Какие вопросы задавать эксперту по дтп. Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой. Термины и определения

В рамках автотехнической экспертизы возможно ответить так же на следующие вопросы:

1. Имеются ли на автомобиле признаки внесения изменений в конструкцию транспортного средства?

2. Имеются ли на автомобиле наличие устройств, не предусмотренных заводом изготовителем?

3. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию транспортного средства отвечать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720 г. Москвы «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»?

4. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию ТС соответствовать требованиям Правил дорожного движения РФ, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасность транспортных средств?

В рамках автотовароведческой экспертизы возможно решение следующих вопросов:

1.Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений , полученных в результате ДТП, произошедшего (дата)?

Суду, назначившему экспертизу, либо лицу, заявившему ходатайство о назначении экспертизы, необходимо конкретизировать дату, на которую нужно определять стоимость (на дату ДТП, либо на день проведения экспертизы).

Так же необходимо указать, какую из стоимостей необходимо определять:

Стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП по данным официального дилера;

Среднерыночную стоимость;

Стоимость в конкретной организации.

2. Какова стоимость восстановительного ремонта с учётом стоимости ремонта скрытых повреждений ?

3. Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП, с учётом износа (либо без учёта износа)?

, связанные с наездами на пешеходов :

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в ИД длины следа торможения на юз.

2. Какой остановочный путь имеет ТС-1 в условиях места происшествия.

3. На каком расстоянии от места наезда находилось ТС-1 в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД.

4. Располагал ли водитель ТС-1 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД, или появлении его из-за ТС-2.

5. Имел ли возможность потерпевший выйти за пределы полосы движения автомобиля, если бы водитель своевременно применил торможение, при том же темпе движения пешехода.

6. Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель автомобиля в данной дорожной ситуации и соответствовали его действия с технической точки зрения требованиям ПДД.

Вопросы на разрешение экспертизы столкновением транспортных средств :

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 (или ТС-2) перед торможением, если длина следа юза до столкновения составляет..... м, после столкновения ТС-1, развернулось на..... гр. и продвинулось до остановки на..... м?

2. На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекресток (или выезда на его полосу в момент обгона или объезда ТС-3 или в момент возникновения опасности?

3. Каков остановочный путь ТС-1 в данной ДТС при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом или (следствием)?

4. Имел ли водитель ТС-1 техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент (указать момент возникновения опасности или в момент обнаружения опасности в зоне видимости)

5. Имел ли техническую возможность (успевал ли) водитель ТС-2 выехать за пределы полосы движения ТС-1, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости.

6. Какими пунктами Правил должен был руководствоваться водитель ТС-1 в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям ПДД.

7. Какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя ТС-1 или ТС-2 с данным происшествием.

При столкновении ТС в отдельных случаях следствию есть необходимость в решении вопросов по транспортной трасологии :

1. Каков механизм столкновения ТС-1 и ТС-2?

2. Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения?

3. Где относительно границ проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2?

Для этой цели необходимо кроме указанных ИД представить для осмотра оба транспортных средства с повреждениями без их искажения при транспортировке и хранении до момента осмотра.

Вопросы на разрешение экспертизы при расследовании ДТП, связанных с потерей устойчивости ТС с ударом о препятствие, столкновением и т.п. :

1. Какова критическая скорость автомобиля на повороте с данным радиусом?

2. Возможно ли опрокидывание или занос на повороте с данным радиусом на указанной скорости и указанной загрузке?

3. Какова причина потери устойчивости транспортного средства, не вызвано ли это техническим состоянием ТС, дорожными условиями или действиями водителя по управлению ТС.

4. Какими пунктами ПДД следовало руководствоваться водителю в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям Правил с технической точки зрения.

При наличии указанных ИД экспертом могут быть решены следующие вопросы, при расследовании ДТП, связанных с маневрированием транспортного средства (в процессе обгона):

1. При заданных исходных данных, каково необходимо безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля..... автомобилем.....

2. Каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении.

3. Соответствовали ли действия водителя автомобиля (совершающего обгон)... требованиям ПДД и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

4. Соответствовали ли действия водителя обгоняющего автомобиля и встречного автомобиля требованиям Правил дорожного движения.

При исследовании технического состояния ТС экспертом могут быть решены следующие вопросы:

1. По рулевому управлению ТС:

Каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля..... на момент осмотра; соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям ПДД;

Могли ли данные неисправности привести к потере управляемости ТС в условиях данного происшествия;

Если неисправность возникла до ДТП, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства.

2. По рабочей тормозной системе ТС:

Работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля........; соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям ПДД;

Если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

Если отказ произошел до ДТП, то не является ли это причиной данного происшествия.

3. По ходовой части ТС:

Каково техническое состояние узлов ходовой части ТС;

Могли ли данные повреждения возникнуть до ДТП и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

Вопросы для экспертизы согласовываются с экспертом при расследовании ДТП, связанных с исследованием деталей ТС (металлографическое исследование, исследование резинотехнических изделий) .

По автолампам эксперту могут быть поставлены вопросы:

Горела или нет электролампа в момент разрушения колбы (или в момент столкновения);

Какой свет ближний или дальний был включен в электролампе в момент разрушения колбы (или в момент столкновения).


На разрешение эксперта ставятся вопросы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний :

Кто из лиц, сидящих в автомобиле, находился за рулем в момент ДТП. Не мог ли находиться за рулем автомобиля гражданин....... (указать фамилию и инициалы).

Совместными объектами исследования являются:

Одежда и телесные повреждения;

Масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства;

Транспортное средство с повреждениями, соответствующие моменту ДТП;

Протокол осмотра места ДТП с масштабной схемой.

Данный вид исследования проводится наряду с другими вопросами, указанными в постановлении, при исходных данных, изложенных выше.

Следует также сказать, что для разрешения названных вопросов, наряду с экспертами автотехниками и судебными медиками, привлекается к исследованию одежды и обуви эксперт трасолог.

Любое дорожно-транспортное происшествие подразумевает тщательное изучение всех обстоятельств, при которых оно было совершено. Сюда входит и поиск виновного лица, и осмотр автомобиля, и оценка причиненного ущерба. Именно для этого существует автотехническая экспертиза.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

Что устанавливает автотехническая экспертиза?

Она является одним из видов судебных экспертиз, проводимых при расследовании дел, которые связанны с различными авариями и другими дорожно-транспортными происшествиями.

Экспертиза необходима в первую очередь для того, чтобы выяснить все обстоятельства ДТП. Заключение эксперта в данном случае играет немаловажную роль для установления виновных в суде.

Это комплексное исследование, для проведения которого эксперту необходимы знания в самых разнообразных областях, включая медицину, криминалистику, обслуживания и ремонт транспортных средств и т. д.

Под транспортными средствами в этом ключе подразумеваются:

  • не только личные автомобили;
  • но и мотоциклы;
  • сельскохозяйственная техника;
  • и общественный транспорт.

Все эти транспортные средства являются объектами автотехнической экспертизы. Помимо этого, к объектам экспертизы относятся место происшествия, протоколы осмотра и допроса участников ДТП и свидетелей, и т. д. Различают комиссионную, комплексную и единоличную автотехническую экспертизу.

Они отличаются сложностью обстоятельств совершения ДТП, поэтому при комиссионной экспертизе требуется несколько экспертов с одинаковой специальностью.

Комплексная экспертиза подразумевает участие нескольких разных экспертов, а единоличную экспертизу проводит только один человек.

Чем регулируется

Автотехническая экспертиза регулируется:

  • «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»;
  • «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
  • и Гражданско-процессуальным кодексом.

Виды автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП – это целый комплекс исследований, необходимый для выяснения всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Поэтому существует несколько видов экспертизы, каждая из которых имеет узконаправленные задачи.

Обстоятельств ДТП

Данная экспертиза необходима для того, чтобы выяснить:

  • механизм развития ДТП;
  • где находились транспортные средства перед столкновением;
  • скорость транспортных средств;
  • время, которое требуется ля остановки автомобиля при данных условиях;
  • соблюдали ли водители правила дорожного движения;
  • была ли у водителя возможность избежать столкновения;
  • какие требования ПДД нарушил виновник, и было ли это причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Технического состояния ТС

Экспертиза технического состояния автомобиля необходима для выяснения следующих вопросов:

  • исправность транспортного средства;
  • в чем заключается обнаруженная неисправность;
  • могла ли поломка привести к дорожно-транспортному происшествию;
  • в чем заключается причина появления неисправности;
  • когда конкретно возникла поломка, до аварии или после;
  • была ли у водителя возможность выявить неисправность автомобиля до поездки;
  • мог ли водитель избежать дорожно-транспортного происшествия с данной неисправностью.

Транспортно-трасологическая

Эта экспертиза необходима для выяснения обстоятельств ДТП и устанавливает:

  • место дорожно-транспортного происшествия;
  • траектория движения автомобилей до столкновения друг с другом;
  • какой автомобиль находился неподвижным на момент столкновения, а какой нет;
  • какие повреждения из имеющихся были получены в результате ДТП.

Инженерно-психофизиологическая

Экспертиза в первую очередь выясняет психическое состояние участников ДТП и их поведение в этом момент.

С ее помощью эксперт выясняет:

  • мог ли водитель оценить опасность;
  • мог ли он неправильно оценить ситуацию;
  • время, когда водитель отреагировал на создавшуюся на дороге ситуацию;
  • мог ли водитель предотвратить ДТП с учетом всех повлиявших на него в тот момент факторов.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы

Проведение любой экспертизы в рамках расследования невозможно без определенных процессуальных действий. В данном случае это ходатайство о проведении, без которого любая экспертиза признается незаконной и не имеет юридической силы.

Установленной формы ходатайства нет, но писать его лучше с соблюдением всех правил делопроизводства.

Документ состоит из трех частей. Это вводная, описательная и резолютивная части.

  1. В начале документа указываются данные сторон и прочие реквизиты.
  2. Описательная часть содержит основания для проведения данной экспертизы. Необходимо уточнить, какой именно вид экспертизы требуется.
  3. Далее обязательно указываются вопросы, на которые нужно ответить эксперту и документы, которые прикладываются к ходатайству.

    Если экспертизу будет проводить конкретный человек, то следует написать его данные.

  4. Также указывается, за чей счет будет проводиться экспертиза после ДТП.

Кто подаёт

Ходатайство можно подать как на досудебном этапе, так и во время судебного процесса. Сделать это может следователь, адвокат или судья. В уголовном и гражданском процессе разрешено подавать ходатайство устно, но делать этого не рекомендуется.

Впоследствии результаты такой экспертизы можно оспорить, поэтому лучше составить письменный документ.

Образец

Образец ходатайства о назначении экспертизы можно

Иногда заключение эксперта вызывает ряд споров у участников процесса, поэтому закон разрешает проведение дополнительной экспертизы.

Повторная экспертиза всегда отвечает на те же вопросы, которые изучались во время первого исследования.

При наличии дополнительных вопросов к эксперту следует назначить новую, а не повторную экспертизу.

Задачи исследования

Проведение судебной автотехнической экспертизы требуется для того, чтобы установить истину при расследовании уголовного дела. В итоге экспертиза должна ответить на основной вопрос: был ли это несчастный случай или ДТП произошло в результате пренебрежительного отношения к ПДД одного из участников.

Объекты и материалы

Помимо места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей, которым в результате столкновения был причинен ущерб, эксперт также имеет право на изучение дополнительных материалов дела.

Но это возможно только в том случае, если они относятся к предмету экспертизы. Он может участвовать в допросах и запрашивать необходимые протоколы у следователя. Помимо этого, эксперт принимает участие в следственных действиях.

Какими данными руководствуются

Свои исследования эксперт проводит на основании следующих предоставленных ему материалов:

  • ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по дтп;
  • протокол осмотра и схемы дорожно-транспортного происшествия;
  • протокол осмотра технического состояния автомобиля;
  • справка по ДТП.

Этот список нередко дополняется другими материалами по делу.

К примеру, это может быть протокол следственного эксперимента.

Служебный эксперт самостоятельно получает при выезде на место и других процессуальных действиях. Но эксперт не имеет права самостоятельно исследовать те материалы дела, которые не относятся к непосредственному объекту экспертизы.

Также ему запрещено изымать такие материалы из дела и приглашать для проведения экспертизы третьих лиц.

Вопросы эксперту

Чаще всего эксперт при проведении этой экспертизы обязан предоставить ответы на следующие вопросы следователя или суда:

  1. Определение технического состояния всего автомобиля и наличие неисправностей.

    Эксперт обязательно должен выяснить характер неисправности, причину ее появления, а также могла ли она спровоцировать ДТП.

  2. Какой ремонт теперь требуется для восстановления транспортного средства.
  3. Расположение транспортных средств участников ДТП на момент столкновения, скорость, а также возможность водителей предотвратить столкновение.
  4. Могло ли состояние дороги и другие факторы повлиять на возникновение ДТП.

Заключение

Этот документ является итогом всей проведенный экспертизы и выступает доказательством в судебном процессе. Он составляется по определенным правилам и обязательно содержит вводную и исследовательскую части, а также выводы.

Вводная часть экспертного заключения содержит наименование органа, в котором экспертиза проводилась, данные эксперта, вид экспертизы и т. д.

Вопросы, на которые эксперт обязан был ответить, должны приводиться в той же формулировке, что и в ходатайстве.

Никаких изменений не допускается.

Также эксперт должен указать:

  • перечень материалов и объектов, предоставленных для исследования;
  • обстоятельства дела;
  • данные лиц, которые присутствовали во время экспертизы;
  • список нормативных документов, которые эксперт использовал во время работы.

Документ подписывается самим экспертом и заверяется печатью организации, где проводились исследования. Схемы, чертежи и фототаблицы также обязательно подписываются.

Заключение, как и приложение к нему, должно иметь несколько копий, одна из которых направляется лицу, назначившему экспертизу.

Когда эксперт не может ответить на поставленные ответы, он подает сообщение о невозможности дать необходимое заключение. Если же он может ответить лишь на некоторые вопросы, то сообщение составлять не нужно.

Образец

Сроки проведения

Законодательство не устанавливает каких-либо сроков для проведения автотехнической экспертизы. Комплексная оценка транспортного средства занимает у эксперта 3–4 дня , но на практике это срок больше. К тому, же многое зависит от степени загруженности специалиста другими экспертизами.

Стоимость

Чаще всего экспертиза транспортного средства оплачивается виновником аварии. Определенную стоимость услуг эксперта назвать невозможно, так как она зависит от характера повреждений и т. д.

В целом, минимальная сумма, которую придется заплатить, составляет 5–7 тыс. рублей.

Если проводится независимая экспертиза, то при обращении в центр необходимо учитывать увеличение этой суммы.

Эксперт, осуществляющий автотехническую экспертизу, должен быть хорошим специалистом и иметь определенный опыт.

Ведь нередко от его профессионального заключения зависят достаточно серьезные вещи, особенно, если это касается уголовного дела. В любом случае, законом не запрещено проводить дополнительные исследования.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Задача автотехнической экспертизы - установление техсостояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков, дорожной разметки, механизма ДТП, психофизиологического состояния водителя и участников ДТП.

Виды автотехнической экспертизы

Судебная экспертиза технического состояния транспортных средств (автотехническая экспертиза);
- судебная экспертиза механизма ДТП;
- судебная автодорожная экспертиза (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП);
- судебная экспертиза психофизиологического состояния водителя.
- какие вопросы решает автотехническая экспертиза технического состояния транспортных средств?

Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов, соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта;

Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь), если нет, то в чем заключается неисправность; когда она возникла;
Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП, если да, то каким образом; каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства;
Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью;
Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия;
Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс;
Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать совершению ДТП;
Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства; каково качество произведенного ремонта автомашины; каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой).

Вопросы, которые решают с участием эксперта-металловеда:

Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?
Какие вопросы решает автотехническая экспертиза механизма ДТП?

Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства)?
Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы; какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
За какое время транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути; какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда); какова величина тормозного, остановочного пути?
Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени; до какого момента у него была эта возможность; как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения, чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство; какие пункты Правил дорожного движения нарушены. Существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?
Какие вопросы решает автотехническая экспертиза технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП?

Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги; каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП; имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей?
Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали совершению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и др.)?
Какие вопросы решает комплексная медицинская, психологическая и автотехническая экспертиза психофизиологического состояния водителя и других участников ДТП?

Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?
Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП; мог ли водитель предотвратить ДТП?
Объектами автотехнической экспертизы могут быть: место ДТП, транспортные средства и их части (узлы, детали, обломки).
Как определяют результативность автотехнической экспертизы?

Результативность автотехнической экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся протоколы осмотров места ДТП, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами, а также ряд иных сведений.

К ним относятся информация о:

состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине ям, выбоин, уклонов и пр.;
техническом состоянии и типе транспортного средства, его загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере;
положении транспортных средств относительно друг друга;
контактировавших частях транспортных средств; о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя;
применении водителем экстренного торможения;
расстоянии, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии;
наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП;
расстоянии, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда;
сведениях, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству;
действиях пешехода перед его выходом на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, резко изменил направление движения).

Ежедневно на дорогах населенных пунктов происходит масса аварийных ситуаций. С резким увеличением численности машин пришло и значительное увеличение ДТП. Далеко не всегда удается определить истинного виновника аварии. Сделать это могут только специалисты после проведения специальной автотехнической экспертизы.

Этот комплекс действия нельзя назвать легким, и потому очень часто экспертиза не всегда может выявить все с абсолютной точностью. Об особенностях автотехнической экспертизы рассказывается ниже.

Автотехническая экспертиза — это комплекс мероприятий, который проводится специалистами на месте ДТП. Этот комплекс позволяет определить виновника аварийной ситуации, а также все причины и обстоятельства, которые последовали первопричиной ДТП.

Основной целью экспертизы считается установление всех факторов и обстоятельств, которые привели к появлению опасной ситуации на дороге. Внимательно изучив место столкновения, и проанализировав степень повреждения транспортных средств, эксперты способны с точностью составить картину аварии, и определить виновника опасности.

Комплекс действия при экспертизе позволит избежать финансовых проблем, которые непременно возникнут в процессе разбирательства. Как правило, экспертиза назначается судебными инстанциями в тех случаях, если показания свидетелей запутанны, а доказательная база не может дать ответ на вопрос, кто же является очевидным виновником происшествия.

Важно! Экспертиза может быть проведена в добровольном порядке, если одна из сторон конфликтной ситуации решает опротестовать судебный вердикт.

Таким образом, автотехническая экспертиза дает уникальную возможность составить картину ДТП и понять, какие причины привели к созданию дорожного происшествия, и кто должен понести ответственность за невнимательность на дороге.

Автотехническая экспертиза считается обязательным условием судебного разбирательства в делах о ДТП. Кроме того, на проведении комплекса этих исследований частенько настаивают страховые компании, которые нанимают соответствующих специалистов для того, чтобы определить точный размер компенсации, на которую может рассчитывать пострадавший.

Стоит заметить, что экспертиза может быть назначена практически на любой стадии расследования. Как правило, изначально при передаче дела на рассмотрение в судебные инстанции судом определяется обязательное прохождение экспертной комиссии. И только основываясь на результатах, которые предоставят суду эксперты, может быть принято окончательное решение.

Важно! В случае несогласия с итогами экспертной проверки, стороны конфликта имеют полное право подать жалобу и добиться назначения повторной независимой проверки. Также это осуществимо в той ситуации, когда одна из сторон-участников конфликта подозревает экспертов в предвзятости.

Для того чтобы экспертиза была проведена, необходимо ходатайствовать об этом. Стоит отметить, что на этом этапе лучше всего привлекать квалифицированных адвокатов, которые помогут составить правильный иск и инициируют начало экспертной проверки.

Первая экспертиза назначается, как правило, судом, однако в половине случаев участники ДТП не выражают доверие к ее результатам, и вынуждены настаивать на проведении повторной независимой оценки.

Для того чтобы подать ходатайство о проведении повторной оценки, необходимо изначально сформулировать причину, по которой она должна быть проведена еще раз. Без обоснования суд может отказать в назначении экспертизы. Количество экспертиз не ограничивается по закону, и потому каждый участник ДТП вправе подавать ходатайство неограниченное количество раз.

Для того, чтобы избежать появления нестыковок и мелких ошибок, рекомендуется привлечь к процессу квалифицированного автоюриста. Несмотря на то, что образец ходатайства можно найти практически повсеместно, правильно его заполнить бывает проблематично.

О том, что ходатайство о повторной экспертизе намеревается быть проведенным, необходимо сообщить оппоненту по судебному процессу и страховой компании. Таким образом, уведомление о назначении независимой экспертизы должно быть минимум в трех экземплярах.

Вполне естественно, что автотехническая экспертиза является платной услугой, и зачастую возникает вопрос, кто же обязан ее оплачивать. Законодательство на этот вопрос четкого ответа не дает, однако чаще всего плата за проведение комплекса оценочных работ накладывается на виновника аварийной ситуации.
Стоимость экспертизы может быть разной, и ее цена будет напрямую зависеть от характера повреждений машины и стоимости услуг эксперта. Таким образом, касательно цены можно сказать, что определить ее точно невозможно, и все будет зависеть от конкретной ситуации.

Судебная экспертиза может быть проведена за счет любой из сторон конфликта. Однако при этом допускается дальнейшее возмещение расходов на проведение проверки в пользу пострадавшего. Таким образом, несмотря на то, что будет оплачивать экспертизу, в случае определения его невиновным он может стребовать возврат денежных средств с виновника дорожного происшествия.

То же самое касается и независимой экспертизы. Оплачивать ее возьмется та сторона, которая инициировала повторную проверку, и в случае определения невиновности можно будет подать дополнительный иск о взыскании с виновника аварии расходов на проведение оценки.

Первостепенной задачей автотехнической экспертизы при ДТП является оказание непосредственной экспертной помощи при расследовании обстоятельств, а также причин дорожного происшествия любого характера. Этот комплекс мероприятий, в результате должен предоставить ответы на некоторые вопросы, которые можно условно разделить на 3 блока:

  1. Вопросы технического характера. В процессе работы над оценкой обстоятельств и причин ДТП эксперт будет обязан обследовать техническое состояние автомобиля, сверив его с исходными данными. Также эксперт должен будет выяснить основные показатели транспортного средства в период столкновения. В частности, должна быть определена скорость, с которой автомобиль двигался на момент аварии и прочие физические характеристики.
  2. Вопросы, которые напрямую затрагивают анализ действий автомобилиста. С точки зрения последовательности и правильности эксперт оценивает, насколько водитель использовал все правила и предосторожности ПДД при попадании в аварийную ситуацию. Это поможет определить, нарушил ли водитель правила движения, и не произошла ли авария исключительно по его вине. Параллельно будет дан ответ на вопрос, можно ли было избежать опасной ситуации на дороге, и что для этого сделал водитель.
  3. Вспомогательные вопросы. Этот комплекс вопросов тщательно изучает состояние дорожной инфраструктуры на момент опасной ситуации на дороге. Не секрет, что некоторые аварии происходят из-за причин, которые не связаны с людским фактором. Среди таковых состояние автодорожного покрытия, наличие ограничительных знаков и светофоров на дороге. Кроме того, в этом блоке вопросов будут даны ответы и на все данные, которые связаны с погодными условиями. То есть, не могла ли главной причиной аварии стать неудовлетворительная погода, например, сильный туман или обильный снегопад и гололедица.


Порядок проведения автотехнической экспертизы при ДТП

В случае серьезного ДТП крайне важно определить все обстоятельства, которые в совокупности привели к трагедии. В этом существенную помощь окажет автотехническая экспертиза. Как и любая процедура подобного характера, она требует особого внимания и проводится с учетом некоего порядка действий:

  1. Исследование обстоятельств аварийной ситуации.
    На этом этапе определяется вина и невиновность всех участников ДТП, и кроме того, эксперт дает однозначные ответы на вопросы технического характера. Это означает, на первом этапе экспертизы эксперт предоставит информацию относительно технического состояния машин на момент столкновения, их скоростного режима и т.д. Кроме того, будут рассмотрены возможности избегания ДТП с учетом технических показателей.
    Параллельно устанавливаются еще некоторые моменты, среди которых:
    — определение действий или бездействия водителя;
    — исследование причин возникновения опасной зоны;
    — удаленность участников ДТП друг от друга на момент аварийного столкновения.
  2. Оценка технического состояния автомобилей.
    Эта часть исследования является обязательной, и зачастую может пролить свет на обстоятельства ДТП, если они связаны с неисправностью машины и ее отдельных компонентов. В процессе этого этапа будут исследованы:
    — дефекты и повреждения машины, которые присутствовали на момент ДТП;
    — повреждения, которые были нанесены автомобилю в результате столкновения;
    экспертная оценка всех элементов двигательной системы, приборов и кузова, а также обследование коробки передач.
  3. Трасологическое исследование.
    Обследование следов автомобилей на месте аварии позволяет восстановить события в период ДТП и помогает определить движение автомобилей и их расположение по отношению друг к другу и другим участникам аварийной ситуации. Исследование этого типа не предусматривает выезд на место столкновения, и экспертиза проводится на основании наличных фотографий и видеосъемки.

    Важно! Эксперт не вправе собирать базу для исследования самостоятельно, эта обязанность возлагается на заказчика.

  4. Инженерно-психологическое обследование.
    Во время проведении экспертных мероприятий, в обязательном порядке специалисты будут изучать состояние психики водителя. Причем изучение будет касаться не только поведения автовладельца на момент ДТП, а и после него. Эта составляющая экспертизы является важной, и зачастую способна оказать существенное воздействие на результаты общего исследования.

Если в процессе проверки будет выявлено, что водитель мог избежать аварии, но не сделал этого по какой-либо причине, то он может быть признан виновным в судебном порядке. И итогом этого решения станет лишение прав на определенный срок, который будет зависеть о степени тяжести аварии.

На момент рассмотрения дела о ДТП в суде, заказать экспертизу могут как судьи и следователи, так и участники процесса. Однако к специалистам, которые будут работать над исследованием, предъявляются некоторые требования.

  1. Специалист должен иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть готов к тому, чтобы предоставить подтверждение своей квалификации и персональный идентификатор.
  2. Специалист должен иметь профильное образование, которое позволит ему тщательным образом провести исследование.
  3. Экспертизу не могут осуществлять сервисные центры, в который автомобиль ремонтировался до ДТП. Это объясняется тем, что в подобной ситуации они будут заинтересованными лицами, и результаты их исследования будут неточными.
  4. Эксперт должен быть абсолютно нейтральным и не имеет права занимать чью-либо сторону в процессе конфликта.

Стоит отметить, что основным требованием к эксперту будет наличие лицензии от Минюста и персонального идентификатора. Наличие этих документов подразумевает тот факт, что специалист обладает всеми необходимыми навыками и умениями, и может это подтвердить.

Обязанности эксперта четко прописываются в условиях соглашения с ним, которое подписывает и заказчик. И в случае обнаружения недостаточно квалифицированной работы, заказчик может опротестовать результаты исследований и принудить эксперта к повторной оценке.

Результатом проведения комплексной автотехнической экспертизы является официальное заключение, которое эксперт оформляет в письменном виде и предоставляет заказчику и суду. Результат оценки оформляется в виде документа, который условно состоит из нескольких частей.

  1. Введение. Здесь находятся сведения о разъяснениях законных прав и обязанностей, и получения информации о даче ложных показаний и предоставлении неправомерных сведений.
  2. Исследование. В этой части подробно и развернуто аналитическое исследование обстоятельств ДТП. В этой части документа эксперт должен описать исследовательский комплекс работ, которые были им проведены, расписать выбранные им методики и указать все ГОСТы и технические условия, которые были затронуты в процессе проверки.
  3. Заключение. В этой части итогового документа эксперт делает окончательные выводы относительно характеристики ДТП и предоставляет развернутые ответы на все вопросы, которые в процессе исследования интересовали заказчика.

Важно! Законодательство не регламентирует сроки проведения экспертизы.

В среднем, на проведение комплексной оценки специалисту достаточно от 1 до 3 дней, но чаще всего сроки будут увеличены, особенно в тех случаях, когда у него имеется сразу несколько заказчиков одновременно. На практике все будет зависеть от загруженности специалиста.

Видео на тему автотехническая экспертиза после ДТП

Как мы работаем

1 Обращение в компанию Вы можете либо позвонить, либо заказать звонок на сайте, а также приехать к нам в офис. 2 Согласование договора Если у Вас не осталось больше вопросов и наше предложение удовлетворяет Вашим требованиям, мы составляем договор и переходим к выполнению исследования, или же готовим информационное письмо для предоставления в суд. 3 Выполнение работы После получения документов и оплаты специалист приступает к работе, организовывается выезд при необходимости. 4 Результат работы! Итогом нашей работы является акт экспертного заключения (заключение специалиста), подготовленное в соответствии с действующими методиками и нормативно-правовыми актами.

Вам необходима экспертиза?

Узнать подробную информацию об экспертизе, сроках её проведения, необходимых документах и стоимости, а также получить бесплатную консультацию можно у нашего специалиста:

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния транспортных средств

  1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?
  2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?
  3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?
  4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?
  5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?
  6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
  7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?
  8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины? Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой)?

Ряд вопросов этого рода автотехнической экспертизы решается комплексно с участием эксперта-металловеда

  1. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
  2. Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
  3. Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
  4. Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой механизма дорожно-транспортного происшествия

  1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства)?
  2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
  3. За какое время данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?
  4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены, и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
  5. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
  6. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП

  1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
  2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
  3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей?
  4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе: отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и пр.)?