитель обозначает проблему подчиненным, обобщает изложенные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.

Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему, и в результате вырабатывается общее мнение по данному вопросу.

Руководитель постоянно сотрудничает с группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее независимо от того, кто его автор.

Основные критерии при выборе стиля руководства:

вероятность того, что единоличное решение руководителя получит поддержку;

структурированность проблемы;

наличие информации и опыта у подчиненных;

уровень требований, предъявляемых к решению;

причастность подчиненных к делам организации;

заинтересованность исполнителей;

вероятность возникновения конфликтов в результате принятия решений.

    Система, её величина и сложность.

Системность как всеобщее свойство материи проявляется в том, что все окружающие человека предметы, объекты, вещи, а также явления природы и сама природа представляют собой совокупность взаимосвязанных между собой простых и сложных элементов, компонент, частей, совокупностей и т.д. Признаками системности принято считать:

Структурированность объекта исследования;

Взаимосвязанность его частей;

Подчиненность единой цели.

Системность в менеджменте характеризуется: системностью в практической деятельности менеджера, т.е. его активным и целенаправленным воздействием на объект управления; внутренней системностью познавательных процессов, (при рассмотрении причин возникновения и факторов развития системных представлений, методов и теорий им соответствующих, менеджер должен обязательно отметить объективные особенности человеческого мышления); системностью бизнес-среды и бизнес-мышления: бизнес-среда – это бесконечная иерархическая система систем, находящихся на разных стадиях развития, на разных уровнях системной иерархии.

система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система менеджмента организации - это совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей в процессе производства и реализации товаров и услуг, а также звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Природа системы управления организацией определяется природой ее системных элементов: входных и выходных потоков, бизнес-процессов и бизнес-процедур, целей, стоящих перед менеджментом и его миссией, типом управляющих параметров и ресурсных ограничений. Неделимой частью системы менеджмента является его элемент, имеющий определенное функциональное назначение. Например, служащий офиса, менеджер системы управления, продавец торговой системы и т.д.

Относительно самостоятельная часть системы менеджмента, включающая элементы и группы элементов, имеющая автономную функциональную цель, называется подсистемой. Например, подсистема информационного обеспечения системы управления, подсистема сбыта продукции экономической системы, технологическая подсистема производственной системы и другие.

Принципы – объективно присущие системе основные законы и правила ее поведения, не подверженные влиянию внешних факторов и внутренних субъектов. Принципы должны быть соблюдены и учтены при управлении, синтезе и анализе систем. В противном случае системе грозит разрушение.

    Социально-экономическая система: основные понятия.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

    существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

    обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

    направлено на достижение определенной управленческой цели;

    характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

    субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

    объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

    реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл - совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

    анализ управленческой ситуации;

    выработка и принятие решения;

    организация и исполнение решения;

    контроль выполнения решения;

    подведение итогов, внесение корректив.

    Внешняя среда предприятия ее компоненты.

Внешняя среда представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он помогает получить такие результаты, которые могут повлиять на принятие решений в области выбора целей, а также на всю деятельность предприятия в перспективе.

Анализ внешней среды дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.

Макроокружение – это общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна.

К макроокружению организации относят: экономические условия в стране, регионе; политические условия; право; уровень технологий; международные связи; социально-культурную среду; природно-геогра-фические условия; рынок; государство.

Анализ макроокружения включает изучение влияния на деятельность предприятия таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, уровень развития научно-технического прогресса, инфраструктура, международное положение и т. п.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т. п.

Любой из указанных ресурсов имеет очень большое значение для эффективной деятельности организации. Поэтому качественный стратегический анализ каждого отмеченного ресурса как фактора непосредственного окружения организации, а также их системный многофакторный анализ в целом – это приоритетная цель подсистемы стратегического анализа и всего стратегического планирования.

К непосредственному окружению относятся покупатели и поставщики.

Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Анализ поставщиков сориентирован на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т. п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:

стоимость поставляемого товара; гарантию качества поставляемого товара; временной график поставки товаров;пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.

    Цели предприятия, их классификация.

Цель предприятия - это желаемое состояние, которого можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников в заданный промежуток времени.

В стратегическом управлении выделяют три типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процесса планирования. Б теории управления их принято называть целями "стратегического треугольника".

Это:корпоративные цели. Эти цели главным образом связаны с требованиями, которым должны удовлетворять все хозяйственные подразделения, с границами организации г целом, с финансовыми целями, с желаемым географическим распределением деятельности, с позицией, занимаемой компанией в отношении социальной ответственности, и т. д. Корпоративные цели - это следствие и реальное воплощение миссии;

цели предпринимательской деятельности. Они касаются желаемого уровня прибыльности (величина прибыли, рентабельности, дохода на акцию) и конкурентоспособности (доля рынка, положение в отрасли);

функциональные цели. Это производные цели функциональных подразделений, интегрирующие их деятельность на достижение как корпоративных целей, так и целей предпринимательской деятельности. Сюда чаще всего относятся цели в области: производительности (издержки на единицу продукции, материалоемкость, отдача с единицы мощностей, др.), финансовых ресурсов (например, структура капитала, движение денег, размеры оборотного капитала), НИР и ОКР (в том числе: сроки внедрения новой технологии, оборудования, продукта, затраты на НИР и ОКР, качество), человеческих ресурсов (квалификация, текучесть кадров, организационное знание), организационного потенциала (время проведения организационных изменений).

Существуют три основные характеристики, которые определяют как саму цель, так и те усилия, которые требуются от работника по ее достижению: сложность, специфика и приемлемость.

1. Сложность цели отражает уровень профессионализма, необходимый для ее достижения. Чем выше квалификация работника, тем чаще он определяет свою деятельность как систему результатов, которую должен обеспечить. Сложность целей определяется процессом ее достижения. Например, для технической службы может быть поставлена цель - обеспечить заданное качество товара. При наличии технической документации достижение этой цели не является чем-то особенно сложным. Если технической документации нет, то сложность достижения цели возрастает.

2. Специфика цели отражает количественный результат, ее определенность. Специфика подразумевает соответствие процесса достижения цели должностным обязанностям исполнителя. С развитием рыночных отношений у предприятий стати появляться рыночные (маркетинговые) цели. Соответственно, для осуществления этих целей первоначально привлекались специалисты отделов сбыта, которые не в полной мере понимали специфику изменившейся ситуации на рынке: конкуренция, товары-заменители, инфляция и т. д.

3. Приемлемость цели отражает степень восприятия работником цели, которая перед ним поставлена. Человек всегда оценивает те трудозатраты, которые ему необходимы для достижения цели, и то, что он получит в результате. Если выгоды для него нс очевидны, то цель может быть и не принята, а значит, и не достигнута. Таким образом, приемлемость цели напрямую зависит от мотивации сотрудника на ее выполнение.

    Стратегия предприятия, виды эталонных стратегий.

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

    Кибернетическая модель предприятия.

Кибернетика как наука занимается изучением систем произвольной формы, способных воспринимать и обрабатывать информацию, используя ее для управления и регулирования происходящих процессов.

Кибернетика , изучая процессы, происходящие в системах, выделяет: вход, выход, процесс или процессор, и обратная связь.

Организационные системы, как и большинство систем, представляют собой совокупность управляемой подсистемы (объект управления) и управляющей подсистемы (субъект управления). На входе организационные системы потребляют ресурсы (Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, Х6, Х7). В процессе преобразования ресурсов организационные системы получают на выходе продукцию (У1) или услуги (У2), являющиеся результатом функционирования (У).

Эффективное управление – это целая система подходов и методов к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные воззрения на этот процесс, которые могут в корне отличаться друг от друга. Управление и менеджмент, по сути, понятия схожие, но есть между ними и ряд принципиальных отличий. Подробнее http://pedagogru.ru Главным образом, они касаются разграничения понятий и их применения к конкретным областям человеческой жизни.

Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.
Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении».

Сравнение менеджмента и управления

Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

Разница между менеджментом от управлением заключается в следующем:

Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов.
Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах).
Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами.
Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.

Страница 2

Таблица 2.

Менеджмент

Управление

Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.

Существенные сходства

· Руководство чьей-либо деятельностью;

· Цель – достижение высокой эффективности.

Существенные различия

· Понятие имеет меньший объем, большее содержание;

· Является стадией управленческого процесса;

· С использованием достижений науки управления;

· Термин применяется на различных уровнях социальной деятельности.

· Понятие имеет больший объем, меньшее содержание;

· Использование науки управления не обязательно;

· Термин применяется в любых сферах деятельности.

Несущественные сходства

· Направлен на подчинение и использование человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Несущественные различия

· Орудия производства и контроля.

Теперь выделим существенные признаки предмета и отделим несущественные, второстепенные, т.е. произведем абстрагирование, а также объединим существенные признаки, полученные нами в процессе анализа (синтез).

Таблица 3.

Существенные признаки

Несущественные признаки

· Функции менеджмента – планирование, организация, руководство, контроль;

· Понятие используется во всей экономической системе на различных социальных уровнях;

· Проводится одним лицом или группой лиц;

· Направлен на подчинение или использование человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Теперь объединим отдельные признаки менеджмента, т.е. произведем обобщение:

· Управление чьей-либо деятельностью;

· С использованием науки управления;

· Цель – достижение высокой эффективности деятельности, лучшее использование ресурсного потенциала;

· В данной социальной группе (организации, фирме, компании).

b.) Определение менеджмента и проверка его правильности.

Определение – это логическая операция, которая раскрывает содержание понятия. В явном определении понятия, содержание которых надо раскрыть, называется определяемым понятием (definiendum – Dfd), а то понятие, с помощью которого оно определяется, называется определяющим понятием (definience – Dfn).

На основании логических приемов формирования понятия “менеджмент” произведем его определение (или дефиницию).

Менеджмент – это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения.

Проверим выведенное определение по правилам составления определения, а также выясним отношение объема и содержания.

1. Правило соразмерности объемов: объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. При нарушении этого правила могут возникать следующие логические ошибки в определении:

· Широкое определение – объем Dfn больше Dfd. Например, опустив в Dfn слово “научное” [управление], мы получим определение, в результате которого управленческую деятельность вождя первобытного племени, следящего за сбором плодов, можно назвать менеджментом. Или, убрав “социальное объединение”, мы получим определение, согласно которому управление автоматизированными системами является менеджментом.

· Узкое определение – объем Dfn меньше объема Dfd. Например, определив менеджмент как процесс научного управления с целью … получения прибыли, мы увеличим содержание, но уменьшим объем, так как теперь управленческая деятельность в некоммерческих организациях не будет являться менеджментом. Другой пример: менеджмент – это процесс … управления производством и производственным персоналом. Значит, управление социальными ресурсами, если оно не касается конкретно производства товаров и услуг, не является менеджментом.

· Определение в одном отношении широкое, в другом узкое – т.е. объем Dfd больше и меньше объема Dfn (в разных отношениях). Например: менеджмент – это совокупность мер … по управлению предприятием. С одной стороны, мы имеем ввиду любые формы управления, в том числе без использования научного подхода (увеличение объема), но – на базе одного предприятия (уменьшение объема).

Вывод: в данном нами определении нельзя убрать или добавить существующие признаки из-за соразмерности определяемого и определяющего понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия выполнен.

2. Правило запрета круга.

Круг возникает тогда, когда Dfd определяется через Dfn, а Dfn было определено через Dfd. Круг возникает, если определяемое понятие характеризуется через него же, лишь выраженное другими словами, или когда определяемое понятие включается в определяющее в качестве его части (тавтология). Например: менеджмент – это деятельность менеджеров различных уровней, или manage – это управление. В нашем определении правило не нарушено.

3. Определение должно быть четким, ясным.

Смысл и объем понятий, входящих в Dfn, должен быть ясным и определенным. Не должно быть двусмысленности, метафор, сравнений. Так, например, не будет определением следующее суждение: менеджмент, в отличие от маркетинга, занимается не только адаптацией предприятия к изменяющимся условиям рынка или обеспечением разработки новых товаров.

4. Правило нежелательного отрицания.

В определении должны отсутствовать определяющие отрицания.

Вывод: данное нами определение понятия “менеджмент” не нарушает ни одно из 4-х правил, следовательно оно верно.

Менеджмент – общее, неизбирательное, абстрактное, положительное, безотносительное понятие.

Логическая характеристика понятия позволит точнее использовать его в процессе мышления. Кроме определения, существуют другие операции над понятиями. Рассмотрим их подробнее.

c.) Деление понятия.

Деление – это логическая операция, посредством которой объем делимого понятия (множество) распределяется на ряд подмножеств с помощью избранного основания деления (признак, по которому производится деление объема понятия). Подмножества, на которые разделен объем понятия, называются членами деления. Делимое понятие – родовое, а его член деления – виды данного рода, соподчиненные между собой, т.е. непересекающиеся по своему объему (не имеющие общих членов).

Примером деления на уровни менеджмента по степени властных полномочий, субординации и выполняемым функциям может служить рис. 1.

Примером функционального деления менеджмента будет следующая схема:

Лидерство - это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.

В современной науке менеджмента лидерство характеризуется неоднозначно, но можно выделить следующие основные понятия лидерства:

Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек (группа лиц);

Это руководящая должность, управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;

Это способность оказывать постоянное, руководящее, приоритетное над другими и опирающееся не на прямое применение силы, а на авторитет (признание правомерности) руководства влияние;

Это символ общности и образец поведения группы.

Лидерство - это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Дорофеева Л.И., Бгашев М.В. «Менеджмент». - Москва, 2008 г.

Происходящие в мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства была сформулирована, ставшая знаменитой, максимума: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление не так заметно, так как по мере развития менеджмента возникла необходимость формирования навыков лидерства.

Основываясь на своем профессионализме, способностях и умениях, менеджер концентрирует усилия в области принятия решений, сводя к минимуму варианты путей решения проблемы, принимающихся на основе опыта, а лидер предпринимает попытки разработать новые и неоднозначные пути решения проблемы. После решения проблемы лидеры берут на себя риск появления новых проблем, особенно при возможности получения соответствующего вознаграждения. В большинстве менеджеры обладают лидерскими качествами, но на практике их не проявляют.

Управление в организации как процесс межличностного общения включает в себя отношения «менеджер - сотрудник», а также все области жизни индивидов, коллективов, обществ в государстве и самого государства. При этом те, кто управляет, и те, кем управляют, находятся во взаимодействии. Поэтому необходимо рассматривать природу лидерства с учетом взаимодействия между людьми, так как управляемый взаимодействует с управляющим.

Современный менеджмент невозможен без индивидуального, инновационного подхода к изменяющимся обстоятельствам для достижения новых перспективных направлений развития, т.е. менеджмент невозможен без лидеров. Управление и лидерство - не синонимы, но способность быть лидером - ключевое условие, чтобы стать менеджером. Лидер - это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя.

Организацию можно рассматривать в двух аспектах: как формальную и неформальную.

Соответственно, правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей (формальных и неформальных), особенности которых состоят в следующем:

1) отношения первого типа - должностные, функциональные; отношения второго типа - психологические, эмоциональные;

2) руководство занимает особое место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль и функции менеджера в организации заранее определены, а роль лидера возникает стихийно без ее формального определения и описания;

3) руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций, лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных по статусу (служебному положению).

Таким образом, руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический. И в этом - основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего. Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Во-вторых, менеджер совместно с лидером реализует процессы социального влияния в группе (коллективе). В-третьих, этим феноменам присущ момент субординации отношений, проявляющий достаточно отчетливо в деятельности менеджера и менее отчетливо - лидера.

Согласно концепции власти и теории группового подхода к деятельности лидера выделяются следующие основные функции, отличающие его от формального руководителя:

o формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения: управление, лидерство, менеджер, решение.

o установив нормы, обычаи, традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.

Таким образом, отличие понятия лидера от менеджера достаточно велико. Лидерство не подменяет собой менеджера (руководство), а дополняет его. Наибольший эффект управления достигается в ситуации, когда инструменты руководства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. В настоящее время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является менеджером и лидером, следовательно, эффективно управляет организацией, ее формальной и неформальной средой.

Важным фактором в осуществлении лидером своих функций являются его личностные качества. Однако не зря говорят, что каждая эпоха выдвигает своих лидеров: конкретная обстановка и динамика внешней среды в существенной степени определяют успех или неудачу того или иного лидера. Поведение лидера и результаты, которых он добивается, во многом зависят от зрелости последователей, их умений и опыта. Кроме того, на судьбу лидера влияют как ситуационные факторы (например, удачное или неудачное стечение обстоятельств), так и результаты деятельности последователей. Поведение лидера также является решающим фактором, от которого зависит работа организации и ее успех. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Таблица 2 Отличия менеджера от лидера

Менеджер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План-основа действий

Видение-основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали.

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в определенном событии или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации. Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

На практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Когда простой нормальный человек заходит в интернет, у него может сложиться впечатление, что менеджмент и управление – это практически одно и то же. В принципе, эти два понятия связаны между собой, одно вытекает из другого. Попробуем разобраться на простых примерах, применяя особенности нашего менталитета.

Что такое управление

Управление – это воздействие на объект, для достижения каких-либо целей. Объекты бывают:

  1. Группы людей (государство и политика)
  2. Предметы и механизмы.
  3. Организации.
  4. Коммуникация.
  5. Информация.
  6. Финансы.

В нашем случае будем руководствоваться управлением в организации (на предприятии).

Что такое менеджмент

Менеджмент – это совокупность различных способов управления , то есть, говоря простым языком, это наука о том, как сделать управление более эффективным.

Как это происходит на практике? Допустим, вы руководитель небольшого бизнеса и у вас малое предприятие (10 – 20 человек, возможно чуть больше). Вы здесь царь и бог. Вы наделены полномочиями, чётко знаете, чего хотите и требуете исполнения поставленной задачи от подчинённых. Вы здесь одновременно выступаете в роли предпринимателя, разрабатываете и контролируете различные способы по улучшению работы вашей фирмы.

Если же бизнес становится более крупным, то без заместителей (эффективных менеджеров) вам не обойтись, потому что большие организации нуждаются в больших объёмах управленческой работы. К тому же одной из основных функций руководителя предприятия является ведение переговоров с другими организациями. А это занимает по некоторым данным более половины рабочего времени руководителя организации.

Особенности менеджмента за рубежом

Немецкий менеджмент характеризуется:

  • Модернизацией производства, длительным процессом внедрения новых технологий.
  • Прагматизмом, отличной дисциплиной, дальновидностью.
  • Руководство компанией осуществляется двумя структурами: наблюдательным советом и правлением.

Американский менеджмент руководствуется следующими понятиями:

  1. Менеджеры действуют прямолинейно, прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах.
  2. Менеджеры сразу переходят к самой сути вопроса.

Японский менеджмент имеет следующие особенности:

  • Использует практику пожизненного найма.
  • Рабочее время нужно проводить только в форменной одежде.
  • Организация общей столовой для руководителей и рабочих.
  • Обязательное награждение за успехи в труде.

Западная модель менеджмента в целом характеризуется:

  1. Принцип единоначалия руководителя в принятии решения.
  2. Отсутствие у сотрудников чувства преданности к работе.
  3. Разграничение личных и деловых отношений.

Можно сделать вывод, что каждая модель менеджмента приводит к разному уровню эффективности организации.

Чем отличается менеджмент от управления

  1. Понятие менеджмент чаще всего используется в производстве, торговле и т. д., то есть в тех сферах жизнедеятельности человека, которые приносят прибыли, а управление к любым воздействиям субъекта на объект (управление экскаватором, государством и предприятием в том числе).
  2. Управление – понятие более старое и обширное , а менеджмент – лишь составная часть способов управления.
  3. Менеджмент – способ воздействия на социально-экономические составляющие человеческой жизнедеятельности при помощи науки. Управление – совокупность наук, отличающихся разными подходами или методами.

Способы управления в наших организациях

Хороший менеджер должен понимать взаимосвязь всех производственных процессов , владеть текущей ситуацией на предприятии, прогнозировать состояние рынка (спрос, предложения). Самое главное владеть искусством управления персоналом, быть своего рода психологом. Ведь не секрет, что в процессе производства могут возникнуть противоречия с профсоюзами, трудовым законодательством, интригами которые всегда имеют место в любом трудовом коллективе.

Пример из жизни: В нашем предприятии А имеется несколько производственных участков, выпускающих различные виды продукции. Все мощности загружены до предела. В этот момент заместителю по коммерции попадается срочный заказ, на котором фирма может неплохо заработать.

Менеджер начинает лихорадочно соображать: «Ага, на участке металлообработки у меня имеется карманный мастер. Неплохой семьянин, ответственный работник, знающий всю подноготную производства. Всё бы ничего, но есть большой минус – запой раз или два в году уже давно должен был поставить крест на карьере начальника цеха». Но у управленца на сей счёт другое мнение. Он знал, что начальник цеха металлообработки, чувствуя свою вину, выполнит срочный заказ вовремя не в ущерб всему производству, что мастер будет в буквальном смысле жить в цеху в дополнительное время и выходные дни и отыщет способ уговорить рабочих поработать сверхурочно. Что мы имеем в результате:

  1. У предприятия образовалась сверхзапланированная прибыль.
  2. Показатели растут, директор доволен.
  3. У заместителя директора прибавилось наличных (заказ то ведь срочный, а за скорость можно и заплатить).
  4. Рабочие получили премию.
  5. Начальник цеха немного реабилитирован (по крайней мере, пока).

Итог: из приведенного примера следует, что наш менеджмент несколько отличается от японского, немецкого или американского. Нашим управленцам иногда приходится находить нестандартные решения, хотя мировой опыт никто не отменял и желательно использовать его по максимуму.